Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Последний час
  2. https://www.youtube.com/watch?v=2MnnUxNJi2I&t=617s ИСТОРИЯ по ДНК: КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ, ПУШКИН, РЮРИК, БАСТАРДЫ
  3. https://www.youtube.com/watch?v=2MnnUxNJi2I&t=617s ИСТОРИЯ по ДНК: КТО ТАКИЕ СЛАВЯНЕ, ПУШКИН, РЮРИК, БАСТАРДЫ
  4. @Rust Брать на веру гипотезы учёных самая большая ошибка. Настоящая наука и держится на сомнениях.
  5. Сегодня
  6. Автор: Том Гарлингхаус Изображение: Серебряная монета с изображением гуннов верхом на лошадях, V век. Гунны были воинами-кочевниками, вероятно, выходцами из Азии. Они наиболее известны тем, что в IV и V веках нашей эры вторгались в Европу и наводили там ужас, а также тем, что ускорили падение Западной Римской империи. Они были искусными наездниками, известными своей свирепостью в бою и безжалостностью к покорённым народам. Под предводительством своего гениального военачальника Аттилы (406–453 гг. н. э.), которого христиане того времени называли «бичом Божьим», гунны создали огромную империю, в состав которой входили обширные территории современной России, Венгрии и других частей Европы, включая Германию и Францию. Армия Аттилы стала настолько могущественной, что и Западная, и Восточная Римские империи регулярно платили дань, чтобы эти воины не нападали на римские провинции и не грабили их. Но империя гуннов просуществовала недолго. После смерти Аттилы империя была разделена между тремя его сыновьями, которые воевали друг с другом и не смогли сохранить империю в целости. Сегодня слово «гунн» является синонимом варвара, неотесанного и жестокого человека, а сам термин вызывает в воображении образы конных воинов, совершающих акты чудовищной жестокости, насилия и воинственности. На протяжении веков этот стереотип, возникший благодаря римским писателям, пострадавшим от набегов гуннов, был доминирующим представлением о гуннах. Но история гуннов гораздо сложнее, чем можно предположить, исходя из этих образов. Происхождение гуннов Происхождение гуннов неясно, но недавние генетические и лингвистические исследования дают некоторые подсказки. Согласно «Энциклопедии всемирной истории», римский историк Тацит был одним из первых западных авторов, упомянувших гуннов. В конце I века н. э. Тацит писал, что гунны жили недалеко от Каспийского моря, на территории современного Казахстана. Тацит называл их «гуннами», хотя неизвестно, как гунны называли себя сами, поскольку у них не было письменности. Тацит не видел особых отличий между гуннами и другими племенами региона и не считал их особенно воинственными. Самым известным римским писателем, подробно описавшим гуннов, был историк и военачальник Аммиан Марцеллин (330–395 гг. н. э.), хотя его описания сильно предвзяты. В своем труде по поздней римской истории под названием "Res Gestae" ("Свершившиеся дела"), охватывающем период с 96 по 378 год н.э., Аммиан охарактеризовал гуннов как "расу, дикую вне всяких параллелей" и заявил, что место их происхождения находилось "за Азовским морем, на границе Замерзшего океана". Неясно, какой океан имел в виду Аммиан, но территория непосредственно за Азовским морем расположена в Понтийско-Каспийской степи - экосистеме плоских лугов, или степной зоне — на территории современной Украины и юга России, граничащей с Кавказскими горами на юге. Аммиан Марцеллин не слишком лестно отзывался о внешности гуннов, изображая их стереотипными «варварами» с изуродованными шрамами лицами и крупными телами и даже намекая на то, что они похожи на коренастые опоры моста. Аммиан Марцеллин, однако, восхвалял конные навыки гуннов и объяснял их тем, что они всю жизнь проводили в седле: «С лошадей днём и ночью каждый из этого народа покупает и продаёт, ест и пьёт, а склонившись над узкой шеей животного, погружается в сон настолько глубокий, что его сопровождает множество сновидений» (перевод Чикагского университета). «Считается, что гунны изначально были монгольским народом», — рассказал Live Science Ральф Матисен, профессор истории, классической филологии и медиевистики в Университете Иллинойса в Урбане-Шампейне. До Тацита самые ранние сведения о гуннах можно найти в китайских источниках. «Есть народ под названием сюнну, которого часто отождествляют с гуннами», — сказал он. Согласно «Британской энциклопедии» хунну представляли собой свободную конфедерацию конных кочевых народов из Северо-Восточной Азии, которые упоминаются в китайских источниках ещё в V веке до н. э., когда они начали совершать набеги на северные территории Китая. Они продолжали нападать в течение следующих нескольких сотен лет. Эти набеги побудили первого императора объединённого Китая Цинь Шихуанди начать строительство Великой Китайской стены в попытке защититься от северных захватчиков. Поначалу набеги были редкими, но к концу III века до н. э. хунну сформировали большой племенной союз, который начал представлять угрозу для китайской цивилизации. Этот союз создал обширную империю, которая охватывала большую часть современной Монголии и Сибири и простиралась на запад до Памирских гор в Центральной Азии. Между китайцами и хунну разразилась серия войн, и в конце концов в 51 году до н. э. империя хунну распалась на две части: восточную, которая подчинилась китайцам, и западную, которая была вытеснена в Центральную Азию. Исследование 2018 года, опубликованное в журнале Nature, показало, что генетически гунны представляли собой смесь восточноазиатских и западноевразийских народов. В частности, выводы авторов убедительно свидетельствуют о том, что гунны произошли от народа хунну, который сам по себе представлял собой неоднородную смесь различных восточноазиатских групп, и что по мере продвижения на запад они ассимилировали западноевразийские народы, такие как скифы. С другой стороны, исследование, опубликованное в 2025 году в журнале PNAS, показало, что гунны были разношёрстной группой смешанного происхождения, хотя и подтвердили, что у некоторых из них были связи с империей Хунну в Монголии. Исследование показало, что у большинства гуннов были различные степени родства с жителями Северо-Восточной Азии. Еще одно доказательство, связывающее гуннов с хунну, - лингвистика. Согласно исследованию, проведенному в 2025 году в журнале Transactions of the Philological Society, и европейские гунны, и хунну говорили на одном и том же палеосибирском языке. В своем исследовании команда изучала заимствованные слова, глоссы, личные имена и географические названия. Например, пять заимствованных слов в тюркских и монгольских языках, в том числе «озеро», «дождь», «берёза», по-видимому, происходят из аринского языка, входящего в енисейскую языковую семью, распространённую во Внутренней Азии. Гуннские имена, в том числе Атилла, также можно объяснить с помощью аринских словообразовательных моделей. «Мы показываем, что лингвистические данные из четырёх независимых источников действительно свидетельствуют о том, что сюнну и гунны говорили на одном и том же палеосибирском языке и что это была ранняя форма аринского языка, входящего в енисейскую языковую семью», — пишут исследователи в своей работе. Искусство и культура гуннов О гуннском обществе и культуре известно очень мало. Согласно Аммиану Марцеллину, гунны были кочевниками-скотоводами, и «никто в их стране никогда не пахал землю и не прикасался к рукояти плуга». Все они не имеют постоянного жилища, очага, закона или устоявшегося образа жизни и кочуют с места на место, как беглецы, в сопровождении повозок, в которых они живут; в повозках их жёны ткут для них их отвратительные одежды, в повозках они совокупляются со своими мужьями, рожают детей и воспитывают их до совершеннолетия. (Перевод из Чикагского университета.) Но археологические данные свидетельствуют о том, что по крайней мере некоторые гунны вели оседлый образ жизни и занимались сельским хозяйством. Биохимический анализ костей и зубов, найденных при раскопках в Венгрии V века, позволяет предположить, что у некоторых гуннов изменился рацион: они перешли от преимущественно кочевого питания (молоко, мясо и просо) к оседлому земледельческому (пшеница, овощи и немного мяса). Одним из римских писателей, чьи работы контрастируют с описаниями гуннов как грубых варваров у Аммиана, был византийский историк V века Приск, который вместе с другим дипломатом по имени Максим посетил двор Аттилы в 448 году н. э. Он описал резиденцию Аттилы как «...великолепную. Она была построена из полированных досок и окружена деревянными ограждениями, которые служили не столько для защиты, сколько для красоты». Приск и Максим обменялись подарками с женой Аттилы Крекой, которая, по описанию, полулежала на мягком ложе. «Пол в комнате был покрыт шерстяными циновками для ходьбы. Вокруг неё стояло несколько слуг, а перед ней на полу сидели служанки, расшивавшие льняные ткани, которые должны были украшать скифское платье», — писал Приск. Позже в тот же день Приска пригласили в пиршественный зал Аттилы на трапезу, которую он описал так: «Роскошный обед, поданный на серебряных тарелках, [которые] были приготовлены для нас и гостей-варваров, но Аттила ел только мясо с деревянного подноса. Во всём остальном он тоже проявлял умеренность — его чаша была деревянной, а гостям подали кубки из золота и серебра». Его одежда тоже была довольно простой, но чистой. Меч, который он носил на боку, шпоры его скифских сапог и уздечка его коня не были украшены золотом, драгоценными камнями или чем-то подобным, как у других скифов. Гунны, по-видимому, появились на европейской исторической сцене во второй половине IV века нашей эры. Продвигаясь в Европу, гунны вскоре столкнулись с остготами, восточной ветвью германского народа, некоторые представители которой жили даже в северной части Чёрного моря. Две противоборствующие группы вступили в открытую войну, но, по словам Матисена, остготы потерпели поражение, и многие из выживших готских воинов были призваны в армию гуннов. Продолжая продвигаться на запад, гунны столкнулись с вестготами, западной ветвью готов, которые жили на территории современной Румынии (римляне называли её Дакией). Как и их восточные собратья, вестготы не могли противостоять опытным воинам-гуннам; многие вестготы были убиты, а другие бежали на запад и юг через Дунай на территории Западной и Восточной Римских империй. Это движение гуннов на запад положило начало тому, что историки называют «Великим переселением народов» — массовому переселению германских народов на территорию Римской империи, которое происходило примерно с 376 по 476 год н. э. Великое переселение народов сыграло важную роль в германизации римской армии и, в конечном счёте, в распаде Западной Римской империи, а позднее — в формировании средневековых королевств Европы, согласно Британской энциклопедии. Поражение вестготов позволило гуннам занять земли к северу от Дуная, на территории современной Румынии. Дунай имел важное значение для римлян, поскольку он обозначал северную границу Римской империи в Центральной и Восточной Европе. Присутствие гуннов на северных и восточных границах вызывало у римлян страх и панику. Этот страх был вполне обоснованным: в период с 395 по 398 год нашей эры гунны совершили несколько набегов на римскую территорию, захватив восточноримские провинции Фракию (на территории современных Болгарии, Турции и Греции) и Сирию. Однако гунны не остались в этих регионах; разграбив провинции, они вернулись на север Дуная. Несколько лет спустя, в 406 году нашей эры, предводитель гуннов по имени Ульдин совершил второй набег на Фракию, согласно «Всемирной исторической энциклопедии». В то же время, по словам Матисена, многие гунны были не против сотрудничать с римлянами. «В течение следующих 40 лет, примерно с 380 по 420 год н. э., гунны служили наёмниками в римской армии, — сказал Матисен, — и пользовались устрашающей репутацией непобедимых воинов». Но это мирное соглашение продлилось недолго. Серьезный раскол произошел в 420 году нашей эры, когда гунны начали демонстрировать свою силу, требуя от римлян платить им золотом в обмен на отказ от набегов и грабежей римских провинций. Второй серьёзный разлад в отношениях произошёл в 434 году нашей эры, когда Руа (также известный как Ругила), влиятельный гуннский вождь, которому удалось объединить многие гуннские племена в единое государство, умер, и ему наследовали два его племянника, Бледа и Аттила. «Аттила, в частности, был гораздо более амбициозным, чем предыдущие правители гуннов, которые довольствовались ролью вассалов Римской империи», — сказал Матисен. Через несколько лет после того, как два племянника возглавили гуннов, Бледа умер при