Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

  В 21.05.2021 в 12:58, Zake сказал:

Аргыно-якуткские параллели не являются случайным совпадением.

Вы читали про Аргунскую волость на Чулыме? Читали про аргынские сеоки в составе хакасов? (Читали записи Мессершмидта, Клеменца и т.д.?)

Вы, наверное, курсе , что в то время шло   перемещение сибирских кочевых народов!?

(Одним из основных триггеров послужило завоевание Сибири русскими.) 

Показать  

Не вижу параллелей. Вижу в казахской книжке единичного Мээрэм суппу. Буду признателен если приведете его и др. примеры из якутских (касающихся якутов) источников. Чулымцы, хакасы это не саха и да, читали про это, уже обсуждали это на форуме (наверняка это выходцы из ордынских (сибирских) аргынов)

  В 22.05.2021 в 11:02, АксКерБорж сказал:

Таких случайных совпадений не бывает:

Сахалар - Мэйэрэм суппу

Аргыны - Мейрам сопы

(и не только с "сопы", но и другие аргын-якутские параллели) 

Возможно и вероятнее всего что было именно так, хотя рождаются и вопросы. Например, почему ушли только аргыны?

Если причина в Ермаке, то триггер должен был вызвать уход также части местных кереев и уаков.

Показать  

См. выше. А причем тут уаки и кереи?

  В 22.05.2021 в 12:55, АксКерБорж сказал:

Я имел в виду основной аргынский этнос в Юго-Западной Сибири и Северо-Восточном Казахстане, а не про осколки в разных местах.

Показать  

И кто же наделил вас правом одних аргынов считать "основным этносом", а других "осколками в разных местах"? А ничего что в Крымском, Казанском и Касимовском ханстве аргыны были одним из четырех главенствующих родов (карачи)?!

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внешность от рода не зависит (не считая кожа и то, нынче у них почти нет эндогамии как раньше и они тоже стали неотличимы от ост. казахов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 24.05.2021 в 09:56, кылышбай сказал:

Не вижу параллелей. Вижу в казахской книжке единичного Мээрэм суппу. Буду признателен если приведете его и др. примеры из якутских (касающихся якутов) источников. Чулымцы, хакасы это не саха и да, читали про это, уже обсуждали это на форуме (наверняка это выходцы из ордынских (сибирских) аргынов)

 

Показать  

Что вы заладили про "казахскую" книжку? Вы считаете, что аргыно-якутские параллели является выдумкой казахской стороны? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М. Тынышпаев:
"...Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийство был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда Маканчи-Сады-ровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину *. В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время непонятное и загадочное. По его словам, он прожил несколько лет в Якутской области, через 3—4 месяца по прибытии туда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка, не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеша и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находится в Лепсинском уезде на р. Аягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян — якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеша или Баян (не помню кого из них назвал Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеше и Баян, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный, и во всяком случае не из тех, которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т. д.; такими делами он не интересовался и вообще ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии.
 
Теперь же после изложенного выше, рассказ этого простоватого человека приобретает очень ценное значение. Замечу к тому же, что хотя киргизы повсеместно знают эту интересную и трогательную легенду, до сих пор не удалось разыскать какому киргизскому роду принадлежат Козы-Корпеш и Баян..."

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/5-kerei.html

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 24.05.2021 в 09:56, кылышбай сказал:

См. выше. А причем тут уаки и кереи?

Показать  

 

При том, что уаки и кереи вторые по численности в северо-восточном Казахстане и в смежных районах Юго-Западной Сибири.

 

  В 24.05.2021 в 09:56, кылышбай сказал:

И кто же наделил вас правом одних аргынов считать "основным этносом", а других "осколками в разных местах"? А ничего что в Крымском, Казанском и Касимовском ханстве аргыны были одним из четырех главенствующих родов (карачи)?!

Показать  

 

Вся существующая историческая информация наделила меня правом считать аргынские поколения, исходя из их географии и численности порядка 2 млн. чел., основным аргынским этносом, а другие, также исходя из исторической географии, событий и численностей, его диаспорами.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 24.05.2021 в 09:58, кылышбай сказал:

Внешность от рода не зависит (не считая кожа и то, нынче у них почти нет эндогамии как раньше и они тоже стали неотличимы от ост. казахов)

Показать  

Они никогда и особо не отличались от казахов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 02:40, Zake сказал:
М. Тынышпаев:
"...Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийство был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда Маканчи-Сады-ровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину *. В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время непонятное и загадочное. По его словам, он прожил несколько лет в Якутской области, через 3—4 месяца по прибытии туда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка, не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеша и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находится в Лепсинском уезде на р. Аягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян — якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеша или Баян (не помню кого из них назвал Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеше и Баян, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный, и во всяком случае не из тех, которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т. д.; такими делами он не интересовался и вообще ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии.
 
Теперь же после изложенного выше, рассказ этого простоватого человека приобретает очень ценное значение. Замечу к тому же, что хотя киргизы повсеместно знают эту интересную и трогательную легенду, до сих пор не удалось разыскать какому киргизскому роду принадлежат Козы-Корпеш и Баян..."

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/5-kerei.html

 

Показать  

Ну Козы корпеш много у кого есть 

В фольклоре некоторых тюркоязычных народов существуют другие варианты поэмы. К примеру, у башкир она называется «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу», у барабинских татар — «Козы Корпеш», у алтайцев — «Козы Эркеш» возможно оно у них через другие народы передалось. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 11:18, Tima_2109 сказал:

Ну Козы корпеш много у кого есть 

В фольклоре некоторых тюркоязычных народов существуют другие варианты поэмы. К примеру, у башкир она называется «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу», у барабинских татар — «Козы Корпеш», у алтайцев — «Козы Эркеш» возможно оно у них через другие народы передалось. 

 

 

Показать  

Об этом и речь!

 Потому что для этого предки якутов должны были контактировать с этими народами. 

  • Thanks 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 11:18, Tima_2109 сказал:

В фольклоре некоторых тюркоязычных народов существуют другие варианты поэмы. К примеру, у башкир она называется «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу», у барабинских татар — «Козы Корпеш», у алтайцев — «Козы Эркеш» возможно оно у них через другие народы передалось. 

Показать  

Как-то в интернете слышал такую байку, Козыкорпеш имя, а Баянсулу это топоним. То есть её прозвали Баянсулы, из местности Баянсу. А так это либо золотоордынская повесть,  которая разошлась, как Сулейман и Зулейха, либо какая-то древняя тюркская повесть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 11:32, Qairly сказал:

Как-то в интернете слышал такую байку, Козыкорпеш имя, а Баянсулу это топоним. То есть её прозвали Баянсулы, из местности Баянсу. А так это либо золотоордынская повесть,  которая разошлась, как Сулейман и Зулейха, либо какая-то древняя тюркская повесть. 

Показать  

А что скажите о мавзолее Баян Сулу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 11:32, Qairly сказал:

А так это либо золотоордынская повесть

Показать  

 

Где Золотая Орда, а где места, где происходили события с Козы и Баян - ВКО, Аягуз.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 12:32, АксКерБорж сказал:

 

Где Золотая Орда, а где места, где происходили события с Козы и Баян - ВКО, Аягуз.

 

Показать  

Если не ошибаюсь, это приграничные земли Улуса Джучи и Могулистана.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 12:51, Zake сказал:

Если не ошибаюсь, это приграничные земли Улуса Джучи и Могулистана.

Показать  

 

Вы не заметили, что улус Джучи почему-то принято представлять очень масштабно, чуть ли не до Иртыша? Может быть чтобы не было географического вакуума? ))

Думаю, что Могулистан правильнее.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 13:00, АксКерБорж сказал:

 

Вы не заметили, что улус Джучи почему-то принято представлять очень масштабно, чуть ли не до Иртыша? Может быть чтобы не было географического вакуума? ))

Думаю, что Могулистан правильнее.

 

Показать  

а он разве и не был таким масштабным? У нас и мавзолей Джучи разположен на востоке. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 13:28, Tima_2109 сказал:

ВКО Аягуз именно там этот мавзолей что о нем думаете? 

Показать  

Так как строение 10-11 века,  то либо кимаки (ишк, ланиказ, аджлад, айрум, баяндур, татар, кыпчак) и они с падением своего государства разнесли повесть вместе с собой и оставили мазар (часть кимаков была мусульманами), либо чуть позднее его построили найманы, в чем я сомневаюсь. Не факт, что данный мазар (исламская традиция) мог присутствовать у тенгрианцев и христиан (имею в виду найман) и возможно с ними не связан.  Также возможно собран из кирпичей более старого строения,  укрепления, города уже в Золотой Орде и совпадает с оценкой возраста эпоса. В общем, у меня мнения по этому поводу вообще нет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 13:27, Tima_2109 сказал:

а он разве и не был таким масштабным? У нас и мавзолей Джучи разположен на востоке. 

Показать  

 

То, вероятно, другой человек и более поздний мавзолей.

Кстати, есть хорошее обсуждение этого вопроса на форуме, поищите.

 

  В 25.05.2021 в 14:17, Qairly сказал:

Так как строение 10-11 века

либо чуть позднее его построили найманы, в чем я сомневаюсь. 

Показать  

 

Исходя из первых упоминаний татар (найманов) в этих краях, а это емнип у Ибн ал-Асира начало 11 века, то вполне Сарыбай, Карабай могли быть найманами, чисто предположение.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 24.05.2021 в 11:09, Zake сказал:

Что вы заладили про "казахскую" книжку? Вы считаете, что аргыно-якутские параллели является выдумкой казахской стороны? 

Показать  

Что вы сразу кричите? Я вообще не интересовался этой темой пока вы как раз не заладили одну и ту же мантру с одного не исторического источника. Поэтому это вам нужно привести данные из др. источников про Мээрэм Суппу у якутов. Я не отрицаю, я просто не могу взять и принять это за факт, что аргынский Мейрам Сопы зафиксирован у саха только потому что казахский авторы написали об этом в одной книге. Может какой ни будь русский фольклорист записал это у саха, это где то зафиксировано, в крайнем случаем можно раздобыть эту книгу и попробовать оттуда выйти к Мээрэм Суппу. Мы же на одноклассниках, а на серьезном историческом форуме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 11:18, Tima_2109 сказал:

Ну Козы корпеш много у кого есть 

В фольклоре некоторых тюркоязычных народов существуют другие варианты поэмы. К примеру, у башкир она называется «Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу», у барабинских татар — «Козы Корпеш», у алтайцев — «Козы Эркеш» возможно оно у них через другие народы передалось. 

Показать  

У ногайцев он тоже есть. Имхо эпос имеет доордынские корни, из кыпчакско-кимаксого круга, причем сформировался на востоке. Мавзолей вероятно построен позже

  В 25.05.2021 в 12:32, АксКерБорж сказал:

Где Золотая Орда, а где места, где происходили события с Козы и Баян - ВКО, Аягуз.

Показать  
  В 25.05.2021 в 12:51, Zake сказал:

Если не ошибаюсь, это приграничные земли Улуса Джучи и Могулистана.

Показать  
  В 25.05.2021 в 13:00, АксКерБорж сказал:

Вы не заметили, что улус Джучи почему-то принято представлять очень масштабно, чуть ли не до Иртыша? Может быть чтобы не было географического вакуума? ))Думаю, что Могулистан правильнее.

Показать  

Так долго натягивали могулистанский глобус на Аягуз :D Надо было сразу написать что это не земли Орды а Могулистан, чего уж стесняться. Вам видимо невдомек что четких границ не было, они часто менялись. Более того, даже Семиречье часто входило в сферу влияния улуса Джучи, не говоря о Иртыше и Сарыарке (Аягуз). Это периферия на уровне улусов, возможно часто там и центральная власть не распространялась

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 02:40, Zake сказал:
М. Тынышпаев:
"...Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийство был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда Маканчи-Сады-ровской волости Джаксылык (фамилию не помню).

http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/5-kerei.html

 

Показать  

Кто то кому сказал ... Читал про это давно. Даже если и есть эпос у саха то не обязательно казахи им передали. Эпос древний, может они его с собой забрали еще из Прибайкалья

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 25.05.2021 в 10:33, АксКерБорж сказал:

При том, что уаки и кереи вторые по численности в северо-восточном Казахстане и в смежных районах Юго-Западной Сибири.

Показать  

Сейчас может и да. А у нас есть данные что уаки и кереи жили там во времена Ермака?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.05.2021 в 12:04, кылышбай сказал:

Кто то кому сказал ... Читал про это давно. Даже если и есть эпос у саха то не обязательно казахи им передали. Эпос древний, может они его с собой забрали еще из Прибайкалья

Показать  

Насчет Байкала.

Вам вначале надо бы КРИТИЧЕСКИ разобраться с этими жителями Прибайкалья: когда там вообще появилось название "баргу" и "бурят"?

Если действительно интересуетесь историей.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.05.2021 в 11:46, кылышбай сказал:

Что вы сразу кричите? Я вообще не интересовался этой темой пока вы как раз не заладили одну и ту же мантру с одного не исторического источника. Поэтому это вам нужно привести данные из др. источников про Мээрэм Суппу у якутов. Я не отрицаю, я просто не могу взять и принять это за факт, что аргынский Мейрам Сопы зафиксирован у саха только потому что казахский авторы написали об этом в одной книге. Может какой ни будь русский фольклорист записал это у саха, это где то зафиксировано, в крайнем случаем можно раздобыть эту книгу и попробовать оттуда выйти к Мээрэм Суппу. Мы же на одноклассниках, а на серьезном историческом форуме

Показать  

Якуты - пришлый народ на нынешней территории. 

Скорее всего выходцы из Западной Сибири.

(Вывод по комплексу источников).

Поэтому саха-аргынские параллели имеют право на существование.

large.39493945_Screenshot_20210526-2059502.png.212e6ecd61ad5add8b6b43d896e52cb2.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...