Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Вооружение и военное дело казахов XV-XVIII веков

Рекомендуемые сообщения

23 часа назад, Вольга сказал:

19598811.jpg

 

Казахское боевое стремя. Шипы служат для ударов по пешим воинам.

Никогда о таком не слышал. А какой это век?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.08.2017 в 21:01, Alee сказал:

Многочисленные казачьи восстания были потоплены в крови, и те, которые покоряться не желали, вынуждены были бежать как можно дальше от тяжелой руки "белого царя". Многие казаки уходили в "Казачью Орду", то есть в Казахское ханство. Благо, воли в степи всегда было хоть отбавляй. Эти казаки и помогли казахам выработать совершенно новые приемы ведения войны. Позднее в письме на имя Петра I один из русских чиновников писал, что казахи "к бою де удачливы, волшебству де учены от донских беглецов".

 

В 11.08.2017 в 21:01, Alee сказал:

Копипаста из старой статьи Темиргалиева восьмилетней давности:

Темиргалиев в ранних статьях чудил. Хотя, да. Видел я такой документ.

СЫСКНОЕ ДЕЛО 1697 ГОДА О ДОРОГЕ В ХИВУ.

Великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу, холопи твои Андрюшка Нарышкин с товарищи челом бьют. В нынешнем, великий государь, в 205-м году, Февраля в 14 день, в твоей, великаго государя, грамоте писано к нам, холопям твоим, в Тобольск. Указал ты, великий государь, которые были в Казачьей орде у Тевкихана Тобольския дети боярския Федора Скибина с товарищи допросить: сколь далеко от Тобольска до Казачьей орды и каким путем ход бывает и много ль дней идти будет сухим путем; горы каменныя есть ли, и летним путем ратным людям каким в кормах скудости не будет ли, и сколь рек, и те реки велики ль и переправы какия через те реки; от Тевкиханова города до Бухарии сколько пути, и сухой ли путь или водяной, и буде сухим путем, можно ль ехать, и в сколько дней поспеть можно, также от Бухарии до Яика, куда ближе в Хиву или в Астрахань и каким путем сухим или водяным; горы или камень в тех местах есть ли. Тому всему учинить чертеж по три аршина, и на том чертеже написать все подлинно и подписать именно, и о том [396] к тебе, великому государю, писать и тот чертеж прислать к Москве, незамотчав (Т. е. немедля).

И по твоему, великаго государя, указу и по грамоте, Тобольския дети боярския: Федор Скибин, Василий Кобяков; конные козаки: Александр Алемасов, Матюшка Трошин, Потапко Михаилов, Фомка Мосеев, Ларька Серебряков, толмач Богдашка Неустроев, пристав Федька Ленев, полоненник Алешка Щепоткин, Якушко Уфинец; колмыки новокрещеные: Климко Алексеев, Ивашко Григорьев, Бухаретин Тюлюк-бай; Тобольские ж татары: Юлюк Шаманаев, Таушко Мерчен, Аник Чичирев, в Приказную Палату сысканы и допрашиваны, а в допросе сказали:

