Перейти к содержанию
Турист

КАЗАХИ - 4

Рекомендуемые сообщения

9 часов назад, Мерген сказал:

На таджикском "доля" может быть созвучна с "казак"

В таджикском:

Доля - сакм,

Часть - кисми,

Кусать - нешзанӣ

Резать - набуред

Кисми похоже на кеспе. Но это слово не имеет производных от глаголов. Возможно замиствование от тюрков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таджикский : http://sahifa.tj/tadzhiksko_russkij.aspx?slovo=ҳисса

"ҳиссаги" - "долевой";

"ҳисса" - 

часть, доля, пай, вклад; ~и бузург львиная доля; ~и нутк грам. часть речи; ~ аз кисса небольшая часть чего-л., незначительная доля целого; ~ гузоштан а) внести вклад; б) вкладывать пай 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Le_Raffine сказал:

Может и любитель, но на уровне многих профи. :) Интеллигентность не всегда коррелирует с образованностью.

А имя Кетбуга, что может означать?

Ну, значит, имя "Кетбуга", как видно, из двух частей состоит:

1) Кет:

если со стороны монгольского смотреть, то либо это "хэт" (будущее; начало, основание; чрезмерно, слишком, сверх) или же "хэд" (несколько); но по смыслу (все таки должна быть логическая связь со второй частью) более подходит "хэдэр" (сердитый, упрямый); но лучше по звучанию и по смыслу может, по моему скромному мнению, подойти "хад/хада" (скала).

2) Буга:

Со стороны монгольского лучше связать с "буга" (олень) или "бух" (бык-производитель) - оба тюркизмы в монгольском.

В итоге получается либо монг. "Хэд(эр) Буга/Бух" (упрямый/сердитый олень/бык?) и "Хада Буга/Бух" (олень-скала/бык-скала?), или же по смыслу менее подходящие "Хэт Буга/Бух" (будущий бык/олень?) или "Хэд Буга/Бух" (несколько оленей/быков?). В общем, думаю лучше искать этимологию в тюрк. языках, а так мне лично по душе "Хэд(эр) Буга/Бух":) 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Balkin сказал:

откуда берут прото-монгольское и прото-маньчжурское?

нет никакого общеалтайских слов, все эти слова результат многовековой тюркской гегемонии 

Друг, любая языковая группа имеет свою языковую семью, начало каждой которой было дано при дроблении Ностратической (для индоевр., алтайской. уральских и др.), Аустрической, Сино-кавказской и Америндской макросемей. То есть от гипотетического праностратического языка начали отделятся его, так сказать "диалекты" (будущие предки совр. языковых семей) вследствие распада единой этнической общности, скажем так, праностратийцев. 

Так вот, все языки родственные друг другу являются потомками одного определенного праязыка (в нашем случае - тюрк., монг., тунг-маньчж. и пуёские языки - это потомки праалтайского, который опосредственный потомок ностратического, то есть, возможно, сначала откололась урало-алтайская группа, а после уже алтайская). То есть у них схожие по звучанию первые слова ("базисные", "вундаментальные") из списка Сводеша. 

А протомонгольский, прототунг.-маньчж., пратюркский, да вообще все пра/прото-языки реконструируются по каким-то особым методикам специалистов в этой свере (мне лично они недосягаемы для понимания, но именно по ним и был полностью реконструирован праиндоевропейский язык).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, Ермолаев сказал:

Друг, любая языковая группа имеет свою языковую семью, начало каждой которой было дано при дроблении Ностратической (для индоевр., алтайской. уральских и др.), Аустрической, Сино-кавказской и Америндской макросемей. То есть от гипотетического праностратического языка начали отделятся его, так сказать "диалекты" (будущие предки совр. языковых семей) вследствие распада единой этнической общности, скажем так, праностратийцев. 

Так вот, все языки родственные друг другу являются потомками одного определенного праязыка (в нашем случае - тюрк., монг., тунг-маньчж. и пуёские языки - это потомки праалтайского, который опосредственный потомок ностратического, то есть, возможно, сначала откололась урало-алтайская группа, а после уже алтайская). То есть у них схожие по звучанию первые слова ("базисные", "вундаментальные") из списка Сводеша. 

А протомонгольский, прототунг.-маньчж., пратюркский, да вообще все пра/прото-языки реконструируются по каким-то особым методикам специалистов в этой свере (мне лично они недосягаемы для понимания, но именно по ним и был полностью реконструирован праиндоевропейский язык).

вы лично как относитесь к тому, что в последнее время предполагаемые связи не только японского и корейского, но даже тюркских, монгольских и тунгуссо-манчжурских языков в рамках общей алтайской семьи подвергается сомнению? возможно было взаимное влияние, а вот общего корня возможно и не было. также маловероятным является связь уральской и алтайской семьи в рамках некой макросемьи. механизмы построения языков может и схожие, но вот не факт что вышли от одного праязыка. недавно читал про это все. или все же общность происхождения алтайских языков и общие корни алтайской и уральской семьи обоснованы достаточно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, кылышбай сказал:

вы лично как относитесь к тому, что в последнее время предполагаемые связи не только японского и корейского, но даже тюркских, монгольских и тунгуссо-манчжурских языков в рамках общей алтайской семьи подвергается сомнению? возможно было взаимное влияние, а вот общего корня возможно и не было. также маловероятным является связь уральской и алтайской семьи в рамках некой макросемьи. механизмы построения языков может и схожие, но вот не факт что вышли от одного праязыка. недавно читал про это все. или все же общность происхождения алтайских языков и общие корни алтайской и уральской семьи обоснованы достаточно?

Конечно, есть и критика гипотезы (куда без неё). Но все же, по крайней мере лично для меня, концепция расхождения тюрк./монг./тугусо-маньчж./японо-корейских(?) языков от одного предка кажется вполне себе истинным. И вот два главных аргумента в пользу единства происхождения:

1) Родственность и, как следствие, расхождение языков от одного единого праязыка сегодня часто доказывается на схожести слов списка Сводеша. И вот наиболее важнейшие (базисные) слова - местоимения, обозначения отца, матери, полов, числительные и т.д. - они как раз совпадают (точнее очень схожи по звучанию). Также, помимо сходной "базисной" лексики, во многом сходны морвология (извиняюсь за неправильную букву в этом и других словах, но нужная не ставится в следствие отказа в работе соответствующей клавиши), синтаксис.

2) О единстве происхождения (по крайней мере тунгусо-маньчжуров и монголов) говорит популяционная генетика (ежели где ошибаюсь, то пусть ув. Аsаn и Sаmtаt меня осудят). Вот карта распространения доминирующих гаплогрупп Y-ДНК у разных народов (присутствие у многих тюрков доминирующей гаплогруппы R1а следует объяснить как следствие ассимиляции восточно-индоевропейского населения Евразии - скиво-сарматов):

large.5877a5d28867b_World_Map_of_Y-DNA_Haplogroups(1).png

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

вы лично как относитесь к тому, что в последнее время предполагаемые связи не только японского и корейского, но даже тюркских, монгольских и тунгуссо-манчжурских языков в рамках общей алтайской семьи подвергается сомнению? возможно было взаимное влияние, а вот общего корня возможно и не было. также маловероятным является связь уральской и алтайской семьи в рамках некой макросемьи. механизмы построения языков может и схожие, но вот не факт что вышли от одного праязыка. недавно читал про это все. или все же общность происхождения алтайских языков и общие корни алтайской и уральской семьи обоснованы достаточно?

В дополнение к предыдущему: об истинности утверждения о близкой родственной связи уральцев и алтайцев пока, лучше не говорить, ибо, как видно из карты, уральцы генетически не связаны с алтайцами. И, думаю, следует считать некие "схожести" уральских и алтайских языков именно сближением их, а не расхождением. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В эвенкийском одним из переводов слова солнца является СИГУН. В Японии мы знаем что императоров именовали СЕГУНАМИ. Связь между этими двумя определениями лежит в мифологии солнечного культа. Так, в японском пантеоне  есть 

Аматерассу - Самая почитаемая богиня у японцев. Богиня солнца. Является третьей дочерью Изданаки  появилась она из капель, когда Изданаки омывал свой правый глаз. Она светлая богиня, управляющая миром. Олицетворяющая творческое, созидательное начало. Так же Аматерасу считается прародительницей всех японских императоров. Является покровительницей земледелия, возглавляет богов японской национальной религии синто.

Прото-алтайское Сигун является прородителем названия японских императоров, которые приплыли в Японию и покорили племена айнов. Это была правящая динстия исповедующая культ Солнца.

Далее, у нас есть множества историй у пост-алтайских племен о происхождении от света, луча (нирун), солнца, наскальные изображения солнечных людей в урочище Тамгалы, тамги родов с изображением круга. Это очень четко видно у казахских Уйсун у которых имеется тамга в изображением солнца

rogozhinsky-ae-2011b-1s.jpg

 и легендой о происхождении от Домалак ана (Мать - Круг). А также у булгарских ДУЛУ с их тамгой в виде круга.

ХУННУ, а затем и ГУННЫ исповедывали солнечный культ!

У меня есть предположение что Хунну был правящим родом, также как и сегуны Японии.

В тюркском языке КУН это солнце, а в монгольском ХУН человек.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Солнце и луна почти во всех языческих религиях имеет сакральное значение. Думаю тамги казахов никак не связаны с древними религиозными символиками. Эти тамги просто отличительные знаки, вряд ли как-то расшифровываются. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.б. что "хас" это не только самодийский мужчина, но и символ солнца "хас" у бурят ?

А хассг(любящий "хас") в прошлом северянин почитающий солнце (солнцепоклонник) ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Турист     16

  • Турист
  • Пользователи
  • 1 729 сообщений
В 08.08.2016 в 14:30, Peacemaker сказал:

тамга киятов

f.jpg

Чел. любящий мясо - махсг, любящий сахар - шикрсг, а любящий ХАС - хассг ?????

Не путают ли люди символ Хас-солнце (тенгрианцев) с Крестом (христианами) ? Так же и в тамгах ?

   0

Pea

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У "халх-монголов" двухколесная арба называется "хасаг тергн". Почему не знаю, но все знают, что там самое простое строение колеса : круг с двумя перпендикулярными перекладинами.

Но соврем.казахи считают, что колесо должно быть со множеством втулок-перекладин и желез.ободом. Типа современной телеги )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Kenan сказал:

Солнце и луна почти во всех языческих религиях имеет сакральное значение. Думаю тамги казахов никак не связаны с древними религиозными символиками. Эти тамги просто отличительные знаки, вряд ли как-то расшифровываются. 

Тамга уйсун сильно напоминает изображение солнечного человека из Тамгалы

000032.jpg

Уйсуни из народа хунну, также как и примкнувший к монголам род Чингисхана. Солнце, луч это отображение происхождения от народа поклоняющемуся солнцу (Кун) , т.е. хунну. Изначально хунну были правящей верхушкой Хуннами, также как и Сегуны в Японии. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

37 минут назад, Мерген сказал:

М.б. что "хас" это не только самодийский мужчина, но и символ солнца "хас" у бурят ?

А хассг(любящий "хас") в прошлом северянин почитающий солнце (солнцепоклонник) ?

Мы должны учитывать и современную смысловую нагрузку на это слово - казак. Есть казахи, которых назвали по чингизидам, отколовшимся от узбеков Абулхаира. Есть казачки, которые жили сами по себе. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Kenan сказал:

Солнце и луна почти во всех языческих религиях имеет сакральное значение. Думаю тамги казахов никак не связаны с древними религиозными символиками. Эти тамги просто отличительные знаки, вряд ли как-то расшифровываются. 

Веселый подход. 

То, у казахов "непрерывная традиционность" из глубины веков.

То, не то при Чингисидах, не то, при обращении в Ислам выдали тамги. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 minutes ago, Мерген said:

Веселый подход. 

То, у казахов "непрерывная традиционность" из глубины веков.

То, не то при Чингисидах, не то, при обращении в Ислам выдали тамги. 


1. Нет
2. Появление тамги и их изменения не связаны с исламизацией.  
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Мерген сказал:

Турист     16

  • Турист
  • Пользователи
  • 1 729 сообщений

Чел. любящий мясо - махсг, любящий сахар - шикрсг, а любящий ХАС - хассг ?????

Не путают ли люди символ Хас-солнце (тенгрианцев) с Крестом (христианами) ? Так же и в тамгах ?

   0

Pea

История происхождения от Луча говорит о том, что род Чингисхана был от Хунну и лесной матери Оленихи. Поэтому и золотой род - цвет Солнца. Поэтому и остались воспоминания о Модэ, как о предке. И ваша тамга также подтверждает это. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kenan сказал:


1. Нет
2. Появление тамги и их изменения не связаны с исламизацией.  
 

Вы бы лучше ответили бы мне в теме Ногайцы , а то "вертитесь" как вам выгодно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 10.01.2017 в 19:38, Bas1 сказал:

Хаски и лайка разные собаки. Смысловая нагрузка  у хаски и казақ одинаковая.

Вы серьезно обо всем этом пишите, про казахов хаски и казахов кусков? А то я если честно не знаю даже как на все это среагировать. :)

Эвенкийский:

Кажется я вас узнал! Стилистику не скрыть, судя по вашей необычной тяге объяснять тюркские термины эвенкийским языком и ТМЯ в целом, вы бывший БекНур, друг алп-бамси? :lol:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...