Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

2HXZsi9t35Ngnyy19Jn7pxSdu1pKAxNm38fgv5bh

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

MENBE (ИСТОЧНИК): Handwörterbuch des Altuigurischen. Jens Wilkens

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.01.2023 в 00:26, SatukBughraKhan сказал:

2HXZsi9t35Ngnyy19Jn7pxSdu1pKAxNm38fgv5bh

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

MENBE (ИСТОЧНИК): Handwörterbuch des Altuigurischen. Jens Wilkens

UPD: Помимо этого еще обнаружил слово "янчук" что у нас сейчас означает "пакет", "карман", "мешок", также это слово есть у Кашгари в его Диван Лугат ат-Тюрк

zk15Ag2okZLC0Mqbmp1ELTnT1H4t81VFx5q-WRnw

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.01.2023 в 00:26, SatukBughraKhan сказал:

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

 

У нас, у казахов есть близкое "адас" - тезка.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас, у казахов есть близкое "адас" - тезка.

 

да, и у узбеков есть тоже слово "адаш" которое тоже означает "тёзка", но у современных уйгуров, средневековых могулов Могулистана, идикутов-буддистов Турфана и караханидов-муслимов Кашгарии это означает "друг"

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, SatukBughraKhan сказал:

да, и у узбеков есть тоже слово "адаш" которое тоже означает тёзка, но у соврменных уйгуров, идикутов и караханидов это означает "друг"

похожее на уйгурское слово "адаш" есть ещё у якутов вроде, и у турков "аркадаш"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.01.2023 в 00:26, SatukBughraKhan сказал:

2HXZsi9t35Ngnyy19Jn7pxSdu1pKAxNm38fgv5bh

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

MENBE (ИСТОЧНИК): Handwörterbuch des Altuigurischen. Jens Wilkens

Также слово "адаш" было у могулов Могулистана

NtVp8SefNXG82BMsowHw4A5hbUxQufml3bA1gskr

"Тарихи Рашиди", Книга 2, Глава 14

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слово «лапша» заимствовано из татарского и уйгурского языков: lakča — «мелкие кусочки теста, сваренные в бульоне», или из чуваш. läškä[3].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лапша

В якутском есть слово - лахсыыр (болтовня). Возможно, "лахсыыр" из одного корня с древне-уйгурским lakča (лакша). 

На современном уйгурском лапша как будет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.01.2023 в 03:26, SatukBughraKhan сказал:

Древнеуйгурский словарь 2021 года, у древних уйгуров также сущестовало слово "адаш" в значении "друг", также оно у них использовалось как мужское имя

Итальянский adunare (собираться, собирать). От латинского: From ad- +‎ ūnus (“one, single, sole”). Здесь: ad (рядом) + uno (один). Латинский: adunatus (соединенный, объединенный).

У тюрков даже слово күн (солнце, день) индоиранского происхождения оказалось. В якутском: атты (рядом). Английский: at (у, при, за, в). 

В якутском и сейчас существует атас (товарищ, друг, приятель). Возможно так: ат (рядом) + ас (суффикс). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Харабыл сказал:

Итальянский adunare (собираться, собирать). От латинского: From ad- +‎ ūnus (“one, single, sole”). Здесь: ad (рядом) + uno (один). Латинский: adunatus (соединенный, объединенный).

У тюрков даже слово күн (солнце, день) индоиранского происхождения оказалось. В якутском: атты (рядом). Английский: at (рядом). 

В якутском и сейчас существует атас (товарищ, друг, приятель). Возможно так: ат (рядом) + ас (суффикс). 

с чего вы взяли что "күн" индоиранского происхождения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

53 минуты назад, SatukBughraKhan сказал:

чего вы взяли что "күн" индоиранского происхождения?

О вероятном происхождении пратюрков от сибирских скифов, а также тохарском происхождении слов елиг (рука), күн (солнце) читал здесь:

https://indo-european.eu/2021/05/proto-turkic-homeland/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Харабыл сказал:

Итальянский adunare (собираться, собирать). От латинского: From ad- +‎ ūnus (“one, single, sole”). Здесь: ad (рядом) + uno (один). Латинский: adunatus (соединенный, объединенный).

У тюрков даже слово күн (солнце, день) индоиранского происхождения оказалось. В якутском: атты (рядом). Английский: at (у, при, за, в). 

В якутском и сейчас существует атас (товарищ, друг, приятель). Возможно так: ат (рядом) + ас (суффикс). 

про якутское "друг" и "товарищ" я писал выше только не помнил слово, спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Харабыл сказал:

О вероятном происхождении пратюрков от сибирских скифов, а также тохарском происхождении слов елиг (рука), күн (солнце) читал здесь:

https://indo-european.eu/2021/05/proto-turkic-homeland/

слышал о теории общего родства между индо-иранскими и алтайскими языками, но говорят это теория как минимум неубидительна и как максимум не научна

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Харабыл сказал:

Слово «лапша» заимствовано из татарского и уйгурского языков: lakča — «мелкие кусочки теста, сваренные в бульоне»

В якутском есть слово - лахсыыр (болтовня). Возможно, "лахсыыр" из одного корня с древне-уйгурским lakča (лакша). 

 

Вы на что намекаете, что болтать значит вешать лапшу? :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, SatukBughraKhan сказал:

слышал о теории общего родства между индо-иранскими и алтайскими языками, но говорят это теория как минимум неубидительна и как максимум не научна

Никто не говорит о родстве индоиранских и алтайских языков. Речь и идет о родстве слов елиг и күн с тохарскими словами.

Я спрашивал как на современном уйгурском будет лапша.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вы на что намекаете, что болтать значит вешать лапшу? :D

Именно в таком смысле. Древние якуты не знали, что такое лапша. Слово лахсыыр могли принести древние уйгуры. Они точно ели лапшу в уйгурском каганате. После поражения они бежали без семян и сельхозоборудования. В те времена не было понятия вешать лапшу на уши. Но, вполне могли сравнить пустую болтовню с лапшой. Например, говорит так много слов как лапша.

Болтать ногами. Болтать бутылку. Болтать - много говорить.

Лахсыыр, лахсыйыы - болтать языком, говорить всякий вздор, молоть чепуху.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.01.2023 в 09:16, Харабыл сказал:

Слово лахсыыр могли принести древние уйгуры. Они точно ели лапшу в уйгурском каганате.

 

Да, но при обязательном условии, что современные оседлые земледельческие уйгуры это прямые потомки средневековых кочевых скотоводческих уйгуров (тогуз-огузов).

Навряд ли в кухне последних присутствовала лапша.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Да, но при обязательном условии, что современные оседлые земледельческие уйгуры это прямые потомки средневековых кочевых скотоводческих уйгуров (тогуз-огузов).

Навряд ли в кухне последних присутствовала лапша.

 

Учитывая мульти-племенной состав новой конфедерации, вопрос о происхождении правящей элиты Караханидов остаётся всё ещё открытым. Самая недавняя теория которая основывается на нумезматичских артефактах и предложенная Борисом Кочневым устанавливает что истоки Караханидов имеют отношение к клану Igdish (Идгиш) из чигильской группы, которые составляли часть Карлукской конфедерации. В тоже время китайские источники времён династии Song видят Караханидов как потомков Уйгурского Каганата наравне с уйгурами Турфана (IX — XIII вв.) и Ганьсу (IX — XI вв.):

 

"В начале, Haigu (Уйгуры) ушли на запад, их племена и кланы разошлись по разным местам. Поэтому здесь был kehan (Каган) в Ganzhou (Ганьсу), kehan в Xizhou (Турфане) и heihan (Карахан) в Xinfuzhou (Хотане*). Они все потомки Уйгура."

 

* — под Хотаном китайцы подразумевают Караханидов. 

 

MENBEŞI (ИСТОЧНИК): Qarakhanid Road To China (2022)

292GsKWGOAJA1Kjs2vdMtotaUJb5p9DQ1bHoZ6az

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, SatukBughraKhan сказал:

"В начале, Haigu (Уйгуры) ушли на запад, их племена и кланы разошлись по разным местам. Поэтому здесь был kehan (Каган) в Ganzhou (Ганьсу), kehan в Xizhou (Турфане) и heihan (Карахан) в Xinfuzhou (Хотане*). Они все потомки Уйгура."

 

Просто мне трудно отделить два фактора.

Один - это когда потомками кочевых уйгуров тогузогузов считают современных уйгуров.

Другой - это когда потомками кочевых уйгуров тогузогузов считают найманов, керейтов, онгутов и даже род Чингизхана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Просто мне трудно отделить два фактора.

Один - это когда потомками кочевых уйгуров тогузогузов считают современных уйгуров.

Другой - это когда потомками кочевых уйгуров тогузогузов считают найманов, керейтов, онгутов и даже род Чингизхана.

 

а кем их должны считать?) Известно что после распада Уйгурского каганата уйгуры переселили центр своей государственности в оазисы Восточного Туркестана и Ганьсу. Те кто мигригровали в Ганьсу стали сариг югурами, их правитель примерно до 11 века носил титул каган так как он был выходцем из племени яглакар и имел на это право.

Самая многочисленная группа уйгуров осела в Турпане и их правитель носил титул Идикут. Они занимали территорию от Комула до Алмалика (по Махмуду ибн Вали) и Кучара, именно они известны в средневековых источниках как уйгуры а их страна называлась Уйгуристаном. Они также хранили память о своём прошлом на Орхоне и ввели своё происхожденте оттуда, в одно время китайцы им предлагали возродить свой каганат в Монголии но они отказались

Была ещё и третья группа уйгуров которая дошла до карлуков, эта группу уйгуров называют племенем ягма и они играли значительную роль в формировании Карахидского каганата.

Большинство современных уйгуров (кашгарские и илийские юрты) как раз таки является потомками восточных караханидов.

Прямыми потомками именно средневековых идикутских уйгуров являются турфанские и комульские юрты современных уйгуров, они вошли в состав в период Могулистан перейдя в ислам и подчинившись власти ханам чагатаидам, а Махмуд Ибн Вали также указывает что те идикутские уйгуры к 16-17 вв. уже являлись частью могулов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, SatukBughraKhan сказал:

Они также хранили память о своём прошлом на Орхоне и ввели своё происхожденте оттуда

 

В это лично я не верю, что Орда-Балык, соответственно и Кара-Корум потом, были в Монголии, на Хангае.

 

21 минуту назад, SatukBughraKhan сказал:

Прямыми потомками именно средневековых идикутских уйгуров являются турфанские и комульские юрты современных уйгуров

 

Вы почему-то ни словом не упомянули тогузогузов (уйгуров) и вопрос о возможной прямой этнической связи с ними найманов, керейтов, онгутов и прочих средневековых татарских (монгольских) племен.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

В это лично я не верю, что Орда-Балык, соответственно и Кара-Корум потом, были в Монголии, на Хангае

Во что вы конкретно не верите?В существование Ордубалика?Или в то что идикутские уйгуры хранили в памяти происхождение от орхонских уйгуров?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вы почему-то ни словом не упомянули тогузогузов (уйгуров)

токуз огузы это союз различных племён среди которых главными выступали телеское племя уйгуров, позже все тогуз огузы стали известны под названием "уйгуров". Найманы, керейиты и онгуты к ним не относились, максимум были подчинёнными народами. Ниже прекрплю состав уйгуров орхона:

РОДОВОЙ СОСТАВ ОРХОНСКИХ УЙГУРОВ

 

Состав токуз-огузского племенного союза не оставался неизменным в разные периоды истории. На начальном этапе Уйгурского каганата в него входили следующие племена: 1) хуэйхэ (уйгуры) 2) пугу (бугу), 3) хунь (кун), 4) тунло (тонгра), 5) сыцзе (сыгир), 6) циби (киби), 7) абусы (абуз), 9) гулуньгу. Составитель "Тан хуэйяо", в котором помещен этот список, отмечает, что последние два племени, вероятно, приобрели равный с остальными статус после годов правления Тяньбао (742-756). Приведенный список Tокуз-огузов не учитывает некоторые другие племена, о принадлежности которые к токуз-огузам в период каганата известно из тех же танских источников, а именно: эдизов, доланьгэ, хyce, белых си, сицзе.

