Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 15 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      И алтайцы и двоеданцы сохранили еще память о своей принадлежности к калмыцкому государству, а поэтому часть их называет себя калмак или ойрот, хотя за последнее время это племенное название все больше забывается

      Есть ощущение что если бы кыргызы оставлись на Алтае то тоже были бы этнически ассимилированы ойратами

    • В 31.01.2026 в 16:57, АксКерБорж сказал:

       

      Видео северного соғымного құрдақа (қуырдақ), который у нас традиционно и обязательно готовится из парного мяса, свеженины, для тех, кто участвовал в забое лошади - хозяев, соседей, қасапшы (кто резал).

      Судя по специфическому названию большого таза "шара" это Северо-Казахстанская область, то есть видео оттуда, где живет нынче Jagalbay и который почему-то отрицает существование такого блюда и использование в нем небольшого количества воды (кстати, в наших краях такую посуду называют "тегене").

      Женщины на соғыме традиционно готовят колбасы "шұжық", получилось почему-то 19 шт., хотя из средней лошади принято считать, что выход 24 шт. Кстати, есть разные способы набивания кишок мясом и жиром, на видео с помощью фрагмента трахеи зарезанной лошади "кеңірдек". Единственное отличие от нас, на видео видно, что в массу для колбасы "шұжық" женщины налили около 1 л. воды (с 04-45 мин.), у нас не наливают. Поэтому кроме воды и слова "шара" все точно так же как у нас.

      Кстати, если что, все женщины говорят по-русски, патамушта казахи толерантный народ в вопросе гостеприимства, причина на видео - сваты русские, на видео невестка в доме хозяев и ее мать, автор видео.

       

      Само блюдо с 09-23 мин. (варится в такой посуде, мы называем ее "құмыра"):

      image.jpg 

      Поэтому в печку все байки про приготовление его без воды, "в собственном соку", мясо типа "сочное" ))

      image.jpg

      и с 16-55 мин. (готовое подают на столы), точно такое же как по всему северо-восточному краю:

      image.jpg

      2.jpg

      Видео по ссылке:

      https://youtu.be/kDelhCne0Z8

       

      я вам не одно видео скинул, где готовят без воды

    • В 28.01.2026 в 07:57, Bas1 сказал:

      Как вы считаете, до того как джунгары захватили власть на Алтае "алтайцы" называли себя ойратами? Ученые не называли их кыргызами посколку влияние кыргыз к тому времени уже не было. Однако оно было в те времена, когда предки ТШ кыргыз ушли на Алатоо. К слову, когда-то и монголы себя называли татарами.

      Самоназвания южных алтайцов 17-18 вв. была "теленгит". Рашид ад-Дин:

      "Урасут, теленгут и куштеми. Эти племена подобны монголам, известно, что они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем, потому что они обитают по лесам в пределах страны кыргызов и кэм-кэмджиутов". 

      Кипчакский компонент южных алтайцев около 15% согласно Л. Потапова, он кыпчакам включал еще мундусов. Без мундус 10%.

      ____________________________

      Алтайцы. Русские называют их алтайскими калмыками, а часть, живущую на Чуе,— двоеданцами (т. е. обязанными платить двойную дань). Сами они называют себя алтай кижи (люди с Алтая) и чу кижи (люди с Чуй), редко — общим име нем ойрот (воспоминание о бывшем ойратском государстве, в которое они входили). Собственно алтайцы объединены в семь зайсанств и составляют население в 11 824 человека (6044 мужчины и 5780 женщины). Двоеданцы, с 1865 г. переставшие платить дань Китаю, делятся на два зайсанства общим числом 2000— 3000 человек. Двоеданцы кочуют по рекам Чуя, Чолышман и Башкаус. Живущие на Чуе называют себя теленгит, на Башкаусе — улан, на Чолышмане — тёлёс...

      У алтайцев роды такие:

      Роды чуйцев: мундус, кыпчак, кёбёк, ярамалу, сары-алмат, кёзёгёлю, кара алмат, тёлёс, ара, татош, найман, чапты, ыргыт, мюркют, тонжон, кан, кёдйо, кергиль, танду, пайлагас. сарт, кыргыс, сойон, монгол. : йыттас (йытту-ас, вонючий горностай), мундус, котты, кыпчак, сакал. кёбёк, йыдак, алмат, тёлёс. а) теленгет.

      Роды телеутов: : торо, очу, мюркют, ак-тумат, кара-тумат, чорос, кыпчак, сарт, найман, тёлёс, торгул, мундус, кочкор-мундус, тотош, пурут. чалман; б) ач-кештым : анг юты, тёрт ас (четыре горностая), чюнгюс...

      АЛТАЙСКИЕ ГОРНЫЕ КАЛМЫКИ.

