Перейти к содержанию
Гость Rasul

Хазарейцы

Рекомендуемые сообщения

13 часов назад, asan-kaygy сказал:

Хазары не связаны с хазарейцами как саксы не связаны с саками и секеями.

А есть данные по туркмен хазаре и йомуд хазаре?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.Цагаадай: Мы не террористы, мы – монголы, которые любят Монголию.

 

С.Цагаадай: Мы не террористы, мы – монголы, которые любят Монголию

С.Цагаадай

 

Студент хазар-монгол о жизни в Афганистане и Монголии, терроризме и общих корнях хазарейцев и монголов- Меня зовут Цагаадай. Я прибыл в Монголию в 2012 году, чтобы получить здесь образование. На первом курсе изучал монгольский и английский языки. Сейчас учусь на третьем курсе. Когда впервые оказался в Монголии, мне было легко выучить монгольский. Ведь у меня в крови течет монгольская кровь и у меня – монгольская ДНК. Монгольский язык я быстро выучил, в отличие от других языков. Мне было достаточно одного семестра для этого.

- Пожалуйста, расскажите нам о хазарейцах. Есть люди, которые сомневаются, что у них с монголами один корень.

- Я сам интересуюсь историей и политикой. Мои предки, отец, мать, дедушка и бабушка, воспитывая нас, всегда говорили, что мы монголы. Они мечтали побывать на прародине. Это была и моя мечта тоже, поэтому я очень рад, что она исполнилась.

Хотя мы были далеко от друг друга в течение многих веков и наши культуры мутировали, мы всегда горды тем, что мы кровные братья. Я люблю Монголию и монгольский народ. Мне не важно оброзование, деньги, религия и возраст, я думаю, что я монгол, и всегда этим горжусь.

Хазаро-монголы пошли от империи Төмөрхана и Цагаадая. До сих пор существует центр армии Бабархана в Бамиане. Ил хаан, Төмөрхаан и еще многое другое нас связывает. В Японии был проведен генетический анализ монголов и хазарейцев, и было доказано, что на высоком уровне наши ДНК очень похожи.

67d0f4c22ff40b6d276a322f02780c99.jpg

- Где ваша семья живет сейчас? Вы с ними на связи?

Они живут в Бамиане. Очень спокойное и мирное место, там нет военных столковений. Мама, папа и младшие братья и сестры очень рады, что я учусь в Монголии. Моя мама 24 часа в сутки сидит в Интернете, чтобы связаться со мной.

- В настоящее время сколько студентов-хазарейцев учатся в Монголии? Какие у них условия?

Сейчас в Монголии учатся и живут 15 хазарейских студентов. В Монголии они очень спокойно учатся и получают образование. Однако в последнее время возникла проблема с визами. Недавно двое стутентов возвращались из Монголии на родину. Один из них учился в магистратуре. Другой женился на монголке. Но вдруг оказалось, что их визы отменены. Я не знаю, почему.

Может быть, из-за внешности и имени. Опасаются и ошибаются. Ведь те23-летние молодые люди, кто жил в Монголии в течение 6-7 лет, не могут быть террористами.

К сожалению, парень, который женился на монголке, потерял возможность жить вместе с женой. Это очень печально. Многие хазар-монголы хотят посещать Монголию. В конце концов, монголка утетела в Афганистан, чтобы быть вместе со своим мужем.

Мне кажется, нас ошибочно принимают за террористов из-за афганского паспорта.

- Террористы? Действительно ли официальные лица ошибочно принимают хазарейцев за террористов или ваши студенты устраивали проблемы?

- Они смотрят на нас как пуштуны. А среди смертников-террористов нет ни одного хазарейца. Хазар—монголы никогда не были террористами, наоборот, мы воюем против них. Не каждый мусульманин - террорист. В мире 9-10 миллионов хазарейцев. 98% из них - мусульмане.

Ислам имеет две ветви: шиит и суннит. И именно сунниты занимаются терроризмом. На самом деле, хазар-монголы в течение многих лет воевали с нмии. Но не ради религии, а ради земли и ресурсов.  Воюют против террористов. Хазар-монголы не террористы. Поэтому на нас надо смотреть как на братьев. Нам надо верить. Мы - монголы. Представим, что у родителей  есть четыре ребенка, и каждый из детей относится к разной религии. Однако они по-прежнему дети для своих родителей. Желаю, чтобы людей с таким мировоззрением было много.

932fd36b7616ffcddfa298cf3349f5df.jpg

- Каковы сейчас обстоятельства в вашей стране? Почему решили учиться именно в Монголии?

- Я же сказал, что это наша мечта - приехать сюда, в Монголию. В настоящее время хазар-монголы воюют против талибанов за земли и ресурсы. Правительство Афганистана не поддерживает нас. А напротив, издевается над нами. Нам очень трудно и сложно в Афгане. Издеваются над нами потому, что мы - потомки монгольких воинов.

Мы ослабли, потому что воюем уже в течение 30 лет. Нет у нас хороших рабочих мест и школ. Жизнь в Афганистане для хазарейцев очень сложна.

В Афганистане 32 аймака. 3 из них чисто хазар-монгольские. 8 аймаков смешанные. И конфликт присутствует всегда. Раньше мы гордились своми монгольских предками и были на голову выше. Сейчас все изменилось. Мы ослабли.

- Живя в Монголии, заметили ли Вы что-нибудь, связывающее хазарейцев с монголами? Например, традиции и менталитет?

- По-моему, кроме истории нас многое связывает. Гены, характер и наивность. Семейственность. Почтение к старшим. По праздникам встречаются со старшими в их домах. Это не религия, а обычай. У нас даже лица очень схожи. Например, менталитет монголов и япоцев очень отличается. И менталитет монголов и корейцев. А наш похож. И это я почувствовал очень сильно. По-моему, мы, монголы, очень отличаемся от европейцев. Мы как дети наивные. Но при этом мы открытие, честные и справедливые люди. С таким характером мы узнаем друг друга. Слово “хазар” по-фарсийдски означает “тысячи”. Это означает 1000 воинов Цагаадайхана.

- Чем планируете заняться после окончания университета?

- Есть желание заняться связями с общественностью. Хочу помогать людям, как могу. Буду работать для монголов мира. Моя мечта и цель жизни - объединить 20 миллионов монголов мира. Мы были Великой империей. Сейчас стали многочисленными народностями, разбросанными по всему миру. Желаю, чтобы мы объединились, стали единым целым. Моя мечта - привезти еще больше хазарейских студентов в Монголию. И хочу, чтобы  монголы встретились на земле хазарейцев с хазар-монголами. Особенно наши преподаватели и учителя. Очень многие студенты из Китая, Кореи и Японии учатся в Монголии. Почему бы и нашим студентам не учиться в Монголии как они?

ecfda0a0fd18352a988c4169e1051a49.jpg

С.Цагаадай, считающий себя монголом хазарейского происхождения, разговаривал с журналистом сайта denluu.mn на чистом монгольском языке.

Справка

Чагатайский (Цагаадайн улс) улус (Улус Чагатая) — монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 после распада Великой Монголии и распавшееся в 1370 г. на 2 ханства — Могулистан и Мавераннахр. Названо по имени сына Чингисхана — Чагатая (Цагаадая) — и его дома. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мне кажется хазарейцам лучше налаживать культурные контактыс настоящими своими близкими сородичами - ойратами Синьцзяна КНР и с калмыками России. Ведь они их осколки в результате событий 17 - 18 веков.

 

А халхасцы и другие монгольские народы Монголии для хазарейцев далекий родственный народ.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Мне кажется хазарейцам лучше налаживать культурные контактыс настоящими своими близкими сородичами - ойратами Синьцзяна КНР и с калмыками России. Ведь они их осколки в результате событий 17 - 18 веков.

 

А халхасцы и другие монгольские народы Монголии для хазарейцев далекий родственный народ.

 

Вряд ли они осколки ойратов 18 века, слишком мало времени, ну может мизерная часть ведь  у них почему то почти все стерлось из памяти насчет прошлого

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Zake сказал:

Вряд ли они осколки ойратов 18 века, слишком мало времени, ну может мизерная часть ведь  у них почему то почти все стерлось из памяти насчет прошлого

 

Это у меня не догадка, а мнение, построенное на ряде фактов. Все они приводились в начале темы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 7/5/2015 в 18:00, АксКерБорж сказал:

Как высказал недавно на форуме юзер под ником Donbass, хазарейцы это никакие не татары Чингисхана, это бредовая и популистская теория.

 

От себя я добавлю, что этот фейк своим началом вероятно обязан личному мнению В.В.Бартольда.

 

И все же, имеющиеся данные упрямо свидетельствуют о том, что монгольский след хазарейцы получили на в 13 веке, а после уничтожения Джунгарского ханства в 18 веке, когда остатки ойратов были вынуждены уйти в Афганистан и присоединились к местной основе хазарейцев.

 

Это объясняется, в частности, следующими фактами (мой краткий анализ в силу своих возможностей):  :) 

 

1) Сохранность в языке хазарейцев не восточных монгольских (халхаских и других) лексем, а именно, западных лексем (ойратского языка);

 

2) За столь небольшой срок, а это ориентировочно 250 лет, эти слова и их фонетика не успели еще полностью ассимилироваться, а потому их язык близок к  языку калмыков; 

 

3) Среди них сохранились родоплеменные этнонимы джунгури и бехсуд, свойственные калмыкам, ойратам, но у них нет ни одного этнонима, который можно было сопоставить с халхаскими или бурятскими этнонимами;

 

4) По внешности и антропологическим чертам и того сложнее, в нем преобладает монголоидный тип, но он присущ как монголоязычным народам, так и тюркским и другим;

 

5) По религии, они мусульмане шииты, вообще ничего не доказать;

 

6) По традициям и обычаям ничего не обнаружил, практически все от фарси, кроме того, что у них не халхаский моринхур, а калмыцкая домбра;

 

7) Хозяйственный уклад оседлый - пашенное земледелие и частично скотоводство, короче тоже ничего не дает;

 

8) По ДНК со слов знатоков у них основные 2 гаплогруппы - C3 и R1, т.е. одинаково характерные и тюркам, и монголам, т.е. тоже ничего;

 

9) Язык - дари, не считая с десяток слов, более близких западному ойратско-калмыкскому языку нежели к халхаскому или к другим восточным монгольским языкам;

 

10) Например, юрта и ее детали (кстати она как и тюркская юрта не имеет подпорок крыши и по размеру высокая, так сказать "стремится вверх", а в монгольской юрте подпорки обязательный атрибут, причем она полога и приземиста и так сказать "стремится вширь"):

-  Юрта называется ими "ханаи хырга";

-  Решетчатые решетки остова юрты называются ими "канат" - также как у тюрков "канат", хотя у монголов "хана";

-  Купольные деревянные жерди называются ими "хук" - также как у тюрков "уук", хотя у монголов "унь";

-  Тростниковые циновки юрты называются ими "чик" - также как у тюрков "чи", хотя у монголов их нет;

-  Кошмы, покрывающие крышу юрты называются ими "хузуг" (у В.Радлова это киргизская/казахское название "узюк");

 

11) Родоплеменная структура - ее как таковой нет, так как хазарейские объединения построены по территориальному признаку, а не по кровно-родственному признаку, из множества родовых и групповых названий существует лишь 2 созвучия - джунгури и бехсуд;

 

12) Самоназвание (этноним) - от иранского числит. "тысяча", т.е. здесь тоже ничего не связывает с восточными монголоязычными народами;

 

13) Упоминание в письменных источниках - самая ранняя дата 1892 год о Хазараджате как горной области в центральной части современного Афганистана, которую завоевал афганский эмир Абдуррахман в 1880 - 1893 гг.

 

14) Населяют центральные районы и провинции Герат, Кандагар, Нангахар, Бадахшан в Афганистане, а также Восточный Хорасан в Иране.

 

15) Численность - свыше 2 млн. чел.

Так хазарейцы то фиксируются намного ранее 17 18 века?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 6/12/2017 в 08:09, Peacemaker сказал:

С.Цагаадай: Мы не террористы, мы – монголы, которые любят Монголию.

 

С.Цагаадай: Мы не террористы, мы – монголы, которые любят Монголию

С.Цагаадай

 

Студент хазар-монгол о жизни в Афганистане и Монголии, терроризме и общих корнях хазарейцев и монголов- Меня зовут Цагаадай. Я прибыл в Монголию в 2012 году, чтобы получить здесь образование. На первом курсе изучал монгольский и английский языки. Сейчас учусь на третьем курсе. Когда впервые оказался в Монголии, мне было легко выучить монгольский. Ведь у меня в крови течет монгольская кровь и у меня – монгольская ДНК. Монгольский язык я быстро выучил, в отличие от других языков. Мне было достаточно одного семестра для этого.

- Пожалуйста, расскажите нам о хазарейцах. Есть люди, которые сомневаются, что у них с монголами один корень.

- Я сам интересуюсь историей и политикой. Мои предки, отец, мать, дедушка и бабушка, воспитывая нас, всегда говорили, что мы монголы. Они мечтали побывать на прародине. Это была и моя мечта тоже, поэтому я очень рад, что она исполнилась.

Хотя мы были далеко от друг друга в течение многих веков и наши культуры мутировали, мы всегда горды тем, что мы кровные братья. Я люблю Монголию и монгольский народ. Мне не важно оброзование, деньги, религия и возраст, я думаю, что я монгол, и всегда этим горжусь.

Хазаро-монголы пошли от империи Төмөрхана и Цагаадая. До сих пор существует центр армии Бабархана в Бамиане. Ил хаан, Төмөрхаан и еще многое другое нас связывает. В Японии был проведен генетический анализ монголов и хазарейцев, и было доказано, что на высоком уровне наши ДНК очень похожи.

67d0f4c22ff40b6d276a322f02780c99.jpg

- Где ваша семья живет сейчас? Вы с ними на связи?

Они живут в Бамиане. Очень спокойное и мирное место, там нет военных столковений. Мама, папа и младшие братья и сестры очень рады, что я учусь в Монголии. Моя мама 24 часа в сутки сидит в Интернете, чтобы связаться со мной.

- В настоящее время сколько студентов-хазарейцев учатся в Монголии? Какие у них условия?

Сейчас в Монголии учатся и живут 15 хазарейских студентов. В Монголии они очень спокойно учатся и получают образование. Однако в последнее время возникла проблема с визами. Недавно двое стутентов возвращались из Монголии на родину. Один из них учился в магистратуре. Другой женился на монголке. Но вдруг оказалось, что их визы отменены. Я не знаю, почему.

Может быть, из-за внешности и имени. Опасаются и ошибаются. Ведь те23-летние молодые люди, кто жил в Монголии в течение 6-7 лет, не могут быть террористами.

К сожалению, парень, который женился на монголке, потерял возможность жить вместе с женой. Это очень печально. Многие хазар-монголы хотят посещать Монголию. В конце концов, монголка утетела в Афганистан, чтобы быть вместе со своим мужем.

Мне кажется, нас ошибочно принимают за террористов из-за афганского паспорта.

- Террористы? Действительно ли официальные лица ошибочно принимают хазарейцев за террористов или ваши студенты устраивали проблемы?

- Они смотрят на нас как пуштуны. А среди смертников-террористов нет ни одного хазарейца. Хазар—монголы никогда не были террористами, наоборот, мы воюем против них. Не каждый мусульманин - террорист. В мире 9-10 миллионов хазарейцев. 98% из них - мусульмане.

Ислам имеет две ветви: шиит и суннит. И именно сунниты занимаются терроризмом. На самом деле, хазар-монголы в течение многих лет воевали с нмии. Но не ради религии, а ради земли и ресурсов.  Воюют против террористов. Хазар-монголы не террористы. Поэтому на нас надо смотреть как на братьев. Нам надо верить. Мы - монголы. Представим, что у родителей  есть четыре ребенка, и каждый из детей относится к разной религии. Однако они по-прежнему дети для своих родителей. Желаю, чтобы людей с таким мировоззрением было много.

932fd36b7616ffcddfa298cf3349f5df.jpg

- Каковы сейчас обстоятельства в вашей стране? Почему решили учиться именно в Монголии?

- Я же сказал, что это наша мечта - приехать сюда, в Монголию. В настоящее время хазар-монголы воюют против талибанов за земли и ресурсы. Правительство Афганистана не поддерживает нас. А напротив, издевается над нами. Нам очень трудно и сложно в Афгане. Издеваются над нами потому, что мы - потомки монгольких воинов.

Мы ослабли, потому что воюем уже в течение 30 лет. Нет у нас хороших рабочих мест и школ. Жизнь в Афганистане для хазарейцев очень сложна.

В Афганистане 32 аймака. 3 из них чисто хазар-монгольские. 8 аймаков смешанные. И конфликт присутствует всегда. Раньше мы гордились своми монгольских предками и были на голову выше. Сейчас все изменилось. Мы ослабли.

- Живя в Монголии, заметили ли Вы что-нибудь, связывающее хазарейцев с монголами? Например, традиции и менталитет?

- По-моему, кроме истории нас многое связывает. Гены, характер и наивность. Семейственность. Почтение к старшим. По праздникам встречаются со старшими в их домах. Это не религия, а обычай. У нас даже лица очень схожи. Например, менталитет монголов и япоцев очень отличается. И менталитет монголов и корейцев. А наш похож. И это я почувствовал очень сильно. По-моему, мы, монголы, очень отличаемся от европейцев. Мы как дети наивные. Но при этом мы открытие, честные и справедливые люди. С таким характером мы узнаем друг друга. Слово “хазар” по-фарсийдски означает “тысячи”. Это означает 1000 воинов Цагаадайхана.

- Чем планируете заняться после окончания университета?

- Есть желание заняться связями с общественностью. Хочу помогать людям, как могу. Буду работать для монголов мира. Моя мечта и цель жизни - объединить 20 миллионов монголов мира. Мы были Великой империей. Сейчас стали многочисленными народностями, разбросанными по всему миру. Желаю, чтобы мы объединились, стали единым целым. Моя мечта - привезти еще больше хазарейских студентов в Монголию. И хочу, чтобы  монголы встретились на земле хазарейцев с хазар-монголами. Особенно наши преподаватели и учителя. Очень многие студенты из Китая, Кореи и Японии учатся в Монголии. Почему бы и нашим студентам не учиться в Монголии как они?

ecfda0a0fd18352a988c4169e1051a49.jpg

С.Цагаадай, считающий себя монголом хазарейского происхождения, разговаривал с журналистом сайта denluu.mn на чистом монгольском языке.

Справка

Чагатайский (Цагаадайн улс) улус (Улус Чагатая) — монгольское государство, образовавшееся в Средней Азии в 1266 после распада Великой Монголии и распавшееся в 1370 г. на 2 ханства — Могулистан и Мавераннахр. Названо по имени сына Чингисхана — Чагатая (Цагаадая) — и его дома. С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Не могут все хазарейцы быть потомками монголов, возможно небольшая часть, у Чагадая все воины были монголы до 1221г.т.е. до окончания кампании в Хорезме, а дальше он естественно набрал местных парней, ойраты и уйгуры вроде бежали в Бухару, а не Афганистан? Аналогично было у Джучи, большинство половцы, потому и монголизмов мизер в России, и язык кипчакский в ЗО.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

молодец что выучил язык. конечно можно считать себя кем угодно но объективно он просто хазареец, история и этногенез которых связан с монгольскими завоеваниями 13 века. считать себя частью монгольского народа на основании лишь этого глупо. как если б какой нибудь казах-шанышкылы или каракалпак-мангыт вдруг не с того не с сего решили б поехать в Монголию жить, называть себя казах-монголами, каракалпак-монголами и частью большого монгольского этноса. да и менталитет с современными халха сравнивать: чего стоит внешность, которую формируют гены, в которых от монголов 13 в. может осталась лишь Y-хромосома +шиитская вера и много чего. его личное дело конечно но имхо фольк какой то

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 часа назад, кылышбай сказал:

молодец что выучил язык. конечно можно считать себя кем угодно но объективно он просто хазареец, история и этногенез которых связан с монгольскими завоеваниями 13 века. считать себя частью монгольского народа на основании лишь этого глупо. как если б какой нибудь казах-шанышкылы или каракалпак-мангыт вдруг не с того не с сего решили б поехать в Монголию жить, называть себя казах-монголами, каракалпак-монголами и частью большого монгольского этноса. да и менталитет с современными халха сравнивать: чего стоит внешность, которую формируют гены, в которых от монголов 13 в. может осталась лишь Y-хромосома +шиитская вера и много чего. его личное дело конечно но имхо фольк какой то

Объективно он хазареец, однако есть апелляция к истории и понимание монгольского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.06.2017 в 23:01, mechenosec сказал:

Аналогично было у Джучи, большинство половцы, потому и монголизмов мизер в России, и язык кипчакский в ЗО.

 

Это старый блеф. Никакого мизера монголизмов в русском языке нет, их совсем нет. Я уже 8 лет на форуме (не считая отсутствия в многочисленных банах), но никто еще не смог внятно предоставить хотя бы десяток слов. Даже прафесар Ашина Шэни, съевший собаку при изучении халхаведения, не смог их показать. :)

 

Нет монголизмов и в языках других народов СНГ, Передней Азии, Индии и Европы, где по вашей версии должны были быть.

 

Везде сплошь тюркизмы.

 

Отсюда версионный вывод - монголоязычных племен и народов до джунгар 17 - 18 вв. и калмыков 19 - 21 вв. западнее Алтая не было, а потому и нет следов ни языковых, ни культурных.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Нет монголизмов и в языках других народов СНГ, Передней Азии, Индии и Европы, где по вашей версии должны были быть.

Докажите.

О моголизмах в узбекском языке: Volker Rybatzki. Mongolic words in Ozbek // Prof. Dr. Talat Tekin Hatira Kitabi, Istanbul, 2017, s. 915-957 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

О монголизмах в казахском языке:

Цитата

В.И. Рассадин. О характере монгольско-казахских лексических параллелей

Рассадин Валентин Иванович О характере монгольско-казахских лексических параллелей1 // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2008. №4. 

Анализ показывает, что значительное количество так называемых казахско-монгольских лексических параллелей (около половины, как было сказано выше) представляют собой древнейшие тюркские заимствования в монгольских языках. Будучи общетюркскими словами, они представлены и в казахском языке. Так, например, монгольский глагол арил= «очищаться; чиститься; проясняться (о небе); переставать (о дожде); исчезать, искореняться» находит свое соответствие в казахском глаголе арыл= «освободиться, избавиться; расходиться (напр. собрание)», который восходит к древнетюркскому глаголу arїl= «очищаться, становиться чистым» – форме общетюркского страдательного залога на -l от др.-тюрк. arї= «быть чистым». В древнетюркском языке этот глагольный корень образует целый ряд производных от него основ – прилагательное arïγ «чистый», форму общетюркского побудительного залога с аффиксом -t: arїt= «очищать, делать чистым». Все они вошли в монгольский язык, адаптировавшись в нем: др.-тюрк. arїt= дало в монгольском словоформу арчи= «чистить, очищать» (через промежуточные формы *арыты= >*арит′ и= > *аричи=), др.-тюрк. arïγ «чистый» дало в монгольском две словоформы: ариг «чистый, опрятный» и ариун (из *аригун) «священный, святой, честный, чистый». Поскольку данные монгольские слова имеют надежные тюркские этимологии, их нельзя относить к общему тюрко-монгольскому словарному фонду. Это – явные тюркизмы в монгольском языке.
Другие слова из разряда монголо-казахских параллелей, наоборот, восходят к монгольскому языку. Так, в языке казахов Монголии бытует слово абдыра «сундук для хранения одежды», которое является адаптацией монг. авдар «сундук» (ср. лит.-каз. сандык id.), в литературном казахском языке представлены такие явные монголизмы, как алакан (из монг. алга) – «ладонь»; кунан (из монг. гунан) – «бычок по третьему году»; кунажын (из монг. гунжин) – «телка по третьему году»; кауырсын (из монг. гуурс) – «птичье перо из крыла»; канжыга (из монг.
ганзага) – «седельные торока»; торай (из монг. торой) – «поросенок»; тулга – «опора, защита» (из монг. тулга «таган; подпорка» от монг. тул= «подпирать»). 
Исследование по выявлению среди монголо-казахских параллелей явных тюркизмов в монгольском языке и явных монголизмов в казахском имеет, по нашему мнению, большое значение, поскольку позволяет сузить круг подлинных параллелей, свидетельствуюших о древнейшем тюрко-монгольском праязыке.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Конкашпаев Г. К. Географические названия монгольского происхождения на территории Казахстана // Известия АН Казахской ССР. Вып. 1 (11). Серия филологии и искусствоведения. Алма-Ата, 1959. С. 85-98. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это самая обыкновенная тюркскакя лексика (ару, абдыра, каурсын, торай, канжыга, термины поло-возрастных групп домашнего скота и прочие), которую зачем-то притянули за уши к монгольскому языку. Если соглашаться со всеми этим "исследованиями", то мы все окажемся без своих языков. :)

 

