Bir bala Опубликовано Воскресенье в 10:24 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 10:24 @АксКерБорж Во всех языках мира семантика одна. Не бывает так, чтобы в русском языке было значение "голова", а в тюркских языках его не было. Вы очень предвзяты по отношению к монголизмам, и усматриваете во всем одно лишь тюркский пласт истории, а это в свою очередь не научно. 58 минут назад, АксКерБорж сказал: Я отталкиваюсь из тюркской семантики термина, это и есть изначальный смысл слова. Монгольской семантики в нем не усматриваю. Никто и не говорит, что словари должны охватывать абсолютно всю существующую лексику в мире. Речь идет о тех словах, которые по частоте встречаются гораздо чаще. В данном случае "Баскак" от корня "Бас" - голова является очень часто используемым словом, поэтому оно есть в словарях. 1 час назад, АксКерБорж сказал: А кто вам сказал, что ДТС или Диван лугат вобрали в себя всю тогдашнюю тюркскую лексику? В них вошла лишь лексика из сохранившихся письменных памятников, т.е. часть. Даже не все современные словари не охватывают всю лексику того или иного языка, а ДТС тем более. Тут все просто. Какое значение имеет семантика слова, от того и значения образован и корень. Басшы-начальник от корня "Бас"- голова, так как голова (мозг) является центром управления тела. Сюда входят и термины Баскак, Бастык, Басшылык. Башмак-Обувь образован от корня "Бас"-давить, так как оно имеет прямую коннотацию со значением. Сюда относится ваше "бастырык". 47 минут назад, АксКерБорж сказал: басшы, бастык, баскы, баскак, басмач, басмак (башмак), баслык (башлык), бастырык и т.д. Вы уже уходите в крайность. Вам стоит почитать больше литературы по грамматике тюркских языков. Эти аффиксы присоединяются к корню глагола. Поэтому казахи и говорят к примеру "Тышқақ" - тот, кто склонен к опорожнению. Если бы ваша догадка была бы верной, то сейчас казахи говорили бы "Тышұуқақ", а не Тышқақ. 46 минут назад, АксКерБорж сказал: Вы наверно воспринимаете русское написание за оригинал? Я предполагаю, что в оригинале по-тюркски должно было быть или басыкак или басукак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Воскресенье в 11:04 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 11:04 1 час назад, Bir bala сказал: Вы очень предвзяты по отношению к монголизмам, и усматриваете во всем одно лишь тюркский пласт истории, а это в свою очередь не научно. Я отвечу вам зеркально, вам так кажется в силу своей монгольской предвзятости. 1 час назад, Bir bala сказал: В данном случае "Баскак" от корня "Бас" - голова является очень часто используемым словом, поэтому оно есть в словарях. Тут все просто. Какое значение имеет семантика слова, от того и значения образован и корень. Басшы-начальник от корня "Бас"- голова, так как голова (мозг) является центром управления тела. Сюда входят и термины Баскак, Бастык, Басшылык. Башмак-Обувь образован от корня "Бас"-давить, так как оно имеет прямую коннотацию со значением. Сюда относится ваше "бастырык". Вы уже уходите в крайность. Вам стоит почитать больше литературы по грамматике тюркских языков. Эти аффиксы присоединяются к корню глагола. Поэтому казахи и говорят к примеру "Тышқақ" - тот, кто склонен к опорожнению. Если бы ваша догадка была бы верной, то сейчас казахи говорили бы "Тышұуқақ", а не Тышқақ. Все верно, вы сами того не замечая подтвердили мою версию, что баскак от глагола басу. Точно так же как тургаг от глагола туру, а тышкак от глагола тышу. Или будете продолжать доказывать, что тур и тыш это существительные? ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Воскресенье в 11:28 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 11:28 @АксКерБорж В каких местах этого форума я проявлял монгольскую предвзятость? Я всегда опираюсь на аргументы со ссылками на научную литературу. 21 минуту назад, АксКерБорж сказал: Я отвечу вам зеркально, вам так кажется в силу своей монгольской предвзятости. Если "Баскак" производное от корня "Басу", то оно означало бы не начальника, а другое семантическое значение. Но во времена Монгольской Империи оно обозначало Наместника, управленца. Поэтому отсюда и выходит, что хоть оно и образовано с помощью глагола, однако принимает значение от корня "бас-голова". 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Все верно, вы сами того не замечая подтвердили мою версию, что баскак от глагола басу. Точно так же как тургаг от глагола туру, а тышкак от глагола тышу. Или будете продолжать доказывать, что тур и тыш это существительные? ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Воскресенье в 11:35 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 11:35 5 минут назад, Bir bala сказал: В каких местах этого форума я проявлял монгольскую предвзятость? Я всегда опираюсь на аргументы со ссылками на научную литературу. Зеркально - я тоже. 5 минут назад, Bir bala сказал: Если "Баскак" производное от корня "Басу", то оно означало бы не начальника, а другое семантическое значение. Но во времена Монгольской Империи оно обозначало Наместника, управленца. Поэтому отсюда и выходит, что хоть оно и образовано с помощью глагола, однако принимает значение от корня "бас-голова". Баскак не просто начальник, наместник, управленец, глава, а емнип конкретно сборщик дани. По мнению Березина и Пельо, должность баскак была связана с проставлением печати, басу - давить печатью, отсюда и бас[у]как. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Воскресенье в 11:54 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 11:54 @АксКерБорж Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Никакой коннотации со значением давить у Баскака не было. 18 минут назад, АксКерБорж сказал: Баскак не просто начальник, наместник, управленец, глава, а емнип конкретно сборщик дани. По мнению Березина и Пельо, должность баскак была связана с проставлением печати, басу - давить печатью, отсюда и бас[у]как. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 08:15 Поделиться Опубликовано Понедельник в 08:15 20 часов назад, Bir bala сказал: Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Никакой коннотации со значением давить у Баскака не было. С вашей версией я знаком. Лучше ответьте на вопрос, если должность по вашему была связана с "бас" (голова, глава, главный), то почему не использовали более простые термины бастык, басшы, почему именно бас+как? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Понедельник в 08:32 Поделиться Опубликовано Понедельник в 08:32 @АксКерБорж Потому что в средневековье были другие этносы, следовательно и значения аффиксов были немного другие, тем более могли использоваться синонимичные конструкции. Вы сейчас просто экстраполируете свое современное "казахское" понимание на средневековье. Это не научно. 15 минут назад, АксКерБорж сказал: почему не использовали более простые термины бастык, басшы, почему именно бас+как? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано Понедельник в 08:38 Admin Поделиться Опубликовано Понедельник в 08:38 Термин "даруга" в средневек. тюркском из монгольского: Цитата daraġa <mong. ‘army commander’ (CCb) [ABU 321 daruġa ‘army commander’] A Dictionary of Early Middle Turkic By Hendrik Boeschoten. With the editorial assistance of John O’Kane. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 13:13 Поделиться Опубликовано Понедельник в 13:13 4 часа назад, Bir bala сказал: Потому что в средневековье были другие этносы, следовательно и значения аффиксов были немного другие, тем более могли использоваться синонимичные конструкции. Вы сейчас просто экстраполируете свое современное "казахское" понимание на средневековье. Это не научно. Останемся каждый при своем мнении, вы - что баскак от бас (голова), я - что баскак от басу (надавливать, давить). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Понедельник в 13:18 Поделиться Опубликовано Понедельник в 13:18 @АксКерБорж У меня в отличии от вас все выстроено согласно природе тюркских языков. Значение Баскак - "Наместник", "Начальник" коррелирует с современными терминами "Басшы", "Бастык", "Басшылык". А у вас кроме выдуманного "давителя", который не имеет такого значения ни в одном из источников ничего нет. Хотите остаться при своей фольк этимологии, пожалуйста. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 13:25 Поделиться Опубликовано Понедельник в 13:25 5 часов назад, Bir bala сказал: Это не научно. 17 минут назад, Bir bala сказал: У меня в отличии от вас все выстроено согласно природе тюркских языков. Вы заявляете, что у вас все научно и все выстроено согласно правилам, но вы почему-то не ответили мне на мои вопросы про корни бул, тур и тыш, ведь в ваших построениях они должны быть существительными, но на деле глаголы. Так почему в схожем нашем случае не может быть глагола? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 13:35 Поделиться Опубликовано Понедельник в 13:35 12 минут назад, Bir bala сказал: Значение Баскак - "Наместник", "Начальник" Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Радлов: baskak - чиновник для сбора податей с подчиненных народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Понедельник в 13:42 Поделиться Опубликовано Понедельник в 13:42 В 24.11.2024 в 16:54, Bir bala сказал: Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Кстати печать и ярлыки, которые всем больше известны под китайским названием "пайцза" так и называли тогда татары-монголы - басма - тоже от "давить" (по-казахски "баспа"). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Понедельник в 14:10 Поделиться Опубликовано Понедельник в 14:10 @АксКерБорж Покажите средневековый источник, в котором "Баскак" выполняет роль "давителя". Абсолютно все источники говорят о наместнической функции данной должности. Его монгольский аналог "Даругачи", арабо-персидский эквивалент "Шихнэ". Значение "Давить" не имеет семантику "Начальник". 41 минуту назад, АксКерБорж сказал: на мои вопросы про корни бул, тур и тыш, ведь в ваших построениях они должны быть существительными, но на деле глаголы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Вторник в 12:55 Поделиться Опубликовано Вторник в 12:55 22 часа назад, Bir bala сказал: Покажите средневековый источник, в котором "Баскак" выполняет роль "давителя". Абсолютно все источники говорят о наместнической функции данной должности. Его монгольский аналог "Даругачи", арабо-персидский эквивалент "Шихнэ". Значение "Давить" не имеет семантику "Начальник". Пока оставайтесь при своем мнении, а я при своем. Я не филолог, ни тюрколог, но на своем дилетантском уровне все таки считаю, что тюркские существительные с аффиксом "как/гак" образуются из глаголов (на примерах из ДТС и поздних языков): булгак (смута, волнение) - гл. булга (перемешивать, смешивать, мутить) тургак, турмак (стояние, стража) - гл. тур (стоять) басмак (башмак) - гл. бас (давить, подавлять, нападать) ваш пример тышкак (серунишка)) - гл. тышу (какать) и т.д. Если это так, то и баскак может быть образовано из глагола бас (давить), но не из сущ. бас (голова). Если найдете мне в этих или в других аналогичных словах в основе слов имена существительные, от которых образованы термины, то я тогда перейду на вашу позицию, признать свою ошибку или заблуждение всегда не поздно. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Вторник в 15:23 Поделиться Опубликовано Вторник в 15:23 @АксКерБорж По вашей логике, термин "Айгак" должно означать не "свидетель, понятой", а просто "говорящий". Но из источников наглядно видно, что оно означает "свидетель", а у персов оно из за плохих свидетелей стало означать просто "клеветник". 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Если это так, то и баскак может быть образовано из глагола бас (давить), но не из сущ. бас (голова). Тем более ваше Баскак-"давитель" опровергается тем, что в казахском языке слово "Басқару"-"Возглавить" образовано от глагола "давить", но не имеет семантики какого то там человека, который давит. Следовательно оно вбирает семантику тех же слов, в которую входят "басшы", "басшылык", "бастык". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Среда в 13:31 Поделиться Опубликовано Среда в 13:31 22 часа назад, Bir bala сказал: По вашей логике, термин "Айгак" должно означать не "свидетель, понятой", а просто "говорящий". Но из источников наглядно видно, что оно означает "свидетель", а у персов оно из за плохих свидетелей стало означать просто "клеветник". Неуместный пример. 22 часа назад, Bir bala сказал: Тем более ваше Баскак-"давитель" опровергается тем, что в казахском языке слово "Басқару"-"Возглавить" образовано от глагола "давить", но не имеет семантики какого то там человека, который давит. Следовательно оно вбирает семантику тех же слов, в которую входят "басшы", "басшылык", "бастык". Баскару глагол, не существительное, тоже неуместный пример. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано Среда в 14:15 Поделиться Опубликовано Среда в 14:15 кстати, а почему бас, а не баш? возможно там и правда басу 22 часа назад, Bir bala сказал: @АксКерБорж По вашей логике, термин "Айгак" должно означать не "свидетель, понятой", а просто "говорящий". Но из источников наглядно видно, что оно означает "свидетель", а у персов оно из за плохих свидетелей стало означать просто "клеветник". Тем более ваше Баскак-"давитель" опровергается тем, что в казахском языке слово "Басқару"-"Возглавить" образовано от глагола "давить", но не имеет семантики какого то там человека, который давит. Следовательно оно вбирает семантику тех же слов, в которую входят "басшы", "басшылык", "бастык". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Среда в 15:05 Поделиться Опубликовано Среда в 15:05 @АксКерБорж Что от вас и требовалось ожидать. Не смогли предъявить контр-аргумент, начали отнекиваться якобы "неуместными примерами". Это ваши слова , что "Баскак" - давитель, и ничего общего с термином "бас"-голова оно не имеет. Вот вам я уместный пример привел, где стоит тот же самый глагол "баскару" от корня глагола "басу" , но никакого значения "давить" оно не имеет. И тут вы рассыпались. 1 час назад, АксКерБорж сказал: Баскару глагол, не существительное, тоже неуместный пример. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано Среда в 15:26 Поделиться Опубликовано Среда в 15:26 @Bir bala тюрколог Баскаков писал про свою фамилию: "Фамилия Баскаков ведёт своё происхождение от татарского баскака Амрагана (Амыр-хана), бывшего во второй половине XIII века наместником во Владимире... Тюркское происхождение данной фамилии подтверждается как самой основой фамилии basqaq (ставящий печать; наместник хана Золотой Орды), так и геральдическими данными: дугообразным мечом в центре герба и изображением татарина над нашлемником, держащего красный дугообразный меч." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Среда в 15:37 Поделиться Опубликовано Среда в 15:37 @Nurbek Все это конечно круто, но он же не историк. А из истории мы знаем, что все печати ставили не Баскаки, а тамговщики и Эмиры (Нойоны). Да и из средневековых словарей видно, что оно обозначает "Начальник" , "Наместник". "Баскак"- человек, который что то там давит это гипотеза самих тюркологов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано Среда в 15:58 Поделиться Опубликовано Среда в 15:58 20 минут назад, Bir bala сказал: @Nurbek Все это конечно круто, но он же не историк. А из истории мы знаем, что все печати ставили не Баскаки, а тамговщики и Эмиры (Нойоны). Да и из средневековых словарей видно, что оно обозначает "Начальник" , "Наместник". "Баскак"- человек, который что то там давит это гипотеза самих тюркологов. Я думаю человек с фамилией Баскаков да ещё и видный тюрколог вполне досконально разобрался в происхождении своей собственной фамилии. Тюркологи историю тоже изучают. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано Среда в 16:26 Поделиться Опубликовано Среда в 16:26 @Nurbek А я думаю, что если бы должность Баскака хоть как либо была бы связано с давлением печатей, то оно отобразилось бы хотя бы в одном из источников. Но мы этого не наблюдаем. А те люди, которые хотят так думать пусть думают. Надо изучать комплексно, а не идти на поводу фольк этимологии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Четверг в 08:18 Поделиться Опубликовано Четверг в 08:18 16 часов назад, Bir bala сказал: А из истории мы знаем, что все печати ставили не Баскаки, а тамговщики Тамговщик это по-русски. А как в оригинале? 17 часов назад, Bir bala сказал: Это ваши слова , что "Баскак" - давитель, и ничего общего с термином "бас"-голова оно не имеет. Вот вам я уместный пример привел, где стоит тот же самый глагол "баскару" от корня глагола "басу" , но никакого значения "давить" оно не имеет. И тут вы рассыпались. Э.В. Севортян "Этимологический словарь тюркских языков": Б Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано Четверг в 08:19 Поделиться Опубликовано Четверг в 08:19 В 25.11.2024 в 20:10, Bir bala сказал: Покажите средневековый источник, в котором "Баскак" выполняет роль "давителя". Абсолютно все источники говорят о наместнической функции данной должности. Его монгольский аналог "Даругачи", арабо-персидский эквивалент "Шихнэ". Значение "Давить" не имеет семантику "Начальник". Я хоть и не специалист по монгольским языкам, но простое гугление дает понять, что термин Даругачи происходит от глагола "давить", который в современном монгольском звучит как: дарах и т.д. У глагола дарах одно из значений это "делать отпечаток, оттискивать". Ставить печать по-монгольски "тамга дарах". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться