Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 3 часа назад, Лимфоцит сказал:

       

      Костанайская обл 

      раньше Торгайская была, и на видео мб кишижузовцы

    • В 12.10.2025 в 13:59, Лимфоцит сказал:

      В шежире конырат есть такой чел , к примеру Нуртас певец , зять 01 Алиев , из них 

      Считают себя коныратами , а как объясняю свое происхождениет не знаю 

      Кстати, "Сас" тут тоже прозвище в значении "Длинный волос", то есть известный полководец и государственный деятель Сас бий в зрелом возрасте носил длинные волосы. То есть, настоящее имя неизвестно. Хотя волос на современном каракалпакском переводится как "шаш", но в прошлом говорили "Сас", скорее всего влияние башкирского языка, с кем в прошлом каракалпаки имели тесные связи, "визитной карточкой" что у каракалпаков, что у башкир является обилие буквы "h" в произношениях, да и ханы у нас были одного клана - Кучумовичи. 

      Поэтому, Сас и Сасык, хотя оба и являются прозвищами, но означают разное. Следовательно, связь Нуртаса и Алиева как потомков Сасык (Сас бия) маловероятна, к тому же сам полководец из кытайского племени.

    • В 14.10.2025 в 09:34, Kamal сказал:

      Согласен с АК, я тоже считаю, что это глупости.

      То что в памяти казахских, каракалпакских и хорезмско-узбекских конратов есть Нангудай говорит об их исторической общности, то есть находились они на одной территориальной подчиненности в Хорезмском улусе Нангудая. Правда, разошлись в связи с сепаратистскими движениями, усиленными при правлении сыновей Нангудая. Вполне возможно, что казахская часть конратов не приняла участия в суфидской экспансии на южные области Хорезма. Это мое мнение.

      Ещё один ключевой момент: - нынче у узбекских кунгратов южных областей современной РУз (в средневековье это южные области Древнего Хорезма) есть легенды, будто их предки пришли из Севера (дословно - Арка юрттан келганмиз). Так вот, ни в одном тюркском языке включая узбекского языка нет слова "Арка" в значении "Север", тогда как на каракалпакском "Север" переводится исключительно как "Арка". А во-вторых, названия родов идентичны названиям каракалпакских Конратов, у них также есть горловое пение, кроме того схожи национальные костюмы, особенно женские наряды и т.д., в общем, несмотря на то, что разошлись почти 700 лет назад до сих пор имеются некоторые культурно-традиционные параллели. Плюс, судя по имеющимся в интернете статьям, очень много узбекских стариков-кунгратов, особенно СурКашские, перед смертью мечтают посетить старую Родину, то есть побывать в нынешнем городе Конрат, что в РКК.

      Таким образом, есть явные признаки (ниточки) чтоб восстановить некоторые пробелы в истории конратов/кунгратов, но учёные всё время ищут сложные пути, уводят куда-то вдаль.

    • 1 час назад, Чече-Баатыр сказал:

      Очень надеюсь,что выйдет статья с разбивкой по племенам ,дабы все отлично понимать кто откуда и куда 

      Самое интересное уйсунский кластер у Алтай-кижи

      Вероятные кипчаки и толесы 

    • В 24.12.2025 в 18:26, Jagalbay сказал:

      нет

       

      В 24.12.2025 в 18:26, Jagalbay сказал:

      нет

      Костанайская обл 

  • Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...