кылышбай Posted October 19, 2021 Share Posted October 19, 2021 В 17.10.2021 в 21:14, кылышбай сказал: Бабушка, выросшая вдлеке от узбекских послелений, узбекский чапан называет сарт-шапан. В разговорном языке узбеков часто называем сартами и не всегда в резко негативном смысле, а просто (как хохлы). Думаю сарты изначально это оседлое население, торговцы (и тюрки, и иранцы) для кочевников. Т.е. этно-социальная группа. русские наверное переняли его от казахов и поэтому официально этноним сарты упоминается в справочниках и был в переписи в РИ отдельно от узбеков. Видимо сами русские толком не знали где и как разграничивать сартов от узбеков и таджиков. Можно новую тему открыть по сартам В 18.10.2021 в 04:27, Jagalbay сказал: на чагатаидском говорили, скорее всего, а узбеки на кыпчакском Точно есть сведения что под сартами иногда понимали и ираноязычных а не только тюрков. Т.е. язык тут возможно имел второстепенное значение в отличие от образа жизни, хозяйства, культуры. И это скорее всего внешнее название, экзоэтноним Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted October 21, 2021 Share Posted October 21, 2021 В 24.10.2019 в 12:52, кылышбай сказал: типа все оседлое население Ср. Азии, которые не казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, таджики стали узбеками (Зап. часть) и уйгурами (Вост. часть)? В какой-то мере это наверно так. В 19.10.2021 в 21:04, кылышбай сказал: Точно есть сведения что под сартами иногда понимали и ираноязычных а не только тюрков. Т.е. язык тут возможно имел второстепенное значение в отличие от образа жизни, хозяйства, культуры. И это скорее всего внешнее название, экзоэтноним Если исходить из того, что казахскую степь и Сибирь посещали тюркоязычные сарты, торговцы и миссионеры, то наверно в представлении казахов сарты это все таки предки современных узбеков, но не таджиков. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted October 21, 2021 Admin Share Posted October 21, 2021 Тема почищена. Термин "осел" у юзера АРС - это значит оседлый, а не осёл, как подумал АКБ. Будет написано что-то уничижительное - отправлю в бан. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted October 21, 2021 Share Posted October 21, 2021 3 часа назад, Rust сказал: Тема почищена. Термин "осел" у юзера АРС - это значит оседлый, а не осёл, как подумал АКБ. Будет написано что-то уничижительное - отправлю в бан. Я ничего не подумал, так написал думан. Уничижительного тона я не допускал. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted October 21, 2021 Share Posted October 21, 2021 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Уничижительного тона я не допускал. Предки твои в каком веке осели ? Не в 19 ? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted October 22, 2021 Share Posted October 22, 2021 12 часов назад, ARS сказал: Предки твои в каком веке осели ? Не в 19 ? Зачем тебе это, думан? Басыңды текке ауыртпа (не заморачивайся по пустякам). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Акскл Posted November 9, 2021 Share Posted November 9, 2021 https://rus-turk.livejournal.com/59736.html В гостях у сарта. Дастархан (Между туземцами степного уезда. 1/3) Г. А. Арандаренко. Между туземцами степного уезда // Арандаренко Г. А. Досуги в Туркестане. 1874—1889. — СПб., 1889. Другие части: [2. Пир в степи. Ишаны], [3. Суд биев. Волостные выборы]. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 26, 2022 Share Posted January 26, 2022 В 21.10.2021 в 09:29, АксКерБорж сказал: Если исходить из того, что казахскую степь и Сибирь посещали тюркоязычные сарты, торговцы и миссионеры, то наверно в представлении казахов сарты это все таки предки современных узбеков, но не таджиков. На севере КЗ их немало было , по источникам первые мечети на севере были шалаказахские , сартовские , так по крайней мере их прозвали казахи , куда они делись ? башкирам ушли ? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 26, 2022 Share Posted January 26, 2022 6 минут назад, ARS сказал: На севере КЗ их немало было , по источникам первые мечети на севере были шалаказахские , сартовские , так по крайней мере их прозвали казахи , куда они делись ? башкирам ушли ? Приходили от вас, с караванами. Многие ушли назад домой в ваши края. Единицы остались, ассимилировались. Татарские (не сартовские) мечети могли быть только при русских поселениях, потому что казахи кочевали и своих поселений не имели. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 26, 2022 Share Posted January 26, 2022 11 минут назад, АксКерБорж сказал: Приходили от вас, с караванами. Многие ушли назад домой в ваши края. Единицы остались, ассимилировались. Татарские (не сартовские) мечети могли быть только при русских поселениях, потому что казахи кочевали и своих поселений не имели. Плохо вы знаете историю своего края , первые мечети были построены именно ими на севере , русская администрация давала им широкие льготы , освобождала от налогов итд , и многие ушли к вам , как на землю обетованную, освоаивать ваши края Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 17 часов назад, ARS сказал: Плохо вы знаете историю своего края , первые мечети были построены именно ими на севере , русская администрация давала им широкие льготы , освобождала от налогов итд , и многие ушли к вам , как на землю обетованную, освоаивать ваши края Голословный бред. Вы хоть представляете что такое кочевое скотоводческое хозяйство и как вообще можно было казахам возить с собой мечети по степи? Да и вообще, первые мечети в русских поселениях в нашем краю (Акмолинск, Кокчетав, Омск, Баянаул, Семипалатинск, Каркаралинск, Павлодар и пр.) насколько мне известно строили зажиточные татары, а не сарты. Допустим у нас в городе первая мечеть, которую мы называем "белой" (Ақ мешіт) построил татарин Абдулфаттах Рамазанов, отца которого из Казани привез мой прапрадед по материнской линии. Сарты тоже приходили в наш край, но с торговыми караванами, после распродажи товаров уезжали к себе на родину в ваши края. Думан, у вас какая-то каша, всё в кучу. Что хотели сказать то? Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 Ч. Валихнов. О мусульманстве в Степи. 1863-1864. ... Под влиянием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип. Некоторые султаны и богатые киргизы запирают жен своих в отдельные юрты, как в гарем. Набожные киргизы начинают ездить в Мекку, а бояны наши вместо народных былин поют мусульманские апокрифы, переложенные в народные стихи. Вообще, киргизскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, как пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский. Пользуясь возникшим вопросом о духовном суде, можно было бы предпринять коренные реформы в духовном управлении нашей Степи. ... 4-е. Не дозволять ишанам и ходжам, приезжающим из Средней Азии к татарским семинаристам, жить в кочевьях киргиз без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ, подобных тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 2 часа назад, кылышбай сказал: Не дозволять ишанам и ходжам, приезжающим из Средней Азии жить в кочевьях киргиз Написано же черным по белому, чтоб не допускать сартов до кочевок казахов. От себ. Сколько не читал письменной литературы и устных казахских преданий о событиях 19 века в нашей степи, ни разу не встречал ни слова упоминания про сартов в наших краях, а тем более про каких-то ишанов. Непонятно зачем Джомолбек Кылышбай с Думаном АРСом хотят их виртуально переселить из своего края в наш край. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Голословный бред. Вы хоть представляете что такое кочевое скотоводческое хозяйство и как вообще можно было казахам возить с собой мечети по степи? Да и вообще, первые мечети в русских поселениях в нашем краю (Акмолинск, Кокчетав, Омск, Баянаул, Семипалатинск, Каркаралинск, Павлодар и пр.) насколько мне известно строили зажиточные татары, а не сарты. Допустим у нас в городе первая мечеть, которую мы называем "белой" (Ақ мешіт) построил татарин Абдулфаттах Рамазанов, отца которого из Казани привез мой прапрадед по материнской линии. Сарты тоже приходили в наш край, но с торговыми караванами, после распродажи товаров уезжали к себе на родину в ваши края. Думан, у вас какая-то каша, всё в кучу. Что хотели сказать то? Вы плохо историю свою края знаете , видимо не читали архивные источники , у тебя даже слова их в обиходе есть , сомсо , новруз 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
s_kair Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 22 минуты назад, ARS сказал: Вы плохо историю свою края знаете , видимо не читали архивные источники , у тебя даже слова их в обиходе есть , сомсо , новруз В деревнях, по крайней мере, самса не была в обиходе, в обиход вошла с 90х. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 1 час назад, АксКерБорж сказал: Написано же черным по белому, чтоб не допускать сартов до кочевок казахов. От себ. Сколько не читал письменной литературы и устных казахских преданий о событиях 19 века в нашей степи, ни разу не встречал ни слова упоминания про сартов в наших краях, а тем более про каких-то ишанов. Непонятно зачем Джомолбек Кылышбай с Думаном АРСом хотят их виртуально переселить из своего края в наш край. Раз написано черным по белому чтобы не допускать значит были прецеденты? А про дервишских и мистических обществ, подобных тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах, о которых пишет Чокан, вы тоже не слышали? Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 17 минут назад, s_kair сказал: В деревнях, по крайней мере, самса не была в обиходе, в обиход вошла с 90х. У него сомсо и новруз Скажите это татаризмы ? Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Допустим у нас в городе первая мечеть, которую мы называем "белой" (Ақ мешіт) построил татарин Абдулфаттах Рамазанов, отца которого из Казани привез мой прапрадед по материнской линии. По источникам , первое время вы смеялись над татарами , когда они падали низ , совершая намаз Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 1 час назад, ARS сказал: Вы плохо историю свою края знаете , видимо не читали архивные источники , у тебя даже слова их в обиходе есть , сомсо , новруз Думанчик, а если без шутовства и без своих местечковых терминов, можете сидя в Средней Азии поучить меня истории моего Степного края? Давайте я буду задавать вопросы по специфике края, а вы отвечать мне? 20 минут назад, ARS сказал: По источникам , первое время вы смеялись над татарами , когда они падали низ , совершая намаз Это вы про кого, про Чингиз-хана, Аблай-хана или Кенесары-хана? 31 минуту назад, кылышбай сказал: Раз написано черным по белому чтобы не допускать значит были прецеденты? А про дервишских и мистических обществ, подобных тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах, о которых пишет Чокан, вы тоже не слышали? Милый мой, Джомолбек, я действительно ни разу не читал и не слышал про местных сартов или ишанов в нашем крае. Как о торговцах и караван-баши, да, слышал. Именно поэтому и называли их у нас сартами (торгашами). Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 8 минут назад, АксКерБорж сказал: Милый мой, Джомолбек, я действительно ни разу не читал и не слышал про местных сартов или ишанов в нашем крае. Как о торговцах и караван-баши, да, слышал. Именно поэтому и называли их у нас сартами (торгашами). Понял, спасибо. Но ходжи (кожа) ведь у вас были. Они тоже, разумеется, пришлые, из Ср. Азии, но влились в состав казахов. Уже оказахившикеся кожалар в сельской местности у вас есть? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 4 минуты назад, кылышбай сказал: Понял, спасибо. Но ходжи (кожа) ведь у вас были. Они тоже, разумеется, пришлые, из Ср. Азии, но влились в состав казахов. Уже оказахившикеся кожалар в сельской местности у вас есть? Насколько мне известно рода кожа в нашем крае не было и нет. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted January 27, 2022 Admin Share Posted January 27, 2022 ARS - отправить в бан? Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 8 минут назад, Rust сказал: ARS - отправить в бан? Из за чего ? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted January 27, 2022 Admin Share Posted January 27, 2022 3 минуты назад, ARS сказал: Из за чего ? Из-за постоянных переходов на личности. Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted January 27, 2022 Share Posted January 27, 2022 1 минуту назад, Rust сказал: Из-за постоянных переходов на личности. Ну он сам всегда обзывает меня Думан , теперь ещё Думанчик Link to comment Share on other sites More sharing options...