Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Т.е. нельзя сказать, что тянь-шаньские кыргызы совсем уж не имеют никакого отношения к енисейским. Имеют общую генетику(кровь) по мужской линии и общее название, по крайней мере те, кто R1a. 

    • Цитата

      В 1703 году часть енисейских кыргызов была переселена на территорию Джунгарского ханства. Правитель Джунгарии Цэван-Рабдан расположил уведённых кыргызов и телеутов на границе против упомянутых бурутов. В сражениях с ними погибло много кыргызских и телеутских воинов. Енисейские кыргызы отнюдь не считали бурутов своими соплеменниками. 

      Ну вот, например в этот период, кыргызы-мужчины могли жить между враждующими джунгарами и бурутами. Воевали с бурутами и захватывали себе в жены их женщин. Стали монголоидами-кочевниками. И затем освободились, сбежав на Тянь-шань, но сохранив самоназвание кыргыз. Вместе с ними ушли некоторые некоторые роды бурутов, которых покорили джунгары и которые перешли на сторону кыргызов и ушли с ними на Тянь-шань, например Бургу-бурут. Далее скопом они прикочевали на тянь-шань и присоединили к себе местные племена.  Так сформировался кыргызский этнос.

    • R1a сакская гаплогруппа у современных кыргызов около половины. Монголоиднрсть не обязательно связана с Y хромосомной гаплогруппой, она вполне может передаваться по женской линии и монголоидность 50% кыргызов, имеющих R1a передалась именно так, т.е. светлые кыргызы взяли в жены монголок.  Можно сделать вывод, что ядро современных кыргызов из предков R1a, которые брали в жены и наложницы буруток. Женщина больше проводила в детстве с детьми и соответственно они все это впитывали с молоком матери и  домашний быт, способ хозяйствования постепенно становились бурутскими, но название племени кыргыз сохранялось по мужской линии, как и R1a. Утрата похоронной обрядности может говорить о том, что они жили среди племен с другой обрядностью и были зависимы от этих племен, были вынуждены перейти на их обрядность.  Монголоидность и темные волосы, глаза- доминантный ген, поэтому кыргызы очень быстро, в течение нескольких поколений потемнели и стали монголоидными. 

      Вырисовывается такая картина: часть  кыргызов мужчин оказывается среди монголоидных сильных племен, зависит от них, но при этом берет в жены женщин из этих племен, теряет свою светловолосость, голубоглазость, теряет похоронную обрядность, быт и культуру. Но сохраняет память о своем  кыргызском происхождении, т.к. происхождение и племя передается по отцу. Люди с таким происхождением угнетаются, и в один момент восстают и убегают от тех, от кого они зависят. Вместе с семьями. Но те, кому они подчинены не хотят их отпускать.  Хотят их использовать и угнетать. И вот не это ли восстание описывается в кыргызском эпосе Манас и бегство на Тянь-шань, когда единовременно уже угнетенные монголоидные киргизы-кочевники спасаются от калмаков, какое совпадение (калмыки тоже монголоиды).  

      Теперь осталось выяснить, когда и где все это могло произойти с кыргызами? И в какой момент и как они оказались на Тянь-шане?

       

    • 1 час назад, Bir bala сказал:

      @Jagalbay Ну вы написали "имена" , вот я и ответил. Это касается и прозвищ тоже. Вон имя нашего Абылая происходит от арабо-персидского Абу Лейс. Это же не означает, что он был арабом или персом.

      прозвище было со смыслом

    • 1 час назад, Bir bala сказал:

      @Jagalbay Ну вы написали "имена" , вот я и ответил. Это касается и прозвищ тоже. Вон имя нашего Абылая происходит от арабо-персидского Абу Лейс. Это же не означает, что он был арабом или персом.

      это другое

  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...