Перейти к содержанию
Bas1

Средневековые татары

Рекомендуемые сообщения

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Это понятно. Но все же?

 

Потому что существующие объяснения не дают четкого ответа на вопрос, почему казахов именовали киргизами?

- якобы по ошибке (ничего себе ошибка)

- якобы по названию енисейских киргизов (причем тут они)

- якобы чтобы отличать от русского казачества (можно было бы отличать назвав по другому)

- якобы в письмах был пропущен персидский союз "ва" (грамотеи, Бир балы на них не хватает)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, buba-suba сказал:

У Плано Карпини речь идет о Каспийских горах (Кавказ)

пошел походом против Востока через землю Керпис 61, которых не одолел войною, и, как нам говорили, там же прошел до Каспийских гор;   .....   -а к тому же они не могли вынести шума солнца;.... 

61 То-есть черкесы на Кавказе, покоренные монголами в 1227 г; киргизы же были побеждены уже в 1207 г. (Прим. Л. И. Малеина.) 

 

Здесь много баек и откровенной лапши навешали на уши францисканцев монголы. Либо здесь были трудности с коммуникациями.

Про шум солнца в Нараирген - это  распространенный сюжет в других источниках. Не думаю, что там были воины Чингиза. 

https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Cudesa/frametext4.htm

Джабалка] 340 — город на востоке на берегу моря. При восходе солнца вода в море начинает бурлить и [от нее] идет страшный рев. Изготовили барабаны; бьют в них в это время, дабы меньше слышать рев моря.

А  распространенный сюжет с Нохой-Кадзар, это вообще-то Кыл-Барак из Огуз-наме, но уже с вариациями. Ту же самую байку с ногай-ирген монголы рассказывали китайцам https://forum-eurasica.ru/topic/445-hогайцы/?do=findComment&comment=45265

Монголы действит-но хорошо знали содержание Огуз-наме!

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/de_Bridia/text2.phtml?id=9127

18] А тартары, не решаясь вернуться к себе домой раньше установленного Чингис-каном срока, дабы избежать смертного приговора, двинулись в юго-восточном направлении. Пройдя более месяца по пустыне, они достигли Земли псов, называемой по-тартарски Нохой-Кадзар. Ведь нохой по-тартарски означает на латыни canis (собака), а кадзар по-тартарски означает на латыни terra (земля). Они нашли там только лишь женщин без мужчин [и], захватив их в плен, остались на два [дня] возле реки, которая протекает посередине [этой] земли, а когда спросили [их] о мужчинах, каковы они и где находятся, [те] ответили, что [их мужчины] от природы — псы и что они, прослышав молву о врагах, переправились через реку. На третий же день обнаружилось, что все псы, которые обитали в [этой] земле, объединились, но, [поскольку] тартары насмехались над ними, они, переправившись через реку, [108] стали кататься по песку, который вследствие холодного времени замерзал на них. И так они проделали дважды и трижды, а поскольку псы были покрыты шерстью, то лед смерзся с песком на толщину ладони. Сделав это, они ринулись на тартар. Те же, смеясь, начали метать в них стрелы. Но поскольку им не мог быть причинен вред иначе, чем через рот и глаза, они уничтожили очень немногих. Псы же, быстрее добегая [до них], одним укусом валили коня, а другим душили татарского [всадника]. Итак, тартары, видя, что ни стрелы, ни мечи не могут повредить псам, пустились в бегство. Псы, преследуя их в течение трех дней [и] умертвив очень многих, изгнали их из своих границ. И таким образом обрели впредь мир от них. Некий тартар также рассказал брату Б[енедикту], что его отец был в то время убит псами. Кроме того, брат Б[енедикт] твердо уверен в том, что он сам видел среди тартар одну из песьих женщин, о которой он даже говорит, что она рожала от тартар, но [рожала] мальчиков чудовищных. А вышеописанные псы очень волосаты, они понимают полностью речь женщин, а женщины — [смысл] знаков псов. Если женщина рождает дитя женского пола, у него человеческий облик матери, [а] если мужского, то он делается псом, как отец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Джабалка] 340 — город на востоке на берегу моря. При восходе солнца вода в море начинает бурлить и [от нее] идет страшный рев. Изготовили барабаны; бьют в них в это время, дабы меньше слышать рев моря.

 

Джабарка на круглой карте Махмуда, отождествляемый историками с Японией?

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.05.2023 в 10:54, Zake сказал:

https://www.knigago.com/books/ant-all/antique-myths/139721-nizami-gyandzhevi-pyat-poem/?p=328

468 Хирхиз — источники времен Низами называют так Южный Урал.

Это осколок Кыргызского каганата, существовавшего около 100 лет. 

А сами кыргызы жили на Енисее. Источники приводить? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.05.2023 в 12:03, АксКерБорж сказал:

В таком случае не допускаете ли вы мысль, ув. Zake, что первое название казахов со стороны русских было киргиз не случайным (ведь регион почти тот же)?

И что возможно узнав о истинном самоназвании народа они стали называть нас двухкомпонентно "киргиз-казак"? (как до этого было с названием "монгол-татар" в похожей ситуации, второе из которых было так же самоназванием)

Монгол - самоназвание, вписанное в название государства "Йэкэ Монгол Улус"

Татар - внешнее название.  

ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.05.2023 в 07:47, Rust сказал:

large._06.jpg

Народ змей и алагчины вполне могут быть одним народом. Однако правильнее назвать народом дракона. Джилун. Как известно, первая драконовая культура возникла среди тунгусо-манжурских народов Дальнего востока и Манжурии. Оттуда он и появился в китайской культуре уже в новое время. 

Цитата

Культу́ра Синлу́нва (кит. трад. 興隆窪文化, упр. 兴隆洼文化, пиньинь Xīnglóng-wā wénhuà) (6200—5400 до н. э.) — неолитическая культура в северо-восточном Китае, найденная главным образом на границе Внутренней Монголии и Ляонина. Это самая ранняя археологическая культура Китая, использовавшая предметы из жада и рисунки драконов, и самая ранняя из известных неолитических культур Маньчжурии[1].

Предполагается, что создатели этой культуры были предками современных тунгусо-маньчжурских народов (или даже народов алтайской языковой семьи в целом[3])

Распространяясь на запад они сохраняли эти традиции. Коневоды алагчины изначально были ТМ язычными. Они называли своих старейшин сагинами, также как и сейчас эвенки. Жили рядом с древними киргизами, отдавая им свою культуру и перенимая от них.  Алагчины стали основой для многих народов, но мы о них знаем благодаря их потомкам татарам, которые происходят от жужан. Первый каган жужуан именовался Шелуном (Жыланом). В захоронении кимака у которого нашли алшинский С3 были драконовые артефакты. А сами кимаки по источникам происходили от татар и назывались народом змей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bas1 сказал:

Шелуном (Жыланом)

Сюллюкюн из той же оперы, только это не дракон.

Сюллюкю́н (якут. сүлүүкүн) — духи, обитающие в глубине озёр и рек в якутской мифологии. Внешне похожи на людей, однако на лице отсутствуют брови, а рост значительно меньше человеческого. Ведут семейный образ жизни, разводят скот, богаты, умеют предсказывать судьбу.

Дракон это уже позднее, когда люди дойдя до Северного моря ,обнаружили по берегам оттаявших северных рек останки древней  фауны в виде причудливых рогов. Самую сильную фантазию по всей видимости, вызывали останки шерстистого носорога  напоминающую когти огромной птицы. Вот так из носорога и появились Единороги -Грифоны - Гаруда - ну и собственно дракон с его лапами, усами, и когтями.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Bas1 сказал:

Коневоды алагчины изначально были ТМ язычными. Они называли своих старейшин сагинами, также как и сейчас эвенки. Жили рядом с древними киргизами, отдавая им свою культуру и перенимая от них.  Алагчины стали основой для многих народов, но мы о них знаем благодаря их потомкам татарам, которые происходят от жужан. Первый каган жужуан именовался Шелуном (Жыланом).

Опять эти грабли тунгусы - киргизы...где Монголы? Жуань-жуань - Нирун — «татар»

Юйцзюлюй Мугулюй (кит. упр. 郁久閭木骨閭, пиньинь Yùjiǔlǘ Mùgǔlǘ) — предок и основатель государства жужаней, живший примерно в конце III века н. э. Термин «монгол» является вероятным производным от его имени.

Монгол дословно Рогатый. Монголы в старину носили шапку с рогами так называемую ... Муостаах нуо5айдаах бэргэьэ Меховые якутские шапки (XVII в.) с рожками и султаном на макушке представляли собой вид ритуальной одежды, снабженной соответствующими случаю атрибутами.
Несомненно, что это вариант широко распространенной шапки тюрко-монгольского типа, перетерпевший изменения локального плана. У наиболее древней формы якутской шапки, называемой муостаах нуо5айдаах бэргэьэ (шапка с рожками и перьями), есть аналог павлиных перьев монгольской шапки.

муос (Якутский → Русский)

1) рог; рога || роговой; таба муоһа оленьи рога; муос тараах роговой гребень; муос муоска , тиис тиискэ , туйах туйахха посл. рог за рог, зуб за зуб, копыто за копыто (соотв. око за око, зуб за зуб); 2) кость || костяной; мамонт муоһа кость мамонта

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Запомните этот непременный атрибут головного убора...Рога. Крупный рогатый скот божеством которого у якутов является Могол тойон он же Ынахсыт тангара. Путем несложных умственных размышлений можно предположить что...  довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uran55 сказал:

Опять эти грабли тунгусы - киргизы...где Монголы? Жуань-жуань - Нирун — «татар»

Юйцзюлюй Мугулюй (кит. упр. 郁久閭木骨閭, пиньинь Yùjiǔlǘ Mùgǔlǘ) — предок и основатель государства жужаней, живший примерно в конце III века н. э. Термин «монгол» является вероятным производным от его имени.

Монгол дословно Рогатый. Монголы в старину носили шапку с рогами так называемую ... Муостаах нуо5айдаах бэргэьэ Меховые якутские шапки (XVII в.) с рожками и султаном на макушке представляли собой вид ритуальной одежды, снабженной соответствующими случаю атрибутами.
Несомненно, что это вариант широко распространенной шапки тюрко-монгольского типа, перетерпевший изменения локального плана. У наиболее древней формы якутской шапки, называемой муостаах нуо5айдаах бэргэьэ (шапка с рожками и перьями), есть аналог павлиных перьев монгольской шапки.

муос (Якутский → Русский)

1) рог; рога || роговой; таба муоһа оленьи рога; муос тараах роговой гребень; муос муоска , тиис тиискэ , туйах туйахха посл. рог за рог, зуб за зуб, копыто за копыто (соотв. око за око, зуб за зуб); 2) кость || костяной; мамонт муоһа кость мамонта

Жужани уже жили на хунских землях и язык мог поменяться. Я писал про алагчинах. У них чётко обозначен ТМ маркер через сагин - старейшина. Насчёт имён, то мугул можно идти от реки Амур. Даже племя обозначено в источниках как су мугулы. А Шелунь связан с драконом через Лун. Он первый кто носил титул кагана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, buba-suba сказал:

Монгол - самоназвание, вписанное в название государства "Йэкэ Монгол Улус"

Татар - внешнее название.  

ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,

АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,

ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,

ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

 

Может хватит в тридцатый раз повторять свой фейк?

Этнонимы ведь не цирковой реквизит, чтобы ими жонглировать.

К тому же мой пост был адресован не вам, а Zake, и тем более совершенно по другому вопросу.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Татар - внешнее название.  

Насколько внешнее)))

№ 13. Омогой и Эр-Эллэй

 

Сначала в эту страну переселился со всем своим семейством, людьми и скотом по реке [Лене] Омогой. Он, как надо полагать, приплыл на плоту. Поселился около озера Сайсары, где теперь стоит город Якутск. Он родом был татарин, раньше жил в брат­ской земле. Ушел оттуда потому, что там происходили постоян­ные войны. Поселился здесь и жил себе припеваючи, шумно и весело.

Значительно позже его приплыл оттуда же татарин Эр-Эллэй; он поступил в работники к Омогою, умножив его челядь. Он был мастак на все руки: хороший промышленник, искусный мастер и т. д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Uran55 сказал:

Он родом был татарин, раньше жил в брат­ской земле. Ушел оттуда потому, что там происходили постоян­ные войны. Поселился здесь и жил себе припеваючи, шумно и весело.

Значительно позже его приплыл оттуда же татарин Эр-Эллэй

Во всех без исключения мифах и легендах предки якутов Татары. Не якуты,  не саха ... а исключительно Татары. Причем враги во всех  легендах выступают... некий народ под названием «нюйчжэнь».

Предки маньчжуров известны в истории под именем чжурчжэней. Имя «чжурчжэнь» или точнее «нюйчжэнь» дали маньчжурским племенам китайцы.

Чжурчжэньская империя Цзинь

Тэмoджин ненавидел [цзиньцев] за их обиды и притеснения и поэтому вторгся в пределы [Цзинь]. Все пограничные округа были разгромлены и вырезаны. Яньские 470 разбойники говорили татарам: “Наше государство, как море, а ваше государство, как горсть песка. Как же [вам] поколебать [наше государство]!” У татар и доныне все — и стар и млад — помнят эти слова.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возникает вопрос, а какими татарами были оба предка современных якутов... черным или белым. Я так полагаю что оба были, черными татарами... ибо Кидани а не Онгуты.

О происхождении отцовских линий популяции саха: сравнительный анализ данных популяционной генетики / древней ДНК, археологических и исторических исследованийД.Г. Тихонов, C. Gurkan, K.D. Demirdov, E. Beyoglu 

Среди современной популяции саха наиболее распространенный гаплотип действительно был представлен линией вероятного потомка легендарного Эллэя. В настоящей работе представлены данные, подтверждающие его киданьское происхождение. Как было показано ранее, отцовские линии саха оказались очень гомогенными и демонстрировали признаки сильного узкого места в популяции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Uran55 сказал:

Насколько внешнее)))

 

Почему вы всегда приписываете мне слова других юзеров? Это бубина выдумка.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Bas1 сказал:

У них чётко обозначен ТМ маркер через сагин - старейшина.

Сагин это заимствование из якутского...Тыгын - Тегин  вероятно от Сёгун.

С.М Широкогоров Социальная организация северных тунгусов.

Для того чтобы закончить рассуждения на тему влияния соседей на северных тунгусов, следует сказать о якутах. Их воздействие на ряд тунгусских групп было довольно сильным. Тунгусы-оленеводы
Маньчжурии долгое время контактировали с якутами. В тесном контакте с ними также находятся тунгусы Амурской области и острова Сахалин, а также негидальцы. Время от времени с якутами также контактируют баргузинские и нерчинские тунгусы. Тунгусы Каларского района связаны с якутами еще более тесными связями, чем южные
группы. Определение южной границы расселения якутов представляется сложным без тщательного исследования .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается расселения, якуты во многих отношениях похожи на русских и китайцев. Так,
например, якутские форпосты появились в Амурской области впервые в последние десятилетия, и, как торговцы пушниной, якуты уже отправлялись вместе с тунгусами-оленеводами на остров Сахалин.
Якуты живут на территориях, занимаемых северными тунгусами по соседству с последними, однако их основное население постепенно мигрирует из прежних мест своего проживания на юг в один из районов в среднем течении реки Лены 2 . Напомним, что в связи с политическими событиями в Азии якуты мигрировали из регионов, находя-
щихся севернее Монголии. Сначала они заселили район среднего течения Лены, а затем всю территорию Якутской области, вытеснив ряд других этнических групп, в первую очередь тунгусов, с занимаемых ими территорий. Расселение якутов на новых территориях сопровождалось ростом их численности, которая вскоре стала превышать численность тунгусов 1 . На протяжении XIX в. они мигрировали за пределы Якутской области в Амурскую область, Иркутскую и Енисейскую губернии. Якутское влияние на тунгусов очень сильно, особенно на группы, проживающие в непосредственной близости к ним. Некоторые тунгусские группы уже якутизированы, как, например, группа, известная под названием долганы. Якутское влияние отражается на языке, этнографическом комплексе и даже на антропологических чертах тунгусов. Что касается методов освоения территории, якуты в этом отношении напоминают монголов. Однако своей настойчивостью они напоминают русских и китайцев: очевидно, что они лучше других групп приспособлены к успешной торговле с тунгусами. Неудивительно, что якутское влияние превосходит влияние всех прочих соседних групп.
Тунгусы называют якутов jоко (бир. ТОМ) (орочи, гольды, Шм.),
jako (jако) (бир. нерч. барг.), joxo (jохо) (нег., Шм.), n'oka (н'ока)
(тум.). Все эти названия связаны по происхождению с якутским словом saxa (саха). Ламутские тунгусы, впрочем, называют их čilga
(чилга) 2 .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Uran55 сказал:

Напомним, что в связи с политическими событиями в Азии якуты мигрировали из регионов, находя-
щихся севернее Монголии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Uran55 сказал:

Что касается методов освоения территории, якуты в этом отношении напоминают монголов. Однако своей настойчивостью они напоминают русских и китайцев:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Bas1 сказал:

Насчёт имён, то мугул можно идти от реки Амур.

От карА МУРен можно идти только в одну сторону..САХАлян  и САХАрча. Но никак не мугул.

Но было мне ясное откровение. Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: ,,Отдай мой рог!' А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху,1 а бык ревет-ревет, приговаривает:

..Небо с землей сговорились, нарекли Темучжина царем царства. Пусть, говорит, возьмет в управление царство! Вот какое откровение явлено глазам моим!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, Uran55 сказал:

А зачем вы, реагируете на эту ахинею.

 

Тоже логично. )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Uran55 сказал:

Якутское влияние на тунгусов очень сильно, особенно на группы, проживающие в непосредственной близости к ним.

И тут возникает вопрос. Как так получилось, что один из самых пассионарных народов, поставивший на колени своих южных соседей... китайцев, и создавших не один раз империи, вдруг неожиданно проигрывает своим северным соседям, причем вчистую. Не вызывают ли это вопросы  в череде прочих, чисто научного плана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На некоторую особенность народа Йако - Еке - Якутов в свое время обратил и другой исследователь  изучавший этнологию народов Востока некто Влади́мир Кла́вдиевич Арсе́ньев который писал...Якуты, подобно китайцам, обладают какой-то особенной агрессивной силой, объякучивая все народы, с которыми приходят в соприкосновение. Так, они объякучивают не только тунгусов, но и великороссов. Они сумели: заставить решительно всех говорить по-якутски. Во времена Миддендорфа (1840 год) в доме якутского губернатора приемным языком был якутский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Uran55 сказал:

Сагин это заимствование из якутского...Тыгын - Тегин  вероятно от Сёгун.

С.М Широкогоров Социальная организация северных тунгусов.

Для того чтобы закончить рассуждения на тему влияния соседей на северных тунгусов, следует сказать о якутах. Их воздействие на ряд тунгусских групп было довольно сильным. Тунгусы-оленеводы
Маньчжурии долгое время контактировали с якутами. В тесном контакте с ними также находятся тунгусы Амурской области и острова Сахалин, а также негидальцы. Время от времени с якутами также контактируют баргузинские и нерчинские тунгусы. Тунгусы Каларского района связаны с якутами еще более тесными связями, чем южные
группы. Определение южной границы расселения якутов представляется сложным без тщательного исследования .

У эвенков старшинство и старость связана со словом САГ. Это их родное, не заимствованное от тегин. У алагчинов также - САГ связан со старшинством.

Цитата
сагдагӣ II
старшина, староста
сагдагӯ
старший; Валентин семьядувар сагдагу омолги эмэнмучэн Валентин остался старшим сыном в семье