загадочных обстоятельствах, и Аттила стал единоличным правителем. Он занял гораздо более враждебную позицию по отношению к римлянам: требовал всё больших субсидий и нападал на провинции как Западной, так и Восточной Римской империи, когда это было ему выгодно, и отступал, когда это было невыгодно. Используя этот метод, Аттила создал огромную империю, которую удерживал в целости исключительно благодаря своей личности. Он был блестящим военачальником, вдохновлявшим свои армии (в которые входили не только гунны, но и аланы, готы и другие народы). Согласно «Энциклопедии всемирной истории», на пике могущества Аттилы его империя простиралась от Монголии до современной Франции. Нападение Аттилы на Запад Гуннские воины были столь успешны отчасти потому, что они были в основном лучниками верхом на лошадях, чьи большие и асимметричные составные луки могли выпускать стрелы с большого расстояния и с большой силой, которая, в отличие от других современных луков, могла пробивать броню, по словам Питера Хизера, преподавателя истории раннего средневековья в Королевском колледже Лондона и автора книги "Падение Римской империи: новая история Рима и варваров" (Издательство Оксфордского университета, 2007). Другим преимуществом войск Аттилы была мобильность. Конные воины Аттилы могли быстро менять позицию во время боя — эта тактика, по словам Аммиана, оказывала сокрушительное воздействие на врагов-гуннов. Аттила собрал своих конных воинов в чрезвычайно боеспособную армию, способную бросить вызов крупным римским войскам, а не просто совершать набеги на римские аванпосты. «В период с 450 по 451 год нашей эры Аттила начинает присматриваться к Западной Римской империи, — сказал Матисен, — отчасти потому, что его подстрекает сестра западного императора Валентиниана III». Сестра императора, Гонория, была замешана в скандале, из-за которого её изгнали из императорской семьи и заставили выйти замуж за римского консула, которого она, по всей видимости, презирала, согласно Британской энциклопедии. В качестве мести Гонория отправила Аттиле письмо с предложением руки и сердца. Но когда Валентиниан узнал об этом, он положил конец предполагаемому союзу, чем вызвал гнев Аттилы. Кроме того, новый император Восточной Римской империи, бывший военачальник по имени Маркиан, приостановил выплаты Аттиле золотом. В то время Восточная Римская империя была сильнее Западной и обладала внушительной армией. «Аттила не был глупцом. Он знал, что ему будет непросто тягаться с армией Восточной Римской империи, — сказал Матисен. — Тем временем Западная Римская империя была на грани банкротства, а её армия была довольно слабой и состояла в основном из иностранных наёмников». Помня об этом, Аттила вторгся в Западную Римскую империю в 451 году нашей эры, рассказывает Матисен. Нападение Аттилы было стремительным и разрушительным, по крайней мере поначалу. Он быстро продвигался по римской провинции Галлия (современная Франция, часть Бельгии и Германии), оставляя за собой разрушения. Он разграбил несколько городов, в том числе современные Вормс, Майнц и Кёльн в Германии, а также Реймс и Амьен во Франции. Но вскоре он столкнулся с очень способным римским полководцем по имени Флавий Аэций (390–454 гг. н. э.). Флавий Аэций был блестящим тактиком и искусным дипломатом. Ему удалось создать коалицию, состоявшую из его римской армии и воинов из вестготского, франкского и бургундского королевств, чтобы противостоять силам Аттилы. Эта коалиция встретилась с армией Аттилы в 451 году нашей эры в битве на Каталаунских полях, недалеко от современного Орлеана, Франция. «Это одно из величайших разочарований всех времён, — сказал Матисен. — Аэций и его союзники-варвары побеждают Аттилу». Аттила отступил, но в следующем году снова напал на Италию, на этот раз приведя свои войска на полуостров и разорив его. Как и в Галлии, войска Аттилы оставили за собой след из разрушений: они разграбили несколько римских городов, терроризировали население и опустошали сельскую местность. Аттила даже угрожал Риму, но город был спасён, когда делегация во главе с папой Львом I встретилась с предводителем гуннов у городских ворот. Историки не знают, о чём говорили вожди, но город и его жители