Перейти к содержанию
  • Сообщения

    •  

      YXjTAse.jpegxIOxwdr.jpegYscPnfy.png

      Сарыбагыш (центр), карабагыш (север), акбагыш (запад), (восток) кокбагыш, багыш, Чонбагыш, учбагыш

      Quote

       Ах хыргыс (Белый западный хыргыс)

       Хара хасха (Черный хасха)

       Хара хыргыс (Черный северный хыргыс)

       Кёк хасха (Голубой хасха)

       Кёк хыргыс (Голубой восточный хыргыс)

       Малчан хасха (Белолобый хасха)

       Малчан хыргыс (Белолобый хыргыс)

       Тарыг хасха (Гнедой хасха)

       Сарыг хыргыс (Белолобый центрльный хыргыс)

       Талчан хасха

       Талчан хыргыс

       Паратан хасха

       Чарба хыргыс

       Ойрат хасха

       Алгай хыргыс

       Силген хасха

       Том хыргыс

       Талгын хасха

       Пилтир хыргыс

       Сабот хасха

       Ойрат хыргыс

      Пюрют

       Туба

       Ах пюрют

       Чода хыргыс

       Хара пюрют

       Хырын хыргыс

       Кёк пюрют

       Паратан хыргыс

       

      Quote

      Сайын: Чоон сайын (Большой сайын)

      Читi пÿÿр

       Сайын: Оох сайын (Мелкий сайын)

      Quote
      • Анджан (анджән, анджәң, анджян).
      • Арлат. Потомки арулатов.
      • Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».
      • Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.
      • Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак (белый как белая кость либо западный) йаглахкыр и кара йаглахкыр . Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.
      • Йагток.
      • Йун (патан).
      • Каджан.
      • Калка. Отождествляются с халха-монголами.
      • Камер.
      • Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.
      • Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].
      • Коң. Род коңы есть у шорцев.
      • Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.
      • Кулин. Произносится ещё колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.
      • Кыргыс. Потомки древних кыргызов.
      • Ланчак.
      • Лахшо.
      • Мнэг. Потомки тангутов. См. также: тангуты (монголы).
      • Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.
      • Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. өргөө — «палата, чертог, стойбище хана».
      • Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.
      • Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.
      • Пайат. Потомки баятов.
      • Патан. См. йун.
      • Пашу.
      • Пегеши. Часть рода йаглахкыр.
      • Пейат.
      • Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.
      • Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово «сока» в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».
      • Солтус. Потомки сулдусов.
      • Сына.
      • Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + -т «железный».
      • Темурчин. В монгольском языке төмөрч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.
      • Тогшы (тогша, тогши).
      • Тунса.
      • Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.
      • Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.
      • Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].
      • Чанбан.
      • Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.
      • Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».
      • Шартың. Часть рода йаглахкыр.
      • Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».
      • Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского ɣălán̊, ɣlan̊ (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

      Сары/шира югуры (уйгуры) более вероятно означает центральный а не желтый, хотя

      Quote

      Югуры исповедуют тибетский буддизм, и большинство их традиционных праздников связано с этой верой. Большинство югуров являются последователями секты гелугпа тибетского буддизма (ламаизма). До середины VIII века уйгуры верили в шаманизм. Они поклонялись духам, предкам и богу грома и верили, что ведьмы и колдуны могут предсказывать будущее и контролировать силы природы. После этого предки этнического меньшинства югуров верили в манихейство, гностическую христианскую секту, которая распространилась в Центральной Азии и Китае в VIII и IX веках, а затем в буддизм.

      Quote

      Гелу́г (тиб. དགེ་ལུགས་པ།, Вайли dge lugs pa) — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Известна в монгольском мире также как «жёлтая вера» (монг. шара шашин, бур. шара этигэл)[1].

      Quote

      Another alternative name for this tradition is the Yellow Hat school or sect.

      tibetan-monks-of-the-yellow-hat-sect-on-

      Quote

      Секта известна своими желтыми шапками, которые символизируют нравственное поведение и дисциплину. Это отличает ее монахов от монахов школы Карма Кагью, которые традиционно носят красные шапки.

      698E0817-860E-4126-9B48-578BF482C1BA.jpe

      Но я не видел ни одной фото на которой они были бы в желтых шапках. Так что я думаю сары как центр более вероятна.

       

      Quote

      1. А если нойгутов, то это отсылка к моголам

      2. Кулаалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым. Это не Манаса слова оказывается. Это слова Көкетая. Вот историчность проглядывается. Это важно с идеологической и исторической точки зрения. Это тоже самое, что Монолдор - журттун уюткусу.

      3. Какие племена оформились в ВТ? Он канат? Сол канат? Ичкилик? Если вы об Он канат — солто (сулдус), баарын, черик, моңолдор, баргы, жору, коңурат - моголы. Катаган позже зашли. Саяки потом пришли из Сырдарьи, бугу давно еще оформились.

      Остались только сарыбагыш, карабагыш, багыш - только эти племенные «объединения (баг+ыш)» могли оформиться в ВТ, т.е. в Моголистане. Санжыра которую я приводил говорит о том, что они оформились в Чагатайском улусе.

      Опять же имя Тагая имеет могольские корни (может быть карлукского происхождения). «Тага» брат матери, то есть Наалы жены Көкө. 

      Бугу это хакасский пуга так что пришли из енисея. У думаю что они были как бы в подчинении у кыргыз еще в Енисее, затем кыргызы мигрировали взяв свои подчиненные племена (бугу, адыгине) как фуюйские кыргызы, затем переоформились в багыш и создали новое объединение, новый санжыра, поэтому багыши рассеяны по левому и правому крыльям, но в Ичилике багышей нет. Там еще баг+ыш, то есть возможно язык поменялся тут же. Карабагыш, акбагыш с адыгине, сарыбагыш с бугу, думаю это не случайно.

    • 14 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

      Ничего против их не имею , у вас как то по татарски устроено , татар пародируете ?

    • 15 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Карлук не паленный? )

       

       

      Смысле палёный ? Образец с Кайлыка 

    • 18 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Среднестатисеские дают барана  если карман позволяет , можно  ляшку это все по возможности 

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

    • 18 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Понимаете есть палеоднк карлука(сартаула) у него ствркластер , только уровнем выше , не спроста вас сватаю с ними 

       

      Карлук не паленный? )

       

      В 20.06.2025 в 17:27, АксКерБорж сказал:

      Я хотел сказать, что ни один из историков, а тем более генетиков, не может утверждать со 100% вероятностью, что перед нами захоронение того-то или иного человека, племени, народа. Табличек с именем и племенем как нынче делают казахи, в те далекие времена не ставили, за исключением единичных случаев. Просто я замечал на на нашем форуме, что генетики форума порой так уверенно называют то или иное захоронение, якобы принадлежащим тому или иному человеку, племени, народу. Вопрос в том, на чем базируется и подтверждается их уверенность. Ведь вероятность ошибок здесь огромная. Мы ведь даже не можем определить с точностью кто изображен на фреске из Кум-Тура.

      Пример. Вот уже несколько лет некоторые из форумчан носятся с палео-днк "из-под Караганды", по их утверждению якобы принадлежащим монголу-татару 13 века. Если не ошибаюсь были также уверенные разговоры о якобы нахождении палео-днк енисейских кыргызов, киданей, усуней и пр.

      Поэтому в шутку для таких случаев я предложил термин палева-днк вместо палео-днк. ))   

       

  • Хронологическая таблица истории Сибири и Монголии - I-X века нашей эры


    Rust

    350-е - в орде шаньюя Халатоу (356-358), числом около 35 тыс. кибиток, поселившейся в степях восточнее Ордоса на территории Ранее Янь, в числе племен хунну упоминается племя ЯНЬТО. 551 - племя СЙЕЯНЬТО становится вассалами I Тюркского каганата. Согласно "Тан-Шу": "сйеяньто - особое поколение Теле... между телескими поколениями это было самое сильное... предки Теле были потомками Хуннов... язык Теле схожен с Хуннским."
    Племя СЙЕЯНЬТО образовано от слияния родов СЙЕ (СИР) с родом ЯНЬТО. Сиры покорили Яньто и во главе объединения стал господствующий ханский род ИЛЬТЭР (с кит. Илиту).
    После покорения Сиров Тюрками первого каганата, племя кочевало двумя большими отделами - одна часть на Хангае (Отюкенская чернь), другая кочевала от отрогов Алтая (по Ахинджанову Алтая российского) вплоть до отрогов Восточного Тянь-Шаня (все же, основная часть жила в Восточном Тянь-Шане - А.Р.)
    После распада Тюркского каганата на две части, восточно-тяньшаньская группа племен СИРОВ (кит. Сйеяньто) попадает под власть Западно-тюркских ябгу-каганов.
    По "Тан-Шу" : "сйеяньтоский Ишибо утвердился при горах Яньмо (этот ороним привязывается Ахинджановым к Восточному Казахстану)... его поколение кочевало от Алтайских гор на запад и служило Шеху-хану". Лю Мао Цай (Liu Mau-tsai) отмечает, что в обеих версиях "Тан-Шу" говорится, что "административная система, оружие и обычаи сйеяньто почти такие же, как у тюрков".

    около 600 года - в Отукенской черни (Хангай) одно из племен Сйеяньто теснит другое телеское племя Сикер (кит. Сыцзянь, возм. Чик-эр, Чик, Чик-иль, Чигиль? - А.Р.)

    605 - Западно-тюркский Чурын-ябгу-каган (кит. Чуло-йеху-кэхань), опасаясь (не без основания - А.Р.) мятежа Сиров-Сйеяньто "собрал в большом числе и казнил их вождей". Вызванные в ставку ничего не подозревавшие старейшины родов были вероломно и жестоко вырезаны.
    Сиры поднимают мятеж и на короткий срок создают в Восточном притяньшанье свое государство. "Тан-Шу": "все государства - Чу, Гаочан, Яньцы, полностью им подчинились".
    Однако военные действия для Сиров складываются неудачно, и поэтому они вынуждены откочевать со своих земель. Племена Сиров откочевывают к врагам западно-тюркских каганов: их восточно-тюркским собратьям, тем более, что часть Сиров по-прежнему обитает в Отюкене.
    "Тан-Шу": "Ишибиев внук Инань с 70 тыс. кибиток подался Хйели-хану." Сиры Инанч-эркина подаются Эль-кагану и занимают земли южнее реки Тола.

    619 - Младший брат Эль-кагана удоставивается высшего после каганского титула "Шад" и получает в удел западное крыло каганата "Тардуш".

    628 - Шад крыла "Тардуш" собирает с Сиров "беззаконные подати", что вызывает объяснимый в среде телеских племен мятеж. Первые сражения показывают военное превосходство мятежников, в результате чего Эль-каган оставляет Отюкен и отводит свою орду в свои южные земли, к Инь-Шаню.
    Тюрки-тугю, оставшиеся на Хангае, вливаются в состав Сиров. По мнению тюрковедов Хирта и Цегледи, "так был положено начало союзу Тюрков и Сиров." Обычай вливания покоренных племен в структуру победившего племени, является обычным для кочевников Азии.

    629 - В рядах мятежных племен начинается борьба за власть. В этом более организованным и сильным Сирам противостоит племя Он-уйгуров (Десятиплеменной уйгурский народ), во главе с родом Яглакар. Он-уйгуры создают антисирскую коалицию "Токуз-огуз" (Девять -огузов, т.е. племен). Соперники присылают послов в Чаньань, ко двору Тайцзуна (существовала подобная традиция, когда для большей "легитимизации" в глазах вассальных племен, каганы заручались поддержкой сильного соседа - "поднебесной".), и китайский император признает Сиров.
    В итоге вождь сиров Инанчу-эркин провозглашает себя Йенчу Бильге-каганом. Образуется Сирский каганат. Прежние земли Восточно-тюркского каганата признают власть Сиров. На севере Сиры покоряют енисейских кыркызов, и для "верховного надзора" оставляют там своего "эльтебера".
    Административная система Сиров полностью повторяет тюркскую, два крыла "Тёлёс"(восточное) и "Тардуш" (западное), во главе крыльев его сыновья - Шады, отличие от тюрков, по моему мнению, то, что эти Шады получают еще титулы "малых ханов". Ставка каганата на реке Тола.

    630 - Тяжелым положением Эль-кагана пользуются китайцы, которые наносят тюркам поражение. Эль-каган попадает в плен и уводится в Китай, где его поселяют в соответствии с его "царским" происхождением, со всем уважением и пышностью.

    630-е - Вождь тюркского рода "тули" (тёлёс? - А.Р.) Чеби-каган отводит свою орду в пределы Горного Алтая и провозглашает себя там Ичжи-кэханем (тюркск. Ички- "внутренним"? каганом - А.Р.). Однако его орду "усмиряют" союзнае сирские и китайские войска.

    634 - "от тоски по своей Родине, привольным степям и вольному воздуху" в Китае умирает Эль-каган.

    639 - Сиры предлагают свою помощь китайцам в покорении государства "Гаочан".

    640-е - Империя Тан, в противовес Сирам, создают в Чугай Кузы (горы Инь-Шаня) и в степях севернее Ордоса "буферный, марионеточный" каганат во главе с Ашина Сымо (лично предан Тайцзуну, пользуется его полным доверием, но не имеет авторитета у сородичей - Цегледи). Для этого туда переселяют "тюрков Эль-кагана", те роды которые переселились в империю после поражения тюрков.
    Ставка нового "каганата" - город Хэй-Шаочен, "город Черных песков".

    641 - Сиры, Токуз-огузы (Тунло, Пугу, Мохэ, Си, Уйгуры и другие) во главе с Тардуш-шадом (скорее всего старший сын Инанч-эркина) пересекают Гоби и обрушиваются на "буферный каганат". Ашина Сымо с ордой скрывается за Великой стеной.

    642 - битва на реке Ночжень. Ашина Сымо при поддержке 4 китайских дивизий наносит поражение Сирам и Огузам. Война заканчивается миром и переговорами о браке Сирского кагана с Танской принцессой.

    645 - Умирает Йенчу Бильге-каган (Инанч-эркин). Престол наследует старший сын. Но младший сын Бачжо (Ба-чур ? А.Р. по аналогии с тюркским Мочжо - Мо-чур.) поднимает мятеж, убивает брата и овладевает Сирским престолом.

    646 - Используя междоусобицы Сиров, мятеж поднимают Токуз-огузы. Глава Он-уйгуров эльтебер Тумиду жалуется китайскому императору "Бачжо жесток и беззаконен, не способен быть нашим господином."
    Токуз-огузы наносят Сирам сокрушительное поражение. По мнению С.Г.Кляшторного именно в это время Сиры принимаю второе, уничижительное имя "Кыбчак" - "злополучный, злочасный".
    Около 70 тыс. Сиров откочевывают в Прииртышье, на свои прежние земли. Это тревожит Токуз-огузов - "все старейшины девяти фамилий услышав об их поселении этого испугались." При этом часть Сиров остается на Хангае и признает власть победителей.

    647-648 - В прииртышье с Сирами сражается Ашина Шер, тюркский царевич на танской службе, взявший для императора Тайцзуна город куча в Восточном Туркестане.

    647 - Эльтебер уйгуров Тумиду объявляет себя каганом. Образуется Первый уйгурский каганат.

    649 - часть Сиров все же подается империи Тан, "для расселения племени предводителя Ашидэ Тэцзяня эркина учреждены два округа Гаолань и Цилянь". Чэн Чжумянь считает Ашидэ Тэцзяня вождем сирского рода Тэцзянь. Интересен факт того, что второй среди тюрков по значимости род Ашидэ имеет Сирские корни.

    668 - Сиры оставшиеся на Хангае поднимают мятеж. Для его подавления уйгуры призывают танские дивизии. Сиры в большом количестве уходят в пределы империи, их селят вместе с тюрками-тугю в северных провинциях Китая.

    679 - Знать тюрко-сирского рода Ашидэ, расселеная в Китае, поднимает мятеж. Каганом объявляется царевич из рода Ашина, родич покойного Эль-кагана, Нишу-бег.
    Мятеж подавляют "семиреченские дивизии Пэй Син Цзяна", при этом часть восставших в знак покорности убивают Нищу-бега и отправляют его голову в Чаньань.
    "Непримиримые" "поднимают на белой кошме" царевича Ашина Фунаня и отходят за Хуанхэ.

    681 - Пэй Син Цзянь разбивает "непримиримых". Ашина Фунаня казнят на главной площади в Чаньани. Но самые "непокорные" в количестве 17 мужей и во главе с царевичем Ашина Кутлугом укрываются в горах Инь-Шаня.

    682 - Кутлуг объявляет себя Эльтериш (народ собравший? - А.Р.) каганом. Его военные успехи (к нему присоединилось множество родов) заставляют китайцев снять с тяжелого для них тибетского фронта несколько дивизий во главе с Чан Чжи.
    Численное превосходство китайцев и ряд поражений предопределяет отход тюркютов ("кёк-тюрки", по Л.Н. Гумилеву - тюркюты, тюрки Второго тюркского каганата) за Гоби, на Хангай. 688 - Битва при Толе в Отюкене (Хангай). Тюркюты Кутлуг-чора наголову разбивают уйгурское войско Баз-кагана. Впоследствии, в 692 г. балбал Баз-кагана украсит погребальный комплекс Эльтериш-кагана (Кутлуг-чора). Гибель Второго Уйгурского каганата. Он-уйгуры во главе с родом Яглакар, а также племена Киби, Сыгйе, Тунло, Хуань и Байси откочевывают в низовья Эцзин-гола и принимают танский протекторат, который терпят до 90-х годов, после чего уходят на Хангай и подчиняются тюркютам.

    693 - Умирает Кутлуг. На престоле его брат Мо-чур, он принимает тронное имя Капаган-каган.

    693 - Погибает Капаган-каган. Он, после подавления мятежа племени Байырку с небольшим отрядом телохранителей натыкается либо на организованую Байырку засаду либо просто на более многочисленную группу воинов этого племени.

    755 - Восстание Ань Лушаня в Фаньяне (Китай). Ань Лушань - представитель знатного тюрко-согдийского рода в империи Тан.

    757 - уйгурский Элетмиш Бильге-каган посылает помощь империи Тан. Уйгуры разбивают Ань Лушаня, который погибает. Уйгурским корпусом командует старший сын кагана Кутлуг Бильге-ябгу.
    После китайского похода, его обвиняют в попытке мятежа и казнят. Корпус, который участвовал в подавлении мятежа Ань Лушаня, участвует в походе против кыркызов.

    август 758 - Второй, неудачный поход уйгуров в империю для борьбы с мятежными наследниками Ань Лушаня. Командует корпусом родич кагана Кутлуг-чор-тегин.

    759 - смерть Элетмиш Бильге-кагана, Трон переходит ко второму сыну Кутлуг-Бильге-таркан-сенгуну. (Полное тронное имя - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган, он же Бёгю-каган.)

    762-763 - Третий поход уйгуров против мятежников. На этот раз уйгурский корпус играет решающую роль в спасении династии Тан. За это Бёгю-каган получает титул "ин-и цзянь-гун" - "мужественный, справедливый, доблестный".

    763 - Бёгю-каган объявляет манихейство официальной религией каганата. Его манихейский титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".

    765-766 - Новый мятеж в империи Тан, на этот раз его поднимает военачальник Бугу Хуай-энь (герой войн с Ань Лушанем, глава знатной фамилии тюркского племени Бугу), тесть Бёгю-кагана. На помощь ему и против танских войск отправляется младший брат уйгурского кагана - Алп Улуг-тутук Яглакар или Алп Ышбара-сенгун Яглакар (согласно степному праву, он унаследовал отцовский очаг и главенство в каганском роду Яглакар).
    Хуай Энь погибает, и тогда уйгуры обращают свое оружие уже против его бывших союзников - тибетцев.
    Итоги походов уйгуров в Китай - почти 12 летний мир с империей Тан и уплата замаскированной дани в ввиде шелка и зерна.

    778 - Обострение отношений Третьего Уйгурского каганата с империей Тан.

    779 - мятеж в ставке уйгурского каганата. Во главе мятежа самый влиятельный после кагана сановник, противник манихейства и "глава внутренних буюруков" Ынанчу бага-тархан, он же Тон бага-тархан. Бёгю-каган погибает от рук мятежников, вместе с ним родичи и множество согдийских манихейских священников.

    780 - Тон бага-тархан провозглашен Алп Кюлюг Бильге-каганом (780-789) (? уже не из Яглакаров, из эдизов).

    • Like 1

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...