От Тобольска де в Колмыки и в Бухарию и в Казачью орду дорога: из Тобольска вверх по Иртышу-реке до Колмыцкаго перевоза до Шаншинских юрт тридцать верст, и переправяся Иртыш на правый берег лугами через многия грязныя речки Тобольским уездом, дубравами и борами чрез заставный Адбашский острог ходу четыре дни: и до перевоза чрез Вагай до Капканинския волости ходу два дни до переправы; а переправясь Вагай реку, суземьи (Т. е. топкая почва) чрез топкия и зыбучия и мелкия болота, минуя озеро Якишул и вышед на Ишимские пади на речку Карасунь выше и ниже ходу четыре дни, и едучи подле Ишим до урочища бору Шанши-карагаю десять дней, и переправяся Ишим реку идти бездорожицею по правой стороне по знакам, переправляяся с урочища на урочище на последние степные броды, на вершину Ишима-реки на Каменный брод, ходу дней с десять; а ход де бывает коньми и верблюды нужный, а телегами тем путем и идти не возможно, потому что де та дорога околична и многие по ней сгорки и объезды и речки крутоберегия и грязныя и лесныя и водою глубокия и болота зыбучия и грязи топкия и без мостов де перебродить не возможно. И по той де Ишимской околичной дороге [397] до самаго Каменнаго брода людям и скоту рыбою и птицею и травою кормиться можно. А с вершины Ишима реки, перебредши Каменный брод до Казачьей орды до Тевкиханова Туркестана-города, дорога лежит прямо на зимний полдень, подле речек для воды и для конского корму, через речку Терсазер Сарысу, в леве камень Улутау до речки Чиганамана, ходу четыре дня; а с Чиганамана степью через Тарганскую вершину до Тныркуля-озера, а над тем озером камень частохолм не высок, и многия де с него в Тургай речку пади, а ходу де три дня; и у того де озера воровские воинские люди, воевавши по слободам, покидают телеги, арбы и кошевую посуду дальняго похода. А от Тныркуля-озера по камню чрез речку Кынырю подле нея до большой речки Кынырбая ходу полтора дня, а Кынырбай де речка течет с Востока из под камня от Нор-Ишимских озер, местами быстра, а инде тиха, а устьем де пала с левой стороны в Сарысуреку; а на устьи в мысе Чудской кирпичный город Сургана развалился, а осталось де еще три палаты целых; да в Кынырбай же с левую сторону от Торганских вершин речка Кындыр пала устьем выше Буюганы, ходу на три дни. А переехав Кынырбай-реку каменем, а подле рынь-пески до мечети Каменной Палаты, ходу три дни; а от мечети до устья наволоками до Буюганы ходу три дня; а в наволоках конский корм там мелкий и камыш и воды желтыя, людям и скоту не здоровы и трава колюча, больше шипишнику, называют цюнга и тикан, и от той де травы бывает мыто и от солонцев скот умирает; а по пескам и по камню во всей де орде растет древо Соксоун, подобно сандалу, а большаго леса никакого нет. А от Буюганы перейти Сарысу-реку в низ по ней наволоками, минуя кладбище и три мыса, урочище Кашаун до урочища Кручин-куш ходу шесть дней. И в том де месте сошелся малопроходный с обеих сторон камень подле речки Сарысу, а тем де нужным ходом идти два дни, а миновать де того места [398] невозможно. А проход де промеж тех камней в один человек, а шерингою и телегами идти невозможно. И к тому месту со всех сторон со степи от городов и от кочевья и Тобольской дороги сошлись в одно место до Туркестана за шесть дней; и на том де месте воровские люди ждут караванов, и, сождав, разбивают и грабят. И прошед камень и камыш до урочища Тюмень-Карагай, до пятнадцати дерев, день ходу; от того последняго кормовища берут из Сарысы-реки воду в запас на три дня, и от того де Туркестанская дорога разделилась на двое: одна в право, а другая в лево. А Сарыс де река против тех пятнадцати дерев, отшед от дороги, с полднища, пала устьем под землю в озеро Тиникуль. Да от пятнадцати де дерев, по правую сторону дорога песками до камени, а к Сумя ходу полтора дни; и от того де камени дорога в Каракалпаки, а на верху того камени башня и караул, и по степи де видеть всяких людей далече; а ходу де подле того камени два дни; а на выходе де того камени казачий город Юзугант, а от Юзуганта ходу козацкими городами до Туркестана три дни; а от Туркестана до Сырта-реки ходу полдня, а по левую сторону от пятнадцати ж дерев по Калмыцкой дороге, минуя три Чойския озера, и в те озера пала устьем Чой-река, не дошед до Сырысу за полднища и ушла озером под землю. А подле Чоя Калмыцкою дорогою, мимо трех Чойских озер, до камени Улутау ходу день, а с камени до Туркестана камнями ходу два дня. Всего через Ишим реку вышеписанными дорогами от Тобольска до Тевкиханова города Туркестана средним ходом два месяца, а скорым ходом тридцать дней, а тихим ходом девять недель. И те де обе дороги от пятнадцати дерев нужны людям и скоту безкормны, а по камню и в городе в близости лесу никакого нет, а есть де варят, вместо дров, конским калом, а привозные де дрова таль и ветельник из наволоков от Сырта-реки продают в городах вьюк прутнику мелочи полтину. А города де [399] Казачьей орды от Туркестана все в близости, город от города в виду, а и дальние де города, под каменем; ходу до них дни по три, и по степи де, а от Сырта-реки в дальном разстоянии, а при реках де в близости не живут, а деланы де в городах их многие колодцы, а городов де их всех и считают двадцать. А крепости де в Туркестане и в городах валены, валы земляные и по валу кладены стены кирпича необожженаго, а вышиною и с валом стена сажени в полтретьи, а шириною местами в сажень, а в иных местах больше и меньше, а к верху аршина по полутора и по два; а больше де у них в городах валенье одни земляные валы без кирпичу, а земля плотна и не сыпуча, а рвов де копаных нет. И во всех тех городех живут Бухарцы, а казаков мало, а казаки де все живут для пашенных земель по кочевьям, а пахоти де их скудны, коней и овец много, а коров мало; кормятся мясом и молоком. А к бою де удачливы, волшебству де учены от Донских беглецов, а по смете де всех их казаков будет тысячь с двадцать и больше. А бой де у них лушной и копейный, а пушек де нет и мелкаго, длиннаго, огненнаго ружья мало, а кузнецев де у них не сказывают, а огненное де ружье и порох и свинец и луки привозят из большой Бухарии: а сказывают де, что берут селитру по кислым озерам и варят в котлах, а сера де топится и из камени близко Еркенских городов, а свинец де плавят из руды в городе Карнаке и порох де чинят приезжие Бухарцы-полоненники; а руду де красной меди плавят на Тобольской дороге. А рек де больших в земле их нет, а три де реки из под камени пали и те средния, а Сырт де река течет из под камени, от городов их не в близости, а рыбы де в ней мало, да и не ловят, а пала де устьем в море Хивинское или Аральское, течет с обедника (С полудня, с юга) в ночь, а ходу де до устья ея дней на двадцать; а полным де рекам [400] ходу дней по пяти и по десяти, и те де реки не широки, и перевозов по ним нет, броды в них мелкие, а степь голая. А по всей де степи, по рекам и по речкам, круг озер и болотин, большаго лесу нет, ростет белый и черный мелкий таль, местами и ветельник, а иного нет; а по пескам и по камням ростет небольшое дерево Соксоус, а походит листьем на жимолость, а корою на сандал, а угодьем жарок и не гаснет, часто уголья дни три и больше, а в кочевьях де есть варят конским калом и камышем. А от Туркестана де земли в низ по Сырту-реке на три дни до города Юзуганту, и в том де городе Тевкихан в прошлом в 203 году поступился Каракалпаком для сбору половиною городов и пашут пашню с казаками живучи сообща. И от Юзюганту в низ же по Сырту по обе стороны кочуют Каракалпаки на десяти днищах до мечети их Курчут. А городов де особых нет, а к воинскому де делу с казаками одного ученья и кормятся воровством, а будет де человек их тысяч с шесть и больше, а ружье де казачье, пушек нет же; а владелец де их Тобурчак-султан. А приезд де к ним из Тобольска тою ж одною дорогою чрез камень, а вверх по Сырту от Туркестана до города Сайрану ходу три дни, а смежен с Юркенскими городами; а в третью де сторону на запад к Бухарии за Сырт-реку кочевья до четвертаго колодца на четыре днища, а в четвертую де сторону от Туркестана на восток по Талаши-реке все кочевья казацкия; а городов нет, ходу де до них шесть дней, смежны с калмыцким Араптаном. Да от Туркестана ж в Бухарию до Сырта-реки коням ходу полдня и переправяся до колодца название Дерт-Кутука, ходу три дня; а от Кутука чрез три колодца ходу степью пять дней до Аштлы; а от колодца Аштлы малозимовья до города в Бухарию на верблюдах ходу шесть дней топкими и безводными степями, а воду де везут на верблюдах. А град де Бухария строением и вышиною что Туркестан, а входу де в него двенадцать [401] башень, а владелец де их Самангул-хан; города де и уезды под ним многие, а воинских людей у него тысячь с четыреста и слывут де они Кокутаны, люди де рукодельные, торговые, а не воисты; и мелкаго огненнаго оружия много, зелье де и свинец делают сами, а боевых пушек, по сажени, будет с пятьдесят; а воздух и воды у них не здоровы, тлетворны, ветры часто бывают. От большой Бухарии переправяся Аму-Дарья реку, коя под Бухариею и под Хивинскими жилищами до города Хивы, Хивинскими городами и кочевьями ходу пятнадцать дней, а меж городов степь песчаная и вод много, да не здоровы. А город Хива меньше Бухарии, а строением такого же, а в подданстве де к Хиве посторонних городов много, а люди де невоисты, рукодельны; ружье и зелье делают сами, а пушек де у них не видали, а бояр де называют они Атальсками, служилых людей Узбеками, крестьян Раятами, а род де их Аральцы, Гурленцы, Трухменцы. Да от Тобольска ж де по допросам слободских жителей многих ведомцев и бывальцев пристойная де дорога вешняго пути в Казачью орду слободами в верх по Тоболу реке, чрез многия речки Тобольским уездом до Торханскаго острогу 100 верст, от Торханскаго острога до Ялуторовской слободы 30 верст, от Ялуторовской до Суерской слободы 30 верст, от Суерской до Усть-Суерской 20 верст, от Усть-Суерской до Белозерской 25 верст, от Белозерской до Иковской 15 верст, от Иковской до Царева Городища 20 верст, с Городища до Утяцкой 20 верст, от Утяцкой до Камыцкой 40 верст. И от тех верхних Тобольских слобод с Царева Городища и из Утяцкой и Камыцкой через степь до Ишима ходу приходною Ордынскою дорогою 5 дней и степь равная, гор нет, людям и скоту кормно. И переправясь Ишим-реку ходу большою лукою, прозванием Улутагой, ходу до Каменнаго Брода 5 дней, и перебредши по тем же вышеписанным урочищам до Туркестана ходу по дороге Туркестанской, что писано выше сего. [402]

