Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 04.10.2024 в 10:31, Zake сказал:

      Название "табын" является синонимом "үйір"- "үйірат" в ключе "група", "сборище", "скопление", "совокупность", "обьединение", "толпа" и т.д..

      У Рашид-Адина в составе Он-Орхон упоминается гидроним Уч-Табын 

      https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html

      Те десять рек называют Он-Орхон 723, и имена их [следуют] в таком порядке: Ишлик 724, Утингер 725, [147] Букыз 726, Узкундур 727, Тулар 728, Тардар 729, Адар, Уч-Табин 730, Камланджу 731 и Утикан.

      У меня есть своя версия в пользу историзма фольклора башкирских табынов об исходе из Иртыша ( Алтая) и о Майкы Би и почему в составе башкирских табынов есть барыны. 

      https://eurasica.ru/forums/topic/6562-этимологиясемантика-үйсін-и-уйшунхушин-это-разные-варианты-одного-слова-или-разные-слова/?do=findComment&comment=463178

      https://eurasica.ru/forums/topic/6369-огуз-уыз-ууз/?do=findComment&comment=478935

    • Таким образом, я не связываю между собой термин "огуз" ("племя") и Огуз-кагана. Имя последнего, на мой взгляд, связано с густой вязкой липкой субстанцией (молозиво-уыз), как до этого связывали Улуг Ай Ата, Буку-хана со схожей густой вязкой липкой субстанцией "сагиз". Огуз-наме - это как раз поздняя мусульманская версия манихейских нарративов о Бокуг-кагане. Он же Буку-хан, Домбаул и Добун. Здесь все пути ведут к сагизам-найманам.

    • Улуг Ай Ата согласно легенде Даравадари произошел от глины, т.е. сагиз. Сравните легенды о происхождении Буку-хана от дерева, а вернее от смолистого нароста на дереве-сагиз (Марко Поло). 

      Почему в одном случае, древесная смола, в другом глина? Точного ответа нет. Но даже в самих легендах о Буку хане в одних версиях он произошел буквально от дерева, в других из холма между двумя деревами, но эти деревья были его родителями. Эти устные рассказы существовали в разных вариациях. Что их действит-но обьединяет, так это связь происхождения легендарного персонажа с некой густой вязкой липкой субстанцией, пусть это будет древесная смола, гончарная глина или опосредовано молозиво. 

    • Касательно глины. Турецкие исследователи видят связь с исламом. Также надо отметить, что происхождение человека из глины фиксировалось и в более ранних христианских, а также египетских и шумеро-акадских источниках. 

      Могу сказать одно, глина на тюркских языках тоже имеет значение сагиз, т.е. такое же значение как и "смола" .

      Диван Лугат Ат Тюрк. М. Кашгари

      Стр. 347

      сагиз — „смола”, сагиз тубрак „чистая глина

      Стр. 458

      [сагизлиг] сагизлиг ййр — „земля, в которой есть чистая глина.

    • Касательно данных Даравадари о неком Улуг Ай Ата, которого связывают с Огуз-каганом.

      По этой теме нашел в основном турецкие данные https://bilimveutopya.com.tr/turklerin-en-eski-destani-ulu-han-ata-bitigi

      В общем, Улуг Ай ата в этой легенде произошел из глины. 

      Будем искать историзм в этой легенде:

      1. Кого звали Улуг Ай ата?

      2. Почему глина?

      В первую очередь, зададимся вопросом у кого из тюркских правителей в имени/титуле одновременно были термины Улуг и Ай? 

      Ответ: такая титулатура была у "зобного" Бокуг-кагана Ay Tengride Ulugh Bolmish Alp Qutluq Külüg Bilge Qaghan (𐰖:𐱅𐰭𐰼𐰃𐰓𐰀:𐰆𐰞𐰍:𐰉𐰆𐰞𐰢𐱁:𐰞𐰯:𐰸𐰆𐱃𐰞𐰸:𐰚𐰇𐰠𐰏:𐰋𐰃𐰠𐰏𐰀:𐰴𐰍𐰣) https://en.m.wikipedia.org/wiki/Qutluq_II

       Если честно, то я не смог найти подтверждения этих данных в википедии, что именно такое имя было в Карабалгасунской надписи, поэтому не могу размахивать непроверенной информацией.

      Но такая версия подтверждаются китайскими источниками .

      Titles of Türk and Uigur Rulers in the Old Turkic Inscriptions
      Central Asiatic Journal, Vol. 44, No. 2 (2000), pp. 205-292 (88 pages)
      (смотрите стр. 241)

      ...and in the Xin Tangshu (217A/9b/2) [Mackerras 196
      157] ai tengliluo yulu momishi he hulu pijia huaixin kehan
      "Ay Teņride Ülüg Bulmíš Alp Ulug Bilge, cherishing sincer
      the Emperor"

  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...