Jump to content
  • Сообщения

    • В 21.05.2025 в 16:05, olley сказал:

      Душеме - праздничный плов прикаспийских туркмен, в котором вместо баранины используют осетрину или другую рыбу. Это классический откидной плов: рис предварительно отваривают до полуготовности, затем откидывают на дуршлаг и укладывают слоями в казан.
      Откидные пловы встречаются в Хорезме на западе Узбекистана. В Бухаре схожую технику применяют в оши-софи. В Азербайджане большинство пловов тоже относится к откидному типу пловов. Зирваковый способ там почти не используется, за исключением заимствованных узбекских рецептов.

       

      Туркменский плов Душеме

       

      https://www.youtube.com/watch?v=ZoJ4-tpAwcw

      Душеме что-то знакомое слово, но не помню, где это я слышал. Наверное, в Ташаузе, у меня там родственники жили, я к ним в последний раз ездил примерно в 8-9 лет от роду с бабушкой и дедом, но со своими родителями к ним никогда не ездил, не знаю, почему. А сам рыбный плов я ел в Муйнаке очень часто, только рецепта не знаю, чисто не интересовался. Кстати, очень вкусное блюдо с обилием крупно нарезанной моркови, лука, тыквы и помню, что готовили не в казанке, а в глубокой сковороде. Основным ингредиентом была рыба, а рис с овощами жарились в одной сковороде с рыбой и называли это блюда если не ошибаюсь "жарит", скорее всего от русского слова "жарить". Рядом жили русские старообрядцы и казаки, их станица называлась "Уральский край", скорее всего блюдо переняли у них. Но, ничего не скажешь, блюдо очень вкусное было, хотя сам лично рыбу никогда не любил. Правда, есть любимые рыбы типа судака, только отдельно обжаренные. 

    • В 18.05.2025 в 11:41, Лимфоцит сказал:

      Туркмены нуратинские юзы , о них писали , а так у них разные гаплы видел график в основе у них R1a

      То есть, по-вашему, нуратинские Юзы это предки Кылышбая? Что-то из ваших слов никак не соображу, что к чему...?! Но, точно знаю, что у нуратинцев это явная закономерность, что гаплы у них разные. Я именно на это и акцентирую внимание, упоминая о наличии среди нуратинцев чисто каракалпакских родов, которых нет в современной туркменской родоплеменной структуре.

    • 8 часов назад, Esen сказал:

      Ув. Алмас Аманбаев я тоже не согласен с концепцией Мокеева. Как можно за короткий срок кимако-кипчакским племенам навязать свой этноним когда кыргызы властвовали каких то 80 лет.

      Анварбека Мокеева нету своя концепция. Он развивает концепцию советского военного историка Константина Петрова. Еще Мокеев добавил тогуз гузов и басмылов в этногенеза кыргызов. Самое странное, А. Мокеев не четко цитирует от первоисточников. Цитируя от него я позорился вообще. Зачем он продолжает историографии комуняг, мне не известно.

    • В 09.12.2024 в 05:14, Steppe Man сказал:

      Сагайцы и кызыльцы считали качинцев выходцами из страны Торбет, т. е. дербетами из Северо-Западной Монголии. Согласно преданиям, монгольский хан отдал одно из своих племён в приданое дочери, вышедшей замуж за кыргызского князя Оджен-бега. Последняя версия подтверждает факт переселения в Хакасию части джунгаров (дэрбэтов). В 1756, в связи с разгромом Джунгарского ханства, около 7 тысяч беженцев были расселены в пределах Красноярского и Кузнецкого уезда. Они вошли в состав местных родов, что резко повлияло на масштабы их роста (численность качинцев за вторую половину XVIII в. возросла в 23,5 раза). В это время среди хакасов распространились легенды о Шуну батыре и Амур Сане, появились сеоки с этнонимом «ойрат» (т.е. джунгар) — ойрат хыргыс, ойрат хасха и т.д.

      Население Качинской степной думы сложилось из оставшихся родов «Киргизской землицы», а также перекочевавших из-под г. Красноярска и Восточного Саяна кыштымов и ойратских беженцев из Джунгарии. Однако удельный вес кыргызов (езерцев) в этой административной единице был настолько велик, что даже в конце XVIII века качинцев иногда называли «киргизцами». Они подразделялись на следующие сеоки: хасха, хыргыс, бурут, соххы, ызыр, тиин, аара, чарын, частых, чильдег, ханмазы, аба, пильтыр, которые в свою очередь делились на более мелкие рода.

      Нынешние хакасы с самоназванием тадар/тадарлар бывшие кыштымы енисейских кыргызов. Это единогласное мнение историков.Они состоит из сагайцев, качинцев и кызылцев. Ранее были модоры, аринцы, койбалы, бельтиры и. т. Их ассимлировали более крупные этносы.

      Известный хакссикий историк В. Бутанаев написал, цитирую:

      "Современный хакасский этнос, согласно нашей точки зрения, сложился уже после присоединения Кыргызской земли к России, на базе сильно поредевшего населения бывшей этносоциальной общности "Хонгорай". Среди них значительный удельный вес заняли потомки кыргызских киштымов, которых русские называли татарами. Как известно, хакасский этнос в качестве своего самоназвания использует этноним "тадар". Вероятно, историческое имя "хоорай" (хонгорай), связанное с енисейскими кыргызами, перестало соответствовать вновь образованной этнической общности "тадар". Отсюда следует, что с присоединением территории Верхнего Енисея к России закончилась блистательная история енисейских кыргызов и началась "серая" история минусинских татар."

      В.Я.Бутанаев "Присоединение "Кыргызской Земли" к России и судьба енисейских кыргызов".

      Другой хакасский ученый К.М. Патачаков,цитирую:

      "Согласно исследованию ряда авторов, в начале XVIII в., точнее в 1703 г., киргизская феодальная верхушка, а с нею вместе и большая часть рядовых киргизов были уведены западными монголами (калмыками) в Джунгарию. Оставшаяся небольшая часть киргизов растворилась среди местного населения. После увода киргизов территорию Минусинской котловины продолжали занимать их бывшие киштымы (данники), представлявшие этническом отношении сложный конгломерат различных родоплеменных и территориальных групп. Наиболее многочисленными из них были качинцы, кызыльцы, сагайцы, бельтиры и койбалы, которые жили по соседству. Качинцы расселялись на севере по верхнему бассейну р. Чульша, по р. Белому Июсу. Отсюда их кочевья простирались на юг по левой стороне Енисея до р. Абакана с притоками Камышта и Уйбат. По описанию И. Георги, северное кочевье качинцев до прихода русских доходило до р. Качи, впадающей в р. Енисей около г. Красноярска. У современных качинцев существует предание, что их предки жили в районе р. Качи, а с приходом русских они переселились в пределы их современного расселения. Это предание подтверждается некоторыми историческими документами. Земли на северо-западе от качинцев по Белому и Чёрному-Июсам в бассейне р. Чулыма, по рекам Урюп, Сереж, включая районы современного Ачинска, занимали кызыльцы. По мере продвижения русских в северных районах кызыльского расселения возникали русские селения. К югу от качинцев между левым берегом Енисея и правым берегом Абакана по рекам Табат, Уты, Бея жили койбалы. Часть  них расселялась по правым притокам Енисея. К юго-западу от качинцев за Уйбатом, по его правым притокам: Бее, Нине, Бюре и по Большому и Малому Уленям, впадающим в р.Белый Июс, по степям между реками Аскиз и Камышта по левой стороне р. Абакана, по рекам База, Большой и Малый Сыр в XVIII в. расселялись собственно сагайцы. Верхний бассейн р. Абакана, по его обеим сторонам до р. Аскиза (степные, подтаёжные и таёжные районы) был занят бельтирами, южными соседями сагайцев. По соседству с бельтирами, местами смежно, например, по рекам Таштыпу, Тёе, Еси, жили родовые группы: каргинцы, кобинцы, кийцы, шорцы и другие, предки которых переселились сюда из районов рек Мрассы и Кондомы, т. е. из Горной Шории".

      К.М.Патачаков "Культура и быт хакасов".
       
      Нынешние жители Хакасии пришли после угона енисейских кыргызов. То есть после 1703 года 
       
       
      "Процессы включения сначала народа, а потом и его территории хорошо прослеживаются при колонизации Сибири русскими в XVII в. и даже позже. Разновременное вхождение в состав России населения и его территории – явление нередкое в сибирской истории. С этим, например, связана проблема определения даты включения Хакасии. Таковой может считаться начало XVII в., когда часть предков хакасов была объясачена из Кетска и Томска и в одностороннем порядке, на правах ясачных (оставаясь кыштымами енисейских киргизов), вошла в структуру российского общества и государства. Или же 1680 г., когда киргизы признали права на своих подданных и со стороны Москвы, и те стали двоеданцами. Или 1703 г., когда, наконец, тюркоязычные группы Томь-Енисейского междуречья, фактически уже целое столетие платившие русским ясак, заполнили опустевшие после увода киргизов джунгарами земли:

      КАЧИНЦЫ и АРИНЦЫ с севера, МОТОРЫ-КОЙБАЛЫ с востока, САГАЙЦЫ с верховьев Томи, БЕЛЬТИРЫ с юга.

      При этом сибирские власти не предприняли НИКАКИХ МЕР(!!!), ограничивавших данные МИГРАЦИИ. Наконец, датой вхождения Хакасии в Российское государство можно считать 1707 или 1709 гг., когда основанные русскими Абаканский и Саянский остроги четко обозначили территориальные границы России в бассейне Верхнего Енисея".

      [См.Л.И. Шерстова "КОНЦЕПЦИЯ ФРОНТИРА И ОСВОЕНИЕ РУССКИМИ СИБИРИ". Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России" проект № 33.1687.2017/4.6.]
       
       
       
       
       
       

       

       

    • 7 часов назад, olley сказал:

      При определённых обстоятельствах народ способен изменить свою этническую самоидентификацию в течение примерно 80 лет. В 19-ом веке средняя продолжительность  жизни в мире составляла менее 40 лет, в далеком прошлом наверное еще короче. Демографическое «поколение» принято считать равным 20–25 годам. За четыре таких поколения политэтноним мог смениться.
      Тем более, что для кочевников того времени первичной была скорее идентификация с родом и племенем, а не с политэтнонимом.

      Например, после распада четырёх империй - Османской, Российской, Австро-Венгерской и Германской - в 1917–1918 годах появились и закрепились новые этнонимы. Или исторические этнонимы закрепившиеся за другими народами. Могу перечислить 6-7 таких примеров. 

      Этноним Кыргыз в Саяно-Алтае никогда не была политонимом. Если была бы, нынешние хакасы, тувинцы и алтайцы себя называли бы кыргызами. 

      Это подтверждается письменными источниками, например ССМ или Рашид ад-Дин кыргызов четко отличает от кэрэмучин, булагачи, тас, байджигит, сибирги, байджигит, баргут, тумат и. т.

      Этноним кыргыз стал политонимом в Моголистане. Все бывшие подданные кыргызов стали кыргызами именно в Моголистане. Да же потверждает письменные источники, например

      Махмуд ибн Вали, лично посетил кыргызов в Моголистана, цитирую:

      "Булагачи и кэрэмучи поддерживают между собою отношения побратимство(анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из кыргызских племен(товаиф), над прочими туманами упомянутого эля  преобладают".

       

      Махмуда-ибн-Вали, имея в виду теленгутов, кис(и)тим и урасутов, он писал:

      "Хотя туман по внешнему облику походит на монголов, но (они) нe происходят из этого народа; их называют лесным племенем... Некоторые из (их) уругов ранее подчинялись Чингиз-хану. Ныне они входят в кыргызский эль"

      Махмуд ибн-Вели, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович).

      А про самих кыргызов написал так:

      "Река Кыргыз находится на территории Моголистана[Кыргызстан], вблизи жилищ племени (кыргыз)...

      Хиргиз из областей тюрков и проживает там племя, которое называет себя хиргиз. По-видимому, хиргиз от частого употребления стал кыргызом...

      Повседневным средством их (кыргызов) существования  как в еде, так и в одежде, являются лошади, овцы, особенно конина и конское  молоко, называемое "кумыс", /также/ шерсть и кожа этих животных..."

      Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар".1632 г.

      Все эти племена были в составе енисейских кыргызов, потверждает Рашид ад-Дин:

      "Урасут, теленгут и куштеми. Эти племена подобны монголам, известно, что они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем, потому что они обитают по лесам в пределах страны кыргызов и кэм-кэмджиутов...

      Племена булагачин и кэрэмучин. (Оба) они обитали в пределах (той же местности) Баргуджин-Токум и у самого края страны киргизов... "

       

       

       

       

       

  • Отдельные классификации тюркских языков


    Rust

    КЛАССИФИКАЦИЯ Г. РАМСТЕДА

    Н.З. Гаджиева. Тюркские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 527-529)

    • Чувашский язык;
    • Якутский язык;
    • Северная группа: все тюркские языки и диалекты Алтая и прилегающих районов;
    • Западная группа: киргизский, казахский, каракалпакский, ногайский, кумыкский, карачаевский, балкарский, караимский, татарский и башкирский языки, к этой же группе отнесены и мертвые куманский и кыпчакский языки;
    • Восточная группа: новоуйгурский и узбекский языки;
    • Южная группа: туркменский, азербайджанский, турецкий и гагаузский языки.

     


    КЛАССИФИКАЦИЯ В.В. РАДЛОВА

    Н.З. Гаджиева. Тюркские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 527-529)

    • Восточная группа: языки и диалекты алтайских, обских, енисейских тюрок и чулымских татар, карагасский, хакасский, шорский и тувинский языки;
    • Западная группа: наречия татар Западной Сибири, киргизский, казахский, башкирский, татарский и, условно, каракалпакский языки;
    • Среднеазиатская группа: уйгурский и узбекский языки;
    • Южная группа: туркменский, азербайджанский, турецкий языки, некоторые южнобережные говоры крымскотатарского языка;
    • Якутский язык особо.

     


    КЛАССИФИКАЦИЯ А.Н. САМОЙЛОВИЧА, 1922

    Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Петербург, 1922

    • Булгарская, или "р"-группа: булгарский и чувашский языки;
    • Уйгурская, или "д"-группа (иначе северо-восточная): древнеуйгурский, тувинский, тофаларский, якутский, хакасский языки;
    • Кыпчакская, или "тау"-группа (иначе северо-западная): татарский, башкирский, казахский, киргизский языки, алтайский язык и его диалекты, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский языки;
    • Чагатайская, или "таг-лык"-группа (иначе юго-восточная): современный уйгурский язык, узбекский язык без его кыпчакских диалектов;
    • Кыпчакско-туркменская, или "таг-лы" группа: промежуточные говоры - хивинско-узбекские и хивинско-сартские, утратившие самостоятельное значение;
    • Огузская, или "ол"-группа (иначе юго-западная): турецкий, азербайджанский, туркменский, южнобережные крымскотатарские диалекты.

    КЛАССИФИКАЦИЯ В.А. БОГОРОДИЦКОГО, 1934

    Богородицкий В.А. Введение в татарское языкознание. Казань, 1934.

    • Северо-восточная - якутский, карагасский и тувинский языки;
    • Хакасская (абаканская) - сагайский, бельтирский, койбальский, качинский и кызыльский говоры хакасского населения региона;
    • Алтайская - с южной ветвью: алтайский и телеутский языки и северной ветвью: диалекты т.н. черневых татар и некоторые другие;
    • Западно-сибирская - все диалекты сибирских татар;
    • Поволжско-приуральская - татарский и башкирский языки;
    • Среднеазиатская - уйгурский, казахский, киргизский, узбекский, каракалпакский языки;
    • Юго-западная - туркменский, азербайджанский, кумыкский, гагаузский и турецкий языки.

    КЛАССИФИКАЦИЯ Н.А.БАСКАКОВА, 1960

    Баскаков Н.А. Тюркские языки. М., 1960.

    ЗАПАДНО-ХУННСКАЯ ВЕТВЬ

    I. Булгарская группа

    1. чувашский;
    2. булгарский (мертвый);
    3. хазарский (мертвый);

    II. Огузская группа

    а) огузско-туркменская подгруппа
    1. туркменский;
    2. трухменский;
    3. oгузский Х-ХI вв. (Махмуд Кашгарский) (мертвый);

    б) огузско-булгарская подгруппа
    1. гагаузский;
    2. печенежский (мертвый);
    3. yзский (мертвый);

    в) огузско-сельжукская подгруппа
    1. турецкий (османский);
    2. азербайжанский;
    3. сельжукский (мертвый);
    4. староосманский (мертвый);

    III. Кыпчакская группа

    а) кыпчако-булгарская подгруппа
    1. татарский (касимовские, мишарские и др. диалекты);
    2. башкирский;
    3. западный золотоордынский (мертвый);

    б) кыпчакско-огузская подгруппа
    1. караимский;
    2. кумыкский;
    3. половецкий (куманский) (мертвый);

    в) кыпчакско-ногайская подгруппа
    1. ногайский;
    2. каракалпакский;
    3. казахский;

    IV. Карлукская группа

    а) карлукско-уйгурская подгруппа
    1. язык Караханидского государства (по памятникам "Диван лугат ат-турки", "Кудатгу билиг") (мертвый);
    2. язык после Караханидского периoда (мертвый);

    б) карлукско-хорезмийская подгруппа
    1. узбекский;
    2. уйгурский;
    3. карлукско-хорезмийский (мертвый);
    4. староузбекский (мертвый);

    ВОСТОЧНО-ХУННСКАЯ ВЕТВЬ

    I. Уйгурская группа

    а) уйгурско-тукюйская подгруппа
    1. тувинский;
    2. карагаский;

    б) якутская подгруппа
    1. якутский (с долганским);

    в) хакасская группа
    1. хакасский;
    2. камасинский;
    3. кюэринский;
    4. шорский;
    5. туба, куманды и др. северные диалекты алтайского языка;
    6. сары-уйгурский (язык "желтых уйгур");

    II. Киргизско-кыпчакская группа

    1. киргизский;
    2. алтайский;


    КЛАССИФИКАЦИЯ ПО МЕТОДУ ГЛОТТОХРОНОЛОГИИ — Т.М. ДЬЯЧОК

    Т.М. Дьячок. Глоттохронология тюркских языков (Предварительный анализ). // Материалы Второй научной конференции - Новосибирск, 2001. - С. 14-16

    • Якутская подгруппа: якутский, долганский;
    • Тувинская подгруппа: тувинский, тофаларский;
    • Булгарская подгруппа: чувашский;
    • Западная подгруппа: татарский, башкирский, казахский, кыргызский, турецкий, туркменский, азербайджанский, хакасский, саларский и все остальные тюркские языки.

     


    КЛАССИФИКАЦИЯ — Т. ТЕКИН (ТУРЦИЯ)

    Т. Текин. Проблема классификации тюркских языков // Проблемы современной тюркологии: материалы II Всесоюзной тюркологической конференции. - Алма-Ата: Наука, 1980 - С. 387-390

    Классификация тюркских языков должна основываться на шести фонетических критериях, а именно:

    1) r / z и l / š;

    2) ф > h-, ф;

    3) γ > t; d, z / iy;

    4) -ïγ > ïγ / -u / -ū, -ïq / -ï;

    5) aγ > aw / aγ;

    6) t  > t // d.

    Согласно этим критериям, тюркские языки делятся на следующие 12 групп:

    I группа r / l : чувашский язык.

    II группа hadaq: халаджский язык.

    III группа atax: якутский язык.

    IV группа adaq: тувинский язык (включая карагашский).

    V группа azaq:

       1-я подгруппа ŏazil: хакасский язык;

       2-я подгруппа čažil: среднечулымский язык, мрасский, верхнетомский языки;

       3-я подгруппа yasil: язык желтых уйгуров;

    VI группа taγlïγ: североалтайские диалекты, кондомский, нижнетомский языки.

    VII группа tūlu: алтайский (южные диалекты).

    VIII группа tōlū: киргизский язык.

    IX группа taγlïq:

       1-я подгруппа aγiz: узбекский язык.

       2-я подгруппа eγiz: новоуйгурский язык.

    X группа tawli:

       1-я подгруппа qos:

           a)  žil: казахский и каракалпакский языки,

           б) ¥il: ногайский язык и халичский диалект кара-калпакского языка;

       2-я подгруппа qōs:

           a) per: язык барабинских татар,

           б) ber:

                1) jol: карачаево-балкарский, крымско-татарский (северные диалекты),

                2) yol:

                       a) kel:

                             toquz: хорезмский диалект узбекского языка,

                             toγuz: караимский (транайский диалект),

                             doquz: крымско-татарский (южные диалекты),

                        б) qel: кумыкский язык.    

    XI группа taγli: саларский язык.

    XII группа daγli:

        1-я подгруппа gāl:

                        а) öb: туркменский язык,

                        б) e°z: хорасанский диалект;

        2-я подгруппа gāl: хорезмско-огузский диалект узбекского языка;

        3-я подгруппа ğal: азербайджанский язык;

        4-я подгруппа qal:

                       a) ev: турецкий язык;

                       б) yev: гагаузский язык.

    Классификация тюркских языков и диалектов профессора Г. Х. Ахатова

    http://akhatov.org/index/klassifikacija_tjurkskikh_jazykov_i_dialektov_professora_g_kh_akhatova/0-14

    Профессор Г. Х. Ахатов разработал классификацию тюркских языков и диалектов, используя оптимизированные лингвистические методы исследований в анализе языковых особенностей и их общности в контексте исторического развития прототюркского субстрата. По мнению ученого тюркские языки безусловно входят в алтайскую семью языков.


    I. КЫПЧАКСКАЯ ГРУППА

    1.1. КЫПЧАКСКО-БУЛГАРСКАЯ СУБГРУППА
    1.1.1. Татарский язык.
    1.1.2. Язык сибирских татар (западносибирский, восточносибирский диалекты).
    1.1.3. Башкирский язык.

    1.2.  АЛАНО-СКИФСКАЯ СУБГРУППА
    1.2.1. Карачаевский язык.
    1.2.2. Балкарский язык.
    1.2.3. Северные  диалекты крымско-татарского языка.

    1.3. АРАЛО-КАСПИЙСКАЯ СУБГРУППА
    1.3.1. Казахский язык.
    1.3.2. Киргизский язык.
    1.3.3. Каракалпакский язык.
    1.3.4. Ногайский язык.

    II. БУЛГАРСКАЯ ГРУППА

    2.1. БУЛГАРСКО-ЧУВАШСКАЯ СУБГРУППА
    2.1.1. Чувашский язык.

    III. КЫПЧАКСКО-СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ГРУППА

    3.1. КЫПЧАКСКО-УЙГУРСКАЯ СУБГРУППА
    3.1.1. Узбекский язык.
    3.1.2. Уйгурский язык.

    IV. ОГУЗСКАЯ ГРУППА

    4.1. ОГУЗСКО-ОСМАНСКАЯ СУБГРУППА
    4.1.1. Турецкий язык.
    4.1.2. Азербайджанский язык.
    4.1.3. Саларский язык.
    4.1.4. Гагаузский язык (Молдавия).
    4.1.5. Южные диалекты крымско-татарского языка.
    4.2. ОГУЗСКО-ТУРКМЕНСКАЯ СУБГРУППА
    4.2.1. Гагаузский язык.
    4.2.2. Кумыкский язык.
    4.2.3. Туркменский язык.

    V. СИБИРСКО-АЛТАЙСКАЯ ГРУППА

    5.1. ЯКУТСКАЯ СУБГРУППА
    5.1.1. Якутский язык.
    5.1.2. Долганский язык.
    5.2. КАРАГАССКО-ТУВИНСКАЯ СУБГРУППА
    5.2.1. Тувинский язык.
    5.3. ХАКАССКАЯ СУБГРУППА
    5.3.1. Хакасский язык.
    5.3.2. Кюиринский язык.
    5.3.3. Шорский язык.
    5.3.4. Северный диалекты алтайского языка.
    5.3.5. Сары-уйгурский язык (язык "желтых уйгуров").
    5.3.6. Фуюйско-кыргызский язык.
    5.4. АЛТАЙСКАЯ СУБГРУППА.
    5.4.1. Южные диалекты алтайского языка.  


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...