Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 51 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

      Разве карлукско-уйгурский не -д- язык?

      В карлукско-уйгурском письменном языке (караханидском и древнеуйгурском), кроме -d-, встречались также фрикативное -d- (-δ-), -z- и даже, под влиянием окружавших разговорных языков, -j-. Тем не менее в своей основе карлукско-уйгурский язык оставался языком -d-.

      Да,но Карлукско -уйгурские или карлукские старой формации- это общее название для древнеуйгурского и караханидско-уйгурского языков,так как считаются практически одним языком ,или кар уйг считается непосредственным продолжением др уйг языка.

      Кар уйг считается предположительно карлукским ,но это как гипотеза ,

      Авторы письменных памятников кар уйг. языка -карлукским свой язык не называли,Кашгари вообще называл свой язык -тюркским.

      А  так да ,например Прицак ,Кононов считали,что носителями языка с  признаком "Д"-были только уйгуры,и при формирование степного койне в основу легли 2 языка -огузский и уйгурский,поэтому язык Орхоно -енисейских памятников большинство тюркологов называют - с огузо-уйгурской основой и именно по этой причине тувинский и тофаларский языки входят в уйгурскую группу ;так как сохранили этот самый уйгурский "Д "признак.

      • Thanks 1
    • В 05.06.2025 в 14:38, Алмас Аманбаев сказал:

       

      Беженцы уйгуру в Турфане создали государство "Ыдык Кут", то есть "священное блаженство". Нынешнем кыргызском языке получается "Ыйык Кут", то есть серединный "д" меняется на "й". Это есть кипчакизм нынешних кыргызов. 

      Еще добавил, многие может думает, что нынешний кыргызский язык сильно отличается от языке енисейских кыргызов. Но это совсем не так, примере языке кыргызов Фуюй и хакасов напишу, языками енисейских кыргызов считается язык Фуюйских кыргызов(Тенишев).

       

      1)В Турфане уйгуры "беженцами"не были ,так как эти земли были в подчинение Уйгурского каганата.

      2)Титул Ыдуқ Қут до уйгуров в Турфане носил вассальный басмыльский правитель,так что уйгуры просто сместили басмылов и унаследовали титул.

      3)"кыпчакизм нынешних кыргызов " как вы выразились,не только в этом ,там вообщем  признаки кыпчакской группы,хотя и с характерным сибирским вторичным огублением-Оо;Уу:

      1)выпадение  конечного "Ғ,Қ,К,Г"-тағ-тоо,чағ(хак)-жоо,ачығ(хак)-ачуу;тәг-тийүү-тронуть ,

      2)также выпадение " Ғ"в середине слова,  :бағыр-боор;буғдай-буудай;ағыз-ооз;ағыр-оор.

    • 13 минут назад, MURAD сказал:

      На каком языке говорили карлуки не известно,письменных памятников они не оставили.

      Все эти названия условные:карлукская группа ;карлукский язык .

      Разве карлукско-уйгурский не -д- язык?

      В карлукско-уйгурском письменном языке (караханидском и древнеуйгурском), кроме -d-, встречались также фрикативное -d- (-δ-), -z- и даже, под влиянием окружавших разговорных языков, -j-. Тем не менее в своей основе карлукско-уйгурский язык оставался языком -d-.

    • В 05.06.2025 в 14:38, Алмас Аманбаев сказал:

       

      А огузы, карлуки и кипчаки на "й" языке говорили. 

       

      На каком языке говорили карлуки не известно,письменных памятников они не оставили.

      Все эти названия условные:карлукская группа ;карлукский язык .

    • В 05.06.2025 в 14:38, Алмас Аманбаев сказал:

      Енисейско-орхонские эпитафии на структурном "д" языке. Как раз тюркиты и орхонские уйгуру говорили на "д" языке. Нынешние тувинцы говорят на "д" языке.

      А огузы, карлуки и кипчаки на "й" языке говорили. 

       

      Что вы заладили одно и то же про "Д" язык ,помимо этого там куча признаков по которым определяют характер языка.

      1)Характерной особенностью языка тюркских рунических памятников является согласная "Б" в начале слова "бән"-я;баңа-мне;бәнгү-вечный;биндим-оседлал;бың-тысяча;бунча-столько;баңыз-лицо,бениң-моё,буны-этого".и т.д.

      Это визитная карточка огузских ,в турецком ,гагаузском,турков-месхетинцев ,во всех этих языках начальная "Б":баңа>бәнә-мне;бың>бин-тысяча;бениң-бенин-моё;бән;биндим

      2)аффикс прошедшего времени на -мыш,

      Так же характерна для всех огузских без исключения:гәлмиш,гөрмиш,алмиш и т.д

      3)Бер-тук — форма имени действия на -дык ~ -тык -дук -тук /-дик ~ -тик І-дук ~ -тук, функционировавшая в древнетюркском и древнеуйгурском языках, а из живых языков свойственная огузской группе.

      4)(5)...«Каган му кысайин- ?», -тедим. “Не сделать ли мне [его] каганом?- сказал я [себе]’. Кыс-а-йин 2 грамматически Это форма желат. накл. на -а с оконч.-йин 1-го л. ед.ч. (такое окончание с.-н, а не C -M, считается приметой огузских языков, оно встречается в средневековых текстах, а также в соврем. туркм яз); глагольный корень обычно объясняют как кыс- давить’, в смысле: “не надавить ли мне на общественное мнение, на совет старейшин и добиться избрания?».

      5)соединительное деепричастие на -"ыпан,упан"-его полная форма ,которая встречалась ещё в средневековых огузских памятниках письма .

      6)огубления в аффиксах .

      И что из этого есть в тувинском языке ?-ничего ,кроме разве что  огублений в аффиксах.

      Изучите предмет разговора ,прежде чем что то заявлять.И речь здесь прежде всего о языке,вот есть характерные особенности языка ТРП и они в основном присуще для огузской группы ,поэтому и говорят,что рунические памятники с огузской основой

       

      • Thanks 1
  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...