Jump to content
Altan burgud

Сарты - тюркская народность

Recommended Posts

В 17.10.2021 в 21:14, кылышбай сказал:

Бабушка, выросшая вдлеке от узбекских послелений, узбекский чапан называет сарт-шапан. В разговорном языке узбеков часто называем сартами и не всегда в резко негативном смысле, а просто (как хохлы). Думаю сарты изначально это оседлое население, торговцы (и тюрки, и иранцы) для кочевников. Т.е. этно-социальная группа. русские наверное переняли его от казахов и поэтому официально этноним сарты упоминается в справочниках и был в переписи в РИ отдельно от узбеков. Видимо сами русские толком не знали где и как разграничивать сартов от узбеков и таджиков. Можно новую тему открыть по сартам

В 18.10.2021 в 04:27, Jagalbay сказал:

на чагатаидском говорили, скорее всего,  а узбеки на кыпчакском

Точно есть сведения что под сартами иногда понимали и ираноязычных а не только тюрков. Т.е. язык тут возможно имел второстепенное значение в отличие от образа жизни, хозяйства, культуры. И это скорее всего внешнее название, экзоэтноним

Link to comment
Share on other sites

В 24.10.2019 в 12:52, кылышбай сказал:

типа все оседлое население Ср. Азии, которые не казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, таджики стали узбеками (Зап. часть) и уйгурами (Вост. часть)?

 

В какой-то мере это наверно так.

 

В 19.10.2021 в 21:04, кылышбай сказал:

Точно есть сведения что под сартами иногда понимали и ираноязычных а не только тюрков. Т.е. язык тут возможно имел второстепенное значение в отличие от образа жизни, хозяйства, культуры. И это скорее всего внешнее название, экзоэтноним

 

Если исходить из того, что казахскую степь и Сибирь посещали тюркоязычные сарты, торговцы и миссионеры, то наверно в представлении казахов сарты это все таки предки современных узбеков, но не таджиков.

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Тема почищена. Термин "осел" у юзера АРС - это значит оседлый, а не осёл, как подумал АКБ.

Будет написано что-то уничижительное - отправлю в бан.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Rust сказал:

Тема почищена. Термин "осел" у юзера АРС - это значит оседлый, а не осёл, как подумал АКБ.

Будет написано что-то уничижительное - отправлю в бан.

 

Я ничего не подумал, так написал думан.

Уничижительного тона я не допускал.

 

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Уничижительного тона я не допускал.

 Предки твои в каком веке осели ? Не в 19 ?

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, ARS сказал:

 Предки твои в каком веке осели ? Не в 19 ?

 

Зачем тебе это, думан? 

Басыңды текке ауыртпа (не заморачивайся по пустякам).

 

Link to comment
Share on other sites

https://rus-turk.livejournal.com/59736.html

В гостях у сарта. Дастархан (Между туземцами степного уезда. 1/3)

Г. А. Арандаренко. Между туземцами степного уезда // Арандаренко Г. А. Досуги в Туркестане. 1874—1889. — СПб., 1889.

Другие части: [2. Пир в степи. Ишаны], [3. Суд биев. Волостные выборы].

 

 

Link to comment
Share on other sites

В 21.10.2021 в 09:29, АксКерБорж сказал:

Если исходить из того, что казахскую степь и Сибирь посещали тюркоязычные сарты, торговцы и миссионеры, то наверно в представлении казахов сарты это все таки предки современных узбеков, но не таджиков.

 

На севере КЗ их немало было , по источникам первые мечети на севере были шалаказахские , сартовские , так по крайней мере их прозвали казахи , куда они делись ? башкирам ушли ?

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, ARS сказал:

На севере КЗ их немало было , по источникам первые мечети на севере были шалаказахские , сартовские , так по крайней мере их прозвали казахи , куда они делись ? башкирам ушли ?

 

Приходили от вас, с караванами.

Многие ушли назад домой в ваши края.

Единицы остались, ассимилировались.

Татарские (не сартовские) мечети могли быть только при русских поселениях, потому что казахи кочевали и своих поселений не имели.

 

Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Приходили от вас, с караванами.

Многие ушли назад домой в ваши края.

Единицы остались, ассимилировались.

Татарские (не сартовские) мечети могли быть только при русских поселениях, потому что казахи кочевали и своих поселений не имели.

 

Плохо вы знаете историю своего края , первые мечети были построены именно ими на севере , русская администрация давала им широкие льготы , освобождала от налогов итд , и многие ушли к вам , как на землю обетованную,  освоаивать ваши края 

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, ARS сказал:

Плохо вы знаете историю своего края , первые мечети были построены именно ими на севере , русская администрация давала им широкие льготы , освобождала от налогов итд , и многие ушли к вам , как на землю обетованную,  освоаивать ваши края 

 

Голословный бред.

Вы хоть представляете что такое кочевое скотоводческое хозяйство и как вообще можно было казахам возить с собой мечети по степи?

Да и вообще, первые мечети в русских поселениях в нашем краю (Акмолинск, Кокчетав, Омск, Баянаул, Семипалатинск, Каркаралинск, Павлодар и пр.)  насколько мне известно строили зажиточные татары, а не сарты.

Допустим у нас в городе первая мечеть, которую мы называем "белой" (Ақ мешіт) построил татарин Абдулфаттах Рамазанов, отца которого из Казани привез мой прапрадед по материнской линии. 

Сарты тоже приходили в наш край, но с торговыми караванами, после распродажи товаров уезжали к себе на родину в ваши края.

Думан, у вас какая-то каша, всё в кучу. Что хотели сказать то?

 

Link to comment
Share on other sites

Ч. Валихнов. О мусульманстве в Степи. 1863-1864.

... Под влиянием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип. Некоторые султаны и богатые киргизы запирают жен своих в отдельные юрты, как в гарем. Набожные киргизы начинают ездить в Мекку, а бояны наши вместо народных былин поют мусульманские апокрифы, переложенные в народные стихи. Вообще, киргизскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, как пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский.

Пользуясь возникшим вопросом о духовном суде, можно было бы предпринять коренные реформы в духовном управлении нашей Степи.

...

4-е. Не дозволять ишанам и ходжам, приезжающим из Средней Азии к татарским семинаристам, жить в кочевьях киргиз без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ, подобных тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах.

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, кылышбай сказал:

Не дозволять ишанам и ходжам, приезжающим из Средней Азии      жить в кочевьях киргиз 

 

Написано же черным по белому, чтоб не допускать сартов до кочевок казахов.

От себ.

Сколько не читал письменной литературы и устных казахских преданий о событиях 19 века в нашей степи, ни разу не встречал ни слова упоминания про сартов в наших краях, а тем более про каких-то ишанов.

Непонятно зачем Джомолбек Кылышбай с Думаном АРСом хотят их виртуально переселить из своего края в наш край. :ozbek:

 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Голословный бред.

Вы хоть представляете что такое кочевое скотоводческое хозяйство и как вообще можно было казахам возить с собой мечети по степи?

Да и вообще, первые мечети в русских поселениях в нашем краю (Акмолинск, Кокчетав, Омск, Баянаул, Семипалатинск, Каркаралинск, Павлодар и пр.)  насколько мне известно строили зажиточные татары, а не сарты.

Допустим у нас в городе первая мечеть, которую мы называем "белой" (Ақ мешіт) построил татарин Абдулфаттах Рамазанов, отца которого из Казани привез мой прапрадед по материнской линии. 

Сарты тоже приходили в наш край, но с торговыми караванами, после распродажи товаров уезжали к себе на родину в ваши края.

Думан, у вас какая-то каша, всё в кучу. Что хотели сказать то?

 

Вы плохо историю свою края знаете , видимо не читали архивные источники , у тебя даже слова их в обиходе есть , сомсо , новруз

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

22 минуты назад, ARS сказал:

Вы плохо историю свою края знаете , видимо не читали архивные источники , у тебя даже слова их в обиходе есть , сомсо , новруз

В деревнях, по крайней мере, самса не была в обиходе, в обиход вошла с 90х.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Написано же черным по белому, чтоб не допускать сартов до кочевок казахов. От себ.

Сколько не читал письменной литературы и устных казахских преданий о событиях 19 века в нашей степи, ни разу не встречал ни слова упоминания про сартов в наших краях, а тем более про каких-то ишанов.

Непонятно зачем Джомолбек Кылышбай с Думаном АРСом хотят их виртуально переселить из своего края в наш край. :ozbek:

 

Раз написано черным по белому чтобы не допускать значит были прецеденты? 

А про дервишских и мистических обществ, подобных тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах, о которых пишет Чокан, вы тоже не слышали? 0002409712-icon2.webp

Link to comment
Share on other sites

17 минут назад, s_kair сказал:

В деревнях, по крайней мере, самса не была в обиходе, в обиход вошла с 90х.

У него сомсо и новруз 

Скажите это татаризмы ? 

:D

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Допустим у нас в городе первая мечеть, которую мы называем "белой" (Ақ мешіт) построил татарин Абдулфаттах Рамазанов, отца которого из Казани привез мой прапрадед по материнской линии. 

 

По источникам , первое время вы смеялись над татарами , когда они падали низ , совершая намаз 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, ARS сказал:

Вы плохо историю свою края знаете , видимо не читали архивные источники , у тебя даже слова их в обиходе есть , сомсо , новруз

 

Думанчик, а если без шутовства и без своих местечковых терминов, можете сидя в Средней Азии поучить меня истории моего Степного края?

Давайте я буду задавать вопросы по специфике края, а вы отвечать мне?

 

20 минут назад, ARS сказал:

По источникам , первое время вы смеялись над татарами , когда они падали низ , совершая намаз 

 

Это вы про кого, про Чингиз-хана, Аблай-хана или Кенесары-хана?

 

31 минуту назад, кылышбай сказал:

Раз написано черным по белому чтобы не допускать значит были прецеденты? 

А про дервишских и мистических обществ, подобных тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах, о которых пишет Чокан, вы тоже не слышали? 0002409712-icon2.webp

 

Милый мой, Джомолбек, я действительно ни разу не читал и не слышал про местных сартов или ишанов в нашем крае. Как о торговцах и караван-баши, да, слышал. Именно поэтому и называли их у нас сартами (торгашами).

 

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

Милый мой, Джомолбек, я действительно ни разу не читал и не слышал про местных сартов или ишанов в нашем крае. Как о торговцах и караван-баши, да, слышал. Именно поэтому и называли их у нас сартами (торгашами).

Понял, спасибо. Но ходжи (кожа) ведь у вас были. Они тоже, разумеется, пришлые, из Ср. Азии, но влились в состав казахов. Уже оказахившикеся кожалар в сельской местности у вас есть?

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, кылышбай сказал:

Понял, спасибо. Но ходжи (кожа) ведь у вас были. Они тоже, разумеется, пришлые, из Ср. Азии, но влились в состав казахов. Уже оказахившикеся кожалар в сельской местности у вас есть?

 

Насколько мне известно рода кожа в нашем крае не было и нет.

 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Rust сказал:

Из-за постоянных переходов на личности. 

Ну он сам всегда обзывает меня Думан , теперь ещё Думанчик 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...