Bir bala Опубликовано 24 ноября Поделиться Опубликовано 24 ноября @АксКерБорж Во всех языках мира семантика одна. Не бывает так, чтобы в русском языке было значение "голова", а в тюркских языках его не было. Вы очень предвзяты по отношению к монголизмам, и усматриваете во всем одно лишь тюркский пласт истории, а это в свою очередь не научно. 58 минут назад, АксКерБорж сказал: Я отталкиваюсь из тюркской семантики термина, это и есть изначальный смысл слова. Монгольской семантики в нем не усматриваю. Никто и не говорит, что словари должны охватывать абсолютно всю существующую лексику в мире. Речь идет о тех словах, которые по частоте встречаются гораздо чаще. В данном случае "Баскак" от корня "Бас" - голова является очень часто используемым словом, поэтому оно есть в словарях. 1 час назад, АксКерБорж сказал: А кто вам сказал, что ДТС или Диван лугат вобрали в себя всю тогдашнюю тюркскую лексику? В них вошла лишь лексика из сохранившихся письменных памятников, т.е. часть. Даже не все современные словари не охватывают всю лексику того или иного языка, а ДТС тем более. Тут все просто. Какое значение имеет семантика слова, от того и значения образован и корень. Басшы-начальник от корня "Бас"- голова, так как голова (мозг) является центром управления тела. Сюда входят и термины Баскак, Бастык, Басшылык. Башмак-Обувь образован от корня "Бас"-давить, так как оно имеет прямую коннотацию со значением. Сюда относится ваше "бастырык". 47 минут назад, АксКерБорж сказал: басшы, бастык, баскы, баскак, басмач, басмак (башмак), баслык (башлык), бастырык и т.д. Вы уже уходите в крайность. Вам стоит почитать больше литературы по грамматике тюркских языков. Эти аффиксы присоединяются к корню глагола. Поэтому казахи и говорят к примеру "Тышқақ" - тот, кто склонен к опорожнению. Если бы ваша догадка была бы верной, то сейчас казахи говорили бы "Тышұуқақ", а не Тышқақ. 46 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы наверно воспринимаете русское написание за оригинал? Я предполагаю, что в оригинале по-тюркски должно было быть или басыкак или басукак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября Поделиться Опубликовано 24 ноября 1 час назад, Bir bala сказал: Вы очень предвзяты по отношению к монголизмам, и усматриваете во всем одно лишь тюркский пласт истории, а это в свою очередь не научно. Я отвечу вам зеркально, вам так кажется в силу своей монгольской предвзятости. 1 час назад, Bir bala сказал: В данном случае "Баскак" от корня "Бас" - голова является очень часто используемым словом, поэтому оно есть в словарях. Тут все просто. Какое значение имеет семантика слова, от того и значения образован и корень. Басшы-начальник от корня "Бас"- голова, так как голова (мозг) является центром управления тела. Сюда входят и термины Баскак, Бастык, Басшылык. Башмак-Обувь образован от корня "Бас"-давить, так как оно имеет прямую коннотацию со значением. Сюда относится ваше "бастырык". Вы уже уходите в крайность. Вам стоит почитать больше литературы по грамматике тюркских языков. Эти аффиксы присоединяются к корню глагола. Поэтому казахи и говорят к примеру "Тышқақ" - тот, кто склонен к опорожнению. Если бы ваша догадка была бы верной, то сейчас казахи говорили бы "Тышұуқақ", а не Тышқақ. Все верно, вы сами того не замечая подтвердили мою версию, что баскак от глагола басу. Точно так же как тургаг от глагола туру, а тышкак от глагола тышу. Или будете продолжать доказывать, что тур и тыш это существительные? ) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 24 ноября Поделиться Опубликовано 24 ноября @АксКерБорж В каких местах этого форума я проявлял монгольскую предвзятость? Я всегда опираюсь на аргументы со ссылками на научную литературу. 21 минуту назад, АксКерБорж сказал: Я отвечу вам зеркально, вам так кажется в силу своей монгольской предвзятости. Если "Баскак" производное от корня "Басу", то оно означало бы не начальника, а другое семантическое значение. Но во времена Монгольской Империи оно обозначало Наместника, управленца. Поэтому отсюда и выходит, что хоть оно и образовано с помощью глагола, однако принимает значение от корня "бас-голова". 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Все верно, вы сами того не замечая подтвердили мою версию, что баскак от глагола басу. Точно так же как тургаг от глагола туру, а тышкак от глагола тышу. Или будете продолжать доказывать, что тур и тыш это существительные? ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября Поделиться Опубликовано 24 ноября 5 минут назад, Bir bala сказал: В каких местах этого форума я проявлял монгольскую предвзятость? Я всегда опираюсь на аргументы со ссылками на научную литературу. Зеркально - я тоже. 5 минут назад, Bir bala сказал: Если "Баскак" производное от корня "Басу", то оно означало бы не начальника, а другое семантическое значение. Но во времена Монгольской Империи оно обозначало Наместника, управленца. Поэтому отсюда и выходит, что хоть оно и образовано с помощью глагола, однако принимает значение от корня "бас-голова". Баскак не просто начальник, наместник, управленец, глава, а емнип конкретно сборщик дани. По мнению Березина и Пельо, должность баскак была связана с проставлением печати, басу - давить печатью, отсюда и бас[у]как. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 24 ноября Поделиться Опубликовано 24 ноября @АксКерБорж Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Никакой коннотации со значением давить у Баскака не было. 18 минут назад, АксКерБорж сказал: Баскак не просто начальник, наместник, управленец, глава, а емнип конкретно сборщик дани. По мнению Березина и Пельо, должность баскак была связана с проставлением печати, басу - давить печатью, отсюда и бас[у]как. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября 20 часов назад, Bir bala сказал: Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Никакой коннотации со значением давить у Баскака не было. С вашей версией я знаком. Лучше ответьте на вопрос, если должность по вашему была связана с "бас" (голова, глава, главный), то почему не использовали более простые термины бастык, басшы, почему именно бас+как? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября @АксКерБорж Потому что в средневековье были другие этносы, следовательно и значения аффиксов были немного другие, тем более могли использоваться синонимичные конструкции. Вы сейчас просто экстраполируете свое современное "казахское" понимание на средневековье. Это не научно. 15 минут назад, АксКерБорж сказал: почему не использовали более простые термины бастык, басшы, почему именно бас+как? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 25 ноября Admin Поделиться Опубликовано 25 ноября Термин "даруга" в средневек. тюркском из монгольского: Цитата daraġa <mong. ‘army commander’ (CCb) [ABU 321 daruġa ‘army commander’] A Dictionary of Early Middle Turkic By Hendrik Boeschoten. With the editorial assistance of John O’Kane. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября 4 часа назад, Bir bala сказал: Потому что в средневековье были другие этносы, следовательно и значения аффиксов были немного другие, тем более могли использоваться синонимичные конструкции. Вы сейчас просто экстраполируете свое современное "казахское" понимание на средневековье. Это не научно. Останемся каждый при своем мнении, вы - что баскак от бас (голова), я - что баскак от басу (надавливать, давить). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября @АксКерБорж У меня в отличии от вас все выстроено согласно природе тюркских языков. Значение Баскак - "Наместник", "Начальник" коррелирует с современными терминами "Басшы", "Бастык", "Басшылык". А у вас кроме выдуманного "давителя", который не имеет такого значения ни в одном из источников ничего нет. Хотите остаться при своей фольк этимологии, пожалуйста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября 5 часов назад, Bir bala сказал: Это не научно. 17 минут назад, Bir bala сказал: У меня в отличии от вас все выстроено согласно природе тюркских языков. Вы заявляете, что у вас все научно и все выстроено согласно правилам, но вы почему-то не ответили мне на мои вопросы про корни бул, тур и тыш, ведь в ваших построениях они должны быть существительными, но на деле глаголы. Так почему в схожем нашем случае не может быть глагола? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября 12 минут назад, Bir bala сказал: Значение Баскак - "Наместник", "Начальник" Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Радлов: baskak - чиновник для сбора податей с подчиненных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября В 24.11.2024 в 16:54, Bir bala сказал: Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Кстати печать и ярлыки, которые всем больше известны под китайским названием "пайцза" так и называли тогда татары-монголы - басма - тоже от "давить" (по-казахски "баспа"). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 25 ноября Поделиться Опубликовано 25 ноября @АксКерБорж Покажите средневековый источник, в котором "Баскак" выполняет роль "давителя". Абсолютно все источники говорят о наместнической функции данной должности. Его монгольский аналог "Даругачи", арабо-персидский эквивалент "Шихнэ". Значение "Давить" не имеет семантику "Начальник". 41 минуту назад, АксКерБорж сказал: на мои вопросы про корни бул, тур и тыш, ведь в ваших построениях они должны быть существительными, но на деле глаголы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 ноября Поделиться Опубликовано 26 ноября 22 часа назад, Bir bala сказал: Покажите средневековый источник, в котором "Баскак" выполняет роль "давителя". Абсолютно все источники говорят о наместнической функции данной должности. Его монгольский аналог "Даругачи", арабо-персидский эквивалент "Шихнэ". Значение "Давить" не имеет семантику "Начальник". Пока оставайтесь при своем мнении, а я при своем. Я не филолог, ни тюрколог, но на своем дилетантском уровне все таки считаю, что тюркские существительные с аффиксом "как/гак" образуются из глаголов (на примерах из ДТС и поздних языков): булгак (смута, волнение) - гл. булга (перемешивать, смешивать, мутить) тургак, турмак (стояние, стража) - гл. тур (стоять) басмак (башмак) - гл. бас (давить, подавлять, нападать) ваш пример тышкак (серунишка)) - гл. тышу (какать) и т.д. Если это так, то и баскак может быть образовано из глагола бас (давить), но не из сущ. бас (голова). Если найдете мне в этих или в других аналогичных словах в основе слов имена существительные, от которых образованы термины, то я тогда перейду на вашу позицию, признать свою ошибку или заблуждение всегда не поздно. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 26 ноября Поделиться Опубликовано 26 ноября @АксКерБорж По вашей логике, термин "Айгак" должно означать не "свидетель, понятой", а просто "говорящий". Но из источников наглядно видно, что оно означает "свидетель", а у персов оно из за плохих свидетелей стало означать просто "клеветник". 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Если это так, то и баскак может быть образовано из глагола бас (давить), но не из сущ. бас (голова). Тем более ваше Баскак-"давитель" опровергается тем, что в казахском языке слово "Басқару"-"Возглавить" образовано от глагола "давить", но не имеет семантики какого то там человека, который давит. Следовательно оно вбирает семантику тех же слов, в которую входят "басшы", "басшылык", "бастык". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября 22 часа назад, Bir bala сказал: По вашей логике, термин "Айгак" должно означать не "свидетель, понятой", а просто "говорящий". Но из источников наглядно видно, что оно означает "свидетель", а у персов оно из за плохих свидетелей стало означать просто "клеветник". Неуместный пример. 22 часа назад, Bir bala сказал: Тем более ваше Баскак-"давитель" опровергается тем, что в казахском языке слово "Басқару"-"Возглавить" образовано от глагола "давить", но не имеет семантики какого то там человека, который давит. Следовательно оно вбирает семантику тех же слов, в которую входят "басшы", "басшылык", "бастык". Баскару глагол, не существительное, тоже неуместный пример. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября кстати, а почему бас, а не баш? возможно там и правда басу 22 часа назад, Bir bala сказал: @АксКерБорж По вашей логике, термин "Айгак" должно означать не "свидетель, понятой", а просто "говорящий". Но из источников наглядно видно, что оно означает "свидетель", а у персов оно из за плохих свидетелей стало означать просто "клеветник". Тем более ваше Баскак-"давитель" опровергается тем, что в казахском языке слово "Басқару"-"Возглавить" образовано от глагола "давить", но не имеет семантики какого то там человека, который давит. Следовательно оно вбирает семантику тех же слов, в которую входят "басшы", "басшылык", "бастык". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября @АксКерБорж Что от вас и требовалось ожидать. Не смогли предъявить контр-аргумент, начали отнекиваться якобы "неуместными примерами". Это ваши слова , что "Баскак" - давитель, и ничего общего с термином "бас"-голова оно не имеет. Вот вам я уместный пример привел, где стоит тот же самый глагол "баскару" от корня глагола "басу" , но никакого значения "давить" оно не имеет. И тут вы рассыпались. 1 час назад, АксКерБорж сказал: Баскару глагол, не существительное, тоже неуместный пример. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября @Bir bala тюрколог Баскаков писал про свою фамилию: "Фамилия Баскаков ведёт своё происхождение от татарского баскака Амрагана (Амыр-хана), бывшего во второй половине XIII века наместником во Владимире... Тюркское происхождение данной фамилии подтверждается как самой основой фамилии basqaq (ставящий печать; наместник хана Золотой Орды), так и геральдическими данными: дугообразным мечом в центре герба и изображением татарина над нашлемником, держащего красный дугообразный меч." 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября @Nurbek Все это конечно круто, но он же не историк. А из истории мы знаем, что все печати ставили не Баскаки, а тамговщики и Эмиры (Нойоны). Да и из средневековых словарей видно, что оно обозначает "Начальник" , "Наместник". "Баскак"- человек, который что то там давит это гипотеза самих тюркологов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября 20 минут назад, Bir bala сказал: @Nurbek Все это конечно круто, но он же не историк. А из истории мы знаем, что все печати ставили не Баскаки, а тамговщики и Эмиры (Нойоны). Да и из средневековых словарей видно, что оно обозначает "Начальник" , "Наместник". "Баскак"- человек, который что то там давит это гипотеза самих тюркологов. Я думаю человек с фамилией Баскаков да ещё и видный тюрколог вполне досконально разобрался в происхождении своей собственной фамилии. Тюркологи историю тоже изучают. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 27 ноября Поделиться Опубликовано 27 ноября @Nurbek А я думаю, что если бы должность Баскака хоть как либо была бы связано с давлением печатей, то оно отобразилось бы хотя бы в одном из источников. Но мы этого не наблюдаем. А те люди, которые хотят так думать пусть думают. Надо изучать комплексно, а не идти на поводу фольк этимологии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 ноября Поделиться Опубликовано 28 ноября 16 часов назад, Bir bala сказал: А из истории мы знаем, что все печати ставили не Баскаки, а тамговщики Тамговщик это по-русски. А как в оригинале? 17 часов назад, Bir bala сказал: Это ваши слова , что "Баскак" - давитель, и ничего общего с термином "бас"-голова оно не имеет. Вот вам я уместный пример привел, где стоит тот же самый глагол "баскару" от корня глагола "басу" , но никакого значения "давить" оно не имеет. И тут вы рассыпались. Э.В. Севортян "Этимологический словарь тюркских языков": Б Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 28 ноября Поделиться Опубликовано 28 ноября В 25.11.2024 в 20:10, Bir bala сказал: Покажите средневековый источник, в котором "Баскак" выполняет роль "давителя". Абсолютно все источники говорят о наместнической функции данной должности. Его монгольский аналог "Даругачи", арабо-персидский эквивалент "Шихнэ". Значение "Давить" не имеет семантику "Начальник". Я хоть и не специалист по монгольским языкам, но простое гугление дает понять, что термин Даругачи происходит от глагола "давить", который в современном монгольском звучит как: дарах и т.д. У глагола дарах одно из значений это "делать отпечаток, оттискивать". Ставить печать по-монгольски "тамга дарах". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться