Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 20.12.2025 в 10:13, АксКерБорж сказал:

       

      Интересно как эти семь калмыцких построек, зданий из камня называли местные казахи до прихода туда первых русских?

      Ведь должны же были сохраниться известия в старинных документах, переписках или народном творчестве.

      Возможно казахское название тоже было связано с числительным семь (джеты), но возможно и не было связано.

      Думаю это хорошая исследовательская тема для казахских историков. Семипалатинские историки на форуме есть?

      Плюс еще в том, что результат может дать научную основу для нового-старого названия областного центра. Ведь последнее "переименование" в "Семей" какая-то абра-кадабра, вернее кличка типа Ерейментау - Ерёма, Талдықорған - Талдык, СПб - Питер и т.д. ))

       

      Коряков в Кереку) кстати, а что за Сарыарка, в которую предлагают переименовать Павлодар?

    • 2 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

       

      Небольшая подборка для Kamal'а.

       

      Арқа – у западных казахов это восток (со слов экс-юзера Махамбета).

      Арқа – у кыргызов север

      Арғаа – у якутов-саха запад

      Араа – у монголоязычных народов запад

      Аргаа – у тунгусо-маньчжурских народов запад

      Аргаа – у тыва гористая местность

      Арка – в Сборнике материалов по истории Золотой Орды север

      Арка - в комментарии к Абулгазы у туркменов север

      Похоже на то, хотя уверенности еще нет, что все народы подразумевали когда-то  этот ориентир:

      Арқа (Сарыарқа) – по научному "Казахский мелкосопочник" или обширное по своей площади холмистое плато с гранитными скалами от Тургая и Бетпак-далы на западе до Аягуза и Тарбагатая на востоке и от Балхаша на юге до Агадыря на севере (ув. Рустам прекрасно знаком с ней многократно пересекая ее на авто с севера на юг и с юга на север в районе западного Балхаша).

       

      И конечно же не в анатомическом общетюркском значении "спина", а в географическом.

       

      Как я понял из перечисленных вами пунктов, под "Арка" в основном подразумевается топографическое название местности относительно Сарыарки, но никак не используется в географическом значении как о стороне света. Например, для западных казахов "Арка" это "Восток", так как Сарыарка от них находится на Востоке, а те, кто от Сарыарки восточнее или южнее располагаются также говорят "Арка" указывая в её сторону. Скорее всего сама Сарыарка такой географический объект, приблизительно напоминающий спину (хребет) животного, от чего и берёт своё топографическое название.

      Но, последние два пункта - в частности, по сборнику истории ЗО и упоминаний в сочинениях Абулгази - тут бесспорно "Арка" (север) упоминается как сторона света. Тут всё логично, каракалпаки тоже наследники Золотой Орды, плюс близкие соседи туркменов. В источниках 18-19 веков, каракалпакский язык отождествляется с туркменским языком. Я думаю, что очевидцы писали о левобережных каракалпаках, так как северо-восточные каракалпаки говорили на кипчакском, более похожем нынешним ногайскому и казахскому языкам. Но, также важно понять, почему нынче туркмены тоже обозначают Север другим словом? Или Абулгази взял слово "Арка" (север) с каракалпакского языка?! Кстати, он же (Абулгази) впервые был коронован каракалпаками в Конрате (Арале).

    • 20 часов назад, Kamal сказал:

      Так вот, ни в одном тюркском языке включая узбекского языка нет слова "Арка" в значении "Север", тогда как на каракалпакском "Север" переводится исключительно как "Арка".

       

      3 часа назад, Rust сказал:

      в разговорном южные кыргызы часто именуют северных кыргызов термином "аркалык", т.е. "северные".

       

      Небольшая подборка для Kamal'а.

       

      Арқа – у западных казахов это восток (со слов экс-юзера Махамбета).

      Арқа – у кыргызов север

      Арғаа – у якутов-саха запад

      Араа – у монголоязычных народов запад

      Аргаа – у тунгусо-маньчжурских народов запад

      Аргаа – у тыва гористая местность

      Арка – в Сборнике материалов по истории Золотой Орды север

      Арка - в комментарии к Абулгазы у туркменов север

      Похоже на то, хотя уверенности еще нет, что все народы подразумевали когда-то  этот ориентир:

      Арқа (Сарыарқа) – по научному "Казахский мелкосопочник" или обширное по своей площади холмистое плато с гранитными скалами от Тургая и Бетпак-далы на западе до Аягуза и Тарбагатая на востоке и от Балхаша на юге до Агадыря на севере (ув. Рустам прекрасно знаком с ней многократно пересекая ее на авто с севера на юг и с юга на север в районе западного Балхаша).

       

      И конечно же не в анатомическом общетюркском значении "спина", а в географическом.

       

    • 1 час назад, Rust сказал:

      В кыргызском языке из словаря Юдахина  https://eurasica.ru/dict/ :

      в разговорном южные кыргызы часто именуют северных кыргызов термином "аркалык", т.е. "северные".

      Вопрос в том, почему нынче не говорят, а обозначают "Север" другим словом?! И ключевое в моем посте то, что современные потомки узбекских кунгратов считают своей древней родиной город Конрат, а также наличие некоторых параллелей в культуре и традициях, не говоря об идентичных названиях конратских/кунгратских родов.

      "Арка" в каракалпакском также переводится как спина не только человека, но и всех живых существ, например, спина лошади, собаки..., но не задняя часть чего-либо. Если обозначать заднюю часть, то говорят "арт" (арты, арт жагы, арт бети и т.д.).

      Интересно также обозначение Юга. У нас "Юг" переводится исключительно как "Кубла", а в других тюркских языках такого слова не встречал. Может, в древнетюркском языке есть что-то похожее?!

       

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Это foodblogger из Узынагаш Алматинской области.

      Судя по ее блюдам и рассказам она абак керейка, оралманка из Монголии.

      https://www.tiktok.com/@ular_zhaksylykkyzzy_/video/7554787596186946872?is_from_webapp=1&sender_device=pc

      Опять ты  попал впросак, дорогой наш инстаграмщик Думан. ))

       

      Какой впросак ? В Астане полно такого даже тапсырысы принимают на ункуырдак

  • Несколько лет назад группа археологов Немецого археологического института наткнулась в западном Китае на два куска шерстяных брюк возрастом около 3300 лет — самых древних из когда-либо найденных. В рамках исследования ученые изучили дизайн и процесс производства этих двух изделий. 

    Археологи наткнулись на останки двух древних брюк в могилах под номерами M21 и M157 на древнем кладбище в Синьцзян-Уйгурском регионе на западе Китая. Очень сухой климат региона сохранил не только тела, но  и несколько предметов одежды, которые когда-то принадлежали двум воинам в возрасте примерно 40 лет. 

    Радиоуглеродный анализ позволяет предположить, что эти два изделия были изготовлены между XIII и X веками до нашей эры. В этом смысле они представляют собой самые древние из известных брюк. Более чем через восемь лет после этого открытия те же исследователи продолжили анализ одной из этих штанин, чтобы больше узнать о ее конструкции. Их работа была опубликована в журнале Quaternary International. Первоначально команда была озадачена тем, как были разработаны брюки, поскольку в ткани не было никаких разрезов. В конце концов, они указали на сочетание трех техник плетения. Если говорить более конкретно, то брюки состояли из трех независимо сотканных кусков ткани. 

    Два из них были почти прямоугольными и располагались с каждой стороны, покрывая всю длину от талии до лодыжки. Третий, в форме креста, расположен в промежности для преодоления разрыва между двумя боковыми частями. Таким образом, процесс изготовления не включал в себя раскрой ткани. Вместо этого куски формировались на ткацком станке до нужного размера под конкретного человека. Кроме того, нитки трех тканей и нитки, используемые для окончательного шитья, совпадают по цвету и качеству. По мнению исследователей, это говорит о том, что ткач и портной были одним и тем же человеком или что эти двое сотрудничали очень слаженно. 

    Одежда, предназначенная для верховой езды Дизайн этих брюк, с прямыми  ногами и широкой промежностью, кажется, предшественником современных брюк для верховой езды. Конское снаряжение и оружие, найденные в обоих захоронениях, также подтверждают эту идею. Носитель, вероятно, был военным. Исследование также показало, что большая часть одежды была изготовлена из саржи. Это многоцелевое переплетение ткани, которое используется в большинстве современных джинсов для придания им большей эластичности. 

    Наконец, на коленной части использовалась техника гобеленового плетения, чтобы изготовить более защитную ткань для суставов. Пояс на талии также был более толстым. Декоративные геометрические узоры также вплетались в колени, лодыжки и икры.

    Источник: New-Science.ru


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...