Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 4 часа назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Верно, енисейские эпитафии сильно отличаются да же языке кыргызов Фуюй. Енисейские эпитафии на структурном "Д" языке с йоканием. 

      Согласно лингвистов, народный разговорный язык была структурный "З" язык  с жеканием. А эпитафии они написали на литературном языке или языке көк тюрков.

      Верно,допускается что язык рунических памятников вообще был не генуинным не только для древних кыргызов ,но и для древних тюркютов.Родным он был для огузов и уйгуров. Язык всех этих эпитафий однообразный,отработанный.

      Что касается фуюйского ,хакасского,шорского , и даже сары югурского ,то как раз таки они все восходят на древнекыргызский язык,к нему даже может восходить Кучаский говор уйгурского языка,который сохраняет срединную "З".У Тенишева кстати есть очерк про Кучаский говор

       

    • Кстати, вот еще Зуев идентифицирует огузских Джаруклуг (из списка Кашгари) как племя Черик 8-10 вв.

      Цитата

      72*.  Чэ-ли 199 = t'siet(-r)-lji(ri)  [24], [25] http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/SharyCherigShe-liChe-li24,25.gif . Дешифровка этнонима из Табгачской лексики произведена Л.Базеном, считающим Чэ-ли Китайской передачей Тюрко-Монгольского термина "Чериг" (L Bazin, Recherches sur les parlers T'o-ba, стр. 243, 244). Как этническое название этот термин известен очень давно.
      121 Кроме Китайских источников, Черики упоминаются в "Сакском" документе 8 в., в нем ясно проступает их западная, может быть, восточноуркесТанская локализация, так как рядом с ними названы Тохары-Ттаугара (W.B.Henning, Указ. соч., стр. 545). К этому же району следует отнести и Чериков-Charaiγa Хотанских текстов (H.W.Bailey, The Slael-Hollstein Miscellany, стр. 20). Махмуд Кашгарский, называя Чериков-Джаруклуг в составе Огузов (Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1. M.-Л., 1939, стр. 309), помещает их уже в Семиречье, между Играками и Джумул-Чомулами (V. Minorsky, Hudud al-Alam, стр. 275). Но под Чэ-ли списка тамг надо понимать восточных Чериков, кочевавших по соседству с племенем Шары во Внутренней Монголии - Цзинь-сяне или составлявших с ними одно целое. Приведенные в 71* сведения о Шэ-ли - Че-ли, несомненно, говорят зa их восточное местонахождение, что подтверждается сообщением Таншу о расселении Че-ли (Цзю Таншу - Шэ-ли, цз.194, стр. 15 а) в Юнь-чжунском наместничестве после разгрома Восточно-Тюркского Элькагана Китайским полководцем Ли Цзином (Таншу, цз. 215 а, стр. 21 б, Бичурин, Указ. соч., т. 1, стр. 265). После этого события Черики в числе других Тюркских племен сопровождали Китайского императора в его путешествии к священной горе Тай-шань, находившейся к востоку от Ордоса (там же).

      http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

      Цитата

      В энциклопедическом словаре «Диван-и лугат-ит-тюрк» тюрко-лога XI в. Махмуда Кашгарлы была дана характеристика десятков собственных имен. Среди этих имен собственных особое внимание привлекают топонимы и этнонимы: «Я перечислю их, буть то му-сульманские или языческие, по порядку от окрестностей Рима и до Востока. Прежде всего, первым племенем вблизи Рима является Бе-чаняк, затем Гыфчаг, Огуз, Ямак, Башкырд, Басмыл, затем Гай, за-тем Ябгу, затем Татар, затем Гыргыз; Гыргызы живут вблизи Китая. Все эти племена перечислены, начиная от окрестностей Рима в сто-рону Востока. Далее идут Джигил, затем Тохси, затем Ягма, затем Играг, затем Джаруг, затем Джумул, затем Уйгур, затем Танкут, за-тем Хитай, то есть Китай, затем Тапгыч, то есть Мачин. Эти племена расселяются между Севером и Югом».

      "ОСНОВЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ОНОМАЛОГИИ" Курбанов

      Когда они появились в Семиречье? Видимо в 8 веке как и другие огузские племена, прикочевавшие с востока.

      "...Доказательством того, что население городов Жетысу, в том числе одного из главных его центров — Тараза было тюркским является манихейское сочинение, в котором говорится, что оно привезено из города «славных и благословенных тюрков-чаруков Аргу — Таласа» [Волин, Сведения арабских источников о долине реки Талас и смежных районах, 1960. С. 77]"

      https://eurasica.ru/forums/topic/5529-города-западно-тюркского-каганата/?do=findComment&comment=253355

      Тамга лошадей племени Чериг (Черик) очевидно совпадает с тамгой Човдур (Чавулдур)

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Човдур_(племя)

      Название Джарук-луг уж больно напоминает Карлук (Куруг-луг)

      https://en.wiktionary.org/wiki/kurulu

    • 1 час назад, buba-suba сказал:

      Согласен, племена могли назвать по имени предводителя-огузида; имена некоторых внуков могли быть забыты и/или заменены названием племени, которым он руководил. 

      Кайы, баят/баяут и баяндур считаются монгольского (татарского) происхождения.

      Бечене - печенеги

      Алайонтли - алаты, которых китайцы называли "бома". 

      Ягма/япарлы, эймюр, салыр (и возможно Урегир) - из токуз-огузов, по моей версии они из племени Киби

      Остальные 16 (по Кашгари меньше) племен трудно идентифицировать, возможно "новоделы" или ответвления от других более древних племен.

      1 час назад, buba-suba сказал:

      Например, ногайцы - орда хана Ногая. 

      Про связь этнонима "ногай" с ханом Ногаем спорно, вроде совр. историки даже несогласны с этим.

    • 6 минут назад, MURAD сказал:

      Слушайте ,если вы говорите о языке енисейских эпитафий,которые относят к древним кыргызам ,то от  современного кыргызского языка он отличается сильно .

      Верно, енисейские эпитафии сильно отличаются да же языке кыргызов Фуюй. Енисейские эпитафии на структурном "Д" языке с йоканием. 

      Согласно лингвистов, народный разговорный язык была структурный "З" язык  с жеканием. А эпитафии они написали на литературном языке или языке көк тюрков.

  • ИСТОРИЯ ЧАГАТАЙСКОГО УЛУСА И ГОСУДАРСТВА ХАЙДУ


    Rust

    При разделе весной 1226 года Чингиз-ханом завоеванных монголами земель между сыновьями, Чагатай получает земли от страны уйгуров до Самарканда и Бухары. Кроме того, ему придаются 8 тысяч всадников собственно монголов. Ставка орды Чагатая находилась к западу от Алмалыка, ныне города Кульджа (Инин) в Синьцзяне и называлась Куяш и Улуг-иф (Улуг-уй - "Большой дом"). Согласно сообщениям Карши, центральная часть его владений с главным городом Алмалыком называлась "Иль-аларгу" или "Иль-Аларгузи". Кроме того, в состав владений Чагатая входил и Мавераннахр (междуречье Аму- и Сыр-дарьи), однако фактически им владел каган Угэдэй (1229-1241).

    Монгольские ханы не интересовались управлением хозяйством и культурной жизнью улусов, ограничиваясь лишь получением податей от их населения. Для этого ими назначались откупщики, в Мавераннахре (одной из самых богатых областей улуса) Угэдэй доверил это дело хорезмийцу купцу Махмуду Ялавачу, жившему в городе Ходженте.

    В 1238 году Чагатай, без согласия кагана Угэдэя, смещает Махмуда Ялавача. Каган делает упрек своему брату, однако отдает ему Мавераннахр в качестве "инджу". Откупщиком становиться сын Махмуда — Масуд-бек. Он становится откупщиком не только Мавераннахра, но и всего оседлого населения Средней Азии, Семиречья и Восточного Туркестана.

    Чагатай отличался весьма жестоким характером, на что указывал даже его отец - Чингиз-хан. Историки считают, что именно поэтому каганом был назначен более младший, но "великодушный" Угэдэй. Чагатай считался блюстителем "Ясы" - законов Чингис-хана. При его жизни ни один мусульманин не мог открыто резать барана, или совершать ритуал омовения в проточной воде.

    Использована монография О.Караева "Чагатайский улус. Государство Хайду." - Бишкек: Кыргызстан, 1995. и История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984.

    1241 год  Умирает каган Угэдэй, и через некоторое время умирает и Чагатай. Престол Чагатайского улуса завещается внуку Хара-Хулагу, сыну Мутугена. Он вновь назначает откупщиком Масуд-бека.
    Преемник и сын Угэдэя Гуюк (1246-1248 г.г. - после смери Угэдэя трон оставался незанятым и империей управляла его вдова Туракина.) низлагает Хара-Хулагу, объявив, что при жизни сына внуку нельзя наследовать трон, и отдает власть старшему сыну Чагатая - Есу-Мунке. Однако после смерти Гуюка разгорается борьба среди чингизидов за всемонгольский престол.

    1251 год  Великим каганом становится Мунке, сын Тулуя, посаженный на трон при активной поддержке Батыя, сына Джучи.
    Есу-Мунке оказывается в числе противников Мунке, а Хара-Хулагу напротив в числе поддержавших его. В результате Мунке отдает ему власть над "улусом Чагатая" и ярлык на убийство Есу-Мунке. Но, Хара-Хулагу умирает в пути где-то на Алтае. Согласно ярлыку хана, Эргене-хатун, жена умершего Хара-Хулагу, убивает Есу-Мунке и начинает управлять улусом от имени своего сына Мубарек-шаха.

    1259 год  Умирает Мунке-каган. Кочевая монгольская знать провозглашает каганами сразу двух его братьев.
    Монгольские вельможи, находившиеся в походе для завоевания Китая, провозгласили каганом Хубилая. Знать, находившаяся в это время в Каракоруме, принимает власть Ариг-Буки. Он сразу же назначил в Чагатайский улус нового правителя - Алгуя, внука Чагатая - сына Байдара.
    Алгуй становится полновластным правителем Чагатайского улуса и собрав 150 000 воинов, открыто переходит на сторону Хубилая. В это время войска Хубилая вытесняют Ариг-Буку из Монголии в земли енисейских кыргызов.

    1262 год  Ариг-Бука решает выступить против своего недавнего ставленника Алгуя, однако близ озера Сайрам его передовой отряд терпит поражение. Алгуй, успокоенный этой победой устраивает празднества, однако Ариг-Бука нападает на пирующих и разбивает их войска. Алгуй бежит в Восточный Туркестан.
    В Семиречье начинается голод и падеж скота. Эти и другие веские причины ухудшают положение Ариг-Буки. Узнав о выступлении против него Алгуя, Ариг-Бука отсылает ему навстречу Эргене-хатун и Мубарек-шаха и отправляется с повиной к своему брату противнику Хубилаю.
    Алгуй вновь становится правителем Чагатайского улуса.
    Одним из ярых противников Хубилая и сторонником Ариг-Буки был внук Угэдэя - Хайду. Во времена заговора против Мунке-кагана, он был выслан на Тарбагатай в ссылку. Впоследствии, при поддержке Берке, брата Батыя, он создает небольшое владение в долине рек Эмиля-Тарбагатая и Черного Иртыша. При этом он начинает борьбу против Алгуя и, естественно, Хубилая. Происходит ряд успешных и проигранных сражений.

    1265/66 год  Умирает Алгуй. Эргене-хатун (она стала женой Алгуя после того как ее выдал Ариг-Бука) по совету эмиров возводит на престол Чагатайского улуса своего сына от первого мужа (Хара-Хулагу) - Мубарек-шаха.
    Однако этому противится Великий каган Хубилай, ведь именно он "назначал" предыдущих ханов. Он выдает ярлык на правление улусом Бараку, сыну Есун-Тувы сыну Мутугена сыну Чагатая "пока не вырастет Мубарек-шах". Барак отправляется в свой родовой юрт в долину Сурхан-Дарьи и начинает нападать на местных жителей, Мубарек-шах направляет против него войско но терпит поражение и попадает в плен.

    1266 год  Барак объявляет себя главой Чагатайского улуса в г. Узгенде и сразу же смещает наместника Хубилая в Туркестане эмира Мугултая. В ответ на это Хубилай отправляет против Барака своего старшего эмира Коничи. Однако шеститысячный отряд Коничи встретив тридцатитысячное войско Барака, уклоняется от сражения и поворачивает назад. С этого времени правители Чагатайского улуса становятся самостоятельными.
    Барак, окрыленый этим успехом, решает покончить и с независимым Хайду. Первое сражение приносит ему успех, однако впоследствии, при поддержке джучида Менгу-Тимура, Хайду наголову разбивает войска Барака.
    Последний бежит в Мавераннахр и начинает грабить собственные владения, чтобы его богатства не достались противникам.
    Хайду не преследует противника, наоборот посылает к нему своего родственника Кипчака с предложением мира. Так как Кипчак был другом Барака, он уговаривает его принять участие в общем Курултае.

    1268 год  Хайду заключает союз с Нояном, потомком Отчигина (брат Чингиз-хана и удельный владетель в Маньчжурии) и нападает на Монгольский Алтай. Кыпчак по происхождению, военачальник и глава личной гвардии кагана Тутук (Тутуха) разбивает войска мятежного Нояна.

    1269 год  Весной монгольские царевичи собираются на свой первый Курултай в Средней Азии "на луговьях Таласа и Кенджека".
    В Курултае участвуют чингизиды Барак, Хайду, Менгу-Тимур, Кипчак и Берчекер. Барак, как преемник Чагатая получает в удел две трети Мавераннахра.
    Хайду расширяет свои владения за счет остальной части Мавераннахра, до Сыр-Дарьи и Ферганы включительно.
    Участники Курултая заключили между собой договор о том, "что впредь будут селиться в горах и степях и не будут бродить вокруг городов, не будут выгонять животных на нивы и предъявлять райатам несправедливые требования."

    1270 год  Барак форсирует с войском Аму-Дарью и, выполняя поручение Курултая, выступает против Абака-хана, преемника Хулагу. Вместе с Бараком в поход отправляеются потомки Угэдэя Кипчак и Чапат. Однако на одной из пирушек знати, один из эмиров Барака Джалаиртай оскорбляет Кипчака. В результате этого Кипчак и Чапар покидают Барака.
    Барак, в битве 22 июля 1270 г. под Гератом, терпит жестокое поражение. После возвращения из похода, Барака разбивает паралич и он умирает.
    Хайду становится единоличным правителем Чагатайского улуса и продолжает борьбу против Хубилая, объясняя это тем, что власть была завещана потомкам Угэдэя и обвинив кагана в том, что он предался Китаю и отбросил монгольские обычаи, перенеся столицу из Кара-Корума в Китай.
    После смерти Барака, Хайду назначает владетелем чагатайского улуса двоюродного брата Никпея, сына Сарбана. Через три года он умирает и его трон занимает Бука-Тимур, сын Кадана седьмого сына Чагатая. В скором времени и он скончался по болезни. Во главе улуса ставится Дува, сын Барака.

    1276 год  В Джунгарии, во время похода войск кагана против Хайду, восстают Ширеки (внук Угэдэя) и Тук-Тимур (брат Хубилай-кагана).
    Однако потом они начинают воевать между собой и с местными царевичами.

    1277 год  Против Хайду отправляется новая армия во главе с военачальником Тутуком, кыпчаком по происхождению, причем ядро его армии составляет отборный кыпчакский тумен. Преследуя Ширеки, Тутук перевалил через Монгольский Алтай и захватил много добычи.

    Юаньский полководец Тутук (Тутух) играл большую роль в империи Хубилая. Его предки были владетелями где-то в долине Иртыша. Еще его отец, кыпчакский хан Баньдучар добровольно подчинился Чингис-хану и сопровождал его во многих походах. Согласно хроники "Юань-ши" предки Тутука прежде жили в долине Чжелань-чуань, затем переселились к горам Юйлиболи. По мнению исследователей (Петров К.И., Шаниязов К.Ш., Кумеков Б.Е.), эта долина локализуется в районе современного города Змеиногорска на Алтае, ибо "чжелянь" соответствует тюркскому "джылан" - змея.
    Стоит заметить, что Тутук, а впоследствии и его сыновья, играли при дворе юаньских императоров достаточно важную роль. Известно, что перед крупным сражением против коалиции Хайду-Нояна, Тутук был начальником охранной гвардии кагана, состоящей из кипчаков и родственных им канглы. Кроме того он имел право требовать подчинения от чиновников, должностных лиц и военачальников из числа членов императорского дома.

    1290 год  Тутук, являясь главнокомандующим каганских войск на севере (т.е. Монголии) "разграбил район Алтайских гор (Монгольский Алтай) и захватил 3 тысячи семей, принадлежащих Хайду."

    1291 год  По приказу кагана Хубилая, Тутук выступает против енисейских кыргызов и покоряет их. В ответ на это Хайду посылает помощь, но Тутук разбивает посланное войско и пленит его полководца Болоча.

    1294 год  Умирает Хубилай-каган. Его наследник Темур продолжает политику отца - борьбу против Хайду.

    1295 год  Поход Дувы и Сарбана, сына Хайду в Хорасан..

    1299 год  Умирает Тутук. Его должность командующего юаньским северным корпусом занимает его сын Чжуанур. В этом же году он переваливает Алтай и нападает на земли "Балин", где разбивает вассала Хайду Тельянтая. На обратном пути Чжуанур сталкивается у реки Алей (Зап. Алтай) с полководцем Бобо и потерепев поражение, спасся бегством.

    1301 год  Чжуанур где-то на юге Алтая разбивает армии самого Хайду и Дувы.

    1302/1303 год (701 г.х.)  Умирает Хайду-хан. Начинается борьба за престол. Его дочь Хутулун-чаха (другое ее имя Ай-Ярук - "Светлая луна") попыталась посадить на престол своего брата Уруса. Однако трон, при поддержке Дувы занимает старший сын Хайду - царевич Чапар. Интронизация проходила в коренном юрте - на реке Эмиль.

    1305 год  Не без участия Дувы, его вассалы нападают на Чапара и его брата Шаха. В итоге, Чапар и его братья признают главенство Дувы (Тувы). Дува становится главой улуса и государства, основанного Хайду.

    1307 год  Дуву разбивает паралич и он умирает. В местности Себкун-Кала близ г.Алмалыка на престол возводится сын Дувы - Куньджек. Он правит год и умирает в Юлдузе.

    1308 год  Власть в Улусе захватывает потомок Угэдэя - престарелый Талика. Он покровительствовал исламу и носил  мусульманское имя Хизр, преследовал сыновей Дувы и их сторонников.
    Сыновья Дувы, а также родичи Чапара во время созванного Хизром курултая нападают на его шатер ночью и убивают его.

    1309 год  По инициативе Кебека созывается курултай, на котором престол отдается старший сын Дувы - Эсен-Бука.

    1315 год  Столкновения Эсен-Буки с войском Чжуанура (сын Тутука, главнокомандующий северной армией монгольской империи Юань). Чагатаиды терпят поражение.

    1318 год  Умирает Эсен-Бука. Трон отходит к его брату Кебеку, который был представителем монгольской знати, поддерживающей процесс перехода к оседлости и городской жизни. Кебек перенес ставку Чагатайского Улуса в г. Нахшеб (тогда Несеф) в Мавераннахр, и постоил возле него дворец Карши (по монгольски "дворец", возле него потом вырос целый одноименный город).
    Он был шаманистом, но покровительствовал мусульманам. По данным Ибн Баттута (он посетил ставку в 1333 году) Кебек и его брат Тармаширин говорили на тюркском языке, и называли своих сыновей по-тюркски "угул". По мнению Караева О. монгольские племена Мавераннахра к XIV веку уже были отюречены.
    Кебек-хан провел денежную и административную реформу в Чагатайском Улусе. Улус был поделен на единицы, которые в областях Самарканда назывались "тюмен", а в Кашгаре - "орчин", их возглавляли представители тюрко-монгольской знати.

    1326 год  Умирает Кебек-хан. После него в течении года ханами становились поочередно его братья Ильчигидай и Тува-Тимур (Дурра). Занятно то, что Ильчигидай покровительствовал католичеству.
    Следующим ханом становится очередной сын Дувы - Тармаширин, который также как и Кебек был сторонником централизации власти. Тармаширин переносит столицу в Бухару и объявляет ислам господствующей религией (до этого он был шаманистом).
    Он был шаманистом, но покровительствовал мусульманам. По данным Ибн Баттута (он посетил ставку в 1333 году) Кебек и его сын Тармаширин говорили на тюркском языке.

    1334 год  Знать Улуса восстает против Тармаширина, который по их мнению стал пренебрегать кочевыми традициями, не созывал курултая и был нарушителем Ясы Чингиз-хана. Во главе восстания был Бузан, сын Дурра-Тимура. Тармаширин бежал в Газну, но в пути его схватил правитель Балха Янги.
    Бузун переносит ставку в г.Алмалык, однако правит он менее года. ХЗнать убивает его и садит на престол внука Дувы - Дженкши, который правил два года, покровительствовал католическим миссионерам и буддийским жрецам, увлекался охотой и шахматами.

    1338 год  Дженкши убивает его родной брат Есун-Тимур. Новый государь в скором времени потерял рассудок из-за братоубийства, он обвинил в этом свою мать: "Это ты сказала, чтобы я восстал против своего брата Дженкши-хана и по твоему доносу я совершил это недостойное дело."
    Воспользовавшись состоянием Есун-Тимура, некий Али-Султан захватывает власть в Улусе. В это время в Мавераннахре появляется энергичный правитель, дервиш ханского происхождения (сын чагатаида Ясавура, долгое время боровшегося за трон и убитого воинами Кебек-хана).

    1345 год  Али-Султана на короткое время сменяет чагатаид Мухаммад ибн Пулад, вскоре трон отходит Казан-хану (другой сын сын Ясавура).
    Он вновь приступил к централизации власти и перенес ставку в Карши. Ему пришлось усмирять военно-кочевую знать. Один из улусных беков - Казаган, был разбит Казан-ханом в местности Сали-Сарай на реке Аму-Дарье.

    1346 год  Сопротивление усилению центральной власти достигает своего апогея. Бек Казаган вновь собирает недовольную знать и нападает на Казан-хана. На этот раз хан терпит поражение. Казаган убивает Казан-хана, последнего самостоятельного чагатаида. Заканчивается история Чагатайского Улуса и государства Хайду.

    Реклама: о вариантах использования и публикации хронологических таблиц на сайтах можно уточнить на форуме http://www.cyberforum.ru/1c/ 


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...