Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 8 часов назад, Cuckinator сказал:

      Это откуда известно?

      https://ru.scribd.com/document/804957333/137-ancient-human-genomes-from-across-the-Eurasian-steppes-2

      Tagar Scythians possessed R1a-Z93 (Z2125) and Q1a2-L933 lineages. The latter is now found in Kerala (southern tip of India!), Yemen, Georgia, Turkey, Czechia and Britain! Apart from the slightly older Indian sample, all have a TMRCA between 5000 and 6000 years, so probably of Steppic origin. It's amazing how far the Scythians migrated and, above all, how wide their geographic reach was, leaving descendants from southern India to Britain and from Siberia to Yemen. And that's just for Siberian Scythians! (as Q1a2 wasn't found in Central Saka or European Scythians).

       

      - Central Scythians (Saka) belonged to R1a-Z93 (YP1456), Q1b2-YP4500 (same as in Tian Shan Huns) and E-M123 (Y31991, now found in Poland, Bulgaria, Lebanon and Qatar) velislav papa 

       

      - The four XiongNu samples only carried O3 and Palaeolithic branches of R1b (not of Indo-European origin).

    • В 18.10.2025 в 10:39, АксКерБорж сказал:

       

      Про далекое неизвестное прошлое предполагать можно что угодно, а подтверждается ли теория "эффекта основателя" на примерах из времен не столь отдаленных и хорошо нам известных? К примеру, Аблай-хан был тоже ведь не из простых и какова численность его потомков? Из-за своей большой численности они стали отдельным родом, племенем, группой? Можно рассмотреть и другие крупные личности.

       

      давайте рассмотрим Узбек-хана, который убил больше 100 джучидов

    • В 18.10.2025 в 18:17, АксКерБорж сказал:

       

      В словаре киргизских слов Клапрота еще встречаются инфинитивы на -мак и -мек:

      Есті-мек (слышать)

      Ич-мек (пить)

      Пісір-мек (кипятить, варить)

      Кес-мек (резать)

      Туу-мек (родиться)

      Кыныр-мак

      Джукла-мак

       

      Это нач. 19 века.

       

      в курсе, в конце 19 века так же было, поменялось в 20

    • https://share.google/ByY7vIqP5bGSWdqAr

      Казахская тазы получила международное признание - что это значит?

       

    • On 9/17/2025 at 5:10 PM, Clownman said:

      Да нет.Z2125 и у тагарцев присутствует

      Это откуда известно?

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...