Aza Опубликовано 19 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2010 заночевать, Кстати моя родина состоит из этого слова. На монгольском есть термин "Хоноцын хүүхэд". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2010 На монгольском есть термин "Хоноцын хүүхэд". хүүхэд - грудной ребенок, малыш? кстати ворон значится почему-то не как хэрээ, а как хон... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 19 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2010 "қоңсы" есть и в казахском,как синоним "көрші". Кстати,оба слова также встречается вместе с "қолаң" ("көрші-қолаң","қоңсы-қолаң")и означает то же значение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 19 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2010 хүүхэд - грудной ребенок, малыш? кстати ворон значится почему-то не как хэрээ, а как хон... Есть вид вороны Хонхэрээ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кете Опубликовано 20 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2010 Некоторое время с интересом наблюдаю за вашим форумом и не думал,что когда-нибудь зарегестрируюсь на нем,так как понимаю,что багаж моих знаний невелик по сравнению с присутствующими здесь форумчанами. Но некоторые высказывания здесь все таки подвигли меня на то,что я решился кое что разъяснить. Мне кажется,что уважаемый Ильяс Хан все таки не разъяснил оппонентам,что язык астраханских ногаев и карагашей,говор этого языка, зависит от места проживания. То есть,я хочу сказать,что язык городских ногаев и карагашей,где влияние татарского действительно сильно,не всегда похож на язык сельских,который от казахского отличить практически невозможно. Почему так произошло,не знаю,но думаю, что могло повлиять то,что в советское время астраханские ногаи и карагаши были записаны по документам татарами. Кстати, до сих пор многие считают себя татарами, астраханской ветвью татарского этноса. Не могу утверждать,но мне кажется в недалеком прошлом язык у них был более схож с казахским. Вывод такой я делаю из того, что еще лет 30 назад мне довелось слышать речь старой карагашской женщины,мамы моего зятя,которая говорила на казахском практически языке,лишь изредка вставляя татарские слова. Ее дети уже говорили на каком то "суржике" смеси казахско-ногайского с татарским. Ильяс хану я бы посоветовал съездить в Растопуловку,где компактно проживают карагаши,думаю вам небезинтересно будет узнать,что есть карагаши, которые говорят на другом,нежли вы языке. Кавказские ногайцы так же, говорят на почти одном с казахами языке, при этом большинство из тех,с кем мне приходилось общаться,за наращивание культурных связей с Казахстаном. Большой популярностью пользуются записи с выступлениями казахских артистов эстрады,фильмы на казахском языке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 20 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2010 "Татаризация" карагашей и астраханских ногаев (что в принципе один народ), больше связана из-за возможностей татарского языка в свое время. Казахский, ногайский язык как бы считался сельским или проще говоря "диким". Татарским языком пользовались все городские тюрки того времени и не только в Астрахани, а и в Оренбурге, Уральске, Саратове и др. Соответственно этот язык считался "культурным". В книге посвященной творчеству казахского поэта Махамбета читал его письмо на татарском языке с примесью казахских слов. Адресовано оно кому неизвестно. Достоверно, что не татарину. Возможно и письменным языком того времени мог быть татарский даже между лицами одной национальности. Популярность татарского языка была аж до тридцатых годов прошлого века. Его, в виду определенных причин, вытеснил русский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 20 июля, 2010 "Татаризация" карагашей и астраханских ногаев (что в принципе один народ), больше связана из-за возможностей татарского языка в свое время. Казахский, ногайский язык как бы считался сельским или проще говоря "диким". Татарским языком пользовались все городские тюрки того времени и не только в Астрахани, а и в Оренбурге, Уральске, Саратове и др. Соответственно этот язык считался "культурным". В книге посвященной творчеству казахского поэта Махамбета читал его письмо на татарском языке с примесью казахских слов. Адресовано оно кому неизвестно. Достоверно, что не татарину. Возможно и письменным языком того времени мог быть татарский даже между лицами одной национальности. Популярность татарского языка была аж до тридцатых годов прошлого века. Его, в виду определенных причин, вытеснил русский. Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы в своих записях тоже часто пользовался татарским или чаще смесью казахского с татарским. При этом в одном из томов его сочинений есть оговорка, что мол чистый казахский язык сохранился (в его время, вторая пол. 19 века) только у женщин (қатын тілі), не обучавшихся грамоте у мулл и сохранивших чистоту языка. Тем самым, думаю правильнее делить язык тех времен не на городской и сельский, а на язык грамоты (татарских мулл) и язык народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 21 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 21 июля, 2010 "Татаризация" карагашей и астраханских ногаев (что в принципе один народ), больше связана из-за возможностей татарского языка в свое время. Казахский, ногайский язык как бы считался сельским или проще говоря "диким". Татарским языком пользовались все городские тюрки того времени и не только в Астрахани, а и в Оренбурге, Уральске, Саратове и др. Соответственно этот язык считался "культурным". В книге посвященной творчеству казахского поэта Махамбета читал его письмо на татарском языке с примесью казахских слов. Адресовано оно кому неизвестно. Достоверно, что не татарину. Возможно и письменным языком того времени мог быть татарский даже между лицами одной национальности. Популярность татарского языка была аж до тридцатых годов прошлого века. Его, в виду определенных причин, вытеснил русский. А еще раньше литературным языком был чагатайский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 22 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2010 Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы в своих записях тоже часто пользовался татарским или чаще смесью казахского с татарским. При этом в одном из томов его сочинений есть оговорка, что мол чистый казахский язык сохранился (в его время, вторая пол. 19 века) только у женщин (қатын тілі), не обучавшихся грамоте у мулл и сохранивших чистоту языка. Тем самым, думаю правильнее делить язык тех времен не на городской и сельский, а на язык грамоты (татарских мулл) и язык народа. Я и говорю так. На "дикий" и "культурный". "Мәдениетті" және "Жабайы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 22 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2010 А еще раньше литературным языком был чагатайский. Речь идет о татаризации и новейшем самосознании прикаспийсих тюрков. При чем здесь чагатайский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2010 Речь идет о татаризации и новейшем самосознании прикаспийсих тюрков. При чем здесь чагатайский? Чагатайский тоже раньше считалась культурной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 22 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2010 Чагатайский тоже раньше считалась культурной. Когда? Где астраханские татары (ногаи, карагаши, юртовцы), казахи, где чагатаи? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 22 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2010 Когда? Где астраханские татары (ногаи, карагаши, юртовцы), казахи, где чагатаи? Прочитай тексты во времена Золотой Орды,а также после его распада. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кете Опубликовано 22 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 22 июля, 2010 Я просто хотел сказать,что Ильяс Хан в своих оценках о близости ногайского с другими языками,скорее всего,исходил из "татаризированного" языка ногайцев г. Астрахани. Думаю это неправильно! Ильяс хану должно было быть известно о другом,так сказать,"варианте"этого языка,существующем на территории Астраханской области. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 27 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Прочитай тексты во времена Золотой Орды,а также после его распада. Упростите мне жизнь. Приведите выдержки и объясните что к чему. Пока не вижу связи влияния казанскотатарского языка на самосознание ногайев астраханской губернии и чагатайским языком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 27 июля, 2010 Поделиться Опубликовано 27 июля, 2010 Кият боржигины в Каракалпакстане.? 1. Борижеген, - Абас, - Жалтыршы - Каржаубарас, - Такай. 2. Тараклы - Тартулы, - Уштамгалы, - Балгалы, - Канжыгалы. 3. Шанкылы- \это казахский Шанычкалы?\ - Ахункараган, - Арыккыят, - Хатаган, - Тогызак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 августа, 2010 Поделиться Опубликовано 16 августа, 2010 Может кто подскажет что за род Алип нөкус и входящий в него Гобдир Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 августа, 2010 Поделиться Опубликовано 16 августа, 2010 Может кто подскажет что за род Алип нөкус и входящий в него Гобдир Вопрос снимается разобрался. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 4 сентября, 2010 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2010 Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Каракалпаки "черные шапки", древние "черные клобуки" — упоминаются уже в древней летописи, как помогшие русским отбить половцев. Они были в родстве с узами, печенегами, хазарами; имя их упоминается историками Чингисхана и Тамерлана, как имя народа, жившего по соседству с русскими, вблизи древних булгар, башкир и печенегов, на левом берегу Волги. По всей вероятности, они — близкие родичи печенегов, если не потомки их. У них имеется предание, что они жили некогда в Средней Азии, а в настоящее место жительства пришли с С.