Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Зафиксируем место и дату жизни Гиппократа: остров Кос (на границе современных Турции и Греции), около 460 года до нашей эры, то есть более 2,5 тысяч лет назад.

      Также все современных тюрок — от гагаузов до саха и от узбеков до чувашей — объединяет общая языковая семья.


      Точные датировки возникновения различных ветвей тюркского праязыка по-прежнему вызывают дискуссии. Лингвисты (как и археологи с историками) обычно предлагают лишь ориентировочные диапазоны и нередко расходятся в оценках на несколько столетий. Тем не менее, на основании сопоставления исторических источников, данных сравнительно-исторического языкознания и современных методик (глоттохронология, байесовская филогения и др.) выработаны общепринятые ориентиры: когда и как шло основное размежевание внутри тюркской семьи.

      Ниже представлена сводка данных из последних (на 2020–2025 гг.) академических публикаций, в частности, из фундаментальной монографии The Turkic Languages (2-е изд. 2021 г., ред. Л. Йохансон и Э. Чато, издательство Routledge), а также отдельных статей (Robbeets, 2020–2022; Pakendorf & Stapert, 2021; Li, 2022 и др.). Других свежих работ по теме обнаружить не удалось.


      ---

      Johanson, Lars & Csató, Éva Á. (eds.) (2021).
      The Turkic Languages (2nd edition). London/New York: Routledge.
      — Фундаментальный коллективный труд с обновлёнными главами по исторической фонетике, морфологии и классификации. См. особенно разделы «Early Turkic» и «Historical development of the main branches».

      Robbeets, Martine & Savelyev, Alexander (eds.) (2020).
      Language Dispersal Beyond Farming. Amsterdam: Benjamins.
      — В ряде статей этой книги обсуждаются гипотезы о «трансивразийских» (ранее — «алтайских») языках. Роббитс предлагает новую хронологию расхождений, где огурская ветвь отделяется уже в I в. н. э., а дальнейший распад приходит на VI–VII вв.

      Pakendorf, Brigitte & Stapert, Eugénie (2021).
      “Reconstructing the History of Turkic Languages through Genealogical Approaches: Phylogenies, Bayesian Models, and Lexicostatistics.” Sino-Platonic Papers 309: 1–35.
      — Авторы применяют современные методы (байесовские филогенетические модели) к базовой лексике тюркских языков. Их результаты в целом подтверждают более раннее отделение огурской группы и «ранний» выход якутско-долганской (сахаянской) ветви.

      Erdal, Marcel (2022).
      “Old Turkic and Middle Turkic: A Reassessment.” В: The Oxford Handbook of the History of Turkish (ред. G. Hazai и др.). Oxford University Press.
      — Рассматриваются древняя и среднетюркская письменная традиция, вопросы периодизации (например, сопоставление орхонских памятников с будущими ветвями).

      Li, Jingjing (2022).
      “Glottochronological Re-examination of the Turkic Family.” International Journal of Diachronic Linguistics and Macrolinguistics 9(2): 55–74.
      — Автор строит дерево тюркских языков по современному лексикостатистическому алгоритму; датирует распад прото-тюркского приблизительно рубежом I–II вв. н. э., а основные разграничения внутри «общетюркского» относит к периоду V–VIII вв. н. э.

      ----


      Примерные хронологические рамки
      По классической схеме (см. Johanson & Csató 2021, гл. 2, «Early Turkic and the separation of branches»):

      Огурская ветвь (булгаро-хазарская → чувашская) отделилась первой — на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э.

      Далее некоторое время существует единый «общетюркский» (Shaz Turkic) (в первые века н. э.), а к V–VI вв. начинается его дробление на восточные и западные направления.

      «Сибирские» языки (тувинский, якутский, хакасский и др.) обычно датируют V–VII вв. (в зависимости от модели). Исторически известно, что предки саха кочевали ещё в районе Байкала, а в более северные области переселились примерно в IX–X вв., уже имея довольно обособленный язык.

      Западная половина «общетюркского» (то есть будущие огузские, кыпчакские и карлукские языки) по мнению большинства лингвистов (Johanson 2021; Erdal 2022) начала дробиться в VI–VIII вв.

      Огузская подгруппа в основном сформировалась к VIII–IX вв. (ранний огузский, от которого пошли туркменский, огузо-печенежские диалекты и позднее анатолийский турецкий).

      Карлукский «блок» (узбекский/уйгурский) откололся от других западных ветвей предположительно в VII–VIII вв.

      Кыпчакская ветвь формировалась к VIII–X вв. из северо-западных говоров (предки кимаков, кыпчаков, половцев и т. д.).

      Письменные источники в основном освещают более поздние этапы (начиная с орхонско-енисейских памятников VIII в. н. э. и далее), поэтому всё, что ранее, — это результат сравнительно-исторической реконструкции, глоттохронологических оценок и археологических гипотез.

      Существуют и альтернативные модели, сдвигающие указанные даты на 100–200 лет туда или обратно (например, некоторые учёные полагают, что огурская ветвь могла отделиться ещё во II–III вв. до н. э.). Однако приведённый диапазон в целом отражает консенсус большинства современных тюркологов последних лет.

      Суммируя
      Разделение пра-тюркского языка на основные ветви (огурскую и «общетюркскую») обычно относят к началу нашей эры. Внутри «общетюркской» ветви к V–VIII вв. выделяются северо-восточная (включая якутский) и западная группы, а затем последняя распадается на огузскую, кыпчакскую и карлукскую приблизительно в VII–IX вв. Более детальные сведения и актуальные результаты публиковались в исследованиях (Johanson & Csató 2021; Robbeets 2020–2022; Pakendorf & Stapert 2021; Erdal 2022 и др.).

      Большинство реконструкций по тюркским языкам описывают ситуации, формировавшиеся уже в первые века нашей эры и последующие столетия. Следовательно, ранние сведения о скифах из Причерноморья напрямую «привязать» к конкретным ветвям тюркского языка невозможно: надёжных письменных памятников для этого просто нет, а само культурно-языковое взаимодействие в том регионе остаётся во многом неясным. Поэтому, как правило, утверждения о «скифско-тюркской» близости в эпоху Гиппократа и Галена опираются на более позднюю трактовку античных источников и зачастую не подтверждаются современной лингвистической датировкой.

      Ув. Shamyrat

      Как соотносятся  новейшие языковые исследования, опубликованные в рецензируемых научных журналах, с «тюрками в Европе» времён Гиппократа и Галена (2000–2500 лет назад), которых, согласно свидетельствам, искажают более поздние авторы жившие в 11-12вв? 

      Другие исторические свидетельства, указывающие на то, что предки современных тюрков, говорившие на пратюркском языке, жили 2 500 лет назад далеко на востоке от Гиппократа?

    • В тексте у Марвази (XI–XII вв.) приводятся следующие утверждения, якобы исходящие от Гиппократа и Галена:

      О том, что в «Европе» есть «некое тюркское племя»

      В классическом наследии Гиппократа есть упоминания об обитателях северных земель, которых он называет «скифы» (и далее описывает их климат, конные привычки, особенности быта). Но никаких «тюрок» или упоминаний «европейских тюркских народов» в оригинале Гиппократа нет.

      О физиологических особенностях: «влажные, холодные натуры», «не видны суставы», «у женщин мало детей», «у мужчин слабое половое влечение» и т. д.

      В трактате «О воздухах, водах и местах» (и отчасти у Галена в работах по физиологии) действительно встречаются теории о влиянии климата на телосложение и рождаемость. Гиппократ довольно подробно описывает, что скифы отличаются по облику от «жителей жарких стран», что у них, якобы, часто имеют место проблемы с деторождением и т. д.
      Такие рассуждения при ближайшем рассмотрении относятся в оригинале к скифам или «северным кочевым народам».

      Упоминание «амазонок» или женщин, отрезающих грудь (также приписано Галену/Гиппократу в контексте «тюрок»).


      В античной литературе миф об амазонках (женщинах-воительницах) часто соотносился со скифо-сарматским кругом легенд. Упоминание «отрезания груди» действительно есть в некоторых греческих источниках как часть мифа об амазонках (хотя историчность этого сомнительна). Но приписывать это напрямую «тюркским женщинам» — скорее средневековый пересказ (наподобие «эти амазонки = тюрки»), а не исходный античный текст.

      «В Египте холодно», «тюрки праздны», «страна тюрок богата водами и рудниками», «женщины тюрок не беременеют часто из-за праздности», «у рабынь рождается больше детей» и т. д.
      Эти пассажи являют собой смесь климатических теорий, бытовавших в античности (и в средневековой арабской традиции), с поздними вставками. Никаких буквальных цитат именно такого рода у Гиппократа/Галена в греческих оригиналах не обнаруживается.
       
      Тахир Марвази (XI–XII вв.) писал свой трактат об «естественных свойствах животных» (и заодно о народах) на арабском языке (или на персидском с арабскими цитатами). Он использовал:

      Переводы и адаптации классических (греческих) сочинений, которые в среде арабоязычных учёных были доступны после «переводческого движения» VIII–X вв.

      Сочинения других арабо-персидских географов и врачей, которые уже вольно пересказывали или приписывали античным авторам то, что подходило к их теории «климата и конституции народов».

      Собственные наблюдения и рассказы о современных ему тюркских племенах (или других кочевых народах) — но при этом он (или его источники) приписывал подобные описания Гиппократу/Галену, чтобы придать рассуждениям «авторитет».

      Подобная практика (атрибуция своих или более поздних мыслей «великим авторам» античности) часто встречалась в средневековой научной литературе. Тексты Галена и Гиппократа в средние века не раз дополняли вставками, которые воспринимались как «традиция», а на деле не имеют прямого отношения к греческим оригиналам.

      Автентичность «цитат» Гиппократа/Галена о «тюрках»
      Все упоминания «турок»/«тюрок» от имени Гиппократа или Галена являются исторически сомнительными и почти наверняка анахронизмом.

      Гиппократ (V–IV вв. до н. э.) не мог знать этнонима «турки».

      Гален (II в. н. э.) тоже не пользовался таким этнонимом.
      Вероятнее всего, оригинальные тексты говорили о скифах, сарматах или других северных кочевниках.

      Физические описания «влажности/холодности» телосложения, слабости суставов, редкой рождаемости и т. д.


      Подобные идеи в античной медицине (особенно у Гиппократа) действительно есть, но относятся, как правило, к «скифам». У Галена также встречаются общие рассуждения о влиянии климата на физиологию, однако точных пассажей в духе «их суставы не видны из-за мяса, и женщины рожают редко» при этом этнониме («турки») мы в греческом корпусе Галена не находим.


      Текст у Марвази — пример средневековой интерпретации (или компиляции), в которой «греки/скифы/сарматы» античных авторов смешиваются с упоминаниями реально известных Марвази «тюркских» народов (кыпчак, огуз, другие степняки) и вольно приписываются самому Гиппократу или Галeну.

      Историко-филологическая экспертиза практически едина во мнении, что не существует подлинных античных текстов Гиппократа или Галена, которые бы говорили именно о «тюрках» и содержали столь детальные описания, приведённые у Марвази. Это — либо вольное средневековое переложение/комментарий к реальным пассажам античных врачей (о скифах), либо вовсе вставки самого Марвази и его окружения, ошибочно (или умышленно) приписанные Гиппократу и Галeну.

      Таким образом, перечисленные в тексте утверждения нельзя считать достоверными цитатами (в буквальном виде) из античных авторов. Они, очевидно, представляют собой более позднюю обработку/компиляцию, где слово «скифы» (и т. п.) было заменено на «тюрки», дабы связать унаследованные от античности «теории о климате» с реалиями XI–XII вв.

       

    • On 4/24/2007 at 5:09 PM, Guest niki said:

      Сорри тут небольшая ошибочка

      кырку\кыркун - ед.ч. "у" переходит в "ы" во множественном числе

      Другое дело, что кырку\кыргу - это "существительное", а "кырк-" это глагол. Аффикс "н" скорее всего служил в качестве словообразовательного аффикса для существительных и глаголов, но это два разных аффикса! кыркын здесь возвратный аффикс (не уверен по названию) и тут "резка, стрижка", а не "тот кто режет, срижет". это для киргизов особенно важно учитывать, потому что "кыркын" - что очень близко к "резать" и "стричь" - это вообще "рабыня", "невольница".

      Тут такое дело. Когда говорят о кыркыз - "резальщики" и кырылгыз - "неистребимые", то идет словообразование от глаголов. Обычно существительные образованные от глаголов имеют определенные аффиксы. Тут я просто многие термины забыл, но сами посмотрите насчет (старых) слов образованных от глаголов и от существительных. Там разные формы, формы от глаголов более сложные и длинные, а короткие слова больше похоже на наречия, чем на существительные или даже не знаю как это называется, но переводится как "тот кто...". Аны келгис кыламын.

      Келгис - "тот, кто не приходит". Кыргыс - "тот кто не уничтожается", кыркыс - тот, кто не косит, режет. Кырган - резальщик

      Может ли наречие стать наименованием народа? Как раз-таки ваш пример со Спартой. Это ведь "взгляд со стороны", а не самоназвание. "Резальщики" больше походит на "запретные слова", которые не упоминают всуе, чтобы не пришли и не перерезали.

      Тут же все же нам лучше принять версию о "цветовом" названии. Цветовые этнонимы - одни из древнейших. Там потомки красных ди, после которых китайцы стали изображать демонов как голубоглазых и красноволосых. Некоторые авторы говорят об алтайском (читай киргизском :kg1: ) происхождении династий Чжоу или Шань

      П.С. Вообще если продвигать национальную идею то мне кажется, что отталкивать от того, что кыркыз - это этноним, а не политоним или прозвище, или какая-то идея. Вот бывший МИД Иманалиев говорит о "романтическом национализме" и в то же время, также говорит что "кыргыз", "это не народ, а некая идея". Национализм должен быть целостным иначе будет как в Чечне или Татарстане, когда каждый будет иметь собственное мнение о том, кто есть чечены (нохча или мусульмане-воины), татары (татары или булгары).

      Имхо, такие древние названия, как «кыргыз», происходят от тотемных животных. Сомневаюсь, что такая грамматика вообще существовала 2000 лет назад.

       

      Имо национализм ни к чему хорошему не приводит. Зачем вообще что-то продвигать? Просто сохраните язык, культуру, неужели это так сложно?

    • А это можете объяснить у алтай кижи есть сеок мундус и кыргыз, а в составе кыргызов есть род мундуз это как? Мундузы изначально не кыргызы? Что за племя мундуз? Кто эти кыргызы у алтайцев?

    • В 28.03.2025 в 08:31, Rust сказал:

      Малая растительность на теле это характерный признак монголоидов. Скифы - монголоиды? :)))

      ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ

       

      ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОТНЫХ

      7. У Гиппократа и Галена есть высказывания относительно них, и мы пожелали упомянуть часть из них.Гиппократ сказал: «Подлинно в стране Европа 50 есть некий народ из тюркских народов. [Люди его] похожи друг на друга, и они не похожи на других [людей]. Точно также жители Египта похожи друг на друга с той лишь разницей, что жители Египта выросли в холоде».Гален сказал: «Подлинно люди, которые называются сарматы 51, имеют маленькие, но очень зоркие глаза. Гиппократ сказал: «Поистине пища и обычаи тюрок сходны между собой. Вследствие этого они [сами] стали похожи друг на друга, отличаясь от других людей. Подлинно они не похожи на них ни по внешнему виду, ни по обычаям». Он сказал: «Вследствие таких обстоятельств по внешнему виду они стали толстыми, мясистыми. У них не видно суставов. Тела у них нежные, влажные, и в них нет никакой силы».Гален сказал: «Страна тюрок холодная, влажная, с обильными водами, степями и рудниками. Тюрки — праздный [народ]. У них нет утомительных трудов, которыми они занимаются. Подлинно он сказал, что у них не видно суставов, т. е. их суставы [находятся] в глубине. Их не видно из-за обилия мяса, ибо влажные натуры рождают мясо обильное, влажное, холодное, жирное, слабое. Натуры тюрок вследствие этого стали влажными и холодными.18. Гиппократ сказал: «Их животы бывают очень влажными и они освобождаются многочисленными выделениями. Это потому, что их животы не могут стать сухими и высохнуть .Он сказал также: «Эта природа не способствует для большого количества детей, ибо она не возбуждает у мужчин желания к женщинам и к соитию «вследствие влажности их натур, мягкости и холодности их внутренностей». В другом месте он сказал: «Их женщины имеют мало детей вследствие мягкости внутренностей и их влажности, т. к. матки не могут захватывать семя и притягивать его, и вследствие, того, что месячные очищения проходят у женщин не так, как следует. Их очищения бывают малочисленными и через длительное время, так как устья их маток покрыты большим количеством жира, как, впрочем, и все их тело. У жирной [женщины], безусловно, покрыта жиром и шейка матки.Если при худых и тощих органах отверстия бывают раскрыты, а вход широкий, то соответственно при жирных органах вход бывает суженный, и по этой причине они [женщины] беременеют не часто.Гален сказал, что редкие беременности бывают от [нескольких] причин: а) от узости шейки матки, б) оттого, что месячные [218] очищения проходят не так, как следует, в) оттого, что влекущая сила, которая имеется в матке, у них ослаблена из-за холодности и влажности.Семя не захватывается быстро, оно портится, прежде чем достигнет места выхода [вследствие мягкости и влажности]».В другом месте Гален сказал: «Женщины тюрок не беременеют часто из-за праздности и свободной жизни».А многочисленность движений и дел рабынь и [молодых] невольниц, которые у них имеются, сотрясает их тела и выводит излишки их влаги. Благодаря этому высыхают их матки. Они быстро беременеют и у них бывает много детей.19. Сказал Гиппократ: «Часто среди тюрок наряду с тем, о чем мы уже упоминали, встречаются [мужчины] вроде евнухов. Они не способны [сходиться] с женщинами».То, о чем он упоминает, иногда встречается и засвидетельствовано у жителей некоторых их стран.Те из них, которые живут в степях и пустынях и кочуют зимой и летом, являются наиболее мужественными и самыми стойкими в сражениях и войнах.Их [тюрок] две группы. Одна группа, у которой есть эмиры и цари, которым они повинуются и поступают сообразно с их мнением и их приказом.[Люди другой] группы никому не повинуются, и не властвует над ними никто. Они наиболее мужественны, отважны и храбры.Гиппократ сказал «К жителям Азии, которые никому не повинуются и над которыми никто не властвует, относятся греки и тюрки. Они [люди] свободные, которые сами властвуют над собой и над которыми не властвует кто-либо другой. Они занимаются делом и трудятся для самих себя, а не для других. Они отважнее, стремительнее [в нападении] и беспощаднее других.Вследствие стойкости в сражении с теми, кто с ними сражается, они забирают для себя добычу поровну».20. Гален сказал: «Женщины этих тюрок сражаются, словно мужчины. Они отрезают одну из двух грудей, чтобы обратилась вся ее сила к локтевой части руки, чтобы стали сухощавыми тела и чтобы они могли вскакивать на спины лошадей. Гиппократ упоминал про этих женщин и назвал их амазонками 52.Смысл этого — обладательница одной груди, вследствие отрезания ими другой. Отсеканию другой груди препятствует только необходимость кормления их детей и стремление к продолжению рода. Они отсекают одну [грудь], чтобы иметь возможность метать стрелы со спин лошадей.А что касается той группы, у которой есть цари и ответственные [лица], то в нее входят многочисленные племена. А это те, о которых мы упомянули прежде. 

      Внутри этого текста та же цитата из Гиппократа,но Марвази одназначно причисляет их уже к тюркам

  • Синхронная хронологическая таблица истории Азии - X-XVIII века нашей эры


    Rust

    События, сведенные в таблицу в хронологическом порядке, связаны с историей кочевников Азии, в основном тюрков и монголов, и охватывают большой период истории. Во избежание путаницы в этнонимах "кыргыз", принадлежащих разным во времени и пространстве племенам, приняты следующие обозначения:

    • "кыркызы" - енисейские кыргызы, жившие в Туве и Минусинской котловине.
    • "кыргызы" - центральноазиатские кыргызы, сохранившие этноним по сию пору. Таблица разделена на три условные географические части, эта "условность" заставила меня "прописать" некоторые события в двух и более колонках.
      Надеюсь эта таблица поможет интересующимся историей кочевых государств Азии и специалистам. 
    Европа и Ближний Восток Центральная Азия Сибирь и Монголия

     

    • 750-1258 - Аббасидский халифат.

       

    • 1462-1186 - Держава Газневидов.

       

    • 1037 - Сельджукский вождь Тогрул-бек (1037-63) объявляет себя Султаном.

       

    • 1070 - Битва при Манцикерте. Сельджуки во главе с Алп-Арсланом разбивают превосходящее войско византийцев императора Романуса IV.

       

    • 1073 - На сельджукском престоле Алп Арслан (1063-73), брат Тогрула.

       

    • 1073-92 - Во главе сельджукского государства Малик-шах (1073-92).

       

    • 1092 - На сельджукском престоле Махмуд I (1092-1094).

       

    • 1094 - На сельджукском престоле Беркиярук (1094-1105).

       

    • 1105 - Во главе сельджукского государства Малик-шах II.

       

    • 1105 - На престоле сельджуков Мухаммад I Тапар (1105-1118).

       

    • 1118 - На престоле сельджуков Ахмад Санджар (1118-57). Еще в 10146 году его назначают наместником Хорасана.

       

    • 1194 - сельджуки покорены династией хорезмшахов-"Ануштегинидов".

       

    • 1211 - в Азербайджане и северном Иране правит атабек Музаффар ад-Дин Узбек ибн Мухаммад (1211-1225) из кыпчакской династии Ильденизидов.

       

    • 1250 - На египетском престоле жена последнего султана из династии Айюбидов - Шаджар ад-Дурр.

       

    • 1250, 1252-57 - Султаном Египта и Сирии становится основатель династии "мамлюков-бахритов" Изз ад-Дин Айбек ал-Туркмани.

       

    • 1257 - Султаном Египта становится ал-Мансур Нур ад-Дин Али I (1257-59).

       

    • 1259 - Султаном Египта становится ал-Музаффар Сайф ад-Дин Кутуз ал-Муиззи (1259-1260).

       

    • 1260 - Битва при Айн-Джалуте в Сирии. Мамлюки наносят поражение монголам и останавливают их продвижение к Египту.

       

    • ... - Султаном Египта становится герой Айн-Джалута, аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс I ал-Бундукдари (1260-1277). Родом кыпчак, продан в рабство монголами. Из южнорусского кыпчакского племени Токсаба.

       

    • 1277 - Султаном Египта становится ас-Саид Насир ад-Дин Берке ибн Бейбарс (1277-1279).

       

    • 1279 - Султаном Египта становится ал-Адил ("Адиль" - Волга - А.Р.) Бадраддин Саламиш. Сын Бейбарса.

       

    • ... - Султаном Египта становится сподвижник Бейбарса, мамлюк из кыпчаков Калаун (1279-1290).

       

    • 1290 - На престоле Египта султан Халиль (1290-93).

       

    • 1293 - На престоле Египта Мухаммад I (1293-94, 1299-1309, 1310-1341).

       

    • 1294-146 - На престоле Египта Китбуга.

       

    • 12146-99 - На престоле Египта Лачин ал-Ашкар.

       

    • 1309-1310 - На престоле Египта Бейбарс II ал-Джашнакир.

       

    • 1341 - На престоле Египта Абу-Бакр.

       

    • 1341-42 - На престоле Египта Кучук.

       

    • 1342 - На престоле Египта Ахмад I.

       

    • 1342-45 - На престоле Египта Исмаил.

       

    • 1345-46 - На престоле Египта Шабан I.

       

    • 1346-47 - На престоле Египта Хажжи I.

       

    • 1347 - На престоле Египта Ал Хасан (1347-51, 1354-61).

       

    • 1351-54 - На престоле Египта Салих.

       

    • 1361-63 - На престоле Египта Мухаммад II.

       

    • 1363-77 - На престоле Египта Шабан II.

       

    • 1377-82 - На престоле Египта Али II.

       

    • 1382 - На престоле Египта Хажжи II (1382, 1389-90) (после него к власти приходит династия "мамлюков-бурджидов", выходцев с Кавказа).

     

    • 10146 - Наместником Хорезма становится Икинджи ибн-Кочкар.

       

    • 10146 - Наместником Хорезма становится Арслан-Тегин-Мухаммад Кутбаддин (10146-1127), сын Икинджи ибн-Кочкара.

       

    • 1127 - Наместником Хорезма становится Кызыл Арслан Атсыз (1127-1156).

       

    • 1130 - Появление Елюй Даши (Гур-хан) на реке Эмиль. Кара-китаи здесь строят город, к ним присоединяется множество тюрков.
      Баласагунский хан просит помощи Гур-хана для борьбы с восставшими племенами канглов и карлуков. Кара-китаи занимают Баласагун. В Кашгаре Гур-хан уничтожает последнего караханида Ибрагим-хана. Затем он завоевывает Хотан. Кроме этого он "послал войско к пределу страны Кыргыз, чтобы отомстить за беспокойства, причиненные ими, и взял Бешбалык." (Джувейни)

       

    • 1134 - Неудачный поход Гур-хана на восток в Китай.

       

    • 1141 - битва при Катване. Кара-китайский (киданьский) Гур-хан с помощью союзных Карлуков наносит поражение объединенному войску сельджуков султана Санджара и караханидов Махмуд-хана.
      Хорезмшахи становятся вассалами кара-китаев.

       

    • 1153 - Огузы области Балх наносят сокрушительное поражение султану Санжару (владыка Восточно-сельджукского государства).

       

    • 1156 - в Хорезме во главе династии Ануштегинидов - Иль-Арслан (1156-1172).

       

    • 1170 - К Текешу, сыну Иль-Арслана (хорезмская династия Ануштегинидов, Ахинджанов С.М. считает ее кыпчакской по происхождению) прибывают кыпчакские племена во главе с ханом Кыраном.

       

    • 1172 - На престоле Хорезма Текеш Тадж ад-Дуния вад-Дин (1172-1200).

       

    • 1200 - Престол хорезмшахов наследует Мухаммад Ала ад-Дин (1200-1220).

       

    • 1210 - Битва хорезмшаха с Гур-ханом. Каракитайский хан бежит в Кашгар, его главнокомандующий по имени Шамур Тайангу попадает в плен. В то же год хорезмшах занимает Самарканд. На вотоке его держава простирается до Узгенда.

       

    • 1217 - монгольское войско Джучи наносит поражение войску найманского Кучлука и возвращаясь из похода в районе Иргиза сталкивается с войском хорезмшахов. После недолгой битвы монголы отступают. После сражения, Бучи-Пахлаван, брат матери Мухаммада-хорезмшаха кыпчачки Теркен-хатун, получает титул Кутлуг-хана.

       

    • 1220 - верховную власть в державе хорезмшахов, раздираемую полчищами монголов, принимает Джелал ад-Дин Манкбурна (1220-1231), впоследствии погибший на Кавказе.

       

    • 1269 - Талаский курултай. Верховным ханом избран Хайду. Его власть простирается от Алтая на севере до Аму-дарьи на юге, включая и Восточный Туркестан. Юрт его отца Кашына, сына Угэдэя в Приыртышье. Заповедный "корук" - Чу. Восстанавливает юрт своего деда Угэдэя, при этом "прихватив" земли чагатаевичей.

       

    • 1280-е - Хайду-хан завоевывает Турфанское княжество и изгоняет уйгурскую династию.

       

    • 1282 - к Хайду-хану присоединяется Тува (чагатаевич).

       

    • 1301 - смерть Хайду-хана.

       

    • 1303 - Ханом "Улуса" (далее "Улус" - территории в границах государства Хайду - А.Р.) становится Чапар-хан. Его поддерживает Тува, против выступает Урус-хан, которого поддерживает дочь Хайду, хранительница "корука" Хайду - Хутулун Чаха.

       

    • 1305-06 - правление Тувы.

       

    • 1306-08 - правление "Улусом" хана Куньджека, сына Тувы.

       

    • 1308-18 - правление "Улусом" хана Эсен-буки, сына Тувы.

       

    • 1318-26 - правление "Улусом" хана Кебека, сына Тувы.
      Основание Кебек-ханом города Карши ("Карши" - монг. "ставка"). Уже при Хайду часть феодалов тяготела к Мавераннахру, региону с оседлым населением, другая же, "партия" тяготела к Восточному Туркестану и Тянь-Шаню. Кебек принадлежал к первой "партии".

       

    • 1326-34 - правление "Улусом" хана Тармаширина, также сына Тувы.
      Одновременно происходит процесс образования прослойки беков и эмиров, фактических владельцев родоплеменных объединений монголов и тюрок, при территориально непрочном владении пастбищными угодиями.

       

    • 1334-39 - правление "Улусом" хана чагатаевича Дженкши-хана, который возвращает ставку в Алмалык.

       

    • 1339 - ханом становится Али-султан. Ставка остается в Алмалыке.

       

    • 1347 - ханом становится Казаган, который вновь переносит ставку в Карши. При нем практически независимы владения Джалаиров в Ходженте, Барласов в Шахрисябзе, мусульман-садров в Бухаре.

       

    • 1348 - "Улус" распадается на две части. В Восточном Туркестане образуется государство Моголистан - от Иртыша до Ташкента, от прибалхашья до линии областей Кашгара, Турфана и Аксу. Ставка в г. Аксу. Особенно выделяется область Мангалай-Субэ, юрт племени Дуглат, глава которого является фактическим владетелем Моголистана, посадив на трон "марионетку" хана Тоглук-тимура (его происхождение от Чингиз-хана ставиться под сомнение.)
      Окончательная победа "тюркской партии над монгольской".
      Западная часть "Улуса" практически независима от Тоглук-тимура.
      при этом существуют несколько независимых владений - улус Енге-тора на реке Эмель (некоторые исследователи считают его кыргызом), улус Хаджи-бека Аркинута, улус Камар ад-Дина.

       

    • 1358 - Тоглук-тимур завоевывает Мавераннахр.

       

    • 1362 - Смерть Тоглук-тимура.

       

    • 1365 - Мятеж Камар ад-дина и его борьба с Хаджи-беком Аркинутом.

       

    • 1370 - В Мавераннахре к власти приходит Тимур-гурган, из племени Барлас. "Подставной хан" - Суюргатмыш. Начало войны с Моголистаном.

       

    • 1371 - поход Тимура-гургана в пределы северо-западного Тянь-Шаня против Камар ад-Дина.

       

    • 1375 - поход Тимура-гургана до реки Или. Множество пленников уводится в Самарканд.

       

    • 1376 - поход Тимура-гургана до Кочкора. Моголы отступают за реку Или к Тарбагатаю.

       

    • 1377-79 - новые походы Тимура-гургана в Моголистан.

       

    • 1388 - против Тимура выступает Енге-тора, который через Сайрам проникает в Фергану и неудачно осаждает Андижан, и возвращается к себе в улус на реку Эмель.
      Поход союзного моголам хана Тохтамыша на Самарканд и Бухару.

       

    • 1389-90 - ответный поход Тимура-гургана в Моголистан. Улусы и "эли" моголов отходят к Алтаю.
      На реке Кобук происходит сражение с Енге-тора, улус которого отходит за реку Иртыш.
      Войско Тимура-гургана разделяется на пять "отрядов". В районах Восточного Тянь-Шаня они сражаются с войсками улуса Булгачы ("Булганч", или "Булгачи" - легендарный предок кыргызского крыла "Ичкилик".), которые отходят в приалтайские степи.
      "Два отряда" сталкиваются близ реки Каратал с улусами Камар ад-Дина и Енге-тора, которые вновь отходят за Иртыш. Войска Тимура-гургана преследуют их и "тамгуют леса за Иртышом", так и не найдя беглецов.

       

    • 1399 - поход внука Тимура - Искандера в Восточный Туркестан. Он отсылает деду в подарок девушек, среди которых упоминаются кыргызки.

       

    • 1407 - поход владетеля Золотой Орды Пулад-хана в Прииртышье против "кыргызов" и победа над ними. Потомки Орды-ичена (старший сын Джучи-хана, внук Чингиз-хана) присоединяются к походу.
      Отказываются идти в поход Шейбаниды, так как во времена Тимура, они укрывались в прииртышье именно у кыргызов.
      По Махмуду ибн-Вали "Поручив охрану прииртышья эмирам племени Баарин, полностью преградили путь кыргызам".
      кроме того он пишет, что "кыргызы предоставляли убежище джучидам, когда те боролись с Тохтамышем"

       

    • 1425 - поход хана Улугбека в Восточный Туркестан. Владетель Таласа Ирезан-баарин, вместе с сулдусами и кераитами, отходит в пределы улуса Джахан-шаха (сын Камар ад-Дина). Улугбек разоряет его улус.

       

    • 1428 - Ирезан-баарин и Мубарак-туркмен уводят свои улусы к Улугбеку. С ними уходит и Юнус-хан, который живет в это время у Шахруха в Герате.

       

    • 1428 - Ханом Моголистана становится Эсен-бука. Фактическая власть у дуглата Сеид-Али (внук Худайдада, правнук Пулада)
      Отдельные, полунезависимые владения:
      в Ат-баши - дуглата Мухаммеда.
      в Ала-бука - дуглата Керим-берди, который периодически нападает на Андижан.
      на Ыссык-куле - бекчика Хакк-берди, он периодически осаждает области Сайрама и Туркестана.
      Известно, что Халуджи и Булгачы уоткочевывают к Абу-л Хайру, а Чорасы и Баарины присоединяются к ойратам.

       

    • 1440-е - Согласно летописи "Сиюй чжи" (1770), "около 330 лет назад, часть кыргызов спасаясь от беспорядков, бежала и нашла приют в горах Тянь-Шаня" и "около 220 лет назад (примерно 1550-е годы) кыргызы разделились на два крыла, две ветви - северную и южную" .

       

    • 1455-56 - возвращение Юнуса в Моголистан, терпит поражение от Эсен-буки близ Кашгара и уходит к тимуриду Абу-саиду во владение Итикент андижанского вилайета.

       

    • 1462 - Смерть Эсен-буки, престол занимает Дост Мухаммед (1462-69), при котором в Семиречье прикочевывают казахи ханов Джанибека и Гирея в количестве около 200 тысяч человек.

       

    • 1468 - Юнус, с помощью Керим Берды, становится ханом Моголистана.
      Казахи возвращаются в Дешт-и-кыпчак.

       

    • 1470-71 - битва на реке Или. Юнус-хан терпит поражение от ойратов Амасан-тайши и уходит со своим улусом (около 100 000 человек) к Ташкенту и в Фергану.

       

    • 1480-е - ойраты возвращаются в Джунгарию, кыргызы занимают земли от Таласа до реки Или.

       

    • 1484 - кыргызы "поднимают на белой кошме" Ахмеда ибн Юнуса (умер в 1505), бежавшего к ним из Ташкента.
      Ахмед-хан, прозванный "алачем" - "кровопийцей" из-за войн с ойратами (отсюда так называемые казахские три Алаша [Жуза]), уничтожает племена Арлат, "стирает с лица земли" племя Калуджи, борется с Мухаммадом Шейбани, уничтожает Али-чораса, "который со времен Эсен-буки не подчинялся никому".

       

    • 1505 - На престоле Моголистана Мансур ибн Ахмед. Его не признают братья Султан-Халиль и Султан-Саид, которые бегут к кыргызам. При этом Султан-Халиль объявляется "падишахом" киргизов.

       

    • 1508 - битва при Алма-Ту. Моголы Мансур-хана и его дяди Махмуд-хана разбивают войско Халиль-султана и Султан-Саида. Значительная часть кыргызов после сражения уводится в Восточный Туркестан, по-видимому в Мангалай-Субэ.

       

    • 1514 - Ханом Моголистана, при непосредственной помощи кыргызов, становиться Султан-Саид (1514-1533). Главную роль при новом хане играет Мухаммад-кыргыз, чья ставка располагается на Ыссык-Куле, в Барскооне.

       

    • 1517 - Обострение отношений между моголами и кыргызами. Поход Султан-Саида на кыргызов Мухаммад-кыргыза, который терпит поражение и попадает в плен, в котором пробывает около 5 лет. В сражении часть кыргызов (видимо оппозиция Мухаммада-кыргыза) переходит на сторону Султан-Саида.

       

    • 1522 - Мухаммад-кыргыз возвращается в свои кочевья, туда же отправляется Абд ар-Рашид ибн Султан-Саид. Фактическая власть в этом регионе вновь у Мухаммад-кыргыза.

       

    • 1533 - На престоле Моголистана Абд ар-Рашид (1533-1560). Заключает договор с "шейбанидами".

       

    • 1537 - Во время похода на кыргызов погибает Абд ал-Лятиф ибн Абд ар-Рашид. Согласно Дженкинсону в 1555-58 годах кыргызы нападают на Кашгар, а казахи нападают на Ташкент.

       

    • 1560 - На престоле Моголистана Абд ал-Карим-бий (1560-1591). При нем в 1591 году совершен безрезультатный поход против кыргызов Чу и Таласа.

       

    • 1591 - Престол Моголистана занимает Мухаммад-хан ибн??? (1591-1610), который разрывает союз с "шейбанидами".

       

    • 1610- ? - На престоле Шуджа ад-Дин Ахмед-хан. В восстании против него его брата Султан-Махмуда принимают участие 7 тыс. кыргызов во главе с Сокур-бием-кушчи.

       

    • 1638 - ? - На престоле Моголистана Абдаллах-хан. При нем укрепляется государство. Он организует поход на Ош. Также использует кыргызов в военных целях, в частности при подвлении мятежа своего сына Йулбарса. Однако отношения с кыргызами противоречивые, в ответ на их усиление - избиение 10000 кыргызов, однако потом вновь приблизил к себе кыргызскую знать.
      Правителем Кашгара он назначает Койсары-бия-чонбагыша, правителем Аксу - Олджотай-бия, Уч-Турфана - Алты-Куртка-бия.

       

    • ?- убит 1692 - Во главе Моголистана Мухаммед-Амин. В его правление, при поддержке кыргызов, поднимает мятеж глава "белогорской" партии ходжей - "актаулык" Аппак-ходжа (умер в 1994).

       

    • 1692-1695 - Во главе Моголистана Яхья-ходжа ибн Аппак-ходжа.

       

    • 1695- ? - Яхья-ходжа убит ойратами. Яркенд захватывает представитель светских кругов Аламшах-бек.

       

    • 1695- ? - На троне Моголистана "Акбаш-хан" - Мухаммед-Мумин-султан, сын Султан-Саида Баба-хана, владетеля Турфана. Посажен на престол кыргыз-кыпчаками Арзу-Мухаммед-бия. Убит тем же Арзу-Мухаммад-бием.

       

    • ?-? - На троне опять марионетка Арзу-Мухаммеда - Султан-Ахмад-Султан. Кыпчак-кыргызы, тоолосы, кесеки, чонбагыши, кушчу и найманы захватывают Яркенд, яркендцы призывают ойратов, кыргызы отхлдят к Кашгару, но потом внвь берут Яркенд.

       

    • 1702 - Восточный Туркестан, за исключением Хами захватывает Цеван-Рабтан.

     

    • 1205 - Близ Бухтармы, на Иртыше, Чигиз-хан разбивает войско меркитов Тохтоа и найманов Кучлука. Сыновья Тохтоа бегут к кыпчакам на реку Чуй, где их настигает войско Субедей-батура, а Кучлук уходит к кара-китаям.

       

       

    • 1206 - Всемонгольский курултай. Избрание Чингиз-хана. Принимается решение покорить весь мир.

       

       

    • 1207 - Поход Джучи в "северные земли". Покорение "лесных народов: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги".
      Первым изъявляет покорность глава ойратов Худуха-беги. Власть монголов признают и кыркызы. Джучи покоряются их князья Инал, Еди (Джети?), Алдиер и Олебек-дигин (Айбек-тегин?).

       

       

    • 1209 - Уйгурский идикут Турфана Барчук признает власть Чингиз-хана.

       

       

    • 1210 - Владетель карлукской области Каялык Арслан-хан признает власть монголов.

       

       

    • 1217 - Восстание Туматов ("Жили в пределах страны кыркызов, и были чрезвычайно воинственным племенем и войском"). На подавление мятежа отправляется Борагул-нойон, но его убивают. Прибывший позже Дорбо Докшин-нойон усмиряет Туматов, при этом вырезав большое количество людей.

       

       

    • 1218 - Монголы требуют от Туматов, живших в области Баргуджин-Токум налога женщинами, вследствии чего последние вновь восстают. Для подавления мятежа, монголы призывают живших рядом кыркызов, но те не соглашаются и тоже поднимают мятеж, во главе с неким Курлуном
      Монголы выступают против Кыркызов, подошедший первым авангард войска во главе с Нока-нойоном наносит им поражение. Затем подтягивается основное войско во главе с Джучи. В итоге монголы "огнем и мечом" проходят через земли совр. Тувы, Минусинской котловины, Горного и Северного Алтая.

       

       

    • 1219 - начало завоевания монголами Хорезма.

       

       

    • 1226 - смерть Джучи, есть мнение о том, что он был убит по негласному приказу своего сурового отца.

       

       

    • 1227 - смерть Великого Чингиз-хана.

       

       

    • 1229 - "Великим ханом" становится Угэдэй(1229-1241). Известно, что четвертой его женой была кыркызка "цзилицзиси-хутени" Джачин. Его юрт находится в пределах Тарбагатая. Кроме того ему "отходят" племена Джалаир, Сулдус и Конкотан.

       

    • 1246 - "Великим ханом" выбирают Гуюк-хана (1246-48).

       

    • 1249-51 - Война за престол "Великого хана".

       

    • 1251 - "Великим ханом" становится Мункэ-хан (1251-1260).

       

    • 1252 - Смерть кераитки Соркуктани-беги, сыгравшей огромную роль в истории чингизидов, владевшей Саяно-Алтайскими урочищами и пастбищами. Саяно-Алтай достается ее сыну Ариг-буке - "Его летнее становище на Алтае, зимнее в Теке и Кыргызе. Между ними три дня пути" Основу его войск составляют Ойраты и Найманы.

       

    • 1260 - основные силы монголов в походе на Китай. Умирает (?) Мункэ-хан, знать, оставшаяся в ставке - Каракоруме выбирает "Великим ханом" Ариг-буку.
      С этим не соглашается брат последнего, Хубилай. В начавшейся борьбе Ариг-бука терпит поражение и бежит в земли Кыркызов. Собравшись с силами, он отправляет войско в Тангут, но неудачно.

       

    • 1264 - отчаявшись бороться с братом, Ариг-бука сдается на милость победителя.
      Хубилай, основатель династии "Юань", переносит свою столицу в Китай, где строит город Дайду (будущий Пекин).
      Земли кыркызов теряют определенную самостоятельность и включаются в провинцию ЛИН-БЭЙ с центром в Каракоруме. На этих землях образуются административные единицы Кянь-Чжоу (совр. Чаа-хольский и Улуг-хемский районы) и Илань-чжоу (совр. Элегест, Межегейский и Тандинский районы), отдельный тумен "Кыркыз" и таежные районы Ханьхэна, Усы, Анкэла.

       

    • 1266 - умирает Ариг-бука.

       

    • 1270 - губернатором провинции Лин Бэй назначается Лю Хао-ли. Его резиденция находиться в области Илань-чжоу.

       

    • 1273 - кыркызы поднимают мятеж, во главе его князь из Кянь-чжоу.
      Согласно Л.Р. Кызласову, возникает Кыркызское государство, которое просуществует вплоть до 1293 года.

       

    • 1280 - Лю Хао-ли, теснимый кыркызами, уходит в Дайду, где получает награду от самого Хубилая. Кыркызы устанавливаю отношения с улусом Хайду-хана.

       

    • 1287 - восстание монгольского князя Наяна в Маньчжурии против империи Юань (улус Хубилая), которого поддерживают кочующие в Маньчжурии тюркские племена. Мятеж подавляется корпусом военачальника Тутуха, кыпчака по происхождению. По "Юань-ши" "все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учрежден департамент Халаду из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кочевья кыпчаков, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха."

       

    • 1290 - Тутуха захватывает около 3000 семей района алтайских гор и уводит их в Каракорум.

       

    • 1292-93 - корпус Тутуха, состоящий из кыпчакских племен, в том числе и канглы (по Л.Р. Кызласову и родственных им центральноазиатских кыргызов, вассалов юаньских феодалов, "взявших" имя "кыргыз" по имени побежденного народа!!!; в XV веке переселившиеся на Тянь-Шань :)), расквартированный в Каракоруме на реке Орхон, направляется в земли кыркызов - "народа пяти племен", для их усмирения.
      Хайду-хан отправляет кыркызам подмогу - своего военначальника Болоча, но Тутуха разбивает его. Все земли кыркызов, их кыштымов и других племен, населявших Туву и Минусинскую котловину, вновь покоряются империи Юань. (И по сей день в хакаском фольклоре Кубла-хан [Хубилай-хан] является олицетворением зла.)
      Часть насельников этих районов, а точнее часть племен Усухань, Ханас и Цзилицзисы (Кыркызы) переселяются в Маньчжурию, в Дунбэй, при слиянии Сунгари и Амура, где строится город Чжаочжоу.
      Ныне там живут потомки этих переселенцев, называемые "фуюйскими кыргызами", их вымирающий язык близок древнему кыркызскому и современному хакаскому.

       

    • 1293 - на землях племени Хасыхэ селятся 750 семей "чжирхэхусотай[ских] цирцзисы [кыргызов]" (Л.Р.Кызласов считает Хасыхэ предками качинцев, "кашка", а цирцзисы - центральноазиатскими кыргызами).

       

    • 1294 - Тэмур-хан Олджэйту (1294-1307), занявший трон империи Юань после смерти Хубилая, продолжает политику усмирения кыркызов. Он переселяет в провинцию Шаньдун кыркызов (возможно кыргызов, что маловероятно, так как они союзники монголов Юань, и основа войск Тутухи и его сыновей) Алтая.

       

    • 1307-1311 - на троне Юаней - Кайшан Гюлюк.

       

    • 1311-1320 - на троне Аюрпарибхадра Буянту.

       

    • 1320-1323 - на троне Судхипала Гэгэн.

       

    • 1323-1328 - на троне Есун-Тэмур.

       

    • 1328 - на троне Ариг-аба (Араки-бег).

       

    • 1328-29 - на троне Джиджагату Ток-Темур.

       

    • 1329 - на троне Кушила Кутукту.

       

    • 1329-1332 - на троне Джиджагату Ток-Темур.

       

    • 1332-1333 - на троне Ринчендпал (Иринджипал).

       

    • 1333-1370 - на троне Тогон-Тэмур.

       

    • 1370-89 - на троне империи Юань Билигту-хан (Аюширидара-хан), сын Тогон-Тэмура.

       

    • 1389 - Падение империи Юань. Конец монгольскому владычеству в Китае.

       

    • 1378-1389 - Правление Усхал-хана (Тогус-Тэмур, Ахмуд-хан). Надеясь восстановить владычество юаней в Китае, но безуспешно. Погиб в одной из битв с китайцами.

       

    • 1389-1392 - правление Энх-Дзорикту-хагана, старшего сына Усхал-хана.

       

    • 1392-1398 - на престоле Элбег-Нигулэсэгчи-хаган, сын Усхал-хана. Из-за жены своего брата красавицы Улдзэйту-гоа-бигэчи убивает своего брата Харагуцуг-Дэгурэнг-хунтайджи. В этом ему помогает ойрат (возможно кыргызская фратрия в ойратском союзе) Худхай-Тайю. Позже его оговаривает Олдзэйту-гоа и он погибает от рук Элбег-хагана.
      Поняв то, что Худхай-Тайю был убит по наговору царевны, Элбег-хаган отдает в управление сыну погибшего Батула-чинсангу "четыре племени ойратов" и свою дочь - Самур-дайху.
      Однако позднее именно Батула-чинсанг и его брат Угэчи-хашага убивают Элбег-хагана, мстя ему за смерть отца.

       

    • 1398-1402 - Гун-Тэмур. Сын Элбег-хагана.

       

    • 1402-1410 - Эл-Тэмур (Олдзэйту-Тэмур).

       

    • 1407 - ойрот (ойрот-кыргыз?) Угэчи-Хашага подчиняет себе Хами и убивает его владетеля.

       

    • 1411-1415 - Дэлбэг-хан (Талба). Сын Эл-Тэмура.

       

    • 1415-1425 - Ойратдай-хан. Согласно "Алтан-тобчи" Лубсан-Данзана он ойрат.

       

    • 1421 - набег ойротов в Моголистан, вплоть до Ыссык-куля.

       

    • 1425-1438 - Адай-хан. Убит ойратами, с которыми вел жестокие войны. Убивает в сражении Батулу-чинсанга и берет в жены его вдову Самур-дайху.

       

    • 1438 - на всемонгольском престоле Дайсун-хаган (Тохтога-Буха), сын Аджай-тайджи. Его соуправитель Тогон-тайша (сын Батулы-чинсанга и Самур-дайхи) в 1452 пытается неудачно узурпировать престол и погибает.

       

    • 1438 - при правлении Дайсун-хагана (некоторые считают его ойратом), при нем главным "чинсаном" является глава "кыргызского" (возможно кыркызского) тумена, некий Абабарцы. Правое крыло составляют Чорасы, левое Хойты.

       

    • 1452 - Мятеж ойратов поддерживает брат Дайсун-хагана - Агбарджин-джинонг и в итоге погибают оба. На престоле ойрат Эсен-тайша.
      При нем к Тангмукам (кыпчакское владение Токмок) бежит сын Агбарджин-джинонга Харагуцаг, там он и погибает. Его убивает кыпчакский Ванши-Мункэ, брат Мункэ-баяна.

       

    • 1449-50 - Поход Ойратов на Пекин (как считают некоторые исследователи, именно он лег в основу одного из основных разделов Кыргызского эпоса "Манас" - "Похода на Бейджин").
      Во главе похода Эсен-хан, из Чорасов. Кочевникам удается взять в плен императора.

       

    • 1459 - смерть Эсен-хана. На престоле "Магу-кыргыз" или Мэргус-хан (Маха-Гэргэс-хаган, Махагургэс, Махагурхи - сын Дайсун-хагана и Самур-дайхи). Правит он недолго.

       

    • 1468-69 - ойраты терпят поражение от монголов. Сын Эсен-хана - Хоэрхуда уводит часть ойратов на север Джунгарии (и на Алтай?).
      Главная часть ойратов, около 40 тыс. юрт занимают район Хами - Баркуля.
      Туда же, в район Хами откочевывает тумен "кыргызов Абабарцы".

       

    • 1470-71 - В Семиречье прикочевывают ойраты Амасан-тайши (он же Санджы-баши, он же Аши-темир) в количестве около 300 000 человек.
      Битва на реке Или, ой

     

    © Рустам Абдуманапов


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...