Перейти к содержанию
Бахтияр

Моголы и Моголистан: культурное наследие и потомки

Рекомендуемые сообщения

 

26 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

1. А разве "имеющий бунчук" было не "туглук"?

2. Может быть на казахском языке это чагатайское написание будет "кен - ген" как в именах Өтеген, Төлеген, Айкен? Тогда казахский вариант имени будет Бәйдікен?

 

1. Да, конечно, туглук. 

Тулы, туглы, туглук, туглат-дуглат, дулыга-туглуга и т.д  Все эти термины связаны с символом власти копной конских волос ту-туг, которое и являлись первознаменем,которые устанавливали и на жерди, копье, шлеме и т.д.

https://forum-eurasica.ru/topic/6588-этимологиясемантика-названий-дуглат-и-дулат-какая-связь-со-званием-дуглат-есть-ли-связь-с-названием-дулу/?do=findComment&comment=415290

2. Да, поэтому нужно разобраться с основой бәйді- байда. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Zake сказал:

2.  Вначале нужно  разобраться с этим сообщением Дулати:

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi/frametext25.htm

При этом надел дуглатов достался Чагатай хану. Чагатай хан вверил дуглатам Манглай Субе. Манглай Субе означает “местность, обращенная к солнцу”. Она граничит с Шашем, Чалишем, Иссик Кулем, Сариг-Уйгуром. В пределах этих четырех сторон расположены Кашгар и Хотан. Первым, кто из дуглатов утвердился в тех владениях, был эмир Байдаган. От эмира Байдагана [это владение] из рода в род, из века в век, от сына к сыну перешло по наследству к упомянутому выше Мирза Аба Бакру

Мы уже на форуме не раз обсуждали, что дуглаты Могулистана - не есть дуклаты Рашид Ад Дина, это баарины (согласно Зафар Намэ), заполучившие привилегии, звание "дуглат", т.е. "имеющий бунчук". О привилегиях писал подробно и сам Дулати. 

Маловероятно, что Чагатай выделял им какой либо удел, ибо такие вещи подробно расписаны. 

Здесь автором  "дуглатского" проекта показан человек по имени Байдаган.

И у Бәйдібека и Байдагана одна основа имени: бәйді- байда. 

Скорее всего это 14 век, когда правил Тогулук Тимур,т.е. либо эпоха самого Болатчи, Камараддина и т.д. либо предыдущее поколение.

Да, старец Уйсун который и есть Майкы би был барыном, значит и байдибековичи тоже барыны, но тем самым встает позиция АК с альфа прародителями. Думаю не так просто все, кроме дуглатов в Могулистане были и другие племена, байдибековичи совокупность много кого. Даже дарлекины кораласы оказались среди современных дулатов. Дуклаты РАДа может неправильное написание дуглат-дулат.

Про Байдагана как то в споре с АК упоминал. Есть казахское имя Байтуған, Айтуған, Күнтуған.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Это отглагольные антропонимы. Глагола "Байда" ни в монгольском, ни в тюркском я не замечал. Не вижу поводов отождествлять Байдибека с Байдаганом. Тем более, если это так, то почему у самих дулатов боевой клич "Бактияр", а не "Байдиган"? Надо же исследовать все аспекты, а не упираться в одну ошибочную этимологию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Есть какие то записи из источников, где описывают, что дулаты ведали знаменами? Как по мне слово "дулат" это монгольское обозначение числа "семь" , точное такое же, как и казахи рода "табын" - "пять", "найман"-"восемь", "уйсун"-"девять".large.Screenshot_20220227_174410.jpg.9a1965371daf6c2319ade1a5413e5d5b.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Momyn сказал:

Про Байдагана как то в споре с АК упоминал. Есть казахское имя Байтуған, Айтуған, Күнтуған.   

Байдаган (Бәйдікен) Бәйдібек -основа бәйді- байда - это арабская калька шлема "дулыға". 

Т.е. байда =дулыға.

Я взял данные из релевантного источника: арабо-персидско-тюрко-монгольского словаря за 14 век

The King's Dictionary: The Rasūlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies ...large.1227217467_Screenshot_20230208-2226522.png.dfca7daa06e5e64ce141a454a7750c8f.png

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. по казахски имя Байдаган (Бәйдікен) Бәйдібек будет просто означать Дулыға. 

А дулыға-тулыға- туглуга- дабулга- тулы-туглук-дуглат означает "знаменные", "имеющий бунчук", т.е. копна конских волос на шлеме, жерди,  древке, копье и т.д.

 Это "кисть степени", показатель статуса и т.д.

Поэтому "дуглат" действит-но являлось званием как и писал Дулати.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Байдаган (Бәйдікен) Бәйдібек -основа бәйді- байда - это арабская калька шлема "дулыға".

@Zake В Тарихи Рашиди не написано в каком веке жил Байдаган, известно лишь то, что он приходился Абу Бакру каким то прапрапрадедом. Поэтому у монгола или тюрка вряд ли было бы арабизированное имя, учитывая, что Могулистанские дуглаты стали мусульманами только после Туглук Тимура.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bir bala сказал:

@Zake В Тарихи Рашиди не написано в каком веке жил Байдаган, известно лишь то, что он приходился Абу Бакру каким то прапрапрадедом. Поэтому у монгола или тюрка вряд ли было бы арабизированное имя, учитывая, что Могулистанские дуглаты стали мусульманами только после Туглук Тимура.

