Перейти к содержанию
  • Сообщения

    •   В 30.03.2025 в 06:33, АксКерБорж сказал:

      Обоснуйте миграцию племени (у вас побег) ссылками на источники.

      Показать  

      1) Часть кераитов ушла с братом Он-хана: После этого по этой-то причине Джакамбу вместе с четырьмя старшими эмирами Он-хана Эл-Кури, Эл-Кункуром, Нарин-Тогорилом 754 и Алин-тайши 755 склонились [на сторону] государя найманов, бывшего врагом Он-хана, и отправились [к нему].

      2) Часть кераитов бежала с сыном Он-хана: Сангун, сын Он-хана, в то время, когда захватывали и умерщвляли его отца, бежал и выбрался [из беды благополучно]. Он прошел через селение, называемое Ишик-балагасун 898 и расположенное на границе безводной степи пределов Монголии [вилайат-и Мугулистан] и ушел в область Бури-Туббэт. 899 Он разграбил часть тех областей, прожил там некоторое время и произвел опустошения.

      Остатки этих кераитов остались в Синьцзяне. 

    •   В 30.03.2025 в 06:33, АксКерБорж сказал:

      Навряд ли мы сможем по описаниям Рашид ад-Дина определить где располагался их улус:

      "... Личные летовки Он-хана: Талан-Гусэур, Дабан и Наур; юрт правого крыла его войска: Тулсутан и Джалсутан; левого крыла: Илат, Тарат, Айджиэ, Кутукэн, Урут, Укурут, Йилет и Тертит.

      Зимние стойбища: Утекин-мурэн, Орон-Куркин, Тош, Барау, Ширэ, Кулусун, Отку-Кулан, Джелаур-Кулан".

      Вы видите, но я не вижу здесь Орхона, Онона, Хэрлэна, Хангая, Хэнтэя, Улан-Батора или Улан-Удэ.

      Поэтому мы можем приблизительно локализовать их юрт и улус только беспристрастно вчитываясь в описания и географические ориентиры тех событий из уст очевидцев и летописцев. А это, как не крутите хвостом ), это примерный район Большого Алтая (Улуг-таг?), верховьев Черного Иртыша, где-то там же гора и город Кара-Корум, Улюнгур, Урунгу и пр. Ведь появление феномена Чингизхана и все первые события его возвышения исходило  и происходило здесь же в керейтской среде, где были их коренные юрты, а потом почти вся их семья и была похоронена.

      Показать  

      Неужели трудно прочитать еще пару абзацев? 

      Они [представляют] собою род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов. Те округа близки к границам хитайской страны. [Кераиты] много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов.

      Где у РАДа кераитский Большой Алтай? Улюнгур и Урунгу? 

      Это всё - найманское: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, [137] горы: Элуй 651-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], – в этих пределах обитало также племя канлы, – Ирдыш-мурэн, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, 

      Большой Алтай, Каракорум (Хангай), Синий Иртыш (после Зайсана), Ирдыш (Черный) до Зайсана - найманские территории. Про Джунгарскую впадину приводить цитату или так поверите что найманская? 

    •   В 30.03.2025 в 07:29, АксКерБорж сказал:

       Осталось вам только доказать, что окиданенные/омонголенные татарские племена поскупившись оставили нам казахам, своим потомкам, всего 4 слова на память. )

      Показать  

      Это уже проблемы многочисленных мам, носительниц кыпчакского языка, передавших его детям. Монголоязычные папы были на войне. 

        В 30.03.2025 в 11:58, АксКерБорж сказал:

      Но ведь все они потом возвращались на свои исконные земли, на родину (за исключением осколков, оставшихся в качестве диаспор в разных уголках Евразии и среди разных народов), что мы и видим по источникам и по современной картине проживания.

      Показать  

      Да, только иногда осколки гораздо крупнее чем вернувшиеся на историческую родину (кераиты, конгираты, ... ) 

        В 30.03.2025 в 12:04, АксКерБорж сказал:

      Г. Ховорт:

      "... Ханом, говорит Рашид, который правил ими во время выхода из Ургене Кюн, был Буртечино, из племени Курула, расы Кайанов. Курула были хорошо известной ветвью знаменитой тюркской расы кункуратов".

      Показать  

      "Тюркской расы" в данном случае не несет языковый смысл. Это потомки библейского Турка (Тюрка), точно так же как "раса Кайанов" - потомки Кияна с Эргунэ-Кон. 

      Ховорт утверждает что Тибетские Цари Небесного Трона были из кунгиратов? (Буртэ-Чоно - сын 8-го Царя НТ) 

    •   10 часов назад, Clownman сказал:

      Динлинов надо связывать с Q которая в отличии от кыргызов довольно часто встречается у нынешних саяно алтайских народов

      Показать  

      Не факт. Может это и есть тру тюрки? По динлинам тоже непонятно, кто-то пишет, что это индоевропейское или самодийское население, кто то считает их тюрками предками теле.

    •   19 часов назад, Jagalbay сказал:

      я еще слышал смешную версию, что Аттила кыргыз, потому что его коня звали Чагылган, якобы это слово есть только у кыргызов и якутов, только они не знают, что это же слово есть у монголов

      Показать  

      Лингвофриков везде хватает. 

       

  • М.Т. Дьячок. Глоттохронология тюркских языков (Предварительный анализ)


    Rust

    // Материалы Второй научной конференции - Новосибирск, 2001. - С. 14-16

    Источник Русский филологический портал

    Существующие классификации тюркских языков основаны, как правило, на трех принципах: географическом, фонетическом и морфологическом. Если первый из них заведомо не претендует на отражение истинной истории языковой группы, то попытки построить классификацию на основе двух других принципов призваны проследить, каким путем происходила дифференциация тюркских языков на протяжении их истории. Однако, как показывает изучение других языковых групп и семей, опора на фонетические или морфологические соответствия как на единственный критерий генеалогической классификации в лучшем случае оказывается недостаточной и должна быть дополнена анализом лексики изучаемых языков, особенно ее устойчивого ядра.

    В настоящее время существует несколько схем классификации тюркских языков. Наибольшее распространение среди них получила классификация, предложенная в 1922 г. А.Н. Самойловичем [1]. Согласно этой классификации, основанной на фонетическом и морфологическом принципах, внутри тюркской языковой группы выделяется шесть подгрупп:

    1. Булгарская (булгарский, чувашский).
    2. Уйгурская (древнеуйгурский, хакасский, шорский, тувинский, тофаларский, якутский, долганский).
    3. Кыпчакская (татарский, башкирский, казахский, киргизский, алтайский, карачаево-балкарский, кумыкский, крымскотатарский).
    4. Чагатайская (современный уйгурский, узбекский).
    5. Кыпчакско-туркменская (западные говоры узбекского языка).
    6. Огузская (турецкий, азербайджанский, гагаузский, туркменский).

    Иногда не выделяют отдельно кыпчакско-туркменскую подгруппу (по причине ее маргинальности и отсутствия в ней "полноценных" языков), а якутский язык включают в особую подгруппу.

    Несмотря на то, что в состав тюркской группы входит значительное количество языков, задача классификации во многом упрощается тем, что ряд языков очень близки друг к другу (татарский и башкирский; казахский и каракалпакский; тувинский и тофаларский; якутский и долганский), поэтому главной проблемой является установление степени родства между заведомо близкородственными группами языков. С другой стороны, степень родства некоторых языков, особенно тех, которые бытуют в районах, близких у тюркской прародине (южная Сибирь и северный Китай), до сих пор остается невыяснен-ной, и вполне возможно, что среди них могут быть обнаружены достаточно архаичные элементы.

    Для уточнения классификации тюркских языков нами было предпринято предварительное исследование степени их генетической близости при помощи метода глоттохронологии. Этот метод, разработанный американским ученым М. Сводешом в начале 1950-х гг. и существенно откорректированный С.А. Старостиным в середине 1980-гг. [2], является важным инструментом проникновения в отдаленную историю генетически родственным языков. Исходной точкой исследования стало сопоставление стословного списка М. Сводеша для турецкого языка с другими языками тюркской группы. В ряде случаев проводилось также сопоставление стословного списка и по другим языкам. В соответствии с методикой С.А. Старостина из списков исключались заимствования, а коэффициент сохранности лексики был принят равным 91 % за тысячелетие.

    Результаты сопоставления списков представлены в приводимой ниже таблице.

     

    Сравниваемые языки Число слов % общих слов Год расхождения
    Всего Разных Общих
    Турецкий - якутский 91 23 68 74,7 100
    Турецкий - татарский 93 12 82 87,2 800
    Турецкий - узбекский 90 7 83 92,2 1000
    Турецкий - чувашский 90 19 71 78,9 300
    Турецкий - саларский 92 14 78 84,8 600
    Турецкий - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Якутский - тувинский 92 22 70 76,1 200
    Турецкий - хакасский 94 16 78 83,0 500
    Татарский - узбекский 93 4 89 95,7 1300
    Татарский - казахский 86 2 84 97,7 1500
    Турецкий - киргизский 94 12 82 87,2 800
    Турецкий - туркменский 92 8 84 91,3 1000
    Турецкий - азербайджанский 93 9 84 90,3 900

    Примечание: Год предполагаемого расхождения языков округлен с точностью до 100 лет.

    Графически процесс расхождения тюркских языков может быть представлен в виде дендрограммы, отражающей относительную близость и удаленность различных языков друг от друга. Несмотря на предварительный характер анализа, он позволяет сделать следующие выводы:

    1. Разделение тюрских языков на четыре самые древние ветви (якутскую, тувинскую, булгарскую и западную) произошло практически одновременно в течение трех первых веков нашей эры.

    2. Якутский и тувинский язык не обнаруживают особой близости друг к другу и должны рассматриваться как принадлежашие к разным подгруппам.

    3. Другие тюрские языки Сибири и Китая (были рассмотрены хакасский и саларский), видимо, относятся к основной (западной) подгруппе тюрских языков, хотя и выделились из нее ранее, чем остальные языки этой подгруппы.

    4. Булгарская подгруппа (чувашский язык) равноудалена от других подгрупп тюркских языков и выделилась из единого тюркского праязыка не ранее (а, возможно, даже несколько позже), чем другие ветви.

    5. Языки, включаемые в огузскую подгруппу (турецкий, азербайджанский и туркменский) не обнаруживают особой близости друг к другу; различие между ними даже больше, чем между языками кыпчакской (татарский, казахский) и чагатайской (узбекский) подгрупп.

    6. Результаты глоттохронологического анализа удивительно хорошо совпадают с данными истории и поэтому могут рассматриваться как достоверные.

    Таким образом, согласно предварительной классификации тюрских языков на основе глоттохронологии могут быть выделены четыре практически равноправные подгруппы:

    1. Якутская подгруппа: якутский, долганский.
    2. Тувинская подгруппа: тувинский, тофаларский.
    3. Булгарская подгруппа: чувашский.
    4. Западная подгруппа: татарский, башкирский, казахский, турецкий, туркменский, азербайджанский, хакасский, саларский и все остальные тюркские языки.

    Дальнейшие исследования с провлечением данных всех тюрских языков помогут восстановить более полную картину их глоттохронологической классификации.

    Список литературы:

    [1] Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Пг., 1922. - С. 15. Подробно о различных схемах классификации тюрских языков см.: Гаджиева Н.З. К вопросу о классификации тюрских языков и диалектов // Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980. - С. 100-126; Гаджиева Н.З. Тюркские языки // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. - С. 527.
    [2] Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание и лексикостатистика // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока (Материалы к дискуссиям международной конференции). Т. 1. М., 1989. - С. 3-39.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...