Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 101. Владимир Синеоков. Казачество и его государственное значение. 1928 

    • 100. Анатолий Штырбул. Без государственные общества в эпоху государственности. 2018

    • 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

       

       

      Книга Конный мир казахов (2022г) .  Ахмет Токтабай

      Цитата

       

      В литературе и статьях, посвященных кумысу, до сих пор внимание акцентировалось на технологии приготовления этого чудодейственного напитка, а также на его значении; не рассматривалась классификация кумыса по видам и категориям [172, с. 149–154]. В казахском языке существует множество терминов, связанных с кумысом [464]. В зависимости от сезона года кумыс делится на два, иногда на три вида: летний, зимний или осенний (CXV, XXX).

      Кумыс, заквашиваемый на молоке кобылицы, отделенной от косяка, называется «уыз қымыз» (досл. молозивный); кумыс от кобылы‑первородки — «қысыр қымыз» или «ту қымыз» (досл. яловый или нагульный); кумыс, в который вливают парное молоко и пробуют на другой день, — «түнемел қымыз» (досл. переночевавший); когда в крепкий, перестоявший кумыс добавляют парное молоко и как бы «усмиряют» его, — «жуас қымыз» (смирный или кроткий); собранный за несколько дней путем ежедневного добавления в закваску свежего молока — «қорабалы қымыз» (настоящий или богатый).

      Во всех регионах Казахстана чаще, чем иные названия, употребляются термины, связанные со временем приготовления кумыса:

      саумал (свеженадоенное, парное кобылье молоко);

      түнемел қымыз, бір күндік (переночевавший кумыс, однодневный);

      құнан қымыз, екі күндік (двухдневный кумыс);

      дөнен қымыз, үш күндік (трехдневный кумыс);

      бесті қымыз, төрт күндік (четырехдневный кумыс).

      Таким образом, мы видим, что названия кумыса соответствуют возрастным названиям лошадей. «Саумал» — налитое в бурдюк свежее молоко, слегка взболтанное мутовкой, но не успевшее закиснуть. Якуты такой кумыс называют «саамал» [462, с. 133]. Саумал пили обычно бедняки, когда не было запасов настоящего кумыса. Отсюда поговорка: «Выпьешь саумал — не видать тебе кумыса, будешь ездить на кобыле — не видать тебе жеребенка» («Саумал ішкеннің қымыз жоқ, бие мінсең, құлын жоқ»). Осенью, когда трава переспевает, надаивают «сарысаумал» (желтый саумал). По мнению большинства информаторов, «бесті қымыз» — это хорошо настоявшийся в течение четырех дней, ядерный крепкий кумыс. В пословице говорится: «Берместің үйінде бесті қымыз да жоқ» («В доме у скупого и четырехдневного кумыса нет»).

       

       

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

       

      Левшин 

      “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко”

      https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm

      Валиханов

      Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.”

      https://shoqan.kz/incompleted/works_orda_levshin/

    • 26 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. ))

      Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму.

      Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом  со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке:

      https://saumal.kz/faq/

       

      А его не пью , не нравится мне кумыс , другое дело айран , молоко с холодильника летом  от сушняка хорош

  • Китайские археологи нашли в древней гробнице 2000-летний небесный календарь


    Rust

    Археологи из Научно-исследовательского института культурных реликвий и археологии Чунцина (Китай) во время исследования древней гробницы на юго-западе страны достали из раскопа таинственный набор прямоугольных деревянных листов. Изучение артефакта показало, что это первый случай, когда в захоронении обнаружен астрономический календарь на подписанных пластинах. Находке около 2000 лет, как и гробнице, которая удивительным образом хорошо сохранилась и, несмотря на богатство, не была разграблена.

    Раскопки проходили в районе Улун (муниципалитета Чунцин) примерно в 1400 км от Пекина. Всего было обнаружено 23 деревянных пластины 2,5 см в ширину и 10 в длину: каждый такой «лист» подписан китайским иероглифом.

    Эксперты определили, что это циклические знаки из десятеричного цикла «Небесные стебли» и двенадцатеричного «Земные ветви», которые были созданы во времена правления династии Шан (1600-1045 гг. до н. э.) и используются в Азии для летоисчисления в качестве астрономического календаря.

    По круглым отверстиям на краю каждой пластины видно, что когда-то они были соединены между собой. Пока точно неизвестно, как этот набор мог функционировать в качестве «небесного календаря», говорят эксперты. Но ученые предполагают, что в то время как один из деревянных листов мог показывать текущий год, остальные 22 использовались для указания любого другого конкретного года в древнем календаре, и выделялись, когда становились актуальными. Подобная практика существовала в даосском храме в китайском городе Сучжоу, только вместо пластин были статуи.

    Хотя календарь Тяньган Дичжи является общепринятым, деревянные таблички с календарными пометками, найденные в гробнице, необычны и важны как первый и единственный известный пример такого рода надписей на подобного рода объектах. 
     
    На удачу археологов, в нетронутой гробнице ко всему прочему оказался список всех предметов, которые были захоронены в ней, и указан год, когда она была построена — 193 г. до н. э. Это значит, что захоронение относится к эпохе династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 9 год н. э.), которая входит в так называемый «золотой век» культуры и истории Китая, когда были установлены многие главные традиции. 
     
    Кроме небесного календаря на деревянных пластинах, в гробнице обнаружили более 600 других артефактов: лакированные чаши, шкатулки, кувшины и тарелки, бамбуковую посуду, музыкальные трубы, копья и кухонные треноги из меди, деревянные статуэтки, керамические и бронзовые предметы. Все это было дорогими вещами и говорит о богатстве и особом статусе похороненного в этой гробнице человека.

    https://www.vokrugsveta.ru


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...