Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Результаты игреков не нашёл

      • Like 1
    •  

      YXjTAse.jpegxIOxwdr.jpegYscPnfy.png

      Сарыбагыш (центр), карабагыш (север), акбагыш (запад), (восток) кокбагыш, багыш, Чонбагыш, учбагыш

      Quote

       Ах хыргыс (Белый западный хыргыс)

       Хара хасха (Черный хасха)

       Хара хыргыс (Черный северный хыргыс)

       Кёк хасха (Голубой хасха)

       Кёк хыргыс (Голубой восточный хыргыс)

       Малчан хасха (Белолобый хасха)

       Малчан хыргыс (Белолобый хыргыс)

       Тарыг хасха (Гнедой хасха)

       Сарыг хыргыс (Белолобый центрльный хыргыс)

       Талчан хасха

       Талчан хыргыс

       Паратан хасха

       Чарба хыргыс

       Ойрат хасха

       Алгай хыргыс

       Силген хасха

       Том хыргыс

       Талгын хасха

       Пилтир хыргыс

       Сабот хасха

       Ойрат хыргыс

      Пюрют

       Туба

       Ах пюрют

       Чода хыргыс

       Хара пюрют

       Хырын хыргыс

       Кёк пюрют

       Паратан хыргыс

       

      Quote

      Сайын: Чоон сайын (Большой сайын)

      Читi пÿÿр

       Сайын: Оох сайын (Мелкий сайын)

      Quote
      • Анджан (анджән, анджәң, анджян).
      • Арлат. Потомки арулатов.
      • Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».
      • Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.
      • Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак (белый как белая кость либо западный) йаглахкыр и кара йаглахкыр . Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.
      • Йагток.
      • Йун (патан).
      • Каджан.
      • Калка. Отождествляются с халха-монголами.
      • Камер.
      • Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.
      • Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].
      • Коң. Род коңы есть у шорцев.
      • Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.
      • Кулин. Произносится ещё колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.
      • Кыргыс. Потомки древних кыргызов.
      • Ланчак.
      • Лахшо.
      • Мнэг. Потомки тангутов. См. также: тангуты (монголы).
      • Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.
      • Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. өргөө — «палата, чертог, стойбище хана».
      • Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.
      • Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.
      • Пайат. Потомки баятов.
      • Патан. См. йун.
      • Пашу.
      • Пегеши. Часть рода йаглахкыр.
      • Пейат.
      • Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.
      • Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово «сока» в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».
      • Солтус. Потомки сулдусов.
      • Сына.
      • Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + -т «железный».
      • Темурчин. В монгольском языке төмөрч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.
      • Тогшы (тогша, тогши).
      • Тунса.
      • Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.
      • Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.
      • Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].
      • Чанбан.
      • Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.
      • Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».
      • Шартың. Часть рода йаглахкыр.
      • Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».
      • Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского ɣălán̊, ɣlan̊ (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

      Сары/шира югуры (уйгуры) более вероятно означает центральный а не желтый, хотя

      Quote

      Югуры исповедуют тибетский буддизм, и большинство их традиционных праздников связано с этой верой. Большинство югуров являются последователями секты гелугпа тибетского буддизма (ламаизма). До середины VIII века уйгуры верили в шаманизм. Они поклонялись духам, предкам и богу грома и верили, что ведьмы и колдуны могут предсказывать будущее и контролировать силы природы. После этого предки этнического меньшинства югуров верили в манихейство, гностическую христианскую секту, которая распространилась в Центральной Азии и Китае в VIII и IX веках, а затем в буддизм.

      Quote

      Гелу́г (тиб. དགེ་ལུགས་པ།, Вайли dge lugs pa) — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Известна в монгольском мире также как «жёлтая вера» (монг. шара шашин, бур. шара этигэл)[1].

      Quote

      Another alternative name for this tradition is the Yellow Hat school or sect.

      tibetan-monks-of-the-yellow-hat-sect-on-

      Quote

      Секта известна своими желтыми шапками, которые символизируют нравственное поведение и дисциплину. Это отличает ее монахов от монахов школы Карма Кагью, которые традиционно носят красные шапки.

      698E0817-860E-4126-9B48-578BF482C1BA.jpe

      Но я не видел ни одной фото на которой они были бы в желтых шапках. Так что я думаю сары как центр более вероятна.

       

      Quote

      1. А если нойгутов, то это отсылка к моголам

      2. Кулаалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым. Это не Манаса слова оказывается. Это слова Көкетая. Вот историчность проглядывается. Это важно с идеологической и исторической точки зрения. Это тоже самое, что Монолдор - журттун уюткусу.

      3. Какие племена оформились в ВТ? Он канат? Сол канат? Ичкилик? Если вы об Он канат — солто (сулдус), баарын, черик, моңолдор, баргы, жору, коңурат - моголы. Катаган позже зашли. Саяки потом пришли из Сырдарьи, бугу давно еще оформились.

      Остались только сарыбагыш, карабагыш, багыш - только эти племенные «объединения (баг+ыш)» могли оформиться в ВТ, т.е. в Моголистане. Санжыра которую я приводил говорит о том, что они оформились в Чагатайском улусе.

      Опять же имя Тагая имеет могольские корни (может быть карлукского происхождения). «Тага» брат матери, то есть Наалы жены Көкө. 

      Бугу это хакасский пуга так что пришли из енисея. У думаю что они были как бы в подчинении у кыргыз еще в Енисее, затем кыргызы мигрировали взяв свои подчиненные племена (бугу, адыгине) как фуюйские кыргызы, затем переоформились в багыш и создали новое объединение, новый санжыра, поэтому багыши рассеяны по левому и правому крыльям, но в Ичилике багышей нет. Там еще баг+ыш, то есть возможно язык поменялся тут же. Карабагыш, акбагыш с адыгине, сарыбагыш с бугу, думаю это не случайно.

    • 14 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

      Ничего против их не имею , у вас как то по татарски устроено , татар пародируете ?

    • 15 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Карлук не паленный? )

       

       

      Смысле палёный ? Образец с Кайлыка 

  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...