Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Ким? Кто? 

Ураанхай сахалар, не тюрки а монголы. Кровь от крови. С  незначительным тюркским влиянием на язык. Видимо связанным с ясачными отношением с нижними народами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Uran55 сказал:

Ураанхай сахалар, не тюрки а монголы. Кровь от крови. С  незначительным тюркским влиянием на язык. Видимо связанным с ясачными отношением с нижними народами.

 

В добрый путь.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Ураанхай сахалар всегда был, и есть собственный путь. Чего чего, а в этой стезей, у народа с поводьями за спиной с лицом впереди. С такими ведущими как Темуджин-Могол-Чингисхан переживать о будущем нечего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

– Неужель, всемогущие мы, –

Всезнающие,

Всевидящие,

Не устроим жизнь по воле своей

В этом срединном мире земном?

Выбрав из трех первозданных родов,

Надобно поселить

Навеки на средней земле

Быстроногих, чья кровь горяча,

Подпоясывающих свой стан,

Тридцать пять племен уранхай-саха –

С поводьями за спиной,

С немеркнущею судьбой,

С продолговатым носом людей,

У которых лицо впереди,

У которых на шее легко

Поворачивается голова,

Чьи суставы гибки, связки крепки,

Чье дыханье, словно туман,

В чьих жилах – живая кровь.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Uran55 сказал:

Выбрав из трех первозданных родов,

Это именно те...которые из Баргу эджин  Токо - Тунгир-Тунгилик (Олло Хуна) вышли на простор степи, расплавив гору.Бурхан-Вулканы Кадара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие думают что якуты ....пушистые и наивные. Определение народа.

Якуты, подобно китайцам, обладают какой-то особенной агрессивной силой, объякучивая все народы, с которыми приходят в соприкосновение. Так, они объякучивают не только тунгусов, но и великороссов. Они сумели: заставить решительно всех говорить по-якутски. Во времена Миддендорфа (1840 год) в доме якутского губернатора приемным языком был якутский. В настоящее время среди якутов, равно как и среди бурят, есть много лиц, получивших среднее и высшее образование. Вообще якуты — народ очень жизнеспособный, энергичный и колонизационной точки зрения желательный.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы знаете откуда у якутов...агрессивная сила?  А все просто...они и есть Северные Хань вся гениология  якутского народа связана с северным Китаем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, Uran55 said:

Якуты не тюрки!!!

Видимо, все-таки, итальянцы. Выбирайте, что вам больше нравится.  Итальянский «mucca» - дойная корова, «vacca» - корова, говядина,

On 9/29/2022 at 7:42 PM, Uran55 said:

Продолжим тему шапок. .......

[Якутский]туоһахта

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

 Монгольский «малгай» – шапка, головной убор. Что-то мне это слово напоминает.

 

Якутское слово «туоһахта».

В этом якутском слове первая часть слово «туо» - это казахское «төбе» /макушка, темя/.

В якутском языке казахское слово стало…..

Якутский «төбө» 1) голова || головной; төбө оройо темя; макушка.

В монгольском языке осталось лишь слово «орой» - вершина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, bulgarin сказал:

В этом якутском слове первая часть слово «туо» - это

туос

I 1) берёста || берестяной; туос ураһа берестяная яранга; туос ыаҕас берестяное ведро; туоһу хастаа = снимать берёсту;

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

Береза.

Собрался народ. Эллэй поставил коновязь, приставил к ней березу и привязал кобылицу. Затем, сказав: «Я буду сла­вить божества», — надел на семь девушек и девять мальчиков женские шапки и заставил их петь за собой, повторяя его слова. Он спел:

«Имеющий голубо-пегих лошадей, шаман солнца-божества, Кюннэй-Ойун!..»

Кобылицу окропил кумысом. Дальше спел:

«Пусть в ясный полдень из-за горизонта появится и затенит небо темное облако, пусть в глубине земли раздадутся гулкие удары грома, пусть осветят землю мгновенные плети молнии, пусть белое облачко, подобное шкуре с лапами и загривком, всплывет на самую верхушку неба, пусть брызнет темным дож­дем, да настанет светлая благодать!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Культ Неба играл большую роль в религии кочевых держав древних тюрков, уйгуров и других раннефеодальных объединений на территории Центральной Азии.
Западномонгольскис урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек
Искони (оорцог) из урянхов.
Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня.
Среди хйлхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо’рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Береза - береста.

Племя лесных урянкатов Во время перекочевок они грузили поклажу на горных быков и никогда не выходили из лесов. В местах, где они останавливались, они делали из коры березы и других деревьев немного навесов и лачуг и удовлетворялись этим. Когда они надрезывают березу, то из нее вытекает [сок], похожий на сладкое молоко; они его всегда пьют вместо воды. Мнение их таково, что не бывает лучше этой жизни и что нет никого блаженнее их.

Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум, [у племен:] кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях [особенно] употребляют этот способ [передвижения].

Тот упомянутый народ твердо и непоколебимо [стоит] на том |А 21б| правиле и обычае и постоянно пребывает в лесах. Однако в [125] августейшую эпоху Чингиз-хана и его великого рода те пределы стали юртом других монгольских племен и они [урянкаты] смешались с другими монголами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Uran55 сказал:

В местах, где они останавливались, они делали из коры березы и других деревьев немного навесов и лачуг и удовлетворялись этим.

Ураса́ (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ.

По размерам различают три вида урасы.

Могол ураса — большая, предназначенная для приёмов гостей. Высота урасы зависит от количества опоясок — жердей, горизонтально связывающих остов жилища. В Якутии известна богатая ураса высотой 8,5 м с диаметром основания 6,5 м. Именно могол ураса построена в Парке народов Сибири.

Даллар ураса — меньше по размерам, и ещё меньше — ходьол ураса. В прошлые столетия они служили жилищем для людей со средним достатком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Uran55 сказал:

туос

1) берёста || берестяной;

Береза

 

У нас тоже тоз - береста березы.

Отличие лишь в произношении, у вас дифтонг "уо".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, Uran55 said:

туос

I 1) берёста || берестяной; туос ураһа берестяная яранга; туос ыаҕас берестяное ведро; туоһу хастаа = снимать берёсту;

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

 

       Не надо определения сваливать в кучу. Второе определение относится к якутскому слову «туоһахта».

      На счет бересты вы заблуждаетесь. Оно ближе к стакану и венгерской ложке.

Каракалпакский, сродни казахскому, «төбе» - темя, макушка, «орай» - макушка головы.

Киргизский «дөбө» - холм, возвышенное место;  «төбө» - холм, макушка головы, «дөбөл» и «төбөл» - звездочка на лбу животного, «орой» и «орой төбө» - макушка головы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас тоже тоз - береста березы.

Отличие лишь в произношении, у вас дифтонг "уо".

 

Тоз изначально означало пыль, напыление, пыль которая поднимается столбом или клубами. Есть почти во всех тюркских языках. На берёзе на коре бывает напыление черно белое которое тоже называют тоз. Оттуда глагол тозу, когда на одежде лохмотья как пыль колышатся на ветру.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Steppe Man сказал:

тоос-пыль.

 

А как береста?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, Nurbek сказал:

Тоз изначально означало пыль, напыление, пыль которая поднимается столбом или клубами. Есть почти во всех тюркских языках. На берёзе на коре бывает напыление черно белое которое тоже называют тоз. Оттуда глагол тозу, когда на одежде лохмотья как пыль колышатся на ветру.

 

ДТС:

UH3Bk.jpg

UH3Ck.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 hours ago, Uran55 said:

Туос -Туосахта. https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-3/172

лысина

ж. 1. тараҕай; 2. (на лбу животных) туһахта, ураанньык.

 

пятно

с. 1. эбир, толбон, туһахта; корова с белым пятном на лбу үрүҥ туһахталаах ынах; 2. бээтинэ; выводить пятна бээтинэ-лэри ыраастаа; 3. перен. хара мэҥ; пятно позора саат хара мэҥэ; белое пятно икки атах үктэнэ илик сирэ, ыраас сир (географический картаҕа чинчиллэ илик сир).'

---------------------

В современном якутском словаре слово «туосахта» отсутствует даже как диалектное.  

Наверно, не стоит лысину связывать с берестой.

Легко попасться на схожести букв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...