Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

2 минуты назад, Steppe Man сказал:

Хойтский Амарсанаа по отцу-хошутский кият-борджигин.

https://mn.wikipedia.org/wiki/Амарсанаа

Чорос Даваци почему-то считал Амурсану ниже себя по происхождению. Вы точно уверены, что он кият-борджигин?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 минут назад, Скриптонит сказал:

А у алтайцев есть слова общие с монголами или калмыками для обозначения родственников?

Просто хотел узнать это только у нас казахов так или у вас тоже? 

Если у вас слова типа нагашы, төркін, бажа, бөле и т.д.?

Нагашы ла тӧркин жок. Бааја, бӧлӧ бар. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Steppe Man сказал:

Хойтский Амарсанаа по отцу-хошутский кият-борджигин.

https://mn.wikipedia.org/wiki/Амарсанаа

Да, знаем. Но он ушёл и обещал вернуться. Ждали. Под китайцами никто не хотел быть.  Я думал, что Амыр Санаа это тюркское имя. Но у ногайцев таких слов нет. Получается у нас это монголизмы

20 минут назад, Скриптонит сказал:

А у алтайцев есть слова общие с монголами или калмыками для обозначения родственников?

Просто хотел узнать это только у нас казахов так или у вас тоже? 

Если у вас слова типа нагашы, төркін, бажа, бөле и т.д.?

Нагашы ла тӧркин жок. Бааја, бӧлӧ бар. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Скриптонит said:

Чорос Даваци почему-то считал Амурсану ниже себя по происхождению. Вы точно уверены, что он кият-борджигин?

Уверен.Он хасарид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Скриптонит сказал:

Чорос Даваци почему-то считал Амурсану ниже себя по происхождению. Вы точно уверены, что он кият-борджигин?

В вики написан, что типа приемный сын

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Алтай калык сказал:

Нагашы ла тӧркин жок. Бааја, бӧлӧ бар. 

Выходит баж и бөл являются тюркизмами в монгольском языке, а төркін и нағашы монголизмами в казахском.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да. Алтайцы и одежда алтайская, которую находят в скифских, тюркских, телесских и прочих курганах. За сотни лет до нашнй эры. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.09.2023 в 01:10, Steppe Man сказал:

Сэрүүн салхи в монгольском.

Это ещё раз показывает влияние тюркского языка на монгольский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Steppe Man сказал:

kabany.-foto-eleny-elyakovoy_2-scaled.jp

Алтайский какай /гахай/.

Да. Мы не ели свиней, соответствено могли взять название у монголов. Какай. Но учитывая глобальное влияние тюркского на монгольский, то возможно это тюркское название. Какай - кабан. Чочко - свинья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 minutes ago, Алтай калык said:

Да. Мы не ели свиней, соответствено могли взять название у монголов. Какай. Но учитывая глобальное влияние тюркского на монгольский, то возможно это тюркское название. Какай - кабан. Чочко - свинья.

Здесь проф .Добрев утверждал,что слово какай/ гахай/-чисто индоевропейское слово..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

из истории  Горного Алтая...

В конце 80-х-начале 90-х гг. наметился упадок гегемонии уйгуров. Он был обусловлен двумя причинами: внутренними раздорами и иноземными вторжениями, главным образом - тибетцев. Усилившись, они начали в 755г. наступление на уйгуров. Не последнюю роль в гибели их государства - сыграли и стихийные бедствия конца 30-х гг. IХ в.. Окончательное падение ханства предопределило поражение, которое нанесли ему в 840г. енисейские кыргызы. Именно с этого момента и стало утверждаться их владычество в восточной части Центральной Азии. С подвластных племен, в т.ч. и алтайских, кыргызы взимали дань пушниной (белками и соболями) и изделиями из железа.

Но их господство было недолгим. В начале Х в. оно переходит к кытаям ("кара-китаям") или киданям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Одно из них повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая. Напоминают о той эпохе также и остатки оросительных систем, паромных переправ, сохранившихся в разных местах края. К концу ХII в. могущество захватчиков ослабило и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью. Конец найманскому господству положили монголы. Разгромив в 1204г. своих соперников, они подчинили себе огромную территорию, западная граница которой простерлась до Иртыша. Насельника Алтая оказались в "тьме нойона Хорчы" - давнего сподвижника Чингисхана. После его смерти (в 1227г.) монгольская империя разделилась на два удела. Алтай попал в "Джучиев Улус" и находилась в нем до конца ХIII в.. В начале ХIV в. Улус Джучи (старшего сына Чингисхана) распадается - в результате междоусобных воин - на две части. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV в.) после ее распада - в составе Сибирского ханства.

В середине ХV в., в результате феодальных воин и политических интриг, население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (последние начиная с 30-х гг. ХVII в., больше известны под названием "джунгары"). Под их господством оно находилось до 1756г. т.е. до момента в хождения южных алтайцев (алтай-кижи, телеутов, теленгитов) в состав России. В отличие от последних, северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) стали поданными Русского государства значительно раньше. К концу ХVII в. свыше ста их "волостей, улусов и аилов" находились под "высокой рукой белого царя" и платили ясак-налог в его казну.

Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных по-сягательств, спасло их от физического уничтожения цинскими войсками. Оно создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе. После перехода под протекторат России алтацы, совместно с другими народами, населявшими Россию, не раз поднимались на борьбу с существующим строем. Трудящиеся Алтая принимали участие в революции 1905 - 1907гг., Февральской и Октябрьской революциях. Советская власть установлена в декабре 1917г.

С 1922 по 1947 годы Республика Алтай называлась Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 годы - Горно-Алтайская автономная область, 3 июля 1991 г. область преобразована в Горно-Алтайскую республику в составе Российской Федерации, а в мае 1992 г. переименована в Республику Алтай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нужно иметь в виду, когда и кем это писалось. История преподавалась так, что наша история практически не рассматривалась. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Steppe Man said:

Но их господство было недолгим. В начале Х в. оно переходит к кытаям ("кара-китаям") или киданям. В середине ХI в. их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Одно из них повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая.

 

Мянгатский хятад это каракытай ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтайские

По переписи 1897 года у алтайцев насчитывалось 68 сеоков.

У южных алтайцев насчитывается около 30 сеоков. Наиболее многочисленными родами являются сеоки кыпчак, толос, тодош, майман, иркит.[5]

Самые многочисленные алтайские сеоки — тёлёс, кыпчак, майман, тодош, иркит, мундус, сойон.

  • У алтай-кижи (алтайцы) зарегистрированы следующие сеöки: аара, алмат, байлагас, богускан, бурут, дьабыр, дьарык, дьети-сары, дьус (юсь), иркит, каал, кергил, коболы, комдош, кöбöк, кöжö, кыпчак, кыргыз, майман, мерет, меркит, могол (моол), моодор, мундус, оочы, öлук, сагал (саал), сарт, сойоҥ, суузар, сöлук, таҥды, тогул, тодош, тоҥжоон (тонгжон), тöрбöт, тöлöс, тумат, улуп (юлюп), чагандык, чапты, чорос, элик;
    • сёок «кыпчак» состоит из 9-ти подразделений: котон кыпчак, казак кыпчак, сурас кыпчак, тумат кыпчак и др.[6];
  • У теленгитов — алмат, бурут, дьябак, иркит, кергил, котты, ак-кöбöк, кара-кöбöк, сары-кöбöк, монгол-кöбöк, тас-кöбöк, кыпчак, майман, могол (моол), мундус, меркит, ойрот, оочы, оргончы, сагал (саал), сарт, сойоҥ, тоҥжоон (тонгжон), торгул, тöлöс (аристократическая династия), улан, чалман, чорос;
  • У тубаларов (туба, йыш-кижи) — байлагас, дьабыр, дьагырык, дьибер, дьууты, дьус (юсь), кергил, комдош, кузень (кюзен), мундус, салгылар, саҥмай, сарылар, сойоҥ, таҥды, тиргеш, тогул, тон (тоон), чагат, чийген, чыгал, чыгат, шор;
  • У кумандинцев (къуманды, къубанды) — алтына куманды, калар, караба, керсагал, кузен, куманды, найман (тайман), оре куманды, со (солу), табыска, оре табыска, тастар (суг тастар, таг тастар), тоон, тонгул, чедыбер, челей, чоот, шабат (алтына шабат, оре шабат);
    • П. И. Каралькин упоминает о двенадцати сеоках кумандинцев: атына-куманды, калар, оре-куманды, тастар, тон/тоон/тонар, тонгул, чаты, челей, четыбер, шабат/чебат, алтына-шабат, орешабат. Из этого перечня сеоки калар, тонгул, четыбер и шабат не признавались кумандинцами как исконные,так как вошли в их состав позднее.
    • Н. П. Дыренкова зафиксировала у кумандинцев десять родов-сеоков: алтына-куманды, калар, кузен, оре-куманды, тастар,тонгул, чедыбер, челей, чоты, шабат [7].
  • У челканцев (куу кижи) — акпаш, аксак, алыйан, бардыйак, боктарак, каратувен, карга, кертеҥ, кожо, колщаш, кöрöкöй, кузен, кызыл-кööс, ньондыкой, сарт, тарты кезе, телвищ, тьеткер; Челканцы разделялись на два сеока, которые по челкански именовались: Чалканыг и Шакшылыг [5]
  • У телеутов — торо, очы, меркит, тумат, чорос, кыпчак, сарт, найман (майман), тöлöс, торгул, мундус, тодош, бурут, чалман;
  • У шорцев — кызай (кызыл-кая), таяш, кый, кара-шор, сарыг-шор, карга, чедебыс, конгы, койы, челей, себе, тартктын, уста, кобый, аба, таган, кереш, бар-соят, шалкал, беш-бояк;
  • У шорцев, живущих смешанно с телеутами в северных отрогах Кузнецкого Алатау — к западу от р. Томи — ач-кештим, торгул, комнош, камлар, ачин и шю.

Знание своего сеока остается высоким среди алтайцев и составляет 72%. Среди алтайцев — 83,9%, кумандинцы — 22,2%, тубалары 76,3%, челканцы — 88,0% [8

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 minutes ago, Алтай калык said:

Отлично

Земли, на которых впервые возвысились татары 1, 2, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена 3 [татар] происходят от особого рода 4 ша-то 5.

Поэтому 10 [о них ничего] не было известно в течение ряда поколений.

Их 11 имеются три рода: черные, белые и дикие.

 

 

Так называемые дикие татары весьма бедны да еще примитивны и не обладают никакими способностями. [Они] только и знают что скакать на лошадях вслед за всеми [другими].

Нынешний император Чингис, а также все (его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами 72.

 

Дикие татары -алтайцы?  :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Steppe Man сказал:

Здесь проф .Добрев утверждал,что слово какай/ гахай/-чисто индоевропейское слово..

Опять же, у тюрков есть слово чочко, шошка. Кахай - у западных тюрков его нет. Монголизм получается. У русских чушка - тюркизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.09.2023 в 11:02, Алтай калык сказал:

Да. Мы не ели свиней, соответствено могли взять название у монголов. Какай. Но учитывая глобальное влияние тюркского на монгольский, то возможно это тюркское название. Какай - кабан. Чочко - свинья.

Как гахай может быть тюркским если ни у кого из тюрков этого слова нет кроме вас? Или есть ещё у кого-то из тюрков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Алтай калык сказал:

Опять же, у тюрков есть слово чочко, шошка. Кахай - у западных тюрков его нет. Монголизм получается. У русских чушка - тюркизм.

У тюрков есть ещё слово доңыз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...