Перейти к содержанию
Tengeribeki

Танец "Кара жорга" исконно кыргызский и казахский или заимстов

Рекомендуемые сообщения

12 часов назад кылышбай написал:

на севере говор мягче. у нас произносят жақсы жаман таңертең а тут в Караганде джәмән джәқсы тәңертең

у ташкентских и тамдынских казахов нет кара-жорга

У ваших северян видать мягкая форма ДЬЖ ,как у ойратов-калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас на востоке говорят погрубее чем на юге. Я считаю что на юге говорят мягче гораздо, что Алматинской области, что в Шымкенте.

Манты, пысыру у нас.

Мəнті, пісіру на юге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад RedTriangle написал:

У нас на востоке говорят погрубее чем на юге. Я считаю что на юге говорят мягче гораздо, что Алматинской области, что в Шымкенте.

Манты, пысыру у нас.

Мəнті, пісіру на юге.

я тоже заметил: говор моего коллеги из Аягуза гораздо ближе к нашему чем к каркаралинским (Караганда). он тоже не такой мягкий как у северян. по-ходу восточные казахи отличаются от северных больше чем я предполагал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.03.2018 в 11:24 кылышбай написал:

на севере говор мягче. у нас произносят жақсы жаман таңертең а тут в Караганде джәмән джәқсы тәңертең

Ваше жаксы = наше жаксы,  ваше жаман = наше жәман, танертен = танертен/тәнертен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад arkuk написал:

Ваше жаксы = наше жаксы,  ваше жаман = наше жәман, танертен = танертен/тәнертен.

Я честно говоря не верю что у казахов именно в этих словах буква ж произносится(какой бы ни был регион).

У нас:

Джақсы, джаман, тәңертең

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад RedTriangle написал:

Я честно говоря не верю что у казахов именно в этих словах буква ж произносится(какой бы ни был регион).

У нас:

Джақсы, джаман, тәңертең

Тут же юзеры пишут, какие регионы как произносят  букву "Ж". Посетите эти регионы и убедитесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.03.2018 в 05:25 RedTriangle написал:

Я честно говоря не верю что у казахов именно в этих словах буква ж произносится(какой бы ни был регион).

У нас:

Джақсы, джаман, тәңертең

может чаще именно дж а не просто ж, но вот жаксы и жаман вроде без д. буду в ауле попробую послушать как именно произносят ж, самому интересно. а вот насчет тАңерең что то я не уверен, это тоже проверю

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад кылышбай написал:

может чаще именно дж а не просто ж, но вот жаксы и жаман вроде без д. буду в ауле попробую послушать как именно произносят ж, самому интересно. а вот насчет тАңерең что то я не уверен, это тоже проверю

Насчет дж интересно. Мне кажется многие старики так и говорят во многих(если не во всех регионах). Часто вижу разных людей джокающих,

Может быть с появлением правил правописания, люди начали произносить слова так как они пишутся, но старики должны помнить.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад RedTriangle написал:

Насчет дж интересно. Мне кажется многие старики так и говорят во многих(если не во всех регионах). Часто вижу разных людей джокающих,

Может быть с появлением правил правописания, люди начали произносить слова так как они пишутся, но старики должны помнить.

логично. не зря же мы имеем русские написания Джезказган, Джанибек

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 29.03.2018 в 13:30 arkuk написал:

Тут же юзеры пишут, какие регионы как произносят  букву "Ж". Посетите эти регионы и убедитесь.

Да, на Западе РК как раз нет "дж". Просто "ж".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вплоть до оседания на землю в первой четверти 20 века казахи, как и их далекие предки, даже пешком ходили с трудом, неуклюже, потому что были урожденными всадниками и практически не слезали с коня.

Какие уж там пляски и грациозность в танцах? :)

 

О мужской танцевальной традиции у степняков Евразии (хунны-гунны, уйсуни, тюркюты, татары, печенеги, половцы-куманы-кыпчаки и пр.) не упоминает ни один из известных письменных источников!


 

Плано Карпини о татарах Чингизхана:

"... Никто из них пешком не ходит... ходят они неровным шагом, и то - недолго". 

 

 

Этнографический обзор. Россия второй половины XIX века. 20. Кочевые народы степей. Киргиз-кайсаки:

"... У киргиз-кайсаков пляски никакой не существует, хотя до музыки и пения они большие охотники".

 

 

С. Болотов "С Сыр-Дарьи":

"... Народные киргизские увеселения заключаются в скачках, в которых принимают участие и пожилые люди, в борьбе, в беганье в запуски. Плясок и танцев киргизских не увидишь, потому, что их нет, а есть что-то в роде молдаванского джока: стояние парами в кружке, топанье ногами на одном месте и битье в ладоши".

 

 

Г. Гинс "Киргизские аулы. Очерки из поездки по Семиречью" (1913 г.):

"... В другой (волости) праздновалась свадьба. Днем джигиты устраивают различные игры, на скаку поднимают козленка, стаскивают друг друга с седла, перетягиваются, стоя на четвереньках, и вообще показывают свою ловкость. Забавная игра перетягивания состоит в том, что канат, связывающий тряпки, которыми обмотаны шеи перетягивающихся, стоящих на четвереньках спиною друг к другу, проходит между ног их и перетянутый, благодаря этому, кувыркается. С полудня начинается пение. Разряженные девушки сидят в юрте, закутавшись в платки поверх меховых шапок, а парни на корточках возле юрты запевают и отвечают на песни девушек своими песнями. Идет все время свободное, приуроченное к обстоятельствам сложение песен, которые слушают гости. Время от времени подается чай с баурсаками, изюмом и сахаром, а потом мясо и кости барана".

 

И.Г. Андреев "Описание Средней орды Киргиз-Кайсаков" (18 век):

"... Мужчины в роде киргиз-кайсаков по большей части телом плотны, тучны, разных ростов; сильные, когда сидят на лошади, и так крепки, что трудно с оной спихнуть. Пешком не проворны, ибо они по большей части употребляются в верховой езде, отчего у каждого и ноги кривы".

 

Я.П. Гавердовский "Ообозрение Киргиз-Кайсакской Степи". Ч.1. или Дневные записки в степи Киргиз-Кайсакской 1803 и 1804 годов. О народных торжественных увеселениях:

"... Веселых плясовых песен и, вообще, плясок здесь мы не видали. Все киргизцы, начиная от детей до старца, имеют природную склонность сочинять песни без приготовления".

"... Ристание и другие игры, производимые здесь при всех больших торжествах, есть обыкновение, оставшееся от древних скифов. Оно показывает, что удовольствие и утехи человека всегда соглашаются с физическим и нравственным его состоянием. Кто бы из числа наших просвещенных обществ согласился теперь признать за приятнейшее занятие, вкушаемые среди пиршества, верховую скачку, борьбу и стреляние в цель из лука, но киргизцы предаются сим забавам с восхищением и не могут понять, какое можем мы находить удовольствие в танцах и играх в карты. Надобно отдать им справедливость, что забавы их, при всей своей простоте, заключают в себе нечто величественное; сверх того, они укрепляют телесные способности и пред лицом народа открывают достоинства, которыми здесь гордятся". 

"... Веселых плясовых песен и, вообще, плясок здесь мы не видали".

"... Рост имеют они довольно высокий: в молодости бывают статны, но под старость становятся отменно толсты. Ноги от всегдашней верховой езды и от сидения поджав их под себя у всех  бывают кривы и слабы. Любимый отцовский сын, а особливо у знатных, на вершине головы оставляет клочок волос, заплетая оный в одну или две тонкие косички, называемые айдар. Их распускают по плечам и многие оставляют до совершенного возраста, а нередко и до глубокой старости. В старину дети с сим отличием преимущественное имели право над отцовским имением, хотя б были младшие".


 

А.И. Левшин "Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацских, Орд и Степей" (18 век):

"... Искусство ездить верхом, с самого младенчества приобретаемое киргиз-казаками, составляет первое гимнастическое их достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях и с самими дикими из оных обращаются необыкновенно смело и ловко. Женщины не только не уступают в сем случае мужчинам, но иногда и превосходят их. Как те, так и другие ездят на коротких стременах, и обгибая ногами лошадь, держатся чрезвычайно крепко".

"... Привыкшие почти всегда быть на лошадях, имея искривленные от верховой езды ноги, и нося беспокойные сапоги, они вообще ходят очень медленно и иногда даже с трудом".  

 

История Казахстана в русских источниках. Т.4, стр.135:

"... Казахи пешие ходят с трудностью".

 

А если тот или иной народ имеет традицию мужского танца (калмыки, ойраты, халхасцы, кыргызы, уйгуры иди другие тюрко-монголы), то вероятно (имхо):

 

1) Либо они изначально были не кочевым, не степным, не всадническим народом (лесным, горным, земледельческим и т.п.), что позволяло иметь легкую походку, гибкость и грациозность для танцев. 

2) Либо они заимствовали мужскую танцевальную культуру у соседних оседлых народов и очень давно, если она так глубоко внедрилась в их культуру и самосознание.

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
42 минуты назад АксКерБорж написал:

С. Болотов "С Сыр-Дарьи":

"... Народные киргизские увеселения заключаются в скачках, в которых принимают участие и пожилые люди, в борьбе, в беганье в запуски. Плясок и танцев киргизских не увидишь, потому, что их нет, а есть что-то в роде молдаванского джока: стояние парами в кружке, топанье ногами на одном месте и битье в ладоши".

А это что тогда: "а есть что-то в роде молдаванского джока: стояние парами в кружке, топанье ногами на одном месте и битье в ладоши"."?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад Rust написал:

А это что тогда: "а есть что-то в роде молдаванского джока: стояние парами в кружке, топанье ногами на одном месте и битье в ладоши"."?

 

Надо спросить у Shymkent'а, танцуют ли у них в регионе парами топая ногами и битьем в ладошки или традиция забыта.

А то опять обидится как с бешбармаком, что мол я лезу в их региональные традиции.

Ведь Болотов писал о сырдарьинских казахах, а не о наших степных или сибирских.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад Rust написал:

А это что тогда: "а есть что-то в роде молдаванского джока: стояние парами в кружке, топанье ногами на одном месте и битье в ладоши"."?

Некоторые исследователи категорично заявляли об отсутствии каких-либо упоминаний танцев у казахов в письменных источниках. Однако даже предварительное изучение материалов XIX века опровергло эти преждевременные умозаключения. 

В 1830 году генерал-майор российской армии Семен Броневский писал о казахском танце следующее: "Пляска Киргизская состоит из отвратительного кривления лица и тела, не оказывающая ни проворства, ни гибкости, но отличающаяся иногда неблагопристойностью; женщины пляшут несколько приятно и всегда с робкими взорами, придающими цену их прелестям. Публичныя представления некоторых удальцов непристойны и иногда всякую границу стыда переходят" (Броневский С. Записки о киргиз-кайсаках Средней Орды // Отечественные записки. 1830. Ч. XLIII. Кн. CXXIV. c. 226-227). 

https://camonitor.kz/13643-v-poiskah-uteryannogo-naslediya.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Танцы у казахов все таки были причем речь идет как раз таки про регионы нашего "истинного кочевника" :D

 

- А танцевальная культура степняков там получила отражение?
- Да, конечно. Отдельно, хотелось бы остановиться на рисунке "Танец киргизов", который проливает свет на историю танцевальной культуры казахов. Казахстанские исследователи долгое время не имели точных сведений о самостоятельной танцевальной культуре казахов. Считалось, что до наших дней не сохранились казахские танцы, даже подвергался сомнению сам факт наличия танцев у казахов как таковых. Привнесенный в последние годы казахскими репатриантами из Монголии и Китая танец "Кара жорга" некоторыми авторами воспринимался скептично. Однако указанный рисунок Барбиша есть прямое документальное подтверждение оригинальности данного танца и принадлежности его именно казахской танцевальной культуре. Барбиш более чем наглядно изобразил замечательный по своей документальности момент казахского танца. У юрты на открытой поляне немногочисленные зрители (мужчина, курящий трубку, юноша, женщина с ребенком) наблюдают за четырьмя парами, танцующими под аккомпанемент трех музыкантов (двое с сыбызгы, один с кобызом). При этом танцующие мужчины и женщина делают движения локтевыми суставами, характерные для известного сегодня танца "Кара жорга". 
Хочу обратить еще раз внимание, что на рисунке изображены казахи из Восточного Казахстана второй половины - конца XVIII века.

https://camonitor.kz/13643-v-poiskah-uteryannogo-naslediya.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад Аrсен написал:

Танцы у казахов все таки были

 

Решил приписать казахам танцы своих предков? :P

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад АксКерБорж написал:

 

Решил приписать казахам танцы своих предков? :P

 

Хватит ерепениться - факты гоните, любитель женских посиделок :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад Аrсен написал:

Хватит ерепениться - факты гоните, любитель женских посиделок :D

 

Странный ты однако. Я же не навязываю твоим предкам кочевое скотоводство. Зачем же ты приписываешь нам казахам не существовавшие у нас мужские пляски?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад АксКерБорж написал:

 

Странный ты однако. Я же не навязываю твоим предкам кочевое скотоводство. Зачем же ты приписываешь нам казахам не существовавшие у нас мужские пляски?

 

я привел факты, любитель женских посиделок, гоните факты... 

я наверное больше КАЗАХ чем вы... мои предки лично вас чем-то обидели?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад Аrсен написал:

я наверное больше КАЗАХ чем вы...

 

Казах без рода, без племени, ни торе, ни кожа, ни туленгут? Нет, ты жиен нам казахам (сын казшки), а не казах.

 

В 31.03.2018 в 09:52 Аrсен написал:

Я вам открою один секрет - я не казах.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад АксКерБорж написал:

Казах без рода, без племени, ни торе, ни кожа, ни туленгут? Нет, ты жиен нам казахам (сын казшки), а не казах.

Не вам решать, кто я казах или не казах... разберитесь с вашей кашей в голове :D Факты кайда, коп соз бок соз, давайте факты... :D

31 минуту назад АксКерБорж написал:
  В 3/31/2018 в 09:52 Аrсен написал:

Я вам открою один секрет - я не казах.

Это ответ не касается моего самоопределения - ответ был предоставлен другому юзеру и по другим причинам, о которых вы прекрасно прочитали, если конечно вчитались...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад Аrсен написал:

Не вам решать, кто я казах или не казах... разберитесь с вашей кашей в голове :D Факты кайда, коп соз бок соз, давайте факты... :D

Это ответ не касается моего самоопределения - ответ был предоставлен другому юзеру и по другим причинам, о которых вы прекрасно прочитали, если конечно вчитались...

 

Сейчас разозлишь меня и я постараюсь найти твое признание в личку прошлых лет кто ты на самом деле. Не доводи до греха. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад АксКерБорж написал:

 

Сейчас разозлишь меня и я постараюсь найти твое признание в личку прошлых лет кто ты на самом деле. Не доводи до греха. ;)

 

Да, Б-га ради ищите... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад Аrсен написал:

Да, Б-га ради ищите... 

 

У нас, у казахов, есть древняя красивая традиция "жиендік жасау". Это когда внуку от дочери, сыну сестры или сестренки (жиену) разрешается один раз крупно накосячить и не получить за это наказание. В прошлом, например, это мог быть угон любимого и дорогущего коня дяди/деда и т.д.

Поэтому на правах сына моей соотечественницы я разрешаю тебе немного подурачиться не получив взамен зеркального ответа. ;)

Но учти, это временно.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...