asan-kaygy Опубликовано 2 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 2 июня, 2017 Хазары не связаны с хазарейцами как саксы не связаны с саками и секеями. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shamyrat Опубликовано 2 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 2 июня, 2017 13 часов назад, asan-kaygy сказал: Хазары не связаны с хазарейцами как саксы не связаны с саками и секеями. А есть данные по туркмен хазаре и йомуд хазаре? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 11 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2017 по йомудам есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2017 С.Цагаадай: Мы не террористы, мы – монголы, которые любят Монголию. С.Цагаадай Студент хазар-монгол о жизни в Афганистане и Монголии, терроризме и общих корнях хазарейцев и монголов- Меня зовут Цагаадай. Я прибыл в Монголию в 2012 году, чтобы получить здесь образование. На первом курсе изучал монгольский и английский языки. Сейчас учусь на третьем курсе. Когда впервые оказался в Монголии, мне было легко выучить монгольский. Ведь у меня в крови течет монгольская кровь и у меня – монгольская ДНК. Монгольский язык я быстро выучил, в отличие от других языков. Мне было достаточно одного семестра для этого. - Пожалуйста, расскажите нам о хазарейцах. Есть люди, которые сомневаются, что у них с монголами один корень. - Я сам интересуюсь историей и политикой. Мои предки, отец, мать, дедушка и бабушка, воспитывая нас, всегда говорили, что мы монголы. Они мечтали побывать на прародине. Это была и моя мечта тоже, поэтому я очень рад, что она исполнилась. Хотя мы были далеко от друг друга в течение многих веков и наши культуры мутировали, мы всегда горды тем, что мы кровные братья. Я люблю Монголию и монгольский народ. Мне не важно оброзование, деньги, религия и возраст, я думаю, что я монгол, и всегда этим горжусь. Хазаро-монголы пошли от империи Төмөрхана и Цагаадая. До сих пор существует центр армии Бабархана в Бамиане. Ил хаан, Төмөрхаан и еще многое другое нас связывает. В Японии был проведен генетический анализ монголов и хазарейцев, и было доказано, что на высоком уровне наши ДНК очень похожи. - Где ваша семья живет сейчас? Вы с ними на связи? Они живут в Бамиане. Очень спокойное и мирное место, там нет военных столковений. Мама, папа и младшие братья и сестры очень рады, что я учусь в Монголии. Моя мама 24 часа в сутки сидит в Интернете, чтобы связаться со мной. - В настоящее время сколько студентов-хазарейцев учатся в Монголии? Какие у них условия? Сейчас в Монголии учатся и живут 15 хазарейских студентов. В Монголии они очень спокойно учатся и получают образование. Однако в последнее время возникла проблема с визами. Недавно двое стутентов возвращались из Монголии на родину. Один из них учился в магистратуре. Другой женился на монголке. Но вдруг оказалось, что их визы отменены. Я не знаю, почему. Может быть, из-за внешности и имени. Опасаются и ошибаются. Ведь те23-летние молодые люди, кто жил в Монголии в течение 6-7 лет, не могут быть террористами. К сожалению, парень, который женился на монголке, потерял возможность жить вместе с женой. Это очень печально. Многие хазар-монголы хотят посещать Монголию. В конце концов, монголка утетела в Афганистан, чтобы быть вместе со своим мужем. Мне кажется, нас ошибочно принимают за террористов из-за афганского паспорта. - Террористы? Действительно ли официальные лица ошибочно принимают хазарейцев за террористов или ваши студенты устраивали проблемы? - Они смотрят на нас как пуштуны. А среди смертников-террористов нет ни одного хазарейца. Хазар—монголы никогда не были террористами, наоборот, мы воюем против них. Не каждый мусульманин - террорист. В мире 9-10 миллионов хазарейцев. 98% из них - мусульмане. Ислам имеет две ветви: шиит и суннит. И именно сунниты занимаются терроризмом. На самом деле, хазар-монголы в течение многих лет воевали с нмии. Но не ради религии, а ради земли и ресурсов. Воюют против террористов. Хазар-монголы не террористы. Поэтому на нас надо смотреть как на братьев. Нам надо верить. Мы - монголы. Представим, что у родителей есть четыре ребенка, и каждый из детей относится к разной религии. Однако они по-прежнему дети для своих родителей. Желаю, чтобы людей с таким мировоззрением было много. - Каковы сейчас обстоятельства в вашей стране? Почему решили учиться именно в Монголии? - Я же сказал, что это наша мечта - приехать сюда, в Монголию. В настоящее время хазар-монголы воюют против талибанов за земли и ресурсы. Правительство Афганистана не поддерживает нас. А напротив, издевается над нами. Нам очень трудно и сложно в Афгане. Издеваются над нами потому, что мы - потомки монгольких воинов. Мы ослабли, потому что воюем уже в течение 30 лет. Нет у нас хороших рабочих мест и школ. Жизнь в Афганистане для хазарейцев очень сложна. В Афганистане 32 аймака. 3 из них чисто хазар-монгольские. 8 аймаков смешанные. И конфликт присутствует всегда. Раньше мы гордились своми монгольских предками и были на голову выше. Сейчас все изменилось. Мы ослабли. - Живя в Монголии, заметили ли Вы что-нибудь, связывающее хазарейцев с монголами? Например, традиции и менталитет? - По-моему, кроме истории нас многое связывает. Гены, характер и наивность. Семейственность. Почтение к старшим. По праздникам встречаются со старшими в их домах. Это не религия, а обычай. У нас даже лица очень схожи. Например, менталитет монголов и япоцев очень отличается. И менталитет монголов и корейцев. А наш похож. И это я почувствовал очень сильно. По-моему, мы, монголы, очень отличаемся от европейцев. Мы как дети наивные. Но при этом мы открытие, честные и справедливые люди. С таким характером мы узнаем друг друга. Слово “хазар” по-фарсийдски означает “тысячи”. Это означает 1000 воинов Цагаадайхана. - Чем планируете заняться после окончания университета? - Есть желание заняться связями с общественностью. Хочу помогать людям, как могу. Буду работать для монголов мира. Моя мечта и цель жизни - объединить 20 миллионов монголов мира. Мы были Великой империей. Сейчас стали многочисленными народностями, разбросанными по всему миру. Желаю, чтобы мы объединились, стали единым целым. Моя мечта - привезти еще больше хазарейских студентов в Монголию. И хочу, чтобы монголы встретились на земле хазарейцев с хазар-монголами. Особенно наши преподаватели и учителя. Очень многие студенты из Китая, Кореи и Японии учатся в Монголии. Почему бы и нашим студентам не учиться в Монголии как они? С.Цагаадай, считающий себя монголом хазарейского происхождения, разговаривал с журналистом сайта denluu.mn на чистом монгольском языке. Справка Чагатайский (Цагаадайн улс) улус (Улус Чагатая) — монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 после распада Великой Монголии и распавшееся в 1370 г. на 2 ханства — Могулистан и Мавераннахр. Названо по имени сына Чингисхана — Чагатая (Цагаадая) — и его дома. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2017 Türk Uygur Beyleri. Bezeklik Mağarası Türk Budist Freskler. Уйгуры 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
думан Опубликовано 12 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2017 5 минут назад, Peacemaker сказал: Türk Uygur Beyleri. Bezeklik Mağarası Türk Budist Freskler. Уйгуры вы уже уйгуром стали ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2017 Здесь многие называют найманов остатками уйгуров Уйгурского каганата в Монголии .. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 13 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 13 июня, 2017 Тема почищена. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2017 Мне кажется хазарейцам лучше налаживать культурные контактыс настоящими своими близкими сородичами - ойратами Синьцзяна КНР и с калмыками России. Ведь они их осколки в результате событий 17 - 18 веков. А халхасцы и другие монгольские народы Монголии для хазарейцев далекий родственный народ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 14 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2017 18 минут назад, АксКерБорж сказал: Мне кажется хазарейцам лучше налаживать культурные контактыс настоящими своими близкими сородичами - ойратами Синьцзяна КНР и с калмыками России. Ведь они их осколки в результате событий 17 - 18 веков. А халхасцы и другие монгольские народы Монголии для хазарейцев далекий родственный народ. Вряд ли они осколки ойратов 18 века, слишком мало времени, ну может мизерная часть ведь у них почему то почти все стерлось из памяти насчет прошлого Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2017 14 минут назад, Zake сказал: Вряд ли они осколки ойратов 18 века, слишком мало времени, ну может мизерная часть ведь у них почему то почти все стерлось из памяти насчет прошлого Это у меня не догадка, а мнение, построенное на ряде фактов. Все они приводились в начале темы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 14 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2017 В 7/5/2015 в 18:00, АксКерБорж сказал: Как высказал недавно на форуме юзер под ником Donbass, хазарейцы это никакие не татары Чингисхана, это бредовая и популистская теория. От себя я добавлю, что этот фейк своим началом вероятно обязан личному мнению В.В.Бартольда. И все же, имеющиеся данные упрямо свидетельствуют о том, что монгольский след хазарейцы получили на в 13 веке, а после уничтожения Джунгарского ханства в 18 веке, когда остатки ойратов были вынуждены уйти в Афганистан и присоединились к местной основе хазарейцев. Это объясняется, в частности, следующими фактами (мой краткий анализ в силу своих возможностей): 1) Сохранность в языке хазарейцев не восточных монгольских (халхаских и других) лексем, а именно, западных лексем (ойратского языка); 2) За столь небольшой срок, а это ориентировочно 250 лет, эти слова и их фонетика не успели еще полностью ассимилироваться, а потому их язык близок к языку калмыков; 3) Среди них сохранились родоплеменные этнонимы джунгури и бехсуд, свойственные калмыкам, ойратам, но у них нет ни одного этнонима, который можно было сопоставить с халхаскими или бурятскими этнонимами; 4) По внешности и антропологическим чертам и того сложнее, в нем преобладает монголоидный тип, но он присущ как монголоязычным народам, так и тюркским и другим; 5) По религии, они мусульмане шииты, вообще ничего не доказать; 6) По традициям и обычаям ничего не обнаружил, практически все от фарси, кроме того, что у них не халхаский моринхур, а калмыцкая домбра; 7) Хозяйственный уклад оседлый - пашенное земледелие и частично скотоводство, короче тоже ничего не дает; 8) По ДНК со слов знатоков у них основные 2 гаплогруппы - C3 и R1, т.е. одинаково характерные и тюркам, и монголам, т.е. тоже ничего; 9) Язык - дари, не считая с десяток слов, более близких западному ойратско-калмыкскому языку нежели к халхаскому или к другим восточным монгольским языкам; 10) Например, юрта и ее детали (кстати она как и тюркская юрта не имеет подпорок крыши и по размеру высокая, так сказать "стремится вверх", а в монгольской юрте подпорки обязательный атрибут, причем она полога и приземиста и так сказать "стремится вширь"): - Юрта называется ими "ханаи хырга"; - Решетчатые решетки остова юрты называются ими "канат" - также как у тюрков "канат", хотя у монголов "хана"; - Купольные деревянные жерди называются ими "хук" - также как у тюрков "уук", хотя у монголов "унь"; - Тростниковые циновки юрты называются ими "чик" - также как у тюрков "чи", хотя у монголов их нет; - Кошмы, покрывающие крышу юрты называются ими "хузуг" (у В.Радлова это киргизская/казахское название "узюк"); 11) Родоплеменная структура - ее как таковой нет, так как хазарейские объединения построены по территориальному признаку, а не по кровно-родственному признаку, из множества родовых и групповых названий существует лишь 2 созвучия - джунгури и бехсуд; 12) Самоназвание (этноним) - от иранского числит. "тысяча", т.е. здесь тоже ничего не связывает с восточными монголоязычными народами; 13) Упоминание в письменных источниках - самая ранняя дата 1892 год о Хазараджате как горной области в центральной части современного Афганистана, которую завоевал афганский эмир Абдуррахман в 1880 - 1893 гг. 14) Населяют центральные районы и провинции Герат, Кандагар, Нангахар, Бадахшан в Афганистане, а также Восточный Хорасан в Иране. 15) Численность - свыше 2 млн. чел. Так хазарейцы то фиксируются намного ранее 17 18 века? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 15 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2017 В 6/12/2017 в 08:09, Peacemaker сказал: С.Цагаадай: Мы не террористы, мы – монголы, которые любят Монголию. С.