      Общность языка на образа жизни позволяет мне объединить под этим названием все тюркские племена, живущие в Алтайских каменистых горах, которые по-русски называются «камень», а потатарски — тайга, хотя ко времени моей поездки по Алтаю эти племена уже четко делились на алтайцев (алтай-кижи)к и двоеданцев (чуй-кижи). Но это четкое разделение произошло очень поздно в результате исторических событий прошлого столетия. И теперь все племена, подчинившиеся русской коропе, пазывают себя алтайцами, а племена, находившиеся во власти Китая, а за тем возвратившиеся уже как китайские подданные в Россию на спои прежние насиженные места в Восточном Алтае и до 1866 г. платившие дань и китайцам и русским,— двоеданцами. И алтайцы и двоеданцы сохранили еще память о своей принадлежности к калмыцкому государству, а поэтому часть их называет себя калмак или ойрот, хотя за последнее время это племенное название все больше забывается. Настоящее название этого народа — теленгиты, или теленгеты, но сохраняется оно лишь в сознании двоеданцев. Как я уже показал в третьей главе, когда-то алтайские горные калмыки составляли вместе с телеутами обширный тюркоязычный народ.

      См. В. В. Радлов ИЗ СИБИРИ страницы дневника МОСКВА 1980.

      ___________________________

      На основе изученного историко-этнографического материала мы можем сделать ряд выводов относительно этнического состава и некоторых этнических процессов у южных алтайцев в период конца XIX и начала XX столетия. Совершенно очевидно, что этническую основу современных южных алтайцев составляют по существу три тюркоязычные родо-племенные группы (или объединения), каждая из которых имеет свое происхождение, что не исключает близкого этнического родства между ними. Речь идет о телесах, теленгитах и телеутах. Из них телеуты были наиболее многочисленными и, как увидим, широко расселенными в предшествующие столетия. Весьма вероятно, что теленгиты и телеуты составляли в прошлом одну тюркоязычную этническую общность, получившую позднее, по крайней мере с XVII в. (если иметь в виду русские письменные источники) различное наименование. В русских письменных источниках с самого начала XVII в. появляется название телеут, которое в монгольских (джунгарских) документах в применении к тем же самым группам населения звучит как теленгут. Оставляя пока открытым вопрос об идентичности названий телеут и теленгут, но с учетом сообщения В. Радлова о том, что телеуты сами себя называют теленгет, что они имеют отличия в языке от чуйских теленгитов и собственно алтайцев (алтай-кижи), мы вполне уверенно можем говорить о телесах и теленгитах как о различных в прошлом племенах, исторические доказательства чему будут приведены в последующих главах. Возвращаясь к нашей задаче, мы обращаем внимание на смешанный состав сеоков каждой из групп южных алтайцев. В меньщей степени этот процесс коснулся телесов и чуйских теленгитов, где сохранялся в основном еще состав своих сеоков, а процент сеоков, встречающихся также у собственно алтайцев, телеутов и др., был гораздо меньше.

      Наиболее смешанными оказались собственно алтайцы, т. е. алтай-кижи. По существу они представляли конгломерат различных телеутских, теленгитских, телесских сеоков и тувинских родо-племенных групп (Кобалы, Иркит, Сойон, Танды и др.). В него входят и осколки, в виде мелких групп, различных исторических племен и народностей {найманы, меркиты, кыпчаки, ойраты, дербеты и др.), иногда даже и не тюркоязычных в прошлом, как например монголы, ойраты, арины, моторы и т. д. Преобладающими в этом конгломерате были телеутские, телесские, теленгитские и тувинские этнические элементы (свыше 70%). Возможно вследствие исключительно сильной смешанности алтай-кижи стали осознавать себя новой этнической общностью в результате постепенной консолидации их по языку, территории, культуре и быту и присвоили себе географическое самоназвание. Однако новая этническая общность в виде территориальной группы «алтай-кижи» сформировалась по образцу древней родо-племенной организации. Она интегрировала остатки различных племен и родов и даже народностей, отличающихся в прошлом по происхождению и в некоторых случаях даже и по языку. Эти разрозненные мелкие группы стали осознаваться как кровнородственные сеоки-роды, внутри которых возникла даже экзогамия. Тем не менее в среде сеоков алтай-кижи сохранилось и сознание кровного родства или свойства как с одноименными, так и с некоторыми разноименными сеоками других южных алтайцев: теленгитов, телеутов, телесов. Отмеченный процесс возник после вхождения южных алтайцев в состав Русского государства в середине XVIII в. в связи с падением Джунгарии и развивался в течение двух столетий. До вхождения алтайцев в Россию алтай-кижи как этническая общность не существовали и, естественно, не нашли отражения в исторических источниках. Все три названные выше основные тюркоязычные родо-племенные группы: телеуты, теленгиты и телесы, явившиеся основой этнического состава современных южных алтайцев, сохранили в своем названии древний этноним теле.

      См.Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. Отв. ред. А.П. Окладников.– Л.: Наука, 1969. – 196 с.

      ________________________________

      Краткое, но выразительное описание занятий «телеутского народа» в начале XVIII в. дал В. де Геннин: «Промысл имеют: ловят зверей, именуемых белок, которые против других сибирских особливо велики и славны, тако же корсаков, сурков, горносталей, соболей, токмо их соболи не весьма хороши шерстью, лисиц красных, маралов, кабанов, диких коз, сайги, лосей, лошадей диких. Также бывает и ловят малое число рысей, ирбис и канарей...».

      «Хлеба они не сеют, а питаютца, как и прочие татара: от рыб и мяса лошадиного и протчих всяких зверей, которых ядят они без разбору, хотя и паденина».

      То, что сообщает о занятиях телеутов де Геннин в начале XVIII в., характерно было для их хозяйственной жизни и в XVII столетии.

      Вот что пишет о занятиях «поколения Теленгут» хивинский хан-историк Абулгази, живший в XVII в.: «...все они звероловы, ловят соболей, куниц, горностаев, белок, бобров и всякого зверя в полях и всякую рыбу в реках».

      Эти свидетельства современников рисуют нам телеутов охотниками и рыболовами, однако не охота и не рыбная ловля составляли основу их производства. В хозяйственном комплексе телеутов главную роль играло экстенсивное кочевое скотоводство, не знавшее систематических заготовок сена на зиму, стойлового содержания скота. О кочевой форме скотоводства у телеутов свидетельствуют многие русские акты, постоянно сообщающие, где «кочуют» те или иные улусы «белых калмыков». Стада телеутов состояли из лошадей, коров, быков, овец, коз, а также верблюдов (у богачей)... 

      В телеутском обществе можно выделить несколько групп населения, лля обозначения которых в русских актах употребляют- ся различные термины — «князцы», «мурзы», «лучшие люди», «улусные люди», «дворовые люли», «холопы», «кыштимы» и др...

      А. П. Уманский "ТЕЛЕУТЫ И ИХ СОСЕДИ В XVII—ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА". Том: Часть первая, Барнаул, 1995

       

       

       

    • 4 часа назад, Искендер сказал:

      Только нашел статью Табылды Акерова, историка из Бишкека, где он отождествляет цзюцзюй с кузотчу и выводит из них онгутов, белых татар. У него много сумбура в текстах и веры маловато его выводам. Интересный момент в истории кыпчаков и кимаков - почему татары (цзубу) объединились именно с кыпчаками. Возможно, была какая то родственная связь еще со времен хунну. 

      У Т.Акерова много всего.Смесь реально интересных выводов и откровенного натягивания совы на глобус.По этому стоит быть осторожнее с его использованием,этакий обоюдоострый меч

      • Like 1
  • // Материалы Второй научной конференции - Новосибирск, 2001. - С. 14-16

    Источник Русский филологический портал

    Существующие классификации тюркских языков основаны, как правило, на трех принципах: географическом, фонетическом и морфологическом. Если первый из них заведомо не претендует на отражение истинной истории языковой группы, то попытки построить классификацию на основе двух других принципов призваны проследить, каким путем происходила дифференциация тюркских языков на протяжении их истории. Однако, как показывает изучение других языковых групп и семей, опора на фонетические или морфологические соответствия как на единственный критерий генеалогической классификации в лучшем случае оказывается недостаточной и должна быть дополнена анализом лексики изучаемых языков, особенно ее устойчивого ядра.

    В настоящее время существует несколько схем классификации тюркских языков. Наибольшее распространение среди них получила классификация, предложенная в 1922 г. А.Н. Самойловичем [1]. Согласно этой классификации, основанной на фонетическом и морфологическом принципах, внутри тюркской языковой группы выделяется шесть подгрупп:

    1. Булгарская (булгарский, чувашский).
    2. Уйгурская (древнеуйгурский, хакасский, шорский, тувинский, тофаларский, якутский, долганский).
    3. Кыпчакская (татарский, башкирский, казахский, киргизский, алтайский, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский).
    4. Чагатайская (современный уйгурский, узбекский).
    5. Кыпчакско-туркменская (западные говоры узбекского языка).
    6. Огузская (турецкий, азербайджанский, гагаузский, туркменский).

    Иногда не выделяют отдельно кыпчакско-туркменскую подгруппу (по причине ее маргинальности и отсутствия в ней "полноценных" языков), а якутский язык включают в особую подгруппу.

    Несмотря на то, что в состав тюркской группы входит значительное количество языков, задача классификации во многом упрощается тем, что ряд языков очень близки друг к другу (татарский и башкирский; казахский и каракалпакский; тувинский и тофаларский; якутский и долганский), поэтому главной проблемой является установление степени родства между заведомо близкородственными группами языков. С другой стороны, степень родства некоторых языков, особенно тех, которые бытуют в районах, близких у тюркской прародине (южная Сибирь и северный Китай), до сих пор остается невыяснен-ной, и вполне возможно, что среди них могут быть обнаружены достаточно архаичные элементы.

    Для уточнения классификации тюркских языков нами было предпринято предварительное исследование степени их генетической близости при помощи метода глоттохронологии. Этот метод, разработанный американским ученым М. Сводешом в начале 1950-х гг. и существенно откорректированный С.А. Старостиным в середине 1980-гг. [2], является важным инструментом проникновения в отдаленную историю генетически родственным языков. Исходной точкой исследования стало сопоставление стословного списка М. Сводеша для турецкого языка с другими языками тюркской группы. В ряде случаев проводилось также сопоставление стословного списка и по другим языкам. В соответствии с методикой С.А. Старостина из списков исключались заимствования, а коэффициент сохранности лексики был принят равным 91 % за тысячелетие.

    Результаты сопоставления списков представлены в приводимой ниже таблице.

     

    Сравниваемые языки Число слов % общих слов Год расхождения
    Всего Разных Общих
    Турецкий - якутский 91 23 68 74,7 100
    Турецкий - татарский 93 12 82 87,2 800
    Турецкий - узбекский 90 7 83 92,2 1000
    Турецкий - чувашский 90 19 71 78,9 300
    Турецкий - саларский 92 14 78 84,8 600
    Турецкий - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Якутский - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Турецкий - хакасский 94 16 78 83,0 500
    Татарский - узбекский 93 4 89 95,7 1300
    Татарский - казахский 86 2 84 97,7 1500
    Турецкий - киргизский 94 12 82 87,2 800
    Турецкий - туркменский 92 8 84 91,3 1000
    Турецкий - азербайджанский 93 9 84 90,3 900

    Примечание: Год предполагаемого расхождения языков округлен с точностью до 100 лет.

    Графически процесс расхождения тюркских языков может быть представлен в виде дендрограммы, отражающей относительную близость и удаленность различных языков друг от друга. Несмотря на предварительный характер анализа, он позволяет сделать следующие выводы:

    1. Разделение тюрских языков на четыре самые древние ветви (якутскую, тувинскую, булгарскую и западную) произошло практически одновременно в течение трех первых веков нашей эры.

    2. Якутский и тувинский язык не обнаруживают особой близости друг к другу и должны рассматриваться как принадлежашие к разным подгруппам.

    3. Другие тюрские языки Сибири и Китая (были рассмотрены хакасский и саларский), видимо, относятся к основной (западной) подгруппе тюрских языков, хотя и выделились из нее ранее, чем остальные языки этой подгруппы.

    4. Булгарская подгруппа (чувашский язык) равноудалена от других подгрупп тюркских языков и выделилась из единого тюркского праязыка не ранее (а, возможно, даже несколько позже), чем другие ветви.

    5. Языки, включаемые в огузскую подгруппу (турецкий, азербайджанский и туркменский) не обнаруживают особой близости друг к другу; различие между ними даже больше, чем между языками кыпчакской (татарский, казахский) и чагатайской (узбекский) подгрупп.

    6. Результаты глоттохронологического анализа удивительно хорошо совпадают с данными истории и поэтому могут рассматриваться как достоверные.

    Таким образом, согласно предварительной классификации тюрских языков на основе глоттохронологии могут быть выделены четыре практически равноправные подгруппы:

    1. Якутская подгруппа: якутский, долганский.
    2. Тувинская подгруппа: тувинский, тофаларский.
    3. Булгарская подгруппа: чувашский.
    4. Западная подгруппа: татарский, башкирский, казахский, турецкий, туркменский, азербайджанский, хакасский, саларский и все остальные тюркские языки.

    Дальнейшие исследования с провлечением данных всех тюрских языков помогут восстановить более полную картину их глоттохронологической классификации.

    Список литературы:

    [1] Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Пг., 1922. - С. 15. Подробно о различных схемах классификации тюрских языков см.: Гаджиева Н.З. К вопросу о классификации тюрских языков и диалектов // Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980. - С. 100-126; Гаджиева Н.З. Тюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. - С. 527.
    [2] Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание и лексикостатистика // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока (Материалы к дискуссиям международной конференции). Т. 1. М., 1989. - С. 3-39.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...