Перейти к содержанию
Гость kanishka

Золотордынские кунграты и их потомки

Рекомендуемые сообщения

24 минуты назад, Kamal сказал:

Нет, ошибся, оказывается у каракалпакских Мангытов есть род Жагал.

Это интересно. Мне кажется наши Жагалбайлы (часть) могла как раз с мангытским юртом с юга в ногайские земли идти и наверно по той же траектории.

К слову, у кыргызов в отделении Жагалмай тамга есть род Маңгыт.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Это интересно. Мне кажется наши Жагалбайлы (часть) могла как раз с мангытским юртом с юга в ногайские земли идти и наверно по той же траектории.

К слову, у кыргызов в отделении Жагалмай тамга есть род Маңгыт.

А вообще, в европейских источниках каракалпаки тождественны с мангытами, которые жили западнее от казахских кочевий. В европейских источниках так и пишут, каракалпаки, называемые также мангытами. 

Кстати, какие предположения у Вас на счет Ягалтаевой/Жагалтаевой тьмы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Kamal сказал:

А вообще, в европейских источниках каракалпаки тождественны с мангытами, которые жили западнее от казахских кочевий. В европейских источниках так и пишут, каракалпаки, называемые также мангытами. 

Кстати, какие предположения у Вас на счет Ягалтаевой/Жагалтаевой тьмы?

Честно говоря, не могу ничего сказать, т.к. историю темника Ягалтая не изучал. Но всё может быть...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Бозбет Шыны сказал:

К слову, у кыргызов в отделении Жагалмай тамга есть род Маңгыт.

У наших мангытов тамга "кылыш" (меч), получается у кыргызских Жагалмай тоже меч?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Kamal сказал:

У наших мангытов тамга "кылыш" (меч), получается у кыргызских Жагалмай тоже меч?!

Нет, это целое отделение "Жагалмай тамга". Собсно Жагалмай тамга это "Т", т.е. напоминает летящего сокола. В некоторых местах они называют Жагалмай вот эту тамгу, но имхо это ошибочно. Тамга "Т" восходит к самим Чикам с Саяно-Алтая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Нет, это целое отделение "Жагалмай тамга". Собсно Жагалмай тамга это "Т", т.е. напоминает летящего сокола. В некоторых местах они называют Жагалмай вот эту тамгу, но имхо это ошибочно. Тамга "Т" восходит к самим Чикам с Саяно-Алтая.

Ааа, понятно. Я просто знаки препинания не так поставил, то есть не так понял. У нас Жагалтай тоже хищная птица. Только не знаю какая у них тамга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Kamal сказал:

Ааа, понятно. Я просто знаки препинания не так поставил, то есть не так понял. У нас Жагалтай тоже хищная птица. Только не знаю какая у них тамга.

Ну я долго с этими тамгами и соколами возился. У меня сложилось впечатление, что древний союз племен Чигил/Чагал/Джагал это было оригинальное название, но после распада разные осколки этого союза впоследствии сделали "ребрендинг", став Жагалмай/тай/бай, т.е. соколами. А затем и это понятие у казахов забылось и стали выдумывать всяких "прибрежных богачей" и тд. Даже забыли, что "Т" это никакой не молот (айбалта).

Возможно само это наименование "сокола" тогда и возникло, т.к. в древнетюркском словаре и легендах "сокол" известен под 2-3 другими именами. Я пытаюсь обосновать, что Жагалмай был синкретическим тенгри-несторианским культом, но это уже другая история...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Ну я долго с этими тамгами и соколами возился. У меня сложилось впечатление, что древний союз племен Чигил/Чагал/Джагал это было оригинально название, но после распада разные осколки этого союза впоследствии сделали "ребрендинг", став Жагалмай/тай/бай, т.е. соколами. А затем и это понятие у казахов забылось и стали выдумывать всяких "прибрежных богачей" и тд. Даже забыли, что "Т" это никакой не молот (айбалта).

Возможно само это наименование "сокола" тогда и возникло, т.к. в древнетюркском словаре и легендах "сокол" известен под 2-3 другими именами. Я пытаюсь обосновать, что Жагалмай был синкретическим тенгри-несторианским культом, но это уже другая история...

Ну, тенгри-несторианство у каракалпаков тоже присутствует, как говорится, небезгрешны. В теме "Каракалпакия - терра инкогнито" некоторые исторические события (легенды) я выставлял на обсуждение. По исследованиям некоторых историков выходит, что на нашей нынешней территории в одно и то же время существовало четыре религии, а по словам богословов, Мировой час о существовании человечества находится именно на территории Каракалпакстана, где похоронен сам Адам, при чем все религиозные течения, получается, исходят именно отсюда. В общем, не думайте, что я поддаюсь таким фантастическим чарам, просто пишу о том, что слышал и читал. Так что, не силён Вам в этом вопросе чем-то помочь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kamal сказал:

Ну, тенгри-несторианство у каракалпаков тоже присутствует, как говорится, небезгрешны. В теме "Каракалпакия - терра инкогнито" некоторые исторические события (легенды) я выставлял на обсуждение. По исследованиям некоторых историков выходит, что на нашей нынешней территории в одно и то же время существовало четыре религии, а по словам богословов, Мировой час о существовании человечества находится именно на территории Каракалпакстана, где похоронен сам Адам, при чем все религиозные течения, получается, исходят именно отсюда. В общем, не думайте, что я поддаюсь таким фантастическим чарам, просто пишу о том, что слышал и читал. Так что, не силён Вам в этом вопросе чем-то помочь.

В вашем случае я бы скорее ставил на православие. Или есть какие-то свидетельства несторианской веры у Каракалпаков?

Я тоже естественно не эксперт в теологии, стараюсь делать акцент на исторической/материальной составляющей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

В вашем случае я бы скорее ставил на православие. Или есть какие-то свидетельства несторианской веры у Каракалпаков?

Я тоже естественно не эксперт в теологии, стараюсь делать акцент на исторической/материальной составляющей.

Знаете, честно признаюсь, мне бывало очень не хотелось быть приглашённым к кому-либо в гости, где от меня требовалось сказать какие-то молитвенные слова типа "Аминь" после принятия пищи и пожелать благополучия хозяевам дома. Ну, не умею я, подростком уехал, под 40 приехал... , хотя всем сердцем пожелал благополучия хозяевам, где меня с большой добротой принимали у себя дома. Ну, это я к тому, что я мусульманской веры. А если я был бы христианской веры, разве пожелал бы другое тем, кто меня принимал с открытым сердцем?! Так что, для меня любая религия это одно целое с человечеством, нет никакой разницы, лишь бы люди были людьми. 

Думаю, вот также мои предки пропускали вокруг себя все религии и были в мире со всеми.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Kamal сказал:

Знаете, честно признаюсь, мне бывало очень не хотелось быть приглашённым к кому-либо в гости, где от меня требовалось сказать какие-то молитвенные слова типа "Аминь" после принятия пищи и пожелать благополучия хозяевам дома. Ну, не умею я, подростком уехал, под 40 приехал... , хотя всем сердцем пожелал благополучия хозяевам, где меня с большой добротой принимали у себя дома. Ну, это я к тому, что я мусульманской веры. А если я был бы христианской веры, разве пожелал бы другое тем, кто меня принимал с открытым сердцем?! Так что, для меня любая религия это одно целое с человечеством, нет никакой разницы, лишь бы люди были людьми. 

Думаю, вот также мои предки пропускали вокруг себя все религии и были в мире со всеми.

Скорее всего резали друг друга наши предки на основе религиозной классовой родовой этнической и другой вражды. Не только казахи и каракалпаки а вообще все в центральной азии + восточная европа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.02.2025 в 20:56, Бозбет Шыны сказал:

Ну я долго с этими тамгами и соколами возился. У меня сложилось впечатление, что древний союз племен Чигил/Чагал/Джагал это было оригинальное название, но после распада разные осколки этого союза впоследствии сделали "ребрендинг", став Жагалмай/тай/бай, т.е. соколами. А затем и это понятие у казахов забылось и стали выдумывать всяких "прибрежных богачей" и тд. 

Chilpek 4

 

Y-DNA: J2 → J-PH358  

mtDNA: F1b1f

 

Данный образец принадлежит к этой же "азиатской" ветке J2. Это палеоДНК, найденное в селе Челпек, расположенном в Ак-Суйском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана. Образец жил примерно в пределах 722–885 годов.  

Аутосомно этот образец является одним из самых близких к узбекам, а также к уйгурам среди известных палеоДНК, если не самым близким. Однако важно учитывать, что аутосомные расстояния указывают лишь на степень генетического сходства, а не на прямую преемственность.  

С высокой вероятностью данный сэмпл принадлежал представителю средневековых карлуков, чигилей или родственных им племен, поскольку именно они исторически населяли район Иссык-Куля.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, Лимфоцит сказал:

Chilpek 4

 

Y-DNA: J2 → J-PH358  

mtDNA: F1b1f

 

Данный образец принадлежит к этой же "азиатской" ветке J2. Это палеоДНК, найденное в селе Челпек, расположенном в Ак-Суйском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана. Образец жил примерно в пределах 722–885 годов.  

Аутосомно этот образец является одним из самых близких к узбекам, а также к уйгурам среди известных палеоДНК, если не самым близким. Однако важно учитывать, что аутосомные расстояния указывают лишь на степень генетического сходства, а не на прямую преемственность.  

С высокой вероятностью данный сэмпл принадлежал представителю средневековых карлуков, чигилей или родственных им племен, поскольку именно они исторически населяли район Иссык-Куля.

Ну это мог кто угодно быть: карлук, чигиль, ягма, тухси, азы, уйгур и тд. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.02.2025 в 20:35, Лимфоцит сказал:

Chilpek 4

 

Y-DNA: J2 → J-PH358  

mtDNA: F1b1f

 

Данный образец принадлежит к этой же "азиатской" ветке J2. Это палеоДНК, найденное в селе Челпек, расположенном в Ак-Суйском районе Иссык-Кульской области Кыргызстана. Образец жил примерно в пределах 722–885 годов.  

Аутосомно этот образец является одним из самых близких к узбекам, а также к уйгурам среди известных палеоДНК, если не самым близким. Однако важно учитывать, что аутосомные расстояния указывают лишь на степень генетического сходства, а не на прямую преемственность.  

С высокой вероятностью данный сэмпл принадлежал представителю средневековых карлуков, чигилей или родственных им племен, поскольку именно они исторически населяли район Иссык-Куля.

Явно был представителем тюркоязычного племени т.к. данный субклад разбросан именно по маршруту тюркской экспансии от Европы и Турции до Сибири и Китая

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941
ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail:  madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ  статье  сравнительно  рассматривается  структура  каракалпакских  кунгратов,  делается попытка  выявить  признаки  родовой  самоидентификации,  определить  регулирующую  роль  в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность  определить  степень  участия  различных  этнических  компонентов  вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных  родовых  связей  в  условиях  глобализации,  а  также  прогнозировать  будущее  этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат»,  существуют  различные  варианты  о  его  происхождении.Среди  каракалпаков  и узбеков  широко  распространено  объяснение  происхождения  наименования  «қоңырат»  от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...