Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. olley

    Уйгуры

    Анализ генетической близости между популяциями был проведён на основании геномных данных всего аутосомного генома.
  3. Сегодня 27.04.2025 г. в столице Монголии состоится турнир "Nomadic Fighting Championship" по 4-м видам боевых искусств - ММА, кикбоксинг, тайский бокс, муайтай. Участники из Украины, Монголии, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Тайланда, Соединенного Королевства. Участвуют и наши казахские файтеры Баглан Жаканша и Даурен Дакенов, которые встретятся с монгольскими бойцами А. Тэмүүлен и Ш. Бат-Итгэлт. Но главное событие турнира это титульный бой монгола М. Нандин-Эрдэнэ с тайцем Танавит-Ликитом за чемпионский пояс NFC в кикбоксинге. Объявляю ставки. ))
  4. Вот видите, это слово из словаря Скалоне находим в северо-западном говоре, но его нет в северо-восточном говоре (зуб даю)). Кстати, как у вас, у цокающих, говорят "в следующий раз"?
  5. Действительно зачем. И не просто Фоме, а цокающему Фоме. ))
  6. Эта мука в то время называлась "Казахстанская", которая на самом деле была 1 сорта. Сейчас ее нет. Тогда все пользовались этой мукой, другой не было, она была темная, но вкуснее чем нынешние высшего сорта. Наши мамы и бабушки всё готовили только из нее - пекли хлеб, варили лапшу, бишпармак, баурсаки и пр. Когда был в студенческие годы в одной из общаг Уралмаша встретил там семью, муж узбек, жена местная татарка, разговаривали между собой легко, внешних отличий тоже не было.
  7. Какие конкретно гг ?
  8. Очень жаль что форум с каждым месяцем явно угасает, это видно невооруженным глазом.
  9. Сегодня
  10. Ув. Рустам, если к слову, то я допустим вовсе не атеист и предполагаю, что даже намного богобоязненнее чем нынешняя наша молодежь. Если кратко, то я давно заметил, что у новоявленных верующих (для отличия назову их внуками) весь акцент базируется на всем внешнем - атрибутике, ритуалах, процедуре во вред внутреннему миру, у нас (у наших дедов, отцов и их сыновей) - на внутреннем мироощущении и да, во вред внешним признакам. Доказательств этому много. Можно подумать, что вы за традиции наших дедов и предков. )
  11. Вчера
  12. Некоторые могут возразить, что по нумизматике и по русским летописям никакого Базарчи не существовало. Однако из этого вовсе не следует, что такого лица не существовало в действительности. Русские летописи больше фиксировали граничащие с ними события нежели события касавшихся всю Золотую Орду. А монеты могут быть еще не найдены, тем более Базарчи царствовал совсем не долго в отличии других Чингизидов.
  13. Литература: 1.А.П.Григорьев Золотоордынские ханы 60-70-ых годов XIV в. Хронология правлении 2. Ж.Сабитов Ханы Золотой Орды в эпоху великой замятни 3. Почекаев Р.Ю. К вопросу о переходе власти в государствах Чингизидов 4. Моше Гринберг К вопросу о том, как "Железные псы" Батуидов разломали "золотую юрту" своих хозяев 5. Гаев А.Г. Генеалогия и Хронология Джучидов
  14. Базарчи хан - согласно генеалогическим рукописям является потомком Тангута сына Джучи. Активный участник политических событий развернувшихся в Золотой Орде, которая известна как "Великая Замятня". Его сын Тимур Малик в левом крыле Улуса Джучи царствовал недолго. Тимуридские источники ошибочно приписывают Тимур Малика к потомку Урус хана, в то время, как в действительности он является сыном Базарчи хана. В научной литературе распространено мнение, что "Базарчи" это не антропоним, а прозвище какого то другого Чингизида. Каждый исследователь пытался это прозвище навесить, как ярлык какому нибудь политическому лицу. Рассмотрим каждую версию поэтапно. 1. Версия Григорьева А.П согласно которому Базарчи это прозвище Орда Шейха упоминаемого в "Мунтахаб Ат Таварих" Натанзи. Данную версию поддержал политолог Ж.Сабитов. Объяснение Григорьева "Скорее всего это не имя, а прозвище. Так как слова орда и базар могли произноситься слитно орда-базар и обозначал рынок при походной ставке хана" едва ли можно принять как научным. Поэтому отвергается. 2. Версия Гаева А.Г. согласно которому Базарчи это Науруз хан севший на престол Золотой Орды после Кульпы. Свою точку зрения Гаев аргументирует тем, что они оба якобы из контекста русских летописей и "Чингиз Наме" Утемиша Хаджи являются тождественными лицами. Однако в действительности при анализе русских летописей и "Утемиша Хаджи" такого тождества не наблюдается, так как судя по русским летописям Науруз сел на царство после свержения Кульпы и был убит Хызыр ханом вместе с Тайдулой ханшей, в то время, как из "Чингиз Наме" Утемиша Хаджи следует, что сперва Тайдула пригласила Хызыр хана а затем выгнала его, и лишь после возведения на престол лже Келдибека был приглашен Базарчи. Также в "Чингиз Наме" сказано, что Базарчи убежал после битвы с Хызыр ханом, а не умер от его рук, как это пытаются убедить современные исследователи. По всей видимости эта недоразумение вытекает из дефектной рукописи "Чингиз Наме", которым пользовался В.П.Юдин, и он по дефектному рукописи перевел отрывок как "Базарчи [и] Тайдула были схвачены. В более полном и полноценном варианте рукописи выражение "Базарчи убежал" не пропущен. Гаев также наивно пытается использовать якобы тождество имен сыновей этих двух разных лиц. У Науруза был сын по имени "Темир", а у Базарчи "Темир Малик". Совпадают лишь корневые слова, но не полностью. Учитывая, что имя "Темир" было очень распространенным именем среди кочевников, то не удивительно, что большинство Чингизидов носили этот антропоним. Также русские летописи прекрасно различали имена людей с двойными корневыми словами, поэтому аргумент "летописец просто сократил Малик до Темир" не является приемлемым. Отсутствие антропонима "Темир Малик" легко объясняется тем, что Темир Малик проявлял свою активность в левом крыле Золотой Орды, а не в правом. Исследователь Моше Гринберг также пытался на основе сведений нотария Бенедетто Бьянко отождествить Базарчи с Наурузом. Моше Гринберг аргументирует свою точку зрения тем, что Науруз это тронное имя Базарчи, так как согласно переводу Карпова С.П. латинского текста Науруза короновали во время праздника Науруз. Однако в действительности в оригинале из контекста следует, что "имя Науруз переводится, как новый год, так как он был рожден в новом году по их обычаю" Бенедетто Бьянко явно подразумевает известный у кочевых народов обычай имя наречения, когда ребенку давали имя по обстановке и ситуации рождения. Поэтому отождествление Базарчи и Науруза не представляется возможным, и отвергается. Согласно анализу вышеупомянутых версии, следует, что Базарчи это не Науруз и не какой либо другой Чингизид. А представитель Тангутской ветви Чингизидов, который активно участвовал в политических событиях Золотой Орды.
  15. olley

    Уйгуры

    Статья китайских исследователей анализа популяций уйгуров из разных регионов СУАР. Размер выборки – 951 человек из 14 регионов СУАР. Генетическая история уйгуров Синцзянa свидетельствует о многосторонних контактах эпохи бронзы в Евразии. Genetic History of Xinjiang’s Uyghurs Suggests Bronze Age Multiple-Way Contacts in Eurasia https://academic.oup.com/mbe/article/34/10/2572/3864506 Выдержки из статьи Если кратко, среди уйгуров наблюдается значительное генетическое разнообразие, которое исследователи условно разделяют на два кластера — северо-восточный и юго-западный. У представителей юго-западного кластера прослеживается более выраженная западно-евразийская (а также центрально-/южноазиатская) компонентa, тогда как у северо-восточных уйгуров сильнее влияние популяций Южной Сибири и Восточной Азии. И что касается генетической близости уйгур к другим народам, в частности уйгур Кашгара, Хотана, Кызылсу (географически рядом с Кашгаром), то ближайшие народы - хазарейцы и узбеки, согласно данному исследованию. В исследовании, в сравнении генетической дифференциации между популяциями используется Fst – индекс фиксации (коэффициент генетической дифференциации). Fst = 0; субпопуляции идентичны по частотам аллелей. Fst = 1; полном разделениe субпопуляций Fst - 0.00 - 0.05 слабое различие. Fₛₜ-расстояния между каждой группой уйгуров (Hotan, Kizilsu, Kaxgar, Ili, Aksu, Bayingolin1, Bayingolin2, Urumqi, Turpan, Bortala, Tarbagatay, Changji, Kumul) и узбеками, отсортированные по степени сходства: pop.center pop.X Fst Hotan Uzbek 0.012417 Kizilsu Uzbek 0.012541 Kaxgar Uzbek 0.012570 Ili Uzbek 0.012792 Aksu Uzbek 0.013021 Bayingolin1 Uzbek 0.014000 Urumqi Uzbek 0.014405 Turpan Uzbek 0.014573 Bortala Uzbek 0.017110 Tarbagatay Uzbek 0.017350 Bayingolin2 Uzbek 0.017702 Changji Uzbek 0.017944 Kumul Uzbek 0.018651 Table 1: Supplementary material из статьи по ссылке выше. Следует отметить, что, согласно данному исследованию, уйгуры из северных районов СУАР демонстрируют генетическое сходство с другими тюркскими народами. Аналогичный вывод был получен и в другом исследовании, в котором анализировалась выборка уйгуров из Кучи (недалеко от границы с Иссык-Кульской областью Кыргызстана). -- С середины 18-го века Восточный Туркестан находился под властью Цинской империи. Вследствие войн и хозяйственного упадка несколько волн переселенцев из Кашгара, Яркенда и Хотана направились в Ферганскую долину; в Кокандском ханстве их называли кашгарлыки. Большинство этих переселенцев со временем ассимилировалось среди узбеков благодаря языковой и культурно-религиозной близости. Крупная миграция предков современных уйгуров в Семиречье (юго-восток Казахстана и север Кыргызстана) произошла позднее, во второй половине 19-го века: после Илийского договора 1881 года часть таранчи из долины Или переселилась на земли контролируемые Российской империей. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, выходцы из Кашгара в основном селились в восточной части Ферганской области (нынешние Андижанская и Ошская области). В городе Токмак Чуйской области, по переписи 2009 года, узбеки составляли около 8,6% населения; ранее их доля была выше. С начала 19 века Токмак входил в состав Кокандского ханства; в 1825 году в Токмаке была возведена важная приграничная крепость. В 19 веке в Токмак переселялись ремесленники и торговцы; вероятно, среди них были и беженцы из Кашгара и Хотана. В 1826 году в Кашгарии вспыхнуло крупное восстание под предводительством Джахангир-ходжи против цинского владычества. Правитель Коканда Мадали-хан поддержал восстание, объявив газават (священную войну) против Китая. Первая волна беженцев из Кашгара осела в пределах Кокандского ханства, в том числе в районе Токмака. Новые волны переселения последовали после антицинских восстаний 1830–1831 и 1847 годов. После каждого подавленного восстания часть кашгарцев и хотанцев уходила через горные перевалы на земли, контролируемые Кокандом. По некоторым оценкам, к концу 19 го века численность кашгарцев во всём Кокандском ханстве могла достигать порядка 200 тыс. человек. Видимо далеко не все беженцы из Кашгара предпочитали менее освоенные недавно приобретённые территории окрестностей Токмака; многие выбирали более развитые города Ферганской долины. В Ташкенте (дальше на запад от Восточного Туркестана) насчитывалось 127 дворов в махалле Кашгар (источник: В. П. Наливкин, М. Н. Наливкина. «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы». Казань, 1886.)
  16. Последняя неделя
  17. я полагаю что Угедейский и Чагатайский улус рассматривают как один т.к. после смерти Кайду Угедейского улуса по сути уже не было но надо смотреть саму работу
  18. Рустам байке рахмат за такой подробный содержательный ответ! Теперь мне более ясно алтайский этап и мне нравится ваша версия, а не Мокеева. Не зря кыргызский народ считает Алтай исторической родиной и не зря Валиханов ссылаясь на народные предания писал, что кыргызы кочевали до ХАГНАЯ- это же Монгольский Алтай ?? По поводу смещения кыргызов и кимако-кипчаков археолог Арсланова да писала ??"Наличие в Восточном Казахстане типичного для древнетувинских племён погребального обряда в сочетании с отдельными предметами, характерными для прииртышских кочевников VIII-IX вв. свидетельствует, по-видимому, о взаимовлиянии культур пришлого и коренного населения. Не исключена возможность, что в некоторых курганах с трупосожжением были похоронены представители древнехакасского общества, вступившие в непосредственный контакт с аборигенами Верхнего Прииртышья в IX в" Как я понял РАД отделял да Енисейских и Алтайских кыргызов друг от друга по месту кочевания их ? Область Кыргыз это как я понимаю область Алтайских кыргызов, а Кем-кемджиут Енисейских кыргызов? 1.По МаТ раз Манас каркаринский кыпчак то кто были информаторами для Сайф ад-Дин Аксикенди про Манас ? Про Манас Сайф ад-Дин Аксикенди рассказали сами кипчаки ? Если были бы кыргызы то Манас представили ему как кыргыза, а не кипчака не так ли ? Получается что эпос Манас попал кыргызам через каркаринских кыпчаков которые расстворились среди кыргызов ?? 2.Валиханов писал "ибо в маршруте Гулагу 1253 г., встречаются киргизы (килики-цзы) на Тянь-шане". Данный источник на который Валиханов ссылался не дошел до наших дней ? Или просто Валиханов просто ошибся приняв за кыргызов какое то племя ?
  19. К примеру https://www.theytree.com/tree/C-Y12782 они , по мне вряд ли они могут быть ЗО , если смотреть географию этого снипа территория Китай , Кз
  20. @Лимфоцит Ну эти кардиограммы не свидетельствуют о первичном местоположении какой то общности. Да, возможно покажет, что это какие то родственники, однако из этого ни разу не следует, что какая то масса кочевников является пришлой аж с Юань. Максимум речь может идти о близких пограничных территориях, следственно можно говорить лишь о переселении кочевников с Улуса Угэдэя. Из исторических источников ни одного события не видно, чтобы можно было хотя бы предположить о переселении каких то кочевников из улуса Чагатая.
  21. Я сужу по кардиограмме , по гаплам и палеоднк , не удивлюсь если даже G1 не будет связано с ЗО
  22. @Лимфоцит Сам этнос то образовался из золотоордынских компонентов, даже если есть предки из Юань и Чу, то они вошли в уже существующий этнос и ассимилировались. А как элемента, который участвовал в сложении этноса, то не вижу, чтобы они были из Юань или Чу.
  23. Kamal

    Каракалпаки

    Чтоб, ещё и каракалпаки не обиделись, раскрою некоторые моменты по Кучумовичам, хотя материал ещё сырой: в данное время идет изучение, но уверенно могу сказать, что единственной яркой личностью из этой династии для каракалпаков был именно Ишим Мухаммед хан (недаром в исторической литературе постоянно упоминают его имя, правда, в роли простого каракалпакского бия). Кучук хана ещё можно отметить, но он слишком далеко на юг нацелился, вспомните о надёжных в бою каракалпакских царевичах, составлявших основу бухарского войска (по Пазухину). Жалко то, что ничего не могу найти по Ишим хану насчет его гибели, наверное, из-за того, что его самый ярый враг, то есть джунгарское ханство, немного погодя тоже был ликвидирован. Но несмотря на это, всё говорит о том, что именно сближение Ишим хана с Россией и стало причиной вторжения джунгар в 1723 году с огромной армией и ликвидации Ишим хана. То есть, подготовка Ишим хана к войне с джунгарами более опасной для джунгар стала после российско-каракалпакских переговоров. К тому же как раз-таки при правлении Ишим хана у каракалпаков было самое лучшее вооружение, так как во многом количестве приобреталось огнестрельное оружие и войско обучалось ведению войн с применением огнестрельных оружий, а не только холодным оружием и этот процесс всё наращивался. Ну, в общем, при правлении Ишим хана каракалпаки достигли максимума своего могущества. Но, к сожалению, в дальнейшем, к своим младшим детям, правившим как Верхними так и Нижними каракалпаками, он не успел внедрить навыки дипломатии, а старший его сын Алим султан скорее всего погиб вместе с отцом, а может, успел уйти к бухарцам в правители. Этот вопрос тоже предстоит изучить.
  24. Наверное, не совсем верно называть современный кураш исключительно тюркской борьбой. На чемпионатах мира по курашу выступают спортсмены из разны стран разных континентов. За последние тридцать лет Узбекистан сделал больше, чем кто-либо другой, для популяризации тюркского вида борьбы кураш в мире. Не случайно первый чемпионат мира по курашу провели в Ташкенте в 1999г. В Узбекистане кураш остаётся одним из самых уважаемых традиционных единоборств. В разных регионах правила и приёмы традиционной борьбы немного отличались. В Ферганской долине придерживались более строгих правил - определённой церемонии выход борцов, установленного вида одежды (чапан, кушак) и полного этикета, сопровождающего схватку. Бухарский вариант считается более свободным: допускаются менее формальные захваты и упрощённые ритуалы. Особенно кураш любят в Сурхандарьинской области (юг Узбекистана); местные турниры ежегодно собирают тысячи зрителей, а спортсмены из Термеза и Шеробаада регулярно входят в число призёров национального чемпионата. Узбекская дзюдоистка и красавица Диёра Келдиёрова, победившая - без преувеличения лучшую дзюдоистку современности - японку Уту Абе (её беспроигрышная серия - 47 поединков), на олимпийских играх 2024. По-моему, Келдиёрова начинала именно с кураша. Любовь к единоборствам Диёре привила бабушка, увлекавшаяся национальной борьбой.
  25. Скоро палеоднк расставит кто есть кто , по моему мнению большинство предков казахов , с Юани и ЧУ, даже м407 не бьётся что она с ЗО
  26. В долине иранцев почти не было - если и были, то оставались незаметными. В Самаркандской и Бухарской областях их больше. В наших местах живут кыргызы, уйгуры, таджики, бухарские евреи, а в прошлом - ферганские кипчаки; также русские, татары, азербайджанцы. За последние 150 лет приехало множество самых разных этносов. Вынуждено и по доброй воле. Некоторое время я не подозревал, что среди узбеков живёт немало уйгуров: уйгуры быстро ассимилировались в узбекскую среду - не отличишь, пока сами не скажут. Кроме переселенцев - греков и немцев, в регионе появилась неожиданная для нашего региона корейская диаспора, депортированная в 1937 году. Также в 1960-х - 1970-х дислоцировалась 105-я дивизия ВДВ в Фергане. Их расформировали на ее базе части этой дивизии сформировали 56-й ДШБ ( известный полк которому поручали самые сложные задания в Афганистане ). В городе остался учебный полк ВДВ, который готовил десантников на протяжении 1980-х, и отправляли в Афганистан. В самой Фергане - административном центре области - вокруг города образовался конгломерат посёлков. Долина тесна, земли мало. Антропологическое и культурное разнообразие на сравнительно небольшой территории было очень большое. Приезжих было много, тем не менее... Я родился в селе и до шести, семи лет рос среди узбеков. В дошкольном возрасте дети иной внешности, как бы правильнее написать - другого антропологического типа, особенно с ярко выраженными монголоидными чертами, казались мне на одно лицо. Тогда мы все семьей в гости ездили далеко за пределы нашего поселка. Этот детский эпизод я вспомнил лишь много лет спустя, когда, уже в зрелом возрасте, начал читать работы по физической антропологии и, уже с появлением доступных генетических тестов 10-15 лет назад, снова заинтересовался темой. Сейчас на форуме активно обсуждают антропологию, и я решил разобраться. Я поискал литературу и нашёл подтверждение: в раннем возрасте дети действительно не всегда различают лица людей другой расы - европеоидной, монголоидной, негроидной или промежуточной. Непривычная внешность приводит к тому, что мозг в раннем детстве «усредняет» чужие лица. Этот феномен называется эффектом другой расы (other-race effect, ORE).
  27. Татарка Эльвира Ибрагимова, посетившая все уголки Узбекистана, нередко слышит там, что она похожа на узбечку. В Таджикистане её спрашивают, не таджичка ли она по происхождению. На фотографиях Эльвира запечатлена в красивых традиционных узбекских костюмах в Бухаре.
  28. Самарканд, 1974 год. На аксакале - чапан, который теперь можно найти лишь у редких мастеров. Перед аксакалом - лепёшка из темной муки, в то время считавшаяся невкусной, а теперь разыскиваемая теми, кто следит за здоровьем. У чайника починили носик - фарфор был дорогим. Отнесли сломанную посуду к специальному мастеру, и он всё залатает.
  29. @boranbai_bi интересно, а как они определили, что все кроме сыргелі это могулы, а не племена Угэдэйского Улуса?
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...