Le_Raffine Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 2 минуты назад, SuEr сказал: Как это не слышал? В многих районах,как говорит АКБ,гне найманов абслют.большинство чокают. В Устькамане чоканья не услышал. А так по всей ВКО, я конечно не ездил. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 36 минут назад, Le_Raffine сказал: А какие наиболее заметные отличия по говору у Ташкента и Караганды по вашему? тут в Караганде речь мягче звучит. фонетика: ә взамен а, джь взамен ж - тәңертең, джәқсы взамен нашего таңерең, жақсы. полный сингармонизм: жүрөк вместо жүрек, күрөк взамен күрек. по лексике напишу чуть попозже, как освобожусь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SuEr Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 Раньше писал об этоэтом в др.теме.В некоторых семьях у нас к дяде обращались абий.местные в основном Уаки.Где-нибудь так говорят?(прииртышье) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 Абый -дядя, старший брат говорят у татар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SuEr Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 6 минут назад, Samtat сказал: Абый -дядя, старший брат говорят у татар. Это и так ясно,я спрашиваю про казахов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SuEr Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 1 минуту назад, SuEr сказал: Это и так ясно,я спрашиваю про казахов. Думаю,что Уаки в ЗО кочевали на Едиле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 3 часа назад, кылышбай сказал: у нас в Ташкентской области. бал тоже используется но әсел чаще, подозреваю и в ЮКО так же. надо у Shymkent спросить у нас бал говорят Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 20 минут назад, SuEr сказал: Это и так ясно,я спрашиваю про казахов. Мы на западе с татарами не соседствуем. Так что татаризмы у нас кажеться ваще нету. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 8 часов назад, Samtat сказал: Абый -дядя, старший брат говорят у татар. У меня сваха татарка, у них бабушка абика. Раньше не слышал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 19 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2017 Әби, дәү әни. У нас чаще әби. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 11 часов назад, Samtat сказал: Әби, дәү әни. У нас чаще әби. дәу у вас тоже большой, старший? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 В каких регионах бубушек не называют аже, и отцов не называют аке? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 В 19.12.2017 в 14:35, кылышбай сказал: тут в Караганде речь мягче звучит. фонетика: ә взамен а, джь взамен ж - тәңертең, джәқсы взамен нашего таңерең, жақсы. полный сингармонизм: жүрөк вместо жүрек, күрөк взамен күрек. по лексике напишу чуть попозже, как освобожусь Это фонетика свойственная нашему северо-восточному региону. Наверно вы ведете речь о северных и северо-восточных районах Карагандинской области граничащих с Павлодарской и Акмолинской областями, тот же Каркаралы наверно? Кстати согымы там тоже самые согымные, согымистее не бывает. Потому как сталкивался. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 В 19.12.2017 в 15:39, SuEr сказал: Раньше писал об этоэтом в др.теме.В некоторых семьях у нас к дяде обращались абий.местные в основном Уаки.Где-нибудь так говорят?(прииртышье) Это кажется по-татарски. У казахов я его не слышал. Но региональных разных названий много. Омские казахи, некоторые, например, говорят на маму "бәя". У нас некоторые на дедушку или братьев дедушки говорят "баба" (естественно с ударением на второй слог), а кто воспитывался у дедушки и бабушки (бауырына басты), как правило, своих отцов и мам называют по имени. Короче если вспоминать и конкретно садиться на эту тему, то много чего интересного вылезет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 В 19.12.2017 в 16:03, SuEr сказал: Думаю,что Уаки в ЗО кочевали на Едиле. Не думаю. Они всегда были соседями кереев, то есть это примерно Иртыш от его верховий в Китае до низовий в районе Тюмени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 В 20.12.2017 в 16:13, Kenan сказал: В каких регионах отцов не называют аке? У нас отца даже в прошлом (пока нынешнее молодое поколение не стало называть по-русски папа) не называли "әке". В наших краях к отцу обращаются "тәте", а у наших соседей в Омской области "көкө" (произносят не так как на юге - көке). Пару лет назад в Сарыагаше (ЮКО) постоянно слышал как дети обращались к отцам "әке". Сыновья моего экс-коллеги, который родом из Фабричного (Алматы), тоже говорили отцу "әке". В наших краях оно звучит не привычно, чуждо и грубо. Это все равно что по-русски вместо "папа" обращаться "отец". Лично мое мнение, что обращение "әке", используемое на юге, также грубо, как и недопустимое обращение к матери "шеше". Не зря у казахов они всегда идут в паре "әке-шеше" (родители). Примерчик: У нас матерят отца: "Әкеңнің ауызын с...н" Грубо не правда ли? Точно так же как на юге матерят мать: "Шешеңнің ам...н с...н" Тоже грубо не правда ли? В 20.12.2017 в 16:13, Kenan сказал: В каких регионах бубушек не называют аже? Догадываюсь где. Там, где не знают названия малахай и не видели чуба кекл. А если серьезно, то у нас градация обращений примерно такая: К молодым замужним женщинам - тәте, по-современному - тәтешка. К женщинам постарше лет эдак от 40-ка до 60-ти - аптай, со стороны аптайым (в слове апатай съели вторую "а" ). Аналогично как к мужчинам такого же возраста - ағатай или ағай. К женщинам пожилым эдак от 60-ти до 70-ти - апа. К мамам раньше тоже обращались - апа. К старым бабушкам - әже. К своим бабушкам тож - әже. Обращения апай и әпше у нас неизвестны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 1 hour ago, АксКерБорж said: У нас отца даже в прошлом (пока нынешнее молодое поколение не стало называть по-русски папа) не называли "әке". В наших краях к отцу обращаются "тәте", а у наших соседей в Омской области "көкө" (произносят не так как на юге - көке). Пару лет назад в Сарыагаше (ЮКО) постоянно слышал как дети обращались к отцам "әке". Сыновья моего экс-коллеги, который родом из Фабричного (Алматы), тоже говорили отцу "әке". В наших краях оно звучит не привычно, чуждо и грубо. Это все равно что по-русски вместо "папа" обращаться "отец". Лично мое мнение, что обращение "әке", используемое на юге, также грубо, как и недопустимое обращение к матери "шеше". Не зря у казахов они всегда идут в паре "әке-шеше" (родители). Примерчик: У нас матерят отца: "Әкеңнің ауызын с....." Грубо не правда ли? Точно так же как на юге матерят мать: "Шешеңнің а..... с....." Тоже грубо не правда ли? Это вам кажется что грубо звучит. Надо бы рот с мылом мыть всем у кого неуважительное обращение к родителям на рефлекторном уровне. Иначе вся эта грязь станет частью нашей, и без того изувеченной культуры. Считать эти слова грубыми из-за всяких отбросов нелепо. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Кстати согымы там тоже самые согымные, согымистее не бывает. Потому как сталкивался. Какие "согымы"(региональные) вы пробовали? Дико интересно - западный "согым" пробовал ли кто, приглянулся ли кому аль нет? Котируется? Или опять таки "загнивающий". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 20 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2017 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Омские казахи, некоторые, например, говорят на маму "бәя". аткедава? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 18 часов назад, АксКерБорж сказал: Это фонетика свойственная нашему северо-восточному региону. Наверно вы ведете речь о северных и северо-восточных районах Карагандинской области граничащих с Павлодарской и Акмолинской областями, тот же Каркаралы наверно? да, именно каркаралинские карагандинцы (каракесеки). знакомые баянаульцы (суюндуки) так же говорят. но проблема в том что в Караганде есть большой процент жанааркинских (куандыки, родичи Ашина Шени). последние по-вашему сильно отличаются в речи от каркаралинских? 18 часов назад, АксКерБорж сказал: У нас некоторые на дедушку или братьев дедушки говорят "баба" (естественно с ударением на второй слог), а кто воспитывался у дедушки и бабушки (бауырына басты), как правило, своих отцов и мам называют по имени. у нас баба - дядя старше отца по возрасту (дядя младше отца или брат - көке), изредка - дедушка. предки - как и у всех ата-бабалар Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 Как я понял из сообщений АКБ, тәте для них и папа и молодая замужная женщина.. У нас на западе тәте это обращение старшим родственникродственникам-Будьто отец или дядя,родной брат. Если кого то из родственников называешь тәте, то значить что ты его уважаешь как старшего и близкого. Абы кого не называет тәте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 У нас есть прямой аналог слову дядя-"ақа". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 21 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2017 9 часов назад, кылышбай сказал: у нас баба - дядя старше отца по возрасту (дядя младше отца или брат - көке), изредка - дедушка. предки - как и у всех ата-бабалар баба это прадед , поэтому ата-бабалар Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 12 часов назад, Shymkent сказал: баба это прадед , поэтому ата-бабалар Ата-бабалар это название со стороны при упоминаниях дальних предков, а не обращение к живому человеку. Ата - это обращение к отцу отца, т.е. к дедушке. Баба - это обращение к отцу или старшим братьям дедушки. В 20.12.2017 в 21:39, arkuk сказал: аткедава? Это соседние с нами казахские районы и аулы Омской области. Чуть не забыл, у нас в некоторых семьях на отца еще говорят "әтәй". В 20.12.2017 в 19:13, Kenan сказал: Это вам кажется что грубо звучит. Надо бы рот с мылом мыть всем у кого неуважительное обращение к родителям на рефлекторном уровне. Иначе вся эта грязь станет частью нашей, и без того изувеченной культуры. Считать эти слова грубыми из-за всяких отбросов нелепо. Я смотрю вы у нас сильно умный. Для рассуждения такого порядка и чтобы называть собеседников и соотечественников отбросами вам в первую очередь надо хорошо владеть родным языком, в чем я сильно сомневаюсь. Кто вы, откуда и из какого рода никому неизвестно. Да, я могу похвастать, что как хорошо знающий свой родной язык считаю, что обращение к отцу "әке" также грубо, как и обращение к матери "шеше". Полагаю, что к отцу надо обращаться всеми допустимыми синонимами в зависимости от традиций того или иного региона - тәте, көке, әтәй и даже папа, а к матери - апа и мама. В 20.12.2017 в 21:37, arkuk сказал: Какие "согымы"(региональные) вы пробовали? Дико интересно - западный "согым" пробовал ли кто, приглянулся ли кому аль нет? Котируется? Или опять таки "загнивающий". Вчера выбирали с коллегой лошадь ему на согым. Привезли кастрированных жеребчиков (все возраста тай) из Иртышского района, граничащего с Омской областью. Хозяин продает не по весу, а по-казахски, то есть по твердой цене. Выбираешь любого, цена у всех одинаковая 250 000 тенге. На глаз я оценил их приблизительно что выход мяса будет около 180 - 190 кг., то есть средняя цена мяса окажется (независимо от лучших частей или второсортных) будет около 1 400 тенге. На глаз жирность не сильная, средняя, "қазы" у них около "бармақ", не больше, но это нормально и допустимо, потому что это тай, а не құнан или старше возраста лошадь, у которых брюшной жир "қазы" бывает от 2 елі до 4 елі (пальцев). Сегодня с утра уже завалили, а значит к обеду будет құрдақ из свеженины. Если у вас нет қасапшы (забойщика), то парни на месте могут вам зарезать за 5 000 тенге, но с условием, что только "бұзып береді", то есть разделят тушу на 6 частей, а "мүшелеу" по казахским правилам на части вы будете уже сами. Зря Arсен и Almaty отказались от моего предложения приобрести настоящий жирный согым. Специально для форума Евразика (внутри сарая ихи еще около дюжины, үйір): 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 22 декабря, 2017 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2017 27 минут назад, АксКерБорж сказал: Ата-бабалар это название со стороны при упоминаниях дальних предков, а не обращение к живому человеку. Ата - это обращение к отцу отца, т.е. к дедушке. Баба - это обращение к отцу или старшим братьям дедушки. Это соседние с нами казахские районы и аулы Омской области. Чуть не забыл, у нас в некоторых семьях на отца еще говорят "әтәй". Я смотрю вы у нас сильно умный. Для рассуждения такого порядка и чтобы называть собеседников и соотечественников отбросами вам в первую очередь надо хорошо владеть родным языком, в чем я сильно сомневаюсь. Кто вы, откуда и из какого рода никому неизвестно. Да, я могу похвастать, что как хорошо знающий свой родной язык считаю, что обращение к отцу "әке" также грубо, как и обращение к матери "шеше". баба у нас именно как прадед идет , старше поколением деда аке , шеше у нас напрямую необращаются дети к родителям , по краинеи мере я такое не слышал и все же у нас мясо дешевле днеи 10 назад , брали складчинои на 4 , лощадь за 300штук , выход 260кг мяса . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться