Kamal Опубликовано 21 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2019 2 hours ago, mechenosec said: Хорезмийский не тюркский? А на каком языке тогда все общались в Хорезме? Хорезмийский не тюркский язык, и вообще, на территории бывшего Хорезмского государства язык Хорезми не сохранилось. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 22 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2019 19.06.2019 в 18:09, Kamal сказал: Ах, Вы сделали замечание? Вы кто - главный эксперт академии исторических и антропологических наук? Не слишком ли много на себя берете? Я бы просто прошел мимо, если бы не это Ваше "замечание" и какие-то мнимые оскорбления в Ваш адрес. Да будет Вам известно, уже без малого 30 лет я руковожу трудовыми коллективами, и очень хорошо знаю психологию людей. А Вас я изучил по Вашим же постам - где Вы - везде скандалы. Сделайте выводы. зря вы на ув. Arceн так наехали. вы просто друг друга недопоняли 19.06.2019 в 19:37, Kamal сказал: Вообще-то, ув. Карай, антропологическая внешность мной рассматривалась косвенно в целях уяснить правдивость сведений в "Джагфар тарийхы". Если в 19 веке мы имели внешность такую, какую описывают очевидцы, то это вполне подтверждает сведения данного источника и все становятся на свои места. Кстати, эту идею мне подал ув. Кылышбай. К тому же, примерно в 14 веке образовался и союз Ктай-Кипчаков, с кем на рубеже 17-18 вв враждовал казахский хан Тауке, а в начале 18 века, по документам значится, что Ктай-Кипчаками управлял каракалпакский хан Ишим Мухаммед. По данным П.П. Иванова, каракалпаки и казахи с 16 века были разными политическими группировками, конкурирующими между собой, а не составляли одно целое. По данным Левшина, каракалпаки утратили свое политическое бытие только в конце 18 века из-за ряда военно-политических причин, происходивших в степях. Таким образом, однобоко рассматривать историю каракалпаков в корне неправильно, поэтому я хочу по кусочкам собрать все имеющиеся сведения воедино. И тут нужно все, в том числе и антропологические типы каракалпаков прошлых веков. на внешность совр. каракалпаков повлияло соседство с казахами, узбеками, туркменами поэтому не стоит прям сильно на этом строить гипротезы о течениях этногенеза в средие века 10 часов назад, Kamal сказал: А теперь подумайте, почему хорезмийцы вывели термин "сувари калпаки" по отношению тех конных войск, которые были у Калпака? Само собой разумеется, что чисто хорезмийский язык отличался от языка туземцев (тюрков, так как Хорезмийский язык был восточным диалектом иранского языка), а Калпак был родом не из Хорезмийцев, а от окружавших хорезмшахов кочевников. Не отсюда ли идет "Сувари калпаки", то есть - иноговорящие, чем говорящие на языке Хорезми?! Я не лингвист, но мои предположения, думаю, достойны внимания. слышал что возможно совр. т.н. кыпчакские языки это язык именно булгаров а не кыпчаков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2019 On 6/22/2019 at 6:52 AM, кылышбай said: 1. зря вы на ув. Arceн так наехали. вы просто друг друга недопоняли 2. на внешность совр. каракалпаков повлияло соседство с казахами, узбеками, туркменами поэтому не стоит прям сильно на этом строить гипротезы о течениях этногенеза в средие века 3. слышал что возможно совр. т.н. кыпчакские языки это язык именно булгаров а не кыпчаков 1. Ув. Кылышбай, я не знаю какую ценность для Вас представляет Арсен, но напомню, что в свое время за него заступался ув. АксКерБорж. И что из этого вышло, сам ув. АКБ, думаю, не рад. Лично, раз уж раскрылся, даю своим подчиненным всего два шанса на исправление, потом распрощаюсь, хотя знаю, какой вред я могу внести семье недотепы, но престиж работы главнее. 2. Речь идет не о внешности современных каракалпаков, а как они выглядели пару столетий назад. В сведениях очевидцев 19 века (хотя бы того же Вамбери) каракалпаки четко выделяются в отдельную народность от казахов, узбеков и туркмен. Притом, акцент делается на их внешность, которая отличается от этих народов. Про влияние соседних народов они так и написали бы, что имеют разную внешность в соответствии с тем обстоятельством, в какой среде они живут. 3. Возможно, но до середины 20 века каракалпакский язык обозначался локальными диалектами, хотя в 1930-ых годах он был включен в огузскую группу языков наравне с туркменским в силу того, что столичный язык был турткульско-сарыбийским диалектом огузского языка. А со второй половины 20 века был разработан единый литературный, и каракалпакский язык включен в ногайско-кипчакскую группу языков, куда входят казахский, ногайский, каракалпакский, хорезмско-кипчакский, язык сибирских народов и некоторых других. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 22 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2019 On 6/19/2019 at 4:37 PM, Kamal said: По данным П.П. Иванова, каракалпаки и казахи с 16 века были разными политическими группировками, конкурирующими между собой, а не составляли одно целое. Здесь я полностью согласен с Ивановым, так как, в 16 веке по сведениям летописцев, узбеки подразделялись на три группы - шейбаниды, казахи и мангыты (каракалпаки/ногайцы). Из этих трех групп именно Мангыты для нас в этой теме представляют большой интерес. А учитывая тот факт, что каракалпаки по мнениям, исходящим на академическом уровне (якобы выделились от ногайцев?!), можно предположить, что все сведения 16 века о ногайцах, также применимы и для каракалпаков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 22 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2019 20 часов назад, Kamal сказал: А теперь подумайте, почему хорезмийцы вывели термин "сувари калпаки" по отношению тех конных войск, которые были у Калпака? Само собой разумеется, что чисто хорезмийский язык отличался от языка туземцев (тюрков, так как Хорезмийский язык был восточным диалектом иранского языка), а Калпак был родом не из Хорезмийцев, а от окружавших хорезмшахов кочевников. Не отсюда ли идет "Сувари калпаки", то есть - иноговорящие, чем говорящие на языке Хорезми?! Я не лингвист, но мои предположения, думаю, достойны внимания. Я очень уважаю, более того, завидую профессиональным лингвистам. Но иногда "большое видится на расстоянии", т.к. многие профессиональные истины не дают смелости чуть-чуть сойти с колеи. Это не в упрек профессионалам. Но лингвист не может знать, например, историю так же хорошо, как профессиональный историк. А во многих случаях какие-то исторические или этнографические "мелочи" могут пролить свет на языковую составляющую. Ведь для нас сейчас также часто потерян первоначальный смысл слов, не говоря уже о смысловых или исторических истоках возникновения этих слов. Поэтому, возможно, на вас упало "яблоко Ньютона", а вы его не съели, а использовали с другой целью. Совпадение, действительно, подозрительное. Нельзя ли "отмотать" историю сувари-калпаков назад? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 22 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 22 июня, 2019 9 часов назад, кылышбай сказал: совр. т.н. кыпчакские языки это язык именно булгаров а не кыпчаков Если обратиться к мнению тех же чувашских исследователей, то они пишут об обратном явлении. О "кыпчакизации" их языка, например: " В 11–12 веках в Прииртышье Западной Сибири хлынули массы исповедовавших ислам кипчаков (половцев). С приходом кипчаков этническая среда в Западной Сибири претерпела значительные изменения. Во-первых, часть угорских племен ушла на север, часть тюркизировалась, то есть стала переходить на кипчакский язык общения, по-другому — кипчакизировалась. Подверглись значительной кипчакизации и никуда не ушедшие сабиры. "https://ru.chuvash.org/news/4046.html Вообще, удивительно древний и уникальный язык. Наверное, в нем сохранились косвенные следы исторических событий, которые происходили вокруг. Почему бы не поискать и факты из истории тех народов, которые контактировали с суварами. Если даже древняя руническая письменность не сохранилась, есть устный эпос, и те же языковые и понятийные заимствования. "В истории чувашского языка различают четыре периода: гуннский, древнебулгарский, среднебулгарский и новобулгарский или собственно чувашский. Гуннский период В гуннский период (1 в. до н. э. — 3 в. н. э.) гуннские диалекты существовали наряду с другими пратюркскими диалектами. Завершается этот период отрывом гуннов от массы остальных тюркских племён и началом их миграции в юго-западном направлении. В середине 4 века гунны уже находились на территории современного Казахстана. Древненебулгарский период Древнебулгарский период охватывает 4 — 8 века н. э. В этот период начинается выделениее булгаров, савиров, биляров и хазаров из общей массы гуннов. Продолжается постепенная миграция этих племён на юго-запад, происходят формирование и распад хазарского и булгарского племенных союзов: часть булгар переселяется на Балканы (7 в. н. э.), другая часть обосновывается на Волго-Камье (8 в.). Среднебулгарский период Среднебулгарский период (8 — сер. 16 в.) охватывает эпоху Золотой Орды, включая разгром Волжской Болгарии татаро-монголами (1236), разгрома Золотой Орды в 1395 году Уксак Тимуром и Казанского ханства. Именно в этот период происходит формирование собственно чувашского этноса в Среднем Поволжье на основе смешения пришлых булгаро-сувазских племен с предками марийцев и удмуртов. Новобулгарский период Новобулгарский период начинается после падения Казанского ханства и продолжается по настоящее время. Чувашский язык к 9 веку приобрел современный облик, и оказывается на 400 лет старше самого чувашского этноса."https://traditio.wiki/Чувашский_язык Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2019 18 hours ago, Карай said: Совпадение, действительно, подозрительное. Нельзя ли "отмотать" историю сувари-калпаков назад? Я однажды сделал предположение, что значение "сувари калпаков" не ограничиваются 11 веками, но к сожалению, в ранних источниках они не упоминаются, или пока не найдено. Зато с 11 века черношапошники встречаются гораздо чаще, а география распространения тянется от Приаралья до южных окраин Киевского княжества. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 23 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2019 5 минут назад, Kamal сказал: Я однажды сделал предположение, что значение "сувари калпаков" не ограничиваются 11 веками, но к сожалению, в ранних источниках они не упоминаются, или пока не найдено. Зато с 11 века черношапошники встречаются гораздо чаще, а география распространения тянется от Приаралья до южных окраин Киевского княжества. А если прочесать слово "савир"?сумар/сумер/шумер/самар/суар/сабир/савир/сибирь и т.д. Закиев происхождение тюрков и татарэтниконы "савиры" и "хазары" обозначают в них один и п от же народ ... Хазарский альманах т. 2Сабир ~ сапир ~савир (Арт., 83-84) - название гуннского, хазарского и булгарского рода и племени (Patkanov, 1900).Баскаков Н.А. Тюркская лексика в слове о полку Игореве 8). Сабиры (или савиры) на поле боя выступали как тяжеловооруженные конные воины - именно так идентифицирует их Агафий ...Дмитриев Военное дело сасанидов тяжеловооруженные конные воины - сувари калпак!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 23 июня, 2019 12 hours ago, башгирд said: А если прочесать слово "савир"?сумар/сумер/шумер/самар/суар/сабир/савир/сибирь и т.д. Закиев происхождение тюрков и татарэтниконы "савиры" и "хазары" обозначают в них один и п от же народ ... Хазарский альманах т. 2Сабир ~ сапир ~савир (Арт., 83-84) - название гуннского, хазарского и булгарского рода и племени (Patkanov, 1900).Баскаков Н.А. Тюркская лексика в слове о полку Игореве 8). Сабиры (или савиры) на поле боя выступали как тяжеловооруженные конные воины - именно так идентифицирует их Агафий ...Дмитриев Военное дело сасанидов тяжеловооруженные конные воины - сувари калпак!!! Вполне возможно, что изначально были тяжеловооруженными конными воинами. Главное, здесь сувари и савиры близки по звучанию, возможно одного корня слова. Но без специального изучения данного вопроса, сказать что-то конкретно, нельзя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 27 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 27 июня, 2019 23.06.2019 в 21:21, Kamal сказал: Вполне возможно, что изначально были тяжеловооруженными конными воинами. Главное, здесь сувари и савиры близки по звучанию, возможно одного корня слова. Но без специального изучения данного вопроса, сказать что-то конкретно, нельзя. в источнике, на который я ссылалась, тоже говорилось о родстве этих двух этнонимов. Также, как и родство со словом Сибирь. И происхождение сибирских татар привязывают к этим этнонимам. Здесь как раз нет ничего странного, если учесть, что под этноним "татары" были подведены разные по происхождению народы. Возможно, название, каракалпаки встречается только с 11 в.