А у Конкашпаева так это сплошняком джунгаризмы 17 - 18 вв. в топонимике Казахстана. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Немало монгольских элементов и в топонимии Ирана. Известный ориенталист В. Ми-норский предпринял специальный анализ монгольской топонимии в районе озера Урмия в Иранском Азербайджане. «Иллюстрации всех исторических событий от ассирийцев до наших дней, - пишет В. Минорский, -можно увидеть в местных названиях. Из всех следов, оставленных в этой области разными народами, я выбрал для изучения забытые и еще не обсуждавшиеся монгольские элементы. Они поражают воображение, когда представишь себе, что родина монголов находится за 3 тысячи миль к востоку от озера Урмия и их не очень долгое господство в этом краю окончилось 600 лет назад» [цит. по: Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М.: Мысль, 1974. 654 с., с. 264]. Монголы появились здесь в XIII в. и уже застали хорошо разработанную топонимию, своими корнями, уходящую в глубокую древность. Однако монгольские топонимы, в ряде случаев заменив старые, сохранились и доныне. Так, например, самая большая река, питающая оз. Урмия, Джагатучай, впадает в него с юга. По мнению известного монголиста В. Котвича, это топоним монгольского происхождения и связан со словом джака 'край, берег, сторона' (халха-монг. зах), оформлен типичным монгольским суффиксом -ту. Конечный элемент чай - тюркский термин 'река'. В списке монгольских топонимов, приведенных Минорским, некоторые обладают весьма прозрачной этимологией на монгольской почве, и достоверность их как топонимических элементов подтверждается продуктивностью их в топонимии Бурятии и Монголии.

На монгольский «след» в топонимии Ирана указывает и публикация В. И. Савиной «О типах словообразования топонимов Ирана», в которой сообщается, что «определяемым в сложных названиях могут быть также различные слова, обозначающие могилы мусульманских святых, места паломничества и поклонения, монастыри мусульманских монахов, приюты дервишей». В качестве одного из таких определяемых в составе сложных топонимов Ирана выступает слово соумеэ < монг. CYM «храм, кумирня, капище» [Савина В. И. О типах словообразования топонимов Ирана // Топонимика Востока. Новые исследования. М., 1964. С. 149-183, с. 163].

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
9 минут назад, АксКерБорж сказал:

Это самая обыкновенная тюркскакя лексика (ару, абдыра, каурсын, торай, канжыга, термины поло-возрастных групп домашнего скота и прочие), которую зачем-то притянули за уши к монгольскому языку. Если соглашаться со всеми этим "исследованиями", то мы все окажемся без своих языков. :)

А у Конкашпаева так это сплошняком джунгаризмы 17 - 18 вв. в топонимике Казахстана. :)

Рассадина трудно обвинить в "притягивании за уши", он лингвист, в отличие от Вас. В другой статье он четко показывает, что множество монгольских слов, связанных с кочеванием - тюркские заимствования.

Рассадин В.И., Болд Л. Тюрко-монгольские лексические параллели в составе названий транспортного использования скота в монгольских языках // Вестник КИГИ РАН. 2015. №4. 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/tyurko-mongolskie-leksicheskie-paralleli-v-sostave-nazvaniy-transportnogo-ispolzovaniya-skota-v-mongolskih-yazykah

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Монголизмы в башкирском языке — Вахитова А. Г. К вопросу о монголизмах в башкирском языке // Вестник Башкирск. ун-та. 2006. №4. 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mongolizmah-v-bashkirskom-yazyke

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Монголизмы в чувашском языке — Желтов Павел Валерианович Стратификация, периодизация и аффилиация чувашско-монгольских лексических параллелей // Вестник ЧГУ. 2013. №2. 

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/stratifikatsiya-periodizatsiya-i-affiliatsiya-chuvashsko-mongolskih-leksicheskih-paralleley

 

Цитата

Фонетические соответствия между общетюркским, булгарским и монгольским языкам были выработаны ещё Н.Н. Поппе, однако они мало что дают при выяснении характера и направления заимствования.

Поэтому при сравнении тюркских и монгольских слов пользуются морфемными и фонетическими признаками. Эти соответствия являются надежными признаками монгольских слов в тюркских языках, т.е. монгольских заимствований. На основании этих признаков (монгольских фонетических и морфемных соответствий тюркским, сохраняющимся в тюркских языках при заимствовании монгольских слов) Rеdеі и Рона-Таш установили, что в золотоордынский период через посредство кыпчакского языка в булгаро-чувашский язык проникли следующие среднемонгольские слова:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...