Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 28.10.2025 в 10:13, asan-kaygy сказал:

       

      С 37.20.

      Может быть у вас не было злого умысла, но видео с вашими умозаключениями полно в ютубе где живет сейчас народ. Месяц назад приехал с Катон-Карагая жора-жолдас на мероприятие в доме моего покойного двоюродного брата. В беседе он как то полушутя обвинил всех уйсунов в том что мы есть авторы всех баек про них найманов. Не такие ли высказывания как ваши этим обвинениям причина? Он был старше нас и  гость, поэтому уважительно и терпеливо постарался ему объяснить что это не так. Вам же повторю. Да, земли Жетысу где живут во множестве найманы это земли уйсунов, конкретно дулатов, а еще точнее жанысов. Исконные кочевья найманов это Алтай  и окрестности. После катаганской резни кому то достались трофеи и женщины, а главный трофей  город Ташкент был отдан дулатам. Спрашивается почему? За их больший вклад в битве? Так ведь аргынов было не меньше. За голову Турсун хана? Так ведь это сделали шапраштинцы. Единственное объяснение в том что Ташкент со времен Могулистана принадлежал ду(г)латам. Правление продлилось еще на 2 столетия, Кудайберды би Алибек би его сын Толе бию при ходилось держать войско жанысов и дулатов вообще, ближе к югу к Ташкенту, но летом Толе би всегда покидал ташкентскую жару и посещал могилы деда  и знаменитого Капал батыра в Жетысу. Тогда еще найманы там не поселились, но скот уже выпасали изза выше сказанного. Захвата части Жетысу не было, это было медленное ползучее заселение. Захватить найманы хотели земли жалайыров, дело чуть не дошло до войны между Средним и Великим жузами, я рассказывал. Это разве хитрость? Это наглость. Найманов не меньше в Кызылординской области, западной части Туркестанской области. Там нет уйсунов, но и там найманов называют хитрыми. Да что там у РАДа что то примерное есть про найманов. Зачем все валить на уйсунов? Тышамай қалсаңдарда үйсіннен көресіңдер ау?!

    • Про Бестереков есть такой рассказ, что с ногайской стороны пришли беженцы возглавляли их пятеро (Бес) высоких статных как тополя (Терек)  мужчин. Думаю что дело не в этом , а в реке  Терек на северном Кавказе, где кстати до сих пор есть терско сулакские ногайцы среди которых есть уйсуни и сиргели, может отделившись от них они вместе пришли в В. жуз?

    •  

      Слова «багыш» и «boo» (боо) однокоренные. «Боолаш» — союзник; «боола» — совместно вязать снопы; «найза боола» — выступать совместно с большим войском; «bağ kurmak» (тур.) — устанавливать сотрудничество, налаживать связь.

      Багыш никакой не лось. Это объединение племен, союз.

      Кстати

      В Чжоу шу происхождение тюрков связывается с Suo Guo, расположенным на севере хунну.
      Здесь иероглиф 索 (Suo) в древнекитайском читается как «сак», поэтому Pulleyblack указывал на возможное происхождение Ашина от саков. Я посмотрел значение этого иероглифа в китайском, японском и корейском языках. Этот древний иероглиф означал «верёвку», то есть боо/bağ.

    • Ведущий вам задал вопрос про кыпчаков вообще, а не только про иртышских. С учетом что до Эмбы хозяйничали попеременно башкиры и ногайцы, и их кыпчаки к ферганским отношения не имеют, а центральный и северный Казахстан по ходу на Волгу еще в начале 17 века захватили калмыки, казахи переживали не лучшие времена и были прижаты к югу к Сырдарье и на юге области К-Орда, Жамб.,Юко, Алм., кыпчаки появились в 19 веке из Коканда, то вы правы что кыпчаки, добавлю все казахские кыпчаки, были иртышские. А вот что вернулись только куланы неправда, вернулись разные рода. Подавляющее большинство которых привыкшие к теплу и тогда и сейчас живут на юге.

    • 8 часов назад, Boroldoi сказал:

      Что ещё за непонятное «нохой-эр-тенъ». Нохой собака, эр мужчина, а вот тенъ  такого слова нету в монгольском. И монгольских преданий о предках собаках не слышал. Что за выдумки.

      Это из интернета ИИ , вы наверное плохо знаете народный фольклор в отличие от Степ Мэна

  • М.Т. Дьячок. Глоттохронология тюркских языков (Предварительный анализ)


    Rust

    // Материалы Второй научной конференции - Новосибирск, 2001. - С. 14-16

    Источник Русский филологический портал

    Существующие классификации тюркских языков основаны, как правило, на трех принципах: географическом, фонетическом и морфологическом. Если первый из них заведомо не претендует на отражение истинной истории языковой группы, то попытки построить классификацию на основе двух других принципов призваны проследить, каким путем происходила дифференциация тюркских языков на протяжении их истории. Однако, как показывает изучение других языковых групп и семей, опора на фонетические или морфологические соответствия как на единственный критерий генеалогической классификации в лучшем случае оказывается недостаточной и должна быть дополнена анализом лексики изучаемых языков, особенно ее устойчивого ядра.

    В настоящее время существует несколько схем классификации тюркских языков. Наибольшее распространение среди них получила классификация, предложенная в 1922 г. А.Н. Самойловичем [1]. Согласно этой классификации, основанной на фонетическом и морфологическом принципах, внутри тюркской языковой группы выделяется шесть подгрупп:

    1. Булгарская (булгарский, чувашский).
    2. Уйгурская (древнеуйгурский, хакасский, шорский, тувинский, тофаларский, якутский, долганский).
    3. Кыпчакская (татарский, башкирский, казахский, киргизский, алтайский, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский).
    4. Чагатайская (современный уйгурский, узбекский).
    5. Кыпчакско-туркменская (западные говоры узбекского языка).
    6. Огузская (турецкий, азербайджанский, гагаузский, туркменский).

    Иногда не выделяют отдельно кыпчакско-туркменскую подгруппу (по причине ее маргинальности и отсутствия в ней "полноценных" языков), а якутский язык включают в особую подгруппу.

    Несмотря на то, что в состав тюркской группы входит значительное количество языков, задача классификации во многом упрощается тем, что ряд языков очень близки друг к другу (татарский и башкирский; казахский и каракалпакский; тувинский и тофаларский; якутский и долганский), поэтому главной проблемой является установление степени родства между заведомо близкородственными группами языков. С другой стороны, степень родства некоторых языков, особенно тех, которые бытуют в районах, близких у тюркской прародине (южная Сибирь и северный Китай), до сих пор остается невыяснен-ной, и вполне возможно, что среди них могут быть обнаружены достаточно архаичные элементы.

    Для уточнения классификации тюркских языков нами было предпринято предварительное исследование степени их генетической близости при помощи метода глоттохронологии. Этот метод, разработанный американским ученым М. Сводешом в начале 1950-х гг. и существенно откорректированный С.А. Старостиным в середине 1980-гг. [2], является важным инструментом проникновения в отдаленную историю генетически родственным языков. Исходной точкой исследования стало сопоставление стословного списка М. Сводеша для турецкого языка с другими языками тюркской группы. В ряде случаев проводилось также сопоставление стословного списка и по другим языкам. В соответствии с методикой С.А. Старостина из списков исключались заимствования, а коэффициент сохранности лексики был принят равным 91 % за тысячелетие.

    Результаты сопоставления списков представлены в приводимой ниже таблице.

     

    Сравниваемые языки Число слов % общих слов Год расхождения
    Всего Разных Общих
    Турецкий - якутский 91 23 68 74,7 100
    Турецкий - татарский 93 12 82 87,2 800
    Турецкий - узбекский 90 7 83 92,2 1000
    Турецкий - чувашский 90 19 71 78,9 300
    Турецкий - саларский 92 14 78 84,8 600
    Турецкий - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Якутский - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Турецкий - хакасский 94 16 78 83,0 500
    Татарский - узбекский 93 4 89 95,7 1300
    Татарский - казахский 86 2 84 97,7 1500
    Турецкий - киргизский 94 12 82 87,2 800
    Турецкий - туркменский 92 8 84 91,3 1000
    Турецкий - азербайджанский 93 9 84 90,3 900

    Примечание: Год предполагаемого расхождения языков округлен с точностью до 100 лет.

    Графически процесс расхождения тюркских языков может быть представлен в виде дендрограммы, отражающей относительную близость и удаленность различных языков друг от друга. Несмотря на предварительный характер анализа, он позволяет сделать следующие выводы:

    1. Разделение тюрских языков на четыре самые древние ветви (якутскую, тувинскую, булгарскую и западную) произошло практически одновременно в течение трех первых веков нашей эры.

    2. Якутский и тувинский язык не обнаруживают особой близости друг к другу и должны рассматриваться как принадлежашие к разным подгруппам.

    3. Другие тюрские языки Сибири и Китая (были рассмотрены хакасский и саларский), видимо, относятся к основной (западной) подгруппе тюрских языков, хотя и выделились из нее ранее, чем остальные языки этой подгруппы.

    4. Булгарская подгруппа (чувашский язык) равноудалена от других подгрупп тюркских языков и выделилась из единого тюркского праязыка не ранее (а, возможно, даже несколько позже), чем другие ветви.

    5. Языки, включаемые в огузскую подгруппу (турецкий, азербайджанский и туркменский) не обнаруживают особой близости друг к другу; различие между ними даже больше, чем между языками кыпчакской (татарский, казахский) и чагатайской (узбекский) подгрупп.

    6. Результаты глоттохронологического анализа удивительно хорошо совпадают с данными истории и поэтому могут рассматриваться как достоверные.

    Таким образом, согласно предварительной классификации тюрских языков на основе глоттохронологии могут быть выделены четыре практически равноправные подгруппы:

    1. Якутская подгруппа: якутский, долганский.
    2. Тувинская подгруппа: тувинский, тофаларский.
    3. Булгарская подгруппа: чувашский.
    4. Западная подгруппа: татарский, башкирский, казахский, турецкий, туркменский, азербайджанский, хакасский, саларский и все остальные тюркские языки.

    Дальнейшие исследования с провлечением данных всех тюрских языков помогут восстановить более полную картину их глоттохронологической классификации.

    Список литературы:

    [1] Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Пг., 1922. - С. 15. Подробно о различных схемах классификации тюрских языков см.: Гаджиева Н.З. К вопросу о классификации тюрских языков и диалектов // Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980. - С. 100-126; Гаджиева Н.З. Тюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. - С. 527.
    [2] Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание и лексикостатистика // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока (Материалы к дискуссиям международной конференции). Т. 1. М., 1989. - С. 3-39.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...