Перейти к содержанию
Гость sanj

Вопросы монголам

Рекомендуемые сообщения

@АксКерБорж Во всех языках мира семантика одна. Не бывает так, чтобы в русском языке было значение "голова", а в тюркских языках его не было. Вы очень предвзяты по отношению к монголизмам, и усматриваете во всем одно лишь тюркский пласт истории, а это в свою очередь не научно.

58 минут назад, АксКерБорж сказал:

Я отталкиваюсь из тюркской семантики термина, это и есть изначальный смысл слова.

Монгольской семантики в нем не усматриваю. 

Никто и не говорит, что словари должны охватывать абсолютно всю существующую лексику в мире. Речь идет о тех словах, которые по частоте встречаются гораздо чаще. В данном случае "Баскак" от корня "Бас" - голова является очень часто используемым словом, поэтому оно есть в словарях.

1 час назад, АксКерБорж сказал:

А кто вам сказал, что ДТС или Диван лугат вобрали в себя всю тогдашнюю тюркскую лексику?

В них вошла лишь лексика из сохранившихся письменных памятников, т.е. часть.

Даже не все современные словари не охватывают всю лексику того или иного языка, а ДТС тем более.

Тут все просто. Какое значение имеет семантика слова, от того и значения образован и корень. Басшы-начальник от корня "Бас"- голова, так как голова (мозг) является центром управления тела. Сюда входят и термины Баскак, Бастык, Басшылык.

Башмак-Обувь образован от корня "Бас"-давить, так как оно имеет прямую коннотацию со значением. Сюда относится ваше "бастырык".

47 минут назад, АксКерБорж сказал:

басшы, бастык, баскы, баскак, басмач, басмак (башмак), баслык (башлык), бастырык и т.д.

Вы уже уходите в крайность. Вам стоит почитать больше литературы по грамматике тюркских языков. Эти аффиксы присоединяются к корню глагола. Поэтому казахи и говорят к примеру "Тышқақ" - тот, кто склонен к опорожнению. Если бы ваша догадка была бы верной, то сейчас казахи говорили бы "Тышұуқақ", а не Тышқақ.

46 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вы наверно воспринимаете русское написание за оригинал?

Я предполагаю, что в оригинале по-тюркски должно было быть или басыкак или басукак.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bir bala сказал:

Вы очень предвзяты по отношению к монголизмам, и усматриваете во всем одно лишь тюркский пласт истории, а это в свою очередь не научно.

 

Я отвечу вам зеркально, вам так кажется в силу своей монгольской предвзятости.

 

1 час назад, Bir bala сказал:

В данном случае "Баскак" от корня "Бас" - голова является очень часто используемым словом, поэтому оно есть в словарях.

Тут все просто. Какое значение имеет семантика слова, от того и значения образован и корень. Басшы-начальник от корня "Бас"- голова, так как голова (мозг) является центром управления тела. Сюда входят и термины Баскак, Бастык, Басшылык.

Башмак-Обувь образован от корня "Бас"-давить, так как оно имеет прямую коннотацию со значением. Сюда относится ваше "бастырык".

Вы уже уходите в крайность. Вам стоит почитать больше литературы по грамматике тюркских языков. Эти аффиксы присоединяются к корню глагола. Поэтому казахи и говорят к примеру "Тышқақ" - тот, кто склонен к опорожнению. Если бы ваша догадка была бы верной, то сейчас казахи говорили бы "Тышұуқақ", а не Тышқақ.

 

Все верно, вы сами того не замечая подтвердили мою версию, что баскак от глагола басу.

Точно так же как тургаг от глагола туру, а тышкак от глагола тышу. 

Или будете продолжать доказывать, что тур и тыш это существительные? )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж В каких местах этого форума я проявлял монгольскую предвзятость? Я всегда опираюсь на аргументы со ссылками на научную литературу.

21 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Я отвечу вам зеркально, вам так кажется в силу своей монгольской предвзятости.

Если "Баскак" производное от корня "Басу", то оно означало бы не начальника, а другое семантическое значение. Но во времена Монгольской Империи оно обозначало Наместника, управленца. Поэтому отсюда и выходит, что хоть оно и образовано с помощью глагола, однако принимает значение от корня "бас-голова".

22 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Все верно, вы сами того не замечая подтвердили мою версию, что баскак от глагола басу.

Точно так же как тургаг от глагола туру, а тышкак от глагола тышу. 

Или будете продолжать доказывать, что тур и тыш это существительные? )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Bir bala сказал:

В каких местах этого форума я проявлял монгольскую предвзятость? Я всегда опираюсь на аргументы со ссылками на научную литературу.

 

Зеркально - я тоже.

 

5 минут назад, Bir bala сказал:

Если "Баскак" производное от корня "Басу", то оно означало бы не начальника, а другое семантическое значение. Но во времена Монгольской Империи оно обозначало Наместника, управленца. Поэтому отсюда и выходит, что хоть оно и образовано с помощью глагола, однако принимает значение от корня "бас-голова".

 

Баскак не просто начальник, наместник, управленец, глава, а емнип конкретно сборщик дани.

По мнению Березина и Пельо, должность баскак была связана с проставлением печати, басу - давить печатью, отсюда и бас[у]как.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Сбор дани это вторичная функция. Первичная это наместничество. Версия от значениея "давить" это фольк этимология. Никакой коннотации со значением давить у Баскака не было.

18 минут назад, АксКерБорж сказал:

Баскак не просто начальник, наместник, управленец, глава, а емнип конкретно сборщик дани.

По мнению Березина и Пельо, должность баскак была связана с проставлением печати, басу - давить печатью, отсюда и бас[у]как.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...