alp-bamsi Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 Так ответ я получу? Кто первопредок носителей гаплогруппы С ? Тунгус, монгол или тюрок? Почему кто-то из них должен быть первопредком, скорее они от общего предка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 Почему запутать, Вы сами приводите цитату о миграции гуннов после распада Хунну, в контексте своей фразы:"гунны подчинили финно-угров". У нас идёт речь о конкретном могильнике, в определенном хронологическом периоде, т.е. до распада державы Хунну. Так, что цитата ваша не к месту была. Вот я и спрашиваю каких финно-угров подчинили гунны в Монголии, раз в могильнике встречается образцы с гаплогруппой N ? И почему собственно одного, в мной приведённой выборке их два. И что понимается за массой С3? Почему вы зациклились на N, ведь есть также другие гаплогруппы. Остальные вам не интересны? Лучше используя вашу програмку скажите кого сколько (С3, N и др.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ҚАСҚЫР Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 По моему спор чьей гаплой является С3 это бессмысленно и аналогично тому что если бы русские назвали R1a русской/славянской гаплой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 Тогда гаплотип N это маркер первых тюрков. Из-за якутов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 З.Ы. Относительно алтайского праязыка -сия теория шаткая. Придерживаюсь версии Щербака:некоторое сходство лексики тунгусских, монгольских и тюркских языков результат взамовлияния, а не общего родства. Так каким группам языков относите их (тюрк. монг. тунг.-маньчж.)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 По моему спор чьей гаплой является С3 это бессмысленно и аналогично тому что если бы русские назвали R1a русской/славянской гаплой. +100. Когда гаплогруппа образовалось не было ни тюрков ни монголов ни славян ни китайцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 возможно часть племен с С3 была уже тюркоязычной со времен Хунну, хотя не все ясно с языковой принадлежностью самих хунну, тюрки или монголы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 мая, 2012 Поделиться Опубликовано 30 мая, 2012 хотя не все ясно с языковой принадлежностью самих хунну, тюрки или монголы у монголов не было тамгового (рунического) письма, которые были у хунну и у тюрков. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 2 июня, 2012 Первоначальный Язык Хунну монгольский. Тюрки небольшой народ, который ненадолго вырвался из под власти монголоязычных народов, и захватил гегемонию в Хартленде. Хунну куда-то запропали в 4 веке, а в 5 тюркюты появляются на южном Алтае. Тем не менее попытаюсь связать непрерывность поколения "хунну - тюрки": Бичурин, Гумилев и др. передают древнетюркскую легенду, записанную китайцами в 5 веке, согласно которой тюркские племена теле (телес), сгруппированные по китайской исторической традиции как восточное крыло тюрков (яглакар-йологэ, теленгит, байырку, тонга, бугу, курыкан, тунло, изгиль, сыге, байс, эдиз, хунь, киби, ойгур), объясняют свое происхождение от отца - волка и матери – дочери хуннского шаньюя. Китайцами записана на век позже и другая легенда, по которой племя тюрк (тукю, тюркют) происходят от отца – хуннского мальчика и матери – волчицы. В частности, Гумилев отмечает: «Телесцы и тюркюты говорили на одном языке и одинаково кочевали вместе со своим скотом..... палеантропология подтверждает разность их происхождения. Тюркюты были наиболее монголоидными из всех тюркских племен 6-8 веков, зато телесцы были народом европеоидным». При этом Гумилев называет тюрков-тюркютов потомками хуннов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 4 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2012 у монголов не было тамгового (рунического) письма, которые были у хунну и у тюрков. Справедливости ради надо отметить, что во времена, когда формировался этнос монголов, ни у тюрков, ни у народов, населявших территории на которых жили гунны, также не было рунического письма. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2012 Справедливости ради надо отметить, что во времена, когда формировался этнос монголов, ни у тюрков, ни у народов, населявших территории на которых жили гунны, также не было рунического письма. Чтобы делать такие заявления, надо как минимум достоверно установить времена, когда формировался этнос монголов. В этом вопросе все очень противоречиво, "накатнная" история их насильно втискивает в тесную, плотнейшую и густо населенную среду многочисленных тюркских племен в Монголии, другая история, современная и неотягощенная "политическим прессингом пантюркизма" прописала их на нижнем и среднем Амуре, в восточной Маньчжурии. А достоверные временные рамки появления монголоязычных народов на мировой арене вообще не установлены. Языковый вопрос или теория "алтайства" тоже трещит по швам. И это Вам все должно быть известно. Так о каком времени и месте Вы ведете речь? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 5 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2012 Чтобы делать такие заявления, надо как минимум достоверно установить времена, когда формировался этнос монголов. В этом вопросе все очень противоречиво, "накатнная" история их насильно втискивает в тесную, плотнейшую и густо населенную среду многочисленных тюркских племен в Монголии, другая история, современная и неотягощенная "политическим прессингом пантюркизма" прописала их на нижнем и среднем Амуре, в восточной Маньчжурии. А достоверные временные рамки появления монголоязычных народов на мировой арене вообще не установлены. Языковый вопрос или теория "алтайства" тоже трещит по швам. И это Вам все должно быть известно. Так о каком времени и месте Вы ведете речь? Вам ничего не мешало сделать следующее заявление 'у монголов не было тамгового (рунического) письма, которые были у хунну и у тюрков.', не зная, как минимум времена, когда формировался этнос монголов и в какой местности формировался этнос монголов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2012 Вам ничего не мешало сделать следующее заявление 'у монголов не было тамгового (рунического) письма, которые были у хунну и у тюрков.', не зная, как минимум времена, когда формировался этнос монголов и в какой местности формировался этнос монголов. Во-первых, Вы не ответили на мой вопрос, как бы невзначай и задали встречный. Во-вторых, Вам как казахстанскому историку должно быть известно, что у монголоязычных народов действительно не было тамгового (рунического) письма, т.к. источники об этом умалчивают. А в третьих, как быть с легендой самих тюрков о родстве с хуннами (см: выше)? Который Вы также оставили без комментария, хотя факт весомый. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
olley Опубликовано 5 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 5 июня, 2012 Во-вторых, Вам как казахстанскому историку должно быть известно, что у монголоязычных народов действительно не было тамгового (рунического) письма, т.к. источники об этом умалчивают. Мне надо было для вас указать авторитетный источник в котором указывают предположительные рамки времени формирования монгольского этноса, а потом написать. Справедливости ради надо отметить, что во времена, когда формировался этнос монголов, ни у тюрков, ни у народов, населявших территории на которых жили гунны, также не было рунического письма. Затем вы бы дескрдитировали источник и я бы должен был написать свои соображении по вашим комментариям? Какой-то у нас с вами деструктивный диалог получается. А в третьих, как быть с легендой самих тюрков о родстве с хуннами (см: выше)? На что Вы также не ответили. Общего между действительностью и легендами мало. Многие легенды не сложно проверить. Я лично к легенде, как к легенде отношусь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 6 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2012 Нет - "талай". Из болг. табълган, огузо-тюрк. табъшкан. Форма этого в Именнике Болгарских Ханов - дван. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2012 Из болг. табълган, огузо-тюрк. табъшкан. Форма этого в Именнике Болгарских Ханов - дван. По казахски толай - тушканчик. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hooker Опубликовано 6 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2012 Рассения и МонголияПосле победы над тюрками-сельджуками на Катванской равнине в 1141 году и подчинения среднеазиатских городов, казалось бы, можно было передохнуть. Но в это время на востоке поднялась новая большая угроза. Эта угроза исходила от чжурчженей. Чжурчжени – народ подобный римлянам. Этот народ возник на базе роста числа изгоев из славяно-арийского народа киданей. Выше мы уже касались книги О.Гусева «Белый конь апокалипсиса», в которой он описывает эвенов – народ, сохранившийся в Приамурье до настоящего времени, и имеющий явно арийское происхождение. Предками эвенов были кидане, которые вначале создали родоную федерацию, а после захвата некоторых китайских земель империю Ляо. В начале XII века чжурчжелн разгромили киданьскую империю, часть которых ушла на север и дала толчок к образованию народа эвенов, другая часть ушла на запад и участвовала в сражениях против тюрок-сельджуков. После разгрома государства киданей чжурчжени создали серьёзную угрозу не только китайской империи Сум, но и славяно-арийским народам Монголии. Зимой 1125-1126 годов чжурчжени осадили столицу Китая – Кайфын. В 1127 году Канфын был взят. Весь Дальний Восток и северо-восточная часть Китая оказались в руках чжурчженей. В середине XII века всем способным оценивать обстановку, а в Рассении таких было немало, становится ясно, что над Монголией нависла опасность. Победоносные чжурчжени разгромили киданей и китайцев, основали свою империю Кинь, что означает «Золотая», и устремились к владычеству над Азией. Но им не суждено было установить это господство. Вначале чжурчжени увязли и войне с Китаем. Это позволило Рассении собрать вспомогательное войско из киданей и 18 других племён и двинуть его против тюрок-сельджуков, которые и были разбиты на Катванской равнине в 1141 году, и затем объединить народы Монголии для отпора чжурчжсням. Однако против хорошо организованного войска чжурчженей и их полководцев нужно было выставить соответствующую вооружённую силу. А её крайне не хватало. Основные силы Рассении находились в Южной Сибири. Их нельзя было трогать, так как тюрки-сельджуки могли в любой момент обострить обстановку в Средней Азии. Поэтому в Забайкалье можно было выделить лишь немногочисленный экспедиционный корпус. Выявлялась настоятельная необходимость организовать славяно-арийские народы Монголии для того, чтобы они могли противостоять чжурчженям. Во времена славян-арисв (хуннов) это не составляло труда, так как единый народ при возникновении большой опасности сам быстро объединялся и вступал в схватку с врагом. В XII веке дела обстояли иначе. Уже не было единого народа. На севере Монголии теперь обитали многие народы, которые в разные времена, в ходе отступлений славян-ариев (хуннов) из Китая, отделились от основной массы и ушли в спокойные места. Монголы в Забайкалье, а кыргызы даже на Енисей. Самыми большими народами были: монголы, кыргызы, кераиты, пойманы, меркиты и тюрко-китаи. Название народов даются по китайской терминологии, так как по причине уничтожения иудо-христианами и западниками славяно-арийских источников истинные названия этих народов не сохранились. Определяя антропологическую принадлежность этих народов, Л.Гумилёв относит их к кроманьскому типу, который развивался параллельно с такими же расовыми типами Европы. Данная характеристика подтверждает всё, что мы доказывали выше. Наиболее чистыми европеоидами среди них были монголы и кыргызы. Это были высокорослые, бородатые, светловолосые и голубоглазые люди. За ними шли кераиты, меркнты и найманы. Только тюрко-китаи, которых Л.Гумилёв ошибочно называет татарами, выбивались из этою ряда, были смешанным народом. Они включали европеоидное племя шивэ, тюрок и ославяненые кочевые китайские племена. Отсюда понятно, что современные монголы, киргизы, казахи и т.д. имеют прямое отношение только к ославяненым кочевым китайским племенам прошлого. http://sv-rasseniya.narod.ru/booki/demin/57.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 6 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2012 По казахски толай - тушканчик. Более вероятно, слово это из болгарского субстрата казахского языка, и менее вероятно, косвенное заимствование с посредничестве монгольского языка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 17 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2012 О монголоидности гуннов: Иордан передал описание внешности и характера Аттилы:Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения. « Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называются, они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле… Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персовПрокопий Кесарийский, Война с персами » Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Иран-Туран Бозорг Опубликовано 19 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2012 « Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называются, они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле… Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персовПрокопий Кесарийский, Война с персами » так ведь эфталиты и не являются гуннами в подлинном смысле этого слова. Белыми гуннами их прозвали соседи, а сами себя они называли по другому. Они основатели последней иранской державы в СА перед экспансией тюрков в этот регион, т.е. они народ ираноязычный, но в полне возможно с примесью ассимилированных в ираноязычной среде СА алтайских мигрантов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 19 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2012 Симокатта пишет о них как о двух племенах — уар и хунни. Сирийский автор VI в. Захария Ритор включает аваров и эфталитов в число северных народов, живущих в палатках, занимающихся скотоводством, охотой, рыболовством, — наряду с аланами, болгарами и хазарами. Византиец Прокопий Кесарийский сообщал, что эфталиты — единственные из всех гуннов — белы телом и не безобразны лицом. При этом Прокопий утверждает, что эфталиты — оседлый народ, что среди них могли быть и другие этнич. группы. Вот что пишет Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. (1969—1978): Ядро эфталитского объединения составляли, видимо, воинственные кочевые племена, подвергавшиеся воздействию оседлой гор. культуры. Среди скотоводов был широ¬ко распространен тюркский язык, оседлая часть населения говорила на согдийском. В трудах византийских исто¬риков VI века отмечается, что эфталиты — жители городские. Разумеется, для таких разноречивых свидетельств есть опреде¬ленные основания. Завоевав Среднюю Азию, Хорасан, Восточный Туркестан и Северную Индию, эфталиты обрели в этих областях благоустроенные земледельческие оазисы, большие и малые горо¬да, где были развиты ремесла, внутренняя и внешняя торговля. С годами они породнились с местным оседлым населением и ассими¬лировались. Потому и тюркский посол, прибывший в 568 году в Константинополь ко двору византийского императора Юстина II (565—582), на вопрос последнего: "В городах ли или в селениях живут эфталиты?", ответил: "Они — городское племя, господин". (Массон В. М., Ромодин В. A., История Афганистана, т, 1, М., 1964, гл. 7; Ghirshman R., Les Chionites-Hephtalites, Le Caire, 1948). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 20 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2012 так ведь эфталиты и не являются гуннами в подлинном смысле этого слова. Белыми гуннами их прозвали соседи, а сами себя они называли по другому. Они основатели последней иранской державы в СА перед экспансией тюрков в этот регион, т.е. они народ ираноязычный, но в полне возможно с примесью ассимилированных в ираноязычной среде СА алтайских мигрантов Я имел ввиду, европеоидность эфталитов и монголоидность гуннов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 20 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2012 так ведь эфталиты и не являются гуннами в подлинном смысле этого слова. Белыми гуннами их прозвали соседи, а сами себя они называли по другому. Они основатели последней иранской державы в СА перед экспансией тюрков в этот регион, т.е. они народ ираноязычный, но в полне возможно с примесью ассимилированных в ираноязычной среде СА алтайских мигрантов Эфталиты являются болгарами и именно поэтому и гуннами. Это название, в действительности, восточно-иранское по происхождению. Собственно болгарское название эфталитов денту могер: Иван Добрев, Златното съкровище на българските ханове от Атила до Симеон. София, 2005 http://bolgnames.com/text/Treasure.html http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf Твърде вероятната принадлежност на хан Атила към племето на оногурите се потвърждава косвено и от Anonуmus, според когото унгарското племе води своя произход от “скитското племе, което на своя диалект се нарича Дентумогер” – “Gens itaque Hungarorum... de gente Scithica, que per idioma suum proprium Dentumoger dicitur, duxit originem”, и начело на което племе стоят “седемте видни личности, които се наричали Хетумогер”, тези видни личности “решили да се домогнат до земята Панония, за която се носела мълвата, че била земя на крал Атила, от чието потомство произхождал владетелят Алмус, бащата на Арпад”, а както ще се види по-нататък, първият маджарски крал Арпад наистина е от племето на оногурите, а то пък според този източник води своето потекло от хан Атила. Тъкмо тази връзка в случая намира и пряко лингвистично потвърждение, защото името на племето Дентумогер очевидно-безспорно е образувано на основата на праб. *денту “седем” с начален зв. д, подобно на год. Дилом и съответно на южднболг. читем “седми” (месец) от Именника на българските ханове, което прабългарско числително име пък допълнително е дублирано, а така и семантически експлицирано и потвърдено посредством най-вероятно изтир. диал. *hetu “седем”, авест. hapta [вж. и срв. Hazai 1962, 23; ЛтИзв-5.1, 14-19]. Тук предложеното обяснение на етнм Дентумогер според нас издържа на всякаква критика и изобщо не може да бъдат поставени под съмнение съдържащите се в него лингвистико-исторически сведения и данни, а значението и ролята в това отношение на така направеното тълкуване, както и сложността на задачата, пред която са били изправени всички досегашни проучватели, проличават още по-ясно в светлината на всичко онова, което е правено или се е смятало за него: “The name Dentumoger has kindled the imagination of many scholars, but none of the explanations offered can withstand objective criticism. Although an acceptable explanation would probably help to clarify some details, it would add but little to what we know on the location of Dentumoger” [sinor 2004, 15]. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Igor Опубликовано 25 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2012 Несколько замечаний. 1. Эфталиты, как и кидариты, безусловно считали себя гуннами (точнее “гун”). Это отражено в их текстах, например, на булле их правителя. 2. Эфталиты входили в состав собственно тюрков. Не тюрков в широком смысле, а Тюркютов в смысле конкретном. Это отражено, в частнотси, в тибетском географическом тексте (Bacot: Journ. Asiat. 1956, pp. 141 and 145 line 11), где эфталиты названы 11 племенем тюркютов, а Гаргапуры (“Сыны ворона” -вероятно, усуни ранних китайских текстов) - 12. Ясно, что эти два племени вошли в состав тюркютов позднее, чем десять племен он-ок. Важно, однако, что они вошли в состав т.н. корневых племен. 3. О соотношении и значении дентю- и хетумогер. “Земля же скифская весьма протяженна в ширину и длину, и люди, населяющие ее, по сей день в просторечии называются Дентумогер и никогда не были подвластны ни одному императору.” И далее говорится, что народ “ведет свое происхождение от скифского народа, который на своем языке именутся Дентумогер.” Дентумогер встречается только у Анонима и более нигде в качестве топонима (?) и этнонима, производного от него. Во всех иных случаях народ называется просто Могер. Из контекста видно, что компонент “денту” это какое-то географическое определение к могер, нечто, расположеное “от северных областей до Черного моря”, причем “позади нее протекает река, называемая Танаис, с большими болотами”. Хетумогер называли не весь народ, а только некоторых аристократов: “ ...Семь правителей, которых называли Хетумогер и которым стало тесно в их местах, задумали вырваться их них. Тогда эти семь правителей, посовещавшись, постановили уйти из родной земли и занять земли, пригодные для обитания...”, “...Тогда эти семь правителей, которых до сего дня зовут Хетумогер...” и т.д. Таким образом нет никакой необходимости объединять дентумогер и хетумогер - первое определяет всю общность, причем скорее всего по каким-то географическим признакам, а второе относится к важнейшей, но количественно совершенно ничтожной части этой общности. Hetu из hetumoger, разумеется, обычное венгерское числительное “семь”. Однако это слово невозможно возвести к специфически восточно-иранским формам. Во-первых, все восточно-иранские содержат кластер -бд-, который вполне адекватно передается угорскими языками и которого мы вовсе не видим в венгерском. Ср., например, согд. ‘βt (читается aβd). Во-вторых, эта основа со значением “семь” свойственна очень широкому кругу индоевропейских языков, причем иранские не самые близкие к венгерскому звучанию. И в-третьих, для хету “семь” есть вполне хорошая уральская основа, поскольку она присутствует и в других уральских языках, напимер, в манси. Proto: *säptV English meaning: seven German meaning: sieben Khanty (Ostyak): läwǝt (V), jäwǝt (Vj.), tȧpǝt (DN), lȧpǝt (O) 'sieben; Woche', tapǝt (Šerk.) 'sieben' Mansi (Vogul): sǟt (TJ), sɔ̄̈t (KU), sāt (P So.) 'sieben; Woche' Hungarian: hét (acc. hetet) Ср. с индоевропейскими: Proto-IE: *septm Meaning: num.: seven Tokharian: A ṣpät, B ṣukt (*ṣäp(ä)t) 'seven' (Adams 657) Old Indian: saptá `seven' Avestan: hapta Armenian: evthn Old Greek: heptá Что же касается элемента могер, то вполне возможно мы видим здесь форму алтайского “рог”. Ср., например Meaning: horn Russian meaning: рог Old Turkic: müjüz (OUygh.) Karakhanid: müŋüz Turkish: bojnuz Tatar: mögez Middle Turkic: müŋüz, mügiz Uzbek: mụgiz Uighur: müŋgüz Sary-Yughur: moŋɨs Azerbaidzhan: bujnuz Turkmen: bujnuz Khakassian: mǖs Shor: mǖs Oyrat: mǖs Chuvash: mъjraga Yakut: muos Dolgan: muos Tuva: mɨjɨs Tofalar: miis Kirghiz: müjüz Kazakh: müjiz Noghai: müjiz Bashkir: mögöδ Balkar: müjüz Gagauz: bujnus Karaim: muŋguz Karakalpak: mujiz Salar: moŋɨz Kumyk: müjüz Широко известно, что “рогами” именовались части, важные подразделения у сюнну, имевшие собственную линию управления. Причем как целостность эти части оформлялись по специальному сообщению источника именно числительными (“шесть рогов” и т.д.). По-видимому, мы имеем дело с каким-то реальным административным или военным термином, поскольку именно в том же значение “рог” фиксируется позже, например, в имперском Тибете. Хетумогер таком образом может означать Семь рогов или, как собственно и фиксирует Аноним, “Семь королей”. Единственное препятствие состояит в том, что современная метатизированная чувашская форма для рога - майрака - для могер не подходит совершенно, а мы теоретически бы ожидали именно ее. Однако, например, волжско-татарская форма отражает даже вокализм. Теперь. Поскольку эти Семь рогов есть термин военно-административный, а не этнический то соотношение с эфталитами может быть просто совпадением. Это совпадение регистрирует сходное военно-административное и социальное устройство и, что еще более важно, сходную специальную терминологию, но гораздо меньше говорит нам о родстве и тем более тождестве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 25 июня, 2012 Поделиться Опубликовано 25 июня, 2012 Несколько замечаний. 1. Эфталиты, как и кидариты, безусловно считали себя гуннами (точнее “гун”). Это отражено в их текстах, например, на булле их правителя. 3. О соотношении и значении дентю- и хетумогер. “Земля же скифская весьма протяженна в ширину и длину, и люди, населяющие ее, по сей день в просторечии называются Дентумогер и никогда не были подвластны ни одному императору.” И далее говорится, что народ “ведет свое происхождение от скифского народа, который на своем языке именутся Дентумогер.” Hetu из hetumoger, разумеется, обычное венгерское числительное “семь”. Что же касается элемента могер, то вполне возможно мы видим здесь форму алтайского “рог”. Ср., например 1. Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами», чётко отделяет эфталитов от гуннов:«Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называются, они, однако, не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле… Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов. Прокопий Кесарийский, Война с персами» 2. Имя эфталитского правителя VI века Михиракулы: от иранского слова Михр — солнце. 3. Венгерское хету родственен тюркскому -йети (жети) ознчающее "семь". Не убедило также ваш вариант "рог" (муюз). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться