Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • @Jagalbay на западе Золотой Орды, оно было соционимом означавший стража, на востоке оно было этнонимом. Экзоэтнонимом оно было лишь для определённых людей, упоминаемое "казаклык" - ведущий образ жизни казаха т.е кочевничество. 

    • 1 час назад, Bir bala сказал:

      @Jagalbay Да не было такого никогда. "Узбек" было этнонимом  для одной части кочевников, а для другой части экзоэтнонимом.

      А в каком месте написано, что казахи стали этносом лишь в 17 веке? У каждого свое определение этноса. Лишь из за того, что у казахов нету своей летописи, в котором очевидно говорилось бы, что они состоявшийся народ, люди глумятся и относят появление этноса казах к наиболее поздним временам. Хотя летописцы при описании событий касательно о казахах, пишут о них, как о народе, а не как о социальным людям. Тот же самый Рузбихан хоть ошибочно причисляет казахов к узбекам вообще, все же пишет о них, как о народе со своей культурой и этнографическими данными.

       

      состоятся-то состоялись, но как назывались в 14 веке в 15? что казак, что узбек - это экзоэтноним

    • В 25.09.2024 в 17:44, Steppe Man сказал:

      kalmyk.png

      малгай калмычек. Она из рода хасагууд?

       

      Вряд ли. У калмыков небольшое казахское влияние. Они играют на домбре, хотя должны на исконно ойратском Топшуре.

    • @Jagalbay Да не было такого никогда. "Узбек" было этнонимом  для одной части кочевников, а для другой части экзоэтнонимом.

      6 минут назад, Jagalbay сказал:

      до 16 века название нашего этноса было узбек

      А в каком месте написано, что казахи стали этносом лишь в 17 веке? У каждого свое определение этноса. Лишь из за того, что у казахов нету своей летописи, в котором очевидно говорилось бы, что они состоявшийся народ, люди глумятся и относят появление этноса казах к наиболее поздним временам. Хотя летописцы при описании событий касательно о казахах, пишут о них, как о народе, а не как о социальным людям. Тот же самый Рузбихан хоть ошибочно причисляет казахов к узбекам вообще, все же пишет о них, как о народе со своей культурой и этнографическими данными.

      13 минут назад, Jagalbay сказал:

      а где написано, что казак было названием этноса при Касыме?

       

    • до 16 века название нашего этноса было узбек? 

      и то, и другое экзоэтнонимы же

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...