Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Каракорум

Рекомендуемые сообщения

Каракорум

Чингизовград

Видеоклип с компьютерной анимацией Каракорума: http://www.kyrgyz.ru/images/elfiles/karakorum.wmv

Подробная карта: http://www.kyrgyz.ru/images/elgallery/mongolia/karakorum.gif

Статья о Каракоруме:

В трехстах семидесяти км. от Улан-Батора находится легендарный Каракорум. До города проложена асфальтированная дорога (явление в Монголии настолько редкое, что по нему можно судить о важности Каракорума для национального самосознания монголов).

В 1220 г. в этом месте разбил ставку сам Чингисхан. Где-то здесь он принимал подношения иноземных купцов. Если кто-нибудь из них пытался торговаться, то Владыка мира отбирал весь товар. Но если ему делались богатые подарки, то растроганный хан платил купцам столько, что те уезжали домой обеспеченными на всю жизнь.

Священнослужители, превозносившие хана до небес, установили на границах города каменные черепа. Как известно, Будда очень уважал этих священных животных. Однажды он явился миру в виде черепахи, чтобы спасти людей от потопа.

Большие строительные работы в Каракоруме развернул брат Чингисхана, Угэдэй. Каждый его родственник должен был построить здесь по дворцу. А родственников Угэдэй имел много. По свидетельству Гильома де Рубрука, францисканца, побывавшего в Каракоруме, город производил незабываемое впечатление. Тут стояло "…12 кумирен различных народов, две мечети, одна христианская церковь…"Перед ханским дворцом находилось знаменитое серебряное дерево, сооруженное мастером Вильгельмом Парижским, плененным в Венгрии. Внутри него проходили 4 трубы, по которым вытекал кумыс, мед, рисовое пиво и вино. Эти напитки употреблялись во время дворцовых попоек.

Несметные богатства, стекавшиеся в столицу, не могли не интересовать советских археологов. Много лет здесь работала группа из СССР, которая определила точное местоположение дворца Угэдэя. Однако ни сокровищ, ни серебряного дерева найти не удалось, как не удалось обнаружить и трон Чингисхана, сработанный пленным русским мастером Космой. Теперь в Каракоруме работает немецкая экспедиция.

Каракорум просуществовал 300 лет, из которых 32 года был столицей монгольской империи. В 1368 г. его разрушили китайские войска. Попытки возродить город предпринимались неоднократно. В XVI веке по приказу Абатай-хана рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрденидзу - "Храм Сокровища". Весь комплекс окружили стенами, образующими прямоугольник. На середине каждой стороны - городские ворота. Роль башен выполняли мемориальные сооружения - субурганы. Всего их 108.

Традиции возведения подобных пирамид уходят в глубокую древность. Они служили вместилищем праха святых и напоминали верующим о выдающихся событиях буддистской истории. При сооружении пьедестала, дарохранилища, шпилья и венчающей эмблемы использовали дерево, глину и камни. В 1799 г. в Каракоруме соорудили Священный субурган. В него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и прах Абатай-хана, построившего монастырь.

Центральное место в Эрденидзу занимают храмы Гурбандзу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Войти в храм без стука - значит застать богов врасплох и навлечь на себя страшный гнев. Только услышав звук гонга, они готовы встретить и выслушать вас.

Буддистские храмы всегда украшали живописными изображениями и скульптурами многочисленных будд, бодхисатв, исторических и мифических деятелей буддизма. Персонажи изображались в милостивом виде и с лицами, внушающими ужас. Например, чойджин, трехглазый защитник веры - с надутыми щеками и зверским оскалом. Его голову венчают пять черепов - знак победы над пятью пороками. Эти ужасные существа пришли из тибетской религии бон. Когда буддистские боги явились в Тибет, силы бона вступили с ними в схватку и проиграли. Не теряя злобной сущности, древние боги Тибета стали действовать против врагов буддизма.

Стены храмов украшали иконами-свитками, представлявшими несколько десятков, а то и сотен божеств. Перед тем как приступить к рисованию или ваянию, художник, как правило, монах, читал соответствующие мантры. Благодаря особому сочетанию звуков заклинание достигало божества и возвращалось из эфира обратно к художнику. Тот творил уже, как говорится, с божьей помощью. Отступать от канона было крайне опасно, ибо автор рисковал сильно испортить свою карму. Божества требовали портретного сходства и не прощали ошибок.

Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями.

В праздничные дни перед соборным храмом Цокчин собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Вот что сказано о цаме в трактате одного из далай-лам: "Телу необходимо придавать различные позы, руки следует трясти и делать ими другие наполненные мудростью жесты. Языком следует читать молитвы, а в мыслях твердо держать то или иное божество. Все это не должно быть превращено просто в игру. Надо быть бдительным и подбирать одежду и украшения сообразно смыслу..."

Действо завершалось жертвоприношением, иногда человеческим. В былые времена живое существо назначалось ответственным за все мировое зло. Его закалывали, а союз верующих скреплялся кровью. Раньше в цаме участвовало до 100 исполнителей. Сегодня это редкое явление религиозной жизни страны. Нечто похожее на мистерию нам посчастливилось увидеть во время фольклорного фестиваля… В течение всего представления появляется Белый Старец - это хранитель того места, где происходит цам. Роль старика - одна из самых важных. Он исполняет веселые импровизации, отвлекает на себя внимание в самых опасных местах представления. Он радует глаз и сердце собравшихся, ибо зрителям трудно все время удерживать в сердце суровую атмосферу танца.

