buba-suba Опубликовано 10 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2019 21.10.2018 в 22:42, Buhren сказал: Ну, у нас определенно должны быть ойраты. Во первых, соседи были, как никак. Да и после разгрома Джунгарского ханства некоторые остатки джунгаров бежали к нам. Ну и на основе их рассказов был составлено эпическое сказание Шоно-баатар. К вам - это куда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 10 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2019 08.10.2018 в 23:26, Buhren сказал: Хори-буряты были изначально тюркоязычным народом? Насколько мне у нас с якутами общие предки и похожая генетика. Хотя читал версию о том, что предки якутов изначально были не тюркоязычны и лишь позже перешли на этот язык. Может то же самое и с предками хори-бурятов и те перешли на монгольский? Баргуты монголоязычные, их ветви - олёты (часть ойратов - калмыков), буряты, хори, туматы - тоже м\я. После восстания в 1217 г. хори-туматы 4 года воевали с Джучи (4 карательных тумена). Часть х-т. бежали к якутам, там ассимилировались. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 10 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 10 февраля, 2019 09.10.2018 в 01:35, Buhren сказал: Ну за всех бурятов то не надо. Западные ж буряты не виноваты, что их в своё время немного повырезали и их численность уменьшилась. Они-то вроде как должны быть вполне себе монголами. А так вроде есть версия, что изначально предки якут и хори-бурят не были ни монголоязычны, ни тюркоязычны и лишь потом перешли кто на какой язык. Баргу Батор - телохранитель Буртэ Шоно (сын главы государства), вместе бежали с Тибета в 304 году. Пишут, что есть в китайских источниках, я не нашел. На Байкале женились (скорее всего на девушках из одного племени). От ББ произошли баргуты, от БШ - монголы. Возможно ББ и БШ были из разных племен т.к. по генетике баргуты и буряты (и якуты, алтайцы) относятся к центральноазиатскому типу, монголы к южному (ю-в.типу). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Buhren Опубликовано 11 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2019 10.02.2019 в 12:24, buba-suba сказал: К вам - это куда? В "Бурятию" ессно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 8 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2020 Хори - остатки курыкан, тех самых, язык которых не знали кыргызы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 12 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 12 октября, 2020 Кипчакские курлеуты и халхасские хурлауды это хоринцы ,не буряты . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 08.05.2020 в 23:07, buba-suba сказал: Хори - остатки курыкан, тех самых, язык которых не знали кыргызы. Вроде как никем не оспаривается, что средневековое лесное племя хори были монголоязычными и составило чуть ли не 50% этнической основы современного бурятского народа. Но и тут есть у меня вопросы, в частности, касательно языка средневековых лесных хори (мысли вслух)). 1) Смущает в бурятском эпосе и родословных окончание множественного числа "лар", очевидно тюркское - хорилар, что по-русски есть хоринцы. 2) Этимология самого этнонима. Возможно изначально это прозвище означало "коры/корылар/хори/хорилар" - "униженные, оскорбленные, обиженные", в казахском языке "qor". По крайней мере я так понял это из смысла § 9 ССМ: "... Когда в землях Хори-Тумат был наложен запрет на охотничьи угодья, богатые соболем и белкой, Хорилартай-Мэргэн рассердился. Он принял для своего рода прозвище Хорилар и, говоря, что земли около горы Бурхан-Халдун хороши для охоты, сейчас перекочевал, направляясь к владельцам горы Бурхан-Халдун Бурхан Босгахсану и Шэньчи Баяну из племени Урянхай". (Речь идет о том, что из-за запрета охотиться в богатом пушниной Бургуджин-Тукуме, предположительно это Восточный Алтай и Западный Саян, отец Алангоа, рассердившись и чувствуя себя оскорбленным и униженным, перекочевал на Большой Алтай, на западную его сторону, в верховья Черного Иртыша, где по моим выкладкам со ссылками на источники предположительно и была гора Буркан-калдун с Великим Коруком, где и тогда и сейчас кочуют урянхаи) Не правда ли это напоминает сюжет про рождение прозвища "монгол" с тем же оттенком?! Если это так, то это не первый случай, когда некоторые из тех средневековых тюрко-монгольских племен, длительное время находясь в монголоязычной сфере (нынешние его границы) постепенно сменили язык с тюркского на монгольский. Как минимум, это ойраты, урянхаи, тофалары, сойоты, иркиты и хори, возможно туматы и другие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 28 июля, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 "Бурхан Халдун в верховьях Черного Иртыша" :)))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 2 минуты назад, Rust сказал: "Бурхан Халдун в верховьях Черного Иртыша" :)))) Это не главная мысль поста. Это мы уже обсуждали с вами много раз и каждый остался при своем мнении, а самое главное, при своих ссылках и цитатах. ))) Что вы считаете по самому посту? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 1 час назад, АксКерБорж сказал: 1) Смущает в бурятском эпосе и родословных окончание множественного числа "лар", очевидно тюркское - хорилар, что по-русски есть хоринцы. Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род-обок, под названием Хорилар. Имя Хорилар с уменьшительно-ласкательным суффиксом "тай", Хорилартай - имя, в единственном числе, здесь не имеет смысла искать тюркское окончание множественного числа. Особенно в середине слова. А в названии рода-обока просто убрали суффикс, получилось Хорилар по бурятски, Хорилас по монгольски, Куралас на персидском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 10 минут назад, buba-suba сказал: Хорилартай-Мерган решил выделиться в отдельный род-обок, под названием Хорилар. Имя Хорилар с уменьшительно-ласкательным суффиксом "тай", Хорилартай - имя, в единственном числе, здесь не имеет смысла искать тюркское окончание множественного числа. Особенно в середине слова. А в названии рода-обока просто убрали суффикс, получилось Хорилар по бурятски, Хорилас по монгольски, Куралас на персидском. На всё у вас есть ответы. В таком случае вам надо оспорить слова своей соотечественницы, историка Дашиевой Н.Б.: "... В монгольском источнике термин «хори» выступает в нескольких значениях, являясь: 1) основой личного имени вождя в форме Хорилартай; 2) частью названия самостоятельной политической единицы - Хори-Туматской земли; 3) названием самостоятельного отцовского рода Хорилар. ... В форме этнического названия Хорилар часть «лар» является окончанием множественного числа в тюркских языках. Что касается части «тай» в имени Хорилартай, то согласно указанию Рашид-ад-дина у монгольских народов в начале II-го тыс. н. э. суффикс «тай» выступал показателем принадлежности к роду по мужской линии". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 8 минут назад, АксКерБорж сказал: На всё у вас есть ответы. В таком случае вам надо оспорить слова своей соотечественницы, историка Дашиевой Н.Б.: "... В монгольском источнике термин «хори» выступает в нескольких значениях, являясь: 1) основой личного имени вождя в форме Хорилартай; 2) частью названия самостоятельной политической единицы - Хори-Туматской земли; 3) названием самостоятельного отцовского рода Хорилар. ... В форме этнического названия Хорилар часть «лар» является окончанием множественного числа в тюркских языках. Что касается части «тай» в имени Хорилартай, то согласно указанию Рашид-ад-дина у монгольских народов в начале II-го тыс. н. э. суффикс «тай» выступал показателем принадлежности к роду по мужской линии". Вы правы, потому что по источнику весь род назвали Хори[лар], т.е. группу людей. Конечно это множ. число! Кас. этимологии/семантики вы предложили оч. хорошую версию. Потому что наложение запрета на промысел/охоту лесного народа - это равносильно его геноциду . Ибо охота - основный источник дохода лесных народов Сибири. Интересно, какие еще версии существуют? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 2 часа назад, АксКерБорж сказал: 2) Этимология самого этнонима. Возможно изначально это прозвище означало "коры/корылар/хори/хорилар" - "униженные, оскорбленные, обиженные", в казахском языке "qor". По крайней мере я так понял это из смысла § 9 ССМ: "... Когда в землях Хори-Тумат был наложен запрет на охотничьи угодья, богатые соболем и белкой, Хорилартай-Мэргэн рассердился. Он принял для своего рода прозвище Хорилар и, говоря, что земли около горы Бурхан-Халдун хороши для охоты, сейчас перекочевал, направляясь к владельцам горы Бурхан-Халдун Бурхан Босгахсану и Шэньчи Баяну из племени Урянхай". От имени Хорилардая произошел термин хорилар/хорилас/куралас/горлос, а не ХОРИ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 Окончание "тай-дай" в монгольских языках означает... ну типа сходство или принадлежность, разве не так? Хушитай - хушинский Мангудай - как мангуд Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 2 минуты назад, Kenan сказал: Окончание "тай-дай" в монгольских языках означает... ну типа сходство или принадлежность, разве не так? Хушитай - хушинский Мангудай - как мангуд Хушитай, Мангудай - имена собственные, человека. Хушин, мангуд - этнонимы, произошедшие от имен собственных. Так же, как Хорилардай - имя собственное и Хорилар - этноним от имени собственного. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 35 минут назад, Zake сказал: Вы правы, потому что по источнику весь род назвали Хори[лар], т.е. группу людей. Конечно это множ. число! Кас. этимологии/семантики вы предложили оч. хорошую версию. Потому что наложение запрета на промысел/охоту лесного народа - это равносильно его геноциду . Ибо охота - основный источник дохода лесных народов Сибири. Интересно, какие еще версии существуют? "Хорилар" происходит от "Хорилардай", а не от "хори". "Хори" происходит от "Хорёдэй". Хоредэй и Хорилардай - разные имена, причем Хоредэй - предок Хорилардая; Хорилар - род племени хори, или в более широком - род племени хори-тумат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 45 minutes ago, buba-suba said: Хушитай, Мангудай - имена собственные, человека. Хушин, мангуд - этнонимы, произошедшие от имен собственных. Так же, как Хорилардай - имя собственное и Хорилар - этноним от имени собственного. Дело не в том что это имена, а в значении этих окончаний. Окей, другой пример: Оросудай - обрусевший Харатай - черный, смуглый Италиудай - итальянский Хасагудай - крутой Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 23 минуты назад, buba-suba сказал: "Хорилар" происходит от "Хорилардай", а не от "хори". "Хори" происходит от "Хорёдэй". Хоредэй и Хорилардай - разные имена, причем Хоредэй - предок Хорилардая; Хорилар - род племени хори, или в более широком - род племени хори-тумат. В давнее прежнее время жил один человек, очень именитый, могущественный и богатый, по имени Баргу-батор. Он вместе с народом своим перекочевал с юго-восточной стороны на южный берег Байкала. У Баргу было три, сына. Их имена: Уледэй, Бурят, Хоридай. ... Поскольку любимым занятием Хоридая, третьего сына, была охота, то отец его Баргу, подарив ему только лук, стрелы и колчан, произнес благопожелание: "Пусть ты и твои потомки бродят, охотясь с этим, пропитание себе увеличивают". С тех пор потомки Хоридая до сего времени, бродя по лесам, живут охотой. http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Doklad_o_proishosdenii_11_rodov/text.phtml?id=290 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 6 минут назад, Kenan сказал: Дело не в том что это имена, а в значении этих окончаний. Окей, другой пример: Оросудай - обрусевший Харатай - черный, смуглый Италиудай - итальянский Хасагудай - крутой Вы разницу между суффиксом и окончанием различаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 28 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2021 28 minutes ago, Kenan said: Дело не в том что это имена, а в значении этих окончаний. Окей, другой пример: Оросудай - обрусевший Харатай - черный, смуглый Италиудай - итальянский Хасагудай - крутой Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418. Монгольский язык и обычай. У казахских алшынов родовое название почему то женское.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2021 12 часов назад, Steppe Man сказал: [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418. Все верно, бурятский историк Дашиева Н.Б. об этом и пишет, что: 1) У монгольских народов суффикс «тай» выступал показателем принадлежности к роду. 2) В этнониме Хорилар часть «лар» является окончанием множественного числа в тюркских языках. То есть Buba-suba не прав оспаривая слова историка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 29 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2021 Кору охранять, ограждать;. огораживать, обносить загородкой; катын жаманы эр коруйт, эр жаманы жер коруйт погов. уст. дрянная женщина мужа стережёт (за полы мужа цепляется), дрянной мужчина землю стережёт (говорилось в те времена, когда среди киргизов только ещё начинала появляться земельная собственность). корук I 1. ограда; огороженное место, огороженный участок земли (как чья-л. собственность); охраняемое пастбище; жерине корук салып, бак тикти он огородил свою землю и развёл на ней сад; 2. южн. места по берегам рек, речек, поросшие кустарником (до революции такие участки принадлежали феодалам, власть имущим, богачам); мейлиң, көчүп корук кыл, мейлиң, - конуп турук кыл фольк. хочешь - кочуй и закрепи за собой угодье, хочешь - остановись (здесь) на постоянное жительство; айдап жүргөн жылкысы коругуна барыптыр табун коней, что он гнал, достиг его угодий Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 29 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2021 20 hours ago, Kenan said: Окончание "тай-дай" в монгольских языках означает... ну типа сходство или принадлежность, разве не так? Хушитай - хушинский Мангудай - как мангуд Кенандай или Гэнэнтай. Слово гэнэн в монг.-наивный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 29 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2021 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Все верно, бурятский историк Дашиева Н.Б. об этом и пишет, что: 1) У монгольских народов суффикс «тай» выступал показателем принадлежности к роду. 2) В этнониме Хорилар часть «лар» является окончанием множественного числа в тюркских языках. То есть Buba-suba не прав оспаривая слова историка. Какая принадлежность имени к роду? Что взять от доктора ист.наук, которая слово "торгони" - шелковый/шёлка переводит как торгоутский - по созвучию. Которая не знает, что орел - тотем ольхонских бурят? 1) взяла от РАДа, это относится к татарам, а она обобщает на все монголоязычные народы. 2) Это - непонятно у кого из исполнителей кпсс-ного заказа. Просто она понять не может, что "лар" стоит в середине, а не в конце имени. Имени, а не этнонима. Здесь имя - первично, от него происходит этноним. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июля, 2021 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2021 14 часов назад, buba-suba сказал: слово "торгони" - шелковый/шёлк Прокомментирую только это, остальное бяка. халх. яз. "торго" - "шёлк". каз. яз. "торқа" - шёлк. Древнетюркский словарь: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться