Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 109.A.Makhsutov. Discussion about the ethnonyms «Kazakh» and «Kirghiz» on the pages of the pre-revolutionary Astrakhan newspaper <Idel>. 2025

    • 10 часов назад, Лимфоцит сказал:

      думаю вы и многие кз юзера , видят в них предков каракалпаков 

       

      У меня даже мысли такой не возникало.

       

      10 часов назад, Лимфоцит сказал:

      ещё Тимур к ним ходил , он до Алтая доходил , это территория восточного КЗ 

       

      Алтайские горы это не только Восточный Казахстан, есть еще Монгольский Алтай, я уже молчу про Гобийский.

      Поэтому я и прошу ссылку на источник, чтобы посмотреть про какой Алтай в нем говорится.

      Алдаров-Косе всегда надо проверять. )

      Кстати, сабжные Семь палат это поздние калмыцкие постройки 17 века, а не то что вы думаете.

       

    • 10 часов назад, Джагалбайлы сказал:

      Там была опечатка, правильно Садбан

      Некий Шадбан (13 век) был правнуком Чагатая, внуком Mochi Yebe, сыном Chichektu. Мать Mochi Yebe была рабыней в дворце/орде Yesülün Khatun. По этой причине Чагатай не питал к Mochi-Yebe больших чувств и дал ему меньше войск и территории. У Mochi-Yebe было одиннадцать сыновей.

      В северном Афганистане близ границы с Туркменистаном до сих пор существует долина под названием Chechaktu.

      https://af.geoview.info/chaychaktu,1145211

    • 5 часов назад, АксКерБорж сказал:

       

      Есть обоснование ссылкой на источник как у меня?

       

      Это не секрет для историков , сам читал такое , ещё Тимур к ним ходил , он до Алтая доходил , это территория восточного КЗ , в источниках пишут  ещё о  ордынских калмаках , наши историки , также думаю вы и многие кз юзера , видят в них предков каракалпаков 

    • 3 часа назад, Лимфоцит сказал:

      Странный ты , пишешь сказки РАДа , но его терминологией пользуешься нирун

       

      Терминология это формальность, главное увидеть, раскрыть и обосновать суть проблемы.

       

  • Э.Л. Львова. Чулымский язык и этнос (к методике поиска этнических субстратов)


    Rust

    Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...