потому, что к этому моменту такой народ уже сформировался и принял этот этноним. Может, до 11 в. самоназвание было другим, и этим объясняется отсутствие информации. Или ранее это были еще отдельные племена, которые называли себя по-разному. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 28 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2019 19.06.2019 в 16:43, кылышбай сказал: то тут вы показали себя профаном в расологии даже на уровне форума. неудивительно что для вас казахи, кыргызы и халха-монголы это близнецы в расовом плане Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 19.06.2019 в 17:43, кылышбай сказал: что касается упомянутых вами аралидов и параллелей с туркменами то тут вы показали себя профаном в расологии даже на уровне форума. неудивительно что для вас казахи, кыргызы и халха-монголы это близнецы в расовом плане Ой, что это было? Опять гневный постик от нашего географа и антрополога Кылышбая? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 19.06.2019 в 18:09, Kamal сказал: Ах, Вы сделали замечание? Вы кто - главный эксперт академии исторических и антропологических наук? Не слишком ли много на себя берете? Я бы просто прошел мимо, если бы не это Ваше "замечание" и какие-то мнимые оскорбления в Ваш адрес. Да будет Вам известно, уже без малого 30 лет я руковожу трудовыми коллективами, и очень хорошо знаю психологию людей. А Вас я изучил по Вашим же постам - где Вы - везде скандалы. Сделайте выводы. +1000 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 22.06.2019 в 15:53, Kamal сказал: 1. Ув. Кылышбай, я не знаю какую ценность для Вас представляет Арсен, но напомню, что в свое время за него заступался ув. АксКерБорж. И что из этого вышло, сам ув. АКБ, думаю, не рад. Лично, раз уж раскрылся, даю своим подчиненным всего два шанса на исправление, потом распрощаюсь, хотя знаю, какой вред я могу внести семье недотепы, но престиж работы главнее. Подпишусь под каждым вашим словом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 10 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2020 У кого есть эта работа? Где можно прочесть полный текст? https://ok.ru/ataanamata/topic/151234558608255 Родственные связи каракалпак-мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Каракалпакские мангыты не стали объектом подробного изучения историками-этнографами, хотя они являлись одним из племён, которые сформировали ядро каракалпакского этноса. В этой статье мы рассмотрим близкородственные связи каракалпакских мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Их исторические узлы связывает Ногайская Орда. *** 7 ноября 1541 года в Москву прибыло посольство «от Шихмамая князя да от Кошум мурзы, да Исмаил мурзы и от иных мурз». Бояре от лица Ивана Васильевича направили «Шихмамаю князю и мурзам» дружелюбные ответы. Отсутствие Саид-Ахмеда на посту бия удивления у Москвы не вызвало, хотя трудно ожидать, что в официальном летописном сообщении будет передана эмоциональная реакция. Означало ли это, что Саид-Ахмеда сменил брат? Документальных свидетельств на этот счёт не обнаружено. И возникает впечатление, что во главе («в головах») Ногайской Орды стоит Шейх-Мамай. Наконец, в грамоте, привезённой в русскую столицу в ноябре 1548 года сам Шейх-Мамай сообщал, будто он «ныне... на отца своего юрте князем учинился». С тех пор и до июля 1549 года, когда посланцы следующего бия, Юсуфа, рассказали о кончине Шейх-Мамая, составители царских грамот титуловали его не иначе как князем. Из этих отрывочных сведений выясняется, что в 1540-х годах он действительно возглавлял ногаев и получается Сейд-Ахмеда свергли его родня, т.е. братья. После каких-то драматических событий Саид-Ахмед оказался в Средней Азии. Вместе с ним в эмиграцию отправились его дети и ближайшие соратники-мирзы. Саид-Ахмед был жив, и руководители Орды на съезде совещались, «как им оборониться от Шиидяка князя и от его детей, и от мамаевых детей. А Шиидяк... и дети ево и иные мурзы с ним в Юргенче». Обратим внимание на то, часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха и по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Ак калы (Адак). Это свидетельствует тому, что некоторые группы каракалпаков до раскола Ногайской орды перекочевали в Хорезм. Источники XVII века указывают на другое место, где жил Саид-Ахмед: «А Шидяк в Бухарех». Возможно, он в самом деле перебрался в окрестности Бухары, на территорию юрта узбеков-мангытов в государстве Шейбанидов. Интересно, каракалпакские кенегес-мангыты считают себя близкородственными (жакын) с узбеками этих племён, живущими в Бухарской области и бассейне Кашка-Дарьи тоже очень компактно и на смежных территориях. Весьма интересной оказалась группировка родов племени мангыт. Ещё в 1928 году экспедиция Общества по изучению Казахстана выявила деление многочисленных родов мангыт на три группы («болим» – отделения): ак(белый)-мангыт, кара(чёрный)-мангыт и тай(жеребёнок)-мангыт. И бухарские узбеки мангыт делились также на три группы: ак-мангыт, кара-мангыт и ток-мангыт. По видимому, у этих одноимённых племенных объединений каракалпаков и узбеков, подобно и другим, например, конграт, намечаются в прошлом значительные исторические и этнические связи. *** 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hakan Опубликовано 24 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2020 10.10.2020 в 20:44, Kamal сказал: У кого есть эта работа? Где можно прочесть полный текст? https://ok.ru/ataanamata/topic/151234558608255 Родственные связи каракалпак-мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Каракалпакские мангыты не стали объектом подробного изучения историками-этнографами, хотя они являлись одним из племён, которые сформировали ядро каракалпакского этноса. В этой статье мы рассмотрим близкородственные связи каракалпакских мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Их исторические узлы связывает Ногайская Орда. *** 7 ноября 1541 года в Москву прибыло посольство «от Шихмамая князя да от Кошум мурзы, да Исмаил мурзы и от иных мурз». Бояре от лица Ивана Васильевича направили «Шихмамаю князю и мурзам» дружелюбные ответы. Отсутствие Саид-Ахмеда на посту бия удивления у Москвы не вызвало, хотя трудно ожидать, что в официальном летописном сообщении будет передана эмоциональная реакция. Означало ли это, что Саид-Ахмеда сменил брат? Документальных свидетельств на этот счёт не обнаружено. И возникает впечатление, что во главе («в головах») Ногайской Орды стоит Шейх-Мамай. Наконец, в грамоте, привезённой в русскую столицу в ноябре 1548 года сам Шейх-Мамай сообщал, будто он «ныне... на отца своего юрте князем учинился». С тех пор и до июля 1549 года, когда посланцы следующего бия, Юсуфа, рассказали о кончине Шейх-Мамая, составители царских грамот титуловали его не иначе как князем. Из этих отрывочных сведений выясняется, что в 1540-х годах он действительно возглавлял ногаев и получается Сейд-Ахмеда свергли его родня, т.е. братья. После каких-то драматических событий Саид-Ахмед оказался в Средней Азии. Вместе с ним в эмиграцию отправились его дети и ближайшие соратники-мирзы. Саид-Ахмед был жив, и руководители Орды на съезде совещались, «как им оборониться от Шиидяка князя и от его детей, и от мамаевых детей. А Шиидяк... и дети ево и иные мурзы с ним в Юргенче». Обратим внимание на то, часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха и по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Ак калы (Адак). Это свидетельствует тому, что некоторые группы каракалпаков до раскола Ногайской орды перекочевали в Хорезм. Источники XVII века указывают на другое место, где жил Саид-Ахмед: «А Шидяк в Бухарех». Возможно, он в самом деле перебрался в окрестности Бухары, на территорию юрта узбеков-мангытов в государстве Шейбанидов. Интересно, каракалпакские кенегес-мангыты считают себя близкородственными (жакын) с узбеками этих племён, живущими в Бухарской области и бассейне Кашка-Дарьи тоже очень компактно и на смежных территориях. Весьма интересной оказалась группировка родов племени мангыт. Ещё в 1928 году экспедиция Общества по изучению Казахстана выявила деление многочисленных родов мангыт на три группы («болим» – отделения): ак(белый)-мангыт, кара(чёрный)-мангыт и тай(жеребёнок)-мангыт. И бухарские узбеки мангыт делились также на три группы: ак-мангыт, кара-мангыт и ток-мангыт. По видимому, у этих одноимённых племенных объединений каракалпаков и узбеков, подобно и другим, например, конграт, намечаются в прошлом значительные исторические и этнические связи. *** В преданиях каракалпакских мангытов говорится, что они обратились бухарскому эмиру решить земельный спор с казахами. Эмир решил его в пользу мангытов, считая их своими родственниками 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 24 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 25 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2020 16.06.2019 в 13:58, asan-kaygy сказал: Где книга выходила? Возможно такое, что мангыты Бухары это поздние выходцы из Ногайской орды или они скорее всего пришли раньше, с узбеками ? 7 ноября 1541 года в Москву прибыло посольство «от Шихмамая князя да от Кошум мурзы, да Исмаил мурзы и от иных мурз». Бояре от лица Ивана Васильевича направили «Шихмамаю князю и мурзам» дружелюбные ответы. Отсутствие Саид-Ахмеда на посту бия удивления у Москвы не вызвало, хотя трудно ожидать, что в официальном летописном сообщении будет передана эмоциональная реакция. Означало ли это, что Саид-Ахмеда сменил брат? Документальных свидетельств на этот счёт не обнаружено. И возникает впечатление, что во главе («в головах») Ногайской Орды стоит Шейх-Мамай. Наконец, в грамоте, привезённой в русскую столицу в ноябре 1548 года сам Шейх-Мамай сообщал, будто он «ныне... на отца своего юрте князем учинился». С тех пор и до июля 1549 года, когда посланцы следующего бия, Юсуфа, рассказали о кончине Шейх-Мамая, составители царских грамот титуловали его не иначе как князем. Из этих отрывочных сведений выясняется, что в 1540-х годах он действительно возглавлял ногаев и получается Сейд-Ахмеда свергли его родня, т.е. братья. После каких-то драматических событий Саид-Ахмед оказался в Средней Азии. Вместе с ним в эмиграцию отправились его дети и ближайшие соратники-мирзы. Саид-Ахмед был жив, и руководители Орды на съезде совещались, «как им оборониться от Шиидяка князя и от его детей, и от мамаевых детей. А Шиидяк... и дети ево и иные мурзы с ним в Юргенче». Обратим внимание на то, часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха и по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Ак калы (Адак). Это свидетельствует тому, что некоторые группы каракалпаков до раскола Ногайской орды перекочевали в Хорезм. Источники XVII века указывают на другое место, где жил Саид-Ахмед: «А Шидяк в Бухарех». Возможно, он в самом деле перебрался в окрестности Бухары, на территорию юрта узбеков-мангытов в государстве Шейбанидов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 25 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2020 On 12/24/2020 at 3:13 PM, Hakan said: В преданиях каракалпакских мангытов говорится, что они обратились бухарскому эмиру решить земельный спор с казахами. Эмир решил его в пользу мангытов, считая их своими родственниками В источниках есть сведения, что бухарцы просили себе в ханы старшего сына Ишим Мухамеда. Я сейчас никак не могу найти тот источник, но о четырех сыновьях Ишим Мухамеда известно по другим источникам, а то что у него был еще сын Алим, которого бухарцы просили в ханы, я узнал всего год назад. Но, к сожалению, пока что та ссылка недоступна, будет доступно, обязательно выложу. Бывают сбои, непонятные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 25 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2020 Почему мангыты оказались в неизвестных народах? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2020 7 часов назад, кылышбай сказал: Возможно такое, что мангыты Бухары это поздние выходцы из Ногайской орды или они скорее всего пришли раньше, с узбеками ? 7 ноября 1541 года в Москву прибыло посольство «от Шихмамая князя да от Кошум мурзы, да Исмаил мурзы и от иных мурз». Бояре от лица Ивана Васильевича направили «Шихмамаю князю и мурзам» дружелюбные ответы. Отсутствие Саид-Ахмеда на посту бия удивления у Москвы не вызвало, хотя трудно ожидать, что в официальном летописном сообщении будет передана эмоциональная реакция. Означало ли это, что Саид-Ахмеда сменил брат? Документальных свидетельств на этот счёт не обнаружено. И возникает впечатление, что во главе («в головах») Ногайской Орды стоит Шейх-Мамай. Наконец, в грамоте, привезённой в русскую столицу в ноябре 1548 года сам Шейх-Мамай сообщал, будто он «ныне... на отца своего юрте князем учинился». С тех пор и до июля 1549 года, когда посланцы следующего бия, Юсуфа, рассказали о кончине Шейх-Мамая, составители царских грамот титуловали его не иначе как князем. Из этих отрывочных сведений выясняется, что в 1540-х годах он действительно возглавлял ногаев и получается Сейд-Ахмеда свергли его родня, т.е. братья. После каких-то драматических событий Саид-Ахмед оказался в Средней Азии. Вместе с ним в эмиграцию отправились его дети и ближайшие соратники-мирзы. Саид-Ахмед был жив, и руководители Орды на съезде совещались, «как им оборониться от Шиидяка князя и от его детей, и от мамаевых детей. А Шиидяк... и дети ево и иные мурзы с ним в Юргенче». Обратим внимание на то, часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха и по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Ак калы (Адак). Это свидетельствует тому, что некоторые группы каракалпаков до раскола Ногайской орды перекочевали в Хорезм. Источники XVII века указывают на другое место, где жил Саид-Ахмед: «А Шидяк в Бухарех». Возможно, он в самом деле перебрался в окрестности Бухары, на территорию юрта узбеков-мангытов в государстве Шейбанидов. 16 века вроде пришли емнип. Анке фон Кюгельгена надо смотреть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hakan Опубликовано 25 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2020 10.10.2020 в 20:44, Kamal сказал: У кого есть эта работа? Где можно прочесть полный текст? https://ok.ru/ataanamata/topic/151234558608255 Родственные связи каракалпак-мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Каракалпакские мангыты не стали объектом подробного изучения историками-этнографами, хотя они являлись одним из племён, которые сформировали ядро каракалпакского этноса. В этой статье мы рассмотрим близкородственные связи каракалпакских мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Их исторические узлы связывает Ногайская Орда. *** 7 ноября 1541 года в Москву прибыло посольство «от Шихмамая князя да от Кошум мурзы, да Исмаил мурзы и от иных мурз». Бояре от лица Ивана Васильевича направили «Шихмамаю князю и мурзам» дружелюбные ответы. Отсутствие Саид-Ахмеда на посту бия удивления у Москвы не вызвало, хотя трудно ожидать, что в официальном летописном сообщении будет передана эмоциональная реакция. Означало ли это, что Саид-Ахмеда сменил брат? Документальных свидетельств на этот счёт не обнаружено. И возникает впечатление, что во главе («в головах») Ногайской Орды стоит Шейх-Мамай. Наконец, в грамоте, привезённой в русскую столицу в ноябре 1548 года сам Шейх-Мамай сообщал, будто он «ныне... на отца своего юрте князем учинился». С тех пор и до июля 1549 года, когда посланцы следующего бия, Юсуфа, рассказали о кончине Шейх-Мамая, составители царских грамот титуловали его не иначе как князем. Из этих отрывочных сведений выясняется, что в 1540-х годах он действительно возглавлял ногаев и получается Сейд-Ахмеда свергли его родня, т.е. братья. После каких-то драматических событий Саид-Ахмед оказался в Средней Азии. Вместе с ним в эмиграцию отправились его дети и ближайшие соратники-мирзы. Саид-Ахмед был жив, и руководители Орды на съезде совещались, «как им оборониться от Шиидяка князя и от его детей, и от мамаевых детей. А Шиидяк... и дети ево и иные мурзы с ним в Юргенче». Обратим внимание на то, часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха и по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Ак калы (Адак). Это свидетельствует тому, что некоторые группы каракалпаков до раскола Ногайской орды перекочевали в Хорезм. Источники XVII века указывают на другое место, где жил Саид-Ахмед: «А Шидяк в Бухарех». Возможно, он в самом деле перебрался в окрестности Бухары, на территорию юрта узбеков-мангытов в государстве Шейбанидов. Интересно, каракалпакские кенегес-мангыты считают себя близкородственными (жакын) с узбеками этих племён, живущими в Бухарской области и бассейне Кашка-Дарьи тоже очень компактно и на смежных территориях. Весьма интересной оказалась группировка родов племени мангыт. Ещё в 1928 году экспедиция Общества по изучению Казахстана выявила деление многочисленных родов мангыт на три группы («болим» – отделения): ак(белый)-мангыт, кара(чёрный)-мангыт и тай(жеребёнок)-мангыт. И бухарские узбеки мангыт делились также на три группы: ак-мангыт, кара-мангыт и ток-мангыт. По видимому, у этих одноимённых племенных объединений каракалпаков и узбеков, подобно и другим, например, конграт, намечаются в прошлом значительные исторические и этнические связи. *** Бухарские эмиры происходили из рода токмангыт Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hakan Опубликовано 25 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 25 декабря, 2020 3 часа назад, asan-kaygy сказал: 16 века вроде пришли емнип. Анке фон Кюгельгена надо смотреть http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Efremov/frametext22.htm 5) узбеки (дворяне), называющие сами себя дворянами или благородного происхождения, росту большого, широколицы, широкоплечи, силы посредственной, глаза имеют маленькие, как и калмыки, склонны к войне, трудолюбивы, занимаются больше хлебопашеством, нежели торговлею, крепких напитков употребляют более бухарцев, с коими живут мирно; постоянные жилища имеют около и в самом Самарканде; число оных простирается до 200 000 человек. Их пять родов 42: род Акмангыт, Токмангыт, Карамангыт, Барынь и Ябу, находятся в разных местах; жилища их хотя чисты, однако ж уступают в сем бухарским. Язык узбеков сходен с татарским; и хотя бухарский, сходный с персидским, для них есть совсем другой, однако ж бухарцы и узбеки объясняются между собой то на том, то на другом из природных своих языков. Говорят, что когда основали у нас в России Оренбург, то многие из нагайцев, удалившись из Оренбургского края, поселились в Бухарии и назвали себя узбеками; 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 26 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2020 19 hours ago, Hakan said: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Efremov/frametext22.htm 5) узбеки (дворяне), называющие сами себя дворянами или благородного происхождения, росту большого, широколицы, широкоплечи, силы посредственной, глаза имеют маленькие, как и калмыки, склонны к войне, трудолюбивы, занимаются больше хлебопашеством, нежели торговлею, крепких напитков употребляют более бухарцев, с коими живут мирно; постоянные жилища имеют около и в самом Самарканде; число оных простирается до 200 000 человек. Их пять родов 42: род Акмангыт, Токмангыт, Карамангыт, Барынь и Ябу, находятся в разных местах; жилища их хотя чисты, однако ж уступают в сем бухарским. Язык узбеков сходен с татарским; и хотя бухарский, сходный с персидским, для них есть совсем другой, однако ж бухарцы и узбеки объясняются между собой то на том, то на другом из природных своих языков. Говорят, что когда основали у нас в России Оренбург, то многие из нагайцев, удалившись из Оренбургского края, поселились в Бухарии и назвали себя узбеками; Отлично. Теперь сравним с родоплеменной структурой Арыса Мангыт в теме "Шежере каракалпаков": Акмангыт, Карамангыт, Токмангыт идут как мангытские рода, Барын в большом уру Баршалар в Арысе Муйтен, а Ябу скорее всего Ябы (Арыс Кипчак) - очень значимый кипчакский род в истории каракалпаков. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 26 декабря, 2020 Поделиться Опубликовано 26 декабря, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться