birqazaq Опубликовано 19 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 19 ноября, 2016 On 11/12/2016 at 1:17 AM, Жасур Тилевбергенов said: По народному преданию, в далеком прошлом жил некий Теляубаба, от которо го осталось семь сыновей — Тупар, Ажахмет-Кара куйли, Баджика, Карасийрак, Чиликчи. Джапалак и Чилкар. От них и берут свое начало роды племени теляу.Сам Теляу-баба умер в борьбе с калмыцкими дружинами,был похоронен с почестями в районе Актобе или Кызыл-Урдо.Тогда все его сыновья вместе со своими дворами ушли на речку Ахангаран к ущелью Кандыр Даванъ.По преданию после смерти Теляу бабы, сын Чылкар плакал,, да так сильно что сам Тенгри превратил из его слёз огромное ОЗЕРО. Сам Телеу жил гораздо раньше чем войны с джунгарами и перекочевка кураминцев к Ахангарану. Но отсылки на имя Телеу-баба действительно существуют. Думаю что речь идет о каком-то из известных батыров рода телеу, возможно Тайлак или Дербис батыр. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Жасур Тилевбергенов Опубликовано 22 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 22 ноября, 2016 В Saturday, November 19, 2016 в 13:34, birqazaq сказал: Сам Телеу жил гораздо раньше чем войны с джунгарами и перекочевка кураминцев к Ахангарану. Но отсылки на имя Телеу-баба действительно существуют. Думаю что речь идет о каком-то из известных батыров рода телеу, возможно Тайлак или Дербис батыр. Вот ещё: Селение Такмак расположено у подножья юго-западной части Кураминского хребта в одноимённом саю Такмак ,,у выхода в степь Дальверзин приблизительная дата основания 1825-1829гг. Название села по одним данным восходит к общетюркскому "тахмок" имеющее несколько смыслов:"среднее между кочевьем и оседлости от слова "надевать" "место побоищ-чаще не спокойное место" по словам же некоторых жителей данного села название восходит к одному из имён сородичей. Изначально небольшое село - аул из нескольких кочевий подразделения Каракойлы(Каракойлы род казахского племени Дулат,и Шомекты, после 1733г в составе курамы) ставка которых распологалась в с.Каракойлы окрестности г.Пскент и г, Бука Ташкентский(кураминский) уезд.Позднее рядом с кибитками каракуйлинцев возникли кочевки рода Карасирак.Ведущий начало из рода Ногайлы. Позже всех в низовьях кочевий Карасирак возникли небольшие аулы родов Ыста и Бишкал. Жители аула занимались скотоводством и выращиванием джугары.Излюблеными блюдами были мучные изделия "жупка","гылменды". Духовный наставник ("ПИР")полукочевых кураминцев рода Карасирак находился в Коканде.Большее влияние на кураминцев оказывал суфизм. Так один из информаторов из села Такмак Абдумуталиб Сайибназаров (кураминец 1914 г.р) являлся сыном "Кори"(чтецом Корана),отец его учился в Бухаре.К середине 19 века селение Такмак было сосредоточием богословской культуры на всей территорий кураминских кочевий..В селе распологалась духовная школа готовившая мусульманских служителей из числа курамы. Рядом с аулом было расположено родовое кладбище Карасираков.На нём хоронили своих сородичей Карасираков со всей округе юго-западной Курамы.Даже если кочевья карасираков распологалась в далеке от Такмака (30-40 км). Родовое кладбище рода Каракойлы было в окрестностях села Чал-Ата. По мнению многих жителей некоторые их предки погребены в с.Караул кишлака Коракуйли (Пскент'-Бука). Захоронения Чал-Ата и Коракуйли-Ата считались у такмакцев "аулие"("святейшие"). В начале 20 столетия в некоторых семьях полукочевников карасираков, брали невесток из кыргызского села.Эйри Ходжентского уезда.и из с.Ашамайлы г.Буки. Однако по словам информаторов,ещё в начале 19 века,многие полукочевые семья брали невесток из кочевых подразделений Жас-Табын,Ай-Мауыт,и Шапырашты. По словам информатора из селения Чал-Ата,, Шомекея Абиз-улы чалатинцы укрепляли семейно-брачные узы только в узком кругу :Караул-Чал-Ата-Каракойлы-Такмак. В некоторых семьях к 1930м годам представители подразделения Карасирак укрепляли семейно-брачные союзы с селением Такали. Согласно источникам,, как и все остальные скотоводы курамы, такмакцы выгоняли скот в Янтак, где с конца 18века распологались сарайи где курама, кипчаки, юзы занимались продажей кузнечных изделий, пряжи, скотины, плодовых и зерновых культур. По состоянию на 1921 год,с.Такмак насчитывало 112 хозяйств,125 кибиток.За жителями было закреплено 18 жайлау(летних кочёвок). К осени 1921 года в с.Такмак функционировала небольшая кузничная мастерская,,2 мукомольных помещения,мечеть,родовой мазар "Карасирак". А по другим пока не подтверждённым источникам первым родовым местом погребения считалась возвышенность Кара-чоку. Стаья: Д.Рахман-угли. Источники: "О родо-племеном составе кураминцев, жителей Ташкентского уезда" Т.Файзиев. "Население Ферг.долины конца 19 нач.20вв" С.С.Губаева,(гений 20 и 21 вв духовный вдохновитель кураминцев и наставница кураминских этнографов). "Кочевая степь" Б.Х.Кармышева(гений 20 века) "Материалы по районированию Ташкентского и Ходжентского уездов 1925-56гг."Ташкент. "Сборник записей по дореволюционных и советских этнографов о народе Курама".Р.Р.Нарзуллаев. "О народе кураминском" С.К.Ельшибаев/ К.Жукова. Информаторы:Абдумуталиб Сайибназаров 1914 г.р;Шомекей Абыз-улы,1895 г.р. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurali Опубликовано 28 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 28 апреля, 2017 В 16.05.2003 в 10:01, Гость Rust сказал: кербуши, шахрухия, бука, мураталы, керейт, байсу, каракытай, калайбар, пангаз. + джагалбайли, балгали, аджина, - большую часть родов видать не помнят, а может гдето и помнят Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 24 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2020 Интересно было бы генетические анализы Кураминцев сделать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 25 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2020 15 часов назад, asan-kaygy сказал: Интересно было бы генетические анализы Кураминцев сделать я сам в тех краях не бывал, но родители рассказывали про кураминцев. я летом планирую (если все стабилизируется) съездить в РУ, если у вас будут свободные комплекты могу там встретить и отвезти к ним. другое дело дадут ли вам отобрать пробы и вывезти 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2020 Только что, кылышбай сказал: я сам в тех краях не бывал, но родители рассказывали про кураминцев. я летом планирую (если все стабилизируется) съездить в РУ, если у вас будут свободные комплекты могу там встретить и отвезти к ним. другое дело дадут ли вам отобрать пробы и вывезти Это какие населенные пункты где они живут? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 25 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2020 2 часа назад, кылышбай сказал: я сам в тех краях не бывал, но родители рассказывали про кураминцев. я летом планирую (если все стабилизируется) съездить в РУ, если у вас будут свободные комплекты могу там встретить и отвезти к ним. другое дело дадут ли вам отобрать пробы и вывезти Смотрите как не замели бы на фоне паранойи по вирусу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 25 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2020 8 часов назад, asan-kaygy сказал: Это какие населенные пункты где они живут? могу лишь предположить что больше всего их в Ахангаранском районе. там же знаменитый поселок Телов. как раз вдоль р. Ангрен, за которым находится хребет, который назван по их этнониму - Кураминский, закрывающий Ферганскую долину 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 25 марта, 2020 25 минут назад, кылышбай сказал: могу лишь предположить что больше всего их в Ахангаранском районе. там же знаменитый поселок Телов. как раз вдоль р. Ангрен, за которым находится хребет, который назван по их этнониму - Кураминский, закрывающий Ферганскую долину Рахмет!