И по тем их сказкам велели мы, холопи твои, сделать чертеж на Бухарской бязи (Бязь — бумажная ткань, бумажный холст) и реки урочища и дороги и города на том чертеже подписаны именно, и тот чертеж послали к тебе, великому государю, мы, холопи твои, Тобольскаго уезда слободских беломестных казаков с сотником с Федотом Матигоровым, да с татарином Стеушком Мерченем; а приехав к Москве велели им явиться и отписку и чертеж подать в Сибирском Приказе боярину князю Ивану Борисовичу Репнину с товарищи.

 

 

  • Thanks 1
  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот источник в первом томе есть в "История Казахстана в русских источниках 16-20"

А конкретно в этой статье про огнестрельное оружие у казахов, общий смысл, главная суть, в этом  Темиргалиев прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.08.2017 в 00:48, Вольга сказал:

19598811.jpg

 

Казахское боевое стремя. Шипы служат для ударов по пешим воинам.

У кочевников в основном положение в седле высокое же, это получается у всадника использовавшего такое стремя должно было висеть ниже чем это обычно бывает у кочевников ? А коня противна в бок тоже можно было бы ранить при погоне за барымтачем например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Alee сказал:

Этот источник в первом томе есть в "История Казахстана в русских источниках 16-20"

А конкретно в этой статье про огнестрельное оружие у казахов, общий смысл, главная суть, в этом  Темиргалиев прав.

"А бой де у них лушной и копейный, а пушек де нет и мелкаго, длиннаго, огненнаго ружья мало"

В чем прав Темиргалиев, в том, что беглые донские казаки обучали казахов приемам военного дела? Это же бред чистой воды.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Le_Raffine сказал:

"А бой де у них лушной и копейный, а пушек де нет и мелкаго, длиннаго, огненнаго ружья мало"

В чем прав Темиргалиев, в том, что беглые донские казаки обучали казахов приемам военного дела? Это же бред чистой воды.

В распространенности огнестрельного оружия у казахов и о любимом современном мифе о сверх-подавляющем превосходстве в этом показателе у джунгар. Даже в фильмах у казахов огнестрел отсутствуют  зато у джунгар имеется. Хотя щас этот миф уже наверное стух, в группах ВК посты про Орбулак часто встречаются. Да и статьи Боброва с его тезисами тоже уже распространились.

В одном из интервью Ахметжан Калиолла кажется тоже выражал свое замечание что ружья у казахов в фильме "Войско Мын бала" не были показаны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Alee сказал:

У кочевников в основном положение в седле высокое же, это получается у всадника использовавшего такое стремя должно было висеть ниже чем это обычно бывает у кочевников ? А коня противна в бок тоже можно было бы ранить при погоне за барымтачем например.