З., именно из бывшего Казанского царства, откуда, по преданию, они были выгнаны ногаями, бродили после того долго по степи, боролись с хазаками (киргиз-кайсаками) и наконец распались на три части, поселившиеся: одна на нижней Сырдарье и Ени-дарье, другая — в Зарявшанской долине, третья — в дельте Амударьи. В половине XVIII в. зап. ветвь приняла русское подданство, но так как русские не могли их оградить от киргизов, то они отдались под покровительство Хивы и отчасти Бухары. Теперь наибольшее их число живет в пределах Хивы, в дельте Аму, затем в Бухаре. Вамбери насчитывал их около 60000, Рюттих — около 90000; по другим — их гораздо меньше. По типу они отличаются от киргиз, туркмен и узбеков, особенно своим более высоким ростом (по Вамбери — влияние иранцев), иногда довольно большой, редкой бородой и большими глазами, плосковатым лицом с выдающимися скулами, тупым носом. Соседние народы смеются над их неуклюжестью и неразвитостью, но женщины их считаются красивыми. Живут оседло и даже разводят крупный рогатый скот (похожи на черкасский), лошадей (порода крупнее киргизской, но уступает туркменской) и овец; занимаются и земледелием, а также рыболовством (имеют лодки, солят рыбу и сбывают в Россию). Палатки их больше киргизских, но беднее и без убранства. Женщины Каракалпаки выделывают порядочные ковры. Живут довольно грязно, почему презираются соседями. Еще в прошлом столетии занимались барантой (грабежом), но теперь это народ совершенно мирный. Д. А. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KANAT Опубликовано 29 октября, 2010 Поделиться Опубликовано 29 октября, 2010 Все они бывшие кочевые кубанские татары - прямые предшественники русского кубанского казачества: ногаи и казахи Младшего жуза, разделенные искусственно. По племенному делению среди ногайцев практический нет алшынов там мангыты,найманы,коныраты,уйсыны,канлы,а вот семиродцев среди башкир даже больше чем среди казахов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Нур апа Опубликовано 10 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2010 Дорогие братья!Читайте Абай кз Нұра Матай. Қарақалпақ ат басын Қазақстанға бұрғалы отыр.В этой статье пишется ,что каракалпакский народ на грани исчезновения.Узбекское правительство не обращает внимание каракалпакам,наши пишут.что специально,чтобы завладеть территорией Каракалпаков,там много газа.В данный момент из Каракалпака 250 тысяч человек переехали в Казахстан.Главные причины очень низкий уровень экономики,80 процентов территории каракалпаков пустыня и является экологическим эпицентром Арал.90-ые годы надо было каракалпакам требовать референдум о независимости.В данный момент лидерам каракалпаков надо требовать референдум независимости и во все услышания кричать.Тогда только Казахстан сможет помочь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 29 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 29 декабря, 2010 Об этногенезе каракалпаков с точки зрения популяционной генетики Жаксылык Сабитов Историография проблемы: Каракалпаки, как этнос, возник относительно поздно. В середине 16 века из-за междоусобных войн Ногайская орда распалась на части. Часть ногайцев осталась на месте и стала носить название Большие ногаи, часть ногайцев ушла на Кавказ и стала Малой Ногайской Ордой. Еще одна часть ушла в Среднюю Азию, где данная часть ногайского этноса стала именоваться как каракалпаки. http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/76 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kaztughan Опубликовано 4 января, 2011 Поделиться Опубликовано 4 января, 2011 Интересно как объясняет каракалпакское шежире вхождение в кунградское племя родов: Ыргаклы, Кос тамгалы, Казаяклы, Карамойын, Уйгыр? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 4 января, 2011 Поделиться Опубликовано 4 января, 2011 Литературы по каракалпакским родам очень мало. Интересно у ногайцев эти рода отдельно живут и не относятся к кунгратам. У ногайцев кунграты сохранились? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kaztughan Опубликовано 5 января, 2011 Поделиться Опубликовано 5 января, 2011 Литературы по каракалпакским родам очень мало. Интересно у ногайцев эти рода отдельно живут и не относятся к кунгратам. У ногайцев кунграты сохранились? У ногайцев кунграты есть, но вышеперечисленные рода относятся к канглам и кипчакам, уйгуры отдельно. Такое ощущение что кунграты это конгломерат племен. К примеру тамга племени Костамгалы ||, Казаяклы | с двумя черточками начиная с середины, Ыргаклы(Канглы) >. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться