Jump to content

Recommended Posts

Если что это просто реставрация "якобы" существовавшего письменного варианта "Джети жаргы". Это просто заказ от государства. Настоящий "Джети жаргы" было судебным институтом, где сидели 7-8 биев и рассматривали дела.large.318570166_662949835206174_1415727125232148578_n.jpg.8db4463b81df9cfcd938b3091bef62fd.jpg

Link to comment
Share on other sites

В 09.10.2022 в 16:16, Zake сказал:

Пишут о тюркской этимологии термина и заимствованиях в монг. языки

https://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2fturcet&text_number=275&root=config

Turkic etymology :

Search within this database

Proto-Turkic: *jạr-
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 order 2 announcement, call 3 judge 4 law, justice
Russian meaning: 1 приказ 2 объявление, клич 3 судья 4 закон, правосудие
Old Turkic: jar-lɨɣ 1,2 (OUygh.), jarɣan 3
Karakhanid: jar-lɨɣ 1,2 (MK)
Turkish: jar, ǯar 2 (dial.)
Tatar: jar 2, jarlɨq 1
Middle Turkic: jar 2 (Abush.), jar-lɨɣ 1,2 (Abush., Pav. C.)
Uzbek: jarɣu 4, dial. ǯar 2
Uighur: ǯar 2
Azerbaidzhan: ǯar 2 (dial.)
Turkmen: jarlɨq 1, dial. ǯar 2
Oyrat: d́ar 2
Chuvash: śɨrlъx 1
Tuva: čar 2
Kirghiz: ǯar 2
Kazakh: žar 2
Karakalpak: žar 2
Comments: VEWT 188-9, EDT 966-7, ЭСТЯ 4, 18-20 (one can hardly agree with Clauson that jarlɨɣ is a loan from an unknown source). Mong. loans from Turk. are widely spread: Mong. ǯar 'announcement', ǯarqu, ǯarɣu 'judgement, court', ǯarliq 'order', ǯarɣuči 'judge' (see TMN 1, 278, 4, 58-66, 157, Щербак 1997, 123).

 

Записки и письма капитана Н. М. Изразцова

История Казахстана в документах и материалах: Альманах. 
Вып. 1. Алматы: «Издательство LEM», 2011. – 436 с. 

(Стр 241)

"        Охранительные обычаи
Нарушение права ведет за собой имущественную ответственность в виде штрафа, аипа. Например, обида словом, действием наказывается аипом в пользу обиженного и т. п. Одни ли бии могут, по обычаю, разбирать дела? Нет. По обычаю всякий, к кому бы стороны ни обратились, становится
судьей и разбирает дела. В доброе старое время стороны чаще обращались к посторонним, чем к бию, которых у киргизов южного участка и не было. Обращались же киргизы к тем, кто был
известен за хорошего, честного человека и кому они доверяли. Этот выслушивал их, свидетелей, вообще старался уяснить себе дело, уговаривал, примирял стороны или назначал очистительную присягу, или, если свидетельские [показания] надежны и достаточны, приговаривал ответчика к уплате. До нас киргизы
не знали книг и процедура решений была такова: решавший дело давал сторонам в руки прут и по окончании разбора разрубал его пополам. Это значило, что дело кончено
..."

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, Zake сказал:

До нас киргизы
не знали книг и процедура решений была такова: решавший дело давал сторонам в руки прут и по окончании разбора разрубал его пополам. Это значило, что дело кончено

@Zake странно, что во всех других этнографических документах касательно обычного право об этом ни слова. Даже упоминания термина "джаргы". 

Link to comment
Share on other sites

В 04.04.2024 в 22:07, Bir bala сказал:

@Zake странно, что во всех других этнографических документах касательно обычного право об этом ни слова. Даже упоминания термина "джаргы". 

Нет ничего странного. Вам надо признать, что ваш оппонент ув @АксКерБорж, будучи юристом,  "попал в самое яблочко" с "разрубанием пополам" https://eurasica.ru/forums/topic/6291-разговорный-язык-чингизхана-и-его-окружения-не-язык-делопроизводства/?do=findComment&comment=435722

Link to comment
Share on other sites

@Zake ну найдите такое же объяснение к джаргы 14 века в Ильханате. Там ни слова про разрубание. Тем более в вашем документе, которую скинули вообще не объясняется имеет оно отношение к джаргы или нет. Просто некоторые казахи какое то дело решили через разрыв прута на две части. 

Link to comment
Share on other sites

В 07.04.2024 в 20:21, Bir bala сказал:

@Zake ну найдите такое же объяснение к джаргы 14 века в Ильханате. Там ни слова про разрубание. Тем более в вашем документе, которую скинули вообще не объясняется имеет оно отношение к джаргы или нет. Просто некоторые казахи какое то дело решили через разрыв прута на две части. 

 Я привел данные И.М.Изразцова о правовой культуре казахов. Можете прочитать Маковецкого П и других авторов. Вам нужно больше читать.

У казахов разрешение спора РИТУАЛЬНО обозначалось как разрыв прута или напр.  разрывали ала жіп и т.д., т.е. всеми этими НЕПИСАНЫМИ ритуалами, способами, обычаями показывалось, что "разрубился" тот самый "гордиевый узел" спора, о чем и писал ув Акб.

(Впрочем я не думаю, что вы в состоянии всё это понять. Если даже и поймете, то все равно будете упираться до конца. Я думаю, что эта информация будет интересна читателям форума.)

Link to comment
Share on other sites

Маковецкий П.Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов. Материальное право. Публикация 1888 года

На стр. 72 описывается обряд "ала аркан кесу", когда после уплаты куна (штрафа) разрезалась/разрывалась пестрая веревка, чем символизировалось разрешение спора и прекращение вражды.

Link to comment
Share on other sites

Маковецкий П.Е. Материалы для изучения юридических обычаев киргизов. Материальное право. Публикация 1888 года

На стр 61. пишется, что если путника не накормили, не напоили и т.д. то на нерадивых хозяев при жалобе оскорбленного путника бии накладывали штраф "ат-чапан", т.е. лошадь и халат (могли увеличить или уменьшить штраф в зависимости от обстоятельств). Поэтому путники, как писал Маковецкий П., могли запастись ничтожным количеством курта и айрана (за исключением совершенно безлюдных мест).

Link to comment
Share on other sites

Т.е. гостеприимство казахов - это было обязательством,  следствием работы неписаного закона (әдет), нерадивое исполнение (либо неисполнение) которого каралось конкретными штрафами и позором, а не потому что казахи были природными "душками". В общем, неписаные, "изустные" законы-адат (әдет) работали.

Link to comment
Share on other sites

@Zake речь идёт о судебном институте джаргы, а не обычном праве казахов, где би словесно мог вынести приговор. Я уже сказал что в ваших аргументах нету связи между джаргы и разрубанием прута. В ваших ссылках даже нету термина для этого самого обряда. Где там Термины кесу, үзу, жару? 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

@Zake когда найдёте адекватный аргумент, тогда и пишите. Зачем мне левые вещи не относящиеся к теме. 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Zake сказал:

О беспристрастном судье казахи говорили: "Қара қылды қақ жарған" - "Рассекающий пополам (конский) волос"

http://kaz.slovopedia.com/197/53914/2225838.html

Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.    

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

В 07.04.2024 в 18:49, Zake сказал:

Т.е. гостеприимство казахов - это было обязательством,  следствием работы неписаного закона (әдет), нерадивое исполнение (либо неисполнение) которого каралось конкретными штрафами и позором, а не потому что казахи были природными "душками". В общем, неписаные, "изустные" законы-адат (әдет) работали.

Казахи были природными «душками» и всё ещё ими остаются по инерции. Пока. Причина в природе и образе жизни предков, расписывать не буду. Чем ближе к природе тем люди лучше и гостеприимнее, но с соответствующими минусами конечно. Быт определяет сознание, к последнему и относятся традиции и законы. Со временем с урбанизацией произойдут изменения, но все же мы будем погостеприимнее других( не буду указывать на север, запад и восток) и щедрее дастарханом – всё по той же инерции.

В начале 70х прошлого века наша семья переехала в районный центр. Жили около 40 национальностей, но казахов было мало мы были единственной семьей на всей улице. На пересечении нескольких улиц был большой инкубатор, где был ажиотаж с весны до середины лета. Очередь была с раннего утра до глубокой ночи. Приезжали и казахи с дальних аулов. С транспортом, тем более личным, было тяжело в те времена. С коробками цыплят, утят и прочих или без , но с номерком очереди кто-то не мог добраться до аула. Спрашивали у прохожих где дом казахов, указывали на наш дом. По закону гостеприимства  наша летняя кухня на этот период становилась гостиницей причём бесплатной. Если успевали к ужину, то и гости садились за общий стол, сопровождавшийся долгими беседами про откуда и ру. Если нет , то заварка сахар и хлеб прилагались. Как то мать пожаловалась отцу: может не стоит пускать всех подряд уже, ибо иногда после некоторых исчезает  весь чай и сахар, даже пиалки. На что отец жёстко: тебе что чая не хватает или сахара, так я тебе куплю коробками и мешками, больше такое мне не говори, если не хочешь опозорить меня на весь район.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Momyn сказал:

Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.    

Ода скрупулезной точности и справедливости судейских решений. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

@АксКерБоржчто вы думаете по поводу Абақ Керей ережесі (сборник законов, адатов)

https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Абақ_Керей_Ережесі

Почему из множества казахских племен именно  Абақ Керей посчитали необходимым  письменно зафиксировать "изустные законы?" Есть ли в этом какой то посыл?

Link to comment
Share on other sites

@Zake Ни ссылки на работу Каржаубайулы нет, ни на издание якобы найденного на уйгурице рукописи тоже нет. Какая то лажа из энциклопедии, да еще из Монголии якобы найден. Пока ссылки не будет хотя бы на одной из двух источников, которые я упомянул, буду считать это фальсификацией.

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake Ни ссылки на работу Каржаубайулы нет, ни на издание якобы найденного на уйгурице рукописи тоже нет. Какая то лажа из энциклопедии, да еще из Монголии якобы найден. Пока ссылки не будет хотя бы на одной из двух источников, которые я упомянул, буду считать это фальсификацией.

В этом конкретном вопросе ваше мнение вообще меня не интересует.

Link to comment
Share on other sites

@Zake В этой теме как раз я правильно трактую, что Жети жаргы не был законодательным актом, а судебным органом, каким он и был в Ильханате, в ЗО, даже у самих ойратов с калмыками вплоть до поглощения РИ. А тут вы с какими то не доказанными источниками пихаете в этот раздел. Можете открыть отдельный форум с темой "Абак-керей", так как оно не имеет вообще отношения к Жети жаргы. Прошу удалить свой оффтоп из данного раздела.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

7 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake В этой теме как раз я правильно трактую, что Жети жаргы не был законодательным актом, а судебным органом, каким он и был в Ильханате, в ЗО, даже у самих ойратов с калмыками вплоть до поглощения РИ. А тут вы с какими то не доказанными источниками пихаете в этот раздел. Можете открыть отдельный форум с темой "Абак-керей", так как оно не имеет вообще отношения к Жети жаргы. Прошу удалить свой оффтоп из данного раздела.

Жети жаргы - это Джете (Джату) Жаргы, т.е. "великие законы" Степи. Законы/адаты Абак Керей не могли быть выдуманы ими самими внезапно. Но такие вещи вы понять не в состоянии, поэтому вам  лучше строчить жалобы в соответствующем разделе.

Link to comment
Share on other sites

@Zake Забавно от вас это слышать. Практический по всей империи Чингизхана "Жаргы" был судебным органом, и только у  казахов оно якобы стало законодательным актом. Чепухи не несите и удаляйте свое "Абак керей" ережеси, вы вводите людей в заблуждение источником, у которой нет ссылок.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Забавно от вас это слышать. Практический по всей империи Чингизхана "Жаргы" был судебным органом, и только у  казахов оно якобы стало законодательным актом. Чепухи не несите и удаляйте свое "Абак керей" ережеси, вы вводите людей в заблуждение источником, у которой нет ссылок.

Забавно то, что вы еще не осознали степень своей неосведомленности. Жарғы с казахского переводится и как законы, а также как напр. пила, т.е. то что распиливает, разрывает "гордиев узел" спора и т.д. Я вам дал же казахские судебные ритуалы, как по итогам судебного разбирательства разрывались пополам пруты или арканы. Казахи - это  потомки средн. монголов и пытаться игнорировать их правовую культуру недопустимо. Наверное, понятно, почему судебный орган у средн. монголов назывался "жарғы"?

Link to comment
Share on other sites

@Zake Вау! Я не знал, что скинуть рандомное выражение "как жарган" не относящееся конкретно к жаргы теперь является аргументом. Вы ни разу не скинули из этнографических документов, где конкретно термин жаргы употребляется самими казахами при вынесении судебных тяжб. Следовательно вы не доказали, что до Тауке хана или хотя бы после него бии занимались жети жаргы. А теперь слушайте внимательно, пока вы себя не опозорили еще больше. Яргу переводится, как суд, а не закон. Яргучи - судья. Прочитайте хотя бы Рашид Ад Дина. Во вторых, казахи не только потомки ср.монголов,но и ср.тюркоязычных племен. И я ни разу не опровергали чью то культуру. Я опровергаю ваше глупую версию.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...