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KURAMINSKY Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 (изменено) Кураминцы живут как в Узбекистане, так и в Таджикистане, в частности северные районы от Сырдарьи Согдийской (Ленинабадской) области все Кураминцы. Они себя относят к узбекскому этносу. При этом о своем происхождении, о своих предках не забывают. Изменено 26 августа, 2020 пользователем KURAMINSKY Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 10 часов назад, KURAMINSKY сказал: Кураминцы живут как в Узбекистане, так и в Таджикистане, в частности северные районы от Сырдарьи Согдийской (Ленинабадской) области все Кураминцы. Они себя относят к узбекскому этносу. При этом о своем происхождении, о своих предках не забывают. Вы видимо кураминец. Из какого рода, с какого района? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Olzhas Bazarbayev Опубликовано 26 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 26 августа, 2020 48 минут назад, кылышбай сказал: Вы видимо кураминец. Из какого рода, с какого района? 11 часов назад, KURAMINSKY сказал: Кураминцы живут как в Узбекистане, так и в Таджикистане, в частности северные районы от Сырдарьи Согдийской (Ленинабадской) области все Кураминцы. Они себя относят к узбекскому этносу. При этом о своем происхождении, о своих предках не забывают. У нас в ауле жили семья кураминцев, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KURAMINSKY Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 26.08.2020 в 20:08, кылышбай сказал: Вы видимо кураминец. Из какого рода, с какого района? Ассалам алейкум. Да, действительно я кураминец. Мои предки рассказывали, что мы являемся выходцами из рода Каракуйли, который входил в состав старшего жуза (так или нет, точно не знаю). Только в каком поколении это было, не могу сказать, но я знаю своих предков, 7 отцов и более по именам. Я отношусь, если по современному, к народу из г.Табошар (это Согдийская (Ленинабадская) область Таджикистан), где предки живут очень давно. Со слов моего отца и его братьев знаю, что предки в эту местность переехали тогда, когда не занятых пастбищных зон, требующих пасти большие стада в округе Ташкента и Алмалыка не оказалось. Обосновавшись за перевалом в безлюдном месте (в Тауошаре-Тавошар-Табошар), пустили корни. Это потом в дальнейшем стали дробить народы, делить территории, переписывать истории и в итоге как есть сейчас так и есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KURAMINSKY Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 26.08.2020 в 20:58, Olzhas Bazarbayev сказал: У нас в ауле жили семья кураминцев, За кураминцев, жителей Узбекистана не могу много сказать, но кураминцы Таджикистана,в частности Табошарцы разбрелись по всему свету, и это конечно не от хорошей жизни. Кураминцев в настоящее время очень много в России, в Казахстане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KURAMINSKY Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 24.03.2020 в 19:49, asan-kaygy сказал: Интересно было бы генетические анализы Кураминцев сделать Зачем вам их генетический анализ. И так понятно, что это родственные к казахам кочевые узбеки, то есть тюркские народы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 16 минут назад, KURAMINSKY сказал: Зачем вам их генетический анализ. И так понятно, что это родственные к казахам кочевые узбеки, то есть тюркские народы. То, что мы родня и так ясно. Вопрос о родстве внутри, между разными родами возможно имеющими общих предков. Мы сейчас в паспортах казахи, узбеки, кыргызы, ногайцы и т.д., а по роду-племени можем оказаться близкой родней. Например, сейчас актуален поиск генетических алчинов среди узбеков и ногайцев, аргынов среди узбеков и т.д. Дело не в любопытстве. С помощью генетических реконструкции можно ответить на многие исторические вопросы. Хотя кураминцы, мне лично, не так интересны как уйсуны. Если ваши предки говорили что вы каракулинец и из Старшего жуза то скорее всего вы из Дулатов-Сикымов. Довольно многочисленный род. Видимо во время Актабана несколько аулов или семей дулатов осталось у Ангрена и вы их потомки. Если сделаете тестирование то высока вероятность что у вас старкластер и что вы потомок монгольских завоевателей, пришедших вместе с армией Чингисхана Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KURAMINSKY Опубликовано 28 августа, 2020 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2020 7 минут назад, кылышбай сказал: То, что мы родня и так ясно. Вопрос о родстве внутри, между разными родами возможно имеющими общих предков. Мы сейчас в паспортах казахи, узбеки, кыргызы, ногайцы и т.д., а по роду-племени можем оказаться близкой родней. Например, сейчас актуален поиск генетических алчинов среди узбеков и ногайцев, аргынов среди узбеков и т.д. Дело не в любопытстве. С помощью генетических реконструкции можно ответить на многие исторические вопросы. Хотя кураминцы, мне лично, не так интересны как уйсуны. Если ваши предки говорили что вы каракулинец и из Старшего жуза то скорее всего вы из Дулатов-Сикымов. Довольно многочисленный род. Видимо во время Актабана несколько аулов или семей дулатов осталось у Ангрена и вы их потомки. Если сделаете тестирование то высока вероятность что у вас старкластер и что вы потомок монгольских завоевателей, пришедших вместе с армией Чингисхана Довольно интересно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 15 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 15 января, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 15 января, 2021 Поделиться Опубликовано 15 января, 2021 Эта же статья из Академии https://www.academia.edu/44901294/Файзиев_Т_О_родоплеменном_составе_узбеков_кураминцев_конца_XIX_начала_XX_века_Общественные_науки_в_Узбекистане_1963_11_Мирхасилов_С_Файзиев_Т_Национально_государственное_размежевание_Средней_Азии_Советская_этнография_1964_6 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 6 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2021 Очень интересно, что у кураминских родов Ферганской долины сохранилась традиция соблюдения старшинства среди их родов и племен, когда старшим родом у курама считался джалаир, что говорит о казахском происхождении традиции как и самой группы курама (Губаева, 1991:40). Известно, что в Старшем жузе казахов самым почетным считается род жалаир (Тынышпаев, 1990:57). 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2021 5 минут назад, Tama сказал: Очень интересно, что у кураминских родов Ферганской долины сохранилась традиция соблюдения старшинства среди их родов и племен, когда старшим родом у курама считался джалаир, что говорит о казахском происхождении традиции как и самой группы курама (Губаева, 1991:40). Известно, что в Старшем жузе казахов самым почетным считается род жалаир (Тынышпаев, 1990:57). Емнип Гродеков писал, про традицию "нокта агасы", т.е. почетность джалаиров у казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 6 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2021 15 минут назад, Tama сказал: Очень интересно, что у кураминских родов Ферганской долины сохранилась традиция соблюдения старшинства среди их родов и племен, когда старшим родом у курама считался джалаир, что говорит о казахском происхождении традиции как и самой группы курама (Губаева, 1991:40). Известно, что в Старшем жузе казахов самым почетным считается род жалаир (Тынышпаев, 1990:57). Н.И. Гродеков "Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области". Ташкент, 1889 г.: "... Род джалаир считается ныне старшим из Великой Орды. На пирах, при подаче кушаньев, спрашивают, есть ли на лицо старший из родов Джалаир? (Нухта - агасы Джалаир барма?), для того, чтобы поднести ему первому. На свадьбах начинают пение Джалаиры". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 6 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2021 31 минуту назад, Zake сказал: Емнип Гродеков писал, про традицию "нокта агасы", т.е. почетность джалаиров у казахов. Впервые об этом писал наш первый историк Кадыргали би Косым улы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2021 Узбеки-курама (в прошлом и настоящем) Т Файзиев - Автореферат дис-сертации. Ташкент, 1963 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 6 марта, 2021 http://libweb.kpfu.ru/publication/papers/east-west2017/vzlk2017-40-43.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться