Степняк Опубликовано 1 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2010 Асеке спорить не могу так как отношусь к шалаказак. Я думал что слова которые приходят в казахский из других языков пишутся по правилам русского языка.К примеру как будет в казахской орфографии слова:Цирк,революция,фонарь,футбол.Произносятся то они как сирк,револютсиа,панар,путбол.Из Вашего списка приведенных слов в моем Курмангазинском районе более половины употребляется именно в том значении который Вы привязываете к северо-востоку.Более того эти различия в значении слов могут быть в пределах одной области. К примеру у нас говорят пшен,уожау,а в Макате шоп,бакраш одна Атырауская область. У-ух, это совсем разные слова. Ожау-это уполовник для супа. Бакыраш (Бакыр-бадья)- это ковш для питья воды. Пiшен- это буквально злак (растение), а вот шоп- это вообще любая трава, А насчет буквы В, так по моему такой буквы в чистом казахском языке просто нет (некоторые английские слова казахи говорят как англичане, допустим имена и фамилий Уашингтон, Уилиямс, Уотсон). Да, еще хотел заметить в казахской орфографии: поезд-пойыз, станция-станса, Япония-Жапония Ливия-Либия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
KANAT Опубликовано 2 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2010 У-ух, это совсем разные слова. Ожау-это уполовник для супа. Бакыраш (Бакыр-бадья)- это ковш для питья воды. Пiшен- это буквально злак (растение), а вот шоп- это вообще любая трава, А насчет буквы В, так по моему такой буквы в чистом казахском языке просто нет (некоторые английские слова казахи говорят как англичане, допустим имена и фамилий Уашингтон, Уилиямс, Уотсон). Да, еще хотел заметить в казахской орфографии: поезд-пойыз, станция-станса, Япония-Жапония Ливия-Либия. пшен-шоп-сено ожау-бакраш-ковш уак-усак-майда-мелочь. шалбар-сым-брюки. В каждой местности используется один из этих слов,и не бывает чтобы в ходу были все. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Насчет 6 слышу впервые тем более киргизский, карапалкакский, ногайский эли управлялись не чингизидами. Представителей Жетыру в современности среди башкир даже больше чем среди казахов крепость Оренбург был основан в 1745г.Будущий Улы Жуз вообще в 17веке являлся поддаными Жунгарского ханства.Вы же историки тут собрались пожайлуста подтвердите,или опровергните мою теорию 6 алашей не миф, а историческая реальность. Нужно учитывать, что на территории от Байкала до Дуная периодически видоизменялись союзы родов и племен. Так в Дешт-и-кыпчак с 5 века почти полностью входила Русь, вернее княжества, Север Кавказа, и это была самая крупная и долгоживущая империя мира. Золотая Орда просушествовала как все империи около 300 лет. К моменту ее распада новые союзы перманентно изменяли как свою территорию, так и состав. Неудивительно, что 6 алашей=жузов, говорящих почти на одном языке (единственно кыргызский отличается от остальных), попытался объединиться, но центробежные силы, возникшие в 15 веке, разорвали и этот союз. Жетыру, мне кажется, как и жузы больше политическое обособление этих семи родов. А говорить, что у вас, Канат, теория, слишком смело. Лучше скажем - гипотеза. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kaztughan Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Жузовое деление появилось гораздо позднее самих казахов. Вначале было 6 жузов=алаш: три известных, киргизский, карапалкакский, ногайский. Со временем последние три отделились, остались три. Жузы - больше административное деление, чем родовое. А слово жуз - не сотня! Об этом я отдельно напишу. Таким образом, производить роды от жуза - притягивание за уши! Вряд ли вначале было шесть жузов. История возникновения жузов, остается предметом споров. Так как происхождение жузов, и принцип этого деления неясен и нерешен. И вряд ли когда нибудь решится. добавлю такие данные: Улы жуздын нокта агасы - Жалайыр. Киши жуздын нокта агасы - Табын. А вот средний жуз, Аргын, нокта агасы -Таракты Найман, нокта агасы -Терстамглы Кыпшак, нокта агасы -Бултын Нокта агасы племен Конырат, Уак и Керей мне не известны. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kaztughan Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Алаш это Легенда. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Асеке спорить не могу так как отношусь к шалаказак. Я думал что слова которые приходят в казахский из других языков пишутся по правилам русского языка.К примеру как будет в казахской орфографии слова:Цирк,революция,фонарь,футбол.Произносятся то они как сирк,револютсиа,панар,путбол.Из Вашего списка приведенных слов в моем Курмангазинском районе более половины употребляется именно в том значении который Вы привязываете к северо-востоку.Более того эти различия в значении слов могут быть в пределах одной области. К примеру у нас говорят пшен,уожау,а в Макате шоп,бакраш одна Атырауская область. Казах, плохо владеющий русским, русские слова и другие заимствования из европейских, будет произносить "по-казахски", т.е. примерно так: ауто (авто), сірк (цирк), леболюс (революция), панар (фонарь), пұтбыл (футбол! и т.д. в таком духе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Вряд ли вначале было шесть жузов. История возникновения жузов, остается предметом споров. Так как происхождение жузов, и принцип этого деления неясен и нерешен. И вряд ли когда нибудь решится. добавлю такие данные: Улы жуздын нокта агасы - Жалайыр. Киши жуздын нокта агасы - Табын. А вот средний жуз, Аргын, нокта агасы -Таракты Найман, нокта агасы -Терстамглы Кыпшак, нокта агасы -Бултын Нокта агасы племен Конырат, Уак и Керей мне не известны. Уважаемый Қазтуған, в Ваших словах интересен тот факт, что ноқта ағасы (по современному "заместители" төре или чингизидов ): Ұлы жүз - Жалайыр (тарақ таңба - с тамгой гребень) Орта жүз - Тарақты (само название говорит за себя, тарақ таңба - с тамгой гребень) Кіші жүз - Табын (один из вариантов тамги - тарақ таңба) Для меня это следующий вывод, что төре (чингизиды) и все роды с тамгой тарақ родственны в дальних предках, первые возвысились среди своих, вторые их замещают в нужных случаях, такова древняя степная традиция. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Все верно они пользуются алфавитом Ахмета Байтурсынова где 27 букв,а в Казахстане 9 казахских и плюс вся кириллица 33буквы итого 42.В итоге мы пишем и произносим слова по правилам русского языка. Сравним казахи Китая и Казахстана ауто(awto)-авто,уагон(wagon)-вагон,Уали(Wali)-Вали,Алиа-Алия,Аигүл-Аигуль,Аигуля,Джанжан-Янцзы,Шынджан-Синьцзян,Ұрымжы-Урумчи,Мажарстан-Венгрия. В разных языковых группах (алтайская, среди них кыпчакская, славянская, романская и т.д.) есть переходы: "у"-"в", "ф"-п", "б"-"м",- есть шипящие и свистящие, акающие и окающие, с жестким (грубым) и мягким произношением. Казахский (кыпчакский), русский, немецкий можно отнести к грубым языкам, булгарский (казанские татары), французский - к мягким. В любом языке есть диалекты. Важным является алфавит, котрый существенно влияет на фонетику. Кроме того, давно уже пора выработать стандарт языка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 Вряд ли вначале было шесть жузов. История возникновения жузов, остается предметом споров. Так как происхождение жузов, и принцип этого деления неясен и нерешен. И вряд ли когда нибудь решится. Ну почему же? Все вопросы когда-нибудь разрешаются: или нахождением доказательства, или соглашением. А отрицать 6 жузов, идти против известных фактов по типу: не знаю, не читал, не верю... Много лет назад я уже высказывал происхождение жузов. Немного разгружусь, и выложу отдельной темой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 3 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2010 пшен-шоп-сено ожау-бакраш-ковш уак-усак-майда-мелочь. шалбар-сым-брюки. В каждой местности используется один из этих слов,и не бывает чтобы в ходу были все. Южнеы диалекты в последние 20 лет внесли в литературный казахский язык немало неологизмов с сопредельных государств. Так появились слова: майда-үсақ-уақ, мәрте-рет. Эти слова режут мне слух, особенно слово право - құқық-хұқық или как там оно пишется. Есть фонетические и терминологические более правильные слова: хак, дұпысғ оң. Поэтому я и говлрю о необходимости реформы казахского языка, приведении к нормальному сочетанию граматики, фонетики и пр. Конечно, трудно ожидать, что диалекты исчезнут, но литературный язык очистится от баласта! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2010 Южнеы диалекты в последние 20 лет внесли в литературный казахский язык немало неологизмов с сопредельных государств. Так появились слова: майда-үсақ-уақ, мәрте-рет. Эти слова режут мне слух, особенно слово право - құқық-хұқық или как там оно пишется. Есть фонетические и терминологические более правильные слова: хак, дұпысғ оң. Поэтому я и говлрю о необходимости реформы казахского языка, приведении к нормальному сочетанию граматики, фонетики и пр. Конечно, трудно ожидать, что диалекты исчезнут, но литературный язык очистится от баласта! Совершенно с Вами согласен, уважаемый АрстанОмар. Поясните пожалуйста приведенное Вами слово дұпысғ оң, я не понял его. Мое мнение, что при желании можно возродить древнетюркскую рунику реформировав ее под казахский или под общетюркский. Никаких проблем в этом не вижу. По крайней мере это во сто крат проще иероглифов, от которых по-поему никто не собирается отказываться в будущем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 4 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2010 Поясните пожалуйста приведенное Вами слово дұпысғ оң, я не понял его. Я имел в виду дұрыс (правильный) и оң (правый, право). Ошибся при наборе . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 4 ноября, 2010 Понял. У нас елде сильно распространено оңды (хороший, хорошо), но долгое время пробыв среди других диалектов я привык к жақсы (хороший, хорошо), сейчас снова приспосабливаюсь к своим землякам. Наши вообще не употребляют жақсы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
R-9 Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Жузовое деление появилось гораздо позднее самих казахов. Вначале было 6 жузов=алаш: три известных, киргизский, карапалкакский, ногайский. Со временем последние три отделились, остались три. Жузы - больше административное деление, чем родовое. А слово жуз - не сотня! Об этом я отдельно напишу. Таким образом, производить роды от жуза - притягивание за уши! Всем привет, Я не большой знаток истории, но по-моему в состав 6 Алаш помимо 3-х жузов (Улы, Орта, Киши) входили Ногайцы, Каракалпаки и Узбеки, а не Киргизы. С уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Вместо узбеков согласно Тынышпаеву были Курама. ногайцев тоже вроде не было. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
R-9 Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Вместо узбеков согласно Тынышпаеву были Курама. ногайцев тоже вроде не было. По Тынышпаеву это каракалпаки, кыргызы и курама. Но Тынышпаев жил и творил в 19 - начала 20вв. в Южном Казахстане и потому включил в состав географических соседей. Все-таки общей истории у казахов больше с каракалпаками, ногайцами и узбеками (я имею в виду даштийских узбеков)чем с киргизами, да и языки почти одинаковые. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Вообще интересно когда первый раз фиксируется выражение алты алаш, мне кажеться только 19 век. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
R-9 Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Вполне возможно даже начало двадцатого. Пытался погуглить, но ничего заслуживающего внимания не нашел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
suetvi Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Подскажите, кто сейчас в Казахстане занимается реконструкцией казахских родов по данным эпиграфики? у меня есть довольно большой полевой материал по Челябинской области - хотелось бы сопоставить кое-какие данные да предварительные выводы.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Вместо узбеков согласно Тынышпаеву были Курама. ногайцев тоже вроде не было. Согласно казахским преданиям, политическое объединение Алты Алаш восходит ко временам Тауке хана (17 век). Эта эпоха запомнилась казахам не только Тауке ханом, но самое главное шестью биями от шести ее составных, т.к. хану удалось их все объединить: Ұлы жүз, Орта жүз, Кіші жүз, Қырғыз, Қарақалпақ, Құрама (составные из разных племен), по другим версиям вместо одного из последних трех входят ногаи. Имена шести биев не помню. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
R-9 Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Интересно, а Курама так и назывались курама в 17 веке? Были ли они единой общностью? Еще есть данные что киргизы были переселены на Тянь-Шань в 17 веке джунгарами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
R-9 Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Состав Курама по родам: 1. Катаганы 2. Дурмен-Барласы 3. Баршалыки 4. Мангитайи 5. Моголтайи 6. Коныраты 7. Кыпчаки 8. Таракты 9. Ногайлы 10. Алтай-Карпыки В 17 веке курама скорее всего еще не были субэтносом и соответственно не могли иметь единого бия представлявшего их. По родам видно что большинство курама потомки даштийских узбеков и казахов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 ноября, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2010 Интересно, а Курама так и назывались курама в 17 веке? Были ли они единой общностью? Еще есть данные что киргизы были переселены на Тянь-Шань в 17 веке джунгарами. В 17 веке джунгарами на реку Или были переселены енисейские кыргызы. В это время уже пару-тройку веков на Тянь-Шане жили кыргызы центральноазиатские. Хотя какие то группы тяньшанских кыргызов были в составе джунгаров в качестве военных соединений, Салахетдинова упоминает "киргизских сипахсаларов" в войске джунгар. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arstanomar Опубликовано 10 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 10 ноября, 2010 Не забывайте что "жүз" синоним слова "алаш". К тому же есть поговорка у казахов; ұлы жүзге таяқ беріп малға қой, орта жүзге қалам беріп дауға қой, кіші жүзге найза беріп жауға қой. Вряд ли поговорка родилась позже образования жузов. Скорее всего поговорка была притянута "за уши" к вновь разделенным родам по жузам. Если бы 6 алашей сохранились, то интересно было бы увидеть, как притягивали бы вышеуказанную поговорку. А если следовать поговорке, то старший жуз - скотники; средний - ученые, интеллигенция; младший - вояки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 11 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 11 ноября, 2010 Состав Курама по родам: 1. Катаганы 2. Дурмен-Барласы 3. Баршалыки 4. Мангитайи 5. Моголтайи 6. Коныраты 7. Кыпчаки 8. Таракты 9. Ногайлы 10. Алтай-Карпыки В 17 веке курама скорее всего еще не были субэтносом и соответственно не могли иметь единого бия представлявшего их. По родам видно что большинство курама потомки даштийских узбеков и казахов. Скажите Уважаемый Курман керей относится ли к этнониму " Курама"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться