Jump to content
  • Сообщения

    • https://poisknews.ru/arheologiya/moneta-vi-veka-s-nadpisyu-tyurk-kagan-novoe-otkrytie-arheologov-mozhet-perepisat-istoriyu/

      Монета VI века с надписью «Тюрк-Каган». Новое открытие археологов может переписать историю

      Замечательная археологическая находка, сделанная на территории Узбекистана, представила монету VI века, несущую на себе надпись «Тюрк-каган». Это открытие способно радикально изменить устоявшиеся представления о ранних периодах Тюркского каганата и о самом раннем письменном упоминании этнонима «тюрк», сообщает портал Аrkeonews.

       

      Монета, обнаруженная в окрестностях Ташкента, столицы Узбекистана, датируется периодом Западно-Тюркского каганата. Профессор Гайбулла Бабаяров, ведущий эксперт из Национального центра археологии при Академии наук Узбекистана, расшифровал надпись, выполненную согдийским письмом, как «twrk x'γ'n» – «Тюрк-каган». Важно отметить, что эта находка опережает предыдущие задокументированные случаи употребления данного термина примерно на полтора столетия.

       

      «Ранее считалось, что первое упоминание словосочетания «Тюрк-каган» относится к Орхонским надписям начала VIII века, – отметил профессор Бабаяров. – Эта монета отодвигает историческую грань к концу VI – началу VII веков, а именно к 580-610 годам нашей эры. Таким образом, история названия «Тюрк» насчитывает около 1400-1500 лет».

       

      Профессор также предполагает, что происхождение монеты может быть связано с потомками Истеми-кагана, ключевой фигуры в создании обширной Тюркской империи. Истеми-каган управлял Ферганской областью, стратегически важным регионом в сердце Центральной Азии. Отличительные черты монеты, включая иконографию и технологию изготовления, а именно диаметр, вес, технические параметры и состав металла, соответствуют периоду правления Ябгулук Западного Тюркского каганата (конец VI – начало VII веков). Эти признаки выделяют ее среди монет, выпущенных во время правления Ябгу-кагана (начало VII века – 630-е годы) и более позднего периода каганата (630-740 годы) западных тюрок.

       

      Помимо важного уточнения даты появления этнонима «тюрк», находка предлагает новый взгляд на социально-экономическую организацию ранних гёктюрков. Распространенное мнение долгое время склонялось к тому, что гёктюрки представляли собой преимущественно кочевое общество, что подразумевало ограниченную потребность в сложной денежной системе. Однако обнаружение этой монеты с надписью «тюрк-каган», наряду с коллекцией из более чем 20 других монет различных типов из Ташкентской области, содержащих различные тюркские титулы, такие как «джабгу», «чабгу-каган» и «каган», ставит под сомнение эту традиционную точку зрения.

       

      Наличие такого разнообразия монет убедительно свидетельствует о том, что тюркские правители и значительная часть их населения вели более оседлый образ жизни, занимаясь активной торговлей, что, в свою очередь, требовало функционирующей денежной системы и, возможно, развития городских центров.

    • 20 часов назад, Чече-Баатыр сказал:

      Почему ?

      Гаплы типично кыргызские.Понимаю что теле это конфедерация разных племен и можно представить что когда то пугу откололись от кыргызов и вступили в теле а потом позднее снова вернулись и стали кыргызами.Но это уже тыкание пальцем в небо.Олень думаю вообще в целом много у кого был тотемом и названные в честь оленя рода скорее всего были в разное время у разных народов помимо телеских пугу и кыргызских бугу

    • В 13.05.2025 в 05:28, Бозбет Шыны сказал:

      Огуз-хан как историческая личность VI-VII веков

      В статье выдвигается новая гипотеза о реальной исторической личности Огуз-хана. Согласно предложенной версии, Огуз-хан был представителем телесского племени кибир, а также сторонником и вассалом западно-тюркского ябгу в период VI–VII веков. Гипотеза основана на анализе эпических источников, лингвистических данных и средневековых хроник.

      https://doi.org/10.31235/osf.io/2nsj5_v3

      Фантастика, противоречащая РАДу, Абулгази и китайским источникам. Попытка из могула Огуза, поднявшего восстание осколков  империи хунну (будущих тюркоязычных племен туркмен, карлуков кыпчаков и др.) против части сяньбийцев - народа отца и дядей - сделать Огуз-хана истиннорожденым тюрком-теле. 

      Основывается только на том предположении, что во всем мире на все времена был единственный человек, которого называли волом и на монгольском и на тюркском языках. Лингвистика рулит! Пусть он и захудалый, второстепенный военачальник, но главное - истинный тюрок из телесского племени кибир, СТОРОННИК И ВАССАЛ ТЮРКСКОГО ЯБГУ. И никаких могул/могол/монголов/мунглов. 

    • 17 минут назад, Clownman сказал:

      Кыргызские бугу скорее всего с большой вероятностью тёзки пугу из теле

      Почему ?

    • 23 часа назад, Чече-Баатыр сказал:

      (представленные родами: Бугу

      Кыргызские бугу скорее всего с большой вероятностью тёзки пугу из теле

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...