Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 2 часа назад, Rust сказал:

      С подачи одного очень политологического историка, который очень хочет медаль или орден, кыргызы наконец осознали, что они самые великие и историчные. Что все родственные языки следует именовать "кыргызскими", а не тюркскими и т.д. Отсюда такой тренд.

      Часто еще встречается мысль что тюркские руны были придуманы кыргызами и их надо называть кыргызское руничнское письмо.Эта мысль сейчаяс на хайпе.Даже в каком нибудь айыле можно от рандомного мужичка услышать это утверждение.В целом я заметил такую тенденцию у многих народов у которых открыта форточка к древности и при этом страна сама по себе не особо развитая.У тех же армян точно такая же ситуация

    • В 25.11.2025 в 08:37, Clownman сказал:

      Меня просто забавляет весь этот тренд кыргызов.Ладно бы утверждать мол какаята часть кыргызов были с гунами.Это еще ладно.Но у нас "Аттила был кыргызом"

      С подачи одного очень политологического историка, который очень хочет медаль или орден, кыргызы наконец осознали, что они самые великие и историчные. Что все родственные языки следует именовать "кыргызскими", а не тюркскими и т.д. Отсюда такой тренд.

    • В 29.11.2025 в 12:16, АксКерБорж сказал:

       

      Это напомнило мне, что в прошлые годы про казахско-эвенкийские языковые связи нередко писали юзеры под никами Bek_nur, Bas1. )

       

       

      Возможно это тогдашняя народная этимология, но все же одно объяснение в источниках точно есть.

      Бендикт Поляк (участник миссии Плано Карпини:

      "... Моал [по-тартарски] - земля, моали* - [имя] жителей земли. Однако сами они называют себя тартари от названия большой и стремительной реки, которая пересекает из землю и называется Татар. Ибо тарта на их языке означает на латыни trahere (тащить), а тартар - trahens (тянущий)".

       

      Я писал о значении Татар как Учитель с эвенкийского, который может содержать некоторые пра-алтаизмы. Тат - учиться (эв.) и от него множество производных. Жужанский Татар каган многое ввел в титулатуру последующий кочевых империй. Поэтому его так назвали видимо. Он де-факто учитель.

      https://www.evengus.ru/slovari/evk-rus/t/index.html

    • 10 часов назад, Qairly сказал:

      Ну во первых старкластер это не равно нируны, если я ничего не путаю, это гаплогруппа трёх сыновей Алан-Гоа от неизвестного мужчины, ставлю на то что это уйгур из племени ениз или что-то типа того, родом с Турфана или окрестностей, где было много тохаров, из местной "администрации" Уйгурского каганата возле их дома. А во вторых у кыргызов есть вхожденцы из Могулистана, Золотой Орды, и собственно Казахского ханства. Так что ничего удивительного не вижу 

      Я отметил из нирунского кластера , не просто ствркластер , неизвестно где окажутся ашамайлы каракалпаки , если в уйсунском кластере ? Известно уже теленгиты в уйсунском кластере , а их у них немало 20-30% , ещё не забываем про сартаулов у них не немало , в какой ветке они окажутся тоже вопрос

  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...