Zake Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 1 час назад, Zerek сказал: Ладно, а эта осада Астрахани казахами в 1638 была на самом деле или они ее спутали с 1568? Я думаю, что спутали с 1568 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 3 минуты назад, Zake сказал: Я думаю, что спутали с 1568 г. Однако смущает привязка нашествия казахов к годам служения этого священника. Такое обычно точно записывается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 1 hour ago, Zerek said: Ладно, а эта осада Астрахани казахами в 1638 была на самом деле или они ее спутали с 1568? оригинальный текст написан священником в 1902, наверное спутали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 11 минут назад, boranbai_bi сказал: оригинальный текст написан священником в 1902, наверное спутали. Нет, оригинальный текст написан не священником в 1902 г. а основывается на Ключаревской летописи. Следующее упоминание о Красном Яре мы также находим в Ключаревской летописи при описании времени 4-го архиепископа Астраханского и Терского Рафаиля и воеводы князя Семена Прозоровского (1620–1622 гг.): «При сем архиерее было нашествие на Астрахань киргиз-кайсаков. Город обложен был ими со всех сторон... Город находился в обложении три дня... неприятель... без страха приступил к городским и кремлевским стенам и начал ставить лестницы, деланные ими около красного бугра, что ныне Красный Яр. Сия орда была приготовляема татарами около 5 лет и предводительствуема ими же» (Ключаревская летопись, 1887, с. 18–19). Отсюда мы можем сделать вывод, что и в 20-х годах XVII столетия на месте золотоордынского города находился населенный пункт, неподконтрольный русской администрации Астрахани. Ко времени служения 5-го архиепископа Астраханского и Терского Пахомия (ум. 1655 г.) относится следующая запись: «В бытность сегопреосвященного, сей боярин (видимо,боярин и воевода князь Иван Петро вич Пронский (сл. до 1655 г.) учинил отводный караул к Астрахани за Красным бугром от набегов карсацких, стоящий на северо-восток около 40 верст от Астрахани, на возвышенном бугре, кой ныне называется Маяшным. В третье лето царствования Царя и Великого Князя Алексея Михайловича (1648 г.) этот бугор населяться стал жителями и назван Красным Яром, что после городок. Жителей же населяли беглыми и наказанными плеть- ми вместо ссылки...» (Ключаревская летопись, 1887, с. 20). В 1667 г. здесь была построена деревянная крепость, в которой поселили 500 человек (Голикова, 1982, с. 27). Видимо, с этогомомента можно говорить о русском населенном пункте Красный Яр https://cyberleninka.ru/article/n/krasnoyarskoe-gorodische-i-ego-okruga/viewer 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 Ключарёвская летопись: история о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней бунтах, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах (также называется — Ключаревская летопись: история о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах? Ключарёвская летопись, Астраханская летопись) — книга (летописный свод) составленная Кириллом Васильевым, ключарём Астраханского Успенского собора в 20—30-х гг. XIX века, в которой были собраны все имевшиеся сведения об исторических событиях в Астрахани («история о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях») и её жителях («об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах».[1][2][3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключарёвская_летопись Значит сведения о нашествии казахов на Астрахань в 17 веке были записаны в 20-30-х гг. 19 века. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 в общем, я сделал для себя такой вывод, что все эти карты с калмыками от Эмбы до Волги и дальше, все это очень условно. видимо степь была военным пространством для всех: и ногайцев, и калмыков, и казахов, и казаков. ограничения были только для кочевий, а не для походов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 20 часов назад, Zerek сказал: Однако смущает привязка нашествия казахов к годам служения этого священника. Такое обычно точно записывается. Смущает. Кроме того из Царского архива не сохранились книги Астраханские, Ординские, книги Тюменские и книги Казацкие при Касым царе. Но в 1638 году под Астраханью были уже калмыки и вроде с ними в то время у казахов были мирные отношения. Почему о них нет упоминания в Ключаревской летописи (там пишут о киргиз-кайсаках, татарах, карсаках) т.е. почему они (калмыки) не присоединились к казахам? Как считаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 27 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2023 В 21.03.2023 в 05:48, Zake сказал: Я же пишу, что часть казахов перешли в подданство крымскому Саадат-Гирею в 16 веке. Остались ли они там навсегда или часть ушли к казахам не могу сказать. Нужно изучать этот вопрос. Может займетесь этим? (Начало текста опущено, как выходящее за рамки сайта - Thietmar. 2019) До 1759 года, Ногайское население Буджака было гораздо многочисленнее. В 1672 году, по воле Порты Оттоманской, Хан Крымский Селим-Гирей 1-й перевел-было большое число семейств Ногайских в Крым, но из них только часть Киргизской Орды осталась там (сколько именно — неизвестно); остальные, не ожидая позволения Ханского, убрались назад. В 1759 году, Крымский-же Хан, знаменитый Крым-Гирей, чтобы иметь против Запорожцев равно храбрую, дикую и неутомимую стражу для защиты Крымского-Полуострова, перевел из Буджака орду Едичкульскую, и поселил ее на левом берегу Днепра, между речками Белозерною и Рогачиком, то-есть в нижней части Днепровского уезда Таврической губернии. Об этом узнаём мы из следующего ярлыка этого Хана, писанного к Кошевому Алексею Белицкому (Он отыскан нами в числе прочих «секретов Коша Запорожского» в архиве Новой-Сечи. Этот ярлык имеем в подлиннике и в двух, впрочем несходных, переводах: Польском, сделанном тогда-же в Запорожье, и Русском, присланном из Киева. Мы списали буквально сей последний). [188] _______________________________________ «Прежде сего времени живущие по реке Сары-Су (Желтой-Воде), близь города Бендер, Заднестровские наши Ногайцы, именуемые Едичкул-Аулы, переведены по надобности сюда, и определяется оным Ногайцам для их житья место от местечка Иргачик (Рогачик) даже до Казы-Кермена. А в соблюдении Высочайших кондиций (определенных Белградским Трактатом), тем Ногайцам и их Мурзам крепко подтверждено, чтобы вашим Казакам обид и никаких наглостей не чинить. Взаимно и вы, получив известие, яко оные Ногайцы по Днепру зимовниками своими, и на поле сеянием хлеба почнут жить, то таким-же образом, наблюдая между обеими Империями вечный трактат, всем Куренным Атаманам и их подчиненным Казакам на крепко подтвердить о нечинении обид и чтобы поступали между собою в угодность вечного мира. Из Перекопу. Рамазана 22 дня 1172 года». «Крым-Гирей-Хан, сын Девлет-Гирей-Хана». Текст воспроизведен по изданию: В описание Бессарабской области // Журнал министерства внутренних дел, № 2. 1846 https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1740-1760/Krym_Girej/jarlyk_zaporozcy_1758.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 27 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2023 Что это за киргизская орда? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2023 Имхо это те казахи, которые приняли подданство крымского Саадат-Гирея в 16 веке. После смерти падишаха Дешта Касым-хана среди казахов были хаос и междоусобица, поэтому их и раскидало. Не зря же Дулати писал что после Буйдаша казахи исчезли: "после девятьсот сорокового года его также не стало и казахи совершенно исчезли". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 как он хорошо говорит на тюркском Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 В 28.03.2023 в 05:50, Zake сказал: Не зря же Дулати писал что после Буйдаша казахи исчезли: "после девятьсот сорокового года его также не стало и казахи совершенно исчезли". так он разве не про Могулистан писал, где Буйдаш собрал 30 тыс? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 1 минуту назад, Jagalbay сказал: так он разве не про Могулистан писал, где Буйдаш собрал 30 тыс? Мне кажется, что здесь Дулати в общем написал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 7 минут назад, Zake сказал: Мне кажется, что здесь Дулати в общем написал. а кто жил тогда в степи? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 5 минут назад, Jagalbay сказал: а кто жил тогда в степи? Он имел в виду что они разбрелись по разным владельцам, а не их физическое исчезновение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 https://kazneb.kz/kk/bookView/view?brId=1557949&simple=true# 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 Только что, Zake сказал: Он имеет в виду что они разбрелись по разным владельцам, а не из физическое исчезновение. мне кажется, Дулати писал только про Могулистан он еще писал, что до этого и от Тахир-хана уходили казаки и кыргызы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 3 минуты назад, Jagalbay сказал: мне кажется, Дулати писал только про Могулистан он еще писал, что до этого и от Тахир-хана уходили казаки и кыргызы Он конкретно написал что после Буйдаша казахи "совершенно исчезли". Он здесь не писал про Могулистан. Когда казахи покидали Могулистан, он тоже об этом писал. Почитайте внимат-но Дулати. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm В продолжение времени до девятьсот сорокового года 35 казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана. После Кирай-хана был ханом Бурундук. [Затем] был ханом сын Джанибек-хана Касим; он распространил свою власть над Дашт-и Кипчаком. В его армии (лашкар) было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было [хана] более могущественного, чем он. После него ханом был его сын Мамаш. После него стал ханом его [Касим-хана] племянник Тахир. Во времена этого Тахир-хана 36 казахи претерпели большие невзгоды. После него стал ханом его брат Буйдаш 37. Но во времена Буйдаш-хана казахов оставалось уже всего двадцать тысяч. /46б/ После девятьсот сорокового года 38 его (т. е. Буйдаш-хана) также не стало и казахи совершенно исчезли 39. [196] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 степной крымско-татарский Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 35 минут назад, Jagalbay сказал: степной крымско-татарский Если Севастополь по местному, по-татарски, г. Акъяр, значит йокали? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 32 минуты назад, АксКерБорж сказал: Если Севастополь по местному, по-татарски, г. Акъяр, значит йокали? почитайте Радлова, выше ссылка, где мои посты со скринами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 5 часов назад, Jagalbay сказал: мне кажется, Дулати писал только про Могулистан он еще писал, что до этого и от Тахир-хана уходили казаки и кыргызы Надо здесь продолжать, а не в другой теме, потому что вся нить разговора теряется. Так в чем спор у нас, я не понял? У казахов после Касыма были междоусобицы и распри, т.е. рассеялись или "исчезли" после Буйдаша, об этом и пишет Дулати. "Изчезли" у Дулати- это значит рассеялись, разбежались по разным владельцам. Т.е. они "исчезли" как мощная политическая сила. И это касается не только Могулистана. Или вы считаете, что эти междоусобицы были только в Могулистане, а в остальных регионах (Дешт) у казахов было все спокойно и мирно? Так нет же. Не было никакого спокойствия. Об этом и свидетельствуют в том числе данные Литовской метрики. Зачем казахам было "закладываться" за крымского Саадат-Гирея, если центральная власть была устойчивой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 5 апреля, 2023 Поделиться Опубликовано 5 апреля, 2023 2 часа назад, Zake сказал: Надо здесь продолжать, а не в другой теме, потому что вся нить разговора теряется. Так в чем спор у нас, я не понял? У казахов после Касыма были междоусобицы и распри, т.е. рассеялись или "исчезли" после Буйдаша, об этом и пишет Дулати. "Изчезли" у Дулати- это значит рассеялись, разбежались по разным владельцам. Т.е. они "исчезли" как мощная политическая сила. И это касается не только Могулистана. Или вы считаете, что эти междоусобицы были только в Могулистане, а в остальных регионах (Дешт) у казахов было все спокойно и мирно? Так нет же. Не было никакого спокойствия. Об этом и свидетельствуют в том числе данные Литовской метрики. Зачем казахам было "закладываться" за крымского Саадат-Гирея, если центральная власть была устойчивой? может быть остальные племена просто не поддержали Буйдаша, который собрал всего 30 тыс, и кочевали в сами по себе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 5 января Поделиться Опубликовано 5 января Полиморфизм микросателлитных локусов Y-хромосомы у крымских караимов и крымских татар Ефетов К.А.1 , Харламов С.Г. 2 , Ефремов И.А.3 1 Медицинская академия имени С.И. Георгиевского Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». 295051, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7 2 Федеральное государственное казенное учреждение 111 «Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны Российской Федерации. 105094, Москва, Госпитальная пл., д. 3 3 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт биохимической физики имени Н.М. Эмануэля» Российской академии наук. 119334, Москва, ул. Косыгина, д. 4 Актуальность. Крымские караимы-тюрки (караи) – малочисленный коренной народ Крыма, находящийся на грани исчезновения. Вопрос об их происхождении долгое время был предметом дискуссий на стыке истории, антропологии, этнографии, культурологии, лингвистики, религиоведения и генетики. Сравнительные популяционно-генетические исследования являются одним из самых мощных и объективных инструментов, позволяющих ответить на этот вопрос. К настоящему времени генетический полиморфизм крымских караимов исследован недостаточно. Методы. Восполняя этот пробел, в данной работе проведено генотипирование по 23 полиморфным микросателлитным локусам Y-хромосомы человека 45 мужских образцов: крымских караимов, крымских татар горной субэтнической группы и славян (для всех образцов этническая принадлежность охарактеризована по отцовской линии). Результаты. Суммарно, для 26 исследованных крымских караимов и 14 крымских татар было установлено 34 уникальных гаплотипа, которым соответствуют 13 разных гаплогрупп: G2a, J2a, R1a, L, T, E1b1b, I2a, I2c, J1, J2b, Q, R1b, N. Проведено детальное сравнение установленных генетических профилей между собой и с наиболее близкими гаплотипами, доступными в открытой международной базе данных YHRD. Полученные результаты свидетельствуют о генетической близости и единстве происхождения двух тюркских народов – крымских татар и крымских караимов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться