Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Каракорум

Рекомендуемые сообщения

  • Admin
Цитата

Совместные раскопки Монгольской академии наук и Боннского университета дали самое раннее датированное первичное документальное свидетельство Кара-Корума, монеты, отчеканенной в 635 г. по хиджре/1237-8 г. н.э., примерно через два года после предполагаемого строительства дворца Огэдая в 1235 году. Монета предположительно отчеканена на территории дворцового комплекса, в мастерской, находящейся под контролем мусульманской общины. Она была найдена в мастерской медников, расположенной в китайском коммерческом районе города.

Stefan Heidemann. The First Documentary Evidence for Qara Qorum from the Year 635/1237–8 // Zeitschrift für Archäologie außereuropäischer Kulturen 1 (2005)

О той самой монете, найденной в Кара-Коруме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Согласно поздней китайской надписи 1346 года, Кара-Корум был основан Чингис-ханом (годы правления 603–624/1206–1227) в 1220 году / Catalogue Bonn 2005, p. 150–152, no. 108/. Также "Юань ши", китайская хроника конца 14 века  династии Юань, указывает эту дату основания монгольской столицы. Однако, по мнению К. Сагастера, эта дата противоречит ходу исторических событий этого года и поэтому маловероятна. Причина такой ранней датировки кроется, вероятно, больше в желании проследить основание имперского центра до божественного Чингисхана. 

Юань ши сообщает под 1235 годом, что весной император Угедай укрепил Холин (Корум) и построил свой знаменитый дворец Ван-Ань. Это можно считать началом урбанизации и основанием Кара-Корума.

Из статьи: Stefan Heidemann, Hendrik Kelzenberg, Ulambayar Erdenebat, Ernst Pohl. The First Documentary Evidence for Qara Qorum from the Year 635/1237–8 // Zeitschrift für Archäologie außereuropäischer Kulturen 1 (2005)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Rust сказал:

У меня вопрос к более адекватному по обсуждениям юзеру Zake. В теме приведены множество доказательств основания столицы Монгольской империи в Каракоруме. Вы также считаете, что Каракорум - столица монгольской империи была на Эмиле? 

 

Нет. Я в другом месте вижу Каракорум. Но  отстаивать свою точку зрения не готов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
2 минуты назад, Zake сказал:

Нет. Я в другом месте вижу Каракорум. Но  отстаивать свою точку зрения не готов. 

Угу, понял. Наверняка на севере Алтая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Документ (монета) является первым современным датированным  свидетельством существования города Кара-Корум. Она датирована 635/1237-8 гг. Это произошло через два года после того, как Юань ши сообщили об укреплении города и строительстве дворца Ван-Ань Угэдая. Деноминация называется миткал. Вес монеты 1,25 грамма. Миткал также является мерой веса в арабо-персидском мире, приравнивая примерно 4,2 г к 4,3 г. Это по-видимому, первое упоминание миткал в качестве деноминации. На других ранних монгольских серебряных монетах из Корума номинал дирхемов указан в надписях на этих монетах. 

Еще о той монете. Т.е. по данным авторов, были и другие монеты из Кара-Корума.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Из той же статьи:

"Разъездные монетные дворы обычно назывались в монгольское время урду (орда) или базар (рынок орды), рынок, сопровождавший военную экспедицию. 

На монете здесь явно упоминается имя Кара Корум (QRH QRM). Это указывает на город. Основание монетного двора указывает на экономическую деятельность или на рынок. Еще один подтип, до сих пор не датированный, показывает название в сокращенной форме QRM = Qorum без атрибута «черный» (qarah). Также китайское имя Холин означает только Корум без атрибута. Эти подтипы находятся среди раскопанных монет /Kar2-2004–3519, 3270, 3864/.

Монеты с названием QRM были известны и раньше. Они были найдены среди клада в оазисе Отрар в декабре 1974 года /About this remarkable hoard and the circumstances: Bajpakov/Nastich 1981 and Bajpakov 1990/. Отрар в настоящее время расположен на юге Республики Казахстан. Байпаков и Настич приписали QRM-монеты городу Крыму на одноименном полуострове в Черном море, местности, которая в настоящее время известна как Старый Крым. Черноморский монетный двор обычно пишется на монетах как QRYM, но "y" служит только как mater lectionis и не является необходимым для правильного написания названия. Кроме того, монеты Крыма сильно отличаются по стилю от монет, найденных в Каракоруме и Отраре. 

Монеты, о которых идет речь, не найдены ни при раскопках на Крымском полуострове, ни в каких-либо крупных коллекциях, сформированных на западе России. Они из Кара-Корума. Одна из этих монет из клада Отрар позволяет более точно определить местонахождение монетного двора. Если прочитать правильно, на этой недатированной монете на персидском языке явно написано: му'тамал сардл дар сахр-и Корум — работал во дворце в городе Корум /Bajpakov/Nastiсh1981: 44 no. 14, pl. 12 no. 9./. Монетный двор тогда, вероятно, располагался на территории дворцового комплекса Угэдая".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вы постоянно уводите разговор в сторону и понятно почему. ))

 

Так вот, вернемся к "Дорбен ойратам"..  

Вы и сами подтвердили, что ойраты и торгоуты кочевали в 16 веке не на Хангае в центральной Халхе, а в западной Монголии и Джунгарии (кстати про западную Монголию я не уверен, но что в Джунгарии это исторический неоспоримый факт).

Это очень важно!

Потому что не ангажированный как нынешние халхаские, бурятские, калмыцкие и иные юзеры ордосский летописец Саган Сэцэн четко указывал:

1) Что ойраты кочевали в Кара-Коруме.

2) И что халхаские князья и ханы ходили на ойратов и торгоутов войной и разбили тех на Иртыше и в устье Эмиля.

Признайтесь, что это историческая Джунгария, а не Хангай. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
17 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вы постоянно уводите разговор в сторону и понятно почему. ))

Так вот, вернемся к "Дорбен ойратам"..  

Вы и сами подтвердили, что ойраты и торгоуты кочевали в 16 веке не на Хангае в центральной Халхе, а в западной Монголии и Джунгарии (кстати про западную Монголию я не уверен, но что в Джунгарии это исторический неоспоримый факт).

Это очень важно!

Потому что не ангажированный как нынешние халхаские, бурятские, калмыцкие и иные юзеры ордосский летописец Саган Сэцэн четко указывал:

1) Что ойраты кочевали в Кара-Коруме.

2) И что халхаские князья и ханы ходили на ойратов и торгоутов войной и разбили тех на Иртыше и в устье Эмиля.

Признайтесь, что это историческая Джунгария, а не Хангай. 

У вас опять какой-то незначительный по сути сюжет обрастает теорией заговора. И все это как обычно мы видели - просто от незнания материала.

Во-первых, дайте ссылку на источник - т.е. летопись Саган Сэцэна.

Во-вторых, ойраты времен Угэчи-хашага кочевали именно в Монголии и противостояли собственно монголам, 49 племен которых вышли из Юань. Т.е. монголы - потомки орд Хубилая и других монгольских владык династии Юань.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кстати тема звучит как Каракорум. То, что я опубликовал информацию про монету, найденную в Каракоруме, на которой написано КАРАКОРУМ, является по вашему уводом в сторону?

Что скажете про монеты найденные в Каракоруме. Их было несколько, о чем пишут немецкие археологи. Вы там упорно предъявляли тезис про отсутствие монет в Каракоруме. Получается ваш тезис оказался фейком?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Я навел справки у священников, прибывших из Катаи, и они дали следующую информацию. От того места, где я встретил Мангу-хана, до Катайи было двадцать дней пути на юго-восток. До Онанкеруле, собственной территории моалов, где находится резиденция Чингисхана, было десять дней пути прямо на восток; и на пути к тем восточным областям не было городов.

Peter Jackson, transl., with David Morgan, The Mission of Friar William of Rubruck: His Journey to the Court of the Great Khan Möngke 1253-1255 (London, 1990), 200. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Привожу перевод частей статьи историка Никола ди Космо про Кара-Корум, в которой рассказывается об Орде Чингиса, т.е. его ставки до момента основания Кара-Корума:

NICOLA DI COSMO

WHY QARA QORUM? CLIMATE AND GEOGRAPHY IN THE EARLY MONGOL EMPIRE 

ДВОРЕЦ ЧИНГИСА

Недавние археологические раскопки выявили остатки того, что могло быть полупостоянным дворцом и городским центром, построенным Чингисханом как его дворец или «владение» /Noriyuki Shiraishi, “Avraga Site: The ‘Great Ordu’ Of Genghis Khan,” in L. Komaroff ed., Beyond the Legacy of Genghis Khan (Leiden, 2013), 83-93; Noriyuki Shiraishi, and Batmunkh Tsogtbaatar, “A Preliminary Report on the Japanese–Mongolian Joint Archaeological Excavationat Avraga Site: The Great Ordu of Chinggis Khan,” in Jan Bemmann et al., eds., Current Archaeological Research in Mongolia. Papers from the first International Conference on “Archaeological Research in Mongolia” held in Ulaanbaatar, August 19th–23rd (Bonn, 2007), 549-562/. 

Раскопки в Авраге (или Аварге) показывают следующие особенности. Участок расположен в бассейне реки Херлен и занимает площадь 1200 м. с востока на запад и 500 м. с юга на север. Он включает в себя две платформы, на вершине которых, как считается, стояли два дворца. Предполагается, что первый был возведен Чингисханом, а второй — его сыном Угэдей-ханом во время его возведения на престол в 1229 г. Результаты радиоуглеродного анализа указывают даты строительства 1190–1270 и 1155–1220 гг., т.е. что он был основан примерно в конце двенадцатого века. Всего было идентифицировано четыре фазы строительства, причем более поздняя, - согласно радиоуглеродному датированию, достигла начала пятнадцатого века.

Считается, что после того , как Угэдей перенес столицу в Каракорум, это место продолжало свое существование как культовое и религиозное место, где совершались жертвоприношения, о чем свидетельствует яма с несколькими тысячами сожженных костей животных /On cultic and religious practices see also Isabelle Charleux. “From Ongon to Icon. Legitimization, Glorification and Divinization of Power in Some Examples of Mongol Portraits,” in I. Charleux, G. Delaplace, R. Hamayon, and S. Pearce, eds., Representing Power in Ancient Inner Asia: Legitimacy, transmission and the sacred (Bellingham, WA, 2010), 209-261/.

Остатки возделываемых злаков, таких как ячмень и пшеница, указывают на то, что земледелие велось на месте или поблизости, что, по-видимому, подтверждается обнаружением с воздуха следов древних борозд на участках пахотных земель у реки Авраги. 

Помимо жертвоприношений и земледелия, обнаружено присутствие металлоконструкций. Кузнечные мастерские были радиоуглеродно датированы примерно концом двенадцатого или началом тринадцатого века, и были найдены небольшие железные слитки. Гипотеза Шираиси состоит в том, что железо было не местным, а выплавлялось в Китае (Шаньдун) и оттуда транспортировалось в Монголию в слитках. Это явно сильно отличается от Каракорума, где производство металла было местным /Ernst Pohl et al., “Production Sites in Karakorum and Its Environment: Anew Archaeological Project in the Orkhon Valley, Mongolia,” The Silk Road 10 (2012), 49-65; JangSik Park, “The implication of varying 14 C concentrations in carbon samples extracted from Mongolian iron objects of the Mongol period,” Journal of Archaeological Science 63 (2015), 59-64; Jang-Sik Park, and Susanne Reichert, “Technological tradition of the Mongol Empire as inferred from bloomery and cast iron objects excavated in Karakorum,” Journal of Archaeological Science 53 (2015), 49-60./.

Фактически, выплавка железа из угля, практикуемая в Кара-Коруме, свидетельствует о явном прогрессе по сравнению с угольными заводами, на которых основывалась более ранняя степная металлургия (восходящая к хунну). Переход от древесного угля к каменному углю и коксу датируется серединой ляо-киданьского периода /Eregzen Gelegdorj et al., “Transitions in cast iron technology of the nomads in Mongolia,” Journal of archaeological science 34.8 (2007), 1187-1196/. Можно предположить, что импорт железа из Китая для обработки на месте был бы наиболее эффективным способом поддерживать активное «военное производство» во время интенсивных боевых действий и высокой мобильности, например, во время возвышения Чингисхана, в то время как более постоянный производственные площадки могли быть созданы в более стабильных условиях, при которых Каракорум стал городским центром. Наличие множества мастеров также поддержало бы местное производство. В целом, исходя из имеющихся до сих пор сообщений, предполагаемая орда Чингиса в Авраге, по-видимому, является небольшим предшественником Кара-Корума, с шатровыми дворцами, местными фермерскими хозяйствами, мастерскими и религиозной деятельностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Та же статья Никола ди Космо:

Выбор Кара Корума

В начале 1230-х годов было принято решение о переносе центра монгольской ­империи в Кара-Корум со строительством царского дворца, санкционированным в 1235 году Угэдеем. По словам Рашид ад-Дина, Угэдей уже использовал этот район как одну из своих сезонных резиденций, а в 1235 году решил использовать ремесленников и мастеров из Китая для строительства нескольких дворцов / Wheeler Thackston, Classical Writings of the Medieval Islamic World. Vol. 3: Rashiduddin Fazlullah (New York, 2012), 233/. Согласно «Юань ши», в 1235 году (весной) Угэдей обнес Хелин (то есть Корум) стеной и построил Ваньангун (Дворец вечного спокойствия).

 Оба упоминания указывают на то, что это место было застроено некоторое время назад, и в 1235 году капитальное строительство превратило его в городской центр и королевскую резиденцию. В то же время планировались новые военные завоевания /Yuanshi (Beijing, 1976), vol. 1, 34 /.

Ученые задаются вопросом, было ли это решение принято уже во времена Чингисхана. Поль Пельо полагал, что действительно Чингисхан уже назначил это место столицей империи, а Угэдей отвечал за строительство нескольких дворцов с 1235 г. /Paul Pelliot, Notes on Marco Polo (Paris, 1959), vol. 1, 167; idem., “Note sur Karakorum,” Journal Asiatique 206 (1925), 374-75/. Связь между Чингисханом и Кара-Корумом основана на поздней юаньской надписи 1346 года, в которой говорится, что Чингис посетил это место в 1220 году и основал там столицу (ding du) с монгольским текстом надписи, говорящей о «постоянной столице» или «жилом городе» (saγuγu balaγasun) /Francis Woodman Cleaves, “The Sino-Mongolian Inscription of 1346,” Harvard Journal of Asiatic Studies 15.1/2 (1952), 25, 69; Francis Woodman Cleaves, “The SinoMongolian inscription of 1362 in memory of Prince Hindu,” Harvard Journal of Asiatic Studies 12.1/2 (1949), 13 /.

 Однако, как известно, в 1220 г. Чингис возглавлял поход в Мавераннахр и Хорасан (северный Иран). Хронологическое несоответствие можно объяснить ошибкой, встречающейся в различных китайских источниках, в которых 1220 год путают с 1219 годом /Igor de Rachewiltz, «The Hsi-Yü Lu» By Yeh-Lü Ch’u-Ts’ai” Monumenta Serica XXI (1962), 46, n. 49/.

Если дату надписи исправить на 1219 г. и если Чингис до своего отъезда стоял лагерем в Саарской степи /de Rachewiltz, “The Hsi-Yü Lu”, 46/, расположенной к востоку от Орхонской долины (к юго-западу от Херлена и к югу от излучины Туул), то вполне вероятно, что назначение Кара-Корума столицей произошло летом 1219 года, когда Чингис находился на пути в Хорезм через Орхонскую долину и через Алтай. Высокая вероятность этого маршрута подтверждается тем, что «даосская партия» Qiu Chuji в 1221 г. шла по реке Херлен в Орхонскую долину, а оттуда через Хангайские горы в сторону Алтая /Igor de Rachewiltz, ed., In the Service of the Khan: Eminent Personalities of the Early Mongol-Yüan Period (Wiesbaden, 1993), 213/.

Если верить надписи, факты говорят о том, что Чингиз, пройдя через долину Орхона с большой армией и огромным количеством лошадей, решил, что это должно было стать местом его постоянной столицы.

Дальше ничего не вышло. Рашид ад-Дин сообщает, что на обратном пути из Средней Азии Чингис провел лето и зиму 1224 г. у реки Или, где построил большой лагерь и золотой трон, а затем лето 1225 г. провел в «своей орде» /Thackston, op. cit., vol. 3, 185-86/.

Согласно «Сокровенному сказанию», он поселился летом 1225 г. в своих дворцах («ордах») в Черном лесу в Тууле /Secret History, § 264/. Таким образом, вполне вероятно, что он сначала провел лето и зиму 1224-1225 гг. на Или, а затем перебрался в район реки Тулы. Это место (qara tün) находится к юго-западу от современного Улан-Батора, в большой излучине реки /de Rachewiltz, “The Identification of Geographical Names,” 77; Perlee, “On Some Place Names”, 96/.

Оттуда Чингис предпринял кампанию против тангутского государства вплоть до своей смерти в 1227 г.  Однако один момент может оказаться полезным подчеркнуть в свете последующего обсуждения, а именно то, что армия, возвращаясь в Монголию с Чингисом, скорее всего, была не такой многочисленной, как уходящая, поскольку значительный контингент был временно оставлен для оккупации Кыпчакской степи под командованием Субэдея /de Rachewiltz, ed., In the Service of the Khan, 20. /.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кара Корум как имперская столица

 

Планы сделать Орхон имперской столицей возобновились только при его преемнике ­Угэдее, который фактически перенес политическую и административную, религиозную и торговую, а также производительную основу Монгольской империи из района Онон-Херлена в Орхонскую долину. Для объяснения этого шага было предложено несколько причин, таких как стремление Угэдея к постоянной (но в конечном итоге обреченной на угасание) столице /J. McIver Weatherford, Genghis Khan and the Making of the Modern World (New York, 2004), 133/, с учетом центрального положения Кара-Корума в монгольском царстве /Hans-Georg Hüttel, “Karakorum-Eine historische Skizze,” in Dschingis Khan und seine Erben. Das Weltreich der Mongolen (Munich, 2005), 133-138/ и другие.

Наиболее убедительным с идеологической точки зрения является аргумент Томаса Аллсена о том, что историческое значение и харизматическая сущность места, которое, как известно, было центром уйгурской империи, придавало монголам своеобразный блеск и престиж. В общих чертах также упоминалась продуктивность этого места, но без каких-либо доказательств того, что Орхон был более подходящим в этом отношении, чем другие области, занятые Чингисханом, и, в частности, старые царские владения, район Хэнтий. Однако мне кажется, что харизматический или идеологический аргумент (поскольку он основан на более поздних источниках) подтверждает выбор а постериори (на основании опыта), а не объясняет его в первую очередь.

Тем не менее причины, по которым Чингис определил Орхонскую долину местом будущей столицы и почему такой план был реализован Угэдеем, остаются спекулятивными­. Поэтому необходимо исследовать другое направление исследования, которое, не исключая других, до сих пор не проводилось, а именно анализ климатических свидетельств, которые у нас есть на сегодняшний день, и то, как это может быть связано со стратегическим и политическим выбором.

Начнем с рассмотрения исторических обстоятельств 1219 года. Согласно Мартину, монгольская армия, мобилизованная против Хорезмшаха, могла насчитывать от 100 000 до 110 000 человек /Henry Desmond Martin, The Rise of Chingis Khan and His Conquest of North China (Baltimore, 1950), 237/. Все они были кавалерией, с вероятной оценкой (в среднем) четырех лошадей на солдата /Bold calculates 3.5 but I believe this to be too conservative, given that the minimum number was probably three and the maximum six or seven, and that the Mongols were going to be engaged in a long and far-flung campaign. See Bat-Ochir Bold, “The quantity of livestock owned by the Mongols in the 13th century,” Journal of the Royal Asiatic Society (Third Series) 8.2 (1998), 242-43/. Исходя из этого, мы можем оценить, что армия имела как минимум 400 000 лошадей. Бартольд оценивает количество монгольских воинов между 150 000 и 200 000 человек, что существенно увеличивает количество лошадей /Vasiliĭ Vladimirovich Bartol’d, and Clifford E. Bosworth, Turkestan down to the Mongol Invasion (Rpt. Delhi, 1992), 404/. Мусульманские историки ставят цифры на гораздо более высокий уровень (до 700 000 воинов), и Бартольд, конечно, прав, говоря о преувеличенных цифрах, но возможно, что огромное количество лошадей производило впечатление большая армия, чем она была на самом деле. Войско собралось летом того же года в большой долине на Иртыше. Здесь по монгольскому обычаю откармливали лошадей перед началом похода /Bartol’d, ibid., 403. On fattening horses before a battle or campaign also see Secret History §§181, 193/.Большая кавалерийская армия, когда ее необходимо собрать (будь то до, во время или после кампании), требует места, которое может обеспечить достаточное количество пищи (травы и воды) для животных. Основываясь на этом ­представлении, мы можем предположить, что, поскольку армия проходила через район Орхона, это считалось подходящим для содержания большого количества людей и животных и, следовательно, для постоянного проживания.

Это поднимает вопрос о том, могла ли долина Орхона считаться более подходящей, чем существующая резиденция ордо или другие районы, обычно используемые в качестве временных резиденций. Чтобы судить об этом, мы должны прежде всего рассмотреть связанные с этим условия ­окружающей среды. Экологические аргументы в отношении пределов монгольской экспансии предлагались в прошлом. Денис Синор утверждал в 1972 году, что причиной ухода Батыя из Венгрии было недостаточное количество пастбищ на венгерских равнинах. Этот тезис обсуждался несколько раз и, будучи в принципе убедительным, подвергался также критике за расчеты грузоподъемности Венгрии для монгольских лошадей /Stephen G. Haw, “The deaths of two Khaghans: a comparison of events in 1242 and 1260,” Bulletin of the School of Oriental and African Studies 76.3 (2013), 363; Rudi Paul Lindner, “Nomadism, Horses and Huns,” Past and Present (1981), 14, n. 43./. Однако более важными, чем теоретическое оптимальное соотношение между землей и животными, являются фактические условия окружающей среды и продуктивность пастбищ в данный момент времени. Эти условия могут резко различаться между засушливыми и влажными годами и, следовательно, изменять соотношение между землей и животными. Таким образом, климат и условия окружающей среды постоянно меняются, и люди подвергаются постоянному процессу адаптации, особенно в такой уязвимой и чувствительной к климатическим изменениям экологии, как передвижное скотоводство. Массовая гибель может произойти в условиях продолжительной засухи или внезапных ­зимних заморозков и сильных снегопадов. Перевыпас также может истощить землю питательными веществами. В прошлом даже больше, чем сегодня (когда механизированное орошение и транспортировка могут повысить устойчивость) монгольские пастбища должны рассматриваться как динамичная система, подверженная долгосрочным и краткосрочным колебаниям продуктивности. Сезонные и ежегодные корректировки вместимости земли в зависимости от количества и вида животных могут происходить в рамках нормального спектра адаптации, к которому кочевники привыкли в культурном отношении на основе экономических расчетов. Тем не менее, при определенных обстоятельствах ­такой экономический расчет не обязательно является самым важным элементом при выборе. Как заметил в недавнем эссе Кристофер Этвуд, диспропорция ­лошадей в монгольских имперских стадах во время сезонных перемещений не может быть объяснена с экономической точки зрения /Christopher Atwood, “Imperial Itinerance and Mobile Pastoralism: The State and Mobility in Medieval Inner Asia,” Inner Asia, 17.2, 2015 (in press). /. Само собой разумеется, что требования суда будут связаны с управлением и защитой, а не непосредственно с производством, а политические потребности будут перевешивать чисто экономические.

Создание постоянной столицы в Монголии зависело от двух условий. Во-первых, наличие достаточных местных ресурсов (прежде всего травы и воды) для содержания относительно большой массы людей. Конечно, «масса» — понятие относительное. Рубрук, возможно, пренебрежительно относился к населению Каракорума ­по сравнению с небольшим городком Сен-Дени, но даже двадцать тысяч человек, в сумме с сотнями тысяч животных, не были ничтожным числом для полузасушливой Монголии /C.H. Dawson, The Mongol Mission: Narratives and Letters of the Franciscan Missionaries in Mongolia and China in the Thirteenth and Fourteenth Centuries (New York, 1955), 183-84/. Более того, нельзя предполагать, что население Каракорума во время визита Рубрука было такой же численности, как во времена Угэдея или Гуюка. Второе требование, однако, состоит в том, чтобы иметь централизованное правительство, управляющее обширной территорией, которое также может удовлетворять потребности людей, поставляя импортные товары. По словам Рашид ад-Дина, Угэдей разработал программу по доставке в Кара-Корум продовольствия из различных провинций империи /Thackston, op. cit., vol. 3, 233. See also John Masson Smith Jr., “Dietary decadence and dynastic decline in the Mongol Empire,” Journal of Asian History 34.1 (2000), 35-52/.

Пятьсот ­фургонов, нагруженных едой и питьем, запряженных шестью волами, должны были каждый день передвигаться в Кара-Корум. Конечно, этот импорт обеспечивал определенные предметы потребления, такие как продукты питания и алкогольные напитки, но не мог удовлетворить повседневные потребности животных и людей в воде и травяном покрове. Хотя это показывает, что «Кара-корум» не производил всего, что потреблял, это также означает, что земля с низкой продуктивностью не могла прокормить большое население, потреблявшее импортные товары. Наличие травы и воды, безусловно, было предварительным условием для любых таких крупномасштабных инвестиций, не говоря уже о том, что все вьючные животные (верблюды и волы), задействованные в этой программе, также должны были полагаться на обильные пастбища по пути и на месте.

Наконец, мы можем вспомнить, что учреждение Кара-Корума последовало за смертью Толуя в 1232 г., который получил право на область Орхонской долины в соответствии с разделом имперских земель, о котором Джувейни сообщил как о «последней воле» Чингисхана /On this see Thomas T. Allsen, “Sharing out the Empire: Apportioned Lands under the Mongols” in A. Khazanov and A. Wink, eds., Nomads in the Sedentary World (Richmond Surrey, 2001), 172; Christopher P. Atwood, Encyclopedia of Mongolia and the Mongol Empire (Infobase Pub., 2004), 18, 542/. Если мы правильно читаем, то и Хангайская, и Хэнтийская области должны были принадлежать Толую, а удел Угэдея находился к западу от Монголии, за Алтайскими горами и Джунгарской котловиной. Учитывая политическое соперничество внутри монгольского руководства, возможно, было разумно оккупировать эту территорию, но только в том случае, если она могла быть важной опорой власти, которую можно было использовать для свержения власти хана. Поэтому даже с точки зрения политической ­ситуации внутри монгольского руководства после смерти Чингисхана размещение столицы в Кара-Коруме можно объяснить его экономической целесообразностью и необходимостью центральной власти опираться на неразделенный доступ к ресурсам. Смерть Толуя (в результате самоубийства или убийства) устранила то, что могло стать серьезным препятствием для консолидации центральной власти под руководством Угэдея, но создание Кара-Корума было бы невозможным, если бы окружающая среда не могла его поддерживать, поскольку это потребовало огромных инвестиций и расширения резидентов.

Изложенные до сих пор исторические обстоятельства указывают, таким образом, на особенно ­благоприятные климатические и экологические условия как на существенные условия для выбора Орхонской долины в качестве места для основания столицы Монгольской империи. На этот вопрос нельзя ответить иначе, как путем изучения климатических данных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Заключение

Аргументация, представленная в данном очерке, направлена на решение вопроса о переносе центра Монгольской империи из области Онон-Херлен —  Urheimat (прародины) Чингисхана — в область Орхона. На основе обзора исторических сведений, а также археологических, климатологических и (в меньшей степени) ­этнографических данных был предложен следующий тезис. Климат Орхонского региона резко улучшился с начала второго десятилетия XIII в., в период интенсивных военных действий. Далее утверждалось, что ­Чингиз-хан определил это место по пути в Хорезм в 1219 году как место для постоянного проживания. Долина Орхона ­во времена Чингисхана считалась особенно продуктивной, возможно, из-за ее пропускной способности, которая могла поддержать армию, шедшую на Хорезм.

В 1235 году Угэдей приказал обнести город стеной, построить большой дворец и превратить это место в городской центр. Неизвестно, существовало ли уже сообщество или хозяйственная деятельность (земледелие, мастерские, рынки), и дальнейшие археологические исследования могут выявить возможные поселения в этой области до 1235 года. Это место должно было производить ресурсы и иметь пропускную способность для обеспечения пропитание и корм для особенно большого (по монгольским меркам) скопления ­людей и животных. Ведь именно сюда прибывали посольства к хану и происходили такие важные события, как коронации и политические собрания (курилтай). Связь между Орхонской долиной и Уйгурским каганатом добавила этому месту имперскую харизму и повысила его престиж, но не предотвратила более поздний упадок Кара-Корума и перенос Хубилаем имперского центра в Шанду.

Основываясь на текущих климатологических исследованиях и данных годичных колец и других показателей, мы утверждали, что климатические условия Монголии после 1211 года были таковы, что повышенная продуктивность пастбищ и пропускная способность позволили создать постоянные городские центры, сельское хозяйство и более интенсивную пастбищную деятельность. Из-за геогидрологии Монголии Хангайский регион, вероятно, был более продуктивным, чем восточная часть страны, и, следовательно, более подходящим, чем ­традиционная родина монгольской императорской семьи, регион Онон-Херлена.

Представленный здесь экологический тезис не отрицает других аргументов — центральной роли Караорума, политической необходимости или харизмы Орхонской долины — но подчиняет их высокой продуктивности региона и необходимости для централизованного правительства контролировать свои ресурсы. Климатические исследования говорят нам, что во времена Чингисхана долина Орхона стала, вероятно, самой ­продуктивной частью Монголии, и как таковая она подходила для постоянного города и для инвестиций, которые позже осуществил Угэдей, чтобы сделать ее политическим и экономическим центром империи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Manfred Rosch, Elske Fischer, Tanja Markle. Human diet and land use in the time of the Khans — Archaeobotanical research in the capital of the Mongolian Empire, Qara Qorum, Mongolia // Veget Hist Archaeobot (2005) 14: 485–492

Каракорум (Каракорум) был столицей Монгольской империи с момента ее основания Чингис-ханом (Чингисханом) в начале 13 века н.э. (Баркманн 2002). Кара-Корум расположен на 47°11,63' северной широты, 102°47,3' восточной долготы, на высоте 1495 м. над уровнем моря, где река Орхон выходит из Хангайских гор и расширяет свою долину до широкой равнины. Город в Орхонской долине на северо-западной окраине Хангайских гор, расположенный примерно в 350 км к западу от Улан-Батора, занимал площадь более 2 кв.км. и был построен китайскими мастерами (Roth 2002).
Вильгельм фон Рубрук, монах-францисканец, приехавший в Монголию в качестве посланника французского короля Людовика Святого, описал город, его жителей и хозяйство. Город потерял свою роль столицы империи в 1264 году нашей эры, когда Хубилай Каан стал императором Китая и перенес резиденцию в Пекин. Во время длительных войн после падения династии Юань в Китае в 1368 году нашей эры город был полностью разрушен в начале 15 века и больше не восстанавливался. В 15 веке в непосредственной близости от него был основан буддийский монастырь Эрдэнэ Зуу, который существует до сих пор.
Раскопки проводились на стоянке 1948/49 гг . — российско-монгольской группой (Киселев и др. , 1965), японской съемкой в 1997 г. (Ширайши , 2001), а с 1999 г. немецко-монгольской группой, организованной Монгольской академией наук, Германским археологическим институтом (Kommission fur Allgemeine und Vergleichende Archaologie) и Боннским университетом. Нынешние раскопки расположены во дворце Каана и в центре города, где раньше жили ремесленники и торговцы (Roth 2002; Erdenebat and Pohl 2002). Раскопки будут продолжаться до 2006 г. Затем результаты будут представлены в экспозиции, когда Монголия будет отмечать 800-летие основания столицы Чингис Каана.
По общему мнению, древние монголы питались в основном мясом, иногда даже сырым. С другой стороны, качество археологических находок в Каракоруме, например керамики, монет, изделий из стекла и фарфора, свидетельствует о высоком уровне цивилизации. Кроме того, Рубрук сообщает, что на городском рынке есть крупы. Этот факт, а также обнаружение «кельтских полей» вблизи города на аэрофотоснимках (Roth, Erdenebat 2002, табл. 2) послужили поводом для ботанических исследований.

Выводы
Жители средневековой монгольской столицы Кара-Корум употребляли в пищу многие культурные, а в некоторой степени и дикорастущие растения. Наиболее распространенными и многочисленными были четыре вида злаков: Panicum miliaceum, Hordeum vulgare, Triticum aestivum и Setaria italica, которые, вероятно, локально выращивались как яровые культуры на удобренных и орошаемых полях. Масличные и волокнистые растения, а также бобовые были менее важны, потому что они были частично заменены мясом. 
Более десяти видов овощей и специй говорят о высоком гастрономическом уровне. Некоторые из них, вероятно, были собраны в дикой природе, другие, возможно, выращены в местных садах, но большинство из них должно быть импортировано. 
То же относится и к примерно 20 видам фруктов и орехов, большая часть которых также встречалась в европейских городах, но довольно редко и чаще лишь в более поздние периоды; они считаются индикаторами утонченного образа жизни (van Zeist, 1991). В то время как в Европу ввозимые растения обычно привозились с расстояния, не превышающего несколько сотен километров или меньше, места производства ввозимых растений, потребляемых в Кара-Коруме, находились в Китае или Центральной Азии, если упомянуть наиболее важные районы; то есть на расстояниях 1500-2000 км и более, отделенных от места потребления огромными пустынями. 
Преодоление таких препятствий и расстояний с использованием лошадей или верблюдов для обеспечения лучшей пищи требует такого же высокого уровня организации, как и для перемещения огромных армий на расстояние более 6000 км, что также успешно справлялось с монголами в том же периоде.  Древний город занимал площадь более 2 кв.км. Настоящие раскопки занимают площадь около 1000 кв.м., что составляет около половины общей площади города. Являются ли результаты репрезентативными для всего города, если, например, все жители имели такую богатую пищу, неизвестно. Различия между дворцом и городом и внутри города будут обсуждаться в более развернутом состоянии исследований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Kai-lung Ho. The Muslims and Han-Chinese of the Qara Qorum city seen by comparing its stele-inscriptions // 

Мусульмане и ханьцы в городе Кара-Коруме по данным стел - надписей 
(Хо Кай-лунг, Институт азиатских исследований, Нанкинский университет)

С 1990-х годов японские ученые начали серию археологических исследований руин Кара-Корума. Сираиси Нориюки пришел к выводам, что Кара-Корум достиг своего наибольшего расцвета в период с 1299 по 1380 годы. В 1999 году Мацуда Коичи опубликовал статью об исследовании персидской стелы в память об основании исламской мечети в Кара-Коруме в 1341 году. В этой статье рассказывается об исламской суфийской секте в юаньскую эпоху и об отношениях между мусульманами и жителями Кара-Корума. Эта статья является ответом японским ученым. 
Мацуда предполагал, что процветание Кара-Корума было связано с активной ролью мусульман в сборе зерна. Однако, сравнив китайские стелы Кара-Корума, мы обнаружили, что активную роль в сборе зерна играло ханьско-китайское население. Кроме того, в этой статье делается попытка исследовать жизнь мусульман и ханьцев Кара-Корума путем сравнения персидских и китайских стел.

Оказывается в Кара-Коруме были обнаружены стелы на персидском языке. Также в городе существовала мечеть. Китайский исследователь Хо Кай-лунг исследовал китаеязычные стелы Кара-Корума и выяснил большую роль китайцев в обеспечении города зерном.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

7 часов назад, Rust сказал:

Во-вторых, ойраты времен Угэчи-хашага кочевали именно в Монголии и противостояли собственно монголам, 49 племен которых вышли из Юань. Т.е. монголы - потомки орд Хубилая и других монгольских владык династии Юань.

 

РАН РФ. СПб-ий филиал Института Востоковедения, 2003. Сборник "Mongolica-VI":

"... направление завоевательных походов Алтан-хана - ойраты. Большинство исследователей, на основе сообщений Саган Сэцэна, относят начало военных действий Алтана против ойратов к 1552 г. и называют два основных похода: 1552 г., во главе с самим Алтаном, и 1562 г., когда по приказу Алтана, Хутуктай Сэцэн-хунтайджи разгромил ойратов и торгоутов, кочевавших в районе Иртыша".

[20: 34—55; 11: 43; 39: 11]. 

 

Ш.Б. Чимитдоржиев: 

"... В 1562 году против ойратов правитель Ордоса Хутухтай-Сэцэн, разгромивший на Иртыше кочевья торгутов".

[5: 67 - И.Я. Златкин "История Джунгарского ханства"]

 

Сами поищите и любой желающий может сам убедиться, литературы по географической локализации ойратских племен или так называемых западно-монгольских племен на всем протяжении их упоминания в источниках, прим. в 14 - 18 в.в., много.

Они кочевали в исторической Джунгарии, от Имиля (Эмиля) до Иртыша.

В этой области, в том числе в 16 веке, упоминаются дербеты, чоросы, торгоуты.

 

И частично перешли на восточные равнины, склоны Алтая, но когда это было еще вопрос.

Ставка джунгарских ханов всегда была на Имиле.

 

По моему глубокому убеждению их исторические земли передислоцированы "на бумаге" )) в центральную Халху, на Орхон-гол, и то временно, только на середину 16 века, с одной лишь целью, чтобы связать хоть как-то указание Саган Сэцэна, что ойраты кочуют в Хорум хан балгасе (Каракоруме) с туристическим Хархоринем 21 века.

Типа до это и после этого чоросы, торгоуты и др. ойратские племена кочевали на западе, а вот в момент упоминания их ордосским летописцем они временно были прикомандированы в Халху. ))

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Они кочевали в исторической Джунгарии, от Имиля (Эмиля) до Иртыша.

И частично перешли на восточные равнины, склоны Алтая, но когда это было еще вопрос.

Ставка джунгарских ханов всегда была на Имиле.

 

Наверно не зря у академика В.В. Бартольда проскользнул интересный факт.

 

У.Э. Эрдниев "Калмыки: Историко-этнографические очерки":

"... По мнению В.В. Бартольда, слово "калмак", согласно мусульманским источникам, появляется не позже XV века как географический термин.

После изгнания монгольской династии из Китая в ее владении остались только коренные области (юрт и асли), т.е. Каракорум и Калмак; позднее "эмиры ойратов отняли у них и это".

 

Географическая область, местность Кара-Корум, упоминается вместе с другой, с Калмак, то есть можно судить, что они были рядом.

 

Поэтому пусть в меня бросит онлайн камень :) тот, кто осмелится локализовать в центральной Халхе (на Орхон-голе и Хангае) близ туристического Хархориня 21 века историческую область Калмак или ойратские племена (чоросов, торгоутов, хошоутов, дербетов).

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Поэтому пусть в меня бросит онлайн камень :) тот, кто осмелится локализовать в центральной Халхе (на Орхон-голе и Хангае) близ туристического Хархориня 21 века историческую область Калмак или ойратские племена (чоросов, торгоутов, хошоутов, дербетов).

Очередной фольк. Бартольд упоминает сведения Йезди об областях Каракорум и Калмак, т.е. Монголию и Джунгарию, оставшихся в руках чингизидов.

Цитата

В.В. Бартольд: «слово калмак, по-видимому, впервые появляется в Зафар-наме Шереф ад-дина Йезди как будто не как этнографический, а как географический термин. Говорится, что после изгнания монгольской династии из Китая в ее владении остались только ее «коренные области» (юрт-и асли), т.е. Каракорум и Калмак; позднее «эмиры ойратов» отняли у них и это».

Подстановка Калмака в Каракорум это обычная для фольков "уловка", не имеющая ничего общего с логикой.

Вот упоминание Калмака как отдельной географической области, не имеющей отношения к Каракоруму:

Сейфи «Таварих»: «История правителей Индии, Синда, Хитая, Кашмира, Ирана, Кашгара, Калмака, Чина, многих прежних правителей, потомков Чингисхана, Хакана и Фагбура и правителей Хиндустана». 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Rust сказал:

об областях Каракорум и Калмак, т.е. Монголию и Джунгарию

 

Конечно, это всего лишь "принятая" интерпретация, которой вы придерживаетесь. Поэтому не факт, что речь идет о центральной части современной Монголии.

Бартольд называет эти 2 области "коренными областями" (Чингизхана). Но это не стыкуется с вашей позицией, разве вы согласитесь, что Джунгария была коренной областью Чингизхана?  ))

 

 

Но и это не главное, главное то, с чего я начал выше.

Йезди и ссылающийся на него Бартольд уточняют, что "... эмиры ойратов отняли у них (у потомков Чингизхана) и это, т.е. Кара-Корум и Калмак (с последним всё предельно ясно).

 

Поэтому я и допытываюсь от вас ответа на свой вопрос - упоминаются ли в письменных источниках ойратские племена (чоросы, торгоуты, хошоуты, дербеты) на Орхон-голе, на Хангае, в центральной Халхе?

Конечно же с сылкой на источник.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

Поэтому я и допытываюсь от вас ответа на свой вопрос - упоминаются ли в письменных источниках ойратские племена (чоросы, торгоуты, хошоуты, дербеты) на Орхон-голе, на Хангае, в центральной Халхе?

Конечно же с сылкой на источник.

Вот данные Златкина:

«Алтай Тобчи», первая дошедшая до нас летопись послеюаньскаго периода, рассказывает, что однажды приближенный Эльбек-хана (1392— 1399), ойратский сановник Хутхай-Тафу, сопровождал хана на охоте. Хутхай-Тафу обратил внимание хана на Ульдзейту-Гоа, жену его сына Харгацуг-Тугуренг-Тэмур-хунтайджи, которая «белее снега, а ее ланиты — как кровь на белом снегу». Вскоре хан, плененный красотой невестки, убил своего сына, а ее взял в жены. Хутхай-Тафу рассчитывал получить от Эльбек-хана соответствующее вознаграждение, почетный титул и должность. Но спустя некоторое время Хутхай-Тафу пал жертвой молодой ханши, инсценировавшей попытку Хутхай-Тафу изнасиловать ее. Разгневанный Эльбек-хаи убил Хутхая. Ульдзейту-Гоа вскоре призналась хану в содеянном. Эльбек-хан, убедившись в невиновности убитого и чувствуя раскаяние, призвал сыновей Хутхай-Тафу — Батулу-чинсанга и Угэчи-хашига — и назначил их правителями четырех ойратских туменов. Но они «на шестом году царствования Эльбек-хана убили его, взяли четыре тумена ойратов и, отделившись, сделались непримиримыми врагами. Таким образом власть монголов перешла к ойратам».

В послеюаньский период ойратские деятели впервые упоминаются в годы правления Эльбек-хана, правнука последнего юаньского императора Тогон-Тэмура, т. е. спустя четверть века после изгнания монгольских завоевателей из Китая. В течение всего - этого времени, а возможно, и раньше, в период пребывания Юаней у власти, ойратская знать поддерживала тесное и разностороннее сотрудничество с восточномонгольской знатью,в частности с потомками юаньских императоров, к которым ойратские феодалы относились как вассалы к своим сюзеренам. Первым открытым выступлением ойратских феодалов против восточномонгольских явилось убийство Эльбек-хана в 1399 г., через шесть лет после смерти ойратского тысячника Хутхай-Тафу, после чего ойраты вышли из-под власти всемонгольского хана. В этот период, как единодушно отмечают монгольские источники, ойраты не знали иного разделения, кроме общепринятого в тогдашней Монголии, деления на тумены, тысячи и т. д. Они представляли собой этнически и политически единое целое, население одного объединенного феодального владения, во главе которого стояли единовластные правители и иногда соправители, так называемые джинонги.

Основательность этих выводов подтверждается еще и тем, что неизвестные авторы «Алтай Тобчи» и «Шара Туджи», будучи, несомненно, выходцами из восточномонгольской знати, не могли быть проойратски настроенными. Тем более не мог быть ойратофилом Саган-Сэцэн, автор «Эрдэнийн Тобчи», крупный феодал, владетельный князь Ордоса. Все это дает основание с доверием отнестись к их сообщениям.

*************************

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

На самом деле в источнике написан Каракорум и Калмак. А не Калмак в Каракоруме.

Так что эти очень косвенные данные просто ноль без палочки - против откопанной в Каракоруме монеты с надписью Каракорум.

large.1850985659_.jpg

Археологический контекст
С 1999 г. Институт доисторической и ранней исторической археологии Боннского университета занимается раскопками в центре древней монгольской столицы Каракорум в рамках Монголо-немецкой каракорумской экспедиции (МДКЭ). Город, окруженный валом, разделен центральным перекрестком на четыре квартала. В 2000 г. участок раскопок I находился непосредственно к югу от перекрестка. В 2001 г. был вскрыт дополнительный участок II в 50 м к югу от участка I. Были выявлены ось север-юг перекрестка и сооружения по обеим сторонам дороги.
Дорога была вымощена брусчаткой из известняка с неравномерной крошкой. Эта брусчатка была разделена деревянным каркасом на участки размером 2 х 3 м. Каркас, возможно, служил для предотвращения бокового смещения дорожного покрытия. В то же время он, по-видимому, функционировал как система расширяющихся швов, чтобы предотвратить повреждение от мороза. Мощение лежало на подушке из гравия.
К востоку от дороги в районе I была найдена серебряная монета 1237-1238 гг. На его аверсе изображено старейшее из известных современных употреблений имени Кара Корум. Монета была обнаружена на участке раскопок I, который во время раскопок 2004 г. обнаружил замечательные черты, связанные с обработкой металлов, в данном случае с обработкой бронзы (рис. 2). Монета была найдена ок. 18 см к юго-востоку от объекта 1764, в однородном, средне-коричневом, очень песчаном, твердом слое глины, который интерпретируется как поверхность пола.
К востоку от дороги откопаны четыре деревянных блока 30-40 см в ширину и 80 см в высоту. Они располагались параллельно дороге (рис. 3). Два блока соответственно образуют пару...
В 52 см к востоку от южной пары блоков вскрыта круглая печеобразная печь без купола (объект 1749 г.), выступающая за южную часть. Сохранившаяся высота печи 19 см; истинный диаметр элемента можно установить, только сняв блок. Этот тип печи несколько раз исследовался в ходе предыдущих раскопок, при этом наблюдался диаметр от 20 до 22 см.

large.1093498858_.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

К чему все это? :blink:

Я задал простой вопрос - упоминаются ли в письменных источниках ойратские племена (чоросы, торгоуты, хошоуты, дербеты) на Орхон-голе, на Хангае, в центральной Халхе?

Ответ нужен конечно же со ссылкой на источник.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

К чему все это? :blink:

Я задал простой вопрос - упоминаются ли в письменных источниках ойратские племена (чоросы, торгоуты, хошоуты, дербеты) на Орхон-голе, на Хангае, в центральной Халхе?

Ответ нужен конечно же со ссылкой на источник.

 

Читать не пробовали? Во времена Эльбек-хана ойротские вельможи занимали высокие должности и присутствовали при хане. Позднее убили этого хана и взяли власть в Монголии в свои руки.

Повторю еще раз - ваши "Каракорум и Калмак" это не аргумент. Аргументом является монета с надписью Каракорум откопанная не на Чингиле, а в Каракоруме. Есть что сказать по этому поводу? Или монету подбросили насмотревшиеся ТВ монголы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...