Да я бы не сказал Али , что бы ударить/ранить противника  не нужно  опускать стремя ниже обычного, ну не между ног же  он будет целиться. Голова /шея/грудь - всё входит в "орбиту", и с конём тоже согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Alee сказал:

В распространенности огнестрельного оружия у казахов и о любимом современном мифе о сверх-подавляющем превосходстве в этом показателе у джунгар. Даже в фильмах у казахов огнестрел отсутствуют  зато у джунгар имеется. Хотя щас этот миф уже наверное стух, в группах ВК посты про Орбулак часто встречаются. Да и статьи Боброва с его тезисами тоже уже распространились.

В одном из интервью Ахметжан Калиолла кажется тоже выражал свое замечание что ружья у казахов в фильме "Войско Мын бала" не были показаны.

То, что ружья были - правда, но вовсе не в таком масштабе, как это хотят представить Темиргалиев, Бобров и т.д.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

То, что ружья были - правда, но вовсе не в таком масштабе, как это хотят представить Темиргалиев, Бобров и т.д.

 

Это просто ваше мнение. В цифрах сколько примерно предполагаете ? Если панцирников по Боброву у казахов было несколько десятков - сотен(видимо в зависимости от общега количества войск) то ружейных стрелков должно быть еще больше. К 18 веку точно должно быть больше чем было во времена Жангир-хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 минут назад, Alee сказал:

Это просто ваше мнение. В цифрах сколько примерно предполагаете ? Если панцирников по Боброву у казахов было несколько десятков - сотен(видимо в зависимости от общега количества войск) то ружейных стрелков должно быть еще больше. К 18 веку точно должно быть больше чем было во времена Жангир-хана.

Смотря от количества войск, да. Но никак нельзя сказать, чтобы стрелков из ружей было много.

Поспелов и Бурнашев

Цитата

Умеренное и довольно хорошее положение климата много содействует здравию сего народа, которой по привычке способен более к верховой езде; пешие же слабы и не расторопны. Вооружение у них состоит в луках, копьях и отчасти ружьях; более ж всего дерутся топориками и деревянными палками.

Левшин
 

Цитата

Искусство ездить верхом, с самого младенчества приобретаемое киргиз-казаками, составляет первое гимнастическое их достоинство. Они, так сказать, родятся на лошадях и с самими дикими из оных обращаются необыкновенно смело и ловко. Женщины не только не уступают в сем случае мужчинам, но иногда и превосходят их. Как те, так и другие ездят на коротких стременах, и обгибая ногами лошадь, держатся чрезвычайно крепко.

Луком и стрелами владеют они довольно искусно, однако ж, оружие сие не столь общее у них, как у башкиров. Ружья, особенно с замками, у них редки, а пистолетов они почти совсем не знают. Из сего видно, что они небольшие стрелки.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гавердовский

Цитата

 

Оружие киргиз-кайсаков составляют пики, которыми управляют проворно, а также сабли и луки со стрелами, но сими последними действуют не столь искусно, как уральские башкирцы. При отправлении на войну каждый всадник не более имеет с собою 20 стрел, почему всякий старается сберегать оные, напрягая все искусство, чтобы пущенная стрела не напрасно была потеряна.

В дневных наших записках при описании одежды показаны были киргизские рыцарские панцири, делающиеся из железной сетки. Но мы не говорили, что часто таковою же сеткою покрывают они лошадей своих, и что конусообразные их шапки много способствуют к сохранению головы от сабельных ударов.

Ружей употребляют здесь мало, но и сие малое число по большей части замков не имеют, а запаляются фитилями. Фитили сии обыкновенно делаются наподобие веревочки из таловых лык или мочал; во время дождливой погоды употребление оных бывает весьма неудобно, ибо почти для каждого выстрела должно бывает вырубать огонь и снова зажигать фитиль; с руки, а особливо сидя на лошади, стрелять из ружей киргизцы совсем не умеют, а чтоб дать верный удар, им должно лечь на землю и поставить ружье на устроенные близ дула развилины, так называемые рожки. Бедность в снарядах и трудность доставать оные делает второй недостаток при огнестрельном их оружии; иногда за неимением свинцовых пуль употребляют кремнистые голыши, чугунные осколки от казанов и проч., и если пуля мала противу калибра ружья, то завертывают ее в ветошку. Нас уверяли, что свинец добывают некоторые киргизцы из свинцового блеску, отыскиваемого в степных горах, но за вернейшее почесть можно, что они выменивают его в Хиве, Ташкении, Бухарии и чрез трухменцов в Персии, откуда получают также длинные винтовки и другое оружие.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гавердовский

По Гавердовскому 2 его источника существуют, в первом  описание зерцальных доспехов, кольчато-пластинчатой мисюрки, войлочного поддоспешника,  а так же кольчужная защита для коней и в ней ружей описывается мало. А в этом источике ружей указывается много.
 

Цитата

 

Киргизцы подпоясывают себя всегда узким ремнем с пряжкою, к коему пришивают с ножом ножны и много различных сумочек для пуль, пороха, огнива, трута и для прочих мелких поклаж, кои возят они всегда при себе; их украшают мелкими медными и серебряными бляхами. Весь пояс сей с прибором называется у них коя.

Киргизцы пешком никогда не ходят; и тогда, когда нужно перейти одну только версту седлают себе лошадь, а в аулах своих и сие исполняют их жены и приводят ленивым мужьям своим оседланных уже лошадей к самым их кибиткам. На сей случай киргизцы имеют в аулах особливых лошадей, кои уже с табунами  не мешаются, но ходят на корму около кибиток чрез целое лето, а на зиму заменяются для сего другими.

В самый малый путь ехать без оружия киргизцы почитают за великий грех, а в случае неимущества, место оного заменяется простою палкою. Собственно оружие их состоит в сабле, копье, луке джая и колчане сайдак со стрелами ок, имеют также в довольном количестве они ружья с фитилями и без оных. К военной одежде их принадлежат сделанные из железных колец кольчуги или панцири и из железных же листов плоские шапки.

 

 

 

-_1.png-_2.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Le_Raffine сказал:

Смотря от количества войск, да. Но никак нельзя сказать, чтобы стрелков из ружей было много.

Поспелов и Бурнашев

Левшин
 

 

 

В ответ свои отрывки продублирую

Скрытый текст

image.jpg

Скрытый текст

-_._397.jpg

Скрытый текст

image.jpg

Скрытый текст

image.jpg

Скрытый текст

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, смотрите сами. Одни источники говорят, что ружей было "довольно", другие, что мало. Валиханов, например, писал, что ружья в степи были редкостью и даже имели собственные имена. Был у меня документ где говорилось о нападении казахов на форпосты волжских казаков и русские сетовали, что те не смогли дать отпор, хотя казахи были почти безоружными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравните с джунгарами

 

Цитата

Современники называли цифры в 20 и даже 30 тысяч стрелков с огненным боем» (Материалы… , 2000, С. 335, С. 338, С. 385). Последнее, при общей численности джунгарской армии в 40- 50 тыс. человек (Бичурин, 1991, С. 48), маловероятно, но сам факт широкого применения джунгарами огнестрельного оружия неоспорим. Русские летописцы и осведомители настойчиво подчеркивают эту особенность ведения боя ойратами, причем это становится особенно заметно, когда джунгар начинают сравнивать с их восточными собратьями: «И калмыки (джунгары) в военном деле гораздо мунгалов (халхасцев — Л.Б.) сильны и много имеют огненного боя от бухарцев» (Материалы… , 2000, С. 181), «…калмыцкий Бошохту-хан с людьми своими со многим огненным боем мунгальского хана… разбил»

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если не брать в расчет Кенесары, то 19 век можно сказать время деградации военного дела казахов. Современники этого времени пишут что ныне теперь суть военного искусства казахов сводится лишь к грабительским набегам. Гавердовский, Левшин, Гейнс так и пишут.

Автор этой статьи так же считает

https://vk.com/doc257320055_450022472

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья от студентки ЕНУ. :)

Но вообще-то да, я бы сказал 19 век время деградации военного дела всех кочевников. Кроме м.б. текинцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Русские источники противоречивы, казахи были многочисленны - русские могли разные случаи видеть. И потому вполне вероятно что каждый источник для своего случая правдив. Это же касается и производства оружия казахов. У Левшина казахи сабель делать совсем не умеют но зато он упомянул кузнецы делают боевые топоры и что луки собственного производства у казахов имеются пусть и более худшего качества чем у соседей. А у Андреева и Спасского наоборот казахи луки сами не делают но зато написано что делают сабли. И огнестрельного ружья много, так же ЧАСТО вооружаются саблями, кольчугами,панцирями, шлемами. Кольчуг и панцирей МНОГО. Потом у Андреева в другом описываемом моменте про 1 отряд казахов говорится что в основном они были вооружены топорами и копьями без железных наконечников. У Тевкелева написано что ружей у казахов много и башкиры в сравнениии с ними имеют лишь луки, у него же в другом описании написано что ружей у казахов мало и в основном сайдаки. У Гавердовского и Гейнса самое богатое описания вооружения казахов в которых перечисляются: сабля, копье, лук со стрелами, кольчуга/панцирь, зерцальные доспехи, кольчато-пластинчатая мисюрка, шлем, войлочный поддоспешник,ЧАСТО покрывают коней кольчатой сеткой - а это уже признак излишества, то есть НЕ бедности, у таких ружья тем более быть должны. У Броневского перечисляются наручи, кольчуга, шлем, айбалта, сабля, копье и ружье в первую очередь перечисляется. Хоть он и говорит что в основном казахи вооружены копьями без металлических наконечников и нагайками.

Русские источники 19 века имеют больше отрицательных описании военного искусства и вооружения казахов чем современники более раннего времени. Про храбрость,отвагу трусость, алчность и вообще моральные качества тоже имеют больше отрицательных высказывании именно на 19 век.

Из этих описании понятно что описываются и богатые воины и бедные налетчики-грабители и барымтачи. И это кажется у Левшина написано что это бедность заставляет казахов совершать грабительские набеги. И судить о вооружении всего казахского войска по таким вот налетчикам нельзя. Тем более если описания относятся к 19 веку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совсем небольшая статья про щиты на вооружении казахов, автор пытается убедить что данное защит. снаряжение было в широком употреблении среди простых воинов.

Щиты «калкан» в арсенале защитного вооружения казахских батыров

https://vk.com/doc257320055_450082843

http://www.rusnauka.com/15_NPN_2013/Istoria/4_138228.doc.htm

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Аткинсон. Рисунок боя казахских воинов секирами "айбалта":

4f9c6ded8e2a.jpg

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1662 году на месте современного Кургана тюменским крестьянином Тимофеем Невежиным было основано укрепленное поселение Царево Городище (Царев Курган, Курганская слобода). Название дано по находившемуся в 6 верстах от слободы кургану (древней сарматской могиле), который за свои значительные размеры именовался Царев курган. Тяжелым временем для жителей слободы были 1690-е годы, когда в зауральских степях появился новый соперники русских переселенцев — киргиз-кайсаки (казахи). В июле 1691 года кочевники сожгли острог слободы, разграбили ее.

http://www.km.ru/turizm/encyclopedia/kurgan

 

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Le_Raffine сказал:

В 1662 году на месте современного Кургана тюменским крестьянином Тимофеем Невежиным было основано укрепленное поселение Царево Городище (Царев Курган, Курганская слобода). Название дано по находившемуся в 6 верстах от слободы кургану (древней сарматской могиле), который за свои значительные размеры именовался Царев курган. Тяжелым временем для жителей слободы были 1690-е годы, когда в зауральских степях появился новый соперники русских переселенцев — киргиз-кайсаки (казахи). В июле 1691 года кочевники сожгли острог слободы, разграбили ее.

http://www.km.ru/turizm/encyclopedia/kurgan

по Д.Маслюженко:

В конце XVI – начале XVII в. казахи оказались отрезанными от зауральских кочевий, поскольку на русских границах на юге Западной Сибири появились калмыки. Лишь с их уходом в 1680-е гг. на территорию Поволжья казахи вновь появляются в Зауралье. Исторические источники подтверждают то, что активные контакты с казахами на этой территории начались в 1690-х годов. Первые контакты здесь в основном приобретали форму военных столкновениях, которые особенно активно шли в Среднем Притоболье и даже привели к заметному замедлению русской колонизации этой территории, а в некоторых местах даже к отступлению русских на север

В 1691-1692 годах казахи совершили набеги на деревни и слободы Царева городища, разорив Камышевскую и Утятскую слободы, причем в последней перебили крестьян, а их детей и жен увели в полон. Попытка беломестных казаков догнать казахов недалеко от городища привела к их поражению и отступлению. Аналогичные набеги продолжились и в 1693 году, а затем 1695-1696 гг. В связи с этим тобольские дети боярские, служилые люди и татары были размещены в Суерской слободе, а тюменские – поставлены в слободе Царево городище. Несмотря на это, после поражения отряда В.П.Шульгина из Суерской слободы, казахи продолжили серию набегов на Утятскую слободу. В результате значительное число русских попало в плен или было перебито. Следует признать, что усиление натиска казахов на русские пограничные слободы было следствием их собственных поражений от джунгар, которые привели к потере ряда южных земель, в том числе важного в экономическом плане Туркестана. Казахские ханы, например Тауке, отрицали свое отношение к этим набегам, но при этом и не стремились возвращать русских пленных, многие из которых были проданы в Хиву. 

В начале XVIII века, особенно в 1701-1703 гг., набеги приобрели массовый характер. Только в 1701 году было совершено 5 нападений на Чумляцкую и Утятскую слободы, сожжено Усть-Уйское поселье Далматовского монастыря, захвачены крестьяне под деревнями Смолиной Царева городища и Слободчиковой Емурлинской слободы. Возникшая паника, особенно в лежащих на удалении от основных мест сосредоточения военных сил слободах Верх-Суерской, Емуртлинской, Белозерской, привела к оттоку крестьян из этих слобод на северный берег Тобола, который находился под русским контролем. По данным В.Д.Пузанова, на протяжении следующих 13 лет нападения на слободы и деревни в Среднем Притоболье происходили почти каждый год. Однако к 1716 году ситуация стала постепенно изменяться. Перманентный военных конфликт привел к необходимости переговоров, поскольку казахи постепенно теряли все больше кочевий на юге. В результате Каип-хан обещал возвращать русских пленных, а виновных в их захвате казнить, что привело к выдаче ему сибирским воеводой, князем М.П.Гагариным разрешения кочевать вблизи русских слобод по Тоболу и Ишиму. Казалось бы ситуация стабилизировалась, а крестьяне Верх-Суерской слободы даже просили разрешения вернуться на старое место, но с 1718 по 1723 годы новые поражения от джунгаров резко увеличили количество казахов на территории Южного Зауралья и привели к новым конфликтам. Причем в ряде случаев нападения проводились казакующими казахами, не подконтрольными ханам. Уже в 1719-1720 годах казахи вновь напали на Усть-Суерскую слободу, в том числе при поддержке башкир Катайской волости. С 1723 года основные военные действия развернулись в Примиасье и могли перейти в Приисетье. Сложности в отражении новых нападений были связаны как с увеличением численности казахов, так и с тем, что после разрешения князя Гагарина они получили легитимное право жить в Притоболье. Причем теперь столкновения шли не только между русскими и казахами, но и у последних с башкирами, пытавшимися отстоять свои родовые кочевья, например в известной битве 1728 года при оз.Чумляк. 

Невозможность ведения военных действия на два фронта привела казахскую знать Младшего и отчасти Среднего жузов к необходимости ведения переговоров о принятии русского подданства, что и произошло в отношении Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром в 1731 году. Однако о реальном успехе русской дипломатии говорить не приходится. В условиях степного кочевого общества политические возможности ханов и баев были весьма ограничены, и они не могли заставить остальных казахов выполнять условия подданства. По сути, как отмечает В.В.Трепавлов, для степных народов подобный договор во многом отражал личный характер взаимоотношений между политическими лидерами, отнюдь не обязательный при этом для рядовых кочевников, которые и свое подданство лидеру воспринимали как условность. К тому же казахские лидеры просили скорее покровительства, что русскими дипломатами воспринималось именно как подданство. Так, уже в 1732 году казахи стояли под Царевым городищем, а год спустя разорили Усть-Уйское поселье. Генерал-губернатор И.Ф.Бабков в этом отношении для более позднего времени писал: «… принявшие наше подданство киргизы (так называли казахов русские, - Д.М.) нисколько не стеснялись этим обязательством и не только продолжали грабить прилинейные станицы и форпосты, но прорывались за Иртыш и грабили горнозаводские селения». 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...