Цагаадай Студент хазар-монгол о жизни в Афганистане и Монголии, терроризме и общих корнях хазарейцев и монголов- Меня зовут Цагаадай. Я прибыл в Монголию в 2012 году, чтобы получить здесь образование. На первом курсе изучал монгольский и английский языки. Сейчас учусь на третьем курсе. Когда впервые оказался в Монголии, мне было легко выучить монгольский. Ведь у меня в крови течет монгольская кровь и у меня – монгольская ДНК. Монгольский язык я быстро выучил, в отличие от других языков. Мне было достаточно одного семестра для этого. - Пожалуйста, расскажите нам о хазарейцах. Есть люди, которые сомневаются, что у них с монголами один корень. - Я сам интересуюсь историей и политикой. Мои предки, отец, мать, дедушка и бабушка, воспитывая нас, всегда говорили, что мы монголы. Они мечтали побывать на прародине. Это была и моя мечта тоже, поэтому я очень рад, что она исполнилась. Хотя мы были далеко от друг друга в течение многих веков и наши культуры мутировали, мы всегда горды тем, что мы кровные братья. Я люблю Монголию и монгольский народ. Мне не важно оброзование, деньги, религия и возраст, я думаю, что я монгол, и всегда этим горжусь. Хазаро-монголы пошли от империи Төмөрхана и Цагаадая. До сих пор существует центр армии Бабархана в Бамиане. Ил хаан, Төмөрхаан и еще многое другое нас связывает. В Японии был проведен генетический анализ монголов и хазарейцев, и было доказано, что на высоком уровне наши ДНК очень похожи. - Где ваша семья живет сейчас? Вы с ними на связи? Они живут в Бамиане. Очень спокойное и мирное место, там нет военных столковений. Мама, папа и младшие братья и сестры очень рады, что я учусь в Монголии. Моя мама 24 часа в сутки сидит в Интернете, чтобы связаться со мной. - В настоящее время сколько студентов-хазарейцев учатся в Монголии? Какие у них условия? Сейчас в Монголии учатся и живут 15 хазарейских студентов. В Монголии они очень спокойно учатся и получают образование. Однако в последнее время возникла проблема с визами. Недавно двое стутентов возвращались из Монголии на родину. Один из них учился в магистратуре. Другой женился на монголке. Но вдруг оказалось, что их визы отменены. Я не знаю, почему. Может быть, из-за внешности и имени. Опасаются и ошибаются. Ведь те23-летние молодые люди, кто жил в Монголии в течение 6-7 лет, не могут быть террористами. К сожалению, парень, который женился на монголке, потерял возможность жить вместе с женой. Это очень печально. Многие хазар-монголы хотят посещать Монголию. В конце концов, монголка утетела в Афганистан, чтобы быть вместе со своим мужем. Мне кажется, нас ошибочно принимают за террористов из-за афганского паспорта. - Террористы? Действительно ли официальные лица ошибочно принимают хазарейцев за террористов или ваши студенты устраивали проблемы? - Они смотрят на нас как пуштуны. А среди смертников-террористов нет ни одного хазарейца. Хазар—монголы никогда не были террористами, наоборот, мы воюем против них. Не каждый мусульманин - террорист. В мире 9-10 миллионов хазарейцев. 98% из них - мусульмане. Ислам имеет две ветви: шиит и суннит. И именно сунниты занимаются терроризмом. На самом деле, хазар-монголы в течение многих лет воевали с нмии. Но не ради религии, а ради земли и ресурсов. Воюют против террористов. Хазар-монголы не террористы. Поэтому на нас надо смотреть как на братьев. Нам надо верить. Мы - монголы. Представим, что у родителей есть четыре ребенка, и каждый из детей относится к разной религии. Однако они по-прежнему дети для своих родителей. Желаю, чтобы людей с таким мировоззрением было много. - Каковы сейчас обстоятельства в вашей стране? Почему решили учиться именно в Монголии? - Я же сказал, что это наша мечта - приехать сюда, в Монголию. В настоящее время хазар-монголы воюют против талибанов за земли и ресурсы. Правительство Афганистана не поддерживает нас. А напротив, издевается над нами. Нам очень трудно и сложно в Афгане. Издеваются над нами потому, что мы - потомки монгольких воинов. Мы ослабли, потому что воюем уже в течение 30 лет. Нет у нас хороших рабочих мест и школ. Жизнь в Афганистане для хазарейцев очень сложна. В Афганистане 32 аймака. 3 из них чисто хазар-монгольские. 8 аймаков смешанные. И конфликт присутствует всегда. Раньше мы гордились своми монгольских предками и были на голову выше. Сейчас все изменилось. Мы ослабли. - Живя в Монголии, заметили ли Вы что-нибудь, связывающее хазарейцев с монголами? Например, традиции и менталитет? - По-моему, кроме истории нас многое связывает. Гены, характер и наивность. Семейственность. Почтение к старшим. По праздникам встречаются со старшими в их домах. Это не религия, а обычай. У нас даже лица очень схожи. Например, менталитет монголов и япоцев очень отличается. И менталитет монголов и корейцев. А наш похож. И это я почувствовал очень сильно. По-моему, мы, монголы, очень отличаемся от европейцев. Мы как дети наивные. Но при этом мы открытие, честные и справедливые люди. С таким характером мы узнаем друг друга. Слово “хазар” по-фарсийдски означает “тысячи”. Это означает 1000 воинов Цагаадайхана. - Чем планируете заняться после окончания университета? - Есть желание заняться связями с общественностью. Хочу помогать людям, как могу. Буду работать для монголов мира. Моя мечта и цель жизни - объединить 20 миллионов монголов мира. Мы были Великой империей. Сейчас стали многочисленными народностями, разбросанными по всему миру. Желаю, чтобы мы объединились, стали единым целым. Моя мечта - привезти еще больше хазарейских студентов в Монголию. И хочу, чтобы монголы встретились на земле хазарейцев с хазар-монголами. Особенно наши преподаватели и учителя. Очень многие студенты из Китая, Кореи и Японии учатся в Монголии. Почему бы и нашим студентам не учиться в Монголии как они? С.Цагаадай, считающий себя монголом хазарейского происхождения, разговаривал с журналистом сайта denluu.mn на чистом монгольском языке. Справка Чагатайский (Цагаадайн улс) улус (Улус Чагатая) — монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 после распада Великой Монголии и распавшееся в 1370 г. на 2 ханства — Могулистан и Мавераннахр. Названо по имени сына Чингисхана — Чагатая (Цагаадая) — и его дома. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам. Не могут все хазарейцы быть потомками монголов, возможно небольшая часть, у Чагадая все воины были монголы до 1221г.т.е. до окончания кампании в Хорезме, а дальше он естественно набрал местных парней, ойраты и уйгуры вроде бежали в Бухару, а не Афганистан? Аналогично было у Джучи, большинство половцы, потому и монголизмов мизер в России, и язык кипчакский в ЗО. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 16 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2017 молодец что выучил язык. конечно можно считать себя кем угодно но объективно он просто хазареец, история и этногенез которых связан с монгольскими завоеваниями 13 века. считать себя частью монгольского народа на основании лишь этого глупо. как если б какой нибудь казах-шанышкылы или каракалпак-мангыт вдруг не с того не с сего решили б поехать в Монголию жить, называть себя казах-монголами, каракалпак-монголами и частью большого монгольского этноса. да и менталитет с современными халха сравнивать: чего стоит внешность, которую формируют гены, в которых от монголов 13 в. может осталась лишь Y-хромосома +шиитская вера и много чего. его личное дело конечно но имхо фольк какой то Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 16 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 16 июня, 2017 3 часа назад, кылышбай сказал: молодец что выучил язык. конечно можно считать себя кем угодно но объективно он просто хазареец, история и этногенез которых связан с монгольскими завоеваниями 13 века. считать себя частью монгольского народа на основании лишь этого глупо. как если б какой нибудь казах-шанышкылы или каракалпак-мангыт вдруг не с того не с сего решили б поехать в Монголию жить, называть себя казах-монголами, каракалпак-монголами и частью большого монгольского этноса. да и менталитет с современными халха сравнивать: чего стоит внешность, которую формируют гены, в которых от монголов 13 в. может осталась лишь Y-хромосома +шиитская вера и много чего. его личное дело конечно но имхо фольк какой то Объективно он хазареец, однако есть апелляция к истории и понимание монгольского происхождения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 В 15.06.2017 в 23:01, mechenosec сказал: Аналогично было у Джучи, большинство половцы, потому и монголизмов мизер в России, и язык кипчакский в ЗО. Это старый блеф. Никакого мизера монголизмов в русском языке нет, их совсем нет. Я уже 8 лет на форуме (не считая отсутствия в многочисленных банах), но никто еще не смог внятно предоставить хотя бы десяток слов. Даже прафесар Ашина Шэни, съевший собаку при изучении халхаведения, не смог их показать. Нет монголизмов и в языках других народов СНГ, Передней Азии, Индии и Европы, где по вашей версии должны были быть. Везде сплошь тюркизмы. Отсюда версионный вывод - монголоязычных племен и народов до джунгар 17 - 18 вв. и калмыков 19 - 21 вв. западнее Алтая не было, а потому и нет следов ни языковых, ни культурных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 4 минуты назад, АксКерБорж сказал: Нет монголизмов и в языках других народов СНГ, Передней Азии, Индии и Европы, где по вашей версии должны были быть. Докажите. О моголизмах в узбекском языке: Volker Rybatzki. Mongolic words in Ozbek // Prof. Dr. Talat Tekin Hatira Kitabi, Istanbul, 2017, s. 915-957 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 О монголизмах в казахском языке: Цитата В.И. Рассадин. О характере монгольско-казахских лексических параллелей Рассадин Валентин Иванович О характере монгольско-казахских лексических параллелей1 // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2008. №4. Анализ показывает, что значительное количество так называемых казахско-монгольских лексических параллелей (около половины, как было сказано выше) представляют собой древнейшие тюркские заимствования в монгольских языках. Будучи общетюркскими словами, они представлены и в казахском языке. Так, например, монгольский глагол арил= «очищаться; чиститься; проясняться (о небе); переставать (о дожде); исчезать, искореняться» находит свое соответствие в казахском глаголе арыл= «освободиться, избавиться; расходиться (напр. собрание)», который восходит к древнетюркскому глаголу arїl= «очищаться, становиться чистым» – форме общетюркского страдательного залога на -l от др.-тюрк. arї= «быть чистым». В древнетюркском языке этот глагольный корень образует целый ряд производных от него основ – прилагательное arïγ «чистый», форму общетюркского побудительного залога с аффиксом -t: arїt= «очищать, делать чистым». Все они вошли в монгольский язык, адаптировавшись в нем: др.-тюрк. arїt= дало в монгольском словоформу арчи= «чистить, очищать» (через промежуточные формы *арыты= >*арит′ и= > *аричи=), др.-тюрк. arïγ «чистый» дало в монгольском две словоформы: ариг «чистый, опрятный» и ариун (из *аригун) «священный, святой, честный, чистый». Поскольку данные монгольские слова имеют надежные тюркские этимологии, их нельзя относить к общему тюрко-монгольскому словарному фонду. Это – явные тюркизмы в монгольском языке. Другие слова из разряда монголо-казахских параллелей, наоборот, восходят к монгольскому языку. Так, в языке казахов Монголии бытует слово абдыра «сундук для хранения одежды», которое является адаптацией монг. авдар «сундук» (ср. лит.-каз. сандык id.), в литературном казахском языке представлены такие явные монголизмы, как алакан (из монг. алга) – «ладонь»; кунан (из монг. гунан) – «бычок по третьему году»; кунажын (из монг. гунжин) – «телка по третьему году»; кауырсын (из монг. гуурс) – «птичье перо из крыла»; канжыга (из монг. ганзага) – «седельные торока»; торай (из монг. торой) – «поросенок»; тулга – «опора, защита» (из монг. тулга «таган; подпорка» от монг. тул= «подпирать»). Исследование по выявлению среди монголо-казахских параллелей явных тюркизмов в монгольском языке и явных монголизмов в казахском имеет, по нашему мнению, большое значение, поскольку позволяет сузить круг подлинных параллелей, свидетельствуюших о древнейшем тюрко-монгольском праязыке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Цэндмаа Энхчимэг. Монголизмы в «Бабур-наме» - https://cyberleninka.ru/article/n/mongolizmy-v-babur-name Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Конкашпаев Г. К. Географические названия монгольского происхождения на территории Казахстана // Известия АН Казахской ССР. Вып. 1 (11). Серия филологии и искусствоведения. Алма-Ата, 1959. С. 85-98. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июня, 2017 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Это самая обыкновенная тюркскакя лексика (ару, абдыра, каурсын, торай, канжыга, термины поло-возрастных групп домашнего скота и прочие), которую зачем-то притянули за уши к монгольскому языку. Если соглашаться со всеми этим "исследованиями", то мы все окажемся без своих языков. А у Конкашпаева так это сплошняком джунгаризмы 17 - 18 вв. в топонимике Казахстана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Цитата Немало монгольских элементов и в топонимии Ирана. Известный ориенталист В. Ми-норский предпринял специальный анализ монгольской топонимии в районе озера Урмия в Иранском Азербайджане. «Иллюстрации всех исторических событий от ассирийцев до наших дней, - пишет В. Минорский, -можно увидеть в местных названиях. Из всех следов, оставленных в этой области разными народами, я выбрал для изучения забытые и еще не обсуждавшиеся монгольские элементы. Они поражают воображение, когда представишь себе, что родина монголов находится за 3 тысячи миль к востоку от озера Урмия и их не очень долгое господство в этом краю окончилось 600 лет назад» [цит. по: Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М.: Мысль, 1974. 654 с., с. 264]. Монголы появились здесь в XIII в. и уже застали хорошо разработанную топонимию, своими корнями, уходящую в глубокую древность. Однако монгольские топонимы, в ряде случаев заменив старые, сохранились и доныне. Так, например, самая большая река, питающая оз. Урмия, Джагатучай, впадает в него с юга. По мнению известного монголиста В. Котвича, это топоним монгольского происхождения и связан со словом джака 'край, берег, сторона' (халха-монг. зах), оформлен типичным монгольским суффиксом -ту. Конечный элемент чай - тюркский термин 'река'. В списке монгольских топонимов, приведенных Минорским, некоторые обладают весьма прозрачной этимологией на монгольской почве, и достоверность их как топонимических элементов подтверждается продуктивностью их в топонимии Бурятии и Монголии. На монгольский «след» в топонимии Ирана указывает и публикация В. И. Савиной «О типах словообразования топонимов Ирана», в которой сообщается, что «определяемым в сложных названиях могут быть также различные слова, обозначающие могилы мусульманских святых, места паломничества и поклонения, монастыри мусульманских монахов, приюты дервишей». В качестве одного из таких определяемых в составе сложных топонимов Ирана выступает слово соумеэ < монг. CYM «храм, кумирня, капище» [Савина В. И. О типах словообразования топонимов Ирана // Топонимика Востока. Новые исследования. М., 1964. С. 149-183, с. 163]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 9 минут назад, АксКерБорж сказал: Это самая обыкновенная тюркскакя лексика (ару, абдыра, каурсын, торай, канжыга, термины поло-возрастных групп домашнего скота и прочие), которую зачем-то притянули за уши к монгольскому языку. Если соглашаться со всеми этим "исследованиями", то мы все окажемся без своих языков. А у Конкашпаева так это сплошняком джунгаризмы 17 - 18 вв. в топонимике Казахстана. Рассадина трудно обвинить в "притягивании за уши", он лингвист, в отличие от Вас. В другой статье он четко показывает, что множество монгольских слов, связанных с кочеванием - тюркские заимствования. Рассадин В.И., Болд Л. Тюрко-монгольские лексические параллели в составе названий транспортного использования скота в монгольских языках // Вестник КИГИ РАН. 2015. №4. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/tyurko-mongolskie-leksicheskie-paralleli-v-sostave-nazvaniy-transportnogo-ispolzovaniya-skota-v-mongolskih-yazykah Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Монголизмы в башкирском языке — Вахитова А. Г. К вопросу о монголизмах в башкирском языке // Вестник Башкирск. ун-та. 2006. №4. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mongolizmah-v-bashkirskom-yazyke Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 июня, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 17 июня, 2017 Монголизмы в чувашском языке — Желтов Павел Валерианович Стратификация, периодизация и аффилиация чувашско-монгольских лексических параллелей // Вестник ЧГУ. 2013. №2. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/stratifikatsiya-periodizatsiya-i-affiliatsiya-chuvashsko-mongolskih-leksicheskih-paralleley Цитата Фонетические соответствия между общетюркским, булгарским и монгольским языкам были выработаны ещё Н.Н. Поппе, однако они мало что дают при выяснении характера и направления заимствования. Поэтому при сравнении тюркских и монгольских слов пользуются морфемными и фонетическими признаками. Эти соответствия являются надежными признаками монгольских слов в тюркских языках, т.е. монгольских заимствований. На основании этих признаков (монгольских фонетических и морфемных соответствий тюркским, сохраняющимся в тюркских языках при заимствовании монгольских слов) Rеdеі и Рона-Таш установили, что в золотоордынский период через посредство кыпчакского языка в булгаро-чувашский язык проникли следующие среднемонгольские слова: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться