Jump to content
Zake

Этимология/семантика "үйсін" и "уйшун"/"хушин". Это разные варианты одного слова или разные слова?

Recommended Posts

4 минуты назад, asan-kaygy сказал:

Это ваше ИМХО.

Не совсем, я открыт к обсуждению. И я совсем не лингвист и в эти дебри не лезу. НО, мое мнение - уйшин было бы уйшин в казахском, так как использовать "ш" и твердые гласные правильнее и к исходному варианту (ушиин), и к специфике казахского языка. А вот сохранение именно такого произношения - үйсін. Явно не с проста.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Qairly сказал:

Не совсем, я открыт к обсуждению. И я совсем не лингвист и в эти дебри не лезу. НО, мое мнение - уйшин было бы уйшин в казахском, так как использовать "ш" и твердые гласные правильнее и к исходному варианту (ушиин), и к специфике казахского языка. А вот сохранение именно такого произношения - үйсін. Явно не с проста.

я в лингвистику не лезу

Link to comment
Share on other sites

56 minutes ago, asan-kaygy said:

Генетика показывает где сборный эль, а где высокая гомогенность.

Насколько я понял, в Вашей последней работе по Старшему жузу у "уйсынов" было обнаружено 4 группы родов которые близки друг другу внутри этой группы, но между группами близкого родства нет. Хотя раньше считалось, что все уйсыны происходят от одного отца основателя - Майкы бия. Может быть не так уж и гомогенны уйсыны?

Link to comment
Share on other sites

21 минуту назад, artad сказал:

Насколько я понял, в Вашей последней работе по Старшему жузу у "уйсынов" было обнаружено 4 группы родов которые близки друг другу внутри этой группы, но между группами близкого родства нет. Хотя раньше считалось, что все уйсыны происходят от одного отца основателя - Майкы бия. Может быть не так уж и гомогенны уйсыны?

Я канлы, шанышкылы и жалаиров за уйсунов не считал и не считаю.

Link to comment
Share on other sites

1 minute ago, asan-kaygy said:

Я канлы, шанышкылы и жалаиров за уйсунов не считал и не считаю.

Аааа, я думал что это и так без канлы, шанышкылы и жалаиров уйсыны делятся еще на 4 группы по генетике.  

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, artad сказал:

Аааа, я думал что это и так без канлы, шанышкылы и жалаиров уйсыны делятся еще на 4 группы по генетике.  

выделяются пока точно Ысты

Сиргелы надо доисследовать.

Ошакты тем более

Кстати кирме внутри также много.

Многие по шежире как Раимбек батыр

Link to comment
Share on other sites

6 minutes ago, asan-kaygy said:

С сиргелы и ошакты надо глубоко разбираться по шежире и увеличивать выборку

С дулатами тоже разберитесь пожалуйста. А то вот у меня (шегир) R1a, хотя должно быть С, если верить шежире

Link to comment
Share on other sites

Только что, artad сказал:

С дулатами тоже разберитесь пожалуйста. А то вот у меня (шегир) R1a, хотя должно быть С, если верить шежире

надо шегиров больше тестировать

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Zake сказал:

Лично у меня другая этимология үйсін ,но сейчас не об этом. 

С @Samatq обсуждали и выяснилось, что у кыргызов племя "уйшун" упомянуто  только в фольклоре Манасе.

В самом кыргызском языке не смогли этимологизировать и найти это слово.

Уйсынов кыргызы называли Үйшүн (Манас подтверждение). Сары уйсынов называли сары уйсун.

Изначально у казахов могло быть үйшүн, потом перешло в үйсін.

Кырг. шамал > каз. самал.

кошка > коска))
 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, Samatq сказал:

Уйсынов кыргызы называли Үйшүн (Манас подтверждение). Сары уйсынов называли сары уйсун.

Изначально у казахов могло быть үйшүн, потом перешло в үйсін.

Кырг. шамал > каз. самал.

кошка > коска))
 

Уйсын и уйшын - это слова и разные названия.

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Zake сказал:

Не могло быть такого у казахов. 

Ибо этимология прозрачная.

Это разные названия.

 

Беш > бес.
Уйсун и сары усун разные названия. Уйсун от үйшүн скорее всего.

Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Samatq сказал:

Беш > бес.
Уйсун и сары усун разные названия. Уйсун от үйшүн скорее всего.

Беш- бес совсем другое. Тут речь об аффиксах.

Моя версия что казахское "уйсун"  от монгольского "йусун" - "закон". 

Кыргызское Сары и кара усун подтверждает эту версию.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Zake сказал:

Беш- бес совсем другое. Тут речь об аффиксах.

Монг. Үүшин (хушин) без аффикса вроде как. 

үүшин > үйшүн> үйсін

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Samatq сказал:

Монг. Үүшин (хушин) без аффикса вроде как. 

үүшин > үйшүн> үйсін

Стрелочки показывать все могут)

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Zake сказал:

Моя версия что казахское "уйсун"  от монгольского "йусун" - "закон". 

 

Придерживаюсь этой же версии.

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Придерживаюсь этой же версии.

Кайрат наконец признал монголизм в казахском? Вы же писали, что в казахском монголизмы отсутствуют?

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Придерживаюсь этой же версии.

 

Ув Акб. 

Асан Кайгы считает, что уйсын=уйшын это одно и то же слово, просто обычный переход "ш"-"с" в тюркских языках как: таш-тас, бас-баш и т.д. 

И на основе этого развернулась целая гипотеза что уйсыны Старш жуза = золоотрд уйшыны.

 

Поэтому я и создал тему, чтобы со всех тюркских языков выяснить насколько Асан прав.

Если он прав, пусть докажет.

Я же считаю, что это поверхностный подход!

Link to comment
Share on other sites

24.02.2021 в 07:44, Samatq сказал:

Монг. Үүшин (хушин) без аффикса вроде как. 

үүшин > үйшүн> үйсін

В "уйшин" (возможно) торчит [н]. Как в слове алчи[н]?

Link to comment
Share on other sites

11 hours ago, asan-kaygy said:

надо шегиров больше тестировать

АЛ-ХАМАДАНИ

Ученые мужи говорят: «Тюрки бывают разные: тюрки-карлуки обитают в окрестностях Самарканда, и это древние тюрки. 31 Базкиши 32 носят большие бороды. Гуззы, тугузгузы и кимаки — это повелители, они подчинили себе много земель в их стране, это наиболее могущественные из тюрок. 33 Печенеги 34 же, шагары 35 и тугузгузы — это тюрки-кочевники. 36 У них одно намерение: поселиться, а потом уйти. Тюргеши 37 же имеют дома и деревни.

 

Примечание: 35. В тексте: аш-шгр-иййа. Исходя из сюжетной структуры автора (см. прим. 32 и 34), мы можем методом исключения прийти к равенству: аш-шар-ал-джфр-ал-джикил. И действительно, С. Г. Агаджанов не делает разницы между названиями «шагра» и «джагра» для обозначения одного из огузских племен, выступавшего, по его словам, в качестве самостоятельного народа в источниках VIII — Х вв. (Агаджанов, 1969, с. 146):

Подтверждение тому, что шагра (джагра) были племенем родственным огузам или даже одним из огузских племен, мы находим у ал-Истахри. Повествуя о непримиримости, воинственности и силе гуззов, он в качестве примера приводит эпизод военных действий Насра б. Ахмеда Саманида против шагра, названных им шавагир, что, очевидно, является формой множественного числа от шагар (Истахри, Каир, с. 163). Позднее шагра упоминаются как огузское племя, из которого рекрутировались гвардейцы хорезмшахов, вассалов газневидскИх султанов. (См.: Кёпрюлю, 1944; с. 426, 436, 437). Однако Байхаки, который сообщает нам об этом, называет их несколько иначе: джиграк или джигра. Махмуд Кашгарский также среди огузских племен упоминает племя играк, которое может быть сопоставлено с газневидскими джиграк, а также с этническим названием шагар у ал-Истахри и Ибн ал-Факиха.

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Hamadani3/frametext.htm

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...