а как арабское имя Кабулхан предка ЧХ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake В каком месте вы лучше меня знаете что то? Вы даже не проанализировали степень поколении между Байдаганом и Абу Бакром, и снова лезете со своими этимологиями. Делайте по человеческий хоть что нибудь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Байдаган (Бәйдікен) Бәйдібек -основа бәйді- байда - это арабская калька шлема "дулыға". 

Т.е. байда =дулыға.

Я взял данные из релевантного источника: арабо-персидско-тюрко-монгольского словаря за 14 век

The King's Dictionary: The Rasūlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies ...large.1227217467_Screenshot_20230208-2226522.png.dfca7daa06e5e64ce141a454a7750c8f.png

 

умеете вы заинтриговать и выдержать паузу:) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж Это отглагольные антропонимы. Глагола "Байда" ни в монгольском, ни в тюркском я не замечал. Не вижу поводов отождествлять Байдибека с Байдаганом. Тем более, если это так, то почему у самих дулатов боевой клич "Бактияр", а не "Байдиган"? Надо же исследовать все аспекты, а не упираться в одну ошибочную этимологию.

Бактияр предок Майкы, далекий

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Momyn сказал:

умеете вы заинтриговать и выдержать паузу:) 

В 14 веке активно заходил ислам в Могулистан и вовсю испортировались арабо-персидские слова. Этот словарь очень четко показал и тюркское название шлема 14 века: йошук. А монгольское: дулга или дулган с их неустойчивой "н"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake В каком месте вы лучше меня знаете что то? Вы даже не проанализировали степень поколении между Байдаганом и Абу Бакром, и снова лезете со своими этимологиями. Делайте по человеческий хоть что нибудь.

Ну вы же дали свою этимологию ("байды"- "богатый"), дайте  теперь и другим высказаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake Я то дал полную этимологию со вторым "беком" тоже. А у вас только один лишь "Байда". Шлем+Ган?

Чем со всеми на форуме ругаться изучили бы этот словарь The King's Dictionary: The Rasūlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Это называется не ругательством, а критическим мышлением. Черных дыр в объяснениях быть не должно. Пока что "بَيْضَةٌ" и Байда омонимичны. Тем более вам неизвестно в антропониме "Байда" это цельное слово или же оно составное "Бай"+"Даган". Если Байда-Шлем, то что значит второе "Ган"? Явно не хан, потому что это табуированный титул, и носить могли только чингизиды. Кровь? Тогда почему не Baidaqan?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Это называется не ругательством, а критическим мышлением. Черных дыр в объяснениях быть не должно. Пока что "بَيْضَةٌ" и Байда омонимичны. Тем более вам неизвестно в антропониме "Байда" это цельное слово или же оно составное "Бай"+"Даган". Если Байда-Шлем, то что значит второе "Ган"? Явно не хан, потому что это табуированный титул, и носить могли только чингизиды. Кровь? Тогда почему не Baidaqan?

а может это из монгольского?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Zake сказал:

В 14 веке активно заходил ислам в Могулистан и вовсю испортировались арабо-персидские слова. Этот словарь очень четко показал и тюркское название шлема 14 века: йошук. А монгольское: дулга или дулган с их неустойчивой "н"

Касательно тюркского названия шлема "йошук".  В "Китаби Деде Коркут" шлем это"ишыг". 

В каких еще тюркских языках встречается это слово? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Это называется не ругательством, а критическим мышлением. Черных дыр в объяснениях быть не должно. Пока что "بَيْضَةٌ" и Байда омонимичны. Тем более вам неизвестно в антропониме "Байда" это цельное слово или же оно составное "Бай"+"Даган". Если Байда-Шлем, то что значит второе "Ган"? Явно не хан, потому что это табуированный титул, и носить могли только чингизиды. Кровь? Тогда почему не Baidaqan?

Вам ув Акб вроде объяснил

Бала-балақан, бота-ботақан, қазақ- қазекең и т.д. Где здесь "хан" и "кровь"? Это формант никакой особой смысловой нагрузки не несет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake В каком месте вы лучше меня знаете что то? Вы даже не проанализировали степень поколении между Байдаганом и Абу Бакром, и снова лезете со своими этимологиями. Делайте по человеческий хоть что нибудь.

Вначале проверьте сведения Дулати, он очень много фантазировал в середине 16 века. Ничего Чагатай не давал дуглатам, этот период хорошо расписан. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake И где вы видели, чтобы уменьшительно-ласкательный формант становился антропонимом? Я ни одного тюрка из источников не знаю с имени Ботақан или Балақан.

Изучите грамматику казахского языка. Чтобы такое больше не говорить.

7 минут назад, Zake сказал:

Это формант никакой особо.й смысловой нагрузки не несет

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Bir bala сказал:

@Zake И где вы видели, чтобы уменьшительно-ласкательный формант становился антропонимом? Я ни одного тюрка из источников не знаю с имени Ботақан или Балақан.

Изучите грамматику казахского языка. Чтобы такое больше не говорить.

 

А вы тогда лучше заделайте черную дыру в ...

Самое ужасное, что вы действит-но умудрились увидеть там только слова "хан" и "кровь", а другие варианты не видите.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Zake сказал:

А вы тогда лучше заделайте черную дыру в ...

Самое ужасное, что вы действит-но умудрились увидеть там и слово "хан" и "кровь".

в монгольском что означает  суффикс -ган?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bir bala сказал:

@Zake И где вы видели, чтобы уменьшительно-ласкательный формант становился антропонимом? Я ни одного тюрка из источников не знаю с имени Ботақан или Балақан.

Изучите грамматику казахского языка. Чтобы такое больше не говорить.

 

У казахов нет таких имён как Айтурган, Бектурган, Нуркан и тд?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...