Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 3 часа назад, MURAD сказал:

      В вашем примере нету огубления 

      так это русские писали курут булут, в оригинале булыт, курыт

    • Генетика туркмен-юзов Нураты

      N1a -> N-FT53236

      Три представителя туркмен-юзов из района Нураты (Узбекистан) показали принадлежность к гаплогруппе N-FT532366, которая отделилась от N-FT53281 около 850 года н.э. и имеет общего предка, жившего примерно в 1900 году н.э. В этой же ветке встречаются носители из Турции, Казахстана и Каракалпакстана, что свидетельствует о её широком распространении в cтепном мире.

      Туркмен-юзы — это одна из узбекских племенных групп, проживающих в Нуратинском районе. Их происхождение включает в себя разнородные племенные компоненты: в этнонимии и структуре (найман, юз, кунграт, тараклы, балгалы, куса и др.) фиксируются связи с узбекскими племенами, группами Среднего жуза казахов, а также с каракалпаками. Это указывает на конфедеративный характер происхождения когда племя формировалось из остатков различных кочевых групп.

      ПалеоДНК образцы

      Через N-Y16313:

      ⚱️🇰🇿 Gregorievka 95 (тюрко-монгол, 241 - 530 гг.)

      ⚱️🇭🇺 Kunpeszér 7 / 12 / 13 / 30 / 31 / Szegvár 554 / Csepel 1 / 465 / Tatárszentgyörgy 43 (авары, 600 - 850 гг.)

      Через N-F3271:

      ⚱️🇲🇳 Khavtsal 2 / Tsagaan 5 (монголы, 1300 - 1400 г.)

      Наличие большого количества соответствий с палеоДНК аваров, а также тюрко-монгольских степных популяций, указывает на степное восточноазиатское происхождение ветки. Вероятно, предки туркмен-юзов в Нурате были связаны с ранними тюркскими миграциями и монгольскими волнами, которые смешались с другими группами региона.

       

    • В 08.05.2025 в 21:00, Jagalbay сказал:

      у татар болыт, у ногаев - булыт

      В вашем примере нету огубления 

    • С праздником Великой Победы!

    • 22 часа назад, olley сказал:

      Я посмотрел видео на ютубе с выступлением казахстанского эколога.  Эколого эмоционально рассказывал о спасении Арала. Он рассказывал о планах Афганистана забрать часть стока Амударьи. Ниже - некоторые его тезисы:

      Климат Земли многократно менялся. Последний ледниковый период закончился около 12 тыс лет назад.
      В прошлом Каспийское и Аральское моря периодически соединялись по руслу Узбоя. Последние крупные протоки фиксируются вплоть до 16 в.
      На дне Арала археологи нашли средневековые поселения (например, комплекс Кердери 14–16 вв.) в 2021г, что подтверждает в определенные моменты воды в Арале почти не было.

      Также, данные палеолимнологии и археологии показывают, что от 4 в. до н. э. до 14 в. н. э. Амударья несколько раз меняла русло и впадала то в Каспий, то в Аралом. Последний раз это было относительно недавно.

      Эти наблюдения полезны для понимания истории региона, но мало помогают решить нынешний водный кризис в настоящее время.


      Амударья и Сырдарья образуют единую водную систему, которой пользуются шесть государств: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан и Афганистан. Афганистан строит канал Куш-Тепа, намереваясь забирать до 10 куб. км. воды в год (это очень много), ссылаясь на принцип справедливого и разумного использования трансграничных водотоков согласно международной конвенции. Узбекистан предложил Афганистану помощь в бетонировании канала, чтобы уменьшить потери на фильтрацию.

      Кто спасает Арал сегодня? 

      За последние два десятилетия — Кокаральская плотина в Казахстане (2005) и лесомелиорация высохшего дна в Узбекистане (с 2018 г.). Обе страны несут основную нагрузку, Узбекистан дополнительно снижает утечки воды через гидроизоляцию, переводя поля на капельное орошение и менее водоёмкие культуры. Все же население всех шести стран растёт и значит - потребление воды увеличивается.

      Эколог заметил, что Афганистану сегодня нужнее продовольствие, чем вода для орошения и производства сельскохозяйственной продукции. И действительно сегодня огромная часть населения Афганистана испытывают нехватку еды. Но кто будет кормить Афганистан бесплатно?  США, пока присутствовали в стране, ежегодно направляли гуманитарную помощь (в отдельные годы более 1 млрд долл.), а после 2021 г перестали. Даже если найдут донора, то бесконечные продовольственные поставки невозможны в Афганистан.

      Также, Афганистан воющая страна уже более сорока лет и обществу нужна занятость. Не войной жить постоянно.  Перейти напрямую к экономике услуг, минуя агрария и индустриализации, как у постиндустриальных стран, Афганистан не может. 

      У Афганистана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана нет выхода к морю, поэтому опреснять морскую воду, как делают ближневосточные государства, эти государства не могут. Если Кабул увеличит забор Амударьи, принудить Талибан отказаться практически невозможно. Остаётся дипломатия.

      Казахстанский эколог опасается, что недостающую воду, которую заберете Афганистан, могут попытаться добрать из Сырдарьи, что усилит нагрузку на Арал.

      Резюмируя, Амударья неоднократно меняла своё русло, то впадая в Каспийское море, то в Аральское. На месте нынешнего Арала не всегда было много воды. Были времена, когда воды либо совсем не было, либо она занимала меньшую площадь. Мы живём в период, когда люди помнят полноводные 1950-е-1970-е годы, поэтому кажется, будто так было всегда и должно так оставаться. Это не отменяет необходимость беречь природу в целом и Арал в частности.

      Как обеспечить водой шесть государств бассейна Амударьи и Сырдарьи — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан (в том числе Каракалпакстан), Туркменистан и Афганистан - при том, что население растёт каждые 10-15 лет, остаётся открытым вопросом. Об этом спорят не одно десятилетие. Закрыть Каракумский канал? Не закроют, и воду из Амударьи не перестанут забирать. Потому что это  будет означать лишения воды крупных городов - Бухары, Ургенча, Ашхабада, Нукуса. Это крупнейшие города которые пользуются водой из Амударьи, не считая сельскую местность:

      Ашхбад 1,1 млн,  Нукус 330 тыс, Бухара 290 тыс, Туркменобад 270 тыс, Карши 280 тыс, Дашогуз 235 тыс, Ургенч, 200 тыс, Навои 165 тыс, Термез 145 тыс. 

      Западные регионы Узбекистана и Туркменистан сильно зависят от воды из Амударьи. Не закроют каналы. Если только модернизируют каналы, начнут собирать дождевую воду, перейдут на другую модель экономики (?). Наше поколение этого не увидит, к сожалению.

      О том, что климат в регионе периодически менялся, что Аральское море то исчезало, то вновь появлялось несколько раз, доказано и трудами учёных-археологов. Но, при этом о полном исчезновении моря доказательств нет. Возможно, сильно уменьшилось в размерах, стало быть, Сырдарья в какой-то степени смогла поддерживать, чтоб дно моря не превратилось в нынешнюю пустыню Аралкум ещё в прошлые катаклизмы.

      По легенде моего деда, лично мои предки-Кызылаяки вынужденно кочевали по берегу Амударьи, которая периодически меняла свое русло в Каспийское море, один из его рассказов как раз увязывается с событиями 14-16 веков, о которых археологические данные также свидетельствуют, что регион на этот период полностью опустел от людей, так как Амударья по Узбою повернула в Каспийское море, куда переселилось и местное население. Амударья обратно повернула в Арал лишь в конце 16 века, что привело к обратному переселению населения, где вскоре образовалось и Аральское государство.

      Единственное отличие предыдущего высыхания от нынешнего в том, что Амударью нынче искусственно лишили полноводья, разделив её надвое Каракумским каналом, то есть Амударья уже не может заполнить Аральское море в полную силу, плюс по пути русла построены и не менее грандиозные иные ирригационные сооружения.

      • Одобряю 1
  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...