Jump to content
Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

В 07.12.2022 в 18:20, Nurbek сказал:

sariyog' и саржак это два слова. Дословно "желтое масло".

сары, сар - желтый

yog, жак - масло

С санскритом никакой связи.

Здесь согласен.

Link to comment
Share on other sites

В 07.12.2022 в 18:28, Nurbek сказал:

Бут по тюркски это бедро, ляжка. foot в английском это ступня. Опять мимо.

Не согласен.

Отрывок из ДТС: BUT - 1. бедро; 2. нога: qarga qazqa ötgünsä buti sīnur если ворона станет подражать гусю, она переломает себе ноги; 3. основа.

У сибирских тюрков одно из значений слова бут - нога.

Отрывок из словаря Пекарского: бедро; задняя нога скотины; нога человека.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-1/314

На тувинском бут еще имеет значение - лапа. Смотрите здесь:

https://tyvan.ru/ . Там нужно писать - бут. 

Ступня это часть ноги. В старых английских словарях написано - нога, ступня. В новых - ступня.

Английский: foot - ступня.

Таджикский: пой, по - нога, ступня.

Испанский: pie - нога, ступня, лапа.

Испанский: pierna - 1. нога; 2. штанина; 3. бедра птиц и четвероногих.

Греческий: πόδι (поди) - нога, ступня. 

Греческий: ποδάρι - нога.

Древнетюркский: бут - бедро, нога. Похожи же. В древние времена было много миграций и слова распространялись туда и сюда (карасукцы, таштыкцы, скифы, хунну, жужани и др).

Перевод pierna смотрел здесь (испанский - русский):

https://translate.google.com/

Казахское слово бұт - 2) задняя конечность (у животных):

https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/бұт/

Link to comment
Share on other sites

В 09.12.2022 в 08:28, Харабыл сказал:

Не согласен.

 

Почему не согласны? На саха тыла ведь буут[тах] тоже ляжка.

Из того же местах сэп[тах] и другие, не буду называть. f09fa4ad_2x.png

 

Link to comment
Share on other sites

В 10.12.2022 в 16:36, АксКерБорж сказал:

Почему не согласны? На саха тыла ведь буут[тах] тоже ляжка.

Из того же местах сэп[тах] и другие, не буду называть. f09fa4ad_2x.png

 

Не согласен, с тем что мимо. Потому что в ДТС бут имеет значение нога. Не совсем согласен с реконструкциями древних слов. Так как древние языки были бесписьменны. Поэтому, ныне невозможно разобраться где родились слова, которым по несколько тысяч лет. В древние времена было много миграций. Некоторые корни древних слов могут быть протоалтаизмами, некоторые протоиндоевропеизмами и т.д.

Насчет бут - ляжка. У современных якутов бут - бедро, ляжка. Но, здесь важнее как было в древности (ДТС): бут - 2. нога.

Якут: сэп - инструмент, орудие, оружие.

Бурят: зэбе - оружие, наконечник стрелы.

Монг: зэв - наконечник стрелы.

Монг: зебе - острое орудие или оружие (Пекарский).

Монг: зэвсэг - оружие.

Калмык: зев - оружие.

Кыргыз: жебе - стрела.

Казах: жебе - стрела.

Венгр: szab - кроить, резать.

Венгр: szablya - сабля.

Русский: сабля.

Англ: sabre - сабля.

Латвийский: zobs - зуб.

Латвийский: zobens - меч.

Таджик: шоф - сабля.

Арабский: شفرة (шафра) - большой нож, лезвие. 

Араб: سيف (сайф) - меч, сабля, рапира.

Древнегреч: ξίφος (ксифос) - меч.

Коптский: сефе - меч.

Египет: зефетч - меч, нож.

https://en.wiktionary.org/wiki/zfṯ#Egyptian

Микенский греческий: qi-si-pe-e, “two swords” - два меча. Два меча или обоюдоострый: qi+si-pe-e? Похож на икки+сэп.

https://en.wiktionary.org/wiki/ξίφος#Ancient_Greek

https://alphapedia.ru/w/Xiphos

Микенская цивилизация (отрывок из Возникновение первых ахейских государств):

Также схожие признаки культуры, оставившей Сейминский могильник, найдены в Монголии, что говорит о высокой мобильности кочевых степных народов. Данные факты указывают на возможную миграцию культур из степной части России на Балканы, смешивание их с местным населением и затем основание ими Микенской цивилизации, положившей начало Греческой культурной общности.

Микенская цивилизация (отрывок из Палеогенетика):

Хотя было выявлено генетическое родство минойцев и микенцев, последние отличались связью с истоками среди «охотников-собирателей Восточной Европы и Сибири, опосредованных населением евразийских степей или Армении».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Микенская_цивилизация

На испанском есть такие слова: equivoco (двусмысленный), equilibrio (равновесие). Equi+voco, equi+librio - где equi неустановленной этимологии. Похож на тюркское - икки (два).

Link to comment
Share on other sites

А. Н. Алексеев

РАННИЕ КОЧЕВНИКИ В ЯКУТИИ

Еще в 1951 г. известный специалист по тюркской рунике А. Н. Бернштам, предварительно дав оценку, что это действительно рунические надписи, прочитал одну надпись как «аз йинчэ эд эб» - «азские бусы - добро», т. е. «место, где находится клад народа аз». Другую надпись он расшифровал как «мин алкатим» -«я благославляю» [6]. При раскопках древнеякутских поселений Х1У-ХУ1 вв. был найден костяной наконечник стрелы, на плоской стороне которого были прочерчены три руны [1, табл. VII, 7]. Эту надпись Е. С. Сидоров и А. И. Гоголев [7] прочли как «ага эль» - «союз, племя отца». В настоящее время имеются совершенно другие варианты чтения указанных надписей и различные расшифровки вновь выявленных надписей [8, 9, 10]. Не вдаваясь в подробности творческих поисков лингвистов-тюркологов, отметим, что для нас в данном случае важен сам факт наличия рунического письма в ареале расселения тюркоязычных якутов, поскольку это дает некоторые возможности для этноисторических и хронологических построений. Например, считается установленным, что орхоно-енисейская руническая письменность, подоб-ная имеющимся в Якутии надписям, более или менее широко существовала в Сибири до Х в. Исходя из этого можно полагать, что оставившие рунические письмена люди, возможно, являющиеся предками саха-якутов, уже были в Якутии в Х в. или по крайней мере не позднее XI в.

https://cyberleninka.ru/article/n/rannie-kochevniki-v-yakutii

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Харабыл сказал:

А. Н. Алексеев

РАННИЕ КОЧЕВНИКИ В ЯКУТИИ

Еще в 1951 г. известный специалист по тюркской рунике А. Н. Бернштам, предварительно дав оценку, что это действительно рунические надписи, прочитал одну надпись как «аз йинчэ эд эб» - «азские бусы - добро», т. е. «место, где находится клад народа аз». Другую надпись он расшифровал как «мин алкатим» -«я благославляю» [6]. При раскопках древнеякутских поселений Х1У-ХУ1 вв. был найден костяной наконечник стрелы, на плоской стороне которого были прочерчены три руны [1, табл. VII, 7]. Эту надпись Е. С. Сидоров и А. И. Гоголев [7] прочли как «ага эль» - «союз, племя отца». В настоящее время имеются совершенно другие варианты чтения указанных надписей и различные расшифровки вновь выявленных надписей [8, 9, 10]. Не вдаваясь в подробности творческих поисков лингвистов-тюркологов, отметим, что для нас в данном случае важен сам факт наличия рунического письма в ареале расселения тюркоязычных якутов, поскольку это дает некоторые возможности для этноисторических и хронологических построений. Например, считается установленным, что орхоно-енисейская руническая письменность, подоб-ная имеющимся в Якутии надписям, более или менее широко существовала в Сибири до Х в. Исходя из этого можно полагать, что оставившие рунические письмена люди, возможно, являющиеся предками саха-якутов, уже были в Якутии в Х в. или по крайней мере не позднее XI в.

https://cyberleninka.ru/article/n/rannie-kochevniki-v-yakutii

«аз йинчэ эд эб» - «азские бусы - добро», т. е. «место, где находится клад народа аз». Видимо, спрятали остатки былой роскоши. Народ аз - это тюрки. Происходят от тюркоязычных динлин. Возможно, какая то группа откололась от народа аз и оказалась в Якутии. Надпись сделана до X-го века. Наверно, написали о ценностях принесенных из прежней родины - общая касса? Потомки сделавших эту надпись людей, вероятней всего, вошли в состав якутского народа. 

Про башкир-катайцев и племени аз:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассы_(род)

Link to comment
Share on other sites

В 14.12.2022 в 04:40, Харабыл сказал:

Надпись сделана до X-го века.

Некоторые из них написаны минеральной краской (охрой) на приметных речных скалах вдоль рр. Лена, Олёкма, Марха, Сиинэ. Другая часть рун начертана на различных предметах, найденных при археологических раскопках и этнографических сборах. Попытки расшифровки этих рун предпринимаются давно....В настоящее время имеются совершенно другие варианты чтения указанных надписей и различные расшифровки вновь выявленных надписей.

Ныне все проще, статья вышла про якутов - саха .....http://генофонд.рф/?page_id=35882

Характерной особенностью построенного генеалогического дерева является резкий рост генетического разнообра­зия ветвей N-M1984 и N-M1935 в составе гаплогруппы N-M1982. Возраст ближайшего общего предка (TMRCA) ветви N-M1984 оценивается как 620 ± 100 лет до н.в. Ветвление ветви N-M1935, самой многочисленной в составе гапло­группы N-M1933, произошло 650 ± 170 лет до н.в. Нарастание гене­тического разнообразия отражает быстрый рост численности попу­ляции. Автор предполагает, что этот рост начался 630 ± 100 лет до нашего времени, кален­дарная дата: 1320 ± 100 год н.э. Датировка согласуется с ра­диоуглеродным возрастом памятни­ков кулун-атахской археологиче­ской культуры.

 

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Uran55 сказал:

Датировка согласуется с ра­диоуглеродным возрастом памятни­ков кулун-атахской археологиче­ской культуры.

И так становится понятно откуда у якутов ноги растут. Расселение якутов по долинам рек Лена - Олекма - Токко миграция шла начиная с последней. Первые поселения на реке Олекма с  дальнейшим выходом либо сплавом на речные долины реки Лена. Река Олекма речные ворота в Забайкалье древнейший Тунгирский волок на реку Силкар она же Сахалян Ула. Толчком переселения якутов по всей видимости послужила эпидемия чумы в Забайкалье.

Самая известная пандемия чумы была названа «Черной смертью». Она, по всей видимости, стала следствием похолодания климата. Холод и голод выгнали грызунов из пустыни Гоби ближе к человеческому жилью. В 1320 году были зафиксированы первые случаи заболевания. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию, затем к 1341 году по Великому Шелковому пути достигла низовьев Дона и Волги. Опустошив Золоту Орду, болезнь ушла на Кавказ и в Крым, а оттуда генуэзскими кораблями была доставлена в Европу.

Link to comment
Share on other sites

Якуты сложносоставной народ. Состоит из множества компонентов. Одним из компонентов являются монголы. Но, эти монголы были беженцами. Старинные якутские легенды рассказывают о людях-беженцах. Значит, они бежали из монгольской империи. В 1960-ых и 1970-ых годах якутские дедушки и бабушки говорили: "Наши предки бежали от Чингисхана".

Link to comment
Share on other sites

Этногенез якутского народа прошел в Якутии. Место происхождения якутов - Якутия. Якуты - коренной народ Якутии. Тем более, якуты ассимилировали множество представителей автохтонных народностей Якутии. Основная масса компонентов из которых сложился якутский народ - это малые народности Крайнего Севера. В общем, пришлые и местные компоненты смешались и в результате этого сложился современный якутский народ. А ядро якутского народа - пратюркское племя саха (суперэтнос). Мы есть саха. И говорим на языке саха. Наша исконная родина - Якутия. 

Link to comment
Share on other sites

На якутском: жена - ойох. На алеутском (Аляска): жена - айага. В языках индейцев существуют и другие слова похожие на якутские. Это говорит об одном - пратюрки появились в Якутии несколько тысяч лет назад. Также, до нашей эры в Прибайкалье жили сибирские скифы. В якутском языке имеются древнеиндийские слова. Значит, самоназвание саха досталось якутам от скифов-сака. К тому же, скифы-сака числятся в списке предков тюрков. Тут в разделе "См. также" есть рисунок "Схема генеалогического древа тюрков до V века н.э." Там среди предков есть Саки:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Динлины

Link to comment
Share on other sites

О тюркском влиянии на сложение комплекса скотоводческой лексики монгольских языков

Рассадин Валентин Иванович

Еще в XVIII в. европейские ученые заметили наличие большого количества сходных терминов в области степного скотоводства между монгольскими и тюркскими языками. Выявленные ими общие тюрко-монгольские скотоводческие термины были отнесены к алтайскому праязыку. При дальнейшей работе с этими терминами алтаистам (например, Ц. Д. Номинха-нову [6]; А. М. Щербаку [14]; К. А. Новиковой [4; 5]; А. Рона-Ташу [7]) удалось установить заимствованный характер многих из этих терминов, взятых монгольскими языками из тюркских, а тунгусо-маньчжурскими языками из монгольских. Г. Клосон, исследовавший тюрко-монгольскую языковую проблему [17], тоже считает, что монгольские языки испытали сильное тюркское влияние.

Опираясь на тезис А. Рона-Таша [7, с. 37] о том, что монгольские языки многие животноводческие термины заимствовали из протобулгарско-го языка, мы попытались провести комплексное сравнительное исследование тюркских и монгольских терминов внутри целого пласта номадной лексики. При этом основным критерием тюркского происхождения рассматриваемого термина для нас послужило его наличие в пратюркском и древнетюркском языке и распространение по современным тюркским языкам и невозможность этимологизации из монгольских языков. Кроме того, специалистами по этимологии тюркских языков убедительно доказано, что все эти видовые и половозрастные названия пяти видов скота, традиционно разводимые тюрками и представленные как в древнетюркском языке, так и в современных, унасле-дованы языками-потомками от общетюркского праязыка [11, с. 425] вместе с самим степным скотоводством номадного типа, пришедшим из глубины тысячелетий. Пратюркская форма была нами взята из данного источника [СГТЯ]. Источником древнетюркских форм послужил «Древнетюркский словарь» [1]. Мате-риал по современным тюркским языкам взят из имеющихся опубликованных словарей. Данные по старописьменному монгольскому языку почерпнуты из «Монгольско-английского словаря» Ф. Лессинга [18], по современным монгольским языкам — из имеющихся опубликованных словарей.

https://cyberleninka.ru/article/n/o-tyurkskom-vliyanii-na-slozhenie-kompleksa-skotovodcheskoy-leksiki-mongolskih-yazykov

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Многие якутские слова используемые в скотоводчестве интернациональны. Это говорит, что эти слова очень древние. То есть, этими терминами уже могли пользоваться древние народы: скифы, динлины, хунну, сяньби, кидане, жужани, енисейские кыргызы, древние уйгуры и др. Можно уверенно сказать, что древние скотоводы Якутии из Улахан Сегеленнях, III - IV века нашей эры, тоже пользовались этими терминами. 

ДТС - Древне Тюркский Словарь.

Якутские слова используемые в скотоводстве:

Күрүө - огороженное место, ограда, забор. Ср. тюрк: кора, күрээ. Уйгур: қора - двор. Казах: қора - двор. Русский: курень. Русский: городьба. Русский: город. Тува: хоорай - город. Кыргыз: короо - загон. Башкир: қура - двор. Мордва: корам - двор. Чуваш: карта - ограда. Венгр: kerites - забор. Француз: cour - двор. Англ: court - двор. Маньч: хори - плетень, изгородь. Маньч: курен - двор. Бурят: күрээ, хүрэ - забор, изгородь. Монг: хороо - забор.

Түү - трава на покосном участке, аренда покосного участка. Ср. тюрк: төбэ, түбэ - доля, участок, дача. Сойот: түлик - страда. Тува: түрээ - аренда. Монг: түрээс - аренда.

Түүлэһии - арендный договор (о покосном участке). Английский: deal (ди́л) - сделка. Немецкий: teilen - делить, распределять. Бурят: түрсэ - проценты. Тува: түр - временный. Тува: түрээ - аренда. Монг: түрээс - аренда.

Түүтэх - сноп. Якут: тууй - завязывать. ДТС: TÜG- завязать. Ср. тюрк: ту - запрудить. Кыргыз: түй - связывать. Кыргыз: түйдөк - клубок. Греческий: δέω (део) - связать, связка. Испан: tutuca - тюк. Английский: tuft - пучок. Англ: tie (тай) - связывать, галстук. Франц: touffe - пучок. Монг: түүдэг - клубок, связка. 

Өлбүгэ - земельный надел. Алтай: жер үлүүзи. Монг: ногдол газар - земельный надел.

Үлүү - доля. Тюрк: үлүү - доля. Тюрк: үлэ - делить на части. Ср. уйгур: үлүк - удел, надел, пай. Якут: үллэр - делить. Якут: үлтүрүт - разбить на осколки, раздробить, размельчить. Древнегреческий: ἀλέω (алео) - молоть, колоть, мельчить. Древнегреч: ἀλοἀω (алоао) - молотить, бить, колотить. Англ: allotment - выделение, доля, надел. Венгер: eloszt (feloszt) - делить, распределять. Монг: хувь - доля.

Атырдьах - вилы. Баскский: adarrak - рога. Ср. тюрк: адыр, азыр - вилы. Кыргыз: айры - вилы. Монг: сэрээ - вилы.

Кыдама - большие вилы. Якут: кыдаайы - больших размеров. Узбек: катта (согдийское) - огромный, большой. Венгр: hatalmas - мощный, огромный. Монг: том - большой. 

Кыраабыл (русизм) - грабли. Тува: дырбааш - грабли. Кыргыз: тырмо - грабли. Монг: тармуур - грабли. Видимо, у древних якутов было похожее слово на "грабли". Якут: харбаа - схватить, сгребать, грести; подметать. Ср. тюрк: карба, карма - зацеплять, хватать руками, ощупать. Древне-монгол: "харма-" - сгребать, забирать, собирать в одно место. Санскрит: गृभ्णाति - грбхнати, "схватить, держать в руке". Персидский: گرفتن (gereftan) (present stem گیر‎ (gir)) - герефтан (гир), "схватить, взять, поймать". Английский: grab - схватить, быстро собрать. Русский: грабли, грабить, грести. 

Хотуур - коса. Тофа: һаджур - коса. Тува: кадыыр - коса. Английский: cutter (катэ) - режущий инструмент. Монг: хадуур - коса.

Хадьымал - скошенное место, жниво. 

Ходуй - выкашивать, срезать. Хинди: कटाई катааи - срезать; жатва, уборка урожая. Бенгали (Индия): ката - резать. Английский: cut (кат) - резать. Тува: хыдыыр - истреблять, косить (губить). Якут: кыдый - резать (губить), истреблять, рубить (ветки), косить (траву, скот, людей); жать. Маньчжур: хаду - косить; жать. Бурят: хада - срезать, жать хлеб. Монг: хадах - косить.

Ходуһа - место где коситься сено.

Кыстык - наковальня для косы. Якут: кыстай - бодливый, лягающийся. Башкир: һөзгэх - бодаться. Мордва: кячкорди - бодливый. Монг: анвал - наковальня.

Өтүйэ - молоток для отбития косы. Ненец: ютба - бить. Тува: эттээр - бить, избивать. Якут: эттээ - бить, наносить побои. Тофа: эттээр - колотить. Венгр: ütni - бить. Венгр: üt - ударять, бить, стучать. Венгр: ütő - битьё. Монг: алх - молоток. Монг: ухах - долбить.

От мунньуу - уборка сена. Якут: мус - собирать, копить. Греческий: μαζεύω (мазево) - собирать, собирать урожай. Чуваш: пустар - копить. Таджик: муштарак - соединение; совместный. Монг: собирать - суглуулах. Монг: уборка урожая - ургац хураах.

Субуу - протяжный вал сена собранный граблями прежде чем копнить. Ср. тюрк: шубур - следовать друг за другом по одной линии. Якут: субурус - следовать друг за другом. Бурят: субури - следовать друг за другом. Маньч: субури. Испанский: subseguir - следовать (один за другим). Английский: subsequent - последующий. Монг: цувах - следовать друг за другом, вереницей.

Бугул - копна (сена); стог. Ср. татар: богөл - стог. Алтай: буул - копна. Шорцы: пуҕул - копна. Русский: бугор. Санскрит: भुग्न (bhugna, “curved, crooked”) - бхугна, "кривой, согнутый". Уйгур: букул - согнуть. Монг: бухал - копна.

Лэкээ - маленькая копна (сена). Ср. осман: лэкэ - пятно.

Кэбиһии от - стог сена. Башкир: кэбэн - стог. Мордва: капа - стог. Чуваш: капан - стог. Хакасс: кӧпен - копна сена. Тува: хөпэн сиген (сено) - копна сена. Русский: копна. Венгр: keve - сноп. Монг: цомог - стог.

Отуу - шалаш, шатер. Ср. тюрк: отак, оду - шалаш, палатка. Турецкий: otak - большая палатка. Румын: otac - временный шалаш сельхозработников, рыбаков, пастухов. Османский: اوطه ода - офис, палата. Египет: أوضة оода - комната. Грузинский: ოთახი отакси - комната. Таджик: утоқ - комната. Русский: ватага - шумная компания (от тюрк. отак). Бурят: оток - палатка, юрта. Корей: 오두막 одумах - шалаш. Монг: овоохой - шалаш.

Күрдьэх - лопата. Ср. тюрк: күрэк - лопата. Хакасс: күржек - лопата. Шорцы: күрчек - лопата. Тофа: хүрүжек - лопата. Узбек: курак - лопата. Башкир: көрэк - лопата. Чуваш: кересе - лопата. Бурят: күрзэ - лопата. Якут: күрдьүн - почесываться, поскребываться. Немец: kratzen - царапать, скрести. Прото-кельтский: *kartati - чистить, вытирать, прогонять, отгонять. Якут: саах күрт - навоз чистить. Монг: хүрз - лопата.

Титиик - летнее помещение для скота. Khotanese: [script needed] (ttī, “abode, covered place, nest”) - ттии, "обитель, укрытие, гнездо". Khotanese - хотаносакский язык, Синьцзян.

Төлөһүй - добреть, толстеть (о скотине), поправляться, вырастать (о траве). Древнегреч: θάλλω (талло) - расти, цвести. Древнегреч: τηλεθάω (телетао) - цвести, быть в расцвете. Древнегреч: τηλεθάοντι (телетаонти) - цветущий, пышный. Латин: talis - выдающийся, такой отличный; таковой. Телеут: төлдө - размножаться. Кыргыз: төл - приплод. Монг: төл - приплод. ДТС: tölük - сила, мощь. Бурят: түлэг - расцвет. Монг: төлөвших - формироваться.

Ат - конь. Греческий: άτι - конь. Турецкий: ат - конь. Монг: морь - конь. Греческий άτι заимствован от турецкого.

Быа - веревка. Ср. тюрк: баҕ, бау, пуу - веревка. Древнегреч: πεĩσμα (пизма) - веревка. Маньч: фута - веревка. Монг: олс - веревка.

Баайыы - привязь, завязывание. Казах: байлам - связать. Казах: привязь - байлау. Уйгур: пу - связывать. Кыргыз: байлоо - связывать. Английский: bind (байнд) - связывать. Санскрит: बन्धु (bа́ndhu) - соединение, связь. Монг: залгах, боох - связывать. Монг: уяах - привязывать.

Ситии - веревка из конского волоса. Якут: ситим - длинная веревка; связь. Осман: сижим - веревка, шнурок. Маньч: сижин - веревочка, поводок. Мордва: сотома - связь. Латыш: saite - ссылка, связь. Литов: saitas - привязь. Немецкий: seil - веревка. Монг: шижим - веревочка, связь. Монг: дээс - волосяная веревка.

Сиэт - вести за поводья. Осман: jэд - вести в поводу, на веревке. Казах: жетектеу - вести. Тофа: чедэр - вести за руку. Якут: сиэтээччи - поводырь. Якут: сиэттис - ходить взявшись за руки. Литов: sietis - связность. Русский: сеть. Санскрит: सेतु (setu) связывание, мост. Санскрит: सित (sitá) связанный, окованный. Монг: поводырь - хөтлөгч. Монг: хөтлөх - вести на поводу.

Томторук - берестяный или деревянный намордник (нарыльник) у телят, чтобы не сосали маток. Ср. телеут: томок - оброть, надеваемая на морду телятам и жеребятам, чтобы не сосали. Кыргыз: тумулдрук - мешок на морде теленка, чтобы он не сосал матери. Якут: тумус, томус - клюв, нос, мыс, выступ. Томус -> томторук. Длинный дощатый томторук не дает теленку достать до сосков. Передняя и нижняя части томторука открыты, чтобы теленок щипал траву и пил воду. Ср. тюрк: тумда, тумта - выпячиваться, выдаваться. Якут: томтор - холм, курган, возвышенность на поле. Якут: томтой - выситься. Тюрк: томалын - круглый выступ. Якут: тумул - выступ нагорья, высокий холм, мыс, нос. Английский: tumulus - курган. Испан: túmulo (ту́муло) - курган, холм, могила. Латин: tumor - выпуклость, возвышение, опухоль. Маньч: томон - могила. Англ: tomb - могила. Монг: томбогор - выпуклый. Монг: булш - курган. Монг: хамар - нос. Монг: хамагч - намордник.

Томороон - крупный; томороон сүөһү крупный скот. Испан: tomo - том книги; громадина, махина. Монг: том - большой. Монг: томхон - крупный.

Link to comment
Share on other sites

Якутские слова используемые в скотоводстве:

Кыстык - зимовка. Ср. тюрк: кышлык - зимовка. Алтай: кышту - зимовка, зимовье. Телеут: қышту - зимовка. Башкир: кышлау - зимовка. Кыргыз: кыштак - деревня. Турецкий: кишлак - зимнее стойбище. Узб: қишлоқ - деревня, село. Русский: кишлак - селение в Средней Азии. Монг: өвөлжих - зимовка.

Сайылык - летник, летовье, летнее жилище, летний выгон. Ср. сагай: чаiлаг - летнее жилище, летнее пастбище. Джагатай: jailak - летнее жилище, летнее пастбище. Якут: сайын - лето. Монг: зун - лето.

Биис уус - порода, род, племя. Якут: биис - род, семейство. Якут: бииһээ - жить-поселиться. Якут: биһик - колыбель. Санскрит: विश् виз - племя, поселение, дом, сообщество, благосостояние. Виз имеет один корень с латин: vicus (викус) - деревня, квартал. Латин: vicinus (вицинус) - сосед. Итал: villa - вилла. Английский: village (виллидж) - деревня. Якут: уус - род, мастер. Персидский: استاد (остад, устад) - мастер. Ср. тюрк: ус, уз - искусная работа, ремесло. Якут: уус - род, поколение, вид, порода. ДТС: OҔUZ (огуз) - племя и объединение племен. Др. тюрк и уйгур: оҕуш, оҕус - род, поколение. Якут: ууһаа - наследовать какое либо качество, размножаться. Монг: үүлдэр - порода. Монг: дархан, уран мэргэн - мастер. 

Иччи - хозяин, пугающий дух. Ынах иччитэ - хозяин коров. Узбек: эга - хозяин. Шорцы: ээзи - хозяин. Хакасс: ээзи - хозяин. Тува: ээ - хозяин. ДТС: idi - хозяин, владелец. ДТС: IЖI - господин (о боге). ДТС: IGÄ - хозяин; "хозяин", дух, божество. Маньч: ежен - хозяин, владыка. Санскрит: ईश् (из) - владеть, править, мастер, владыка. Санскрит: ईश (иша) - владелец, хозяин, владыка. Тамильский (Индия): исан - бог, хозяин, владыка. Ср. английский: aȝen (азен) - собственный, владеть; пугать; почитать. Монг: эзэн - хозяин.

Кэбинэр - ынах кэбинэр корова пережёвывает жвачку. Якут: кэбий - перегрызать, разжевывать. Ср. тюрк: кэбир, кэмир - перегрызать, разжевывать. Чуваш: кавле, чамла - жевать. Хинди (Индия): चबाना чэбана - жевать. Немецкий: kauen (кауэн) - жевать. Монгол: зажлах - жевать. Монгол: хивэх - жевать.

Аҕан - второй и третий раз отелившаяся корова. Якут: аҕас - старшая, старший. Якут: аҕа - старший, главный, отец, родитель, родоначальник. Казах: аға - старший. Кыргыз: ага - старший брат. Ягнобцы (индоиран): ако - старший брат. Латин: augeo - расту, увеличиваю (от древнего корня *aug). Англ: eke (и:к) - добавлять; также (*aug). Древнегреч: αὐξάνω (ауксано) - увеличивать, преумножать (*aug). Якут: үксэтии - увеличение, преумножение. Латин: augustus - почтенный (*aug). Санскрит: ओजस् (о́джас) сила, способность (*aug). Латин: auctor - создатель, основатель, автор (*aug). Башкир: иҥ беренсе: первейший. Узбек: энг - самый. Турецкий: en - наиболее. Якут: инники - спереди. Цыганский: angla - спереди, перед, раньше (от древнего корня анг (ang)). Санскрит: अग्र (агра) - передовой, выдающийся, лучший, главный (ang). Хинди: अगाऊ (agau) - заранее, вперед (ang). Хинди: आगे (аге (age)) - передовой, спереди (ang). Санскрит: अग्रजा (аграджа) - старшая сестра (ang). Хинди: अग्रज (аградж) - старший брат (ang). Монг: анх - первый, первичный. Монг: анхны - первоначальный. Монг: ахас - старший. Монг: эх - мать. Бурят: эхэ - мать. Монг: эх - источник, происхождение. Монг: ахих - прогрессировать, повторять. Монг: ахлагч - вождь, главный. 

Тыһаҕас - двухтравный телёнок. ДТС: TÜGÄ - двухгодовалый телёнок. Уйгур: тукаа - двухлетний телёнок. Латин: duo - два. Древнегреч: δύο - два. Монг: хоёр - два. 

Ойбон - прорубь. Ср. тюрк: ой - яма. ДТС: OJ - яма, углубление. OJ- долбить, делать углубление. Испан: hoya (ойя) - яма, углубление. Тува: ойбак - дыра. Тува: ойбун - пятно. Тува: оюк - прорубь. Монг: цоолго - прорубь.

Тымтык - лучина (для освещения в хлеву). Якут: тымтаа - сгорать. Ср. тюрк: тамыз - зажечь огонь. Монг: гэрэлтүүлэх - осветить. 

Олоппос - стул. Якут: өлөмнөс - табурет. Якут: олор - сидеть. ДТС: OLUR - сидеть. Венгр: ülő- сидеть. Чуваш: лар - сидеть. Тува: олурар - сидеть. Монг: суух - сидеть. Монг: сандал - стул. Якут: сандалы - стол.

Сарсыардааҥҥы ыам - утренняя дойка. Санскрит: सूर्य (суря) - солнце. ДТС: JARUQ - свет, сияние, блеск. ДТС: JARÏN - утром, завтра. Хинди: सूर्योदय (сурйоде) - восход, рассвет. Монг: өглөө - утренний.

Күнүскү ыам - дневная дойка. Якут: күн - день, солнце. Тюрк: кун - день. Якут: күндээрий - сиять, сверкать. Латин: candere (кандере) - сиять, сверкать, светить. Санскрит: चन्द्र (чандра́) - сияние. Санскрит: श्चन्द्र (щандра́) - сияющий, лучистый. Якут: сандаарар - сияющий, лучистый. Монг: хоолны - обеденный.

Түөттүргү ыам - когда 4-й раз доят коров, пятый час пополудни. Греческий: τέταρτος (тетартос) - четвертый. Ненец: тет - четыре. Монг: дөрөв - четыре.

Киэһээҥҥи ыам - вечерняя дойка. Монг: орой - вечерний.

Омурҕан - перерыв для отдыха, еды (в сенокос). Якут: омуруй - делать перерыв в работе для отдыха, еды. Алтай: амыраш - отдых. ДТС: AMUL - спокойный, смирный, кроткий. ДТС: AMRÏLMAQ - успокоение, прекращение. ДТС: AMURT- успокаивать, укрощать. Испанский: amansar - укрощать, приручить, успокоить. Тува: амырал - отдых. Тува: амыр - покой. Тува: амыраар - успокаиваться. Бурят: амаралга - отдых. Бурят: амар - спокойный. Монг: амруулах - успокоить. Монг: амрах - отдыхать. 

Талаан - в Баягантайском улусе: поле. Испан: talaje - (Аргентина, Чили) пастьба, общественный выгон. Маньч: тала - поле. Монг: билчээх - выгон. Монг: тала (степь). В Аргентине и Чили слово talaje (талахе) заимствовано от языка ацтеков (тлилли - земля, поле). В Испании talaje - клоп. 

Хомуй - собирать, сгонять в одно место; ынах хомуйа бардым пошел пригнать коров. Якут: хомуур - сбор. Кыргыз (Пекарский): кама - сгонять в ограду. Испан: comulación (комуласио́н) - скопление, накопление. Испан: común - общий, совместный. Испан: comuna - община. Англ: common (комон) - общий. ДТС: QAMAGLIY (қамаглий) - принадлежащий всем. Русский: кумулятивный. Монг: хаму- собирать в одно место. Монг: хамтарсан - совместный. Монг: хамтдаа - вместе. 

Куйукта - личинка коровьего овода под кожей скота. Ынах куйуктата - коровий овод. Тунгусский: ку́ит - овод. 

Атчыт - человек умеющий кастрировать. Якут: аттаа - кастрировать. Алтай: акталаш - кастрация. Тува: акталаар - кастрировать. Казах: ақтау - холощение, кастрация. Корей: 악대 акдае - кастрированный. Маньч: акта - кастрированный. Персидский: اخته ахта - кастрированный. Таджик: ахта - кастрированный. ДТС: ATAN - холощеный верблюд. Санскрит: वध्रि (вадхри) - кастрированный. Хинди: बधिया (бадхия) - кастрированное животное. Монг: агтлах - кастрация. 

Ахта - пах, промежность; холощеный олень. Ср. крым: ау - пах. Греческий: αχαμνά (ахамна) - пах, гениталии. Венгр: ágyék - пах. Ср. персидский: haxt - бедро, ляжка. Осетинский: агъд - бедро, ляжка (от haxt). ДТС: AG (аҕ) - ляжки. Осетин: агъдрæбын - пах. Монг: цавь - пах. 

Үөлэс - отверствие (открытый проход или пролом), труба; дымовая труба, верхнее дымовое отверствие чума. Хотон үөлэһэ - вентиляционная труба хлева. Древнегрек: αὐλός (аулос -> авлос) - флейта, труба, воздуховод. Латин: alveus - полый, полость. Русский: улей. Маньч: фулгийе - дуть. Монг: үлээх - дуть. Монг: үлээвэр - духовой (о музыкальном инструменте).

Якут: ыллык - тропинка, лазейка, дорога, путь, улица; полозья. Якут: сүөһү ыллыга - скотская тропа. Якут: уллуҥ - подошва. Ср. тюрк: ултуҥ - подошва. ДТС: ULDAŋ - подметка, подошва. Якут: уллуҥах - ножная стопа. Русский: улица. Монг, бурят: ула - подошва (Пекарский).

Буос - стельная. Буоһатыы - оплодотворение. Ср. тюрк: боҕас, боос - стельная. ДТС: BUZAG - телёнок. ДТС: BUZAGULA - телиться. Казах: буаз - стельная. Татар: буаз - стельная. Мордва: вазу - стельная. Финский: vasikka - телёнок. Финский: vasikoida - отелиться. Монг: боос - стельная.

Балаҕан - якутская бревенчатая, четырехугольная, вытянувшаяся в длину юрта с наклонными стенами. Зимой снаружи обмазывали навозом для теплоты. Окна делали из толстых ледяных плит. В одной стороне балагана жили люди и курицы, а в другом конце стоял скот. Между людской и скотской частями делали перегородку с дверью. Людская часть называлась - дьиэ (дом). Скотская часть - хотон (хлев). Персидский: بالاخانه‎ (балахане) - верхняя комната. Перс: بالا (бала) - верх, наверх. Перс: خانه хане - дом. Бурят: балагаҥ - хижина (Пекарский). Ср. даурский: балга (балаг) - дом. Кыргыз: балаган - шалаш, навес. Башкир: балаган - балаган. Татар: балаган - балаган, балаганный. Русский: балаган. Испан: balagan - балаган. Финский: balagaani - балаган. Польский: балаган - бардак. Польский: балаганиарз - неряха. Израиль: балаган - беспорядок. Персидское слово балахане существует более тысячи лет. Балахане у тюрков стал балаган. От тюрков попало к русским. От русских в европейские страны и Израиль. Якутам слово балаҕан досталось от тюркских предков.

Дьиэ - дом. Китай: 家 (же) - дом, семья, домашний. Японский: 家 (ие) - дом, семья. Якут: дьиэ дьэндэт - поднять дом (построить). Якут: дьэндэйэр - выситься, подниматься, выпрямляться. Китай: 建造 цзиянзао - построить, поднимать. Монг: байшин - дом.

Уулат - поить, напоить скот. Якут: уу - вода. Древнегреч (цаконский): ύο (и́о) - вода. Француз: eau (уу), l'eau (лу) - вода. Ховарский (Пакистан): ууг (русские буквы) - вода. Махараштри Пракрит (Древняя Индия): уаа (русские буквы) - вода. Тюрк: су, сув, суҕ, шыв - вода. Тибет: чу - вода. Китай: 水 (шу́эй) - вода. Таджик: об - вода. Маньч: муке - вода. Санскрит: उदन् (удан) - вода. Санскрит: उदक (удака́) - вода. Якут: утах - питьё. Монг: ус - вода.

Һай - крик, когда гонят скот. Румын: hai - давай. Румын: haide - давай вперед. Таджик: ҳай кардан - гнать. Албанский: hajde - давай. Русский: айда. Сербский: хајде - ну давай же. Турецкий: haydi - давайте. Узбек: haydash - вождение. Кыргыз: айда - гнать. Кыргыз: айдоочу - погонщик. Чуваш: айта - давай, гнать. Татар: әйдә - давай. Башкир: әйҙә - давай. Башкир: кайнатыу - гнать. Древнегреческий: κινέω (кинео) - я двигаю. Һанньаа - так кричали якутские дети играя во всадников и подражая скачущим галопом коням (до 1960-ых и 70-ых годов).

 

Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, Харабыл сказал:

Вряд ли поверят, что царем якутов был Чингисхан. Это что? Якуты жили вокруг ставки Чингисхана? Не верим в такие сказки. 

Зачем устраивать ромашку...верю не верю. Генетика точная наука говорит - 

якутская ветвь N-M1982.

ветвь N-F23218, наиболее близкая к якутской ветви;

ветвь N-BY178126, по-видимому, монгольская по происхо­ждению.

Якутская ветвь N-M1982 доми­нирует в образцах мужчин яку­тов-саха, другие две ветви очень редки.

Link to comment
Share on other sites

26 минут назад, Харабыл сказал:

Можно уверенно сказать, что древние скотоводы Якутии из Улахан Сегеленнях, III - IV века нашей эры

Улахан Сегеленнях, III - IV века...не якуты. Якуты это - Характерной особенностью построенного генеалогического дерева является резкий рост генетического разнообра­зия ветвей N-M1984 и N-M1935 в составе гаплогруппы N-M1982. Возраст ближайшего общего предка (TMRCA) ветви N-M1984 оценивается как 620 ± 100 лет до н.в. Ветвление ветви N-M1935, самой многочисленной в составе гапло­группы N-M1933, произошло 650 ± 170 лет до н.в. Нарастание гене­тического разнообразия отражает быстрый рост численности попу­ляции. Автор предполагает, что этот рост начался 630 ± 100 лет до нашего времени, кален­дарная дата: 1320 ± 100 год н.э. Датировка согласуется с ра­диоуглеродным возрастом памятни­ков кулун-атахской археологиче­ской культуры. Что касается генетической преемственности населения кулун-атахской куль­туры и современных якутов-саха, то она уже была доказана ранее.

Link to comment
Share on other sites

On 9/30/2022 at 3:27 PM, Uran55 said:

Ураанхай сахалар, не тюрки а монголы. Кровь от крови. С  незначительным тюркским влиянием на язык. Видимо связанным с ясачными отношением с нижними народами.

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Kenan сказал:

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

 

Монголов ураанхай сахалар оюречил Uran55 :D

 

Link to comment
Share on other sites

В 27.12.2022 в 11:42, Kenan сказал:

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

 

В 27.12.2022 в 11:42, Kenan сказал:

А кто отюречил ураанхай сахалар? 

Какое то оленеводческое племя, вероятно Хоро - Туматы.

в якутских терминах оленеводства, в отличие от терминов скотоводства, почти отсутствуют слова монгольского происхождения. В этом якутские термины оленеводства резко отличаются от эвено-эвенкийских, в которых «ряд терминов...происходит из монгольских языков» [Там же, с. 66]. По мнению А.И. Саввинова, «Традиции якутского оленеводства уходят своими корнями в далекие времена, когда предки якутов осваивали северные территории Ленского края. Благодаря этому древнему виду традиционной хозяйственной деятельности на Севере Якутии сложилась особая субэтническая культура якутов-оленеводов» [Саввинов, 2012, с. 155].

Link to comment
Share on other sites

В 27.12.2022 в 11:12, Uran55 сказал:

якутская ветвь N-M1982.

ветвь N-F23218, наиболее близкая к якутской ветви;

ветвь N-BY178126, по-видимому, монгольская по происхо­ждению.

Может не там смотрел но тут про цаатанов нет упоминаний...http://генофонд.рф/?page_id=35882

Наиболее близки якутам Баргуты из Хулун Буира.

По заметкам А.А. Саввина, злой дух, увидев шамана, обычно задает вопросы: «Хайа дьуот-тугунуй? (Кто из дьуотту явился?», «Хайа тумат ураанхайгыный? (Из каких туматов уранхай?)», «Хайа борон ураанхайгыный (Кто из серых уранхайцев?)» или же «Хайа хаахайгыный? (Из какого рода хаахай?» [д. 52, л. 6; 48, л. 27]. На что шаман отвечает «Саха байаан/байаат ойуунабын (Якутский байан/байат шаман)».

Племена: баргут, кори и тулас; племя тумат также ответвилось от них

Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища находятся на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум.

— Рашид-ад-Дин

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Uran55 сказал:

Племена: баргут, кори и тулас; племя тумат также ответвилось от них

 

Это другие лесные бургу, из Буркуджин-Тукума, а не хулунбуирские баргуты.

 

Link to comment
Share on other sites

46 минут назад, АксКерБорж сказал:

хулунбуирские баргуты.

БАРГУТЫ ХУЛУН-БУИРА: ПУТЬ ИЗ БАРГУДЖИН-ТОКУМА

Статья посвящена миграции баргутов из Прибайкалья в Хулун-Буир в ХVI-ХVII вв. Доказывается, что старые баргуты не входили в подчинение халхасских ноёнов, так как они, оставив свою прародину Баргуджин-Токум, ушли на восток, откуда позднее были присоединены к Цинской империи. Новые баргуты, напротив, находились в подчинении монгольских правителей, и лишь в 1734 году вошли в состав Цин.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

34 минуты назад, Uran55 сказал:

Статья посвящена миграции баргутов из Прибайкалья в Хулун-Буир в ХVI-ХVII вв. 

 

Это разные народы, кроме отдаленного созвучия (бурку - баргут) между ними ничего нет.

Тем более Буркуджин-Тукум не был на Байкале.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...