Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 08.05.2025 в 00:00, АксКерБорж сказал:

       

       

      Ладно казахи, но вот вам перс, охотящийся на кабана.

      17 век.

      226-1.jpg

       

      какая мне разница?

      арабы и персы для меня не пример

    • Огуз-хан как историческая личность VI-VII веков

      В статье выдвигается новая гипотеза о реальной исторической личности Огуз-хана. Согласно предложенной версии, Огуз-хан был представителем телесского племени кибир, а также сторонником и вассалом западно-тюркского ябгу в период VI–VII веков. Гипотеза основана на анализе эпических источников, лингвистических данных и средневековых хроник.

      https://doi.org/10.31235/osf.io/2nsj5_v3

    • Огуз-хан как историческая личность VI-VII веков

      В статье выдвигается новая гипотеза о реальной исторической личности Огуз-хана. Согласно предложенной версии, Огуз-хан был представителем телесского племени кибир, а также сторонником и вассалом западно-тюркского ябгу в период VI–VII веков. Гипотеза основана на анализе эпических источников, лингвистических данных и средневековых хроник.

      https://doi.org/10.31235/osf.io/2nsj5_v3

    • 3 часа назад, MURAD сказал:

      В вашем примере нету огубления 

      так это русские писали курут булут, в оригинале булыт, курыт

    • Генетика туркмен-юзов Нураты

      N1a -> N-FT53236

      Три представителя туркмен-юзов из района Нураты (Узбекистан) показали принадлежность к гаплогруппе N-FT532366, которая отделилась от N-FT53281 около 850 года н.э. и имеет общего предка, жившего примерно в 1900 году н.э. В этой же ветке встречаются носители из Турции, Казахстана и Каракалпакстана, что свидетельствует о её широком распространении в cтепном мире.

      Туркмен-юзы — это одна из узбекских племенных групп, проживающих в Нуратинском районе. Их происхождение включает в себя разнородные племенные компоненты: в этнонимии и структуре (найман, юз, кунграт, тараклы, балгалы, куса и др.) фиксируются связи с узбекскими племенами, группами Среднего жуза казахов, а также с каракалпаками. Это указывает на конфедеративный характер происхождения когда племя формировалось из остатков различных кочевых групп.

      ПалеоДНК образцы

      Через N-Y16313:

      ⚱️🇰🇿 Gregorievka 95 (тюрко-монгол, 241 - 530 гг.)

      ⚱️🇭🇺 Kunpeszér 7 / 12 / 13 / 30 / 31 / Szegvár 554 / Csepel 1 / 465 / Tatárszentgyörgy 43 (авары, 600 - 850 гг.)

      Через N-F3271:

      ⚱️🇲🇳 Khavtsal 2 / Tsagaan 5 (монголы, 1300 - 1400 г.)

      Наличие большого количества соответствий с палеоДНК аваров, а также тюрко-монгольских степных популяций, указывает на степное восточноазиатское происхождение ветки. Вероятно, предки туркмен-юзов в Нурате были связаны с ранними тюркскими миграциями и монгольскими волнами, которые смешались с другими группами региона.

       

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...