 

По данным "Тан шу", главное токуз-огузское племя "уйгур" состояло из девяти родов: яглакар (яолэгэ), угуркар (худугэ), курабир (цзюйлэу/долоу),боксигит (могэсихэ), авучаг (аучжай), хазар (хэса), угуз (хувэньсу), ябуткар (яогэ), аявир (сиеу). Каганы уйгуров происходили из рода Яглакар. Между тем уйгурская надпись из Могон Шине Усу свидетельствует что собственно уйгуры состояли не из девяти, а из десяти родов (он-уйгyp). Это свидетельство подтверждается некоторыми другими источниками, например, персидским автором Рашид-ад-дином (XIII в.).Такое противоречие источников объяснено Э.Дж. Пуллиблэнком. Он полагает; что авторы танских династийньк историй при составлении перечня собственно уйгуров использовали список из десяти наименований уйгуров, однако по ошибке вписали этот перечень в текст, относившийся к девяти огузским племенам, поэтому им пришлось сократить список он-уйгуров на одно название. Понятие "род", как более мелкая социальная организация, чем "племя", применительно к "десяти уйгурам" (он-уйгурам) употребляется здесь условно, так как на самом деле уйгурские родовые группы по численному составу зачастую не уступали остальным токуз-огузским племенам. Об этом можно судить, например, из такого факта: число воинов, выставлившихся уйгурами, в несколько раз превышало войска других токуз-огузских племен. Так, уйгуры имели 50-тысячное войско, в то время как войско любого другого токуз-огузского племени не превышало 10 тысяч человек. При этом существовали совершенно небольшие племена, такие как эдизы, которые выставляли всего 1700 воинов. Именно численное превосходство уйгуров над другими токуз-огузскими племенами обеспечило им ведущее положение в токуз-огузском союзе.

 

[Камалов А.К. Древние уйгуры. VIII-IX вв. - Алматы: Наш мир, 2001 - с.65-66]

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

“токуз огузы это союз различных племён среди которых главными выступали телеское племя уйгуров, позже все тогуз огузы стали известны под названием "уйгуров". Найманы, керейиты и онгуты к ним не относились, максимум были подчинёнными народами. Ниже прекрплю состав уйгуров орхона:”

У АксКерБож есть основания возразить. У современных керей казахов (Тарышы) первопредок Мойын. В некоторых шежіре “Шимойын”. Ши здесь “Ру”. Руы Мойын. 

Немного о создателе Государства Тогуз Огузов (Уйгурский каганат). Им является Гэли (Гули) Пэйло. 

В 744 году Гэли Пэйлу или Кутлуг I Бильге Пэйло обьединив басмыл и карлуков  разгромив Восточно-Тюркский каганат и создал Государство Тогуз Огузов (Уйгурский каганат).
Рассвет Уйгурского каганата связывают с правлением его сына - Моюн чуром (Баянчур каган). На стелле Моюнчур написано : 𐰉𐰖𐰣𐰲𐰆𐰺 𐰴𐰍𐰣..

Древнетюркский текст: 𐰉𐰖𐰣𐰲𐰆𐰺 𐰴𐰍𐰣. 
Кит. 葛勒可汗. 
Пиньинь (латинская транскрипция китайского языка) - geleikehan. 
Палл. (Транскрипционная система Палла́дия - общепринятая система транскрипции китайского языка на русский язык) - Гэлэйкэхань. Каган уйгурского каганата с 747 года по 759 год. Таким образом, мы видим, что начиная с Моюн чур  кагана начали называть “Герей кэхан”, иначе говоря “Керей каган”.

Странно. Правда?! Необьяснимые совпадения.

Что касается Яглакар, в источниках есть и другая транскрипция. Иоллуг или Яологе. Так называли религиозных миссионеров. Оттуда династия Иоллуг. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Байин/Майин=Кир/киргу это красный, красно-коричневый цвет. Байин/майин сейчас не используются в тюркских языках, а кир/киргу - сейчас в большинстве тюркских языках стал "кер" (коричневый), только в некоторых языках, напр. в тувинском, башкирском остались архаичные  варианты "кир"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.01.2020 в 13:53, Rust сказал:

В статье В. Махпирова (д-р филол.н., КазУМОиМЯ  им. Абылай хана, г. Алматы, Казахстан) УЙГУРСКИЙ МАШРАП С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ пишется:

И теперь вопрос к уйгурским юзерам — сохранилась ли у вас традиция подачи определенных кусков туши - утихин/устукан (жилик)? Махпиров пишет о сохранении такой традиции.

казахи похоже говорили, когда детей отдавали мулле на воспитание, которые били детей, а эти слова были как бы разрешением

ЕМНИП читал про это у Бердибека Сокпакбаева

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...