Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Зафиксируем место и дату жизни Гиппократа: остров Кос (на границе современных Турции и Греции), около 460 года до нашей эры, то есть более 2,5 тысяч лет назад.

      Также все современных тюрок — от гагаузов до саха и от узбеков до чувашей — объединяет общая языковая семья.


      Точные датировки возникновения различных ветвей тюркского праязыка по-прежнему вызывают дискуссии. Лингвисты (как и археологи с историками) обычно предлагают лишь ориентировочные диапазоны и нередко расходятся в оценках на несколько столетий. Тем не менее, на основании сопоставления исторических источников, данных сравнительно-исторического языкознания и современных методик (глоттохронология, байесовская филогения и др.) выработаны общепринятые ориентиры: когда и как шло основное размежевание внутри тюркской семьи.

      Ниже представлена сводка данных из последних (на 2020–2025 гг.) академических публикаций, в частности, из фундаментальной монографии The Turkic Languages (2-е изд. 2021 г., ред. Л. Йохансон и Э. Чато, издательство Routledge), а также отдельных статей (Robbeets, 2020–2022; Pakendorf & Stapert, 2021; Li, 2022 и др.). Других свежих работ по теме обнаружить не удалось.


      ---

      Johanson, Lars & Csató, Éva Á. (eds.) (2021).
      The Turkic Languages (2nd edition). London/New York: Routledge.
      — Фундаментальный коллективный труд с обновлёнными главами по исторической фонетике, морфологии и классификации. См. особенно разделы «Early Turkic» и «Historical development of the main branches».

      Robbeets, Martine & Savelyev, Alexander (eds.) (2020).
      Language Dispersal Beyond Farming. Amsterdam: Benjamins.
      — В ряде статей этой книги обсуждаются гипотезы о «трансивразийских» (ранее — «алтайских») языках. Роббитс предлагает новую хронологию расхождений, где огурская ветвь отделяется уже в I в. н. э., а дальнейший распад приходит на VI–VII вв.

      Pakendorf, Brigitte & Stapert, Eugénie (2021).
      “Reconstructing the History of Turkic Languages through Genealogical Approaches: Phylogenies, Bayesian Models, and Lexicostatistics.” Sino-Platonic Papers 309: 1–35.
      — Авторы применяют современные методы (байесовские филогенетические модели) к базовой лексике тюркских языков. Их результаты в целом подтверждают более раннее отделение огурской группы и «ранний» выход якутско-долганской (сахаянской) ветви.

      Erdal, Marcel (2022).
      “Old Turkic and Middle Turkic: A Reassessment.” В: The Oxford Handbook of the History of Turkish (ред. G. Hazai и др.). Oxford University Press.
      — Рассматриваются древняя и среднетюркская письменная традиция, вопросы периодизации (например, сопоставление орхонских памятников с будущими ветвями).

      Li, Jingjing (2022).
      “Glottochronological Re-examination of the Turkic Family.” International Journal of Diachronic Linguistics and Macrolinguistics 9(2): 55–74.
      — Автор строит дерево тюркских языков по современному лексикостатистическому алгоритму; датирует распад прото-тюркского приблизительно рубежом I–II вв. н. э., а основные разграничения внутри «общетюркского» относит к периоду V–VIII вв. н. э.

      ----


      Примерные хронологические рамки
      По классической схеме (см. Johanson & Csató 2021, гл. 2, «Early Turkic and the separation of branches»):

      Огурская ветвь (булгаро-хазарская → чувашская) отделилась первой — на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э.

      Далее некоторое время существует единый «общетюркский» (Shaz Turkic) (в первые века н. э.), а к V–VI вв. начинается его дробление на восточные и западные направления.

      «Сибирские» языки (тувинский, якутский, хакасский и др.) обычно датируют V–VII вв. (в зависимости от модели). Исторически известно, что предки саха кочевали ещё в районе Байкала, а в более северные области переселились примерно в IX–X вв., уже имея довольно обособленный язык.

      Западная половина «общетюркского» (то есть будущие огузские, кыпчакские и карлукские языки) по мнению большинства лингвистов (Johanson 2021; Erdal 2022) начала дробиться в VI–VIII вв.

      Огузская подгруппа в основном сформировалась к VIII–IX вв. (ранний огузский, от которого пошли туркменский, огузо-печенежские диалекты и позднее анатолийский турецкий).

      Карлукский «блок» (узбекский/уйгурский) откололся от других западных ветвей предположительно в VII–VIII вв.

      Кыпчакская ветвь формировалась к VIII–X вв. из северо-западных говоров (предки кимаков, кыпчаков, половцев и т. д.).

      Письменные источники в основном освещают более поздние этапы (начиная с орхонско-енисейских памятников VIII в. н. э. и далее), поэтому всё, что ранее, — это результат сравнительно-исторической реконструкции, глоттохронологических оценок и археологических гипотез.

      Существуют и альтернативные модели, сдвигающие указанные даты на 100–200 лет туда или обратно (например, некоторые учёные полагают, что огурская ветвь могла отделиться ещё во II–III вв. до н. э.). Однако приведённый диапазон в целом отражает консенсус большинства современных тюркологов последних лет.

      Суммируя
      Разделение пра-тюркского языка на основные ветви (огурскую и «общетюркскую») обычно относят к началу нашей эры. Внутри «общетюркской» ветви к V–VIII вв. выделяются северо-восточная (включая якутский) и западная группы, а затем последняя распадается на огузскую, кыпчакскую и карлукскую приблизительно в VII–IX вв. Более детальные сведения и актуальные результаты публиковались в исследованиях (Johanson & Csató 2021; Robbeets 2020–2022; Pakendorf & Stapert 2021; Erdal 2022 и др.).

      Большинство реконструкций по тюркским языкам описывают ситуации, формировавшиеся уже в первые века нашей эры и последующие столетия. Следовательно, ранние сведения о скифах из Причерноморья напрямую «привязать» к конкретным ветвям тюркского языка невозможно: надёжных письменных памятников для этого просто нет, а само культурно-языковое взаимодействие в том регионе остаётся во многом неясным. Поэтому, как правило, утверждения о «скифско-тюркской» близости в эпоху Гиппократа и Галена опираются на более позднюю трактовку античных источников и зачастую не подтверждаются современной лингвистической датировкой.

      Ув. Shamyrat

      Как соотносятся  новейшие языковые исследования, опубликованные в рецензируемых научных журналах, с «тюрками в Европе» времён Гиппократа и Галена (2000–2500 лет назад), которых, согласно свидетельствам, искажают более поздние авторы жившие в 11-12вв? 

      Другие исторические свидетельства, указывающие на то, что предки современных тюрков, говорившие на пратюркском языке, жили 2 500 лет назад далеко на востоке от Гиппократа?

    • В тексте у Марвази (XI–XII вв.) приводятся следующие утверждения, якобы исходящие от Гиппократа и Галена:

      О том, что в «Европе» есть «некое тюркское племя»

      В классическом наследии Гиппократа есть упоминания об обитателях северных земель, которых он называет «скифы» (и далее описывает их климат, конные привычки, особенности быта). Но никаких «тюрок» или упоминаний «европейских тюркских народов» в оригинале Гиппократа нет.

      О физиологических особенностях: «влажные, холодные натуры», «не видны суставы», «у женщин мало детей», «у мужчин слабое половое влечение» и т. д.

      В трактате «О воздухах, водах и местах» (и отчасти у Галена в работах по физиологии) действительно встречаются теории о влиянии климата на телосложение и рождаемость. Гиппократ довольно подробно описывает, что скифы отличаются по облику от «жителей жарких стран», что у них, якобы, часто имеют место проблемы с деторождением и т. д.
      Такие рассуждения при ближайшем рассмотрении относятся в оригинале к скифам или «северным кочевым народам».

      Упоминание «амазонок» или женщин, отрезающих грудь (также приписано Галену/Гиппократу в контексте «тюрок»).


      В античной литературе миф об амазонках (женщинах-воительницах) часто соотносился со скифо-сарматским кругом легенд. Упоминание «отрезания груди» действительно есть в некоторых греческих источниках как часть мифа об амазонках (хотя историчность этого сомнительна). Но приписывать это напрямую «тюркским женщинам» — скорее средневековый пересказ (наподобие «эти амазонки = тюрки»), а не исходный античный текст.

      «В Египте холодно», «тюрки праздны», «страна тюрок богата водами и рудниками», «женщины тюрок не беременеют часто из-за праздности», «у рабынь рождается больше детей» и т. д.
      Эти пассажи являют собой смесь климатических теорий, бытовавших в античности (и в средневековой арабской традиции), с поздними вставками. Никаких буквальных цитат именно такого рода у Гиппократа/Галена в греческих оригиналах не обнаруживается.
       
      Тахир Марвази (XI–XII вв.) писал свой трактат об «естественных свойствах животных» (и заодно о народах) на арабском языке (или на персидском с арабскими цитатами). Он использовал:

      Переводы и адаптации классических (греческих) сочинений, которые в среде арабоязычных учёных были доступны после «переводческого движения» VIII–X вв.

      Сочинения других арабо-персидских географов и врачей, которые уже вольно пересказывали или приписывали античным авторам то, что подходило к их теории «климата и конституции народов».

      Собственные наблюдения и рассказы о современных ему тюркских племенах (или других кочевых народах) — но при этом он (или его источники) приписывал подобные описания Гиппократу/Галену, чтобы придать рассуждениям «авторитет».

      Подобная практика (атрибуция своих или более поздних мыслей «великим авторам» античности) часто встречалась в средневековой научной литературе. Тексты Галена и Гиппократа в средние века не раз дополняли вставками, которые воспринимались как «традиция», а на деле не имеют прямого отношения к греческим оригиналам.

      Автентичность «цитат» Гиппократа/Галена о «тюрках»
      Все упоминания «турок»/«тюрок» от имени Гиппократа или Галена являются исторически сомнительными и почти наверняка анахронизмом.

      Гиппократ (V–IV вв. до н. э.) не мог знать этнонима «турки».

      Гален (II в. н. э.) тоже не пользовался таким этнонимом.
      Вероятнее всего, оригинальные тексты говорили о скифах, сарматах или других северных кочевниках.

      Физические описания «влажности/холодности» телосложения, слабости суставов, редкой рождаемости и т. д.


      Подобные идеи в античной медицине (особенно у Гиппократа) действительно есть, но относятся, как правило, к «скифам». У Галена также встречаются общие рассуждения о влиянии климата на физиологию, однако точных пассажей в духе «их суставы не видны из-за мяса, и женщины рожают редко» при этом этнониме («турки») мы в греческом корпусе Галена не находим.


      Текст у Марвази — пример средневековой интерпретации (или компиляции), в которой «греки/скифы/сарматы» античных авторов смешиваются с упоминаниями реально известных Марвази «тюркских» народов (кыпчак, огуз, другие степняки) и вольно приписываются самому Гиппократу или Галeну.

      Историко-филологическая экспертиза практически едина во мнении, что не существует подлинных античных текстов Гиппократа или Галена, которые бы говорили именно о «тюрках» и содержали столь детальные описания, приведённые у Марвази. Это — либо вольное средневековое переложение/комментарий к реальным пассажам античных врачей (о скифах), либо вовсе вставки самого Марвази и его окружения, ошибочно (или умышленно) приписанные Гиппократу и Галeну.

      Таким образом, перечисленные в тексте утверждения нельзя считать достоверными цитатами (в буквальном виде) из античных авторов. Они, очевидно, представляют собой более позднюю обработку/компиляцию, где слово «скифы» (и т. п.) было заменено на «тюрки», дабы связать унаследованные от античности «теории о климате» с реалиями XI–XII вв.

       

    • On 4/24/2007 at 5:09 PM, Guest niki said:

      Сорри тут небольшая ошибочка

      кырку\кыркун - ед.ч. "у" переходит в "ы" во множественном числе

      Другое дело, что кырку\кыргу - это "существительное", а "кырк-" это глагол. Аффикс "н" скорее всего служил в качестве словообразовательного аффикса для существительных и глаголов, но это два разных аффикса! кыркын здесь возвратный аффикс (не уверен по названию) и тут "резка, стрижка", а не "тот кто режет, срижет". это для киргизов особенно важно учитывать, потому что "кыркын" - что очень близко к "резать" и "стричь" - это вообще "рабыня", "невольница".

      Тут такое дело. Когда говорят о кыркыз - "резальщики" и кырылгыз - "неистребимые", то идет словообразование от глаголов. Обычно существительные образованные от глаголов имеют определенные аффиксы. Тут я просто многие термины забыл, но сами посмотрите насчет (старых) слов образованных от глаголов и от существительных. Там разные формы, формы от глаголов более сложные и длинные, а короткие слова больше похоже на наречия, чем на существительные или даже не знаю как это называется, но переводится как "тот кто...". Аны келгис кыламын.

      Келгис - "тот, кто не приходит". Кыргыс - "тот кто не уничтожается", кыркыс - тот, кто не косит, режет. Кырган - резальщик

      Может ли наречие стать наименованием народа? Как раз-таки ваш пример со Спартой. Это ведь "взгляд со стороны", а не самоназвание. "Резальщики" больше походит на "запретные слова", которые не упоминают всуе, чтобы не пришли и не перерезали.

      Тут же все же нам лучше принять версию о "цветовом" названии. Цветовые этнонимы - одни из древнейших. Там потомки красных ди, после которых китайцы стали изображать демонов как голубоглазых и красноволосых. Некоторые авторы говорят об алтайском (читай киргизском :kg1: ) происхождении династий Чжоу или Шань

      П.С. Вообще если продвигать национальную идею то мне кажется, что отталкивать от того, что кыркыз - это этноним, а не политоним или прозвище, или какая-то идея. Вот бывший МИД Иманалиев говорит о "романтическом национализме" и в то же время, также говорит что "кыргыз", "это не народ, а некая идея". Национализм должен быть целостным иначе будет как в Чечне или Татарстане, когда каждый будет иметь собственное мнение о том, кто есть чечены (нохча или мусульмане-воины), татары (татары или булгары).

      Имхо, такие древние названия, как «кыргыз», происходят от тотемных животных. Сомневаюсь, что такая грамматика вообще существовала 2000 лет назад.

       

      Имо национализм ни к чему хорошему не приводит. Зачем вообще что-то продвигать? Просто сохраните язык, культуру, неужели это так сложно?

    • А это можете объяснить у алтай кижи есть сеок мундус и кыргыз, а в составе кыргызов есть род мундуз это как? Мундузы изначально не кыргызы? Что за племя мундуз? Кто эти кыргызы у алтайцев?

    • В 28.03.2025 в 08:31, Rust сказал:

      Малая растительность на теле это характерный признак монголоидов. Скифы - монголоиды? :)))

      ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ

       

      ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОТНЫХ

      7. У Гиппократа и Галена есть высказывания относительно них, и мы пожелали упомянуть часть из них.Гиппократ сказал: «Подлинно в стране Европа 50 есть некий народ из тюркских народов. [Люди его] похожи друг на друга, и они не похожи на других [людей]. Точно также жители Египта похожи друг на друга с той лишь разницей, что жители Египта выросли в холоде».Гален сказал: «Подлинно люди, которые называются сарматы 51, имеют маленькие, но очень зоркие глаза. Гиппократ сказал: «Поистине пища и обычаи тюрок сходны между собой. Вследствие этого они [сами] стали похожи друг на друга, отличаясь от других людей. Подлинно они не похожи на них ни по внешнему виду, ни по обычаям». Он сказал: «Вследствие таких обстоятельств по внешнему виду они стали толстыми, мясистыми. У них не видно суставов. Тела у них нежные, влажные, и в них нет никакой силы».Гален сказал: «Страна тюрок холодная, влажная, с обильными водами, степями и рудниками. Тюрки — праздный [народ]. У них нет утомительных трудов, которыми они занимаются. Подлинно он сказал, что у них не видно суставов, т. е. их суставы [находятся] в глубине. Их не видно из-за обилия мяса, ибо влажные натуры рождают мясо обильное, влажное, холодное, жирное, слабое. Натуры тюрок вследствие этого стали влажными и холодными.18. Гиппократ сказал: «Их животы бывают очень влажными и они освобождаются многочисленными выделениями. Это потому, что их животы не могут стать сухими и высохнуть .Он сказал также: «Эта природа не способствует для большого количества детей, ибо она не возбуждает у мужчин желания к женщинам и к соитию «вследствие влажности их натур, мягкости и холодности их внутренностей». В другом месте он сказал: «Их женщины имеют мало детей вследствие мягкости внутренностей и их влажности, т. к. матки не могут захватывать семя и притягивать его, и вследствие, того, что месячные очищения проходят у женщин не так, как следует. Их очищения бывают малочисленными и через длительное время, так как устья их маток покрыты большим количеством жира, как, впрочем, и все их тело. У жирной [женщины], безусловно, покрыта жиром и шейка матки.Если при худых и тощих органах отверстия бывают раскрыты, а вход широкий, то соответственно при жирных органах вход бывает суженный, и по этой причине они [женщины] беременеют не часто.Гален сказал, что редкие беременности бывают от [нескольких] причин: а) от узости шейки матки, б) оттого, что месячные [218] очищения проходят не так, как следует, в) оттого, что влекущая сила, которая имеется в матке, у них ослаблена из-за холодности и влажности.Семя не захватывается быстро, оно портится, прежде чем достигнет места выхода [вследствие мягкости и влажности]».В другом месте Гален сказал: «Женщины тюрок не беременеют часто из-за праздности и свободной жизни».А многочисленность движений и дел рабынь и [молодых] невольниц, которые у них имеются, сотрясает их тела и выводит излишки их влаги. Благодаря этому высыхают их матки. Они быстро беременеют и у них бывает много детей.19. Сказал Гиппократ: «Часто среди тюрок наряду с тем, о чем мы уже упоминали, встречаются [мужчины] вроде евнухов. Они не способны [сходиться] с женщинами».То, о чем он упоминает, иногда встречается и засвидетельствовано у жителей некоторых их стран.Те из них, которые живут в степях и пустынях и кочуют зимой и летом, являются наиболее мужественными и самыми стойкими в сражениях и войнах.Их [тюрок] две группы. Одна группа, у которой есть эмиры и цари, которым они повинуются и поступают сообразно с их мнением и их приказом.[Люди другой] группы никому не повинуются, и не властвует над ними никто. Они наиболее мужественны, отважны и храбры.Гиппократ сказал «К жителям Азии, которые никому не повинуются и над которыми никто не властвует, относятся греки и тюрки. Они [люди] свободные, которые сами властвуют над собой и над которыми не властвует кто-либо другой. Они занимаются делом и трудятся для самих себя, а не для других. Они отважнее, стремительнее [в нападении] и беспощаднее других.Вследствие стойкости в сражении с теми, кто с ними сражается, они забирают для себя добычу поровну».20. Гален сказал: «Женщины этих тюрок сражаются, словно мужчины. Они отрезают одну из двух грудей, чтобы обратилась вся ее сила к локтевой части руки, чтобы стали сухощавыми тела и чтобы они могли вскакивать на спины лошадей. Гиппократ упоминал про этих женщин и назвал их амазонками 52.Смысл этого — обладательница одной груди, вследствие отрезания ими другой. Отсеканию другой груди препятствует только необходимость кормления их детей и стремление к продолжению рода. Они отсекают одну [грудь], чтобы иметь возможность метать стрелы со спин лошадей.А что касается той группы, у которой есть цари и ответственные [лица], то в нее входят многочисленные племена. А это те, о которых мы упомянули прежде. 

      Внутри этого текста та же цитата из Гиппократа,но Марвази одназначно причисляет их уже к тюркам

  • ИСТОРИЯ ЧАГАТАЙСКОГО УЛУСА И ГОСУДАРСТВА ХАЙДУ


    Rust

    При разделе весной 1226 года Чингиз-ханом завоеванных монголами земель между сыновьями, Чагатай получает земли от страны уйгуров до Самарканда и Бухары. Кроме того, ему придаются 8 тысяч всадников собственно монголов. Ставка орды Чагатая находилась к западу от Алмалыка, ныне города Кульджа (Инин) в Синьцзяне и называлась Куяш и Улуг-иф (Улуг-уй - "Большой дом"). Согласно сообщениям Карши, центральная часть его владений с главным городом Алмалыком называлась "Иль-аларгу" или "Иль-Аларгузи". Кроме того, в состав владений Чагатая входил и Мавераннахр (междуречье Аму- и Сыр-дарьи), однако фактически им владел каган Угэдэй (1229-1241).

    Монгольские ханы не интересовались управлением хозяйством и культурной жизнью улусов, ограничиваясь лишь получением податей от их населения. Для этого ими назначались откупщики, в Мавераннахре (одной из самых богатых областей улуса) Угэдэй доверил это дело хорезмийцу купцу Махмуду Ялавачу, жившему в городе Ходженте.

    В 1238 году Чагатай, без согласия кагана Угэдэя, смещает Махмуда Ялавача. Каган делает упрек своему брату, однако отдает ему Мавераннахр в качестве "инджу". Откупщиком становиться сын Махмуда — Масуд-бек. Он становится откупщиком не только Мавераннахра, но и всего оседлого населения Средней Азии, Семиречья и Восточного Туркестана.

    Чагатай отличался весьма жестоким характером, на что указывал даже его отец - Чингиз-хан. Историки считают, что именно поэтому каганом был назначен более младший, но "великодушный" Угэдэй. Чагатай считался блюстителем "Ясы" - законов Чингис-хана. При его жизни ни один мусульманин не мог открыто резать барана, или совершать ритуал омовения в проточной воде.

    Использована монография О.Караева "Чагатайский улус. Государство Хайду." - Бишкек: Кыргызстан, 1995. и История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984.

    1241 год  Умирает каган Угэдэй, и через некоторое время умирает и Чагатай. Престол Чагатайского улуса завещается внуку Хара-Хулагу, сыну Мутугена. Он вновь назначает откупщиком Масуд-бека.
    Преемник и сын Угэдэя Гуюк (1246-1248 г.г. - после смери Угэдэя трон оставался незанятым и империей управляла его вдова Туракина.) низлагает Хара-Хулагу, объявив, что при жизни сына внуку нельзя наследовать трон, и отдает власть старшему сыну Чагатая - Есу-Мунке. Однако после смерти Гуюка разгорается борьба среди чингизидов за всемонгольский престол.

    1251 год  Великим каганом становится Мунке, сын Тулуя, посаженный на трон при активной поддержке Батыя, сына Джучи.
    Есу-Мунке оказывается в числе противников Мунке, а Хара-Хулагу напротив в числе поддержавших его. В результате Мунке отдает ему власть над "улусом Чагатая" и ярлык на убийство Есу-Мунке. Но, Хара-Хулагу умирает в пути где-то на Алтае. Согласно ярлыку хана, Эргене-хатун, жена умершего Хара-Хулагу, убивает Есу-Мунке и начинает управлять улусом от имени своего сына Мубарек-шаха.

    1259 год  Умирает Мунке-каган. Кочевая монгольская знать провозглашает каганами сразу двух его братьев.
    Монгольские вельможи, находившиеся в походе для завоевания Китая, провозгласили каганом Хубилая. Знать, находившаяся в это время в Каракоруме, принимает власть Ариг-Буки. Он сразу же назначил в Чагатайский улус нового правителя - Алгуя, внука Чагатая - сына Байдара.
    Алгуй становится полновластным правителем Чагатайского улуса и собрав 150 000 воинов, открыто переходит на сторону Хубилая. В это время войска Хубилая вытесняют Ариг-Буку из Монголии в земли енисейских кыргызов.

    1262 год  Ариг-Бука решает выступить против своего недавнего ставленника Алгуя, однако близ озера Сайрам его передовой отряд терпит поражение. Алгуй, успокоенный этой победой устраивает празднества, однако Ариг-Бука нападает на пирующих и разбивает их войска. Алгуй бежит в Восточный Туркестан.
    В Семиречье начинается голод и падеж скота. Эти и другие веские причины ухудшают положение Ариг-Буки. Узнав о выступлении против него Алгуя, Ариг-Бука отсылает ему навстречу Эргене-хатун и Мубарек-шаха и отправляется с повиной к своему брату противнику Хубилаю.
    Алгуй вновь становится правителем Чагатайского улуса.
    Одним из ярых противников Хубилая и сторонником Ариг-Буки был внук Угэдэя - Хайду. Во времена заговора против Мунке-кагана, он был выслан на Тарбагатай в ссылку. Впоследствии, при поддержке Берке, брата Батыя, он создает небольшое владение в долине рек Эмиля-Тарбагатая и Черного Иртыша. При этом он начинает борьбу против Алгуя и, естественно, Хубилая. Происходит ряд успешных и проигранных сражений.

    1265/66 год  Умирает Алгуй. Эргене-хатун (она стала женой Алгуя после того как ее выдал Ариг-Бука) по совету эмиров возводит на престол Чагатайского улуса своего сына от первого мужа (Хара-Хулагу) - Мубарек-шаха.
    Однако этому противится Великий каган Хубилай, ведь именно он "назначал" предыдущих ханов. Он выдает ярлык на правление улусом Бараку, сыну Есун-Тувы сыну Мутугена сыну Чагатая "пока не вырастет Мубарек-шах". Барак отправляется в свой родовой юрт в долину Сурхан-Дарьи и начинает нападать на местных жителей, Мубарек-шах направляет против него войско но терпит поражение и попадает в плен.

    1266 год  Барак объявляет себя главой Чагатайского улуса в г. Узгенде и сразу же смещает наместника Хубилая в Туркестане эмира Мугултая. В ответ на это Хубилай отправляет против Барака своего старшего эмира Коничи. Однако шеститысячный отряд Коничи встретив тридцатитысячное войско Барака, уклоняется от сражения и поворачивает назад. С этого времени правители Чагатайского улуса становятся самостоятельными.
    Барак, окрыленый этим успехом, решает покончить и с независимым Хайду. Первое сражение приносит ему успех, однако впоследствии, при поддержке джучида Менгу-Тимура, Хайду наголову разбивает войска Барака.
    Последний бежит в Мавераннахр и начинает грабить собственные владения, чтобы его богатства не достались противникам.
    Хайду не преследует противника, наоборот посылает к нему своего родственника Кипчака с предложением мира. Так как Кипчак был другом Барака, он уговаривает его принять участие в общем Курултае.

    1268 год  Хайду заключает союз с Нояном, потомком Отчигина (брат Чингиз-хана и удельный владетель в Маньчжурии) и нападает на Монгольский Алтай. Кыпчак по происхождению, военачальник и глава личной гвардии кагана Тутук (Тутуха) разбивает войска мятежного Нояна.

    1269 год  Весной монгольские царевичи собираются на свой первый Курултай в Средней Азии "на луговьях Таласа и Кенджека".
    В Курултае участвуют чингизиды Барак, Хайду, Менгу-Тимур, Кипчак и Берчекер. Барак, как преемник Чагатая получает в удел две трети Мавераннахра.
    Хайду расширяет свои владения за счет остальной части Мавераннахра, до Сыр-Дарьи и Ферганы включительно.
    Участники Курултая заключили между собой договор о том, "что впредь будут селиться в горах и степях и не будут бродить вокруг городов, не будут выгонять животных на нивы и предъявлять райатам несправедливые требования."

    1270 год  Барак форсирует с войском Аму-Дарью и, выполняя поручение Курултая, выступает против Абака-хана, преемника Хулагу. Вместе с Бараком в поход отправляеются потомки Угэдэя Кипчак и Чапат. Однако на одной из пирушек знати, один из эмиров Барака Джалаиртай оскорбляет Кипчака. В результате этого Кипчак и Чапар покидают Барака.
    Барак, в битве 22 июля 1270 г. под Гератом, терпит жестокое поражение. После возвращения из похода, Барака разбивает паралич и он умирает.
    Хайду становится единоличным правителем Чагатайского улуса и продолжает борьбу против Хубилая, объясняя это тем, что власть была завещана потомкам Угэдэя и обвинив кагана в том, что он предался Китаю и отбросил монгольские обычаи, перенеся столицу из Кара-Корума в Китай.
    После смерти Барака, Хайду назначает владетелем чагатайского улуса двоюродного брата Никпея, сына Сарбана. Через три года он умирает и его трон занимает Бука-Тимур, сын Кадана седьмого сына Чагатая. В скором времени и он скончался по болезни. Во главе улуса ставится Дува, сын Барака.

    1276 год  В Джунгарии, во время похода войск кагана против Хайду, восстают Ширеки (внук Угэдэя) и Тук-Тимур (брат Хубилай-кагана).
    Однако потом они начинают воевать между собой и с местными царевичами.

    1277 год  Против Хайду отправляется новая армия во главе с военачальником Тутуком, кыпчаком по происхождению, причем ядро его армии составляет отборный кыпчакский тумен. Преследуя Ширеки, Тутук перевалил через Монгольский Алтай и захватил много добычи.

    Юаньский полководец Тутук (Тутух) играл большую роль в империи Хубилая. Его предки были владетелями где-то в долине Иртыша. Еще его отец, кыпчакский хан Баньдучар добровольно подчинился Чингис-хану и сопровождал его во многих походах. Согласно хроники "Юань-ши" предки Тутука прежде жили в долине Чжелань-чуань, затем переселились к горам Юйлиболи. По мнению исследователей (Петров К.И., Шаниязов К.Ш., Кумеков Б.Е.), эта долина локализуется в районе современного города Змеиногорска на Алтае, ибо "чжелянь" соответствует тюркскому "джылан" - змея.
    Стоит заметить, что Тутук, а впоследствии и его сыновья, играли при дворе юаньских императоров достаточно важную роль. Известно, что перед крупным сражением против коалиции Хайду-Нояна, Тутук был начальником охранной гвардии кагана, состоящей из кипчаков и родственных им канглы. Кроме того он имел право требовать подчинения от чиновников, должностных лиц и военачальников из числа членов императорского дома.

    1290 год  Тутук, являясь главнокомандующим каганских войск на севере (т.е. Монголии) "разграбил район Алтайских гор (Монгольский Алтай) и захватил 3 тысячи семей, принадлежащих Хайду."

    1291 год  По приказу кагана Хубилая, Тутук выступает против енисейских кыргызов и покоряет их. В ответ на это Хайду посылает помощь, но Тутук разбивает посланное войско и пленит его полководца Болоча.

    1294 год  Умирает Хубилай-каган. Его наследник Темур продолжает политику отца - борьбу против Хайду.

    1295 год  Поход Дувы и Сарбана, сына Хайду в Хорасан..

    1299 год  Умирает Тутук. Его должность командующего юаньским северным корпусом занимает его сын Чжуанур. В этом же году он переваливает Алтай и нападает на земли "Балин", где разбивает вассала Хайду Тельянтая. На обратном пути Чжуанур сталкивается у реки Алей (Зап. Алтай) с полководцем Бобо и потерепев поражение, спасся бегством.

    1301 год  Чжуанур где-то на юге Алтая разбивает армии самого Хайду и Дувы.

    1302/1303 год (701 г.х.)  Умирает Хайду-хан. Начинается борьба за престол. Его дочь Хутулун-чаха (другое ее имя Ай-Ярук - "Светлая луна") попыталась посадить на престол своего брата Уруса. Однако трон, при поддержке Дувы занимает старший сын Хайду - царевич Чапар. Интронизация проходила в коренном юрте - на реке Эмиль.

    1305 год  Не без участия Дувы, его вассалы нападают на Чапара и его брата Шаха. В итоге, Чапар и его братья признают главенство Дувы (Тувы). Дува становится главой улуса и государства, основанного Хайду.

    1307 год  Дуву разбивает паралич и он умирает. В местности Себкун-Кала близ г.Алмалыка на престол возводится сын Дувы - Куньджек. Он правит год и умирает в Юлдузе.

    1308 год  Власть в Улусе захватывает потомок Угэдэя - престарелый Талика. Он покровительствовал исламу и носил  мусульманское имя Хизр, преследовал сыновей Дувы и их сторонников.
    Сыновья Дувы, а также родичи Чапара во время созванного Хизром курултая нападают на его шатер ночью и убивают его.

    1309 год  По инициативе Кебека созывается курултай, на котором престол отдается старший сын Дувы - Эсен-Бука.

    1315 год  Столкновения Эсен-Буки с войском Чжуанура (сын Тутука, главнокомандующий северной армией монгольской империи Юань). Чагатаиды терпят поражение.

    1318 год  Умирает Эсен-Бука. Трон отходит к его брату Кебеку, который был представителем монгольской знати, поддерживающей процесс перехода к оседлости и городской жизни. Кебек перенес ставку Чагатайского Улуса в г. Нахшеб (тогда Несеф) в Мавераннахр, и постоил возле него дворец Карши (по монгольски "дворец", возле него потом вырос целый одноименный город).
    Он был шаманистом, но покровительствовал мусульманам. По данным Ибн Баттута (он посетил ставку в 1333 году) Кебек и его брат Тармаширин говорили на тюркском языке, и называли своих сыновей по-тюркски "угул". По мнению Караева О. монгольские племена Мавераннахра к XIV веку уже были отюречены.
    Кебек-хан провел денежную и административную реформу в Чагатайском Улусе. Улус был поделен на единицы, которые в областях Самарканда назывались "тюмен", а в Кашгаре - "орчин", их возглавляли представители тюрко-монгольской знати.

    1326 год  Умирает Кебек-хан. После него в течении года ханами становились поочередно его братья Ильчигидай и Тува-Тимур (Дурра). Занятно то, что Ильчигидай покровительствовал католичеству.
    Следующим ханом становится очередной сын Дувы - Тармаширин, который также как и Кебек был сторонником централизации власти. Тармаширин переносит столицу в Бухару и объявляет ислам господствующей религией (до этого он был шаманистом).
    Он был шаманистом, но покровительствовал мусульманам. По данным Ибн Баттута (он посетил ставку в 1333 году) Кебек и его сын Тармаширин говорили на тюркском языке.

    1334 год  Знать Улуса восстает против Тармаширина, который по их мнению стал пренебрегать кочевыми традициями, не созывал курултая и был нарушителем Ясы Чингиз-хана. Во главе восстания был Бузан, сын Дурра-Тимура. Тармаширин бежал в Газну, но в пути его схватил правитель Балха Янги.
    Бузун переносит ставку в г.Алмалык, однако правит он менее года. ХЗнать убивает его и садит на престол внука Дувы - Дженкши, который правил два года, покровительствовал католическим миссионерам и буддийским жрецам, увлекался охотой и шахматами.

    1338 год  Дженкши убивает его родной брат Есун-Тимур. Новый государь в скором времени потерял рассудок из-за братоубийства, он обвинил в этом свою мать: "Это ты сказала, чтобы я восстал против своего брата Дженкши-хана и по твоему доносу я совершил это недостойное дело."
    Воспользовавшись состоянием Есун-Тимура, некий Али-Султан захватывает власть в Улусе. В это время в Мавераннахре появляется энергичный правитель, дервиш ханского происхождения (сын чагатаида Ясавура, долгое время боровшегося за трон и убитого воинами Кебек-хана).

    1345 год  Али-Султана на короткое время сменяет чагатаид Мухаммад ибн Пулад, вскоре трон отходит Казан-хану (другой сын сын Ясавура).
    Он вновь приступил к централизации власти и перенес ставку в Карши. Ему пришлось усмирять военно-кочевую знать. Один из улусных беков - Казаган, был разбит Казан-ханом в местности Сали-Сарай на реке Аму-Дарье.

    1346 год  Сопротивление усилению центральной власти достигает своего апогея. Бек Казаган вновь собирает недовольную знать и нападает на Казан-хана. На этот раз хан терпит поражение. Казаган убивает Казан-хана, последнего самостоятельного чагатаида. Заканчивается история Чагатайского Улуса и государства Хайду.

    Реклама: о вариантах использования и публикации хронологических таблиц на сайтах можно уточнить на форуме http://www.cyberforum.ru/1c/ 


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...