artad Опубликовано 21 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 июля, 2020 Если Жетысу не означает Семиречье, а на самом деле связано с социальным или политическим термином "джете", тогда, по аналогии, может быть и Жетыру из Младшего Жуза тоже как-то связано с термином "джете"? Тогда кроме буквального перевода (семь родов) возможны другии версии происхождения названия Жетыру: 1) оно могло возникнуть потому что некоторые племена входящие в это объединение когда-то пришли из географической области Джете (Моголистан). В пользу этого говорит то что тамги табынцев похожи на тамги дулатов, канлы и джалаиров; у рамаданов уран - "дулат", и тамга такая же как у дулатов. Кереиты вроде тоже входили в состав могулов. Может быть табыны являются нокта агасы младшего жуза (самыми "старшими" во всем младшем жузе) потому что они родом из Джете - колыбели казахского ханства? 2) Если термин "джете" означает вольницу, т.е. объединение людей различного происхождения, тогда название Жетыру (или джетеру?) могло возникнуть потому что племена и рода вошедшие в этот союз были неродственными друг другу. И действительно генетически Жетыру очень разнородны. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июля, 2020 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2020 22.07.2020 в 05:23, artad сказал: Если Жетысу не означает Семиречье, а на самом деле связано с социальным или политическим термином "джете", тогда, по аналогии Надо всем торговым маркам Джетысу и Семиречье вернуть оригинальное название: Алматинской гостинице - Жетесу Хлебу - Жетереченский 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 28 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 28 июля, 2020 По поводу джете-разбойник. Радлов описывает каракыргызов, как людей большей частью занятыми угоном скота и распитием крепких напитков. Охотой для развлечения. Хозяйством обычно заняты только женщины. Торговлей тоже не занимаются. Охотно принимают подарки в виде оружия, а к деньгам относятся равнодушно. У Валиханова такая же картина. Аскетизм во всём. Земледелие только для своего пропитания. Скот не гонят в другие области для продажи. Одежда и оружие самое простое, убранство в юрте тоже. Если попадаются "модники", их называют бабами (катын). Только женщины носят при перекочевке красивую одежду. Едят и пьют непомерно. Я к тому, что название области Джете могло стать нарицательным для всего населения и (из за образа жизни) пониматься как "разбойники". Не думаю что моголы, кыргызы и казахи этой области чем то отличались друг от друга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 29 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2020 28.07.2020 в 18:57, Murat1 сказал: По поводу джете-разбойник. Радлов описывает каракыргызов, как людей большей частью занятыми угоном скота и распитием крепких напитков. Охотой для развлечения. Хозяйством обычно заняты только женщины. Торговлей тоже не занимаются. Охотно принимают подарки в виде оружия, а к деньгам относятся равнодушно. У Валиханова такая же картина. Аскетизм во всём. Земледелие только для своего пропитания. Скот не гонят в другие области для продажи. Одежда и оружие самое простое, убранство в юрте тоже. Если попадаются "модники", их называют бабами (катын). Только женщины носят при перекочевке красивую одежду. Едят и пьют непомерно. Я к тому, что название области Джете могло стать нарицательным для всего населения и (из за образа жизни) пониматься как "разбойники". Не думаю что моголы, кыргызы и казахи этой области чем то отличались друг от друга. В Кыргызстане сейчас есть название Семиречье (Джетысу), пусть даже не официальное а на устах народа? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Murat1 Опубликовано 29 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2020 13 минут назад, Almaty сказал: В Кыргызстане сейчас есть название Семиречье (Джетысу), пусть даже не официальное а на устах народа? Не уверен. В фольклоре встречается и в книгах и статьях как историческая область Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Almaty Опубликовано 29 июля, 2020 Поделиться Опубликовано 29 июля, 2020 13 минут назад, Murat1 сказал: Не уверен. В фольклоре встречается и в книгах и статьях как историческая область Всегда удивлялся тому что в Семиречье включают и терр. Кыргызстана, мне кажется это только русские автоматом перекинули понятие Джетысу на терр. Кыргызстана в связи с созданием Семиреченской области РИ. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Koshoj Опубликовано 1 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 1 сентября, 2020 Вот интересная статья про Джети-Суу/Семиречье: https://www.academia.edu/40409051/Рогожинский_А_Е_Жетысу_и_Семиречье_ZHETYSU_AND_SEMIRECHIE_2019 Рогожинский А.Е. Институт археологии имени А.Х. Маргулана КН МОН РК, г. Алматы, Казахстан «ЖЕТЫСУ» И «СЕМИРЕЧЬЕ»* Аннотация. На основе анализа сведений русских и переводов казахских и китайских источ ников исследуются два исторических топонима – «Жетiсу» и «Семиречье», связанных с обозначением обширной области на юго-востоке Казахстана. Установлено время возникновения обоих названий: последняя четверть XVIII – первая четверть XIX в. Выделены три периода трансформации значения топонимов: 1) ок. 1785–1867 гг. (географическое содержание); 2) 1867–1928 гг. (административное); 3) с 1928 г. до наших дней (историко-географическое). Первоначально появился казахский термин «Жетысу», позже возникла онимическая калька на русском языке «Семь рек» как обозначение участка караванной дороги с переправами на семи реках у подножия Жетысуского (Джунгарского) Алатау. Во второй половине XIX в. происходила трансформация смыслового значения обоих терминов; в настоящее время топонимы воспринимаются как синонимы, утратив первоначальное историко-географическое содержание. Предлагается упорядочение научной терминологии и различение географических ареалов двух топонимов: «Жетысу» – историческая область между южным побережьем Балхаша и Жетысуским Алатау; «Семи- речье» – историко-географическая область Юго-Восточного Казахстана, находящаяся между озерами Балхаш, Сасыкколь и Алаколь на севере, водоразделом Жетысуского Алатау на юго-востоке, хребтами Северного Тянь-Шаня на юге и долиной р. Чу на западе. Расширенное значение «Семиречья» может включать верхнюю часть Чуйской долины, расположенную на территории Кыргызстана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tima_2109 Опубликовано 7 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2021 В 19.07.2020 в 13:23, АксКерБорж сказал: Я согласен с автором статьи, Муратом Уали, и другими исследователями, что казахский топоним Джетысу не означает Семиречье, что число рек либо меньше семи, либо, если считать все небольшие речки, то гораздо больше. Я согласен с автором статьи, Муратом Уали, что первая половина казахского топонима Джетысу - джеты - не числительное семь, а искаженный средневековый термин, обозначавший область - Джете, Чете. Но я не согласен с автором статьи, Муратом Уали, что вторая половина казахского топонима Джетысу - су - это персидское слово "сторона". Я все же склоняюсь, что это исконно казахское слово "су", обозначающее понятия "вода", "река". Поэтому в моем понимании казахский топоним Джетысу обозначал реки географической области Джете, Чете. Если сказать его по-русски, то будет примерно так - Джетеречье или Четеречье. Ну Мурат Уали все же по образованию физик-математик, как я прочитал из его биографий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 8 ноября, 2021 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2021 В 22.07.2020 в 08:23, artad сказал: Если Жетысу не означает Семиречье, а на самом деле связано с социальным или политическим термином "джете", тогда, по аналогии, может быть и Жетыру из Младшего Жуза тоже как-то связано с термином "джете"? Тогда кроме буквального перевода (семь родов) возможны другии версии происхождения названия Жетыру: 1) оно могло возникнуть потому что некоторые племена входящие в это объединение когда-то пришли из географической области Джете (Моголистан). В пользу этого говорит то что тамги табынцев похожи на тамги дулатов, канлы и джалаиров; у рамаданов уран - "дулат", и тамга такая же как у дулатов. Кереиты вроде тоже входили в состав могулов. Может быть табыны являются нокта агасы младшего жуза (самыми "старшими" во всем младшем жузе) потому что они родом из Джете - колыбели казахского ханства? 2) Если термин "джете" означает вольницу, т.е. объединение людей различного происхождения, тогда название Жетыру (или джетеру?) могло возникнуть потому что племена и рода вошедшие в этот союз были неродственными друг другу. И действительно генетически Жетыру очень разнородны. Интересная версия. По крайней мере, кереиты были в составе могулов, кроме того они выходцы из Старшего жуза. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 2 февраля, 2022 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2022 В 07.11.2021 в 22:24, Tima_2109 сказал: Ну Мурат Уали все же по образованию физик-математик, как я прочитал из его биографий а какая разница, если на картах эта область обозначена как Jete Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться