Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Население столицы давно не представляет севера и северо-востока. Сами знаете кого сейчас там больше.

      Так что тоже не принимается, тоже впросак. ))

       

      В том то  дело , что это не от южан от вас ( с  Монголии заимствование  ) , к нам думаю  тоже такое  доберется со временем

      Я о чем ,если знали зачем криввили душой , типа незнаю  

      Сам впервые такое слышу ункуырдак 

    • 4 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Это понятно, я знаком с вашим объяснением.

      Но я написал Бубе огузоведу про другое, про коренной юрт семьи Чингизхана, у Бартольда это "коренные области Калмак и Кара-Корум". Я писал что коренной юрт рода Чингизхана не мог быть растянут на 1200 км. от западной части Алтая, от "Калмак", до восточной части Алтая, до Хангая, где вы и все локализуете Кара-Корум. Эти две отдаленные друг от друга области напрочь отделены ледниковым Монгольским Алтаем. Ну не мог коренной юрт одного рода располагаться одновременно на двух сторонах Монгольского Алтая и быть удаленным друг от друга на 1200 км., это даже логически невозможно, я про это писал Бубе.

       

       

      Не заговаривайте зубы своим бишпармаком )), давайте в обоснование своего заявления источник про поход Тимура в Калмак на Алтай в ВКО РК.

       

       

      И где на карте Алтай, ВКО РК и маршрут Тимура туда о чем вы заявляли недавно? ))

       

       

      Не ведитесь так уверенно, это бытовавшее в прошлом колониальное объяснение всего и вся на всем пространстве СССР и понятно почему все это рождалось. Вспомните хотя-бы Яблоко-дедушку. ))

       

       

      Предложение какого-то фантазера, их было на память несколько (предложений и авторов), навскидку - Сарыарка, Нур-кала, Нур-кент, Ертыс и пр.

       

      Сначала дайте источник про беш с тестом вашем краю , как обговаривали , я вам Бернандеса привел и интервью где мужч рассказывал итд ,теперь ваша очередь  , Тимур совершал походы в Могулистан там он пересекался с калмаками северной части  , он до восточного Дешта доходил

      Калмаки и ойраты изначально разные сообщества ,   калмаки кочевали Таукель ханом 

      В деле с этим посольством Тауекель-хан также назван «царем казацким и калмыцким»,

      В 1595 году Кул-Мухаммед в Москве при встрече с Ураз-Мухаммедом говорил ему:

      … дядя твой Тевкель царевич царь учинился на Казацкой орде, а брата своего Шах-Магметя царевича посадил на калмаках, а кочуют все поблиску и все в соединеньи.

      Что за калмаки ?

    • 1 час назад, АксКерБорж сказал:

       

       

      Просто предполагаю, что наверно пришли не просто с севера, не с Арала, а именно с Арки (Сары-Арки), которую как древний ориентир я показал выше.

       

      В этом случае у них сохранились бы легенды с упоминанием Сары-Арки как о своей древней Родине. Есть ли подобное? То, что "Арка юртдан келганмиз" пока говорит только о каракалпакском Севере, откуда они по легенде пришли. Это подтверждается и в работах Жданко, Толстовой и ряда других историков, подтверждающих генетическую близость каракалпакских конратов, с хорезмскими, бухарскими и СурКашскими кунгратами. При этом СурКашские информаторы говорили, что их предки пришли из Хорезма и своей древней родиной называли Приаралье. Тем не менее, надо отметить, что в средневековье все эти области (и территории современной РКК как северные границы, и территории СурКаша как южные) входили в состав Хорезмского государства, а древние столицы Хорезма (руины) до сих пор находятся на территории РКК.

      И речь в моем посте была о том, что Суфиды отделив от Золотой орды северные области Хорезма, начали экспансию также на его южные области и добились успеха. По крайней мере до появления Тамерлана, Суфиды контролировали огромную территорию Хорезма. Таким образом, конраты/кунграты под эгидой Суфидов растянулись с севера на юг по всему Хорезму, но казахские коныраты в этих событиях участия не принимали.

    • В 25.12.2025 в 13:02, Clownman сказал:

      Даже не талкан а просто чистое просо?Сейчас раздавать коробочки с талканом модно стало.Про просо в первые слышу

       

      Не талқан, я попробовал на вкус, твердые зерна желтого пшена (каз: тары), вроде бы на вкус слегка поджаренные.

       

    • 8 часов назад, АксКерБорж сказал:

      Это foodblogger из Узынагаш Алматинской области.

      Судя по ее блюдам и рассказам она абак керейка, оралманка из Монголии.

      https://www.tiktok.com/@ular_zhaksylykkyzzy_/video/7554787596186946872?is_from_webapp=1&sender_device=pc

      Опять ты  попал впросак, дорогой наш инстаграмщик Думан. ))

       

      Кстати, любой желающий может загуглить казахское написать "ұнқуырдақ" или еще оказывается существующее название "нан қуырдақ" и удостовериться что в теме обитает инста-Алдар-Косе. ))

      Результат покажет, что этот казахский новодел на самом деле монгольское блюдо "цуйван" или лапша с мясом.

       

  • Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...