Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 3 часа назад, Лимфоцит сказал:

       

      Костанайская обл 

      раньше Торгайская была, и на видео мб кишижузовцы

    • В 12.10.2025 в 13:59, Лимфоцит сказал:

      В шежире конырат есть такой чел , к примеру Нуртас певец , зять 01 Алиев , из них 

      Считают себя коныратами , а как объясняю свое происхождениет не знаю 

      Кстати, "Сас" тут тоже прозвище в значении "Длинный волос", то есть известный полководец и государственный деятель Сас бий в зрелом возрасте носил длинные волосы. То есть, настоящее имя неизвестно. Хотя волос на современном каракалпакском переводится как "шаш", но в прошлом говорили "Сас", скорее всего влияние башкирского языка, с кем в прошлом каракалпаки имели тесные связи, "визитной карточкой" что у каракалпаков, что у башкир является обилие буквы "h" в произношениях, да и ханы у нас были одного клана - Кучумовичи. 

      Поэтому, Сас и Сасык, хотя оба и являются прозвищами, но означают разное. Следовательно, связь Нуртаса и Алиева как потомков Сасык (Сас бия) маловероятна, к тому же сам полководец из кытайского племени.

    • В 14.10.2025 в 09:34, Kamal сказал:

      Согласен с АК, я тоже считаю, что это глупости.

      То что в памяти казахских, каракалпакских и хорезмско-узбекских конратов есть Нангудай говорит об их исторической общности, то есть находились они на одной территориальной подчиненности в Хорезмском улусе Нангудая. Правда, разошлись в связи с сепаратистскими движениями, усиленными при правлении сыновей Нангудая. Вполне возможно, что казахская часть конратов не приняла участия в суфидской экспансии на южные области Хорезма. Это мое мнение.

      Ещё один ключевой момент: - нынче у узбекских кунгратов южных областей современной РУз (в средневековье это южные области Древнего Хорезма) есть легенды, будто их предки пришли из Севера (дословно - Арка юрттан келганмиз). Так вот, ни в одном тюркском языке включая узбекского языка нет слова "Арка" в значении "Север", тогда как на каракалпакском "Север" переводится исключительно как "Арка". А во-вторых, названия родов идентичны названиям каракалпакских Конратов, у них также есть горловое пение, кроме того схожи национальные костюмы, особенно женские наряды и т.д., в общем, несмотря на то, что разошлись почти 700 лет назад до сих пор имеются некоторые культурно-традиционные параллели. Плюс, судя по имеющимся в интернете статьям, очень много узбекских стариков-кунгратов, особенно СурКашские, перед смертью мечтают посетить старую Родину, то есть побывать в нынешнем городе Конрат, что в РКК.

      Таким образом, есть явные признаки (ниточки) чтоб восстановить некоторые пробелы в истории конратов/кунгратов, но учёные всё время ищут сложные пути, уводят куда-то вдаль.

    • 1 час назад, Чече-Баатыр сказал:

      Очень надеюсь,что выйдет статья с разбивкой по племенам ,дабы все отлично понимать кто откуда и куда 

      Самое интересное уйсунский кластер у Алтай-кижи

      Вероятные кипчаки и толесы 

    • В 24.12.2025 в 18:26, Jagalbay сказал:

      нет

       

      В 24.12.2025 в 18:26, Jagalbay сказал:

      нет

      Костанайская обл 

  • Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...