Можно сказать, что монастырь в Каракоруме жил от цама до цама. Но раз в сто лет в этих местах появлялся белый всадник - владыка заповедной Шамбалы, страны великих мудрецов. Он нес весть о скором прибытии Майтрейи, Будды грядущего времени.

В 30-е годы монастырь закрыли, лам уничтожили, храмы разграбили. Старинные реликвии разошлись по юртам. Монастырь, никем не охраняемый, разрушался. Весь двор был усеян осколками статуй и субурганов. Кажется, что Владыка Шамбалы навсегда забыл дорогу в Каракорум. Но затмение человеческого разума рано или поздно проходит. Люди начинают вспоминать о своей культуре и традициях. Они тоскуют о бессмысленной утрате чего-то ценного. Теперь в Эрдэни Дзу филиал исторического музея Улан-Батора. Но придет время и буддизм навсегда вернется в эти древние стены. Во всяком случае, всадника с вестью о скором пришествии нового Будды здесь уже ждут.

http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/archives/?item_id=295

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Макет знаменитого города столицы всех кочевников Харахорума.

Монголо-Германское совместное археологическая группа много лет работали в местности древней столицы Монголов, в Харахоруме, и было сделано документальный фильм.

На основе произведенных раскопок, сделанных снимков из высоты (самолет, спутник...), и также из сведений старинных многочисленных документов было воспроизведено макет города Харахорум, столицы Йэкэ Монггол улус (Их Монгол улс).

Макет имеет размер 3,5х4 м. Перевезли из Германии и подарили в Национальный Музей Истории.

Говорится что ханский дворец (дворец Мєнгкэ хаана) находился вне города, и также крупным построением по размеру в городе был буддийский храм или комплекс храма.

И также эти археологи говорят что фундамент или остатки хаганского дворца как раз лежит под нынешнего храма Эрдэнэдзу (храм сто драгоценностей).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Каракорум, город — имя, которым назывались два города, существовавшие в разное время и разных местах в Монголии; один, в VIII в., был столицей степного Уйгурского царства, другой, в XIII в. — столицей степной Монгольской монархии. То же имя, по одному известию, прилагалось к высоким горам в вершинах Орхона, т. е. к Хангайскому хребту (по-тюркски кара — черный, корум — каменная осыпь). Уйгурский Каракорум находился на лев. берегу Орхона, к юго-вост. от оз. Угейнор, среди степи Талалхаиндала; монгольский — на прав. берегу Орхона, на месте, где ныне стоит ламский монастырь Эрдени-цзу, в 70 в. от уйгурского. Последний был основан уйгурским ханом Буку в VIII в. от Рождества Христова и назывался также Мубалик, "худой город"; с падением Уйгурского царства он опустел; в Х в. Абаки, основатель Киданского царства, на развалинах Каракорум поставил памятник с описанием своих побед. Монгольский Каракорум возник вместе с Монгольской монархией, основанной Чингисханом; при Огодае, втором после Чингиса кочевом императоре, в 1234 г. были приглашены китайские мастера для постройки ханского дворца; в 1235 г. город обнесен стенами. Хубилай, четвертый кочевой император, в 1259 г. перенес свою резиденцию в Кай-пин-фу, близ Пекина. В 1260 г. хан Арик-бог объявил Каракорум независимым от Хубилая, но в том же году Хубилай осадил город и выморил его голодом, после чего город был забыт. Об уйгурском Каракоруме сохранились только упоминания в китайских летописях; о монгольском мы имеем описания очевидцев, китайских и европейских путешественников. Описание окрестностей Каракорум оставил китаец Чан-те; из европейцев Каракорум посетили папские послы монахи Плано-Карпини (1246) и Рюйсбрюк, или Рубруквис (1253), и венецианец Марко Поло (1275). По словам Рюйсбрюка, город был не более парижского предместья Сен-Дени и распадался на две части: в одной из них был рынок и жилища сарацинов, т. е. мусульман, в другой жили китайские ремесленники. В городе, окруженном глиняной стеной, было до 12 языческих (буддийских?) храмов, 2 мечети и 1 христианская церковь. Недалеко от города находился ханский дворец, в котором хан проводил по нескольку недель весной и поздним летом. Остальное время года хан кочевал, проводя лето на высоких горах в вершинах Орхона и зимуя где-то на С.В., вероятно, в бесснежной долине р. Толы. Его кочевая ставка называлась шира-ордо, "желтая ставка" (у Плано-Карпини — Сыра-орда). В китайских письменных памятниках Каракорум называется Холин, т. е. Хорин; в лапидарных надписях, найденных близ монастыря Эрдени-цзу — Дахолин, т. е. Да-хорин, — почти тем же именем (Да-хурень, "великий монастырь"), каким теперь называется Урга. До недавних открытий ориенталисты не знали точно местоположения древних столиц Монголии. Впервые мнение, что Каракорум монгольский надо отличать от уйгурского, было высказано англичанином Юлем; оно подтвердилось последними изысканиями. От уйгурского города остался вал, внутри которого уцелело только основание развалившейся башни; вне вала на протяжении 2 ½ вер. можно проследить улицы бывшего города и места построек. Этим остаткам города современные монголы дают имя Хара-Хэрэм ("черная ограда"). На месте монгольского Каракорум следы старых построек также рассеяны на протяжении около 2 в. и жителями выдаются за остатки города Кетахото. Первый европеец, описавший развалины Хара-Хэрэм, был русский, Падерин, посетивший их в 1871 г. Правильный взгляд на местоположение обоих Каракорум установился только после экспедиции Ядринцева 1889 г. (на средства Вост.-сибирского отдела Геогр. общ.) и вызванных его открытиями экспедиций: финляндской (от Угро-финского общ. в Гельсингфopcе, 1890) и нашей академической, акад. Радлова (1891). Обе экспедиции издали атласы эстампажей с открытых надписей и выяснили, что в Хара-Хэрэме находятся только уйгурские, китайские и руноподобные надписи, но ни одной монгольской, в окрестностях же Эрдени-цзу — только монгольские и китайские. Важнейшая заслуга Ядринцева — открытие енисейских рун в долине Орхона. Ранее эти руны были известны только из области Верхнего Енисея; открытием Ядринцева район распространения енисейских рун сразу раздвинулся на 1000 в. к В. Найденные Ядринцевым трехъязычные надписи сделали возможной дешифровку енисейских рун, которая около 200 л. не удавалась; остроумию датского проф. Томсена удалось найти ключ к чтению их; язык надписей оказался тюркским. Это открытие поставило Томсена рядом с Шампольоном и Гротефендом и обещает пролить такой же свет на историю Средней Азии, какой чтение иероглифов и клинописи пролило на историю Египта и Ассирии. Еще более открытий ожидается от раскопок в обоих Каракорум, разрешения на которые от китайского правительства ожидать в ближайшем будущем невозможно. См. Кошо-Цайдам. Ср. Jule, "The book of Marco Polo" (Лонд., 1871, т. I, стр. 203); "Zeitschr. d. Gesellschaft f ü r Erdkunde" (1885, 20, 219); "Известия Имп. русск. геогр. общ." (т. IX, № 10, 1873); ст. Падерина о Каракорум, "Geogr. Magas." (1874, стр. 139); D'Ohsson, "Histoire des Mongoles etc." (Амст., 1852); "Сборник трудов Орхонской экспедиции" (СПб., 1892); Abel R é musat, "Recherches sur la ville d. Karacorum" (стр. 290).

Г. П.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В трехстах семидесяти км. от Улан-Батора находится легендарный Каракорум. До города проложена асфальтированная дорога (явление в Монголии настолько редкое, что по нему можно судить о важности Каракорума для национального самосознания монголов).

В 1220 г. в этом месте разбил ставку сам Чингисхан. Где-то здесь он принимал подношения иноземных купцов. Если кто-нибудь из них пытался торговаться, то Владыка мира отбирал весь товар. Но если ему делались богатые подарки, то растроганный хан платил купцам столько, что те уезжали домой обеспеченными на всю жизнь.

Священнослужители, превозносившие хана до небес, установили на границах города каменные черепа. Как известно, Будда очень уважал этих священных животных. Однажды он явился миру в виде черепахи, чтобы спасти людей от потопа.

Большие строительные работы в Каракоруме развернул брат Чингисхана, Угэдэй. Каждый его родственник должен был построить здесь по дворцу. А родственников Угэдэй имел много. По свидетельству Гильома де Рубрука, францисканца, побывавшего в Каракоруме, город производил незабываемое впечатление. Тут стояло "…12 кумирен различных народов, две мечети, одна христианская церковь…"Перед ханским дворцом находилось знаменитое серебряное дерево, сооруженное мастером Вильгельмом Парижским, плененным в Венгрии. Внутри него проходили 4 трубы, по которым вытекал кумыс, мед, рисовое пиво и вино. Эти напитки употреблялись во время дворцовых попоек.

Несметные богатства, стекавшиеся в столицу, не могли не интересовать советских археологов. Много лет здесь работала группа из СССР, которая определила точное местоположение дворца Угэдэя. Однако ни сокровищ, ни серебряного дерева найти не удалось, как не удалось обнаружить и трон Чингисхана, сработанный пленным русским мастером Космой. Теперь в Каракоруме работает немецкая экспедиция.

Каракорум просуществовал 300 лет, из которых 32 года был столицей монгольской империи. В 1368 г. его разрушили китайские войска. Попытки возродить город предпринимались неоднократно. В XVI веке по приказу Абатай-хана рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрденидзу - "Храм Сокровища". Весь комплекс окружили стенами, образующими прямоугольник. На середине каждой стороны - городские ворота. Роль башен выполняли мемориальные сооружения - субурганы. Всего их 108.

Традиции возведения подобных пирамид уходят в глубокую древность. Они служили вместилищем праха святых и напоминали верующим о выдающихся событиях буддистской истории. При сооружении пьедестала, дарохранилища, шпилья и венчающей эмблемы использовали дерево, глину и камни. В 1799 г. в Каракоруме соорудили Священный субурган. В него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и прах Абатай-хана, построившего монастырь.

Центральное место в Эрденидзу занимают храмы Гурбандзу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Войти в храм без стука - значит застать богов врасплох и навлечь на себя страшный гнев. Только услышав звук гонга, они готовы встретить и выслушать вас.

Буддистские храмы всегда украшали живописными изображениями и скульптурами многочисленных будд, бодхисатв, исторических и мифических деятелей буддизма. Персонажи изображались в милостивом виде и с лицами, внушающими ужас. Например, чойджин, трехглазый защитник веры - с надутыми щеками и зверским оскалом. Его голову венчают пять черепов - знак победы над пятью пороками. Эти ужасные существа пришли из тибетской религии бон. Когда буддистские боги явились в Тибет, силы бона вступили с ними в схватку и проиграли. Не теряя злобной сущности, древние боги Тибета стали действовать против врагов буддизма.

