Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 10 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Получается да...

      Там один раз упоминается этноним кыргыз.

      Абд ар-Раззак Самарканди. «Матла ас-садайн»:

      "В качестве подношения Тимуру (Искандер) отправил в сопровождении Шейх-Йасаула несколько десятков из периликих алмалыгских и хотанских красавиц и киргизских и пишпалыкских чаровниц; тот (Шейх-Йасаул) в стране Шам прибыл в Высокую Орду".

      Насильная переселения кыргызов Ильчидай ханом не подтверждается. Не потверждает достоверные Тимуридские источники сообщение Сайфидина Ахсыкенди:

      "Сахибкиран, захватив улус Анга торе, пленив сотню семейств значимых могулов, увели в Самарканд. Четыре тысячи из них отправили в лес Мазандарана. Еще одну тысячу семейств из могулов отправили в Ларстан. Десять тысяч семейств, бежав, ушли в город Булгар. Семь предводителей кыпчаков (Жетикашка кыпчак) попали в плен. Хызыр-ходжа Чагатай, Акмат-ходжа (сын Хызыр ходжи), Дамбур-буга попали в плен. Алусу Ялгачи приказали отправиться к Ак огулу. Он, придя туда, вступил в сражение. Салусбек Булгачы попал в плен. Охотники с беркутами, с соколами и другие охотники тоже попали в плен. Четверо сыновей Отуз огула – Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай тоже попали в плен. Всех их вместе с войском отправили в Самарканд. Анга торе с Даулати-Йар кыпчаком (один из Жети кашка-кыпчаков) бежали в горы Тениза".

      См.Т.Акеров, Ж.Сабитов. "Сведения Маджму Ат-Таварих об истории кыргызов".

      Из улуса Анга Торе вышли только могулские компоненты нынешних кыргызов.  Разгромление Тимуром улуса Булгаачы подтверждается. Центральном Моголистане кыргызов не встретила армия Тимура. То есть, Ильчидай хан насильно переселил не кыргызских племен в Кыргызстан. Кыргызы в Восточном Тянь-Шане оставались вплоть до 1470 г. Когда западные монголы уничтожили первые Ойратскую ханству, кыргызы окончательно переселились в Могулистан. Кыргызы в рамках Юанской армии попали на Притяньшанья. 

      Такое же близкое мнение есть К.Петрова.

      "В район Или-Иртышского междуречья в конце концов переместились и те кыпчакско-киргизские войска, несшие охрану пограничных областей наподобие русского казачества, из которых формировались силы Тутука и Чоангура. Касаясь действий этих войск на границе владений великого хана, передвинувшейся во времена преемника Хубилая, Тимура, в Или-Иртышское междуречье, на линию Кобук (Тарбагатай) — Кара Ходжа, составители «Сборника летописей», современники событий того времени, писали: «С обеих сторон на границе стоят войска и караулы, которые охраняют ее. Временами случаются сражения. Граница владений каана с этой стороны тянется на восток на месяц пути. В большинстве мест находятся войска и караулы. В начале восточной стороны стоит с войском брат бабки каана по отцу, Камила, ниже его — зять каана, Кургуз-гургэн, и ниже его — Чоангур, сын Тутука — одного из великих эмиров Хубилай-хана; ниже его — Нанкидай, сын другого великого эмира (баарина) Баяна Кубукчи. Далее граница доходит до области Тангут... Царевич Ананда стоит с войском в том краю в пределах Чаган-нора. Ниже его — владения уйгурского города Кара Ходжа..., что расположен между владениями каана и Хайду. Уйгуры живут в согласии с обеими сторонами».

      Поскольку кыпчакская армия Тутука-Чоангура включала, как видно из предшествующего, киргизские подразделения, то киргизы, находившиеся в ее составе, были здесь же. За воинами, как обычно в то время, должны были потянуться и семьи, скот и пр. Вероятность этого тем более значительна, что в данном случае имел место не один кратковременный марш-поход, но многолетнее пребывание, длившееся несколько десятилетий и превратившееся в конце концов в постоянное проживание".

      См. К.И. Петров "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв.Ф_1961

       Пребывания енисейских кыргызов на Восточном Притяньшанье потверждает Мин ши.

      Гл. 332 «Жизнеописания: Западный край» («Сиюй чжуань») «Истории Мин» («Мин ши»):

      «Цзилицзисы (Киргизы)...Их земли на востоке примыкают к реке Иртыш (Ердис/Ертиш), на западе граничат с Бешбалыком...».

      Уже в начале 16 века,булгаачыны стали один из подразделений кыргызов.  Сайфиддин Ахсыкенди, Маджму ат-таварих, Кыргызы:Булгачы (Ичкилик):

      Бостон, Тейит, Жоо Кесек, Доолос,Кангды, Кыдыршаа.

      То есть, они были кыргызами, а не монголами.

      Бартольд:

      «Истинное народное имя» усуней, по мнению Аристова, «было всегда кыргыз».

      Против этих мнений, помимо полного отсутствия известий о киргизах в западном Тянь-шане до XVI в., говорит факт, что эти киргизы и в XVI в. считались чуждыми исламу и мусульманской культуре. Из этого можно заключить, что их присутствие в западном Тянь-шане в XVI в. не находилось в связи с теми событиями эпохи киргизского великодержавия, когда влияние киргиз, действительно, распространилось до западного Тянь-шаня; по-видимому, после утраты киргизами великодержавного могущества никаких киргиз на юго-западе не осталось. Столь же мало вероятно, чтобы киргизы были здесь в эпоху принятия ислама средне-азиатскими монголами. Более правдоподобно, что киргизы принимали участие в походах на запад их южных соседей, языческих ойратов или калмыков. Из Тарихи Рашиди и некоторых других источников видно, что вторжения калмыков в Моголистан начались в 1420-х годах и временно прекратились в 1470-х годах, когда калмыки очистили Моголистан и вернулись в свою страну; только Мансур-хан после своего оттеснения в Карашар и Турфан вновь должен был воевать с калмыками. Возможно, что в калмыцком движении приняли участие некоторые племена киргиз и что эти киргизы после ухода калмыков остались на западе, в Тянь-шане, хотя и об этом в источниках ничего не говорится...

      Дуглатские беки вместе с монгольскими ханами должны были вести упорную войну с Тимуром; о вторжениях Тимура до нас дошли довольно подробные рассказы, но ни в этих рассказах, ни в рассказах о походах Улугбека и других потомков Тимура нет упоминания о киргизах. В первый раз киргизы называются в рассказе о событиях, происходивших зимой 1503—4 г. В эту зиму в городе Аксу умер монгольский хан Ахмед; ему наследовал его сын Мансур; с Мансуром находился во вражде его брат Султан-Халиль и ушел от него в Моголистан, где присоединился к киргизам, считавшимся «дикими львами» того края; они сделали его своим главой. Туда же пришел потом другой брат, Султан-Саид, перед тем живший в Джетыкенте, у восточной границы Ферганы, по дороге к перевалу Ясы. В 1508 г. братья были разбиты Мансур-ханом; Султан-Халиль бежал в Фергану, в то время уже принадлежавшую узбекам; Султан-Саид после многих приключений в том же году достиг Кабула. В 1511 г., когда узбеки на короткое время были прогнаны из Самарканда и других областей персами и пользовавшимся их поддержкой потомком Тимура, Бабуром, Султан-Саид был послан Бабуром в Фергану, откуда потом завоевал Китайский Туркестан.

      См. В.Бартольд Киргизи _1927.

      Если кыргызы появилась тут в составе арми калмакаов.То чем объясняется последующяя демонизация калмаков и ухудшение отношений.В какой момент произошел конфликт сторон

    •  

      Монгольская овчарка банхар по кличке "Мянган найз дэмүүл" дебютировала на Всемирной выставке собак (касательно клички: мянган - 1000, найз - друг, а дальше непонятно, может быть лучший из тысячи друзей?)).

      "World dog show - 2026"

      Филиппины, Манила. 21 - 25.01.2026 г.3333333333333333333.jpgИз восьми соревнований в семи стал победителем группы, а в одном занял второе место. Кроме того, он был удостоен титула чемпиона Филиппин. Из восьми шоу он победил в семи, а в одном занял третье место.

      Всего приняло участие 600 собак 40 различных пород. Соревнования включали множество категорий, различающихся по возрасту, полу, уровню подготовки и другим критериям, в зависимости от которых проводились отдельные конкурсы.

      https://www.facebook.com/watch/?v=1177512274465026

      https://www.instagram.com/reel/DULnBj8Aaza/

      1111111111111111111111.jpg

      4444444444444444444444.jpg

      Кстати, Казахстан вроде бы не участвовал.

       

    •  

      МАЭ

      М.А. Круковский

      Кулундинская степь

      1908 год

      Казах на чистокровной лошади (каз: күлік, арғымақ)

      1908.jpg

       

    • В 11.07.2020 в 14:03, АксКерБорж сказал:

      Shymkent-Думан-Курсант-ARS д

      замысел моей темы изначально и принципиально не включает в себя советский период, только историю края, максимум до конфискации байских хозяйств, Коллективизации и Голодомора.

       

      Лимфоцит, это я уже озвучивал вам когда вы еще пытались заоффтопить (почему-то ненавистную вам) тему под своими прежними никами Shymkent, Думан, Курсант, ARS.

      Нынешний ваш Тик-Ток про "Турксиб" является оффтопом и по этой причине (не подходит по периоду), и по другой (не подходит по географии). Потому что эта железная дорога советов не пролегала через Северо-Восточный Казахстан. Ее маршрут начинался с вашей родины, из Шымкента, и проходил через Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Алматинскую, Талдыкурганскую и Восточно-Казахстанскую области Каз. ССР. Поэтому вам лучше запостить свой Тик-Ток в теме "Жизнь и быт казахов Южного Казахстана по фотографиям К.П. фон Кауфмана и других".

       

    • исследование Фуданьского уиниверситета, согласно которому у раннекитайской династии Чжоу и киданьского рода Елюй, правителей империи Ляо и гурханов каракитайского ханства (Западное Ляо) определена гаплогруппа N-М128. Представителем династии Ляо также был Елюй Чуцай, государственный деятель Монгольской империи и организатор ее административной системы, советник Чингис-хана и Угэдэя.
      Исходя из открытых источников на китайском (с помощью переводчика), после этого было проведено еще несколько исследований, в том числе дДНК представителей указанных династий, которые подтвердили результаты фуданьцев. Исследовали как погребения с семейных усыпальниц представителей династии Цзи Чжоу, так и современных носителей N-F1998 c фамилиями, которые могут быть связаны с этой династией. Для рода Елюй был получен результат дДНК из гробницы семьи Елюй с подтверждающими эпитафиями о жизни трех поколений рода. В том числе был получен результат по дДНК линии Елу Ючжи, двоюродного брата по деду по мужской линии Елюй Абагая (Абаоцзи), вождя племени киданей, императора киданей с 907 года, основателя династии Ляо.
  • Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...