-
Сообщения
-
Bir bala 180
7 часов назад, Zake сказал:Барак ханнынг уч огланлары ерди атлары Мир Саид, мир
В данном контексте "оглан" означает сыновей, а не статус. Почитайте оригинал и сравните с остальными генеалогиями.
-
В 17.01.2025 в 15:17, Boroldoi сказал:
Это слишком вычурно. В Хэнтий аймаке есть речушка Түнхэлэг, считают что это и есть та речка.
Где начинается и куда впадает эта речка Тунхэлэг? Можно ли вверх по течению выйти к Селенге?
-
asan-kaygy 2678
1 час назад, boranbai_bi сказал:у меня вопрос про замятню - насколько вероятно, что Шокан говорил про Золотордынских ханов Абдуллах и Мухаммад Булака в пересказе истории казахского народа:
это я к тому, возможно ли что казахская орда вышла из Мамаевской орды?
интересная версия но не думаю что правильная
-
Momyn 121
Байдибек, его жены дети внуки жили далеко до джунгар и ойратов и их захоронения находятся от Ташкента и до Балхаша. Ни одного на территориях улуса Жошы. Не было байдыбековичей в ЗО, иначе о них было бы написана не меньше чем мангытов, киятов, конратов как тахта ел или монголов, а позже кыпчаков, аргынов, алшинов. В 19 веке одна семья, условно назыву чагатаевцев -могулистанцев после боя с кокандцами откочевала в условно ЗО земли и появился очень известный человек композитор, певец, спортсмен Балуан Шолак. Один «могулистанец» обидившись на земляков уехал в условно в ЗО в Актюбе и стал олимпийским чемпионом Ермахан Ибраимов. Таких примеров много. Сейчас в условно ЗО Астане много « могулистанцев» и о них слышно не меньше чем о других. Да! Один «могулистанец» уехал на работу в «улус Жошы» Темиртау и на 30 лет сел на трон.
Было бы их байдыбековичей слышно в ЗО. Не было их там никак. Меня просто удивляет тупое упорство
-
Rust 2069
Вот что есть у меня из книги Мокеева:
ЦитатаВ этой связи значительный интерес представляет проблема о происхождении кыргызского племени басыз. Впервые этноним басыз встречается в сочинении «Маджму ат-таварих», как название одного из кыргызских племен, которое вместе с племенами кушчу, мундуз, чонг багыш, саруу и кытай составляет Левое крыло – «Сол канат» дуальной этнополитической структуры кыргызского народа.*233
В китайском источнике «Си юй чжи» («Описание западных земель»), составленном во второй половине XVIII в., племя басыз перечисляется среди северокыргызских племен, наряду с племенами саяк, сары багыш, кытай, кушчу, саруу, монолдор, солто, ават, мундуз, черик.*234
По данным о родоплеменном составе кыргызских племен, относящимся ко второй половине XIX-начале XXв., племя басыз было расселено в нескольких уездах, территория которых входит ныне в состав Северного и Южного Кыргызстана.*235
В общем потоке миграции кыргызских племен в юго-западные районы Средней Азии, имевшем место в XVII – первой половине XVIII в., отдельные осколки племени басыз попали даже в северные районы Афганистана. Так, английские путешественники XIX в., среди катаганов провинции Кундуз, зафиксировали род басыз.*236
Проблема о происхождении племени басыз в научной литературе впервые была поставлена Н.А. Аристовым, который утверждал, что “басыз является, быть может, осадком пребывания на Западном Тянь-Шане древних кочевников юечижийцев”.*237 Однако эта гипотеза Н.А.Аристова, также как и ряд других его предположений о происхождении кыргызского и некоторых тюркоязычных народов, базируется не на точных исторических данных, а поставлена лишь на основании случайного звукового сходства в названиях различных народов и других собственных именах.*238
Для выяснения вопроса о происхождении племени басыз большое значение представляют сообщения письменных источников и данные этнографии. Сопоставление вышеприведенных сведений “Маджму ат-таварих” и “Си юй чжи” показывает, что в историческом прошлом племя басыз имело тесные генеалогические и территориальные связи с такими кыргызскими племенами, как саруу, кушчу, мундуз, кытай, чонг багыш и сары багыш.
Весьма показательно, что еще В.В. Радлов на основании собранных им полевых материалов среди алтайцев и кыргызов Тянь-Шаня установил некоторые родовые названия одинаковые, как для алтайцев, так и для кыргызов, к числу которых относятся мундуз, саруу и кушчу.*239
Позже более глубокие и фундаментальные исследования С.М. Абрамзона и Л.П. Потапова убедительно показали, что формирование таких кыргызских племен, как кушчу, мундуз, саруу, сары багыш, чонг багыш и некоторых других, было связано в первую очередь с территорией Алтая и Прииртышья.*240 Таким образом, ряд кыргызских племен Левого крыла – “Сол канат” генеалогически и территориально связанные с племенем басыз – мундуз, саруу, кушчу и чонг багыш происходят из круга Алтайских и
Прииртышских племен.
В свете этих историко-этнографических материалов более вероятным представляется алтайское происхождение племени басыз. Аргументацию идеи об алтайском происхождении племени басыз можно более конкретно обосновать, опираясь на сообщение ал-Марвази. Свой труд «Табаи алхайаван» («Природа животных») придворный врач Сельджукидов алМарвази написал около 1120г. Впервые этот источник был введен в научный обиход В.Ф. Минорским, который опубликовал главы о Китае, тюрках и Индии с английским переводом и подробными комментариями в 1942 г.*241
Основными источниками для труда ал-Марвази послужили сведения более ранних арабо-персидских авторов. Однако по заключению специалистов, «Табаи ал-хайаван» представляет большую историческую ценность при изучении истории тюркоязычных племен Центральной Азии и Южной Сибири благодаря оригинальным этнографическим сведениям о тюркских народах.*242
В разделе о тюрках, описывая страны кимаков, ал-Марвази сообщает, что «на юго-западных пределах страны кимаков есть племя, которое называется «=البصريةБ.сри»(?). Это племя летом и зимой проживает в лесах и имеет независимого правителя».243 В своих комментариях к тексту «Табаи алхайаван» В.Ф.Минорский определяет местопребывание этого загадочного племени в лесах Алтая.*244 Однако В.Ф.Минорский воздержался от сопоставления этнонима Б.сри с названием какого-либо конкретного племени и поставил вопросительный знак.
-
-