Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 101. Владимир Синеоков. Казачество и его государственное значение. 1928 

    • 100. Анатолий Штырбул. Без государственные общества в эпоху государственности. 2018

    • 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

       

       

      Книга Конный мир казахов (2022г) .  Ахмет Токтабай

      Цитата

       

      В литературе и статьях, посвященных кумысу, до сих пор внимание акцентировалось на технологии приготовления этого чудодейственного напитка, а также на его значении; не рассматривалась классификация кумыса по видам и категориям [172, с. 149–154]. В казахском языке существует множество терминов, связанных с кумысом [464]. В зависимости от сезона года кумыс делится на два, иногда на три вида: летний, зимний или осенний (CXV, XXX).

      Кумыс, заквашиваемый на молоке кобылицы, отделенной от косяка, называется «уыз қымыз» (досл. молозивный); кумыс от кобылы‑первородки — «қысыр қымыз» или «ту қымыз» (досл. яловый или нагульный); кумыс, в который вливают парное молоко и пробуют на другой день, — «түнемел қымыз» (досл. переночевавший); когда в крепкий, перестоявший кумыс добавляют парное молоко и как бы «усмиряют» его, — «жуас қымыз» (смирный или кроткий); собранный за несколько дней путем ежедневного добавления в закваску свежего молока — «қорабалы қымыз» (настоящий или богатый).

      Во всех регионах Казахстана чаще, чем иные названия, употребляются термины, связанные со временем приготовления кумыса:

      саумал (свеженадоенное, парное кобылье молоко);

      түнемел қымыз, бір күндік (переночевавший кумыс, однодневный);

      құнан қымыз, екі күндік (двухдневный кумыс);

      дөнен қымыз, үш күндік (трехдневный кумыс);

      бесті қымыз, төрт күндік (четырехдневный кумыс).

      Таким образом, мы видим, что названия кумыса соответствуют возрастным названиям лошадей. «Саумал» — налитое в бурдюк свежее молоко, слегка взболтанное мутовкой, но не успевшее закиснуть. Якуты такой кумыс называют «саамал» [462, с. 133]. Саумал пили обычно бедняки, когда не было запасов настоящего кумыса. Отсюда поговорка: «Выпьешь саумал — не видать тебе кумыса, будешь ездить на кобыле — не видать тебе жеребенка» («Саумал ішкеннің қымыз жоқ, бие мінсең, құлын жоқ»). Осенью, когда трава переспевает, надаивают «сарысаумал» (желтый саумал). По мнению большинства информаторов, «бесті қымыз» — это хорошо настоявшийся в течение четырех дней, ядерный крепкий кумыс. В пословице говорится: «Берместің үйінде бесті қымыз да жоқ» («В доме у скупого и четырехдневного кумыса нет»).

       

       

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Предлагаю участникам обсуждения саумала привести письменые, этнографические упоминания об употреблении казахами в прошлом или татарами-монголами в 12-13 в.в. парного кобыльего молока. Чтобы поставить точку в обсуждении, у казахов это новодел или древняя традиция.

       

      Левшин 

      “Между напитками их первое место занимает кумыс, за ним следуют выгоняемое из него вино айрян, арака, саумал и простое молоко”

      https://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm

      Валиханов

      Саумал есть не вполне скисшее кобылье молоко.”

      https://shoqan.kz/incompleted/works_orda_levshin/

    • 26 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Вам, бывшим медикам, Лимфоцитам, Лейкоцитам, Эритроцитам, виднее. ))

      Кстати, при употреблении сырого молока, кобылий саумал не исключение, человек может заразиться бруцеллезом, сибирской язвой или другими опасными заболеваниями, где гарантия что кобылы здоровые? Это все равно что монголы, которые ради любимой сурчатины рискуют подхватить чуму.

      Поэтому казахстанские фермы, кто решил идти в ногу с новоделом  со временем и боясь нежелательных последствий для своих клиентов пастеризуют саумал, т.е. подвергают термической обработке:

      https://saumal.kz/faq/

       

      А его не пью , не нравится мне кумыс , другое дело айран , молоко с холодильника летом  от сушняка хорош

  • В захоронении знатных хазарских воинов обнаружили останки блондина с серо-голубыми глазами


    Rust

    Российские ученые провели ДНК-фенотипирование костных останков из элитных погребений юга России хазарского времени. Они установили, что 8 из 10 погребенных имели при жизни карие глаза, темные волосы, а также преимущественно смуглую кожу. Еще двое обладали серо-голубыми глазами, а один из них — светлыми волосами. Распределение аллелей 10 аутосомных маркеров, обладающих популяционной специфичностью, свидетельствует о высокой гетерогенности этногеографического происхождения хазар.

    Хазарский каганат возник во второй половине VII века, занимал обширные земли в Поволжье, Подонье, на Северо-Восточном Кавказе и оказывал влияние на территорию всей степной зоны Восточной Европы. Внешность жителей Хазарского каганата вызывает большой интерес и служит объектом дискуссий. До появления молекулярно-генетических технологий для описания внешнего вида.

    До появления молекулярно-генетических технологий для описания внешнего облика хазар ученые опирались на данные физической антропологии, изобразительные и письменные источники. Краниологические анализы черепов из погребений VII–IX веков выявили преобладание монголоидных признаков (70%), проявляющих наибольшее сходство с гуннами Забайкалья и тюркоязычными кочевниками Южной Сибири, Алтая и Казахстана. Европеоидные признаки среди хазар имеют краниологическое сходство с синхронной салтово-маяцкой и сарматской культурами Нижнего Подонья и Нижнего Поволжья. 
     
    Исчезновение представителей хазарской культуры оставляет открытым вопрос об их внешнем облике. Анализ древней ДНК служит новым источником информации о внешности и других, ранее недоступных, признаках представителей прежних эпох — к настоящему времени установлены ассоциации между целым рядом генетических полиморфизмов и фенотипическими проявлениями. 
     
    Специалисты из Москвы, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга установили фенотипические маркеры останков представителей хазарского времени, найденных на территории Юга России, по таким признакам, как цвет глаз, волос, кожи и группа крови по системе АВ0. Они исследовали останки 10 знатных воинов, найденные в подкурганных захоронениях Нижнего Дона, относящиеся к кочевой элите Каганата — это было установлено по характерным особенностям погребального обряда. Воины были захоронены с чучелом взнузданной верховой лошади, а также со статусными атрибутами: металлическим наборным поясом, серебряным и позолоченным сосудами, ювелирными изделиями и золотыми византийскими монетами. 
     
    Согласно краниологическим данным, трое индивидов принадлежали к монголоидному расовому типу. Один скелет имел смешанные черты монголоидного и европеоидного типа, еще три — признаки европеоидного типа. Расовую принадлежность оставшихся трех скелетов установить не удалось из-за отсутствия черепов. Ученые провели генотипирование маркеров, ассоциированных с цветом глаз, волос, кожи, группой крови, базовой гаплогруппой Y-хромосомы и половой принадлежностью человека, используя набор реагентов Phenotype Expert («Центр исследования ДНК», Россия). Анализ состоял из трех этапов: мультиплексная ПЦР, гибридизация ПЦР-продукта на биочипе и регистрация генотипа. В ходе мультиплексной ПЦР происходила амплификация и флуоресцентное мечение 53 целевых фрагментов генома человека, содержащих 60 генетических маркеров. Средняя длина ампликонов, получаемых набором праймеров Рhenotype Expert, составляет около 79 п.н., что повышает шансы на успешное генотипирование деградированной древней ДНК. 
     
    Восемь исследованных представителей хазарской культуры, вероятно, имели карий цвет глаз, а двое — серо-голубой. Четыре человека имели одинаковую градацию цвета волос — брюнет (черные), а пятеро были определены как темно-каштановые/брюнеты. Один представитель, по-видимому, был блондином. Пять хазар по типу кожи были смуглыми, один имел признаки перехода из смуглого в темный цвет кожи, двое — темный тип градации цвета кожи, а ещё двое — переходный между светлым и смуглым. Наиболее распространенной среди изучаемых индивидов была группа крови 0 (I), этот вариант встречался у пяти человек. Второй по распространенности стала группа A (II), которую имели четыре индивида. У одного установлена группа B (III) с достаточно редким генотипом B/O2 — именно он был обладателем светлых волос и серо-голубых глаз. 
     
    Исследователи определили принадлежность мужских скелетов к одной из 14 базовых гаплогрупп Y-хромосомы человека: наиболее частой была Y-гаплогруппа R (P224) — она встретилась у четырех человек. У двоих выявлена гаплогруппа C (M130). Один из захороненных имел гаплогруппу G (P257), ещё два — Y-гаплогруппы Q (M1105) и N (M231), соответственно. Эти результаты полностью согласовались с данными предыдущих исследований авторов, посвященных определению Y-гаплогрупп по STR-локусам, расположенным на Y-хромосоме, у этих же костных останков.

    Чтобы оценить схожесть образцов с современными макропопуляциями, ученые обобщили результаты генотипирования по 10 полиморфизмам из панели HirisPlex-S и сопоставили их с данными по африканской, восточноазиатской, европейской и южноазиатской популяциям, а также по славянам Центральной России. Результаты показали выраженную неоднородность геногеографического происхождения исследованных хазар. 
     
    Результаты данной работы представляют собой свидетельство этнокультурного и генетического разнообразия представителей Хазарского каганата, которое обуславливает их фенотипическое различие. Основную часть выборки составляли люди с темными волосами и глазами, что вполне соотносится с информацией антропологов. Однако двое человек имели серо-голубые глаза, а один из них — светлые волосы. Он имел Y-гаплогруппу R (P224), при этом другие хазарские воины — представители той же самой гаплогруппы — обладали преимущественно смуглой кожей, темными глазами и волосами. Это еще раз подтверждает, что Y-гаплогруппа не определяет фенотип.

    https://pcr.news

    • Не согласен! 1

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...