сагда̄ку

старый (о животных)
сагдамар
самый старший
сагдан
старость; сагдан кэтэ урувсипчучи бивки старость бывает богата радостью
сагдан-
состариться; окин-да алатчэмида, алатчэми-да — сагдандяӈав если всё ждать да ждать — старой стану; сагдандяп-вал — си онёвунма онёдёно, би-кэ мэнӈиклэви столиклави может быть, мы и состаримся — вы за картиной, а я за своим столом; эси тар бэе сагданан теперь тот человек состарился
сагданкин
глубокая старость; сагданкин эӈэси, сагданкин миндук эӈэситмэр, миндук хэгдытмэр одан старость сильная, старость сильнее меня, больше меня стала
сагданна
с прит. суф. старость; эр илэл сагданнадуквар вевалчал биркэл эти люди, вероятно, выжили из ума от старости
сагданча̄ка̄кун
очень старший
сагдаткӯ
1) самый старший; 2) старый олень (годный только для убоя)
сагдатмар
самый старший; постарше; халтын, сагдатмасал тэпкэлчэтын те, которые постарше, закричали
сагдача̄
1) состарившийся; постаревший; сагдача, кэпэчэл эсалин бинэ, секретарь онёлондулэ дагамаран к художнику подошёл секретарь, постаревший, с мешками у глаз; 2) взрослый; 3) пожилой
сагды̄ I
1) старый (по возрасту), престарелый; сагдыл бултамнил агила суручэтын старые охотники ушли в тайгу; сагдыл ирэктэл чуюрилду суӈтат чолодячатын глубоко утопали в сугробах старые лиственницы; сагды бултамни уркэ мэнӈидуви тумкиндун умукин тэгэтчэчэн старый охотник одиноко сидел у своего крыльца; Зоя-да, сагды экинин мол чикилинматын эӈкитын тыллэ Зоя и её старая тётя не понимали скрипа деревьев; нуӈан сагдыл илэл бикичитын дяритын гулэлдули тыливсиндеӈэливи дялдатчэчэн он думал о том, что надобно выяснить насчёт домов для престарелых; 2) взрослый; сагдыл илэл тэтыгэлвэ уллидевкил взрослые люди шьют одежду; нуӈан сагды сиӈэрэкэн оча бичэн он стал совсем взрослым мышонком; 3) пожилой; чалбугду даран балдыдячатын илмакта нуктэ, сагды чалбан, сагды чагамкура-да в роще росли рядом молоденькая рябина, пожилая берёза и старый дуб; 4) глубокий (о возрасте); илмакталва маталва аят арчачан великай садовод хунадин, мэнэкэн со сагды атыркачан юных гостей радушно встретила дочь великого садовода, сама уже глубокая старушка
сагды̄ II
1) взрослый; сагдыл митнун эдеӈэл бирэ взрослым не до нас; нуӈан дёнчан бучэлвэ сагдылва, тадук куӈакарвэ он вспомнил трупы взрослых и детей; туги окин-да сагдыл овкил так всегда делают взрослые; ӈи-вэл сагдылдук нуӈандун онӈамамаду бикитвэ бучэн кто-то из взрослых уступил ему место в самом уголке; 2) старость; бултамни коӈномол эсалин сагдыдукин хэрэргэчэл бичэтын чёрные глаза охотника выцвели от старости; атыркан сагдытви дэрумкичилдеӈэ бичэн пора старухе из-за своей старости и на покой; 3) старик; сагды эллэнӈэвэ аран-аран эвчэ старик еле-еле спустился с горы; 4) старший; куӈакарвэ сагдыя ачин эдеӈэ эмэниврэ детей без старших оставлять нельзя; 5) старина (о времени)
сагдыг
старший; чивин этэвчэлэн, сагдыг хелаки нян турэчилчэн когда кудахтанье смолкло, старшая куропатка заговорила опять
сагдыгачин
по-взрослому, солидно, как взрослый; хуркэкэн сагдыгачин хэгдыкэтнэ гунчэн мальчик по-взрослому, степенно ответил; асаткан сагдыгачин гунэн девочка солидно сказала
сагдыги
старший; орорво бакарактын, сагдыгитын колхоз правлениедун сводкава бувки когда оленей найдут, старший даёт в правление колхоза сводку
сагдыгу
старший; эду-кэ сагдыгуду Персиковду омолгин, илмакта агроном, бэлэчэн тут-то и пришёл на помощь старшему Персикову его сын, молодой агроном
сагдыды
старинный
сагдыдыт
по-взрослому; хуркэкэн он-мал сагдыдыт ханӈуктачан мальчик как-то по-взрослому спросил
сагдыдярӣ
стареющий; хэгдымэмэт, албинӈивдярит секторди нуӈнитчэдэви сагдыдяриду учёнайду ургэтмэр одяӈкин управлять большим, всё расширявшимся сектором уже стареющему учёному становилось всё труднее
сагдымама
древний, очень старый; гулэл сагдымамалва атыркарвэ урэчэтын дома были похожи на древних старушек
сагдыткӯ
старший; куӈакар сагдыткулдук Иван Иванович хавалин ютэвэ долчатчэтын ребята много слышали от старших о работе Ивана Ивановича
сагдытмар
старше; нуӈан председательдук дюрэ сагдытмар бичэн он был в два раза старше председателя; Коля тар бэеткэндук сагдытмар бичэн Коля был старше того мальчика
сагдысинча̄
человек среднего возраста; пожилой человек

Не нужно переживать о том, что алагчины были эвенкоязычные. Это было до новой эры. Со временем они смешались и расселились. Их потомки есть среди монгол (ойраты и буряты) и тюрков. Саха конечно их потомки, но это не значит что они должны быть из-за этого тюрками. Сами пишите же, что ваши предки-тюрки пришли на эти земли. И вполне возможно, что это были уже далекие потомки алагчинов - татары, которые изменили свой язык в хунских степях. Они спасались во все стороны в те времена. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...