Стены храмов украшали иконами-свитками, представлявшими несколько десятков, а то и сотен божеств. Перед тем как приступить к рисованию или ваянию, художник, как правило, монах, читал соответствующие мантры. Благодаря особому сочетанию звуков заклинание достигало божества и возвращалось из эфира обратно к художнику. Тот творил уже, как говорится, с божьей помощью. Отступать от канона было крайне опасно, ибо автор рисковал сильно испортить свою карму. Божества требовали портретного сходства и не прощали ошибок.

Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями.

В праздничные дни перед соборным храмом Цокчин собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Вот что сказано о цаме в трактате одного из далай-лам: "Телу необходимо придавать различные позы, руки следует трясти и делать ими другие наполненные мудростью жесты. Языком следует читать молитвы, а в мыслях твердо держать то или иное божество. Все это не должно быть превращено просто в игру. Надо быть бдительным и подбирать одежду и украшения сообразно смыслу..."

Действо завершалось жертвоприношением, иногда человеческим. В былые времена живое существо назначалось ответственным за все мировое зло. Его закалывали, а союз верующих скреплялся кровью. Раньше в цаме участвовало до 100 исполнителей. Сегодня это редкое явление религиозной жизни страны. Нечто похожее на мистерию нам посчастливилось увидеть во время фольклорного фестиваля… В течение всего представления появляется Белый Старец - это хранитель того места, где происходит цам. Роль старика - одна из самых важных. Он исполняет веселые импровизации, отвлекает на себя внимание в самых опасных местах представления. Он радует глаз и сердце собравшихся, ибо зрителям трудно все время удерживать в сердце суровую атмосферу танца.

Можно сказать, что монастырь в Каракоруме жил от цама до цама. Но раз в сто лет в этих местах появлялся белый всадник - владыка заповедной Шамбалы, страны великих мудрецов. Он нес весть о скором прибытии Майтрейи, Будды грядущего времени.

В 30-е годы монастырь закрыли, лам уничтожили, храмы разграбили. Старинные реликвии разошлись по юртам. Монастырь, никем не охраняемый, разрушался. Весь двор был усеян осколками статуй и субурганов. Кажется, что Владыка Шамбалы навсегда забыл дорогу в Каракорум. Но затмение человеческого разума рано или поздно проходит. Люди начинают вспоминать о своей культуре и традициях. Они тоскуют о бессмысленной утрате чего-то ценного. Теперь в Эрдэни Дзу филиал исторического музея Улан-Батора. Но придет время и буддизм навсегда вернется в эти древние стены. Во всяком случае, всадника с вестью о скором пришествии нового Будды здесь уже ждут.

http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/295/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недалеко от Каракорума находится стойбище господина Чулуна. Чулун - по-монгольски "камень", имя редкое, исконно монгольское. Обычно же монголы носят тибетские имена. Нас любезно пригласили в юрту, дожидаться хозяина. Его самого дома не было. Он уехал к стаду на мотоцикле. Говорит, что так удобнее, хотя Чулун - отличный наездник и не раз выигрывал столичные соревнования по верховой езде. Жена отправила за ним младшего сына, и оба должны вернуться с минуты на минуту. Пока мы привыкали к отведенным нам почетным местам в северной части дома, прибыл хозяин.

Когда в дом является дорогой гость, монгол обязательно угощает его нюхательным табаком. Если вам не предложили усладу для носа - лучше поскорее убираться из юрты: вы гость не желанный и хозяина своим присутствием вам лучше не раздражать. Табак хранится в специальной табакерке. В грубых руках кочевника она кажется особенно миниатюрной. Этот важный для монгола предмет подают правой рукой, поддерживая ее у локтя. Такое положение рук - знак наивысшего уважения, поэтому берут табакерку точно таким же образом, поддерживая принимающую руку. После совершения ритуала полагается побеседовать. Разговор течет легче с чашкой кобыльего молока. Кстати, посуда в юрте серебряная, переходит от отца к сыну на протяжении уже нескольких веков.

Вообще-то у монголов не принято сетовать на жизнь, но нам пожаловались, что последние три зимы были особенно тяжелыми: снега выпадало много - скотина не могла самостоятельно добраться до травы, поэтому был большой падеж. Монголы, как известно, свою живность никогда специально не кормят. В семье Чулуна трое детей, к счастью, все мальчики, много родственников. Старший сын окончил школу, сейчас учится в Улан-Баторе гостиничному бизнесу. Родители его часто навещают.

- А может, вам бросить кочевую жизнь и осесть в городе? - предложили мы.

- Знаете, Чингисхан делил людей на горожан и кочевников. Первые - это негодяи и предатели, трясущиеся над своим добром, образ жизни вторых несовместим с накопительством. Мы живем так, как жили наши отцы и деды.

- А что, большое у вас стадо?

- Девятьсот голов: коровы, овцы, козы, лошади. Мясо сами едим, излишки и шкуру продаем. Один баран стоит от 15 до 30 долларов. Всего у меня 250 баранов, вот и считайте.

Пока мы беседовали с хозяином, пришел его младший брат. Младших членов семьи в Монголии уважают. Когда старшие уходили воевать, младшие оставались вести хозяйство. Если в гости к старшему брату приходит младший, после чашки кумыса он обязан спеть. Песня посвящена просторной юрте старшего брата, его трудолюбивой жене, прекрасным детям, тучным стадам, которые пасутся на привольных пастбищах. Песня славит и жирный кумыс, который дают кобылы брата.

Дойка у монголов - не только женское занятие. Вот что писал о дойке кобылиц францисканец Гильом де Рубрук: "Доят их около 3 часов дня. Если какая-нибудь из них нервничает, то человек берет детеныша и подносит к ней, давая немного пососать. Затем он оттаскивает его и на смену является доильщик". Кобылье молоко сливают в бочку, которая всегда стоит у входа в юрту. Кумыс сбивают деревянной палкой. Он начинает скисать и бродить. Когда молоко приобретает остроту, его можно пить. "Кумыс щиплет язык, так же как вино, - писал Рубрук. - Он оставляет на языке привкус миндаля и доставляет много приятного внутренностям человека. Слабые головы опьяняет. Он наводит глубокий сон и вызывает много мочи". Современная медицина признала, что кумыс - самый полезный из всех кисломолочных продуктов, он гораздо питательнее и вкуснее коровьего молока. Надо заметить, что русские, попадавшие в плен к монголам, кумыса не пили. Они полагали, что оскоромившись им, уже не спасут свою душу.

Гущу, оставшуюся от взбивания кумыса, едят. Это блюдо называют пенькой. Из свернувшегося после кипячения молока готовят сыр хурутх. Его прессуют, режут на кусочки и сушат на солнце. Хурутх можно растворить в воде. Такое сухое молоко - незаменимый источник белка в дальних походах.

Хурутхом называют и замечательную игру, правила которой мы так до конца и не поняли, то ли из-за того, что наш образ мышления сильно отличается от монгольского, то ли потому, что к тому времени кумыса нами было выпито изрядное количество. Скажем лишь, что во время игры нужно победить все десять пальцев соперника. Эта игра развивает логическое мышление. Кроме того, нужно внимательно слушать оппонента, который поет о том, что он собирается показать после хода соперника. Игра ведется правой рукой, левая свободна для счета. По ней можно понять, кто лидер: проигрываешь - пальцы разжимаешь, выигрываешь - сжимаешь. Младший брат Чулуна поет, что он покажет большой палей, а старший ему отвечает, что он об этом догадывается и поэтому покажет мизинец, своего рода джокер, который побьет большой палец брата. Тот, кто выигрывает партию, начинает следующую игру. Проигравший пьет кумыс. Так как пальцев десять, а в пиалу влезает пол-литра кобыльего молока, за игру можно выпить до пяти литров. Этого вполне хватает, чтобы почувствовать себя совершенно пьяным. Чем чаще проигрываешь, тем быстрее хмелеешь. Таким образом, от кона к кону выиграть все труднее. Иногда игра заканчивается рвотой.

"Пьянство у них считается почетным, и когда, кто много выпьет, там же извергает обратно, - писал монах Карпини. - Зимой они делают превосходный напиток: террацину или тарасун - молочную водку. Иногда мужчины и женщины пьют взапуски, очень гадко и с жадностью. Когда они хотят побудить кого-нибудь к питью, то хватают за уши и сильно тянут, чтобы расширить ему горло, и рукоплещут и танцуют перед его лицом". Молочную водку нам довелось попробовать уже в другой кочевой семье. Тарасун - это легкая 20-градусная брага, напоминающая японский национальный напиток сакэ. Если вы не желаете выпивать, вам следует намочить в чашке безымянный палец и прикоснуться им ко лбу. Наш гид, Максим, которому мы хотим выразить искреннюю благодарность за помощь в организации съемок, рассказывает об этом старом обычае: "Давным-давно один монгольский хан отправился в Китай, на службу к императору. Хан был человеком умным, независимым, а как раз таких монарх и не любил. Однажды хана угостили вином. Справедливо опасаясь коварства императора, монгол смочил в чаше безымянный палец - кожа на нем омертвела. Догадливый вельможа понял, что вино отравлено. С тех пор все, кто отказываются от спиртных напитков, макают в чашу палец и дотрагиваются до лба. Так гость показывает, что он не пьет не потому, что боится быть отравленным, а по какой-то другой причине". Есть в Монголии еще один напиток, который называется "Болор Архи", 40-градусная "водка Архи". Она похожа на нашу "Пшеничную" или "Столичную". Ее производит совместное российско-монгольское предприятие. Российские специалисты, активно осваивающие Монголию, расшифровывают "Архи" так: "Ах, родная, хорошо идешь".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Ville_de_karakorum.jpg

Вид Каракорума

Построен в 1220 г. по приказу Чингисхана как главный лагерь, где он оставлял семью на время своих походов и как центр по производству вооружений и прочего оснащения войск. Китайские советники убедили Чингисхана и его преемника Угэдэя (1186—1241) в необходимости иметь постоянную столицу государства. Во время правления Угэдэя и сложилось представление о том, что Каракорум — центр монгольского государства. Угэдэй построил здесь дворец, названный Маньняньгун (кит. 万年宫, монг. Түмэн амгалант) — «Дворец десяти тысяч лет». Младших чингизидов обязали тоже построить здесь по дворцу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Булган хангай
Большие строительные работы в Каракоруме развернул брат Чингисхана, Угэдэй.

:lol: :lol: :lol: :lol: :lol:

Есть в Монголии еще один напиток, который называется "Болор Архи", 40-градусная "водка Архи". Она похожа на нашу "Пшеничную" или "Столичную". Ее производит совместное российско-монгольское предприятие. Российские специалисты, активно осваивающие Монголию, расшифровывают "Архи" так: "Ах, родная, хорошо идешь".

:lol: :lol: :lol: :lol: :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

The Travels of Marco Polo - The Complete Yule-Cordiere Edition

т.1, с.259 нижний абзац

В "Si yu ki" ("Путешествие на Запад Чанг Чуна"), мы обнаруживаем напиток под названием tung lo. "Китайский иероглиф тунг ло", пишет Бретшнейдер (Med.Res. I, 94) "означает, согласно словарям, напиток изготовленнй из кобыльего или коровьего молока, такие как кумыс, кислое молоко и т.д." В Юань ши (гл.сххviii) в биографии кипчакского князя Ту-ту-ха утверждается что "черное кобылье молоко" - очевидно "кара космос" Рубрука, очень приятный на вкус, посылался от кипчаков ко двору "монголов" в Пекине. (О напитках "монголов" см. заметку г-на Рокхилла "Рубрук" с.62). Монголы (халха в данном случае - А.) питают слабость к кислому молоку (тарак) и дистиллированному кобыльему молоку (арреки), но г-н Рокхилл (Land of Lamas, 130) говорит, ЧТО ОН НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ЧТОБЫ ОНИ (халха - прим.А.) ПИЛИ КУМЫС. - H.C.

... Приск в своем описании своей миссии вместе с Максимином к Аттиле, говорит что гунны принесли ему напиток из ячменя, который они называли КАМОС. Без сомнения он ошибся с ячменем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
The Travels of Marco Polo - The Complete Yule-Cordiere Edition

т.1, с.259 нижний абзац

В "Si yu ki" ("Путешествие на Запад Чанг Чуна"), мы обнаруживаем напиток под названием tung lo. "Китайский иероглиф тунг ло", пишет Бретшнейдер (Med.Res. I, 94) "означает, согласно словарям, напиток изготовленнй из кобыльего или коровьего молока, такие как кумыс, кислое молоко и т.д." В Юань ши (гл.сххviii) в биографии кипчакского князя Ту-ту-ха утверждается что "черное кобылье молоко" - очевидно "кара космос" Рубрука, очень приятный на вкус, посылался от кипчаков ко двору "монголов" в Пекине. (О напитках "монголов" см. заметку г-на Рокхилла "Рубрук" с.62). Монголы (халха в данном случае - А.) питают слабость к кислому молоку (тарак) и дистиллированному кобыльему молоку (арреки), но г-н Рокхилл (Land of Lamas, 130) говорит, ЧТО ОН НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ЧТОБЫ ОНИ (халха - прим.А.) ПИЛИ КУМЫС. - H.C.

... Приск в своем описании своей миссии вместе с Максимином к Аттиле, говорит что гунны принесли ему напиток из ячменя, который они называли КАМОС. Без сомнения он ошибся с ячменем.

Да мы не пьем "кумыс". Мы пьем айраг. :lol:

И перестань наконец всех монголов называть халхами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все средневековые путешественники упоминали именно КУМЫС, а не айраг.

Каракорум всегда был тюркским городом - и до, и во время, и после Чингиз хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракорум всегда был тюркским городом - и до, и во время, и после Чингиз хана.

До Чингиз-хана он не мог быть ни тюрским, ни монгольским, ни русским, ни зулусским, ибо его построили только при Чингиз-хане, и по его приказу.

Что касается основного населения - то оно наверняка было тюркским, независимо от этнической принадлежности самого Чингиза, просто в силу численного преобладания тюрок в его державе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Кара-корум существовал до Чингисхана.

Где-то я уже выкладывал сводку Кызласова Л.Р.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Гумилева Кара-Корум упоминается в связи с уйгурами (9 в)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Описание города Каракорума в главе сорок четвертой по Вильгельму де Рубруку: «Путешествие в Восточные страны» (1253 год).

...............................................................

"О городе Каракаруме да будет вашему величеству известно, что, за исключением дворца, он уступает даже (non ita bona) пригороду святого Дионисия, а монастырь святого Дионисия стоит вдесятеро больше, чем этот дворец. Там имеются два квартала: один Саррацинов, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, и из-за обилия послов; другой квартал Катайев, которые все ремесленники. Вне этих кварталов находятся большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям. Там находятся двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон Магомета, и одна христианская церковь на краю города. Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот. У восточных продается пшено и другое зерно, которое, однако, редко ввозится; у западных продают баранов и коз; у южных продают быков и повозки; у северных продают коней".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До Чингиз-хана он не мог быть ни тюрским, ни монгольским, ни русским, ни зулусским, ибо его построили только при Чингиз-хане, и по его приказу.

Что касается основного населения - то оно наверняка было тюркским, независимо от этнической принадлежности самого Чингиза, просто в силу численного преобладания тюрок в его державе.

В Каракоруме доминировали тюркские народы (кочевники), но было много и представителей других завоеванных народов.

Вот как описывает Рубрук де В. в своих "Путешествиях в Восточные страны" (1253 г.)

....................................................................

"Упомянутые Югуры, которые перемешаны с христианами и Саррацинами, как я думаю, путем частых рассуждений пришли к тому, что веруют только в единого Бога. Они жили в городах, которые сперва повиновались Чингис-хану, и оттуда он отдал в жены их царю свою дочь. И самый Каракарум стоит как бы на их территории, и вся земля короля или Пресвитера Иоанна и его брата, Унка, находится вокруг их земель. Но эти последние живут на пастбищах к северу, а Югуры среди гор к югу".

"Эти Катай люди маленького роста, при разговоре они усиленно дышат ноздрями; у всех жителей Востока то общее, что они имеют небольшое отверстие для глаз. Катай отличные работники во всяком ремесле, и их медики очень хорошо знают действие трав и отлично рассуждают о пульсе, а мочегонных средств они не употребляют, да и вообще о моче ничего не знают. Я это заметил. Многие из них живут в Каракаруме, и у них всегда существует обычай, чтобы все сыновья занимались тем же искусством, каким занимается отец".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рубрук де В. "Путешествие в Восточные страны" (1253 г.)

«В Вербное воскресенье мы были вблизи Каракарума. Как только стало рассветать, мы благословили вербы, на которых еще не было заметно никаких почек. Около девяти часов мы въехали в упомянутый город, воздвигнув крест и развернув хоругвь; через середину квартала Саррацинов, где находится рынок и базар, мы добрались до церкви».

..............................

И далее по Рубруку описание Каракорума

ГЛАВА СОРОК ЧЕТВЕРТАЯ

Описание города Каракарума

О том, как Мангу-хан послал своих братьев против разных народов

«О городе Каракаруме да будет вашему величеству известно, что, за исключением дворца, он уступает даже (non ita bona) пригороду святого Дионисия, а монастырь святого Дионисия стоит вдесятеро больше, чем этот дворец. Там имеются два квартала: один Саррацинов, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, и из-за обилия послов; другой квартал Катайев, которые все ремесленники. Вне этих кварталов находятся большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям. Там находятся двенадцать кумирен различных народов, две мечети, в которых провозглашают закон Магомета, и одна христианская церковь на краю города. Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот. У восточных продается пшено и другое зерно, которое, однако, редко ввозится; у западных продают баранов и коз; у южных продают быков и повозки; у северных продают коней».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И далее по тем же "Путешествиям..." Рубрука де.В......

«И, когда мы выходили оттуда, собираясь идти в свое помещение, вышеназванный толмач пришел к нам и сказал: "Мангу-хан жалеет вас и дает вам сроку пробыть здесь два месяца; тогда пройдет сильный холод. И он поручает передать вам, что здесь вблизи, в десяти днях пути, есть хороший город, по имени Каракарум. Если вы желаете отправиться туда, он сам прикажет доставить вам необходимое; если же вы желаете остаться здесь, вы можете это, и получите необходимое».

« В Каракаруме у Мангу имеется рядом с городскими стенами большой двор, обнесенный кирпичною стеною, как окружают у нас монашеские обители, Там помещается большой дворец, в котором хан устраивает попойку дважды в год: раз около Пасхи, когда он проезжает там, и раз летом, когда возвращается….. Там имеется также много домов, длинных, как риги, куда убирают съестные припасы хана и сокровища. . Так как в этот большой дворец непристойно было вносить бурдюки с молоком и другими напитками, то при входе в него мастер Вильгельм парижский сделал для хана большое серебряное дерево, у корней которого находились четыре серебряных льва, имевших внутри трубу, причем все они изрыгали белое кобылье молоко. И внутрь дерева проведены были четыре трубы вплоть до его верхушки; отверстия этих труб были обращены вниз, и каждое из них сделано было в виде пасти позолоченной змеи, хвосты которых обвивали ствол дерева. Из одной из этих труб лилось вино, из другой – каракосмос, то есть очищенное кобылье молоко, из третьей – бал, то {159} есть напиток из меду, из четвертой – рисовое пиво, именуемое террацина. Для принятия всякого напитка устроен был у подножия дерева между четырьмя трубами особый серебряный сосуд. На самом верху сделал Вильгельм ангела, державшего трубу, а под деревом устроил подземную пещеру, в которой мог спрятаться человек. Через сердцевину дерева вплоть до ангела поднималась труба. И сначала он устроил раздувальные мехи, но они не давали достаточно ветру. Вне дворца находился подвал, в котором были спрятаны напитки, и там стояли прислужники, готовые потчевать, когда они услышат звук трубы ангела. А на дереве ветки, листья и груши были серебряные. Итак, когда начальник виночерпиев нуждался в питье, он кричал ангелу, чтобы загудела труба; тогда лицо, спрятанное в подземной пещере, слыша это, сильно дуло в трубу, ведшую к ангелу; ангел подносил трубу ко рту, и труба гудела очень громко. Тогда, услышав это, прислужники, находившиеся в подвале, наливали каждый свой напиток в особую трубу, а трубы подавали жидкость вверх и вниз в приготовленные для этого сосуды, и тогда виночерпии брали напиток и разносили его по дворцу мужчинам и женщинам.

И дворец этот напоминает церковь, имея в середине корабль, а две боковые стороны его отделены двумя рядами колонн; во дворце три двери, обращенные к югу. Перед средней дверью внутри стоит описанное дерево, а сам хан сидит на возвышенном месте с северной стороны, так что все могут его видеть. К его престолу ведут две лестницы (gradus): по одной подающий ему чашу поднимается, а по другой спускается. Пространство, находящееся в середине между деревом и лестницами, по которым поднимаются к хану, остается пустым; именно там становится подающий ему чашу, а также послы, подносящие дары; сам же хан сидит там вверху, как бы некий бог. С правого от него боку, то есть с западного, помещаются мужчины, с левого – женщины. Дворец простирается с севера на юг. К югу, рядом с колоннами, у правого бока, находятся возвышенные сидения, наподобие балкона, на которых сидят сын и братья хана. На левой стороне сделано так же; там сидят его жены и дочери. Одна только жена садится там, наверху, рядом с ним, но все же не так высоко, как он».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже задавал этот вопрос и не получил на него ответ. Еще раз, монголы, вопрос к вам.

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=67956

С казахского ҚАРАҚОРЫМ переводится дословно как "черное кладбище", а смысл будет означать что-то вроде "древнее святое место захоронения предков", где слово "қара" означает не черный, а древний или слово қара применяется для усиления, например говорят қара шаңырак, что означает не черный шанырак, а древний или святой шанырак, в общем в русском языке нет такого одного слова которое передало бы тот смысл, который несет в себе слово қара в данном случае. Слово ҚОРЫМ возможно производное от слова ҚОР /фонд, запас, база, основа, что-то собранное, накопленное ценное в общем/, окончание -ЫМ в данном случае будет передавать смысл принадлежности и ценности предмета ҚОРЫМ будет означать - моя основа, моя база. А слова переводимые на русский как кладбище или могила встречаются во многих названиях казахских городов, например Талды-Қорган /поросший курган или поросшая могила/ Ақмола /белая могила/. Монголы можете сказать как переводится название Каракорум с монгольского и переводится ли вообще?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Я уже задавал этот вопрос и не получил на него ответ. Еще раз, монголы, вопрос к вам.

http://forum.eurasica.ru/ipb.html?s=&s...ost&p=67956

С казахского ҚАРАҚОРЫМ переводится дословно как "черное кладбище", а смысл будет означать что-то вроде "древнее святое место захоронения предков", где слово "қара" означает не черный, а древний или слово қара применяется для усиления, например говорят қара шаңырак, что означает не черный шанырак, а древний или святой шанырак, в общем в русском языке нет такого одного слова которое передало бы тот смысл, который несет в себе слово қара в данном случае. Слово ҚОРЫМ возможно производное от слова ҚОР /фонд, запас, база, основа, что-то собранное, накопленное ценное в общем/, окончание -ЫМ в данном случае будет передавать смысл принадлежности и ценности предмета ҚОРЫМ будет означать - моя основа, моя база. А слова переводимые на русский как кладбище или могила встречаются во многих названиях казахских городов, например Талды-Қорган /поросший курган или поросшая могила/ Ақмола /белая могила/. Монголы можете сказать как переводится название Каракорум с монгольского и переводится ли вообще?

Qarakurme черные базальты. В том долине большие базальтовые камни вулканического происхождения.

Другое дело как тюркские подданные империи называли ее и понимали.

з.ы. эту версию я поддерживаю, еще есть другие варианты. А ваш черное кладбище не в тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Qarakurme черные базальты. В том долине большие базальтовые камни вулканического происхождения.

Другое дело как тюркские подданные империи называли ее и понимали.

з.ы. эту версию я поддерживаю, еще есть другие варианты. А ваш черное кладбище не в тему.

"Черное кладбище" буквальный перевод, смысловой перевод ГОРАЗДО ШИРЕ, не утрируйте, пжлст

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Корум - осыпь.

На сленге туристов курумники - горы с осыпающимися породами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На тюркском (древне-уйгурском, совр. тувинском языке):

Хара хорум - Черная каменистая, труднопроходимая местность

хорум - каменистая, труднопроходимая местность в горах. Груда камней и осыпь у подножия горы - хорум.

Хорумнуг даг - назв. горы. Гора каменистой осыпью.

Хорумнуг хаяа - скала каменистой осыпью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До Чингиз-хана он не мог быть ни тюрским, ни монгольским, ни русским, ни зулусским, ибо его построили только при Чингиз-хане, и по его приказу.

Что касается основного населения - то оно наверняка было тюркским, независимо от этнической принадлежности самого Чингиза, просто в силу численного преобладания тюрок в его державе.

Читай арабских путешественников, они писали про Каракорум как о столице Тогуз Огузского (Уйгурского) каганата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читай арабских путешественников, они писали про Каракорум как о столице Тогуз Огузского (Уйгурского) каганата.

И так, в "Улык Монгол Улыс" были тюркские титулы, тюркские имена, тюркские племена и даже название столицы было тюркским. Почему же язык был не тюркским???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До Чингиз-хана он не мог быть ни тюрским, ни монгольским, ни русским, ни зулусским, ибо его построили только при Чингиз-хане, и по его приказу.

Что касается основного населения - то оно наверняка было тюркским, независимо от этнической принадлежности самого Чингиза, просто в силу численного преобладания тюрок в его державе.

Согласно „Селенгинскому камню" Каракорум известен как Орда (столица) кочевых уйгуров, основателем его был каган Моюн Чур, середина 8 века.

Позднее, начиная с 840 г. Каракорум переходит к кыргызам являясь их Ордой.

И только с 13 века он становится Ордой Чингизхана.

Вполне вероятно, что город как главная ставка или Орда существовала до уйгуров и служила уже тогда столицей хуннов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...