остались нетронутыми. А затем, по неизвестным причинам, Аттила в конце концов покинул Италию, не достигнув своей военной или политической цели, согласно «Энциклопедии всемирной истории». Некоторые учёные предполагают, что в Италии вспыхнула чума или что у Аттилы просто закончились припасы. Какова бы ни была причина, Аттила вернулся в свою крепость к северу от Дуная. В 453 году нашей эры Аттила женился на молодой девушке, но умер в первую брачную ночь (согласно «Древним истокам», у Аттилы было несколько жён). Обстоятельства его смерти уже давно обсуждаются учёными. Некоторые предполагают, что он умер от переедания и злоупотребления алкоголем. «Он предался чрезмерной радости на своей свадьбе, и, когда он лежал на спине, одурманенный вином и сном, поток излишней крови, которая обычно текла у него из носа, смертоносно хлынул ему в горло и убил его, поскольку не могла выйти через обычные отверстия», — писал в VI веке древнеримский историк Иордан. Местонахождение могилы Аттилы, предводителя гуннов неизвестно. После смерти Аттилы его сыновья начали междоусобные распри. Между различными гуннскими группировками, боровшимися за власть, вспыхнула гражданская война, и в V веке империя распалась. В 454 году нашей эры в битве при Недао коалиция германских племён под предводительством Ардарика, короля гепидов, одержала победу над гуннами. Один из сыновей Аттилы, Эллак, был убит в сражении, и гунны фактически утратили статус доминирующей военной и политической силы не только в Европе, но и во всей своей империи. Источник: https://www.livescience.com/the-huns
  7. Ага, все филологи в мире дураки...
  8. Вчера
  9. Оценочное время жизни основателя Ж-лы R1b-BY40441 (1420 CE) со вторым родоначальником O2-FT236035 немного расходится, но все еще в рамках погрешности. Родоначальник O2-FT236035 жил примерно 23 поколения назад, т.е. где-то в конце 13 века. Скорее всего конец 13 - нач. 14 века будет более точной оценкой и для R1b, поскольку в этот период сформировался субклад R-BY62554, который предположительно охватывает также Жагалбайлы проживающих в РФ. Расхождение с линией Хорасан Кожа оценивается серединой 9 века.
  10. статья по генеалогии Нангудая выйдет 31 сентября
  11. Kamal

    Каракалпаки

    Это тот случай, когда историю пишут победители, я знаком с содержаниями доступных источников из хивинских архивов, недавно читал, что процентов 80 эпизодов относительно каракалпаков еще не расшифрованы, то есть не имеют даты и сути событий, какому периоду данный эпизод относится. Причем, содержание источников не всегда согласуется с истиной. Наличие письменных данных (правда или ложь) всегда является камнем преткновения при работе над историей с научной точки зрения, с чем систематически сталкивался и сам Сабыр Камалов, посвятивший много времени изучению хивинской истории каракалпаков. Он всегда сравнивал архивные данные с народной памятью, но как ученый в своей работе использовал лишь письменные источники из архивов, а так сказать альтернативные рукописи, записанные из уст народа также хранил, которые после его смерти стали объектом преследования со стороны властей. Существовали даже несколько вариантов поэмы Бердаха "Айдос бий", которые резко отличались по содержанию. Тем не менее, главная суть периода Айдос бия и Маман бия в том, что существовало два равных по силе ханств - Хивинское и Аральское, куда Нижние каракалпаки могли отойти, тем самым нарушив баланс относительно мирного сосуществования двух ханств. Этот момент почему-то все упускают, будто для Нижних каракалпаков кроме как идти на поклон Хивинскому хану никаких других вариантов не существовало. И прежде чем распространять свою власть на всех каракалпаков (пусть хоть методом кнута и пряника), хивинскому хану сперва нужно было побольше привлечь в свою сторону все ещё боеспособное войско Нижних каракалпаков, которое сыграло бы и, действительно сыграло свою решающую роль при ликвидации Аральского ханства. В источниках не описывают все детали происходящего, так как целой жизни не хватит всё описывать, наносят на бумагу лишь главные эпизоды триумфального характера. А всё остальное до мелочей остаются лишь в народной памяти. Поэтому, истина где-то посередине.
  12. olley

    Каракалпаки

    @Kamal Несколько моментов со ссылками на исторические хроники, которые, как известно, пишут победители. Для истории отношений Хивы и приаральских каракалпаков ключевыми являются Официальная хроника Хорезма 'Фирдаус ал-икбал' Шир-Мухаммада мираба Муниса и Мухаммада Ризы мираба Агахи - основной нарратив эпохи Мухаммад-Рахим-хана I (1806–1825) и его преемников. Есть научное издание и перевод Ю. Брегеля. Также существует русский перевод выдержек А. Н. Самойловича, специально посвящённых хивинско-каракалпакским отношениям. Этот перевод можно найти в сети. Публикации и описания Архива хивинских ханов XIX в. (П. П. Иванов) и тематические сборники документов (Ю. Э. Брегель), дающие административно-правовую и экономическую оценку политики Хивы в отношении подвластных групп, в том числе каракалпаков. -- Гибель Айдос-бия в 1827г Хроники Хорезма (Мунис и Агахи, свод 'Firdaws al-iqbāl') описывает подавление выступления Айдоса. Преследование (хивинских отрядов - узбеки, туркмены, каракалпаки), штурм, пленение, казнь с приношением головы в в качестве трофея. В хрониках нет мотива добровольной сдачи Айдос-бия в лагерь хана. Такая версия встречается в поздних устных пересказах и не подтверждена письменными источниками. Смотрите научное издание и перевод «Firdaws al-iqbāl» (Брегель) и классический русский свод Самойловича из хивинских хроник 19 в. Источник: А. Н. Самойлович. Сокращенный перевод отрывков из хивинских хроник XIX в. о хивинско-каракалпакских отношениях. Массовое неповиновение каракалпаков Айдос-бию из арыса Онторт-уру из-за резни 1811 г. Очень похоже на тезис из народной интерпретации. Хроники сообщают о жестком подчинении аральцев и части каракалпаков в 1810–1811 гг., написаны языком победителей и, разумеется, не смакуют подробности насилия. Но утверждение о массовом отказе поддержать Айдос-бия в 1827 г. по причине 'он резал своих в 1811 г.' - больше похоже на интерпретацию, а не установленный факт из исторических источников. В хронике Муниса–Агахи речь идёт о расколе родов и о том, что часть каракалпаков воевала на стороне хивинского хана, а часть - против него. Одной формулы 'массово отвергли Айдос-бия из-за предательства' хроники не приводят. Для контекста общей практики политики 'кнута и пряника' , и постоянных межродовых балансировках у хивинских ханов смотрите труды (М.У. Шалекенова) и историографию по Хиве. В труде практика 'кнута и пряника' подробнее описана. Одних подчиняли подкупом в случае Мухаммад Рахим ханом предложив Айдос-бию большие привелегии, которых он лишился при новом хане Аллакули, а других силой - в случае Маман-бия. Взаимоотношения народов Приаралья в 18-19 вв. М. У. Шалекенов https://pps.kaznu.kz/ru/Main/FileShow2/21856//1/5/0/ Айдос-бий добровольно перешёл к Хиве и убил Маман-бия. Хроники описывают покорение и прощение мятежных биев, их смещение и утрату влияния Маман-бия. Прямого известия о казни Маман-бия нет. Это согласуется с тем, что в летописях победители чаще фиксируют результат, а не бытовые подробности смерти. Вполне возможно Маман-бий был убит после кровопролитных междоусобиц , вражды, а затем его смещения. Источники о казни/убийства Маман-бия Айдос-бием не сообщают. Источник: публикации Самойловича по хивинским хроникам и научное издание 'Firdaws al-iqbāl'. Добродушие хивинских ханов и разделяй и властвуй. Наивно полагать о добродушии со стороны хивинских ханов в политической борьбе. Там были старые проверенные способы: 'разделяй и властвуй', и способ 'кнута и пряника'. Свод Муниса–Агахи, равно как и работы по истории Хивы, показывают применение ханами силы (карательные экспедиции, переселения, конфискации) с одной стороны и широкие привилегии (льготы, назначения местных лидеров вроде Айдос-бия на должности над каракалпаками) - с другой. Это политика на все времена. На тот момент - политика применяема к родам и арысам каракалпаков, а не добродушие хивинского хана Мухаммад Рахима. Это была прагматичная и временами жестокая политика, а не спасение каракалпаков. Те кто подчинился - получили пряник (различные льготы), а кто не подчинился - получили саблю. Отход каракалпакских родов к Коканду Уход части каракалпакских групп в сторону Коканда как поиск внешней опоры вписывается в картину политики того времени. Кокандское ханство на тот момент было сильным и соперничало с бухарцами и хивинцами. С хивинцами за торговые пути по средней Сырдарье. Правители договорились, а люди отправились в более стабильный на тот момент регион - в долину. Хотя на новом месте всегда не просто. Куда верхние каракалпаки могли пойти в тот период? Выше по Сырдарье. Надеюсь не очень критично получилось.
  13. @Kenan Ну и какие ногайские племена превратились в казахские? В какие годы? По каким политическим обстоятельствам?
  14. Включение местных кыпчаков в свой племенной по логике должен был происходить в период 13 века и начала 14 века. Но те ногайцы в том виде которые нам известны сформировались гораздо позже. К тому времени многие племена ногайцев стали казахами, каракалпаками и др. А к самим ногайцам могли примкнуть новые племена ранее не имевшие отношения к ногайцам. Т.е. кыпчакских кирме среди казахских племен должно было быть также много как у ногайцев, но это не так. Тот же Аль Омари упоминает тюркское (не кыпчакское) большинство в населении Улуса Джучи, и непонятно кто это. Вот от них вполне могли быть кирме с R1a, J2, J1, R1b вариации, Q и т.д. Это известная версия что кыпчаки пришли с Востока и племя Кайи вероятно монголоязычное изначально.
  15. Из фондов ОГИК (Омского государственного историко-краеведческого музея) Казахское седло (северо-восточного типа) 19 век
  16. Тут ошибся видимо. Нангудай все-таки внук Салджидай гургена и они из одного коныратского клана. Иронично что внук Салджидай гургена буддиста воевавшего с мусульманином Ногаем стал мусульманином. Из статьи "К вопросу о происхождении казахских коныратов" - Ж.Сабитов
  17. Kamal

    Каракалпаки

    Раз речь зашла о действиях Айдос бия, считаю, нужно углубить понимание событий того периода, потому что в интернете укоренились спекуляции, мол, каракалпаки оказались в хивинском ханстве из-за добродушия Хивинского хана, который призвал каракалпаков к себе и спас их от полного уничтожения казахами. Но это грубое заблуждение и прямое запутывание исторической истины. К концу 18 века обстоятельства для Нижних каракалпаков междуречья Амударьи и Сырдарьи действительно были очень тяжелые, рода постепенно отходили в сторону Аральского ханства, то есть к своим историческим сородичам. Данное обстоятельство шло явно не в пользу Хивинского ханства, которое веками враждовало с Аральцами, а массовый приход каракалпаков и вовсе расширило бы военные возможности Аральцев, которые к тому же через связи со стороны Маман бия намеревались присоединиться к РИ, переговоры уже велись. Предвидя к чему всё это может привести, хивинский хан выступил с дружеским порывом к каракалпакам и желанием хоть какую-то часть каракалпаков привлечь в свою сторону. А таковой нашелся в лице Айдос бия, управлявший Арысом Конрат. А дальше всё шло по намеченному плану, в удобный момент был нанесен раскол между двумя Арысами каракалпаков, в результате которого был убит Маман бий. А Айдос бий ушёл от кровной мести Аральцев, пользуясь защитой Хивинского хана. Претензии Аральцев к Хиве привели к войне уже между ханствами, где Нижние каракалпаки уже были разделены в два воюющих между собой лагеря, причем на стороне Хивинцев оказалось наиболее боеспособное войско Айдос бия. В результате Аральцам было нанесено поражение, власть перешла в руки Айдос бия. Вроде мечты Айдоса сбылись, но теперь он сам оказался лишним и когда в 1827 году до него донесли, что Хивинский хан собирается лишить его всех привилегий и сделать лишь своим помощником по каракалпакским делам, он осознал всю паршивость своего положения, особенно его терзало всё то зло, содеянное им в прошлом против своих же сородичей. Ему хотелось умереть, но перед этим убить Хивинского хана, наверное, с этой целью он и сдался хивинцам, но этого не узнаем. Его не смогли доставить к хану живым, так как в лагере хивинцев он также был убит из-за произошедшей стычки между его военачальниками и хивинцами.
  18. Из фондов ОГИК (Омского государственного историко-краеведческого музея) Саукеле Северо-восточный Казахстан Кон. 19 века
  19. Из фондов ОГИК (Омского государственного историко-краеведческого музея) Саукеле Северо-восточный Казахстан Кон. 19 века
  20. Последняя неделя
  21. А я и не приравниваю. У казахских R1b в основном. думаете R1a у ногайцев это от славян, башкир и булгаров? когда они по вашему примкнули к ногайцам? ссылка про монголоязычность?
  22. Если гунны это действительно хунну, то непонятно что там по "гаплам" осталось от хунну пока они шли к Европе.
  23. Включите логику. Может поздние включения местных народов Поволжья и Северного Кавказа? Может быть башкиры или волжские булгары? Или вообще потомки русских воинов Улуса Джучи (такие были). У казахских племен монгольского происхождения тоже много J2 и др. но это совсем не обязательно кыпчаки. Ногайский состав племен сильно менялся со временем, много племен стали казахами, каракалпаками и возможно узбеками. Очень примитивно приравнивать "западноевразийские гаплы" к кыпчакам. Тем более что сами кыпчаки вероятно изначально выходцы из Вост.Евразии и были монголоязычными.
  24. Удивительно, но есть вероятность, что один из двух мажорных основателей Жагалбайлы R1b-BY40441 был родственен родоначальнику (или одному из них) сословия Хорасан Кожа (см. пост ниже). Легендарный Жагалбай aka Саду aka Сабдан, который "по достижении совершеннолетия проявил себя на шаманском поприще, обнаружив способности знахаря и прорицателя по гаданию на бараньей лопатке", возможно и сам принадлежал к Хорасан Кожа или по крайней мере мог быть миссионером ислама. Хорасан ходжи считались пирами (духовными наставниками) для родов Среднего и Младшего жузов. Они обладали статусом элитного сословия, выполняя функции высших служителей мусульманского культа. Казахи верили в их сверхъестественные способности, включая умение лечить людей и совершать чудеса[3]. Обратите внимание что "общий предок индивида из Корасан-Қожа и Липка-Татара (фамилия Chazbijewicz) жил не менее 1175 лет назад, примерно в 850 году н.э.".
  25. Kamal

    Каракалпаки

    Во время восстания Айдос бия против хивинского хана в 1827 году, каракалпаки массово его не поддержали, так как считали его предателем, особенно бывшие Аральцы и представители Арыса Онторт уру, которых Айдос бий в 1811 году вместе со своим войском на стороне хивинцев безжалостно резал, в том числе не щадя даже своих собственных родных братьев, воевавших на стороне Аральцев и Онторт уру. В итоге, Арыс Конрат тоже отказался от массового вовлечения в его войну и, имея под своим началом лишь некоторых Конратцев преимущественно из Колдаулинцев (в числе которых были и некоторые мои предки из рода Кызылаяк) и осознавая свою беспомощность против хивинского войска, Айдос бий приказал своим людям уйти в Кокандское ханство. Сам со своими военачальниками сдался хивинцам и был убит. К слову, надо отметить, что Айдос бий в 1811 году со своим Арысом Конрат добровольно перешел на сторону Хивы, предвкушая абсолютную власть над всеми каракалпаками, убил своего лучшего соратника в лице Маман бия с Арысом Онторт уру объединившимся с Аральцами. То есть, Айдос клюнул заведомо хитрому плану, навязанному хивинским ханом, а когда осознал свою грубейшую ошибку, то было уже поздно вернуть всё в прежний порядок. Он лишь был способен на последний отчаянный прыжок против своего истинного врага, убить его или погибнуть, что и случилось с ним в 1827 году.
  26. Kamal

    Каракалпаки

    Абсолютно. Я о том же.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...