Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 В 03.11.2020 в 17:02, АксКерБорж сказал: 1. Ув. Zake, интерес представляет источник, из которого Ахинжанов взял объяснения "уран" - "змея" и "кай" - "змея". В ДТС и в монгольских глоссариях я таких значений не нашел, может плохо искал? Кстати, юзер Asan-Kaygy в своей статье "Династии кыпчакских ханов" и вовсе ставит знак равенства между племенами "уран" и "кай" применяя скобки возводя это "объединенное" племя в предки кыпчакских ханов Шарухана, Тугорхана, Боняка, Котяна. 2. Как вы считаете, ув. Zake, есть ли связь между ранними каями и поздними уранкаями? 1. Насчет уран=змея Ахинжанов взял это мамлюкского тюрко-арабского словаря. 2. Между каями и уранкаями я вижу связь в названии (в части названия). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 37 минут назад, АксКерБорж сказал: Кстати, юзер Asan-Kaygy в своей статье "Династии кыпчакских ханов" и вовсе ставит знак равенства между племенами "уран" и "кай" применяя скобки возводя это "объединенное" племя в предки кыпчакских ханов Шарухана, Тугорхана, Боняка, Котяна. С ув Асан-Кайгы не согласен. Надеюсь он со временем присоединится к дискуссии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 1 час назад, Zake сказал: Надеюсь он со временем присоединится к дискуссии. Навряд ли. 1 час назад, Zake сказал: 1. Насчет уран=змея Ахинжанов взял это из какого-то тюрко-арабского словаря. Наверно от "ора/орау" - "обвивать", "обматывать"? Но откуда тогда "кай" - "змея"? Не могу пока найти. Ахинжанов вроде относил свое объяснение к монгольским языкам, но в них, емнип, змея - могой, но не кай. Замудрено как-то все с этими змеями. 1 час назад, Zake сказал: 2. Между каями и уранкаями я вижу связь в названии (в части названия). Типа как уаккерей? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 48 минут назад, АксКерБорж сказал: 1. Наверно от "ора/орау" - "обвивать", "обматывать"? 2. Но откуда тогда "кай" - "змея"? Не могу пока найти. Ахинжанов вроде относил свое объяснение к монгольским языкам, но в них, емнип, змея - могой, но не кай. Замудрено как-то все с этими змеями. 1. Кстати, он так и объяснял. Но все равно сомнительно всё-это. 2. Он писал о каком-то монгольском диалекте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Как вы считаете, ув. Zake, есть ли связь между ранними каями и поздними уранкаями? Я уже писал (в других темах), что есть связь в названии этнонимов. Легче всего разобраться со второй частью "уранкай" - "кай". По сведениям РАДа мы можем увидеть, что урянкаты являлись потомками Нукуза и Кияна (и указаны первыми в списке дарлекинов) "...Говорят, что раздувала меха главная ветвь [племени], восходящая к Кияну. Точно так же раздувало [мехи] и то племя, которое иззестно под именем нукуз, и племя урянкат, принадлежащее к их ветвям..." Легенда об Эргене-Кон свидетельствует о том, что потомки Нукуза и Кияна оказались в чрезвычайно гористой и вследствие этого неприступной местности: "...Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь |S 60| горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги, кроме одной узкой и труднодоступной тропы, по которой можно было пройти туда с большим трудом и затруднением. Среди тех гор была обильная травой и здоровая [по климату] степь. Название этой местности Эргунэ-кун.." Труднодоступная горную местность (с обрывистыми скалами) называли (и называют) по тюркски кайа=кыйя=кайиг в зависимости от диалектов. Т.е. "кайа" (на алтайском, башк. яз. и т.д.) или "қыйа" по казахски/кыргызски/каракалпакски и т.д. означает косогор, утес, скалу и т.д http://ded-altai.ru/history/russko-altayskiy-slovar https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/қыя/ "Кайиг" Кашгари - это тот же самый "косогор", "утес" и т.д. только на другом диалекте. Сейчас это слово сохранилось напр в хакасском языке в виде "Хыйыг" - косогор, откос. https://books.google.co.kr/books?id=5iL_AgAAQBAJ&pg=PA298&lpg=PA298&dq=хыйыг&source=bl&ots=kl-gx-Oq6C&sig=ACfU3U2iCKyscfT4DHy3ebWGjKeI7MNhdg&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjzn52vxeDqAhXR7GEKHTgpCd84ChDoATAAegQICBAB#v=onepage&q=хыйыг&f=false Т.е. кайы/кай=кайа/кыйа=кайиг = хыйыг. Это всё одно и тоже название (!) Теперь важно сделать следующее допущение: урянкат является множественным числом от "урянкай". Таким образом, вторая часть генонима (уранкай) "кай" является редуцированным вариантом слова "кайа"="кыйя"="кайиг" в единственном числе или кыйят во множественном числе. Теперь надо разобраться с первой частью генонима "уранкай" - "уран". Имхо ответ тоже можно найти у РАДа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 Кстати, среди каракалпакских киятов есть род Уранкият. (Имхо это тоже самое название что и название "урянкат" в источниках). Ув Камал может подтвердить насчет Уранкият среди каракалпаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 Теперь насчет самого слова "уран". Рад отмечал особенность урянкатов, которая отличала их от других средневековых монголов. Этой особенностью являлось поведение урянкатов во время грозы/молнии. ... У них есть такой обычай: когда падает много молний, они поносят и небо, и тучи, и молнии и кричат на них. Если молния упадет на животное и оно подохнет, они не едят его мяса, а сторонятся и убегают от него. Они твердо уверены в том, что если они так поступают, то гроза прекратится. Другие монголы поступают напротив: во время грозы они не выходят из кибиток и в страхе сидят [дома]. Уран - с тюркских языков означает боевой клич, пароль. Но в основе боевого клича ведь лежат именно громкие призывы и возгласы, чтобы устрашить врага и т.д. Поэтому неудивительно и очень логично, что слово "уран" также имеет отношение и к словам "крикун", "горлопан" https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/ұраншы/ ұраншы́ крикун; горлопан Имхо именно из-за этой необычной для монголов привычки громко кричать и горланить на тучи/молнии ("они поносят и небо, и тучи, и молнии и кричат на них") их и прозвали урянкатами (уранкият, уранкай и т.д.). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 3 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 1 час назад, Zake сказал: Кстати, среди каракалпакских киятов есть род Уранкият. (Имхо это тоже самое название что и название "урянкат" в источниках). Ув Камал может подтвердить насчет Уранкият среди каракалпаков. Среди башк. табынов есть род Уранкай https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Табын_(племя) КАЛЬСЕР (родовые подразделения: аккуз, бире, юныс, кускилде, кыйгас, сукай, туркмен, тырнак, уранкай, ябалак, каварды) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2020 3 часа назад, Zake сказал: Теперь насчет самого слова "уран". Рад отмечал особенность урянкатов, которая отличала их от других средневековых монголов. Этой особенностью являлось поведение урянкатов во время грозы/молнии. ... У них есть такой обычай: когда падает много молний, они поносят и небо, и тучи, и молнии и кричат на них. Если молния упадет на животное и оно подохнет, они не едят его мяса, а сторонятся и убегают от него. Они твердо уверены в том, что если они так поступают, то гроза прекратится. Другие монголы поступают напротив: во время грозы они не выходят из кибиток и в страхе сидят [дома]. Уран - с тюркских языков означает боевой клич, пароль. Но в основе боевого клича ведь лежат именно громкие призывы и возгласы, чтобы устрашить врага и т.д. Поэтому неудивительно и очень логично, что слово "уран" также имеет отношение и к словам "крикун", "горлопан" https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/ұраншы/ ұраншы́ крикун; горлопан Имхо именно из-за этой необычной для монголов привычки громко кричать и горланить на тучи/молнии ("они поносят и небо, и тучи, и молнии и кричат на них") их и прозвали урянкатами (уранкият, уранкай и т.д.). Вопрос очень интересный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 4 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2020 14 hours ago, Zake said: Среди башк. табынов есть род Уранкай https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Табын_(племя) сукай, Сукайты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 4 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 4 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2020 2 часа назад, Steppe Man сказал: Сукайты? Сукай тоже самое что и сукан, в множественном числе суканут Впоследствии детей, которые появились от этого сына, хотя они |А 42а, S 82| и баарины, называют по имени ветви – суканут, потому что по-монгольски название гребенщика «сукай». В настоящее время они составляют отдельное племя Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2020 19 часов назад, Zake сказал: суканут, потому что по-монгольски название гребенщика «сукай» Вы уверены, что так в оригинале? Не допускаете ли вы, что это дописка переводчика? В русских переводах летописи много таких комментариев не только в сносках, но даже в самом тексте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 5 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2020 22 часа назад, Zake сказал: Сукай тоже самое что и сукан, в множественном числе суканут Впоследствии детей, которые появились от этого сына, хотя они |А 42а, S 82| и баарины, называют по имени ветви – суканут, потому что по-монгольски название гребенщика «сукай». В настоящее время они составляют отдельное племя Это то же что и сукаит? Одно племя? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2020 21 минуту назад, buba-suba сказал: Это то же что и сукаит? Одно племя? Суканут это множ. число от сукай или сукан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2020 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Вы уверены, что так в оригинале? Не допускаете ли вы, что это дописка переводчика? В русских переводах летописи много таких комментариев не только в сносках, но даже в самом тексте. Ни в чем не могу быть уверен на 100 %) Пока обсуждаем то, что имеем в наличие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 6 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2020 19 часов назад, Zake сказал: Суканут это множ. число от сукай или сукан. Я не совсем точно выразился. По нашим понятиям "суканут" - это название рода в племени, "сукаит" - это уже название племени. Суканут - мн.ч. с оттенком принадлежности, часть целого. Сукаит - мн.ч. с оттенком целостности. Я как-то объяснял ув. Бухрену о его будущих потомках: подрод, семейство - бухрерг, род - бухренуд, племя - бухрид или бухренид. При переводе с бурятского Д заменится на Т. Или С, если на монгольский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2020 3 часа назад, buba-suba сказал: Я не совсем точно выразился. По нашим понятиям "суканут" - это название рода в племени, "сукаит" - это уже название племени. Суканут - мн.ч. с оттенком принадлежности, часть целого. Сукаит - мн.ч. с оттенком целостности. Я как-то объяснял ув. Бухрену о его будущих потомках: подрод, семейство - бухрерг, род - бухренуд, племя - бухрид или бухренид. При переводе с бурятского Д заменится на Т. Или С, если на монгольский. У РАДа нет сукаит, есть сукай и суканут. Если есть "сукаит", то покажите. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 7 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2020 02.11.2020 в 17:13, АксКерБорж сказал: Любимое словцо кыпшаковедов. Это ваше личное право верить или не верить. Субъективность еще никто не отменял. Давайте аргументы. Какие там еще аргументы нужны? И так всем понятно что за народы приняли монгольские этнонимы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 ноября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2020 07.11.2020 в 22:36, mechenosec сказал: И так всем понятно что за народы приняли монгольские этнонимы. Кончено понятно, тюрки татары под сильным киданьским (монгольским) влиянием. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 9 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2020 08.11.2020 в 01:36, mechenosec сказал: Какие там еще аргументы нужны? И так всем понятно что за народы приняли монгольские этнонимы. Дайте обьяснение "уранкат" с монгольского . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 ноября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2020 14 минут назад, Zake сказал: Дайте обьяснение "уранкат" с монгольского . Как же он его вам даст? Он же не монголовед, а кыпшаковед. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Дамир Опубликовано 10 ноября, 2020 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2020 03.11.2020 в 20:57, Zake сказал: Этой особенностью являлось поведение урянкатов во время грозы/молнии. ... У них есть такой обычай: когда падает много молний, они поносят и небо, и тучи, и молнии и кричат на них. Если молния упадет на животное и оно подохнет, они не едят его мяса, а сторонятся и убегают от него. Они твердо уверены в том, что если они так поступают, то гроза прекратится. ... Имхо именно из-за этой необычной для монголов привычки громко кричать и горланить на тучи/молнии ("они поносят и небо, и тучи, и молнии и кричат на них") их и прозвали урянкатами (уранкият, уранкай и т.д.). Не так давно, вот только не помню где читал, про похожий обычай у кого-то(тоже не помню про кого), запомнился только обычай. Примерно так там описывался этот обычай: "во время грозы, грома и молний они стреляют из лука в небо и громко кричат, потом, в место куда ударила молния, они закапывают в землю жертвенное животное, шаманка (именно шаманка, а не шаман) проводит обряд и покидают это место. Через год возвращаются..." а дальше не помню, но тоже проводили какой-то обряд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 ноября, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2020 А. Байтурсынов "Казахские приметы и пословицы": "... Облако это по-киргизски «найзагай-булт». Киргизы очень боятся этого облака-молнии". Из своего опыта знаю, что казашки старшего возраста в сельской местности всегда очень боялись и до сих пор боятся молний и грома (мужчины не так). Помню с детства, как при наступлении грозы мама сразу завешивала все окна и зеркала в доме, а при каждом раскате громе повторяла заклинание, естественно мусульманское, но на казахский манер - стапыралла, сухана ляй-ляй и ужасно боялась. Так делали раньше все. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться