Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 11.01.2026 в 12:53, АксКерБорж сказал:

       

       

      Все таки я оказался прав, новое в Казахстане блюдо "ұн қуырдақ" или "нан қуырдақ" (распространенное пока что у фуд-блогеров в Тик-токе и Инстаграмме) нечто иное как қуырдақ казахов Монголии, которые в свою очередь так назвали традиционное монгольское блюдо "цуйван" (лапшу с мясом).

      О нем рассказывает блогер из Актобе:

      https://www.tiktok.com/@saginish.shmanova/video/7567378308627811596

      Фото от казахов аймаков Баян-Өлгий и Ховд:

      558949676-4140971206233735-9185716371181

      134008-1000.jpg

      Как его готовят в Ховде:

      https://www.tiktok.com/@guljka03/video/7571107974073060629

       

      У нас это нарын  https://www.instagram.com/reel/DTXSQHTjD94/?igsh=MWw5NTljbGluOXJyYw== у вас Нан куырдак 

    • 1 час назад, Kamal сказал:

      Не знаю, на кого ссылается Миллер или кого он идентифицирует под "каракалмаками" если, допустим, вы где-то увидели в его сочинениях слово "каракалмак", но Дженкинсон локализует неких "кара-калмаков" возле китайских границ, где предки каракалпаков никогда не были и никаких упоминаний о тех местах в преданиях нет. Только, вот, очередное что-ли совпадение, булгарские летописи передают, что захватчики земель яицких каракалпаков пришли именно со стороны Китая, которые прозвали себя ногайцами (кытайскими мангытами), но не приняли ислам. Может, под кара-калмаками, Дженкинсон имел ввиду кара-китаев?! В этом случае верно и название Арыса - Кытай, ведь сами захватчики знали откуда они пришли.

      Кытаи думаю с киданями связаны,  вряд ли они в 16 веке пришли с Китая 

      https://www.theytree.com/country/Kyrgyzstan,Kazakhstan,Tajikistan,Turkmenistan,Uzbekistan Кыргызский ДНК проект , там есть каракалпаки гг О 

    • 3 часа назад, Лимфоцит сказал:

      Каракалмаки в источниках отмечаются например  у Миллера , Дженкинсона , у меня почему то подозрение что они изначально  предки тувинцев , урянхайцев , калмак  понятие растяжимое , как сарт , вполне может быть  калмак и сарт слова антонимы во времена Чх

      Не знаю, на кого ссылается Миллер или кого он идентифицирует под "каракалмаками" если, допустим, вы где-то увидели в его сочинениях слово "каракалмак", но Дженкинсон локализует неких "кара-калмаков" возле китайских границ, где предки каракалпаков никогда не были и никаких упоминаний о тех местах в преданиях нет. Только, вот, очередное что-ли совпадение, булгарские летописи передают, что захватчики земель яицких каракалпаков пришли именно со стороны Китая, которые прозвали себя ногайцами (кытайскими мангытами), но не приняли ислам. Может, под кара-калмаками, Дженкинсон имел ввиду кара-китаев?! В этом случае верно и название Арыса - Кытай, ведь сами захватчики знали откуда они пришли.

    • 11 часов назад, Искендер сказал:

      А.Мокеева и других о том, что тяньшанские кыргызы это потомки кимако-кыпчакских племен, якобы завоеванных кыргызами и принявших этот этноним как самоназвание

      Кимакский каганат была заклятыми врагами Кыргызского каганата:

      "Больше всего они[кыргызы] остерегаются царя Кимакии (аль-Кимакийа), потому что он является захватчиком, враждующим со своими соседями, в том числе со страной Кыргыз."[См.Аль-Идриси,1154-год.]

      Они в начала 11 века ушли на запад, не большие группы оставались в Прииртышье. Согласно Рашид ад-Дина они канглы, Юань-ши кипчаки и канглы. Они всего были соседями енисейских кыргызов.

      А что касается археология, вышла новейшая исследование П. К. Дашковского, цитирую:

      "Кыргызский  период  в  истории  средневекового  населения  Алтая один  из  наименее  изученных  в  отечественной  медиевистики.  Это  связано с  тем,  что  на  указанной  территории  известно  незначительное  количество памятников  енисейских  кыргызов,  поскольку  данный  регион  являлся  периферией  каганата  кочевников. 

      В  то  же  время  нужно  отметить,  что поскольку  на  территории  Алтая  находились  только  воинские  контингенты, состоящие  из  дружинников  и  их  предводителей,  то  социальные  реконструкции  необходимо  проводить  с  учетом  памятников  номадов  на  всем  ареале  распространения  кыргызской  культуры". 

      Дашковский П.К. Кыргызы  на  Алтае  в  контексте  этнокультурных  процессов  в  Центральной  Азии.

      Накануне возвышение монголов только часть Алтай, то есть от реки Бухтармы была в составе енисейских кыргызов. Уже каганат не существовало, а правили князи с титулом Инал. Алтай согласно Рашид ад-Дина была от кыргызов 30 дней пути и там обитали три племя которые были в составе государства енисейских кыргызов: куштеми, теленгити и урасуты.
       

       

  • Оригинальная версия: // Смена культур и миграции в Западной Сибири // Отв. ред. Л.М. Плетнева. — Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С.48-50

    Чулымские тюрки (около 700 человек) живут в Тегульдетском районе Томской области и Бирилюсском районе Красноярского края — центре их былого ареала, охватывавшего нижнее и среднее точение реки Чулыма. Этническое самосознание их выражается в понятии "пистын кижилар" (наши люди). Русское население называет их "ясатными", а в дореволюционной литературе они известны так же, как чулымские и мелецкие татары.

    Основные морфологические и фонетические характеристики бесписьменного чулымско-тюркского языка рассматриваются в контексте тюркологических разысканий и на сегодняшний день практически не требуют привлечения данных нетюркских языков для анализа его природы и определения места в языковой классификации (Radloff W.W., 1882; Самойлович A., 1922, Дульзон А.П., 1952, Баскаков И.A., 1969; Бирюковкч P.M., 1979, 1981). Более того, особенности этого языка, дифференцирующие его от других языков Сибири, также не выходят за рамки общих проблем тюркологии и во многих случаях могут быть подтверждены конкретными фактами истории и этнографии тюркских народов (Бирюкович P.M., 1979, 1981; Львова Э.Л., 1978, 1980, 1981).

    Распространение тюркской речи на Чулыме, начавшееся с VII-VIII вв. н.э. и завершившееся к концу XV — началу ХVI столетий, является отражением мозаичной, сложенной равновременными по происхождению языковыми срезами, общей истории тюркских языков Сибири, этногенез и этническая история чулымских тюрков рассматриваются (Дульзон А.П., 1952, I960, 1973; Баскаков И.А., 1969) как результат постепенной тюркизации древнего самодийского и кетского населения Причулымья. В то же время А.П. Дульзон (1973) особо подчеркнул, что "между чулымо-тюркским языком и аринским и пумпокольским наречиями нет морфологической общности. Гипотеза, по которой древние аборигены Чулыма стали "тюрками в результате сложного процесса исторического развития путем смещения и ассимиляции ранее представленных здесь этнических групп" (Дульзон, А.П., 1952), построена на анализе другой категории лингвистического материала — массовых топонимических данных с привлечением археологических и этнографических источников. В связи с этим возникает необходимость определения границ возможных историко-культурных и этногенетических реконструкций при использовании данных топонимии как исторического источника.

    В обширном регионе Южной и Западной Сибири, совпадающем с этнической территорией тюркоязычных чулымцев, шорцев, северных алтайцев и хакасов, отчасти тувинцев, распространена и образует хорошо очерченные ареалы полоса гидронимов кетского, угорского и самодийского происхождения. На этом основании общие черты древнего культурно-хозяйственного типа пеших охотников, рыболовов и собирателей в культуре названных народов возводятся, как правило, к дотюркскому — угорскому, енисейскому или самодийскому первоисточнику. Установленная по данным топонимики историческая последовательность смены языков служит, следовательно, ключом для решения вопроса о происхождении культурно-хозяйственных особенностей, рассматриваемых как этнические определители.

    Но, бесспорно, фиксируемое топонимикой изменение языковой ситуации не отражает полностью характера взаимоотношений этнического субстрата и суперстрата, и далеко не всегда оно имеет следствием изменение культурно-хозяйственного стереотипа как местного, так к пришлого населения. Так, предварительный анализ культурно-хозяйственного комплекса, связанного с присваивающими формами экономики (охота, рыболовство, собирательство) у чулымских тюрков, проведенный на фоне историко-сопоставительных сравнений с другими тюркскими народами саяно-алтайского региона, демонстрирует исключительную их однородность (на типологическом и лексическом уровнях) и позволяет ставить вопрос о собственно тюркском, не заимствованном от аборигенных этносов источнике их возникновения.

    Такая постановка проблемы не снимает вопроса об этнических субстратах в этногенезе чулымцев и других тюркских народов Южной и Западной Сибири. Речь идет о преодолении слишком узкого понимания тюркизации как итога только ассимиляционных процессов, приводящих к изменению этнической природы коренного населения. Этнические контакты могли иметь форму взаимного культурного обмена, субстратные этносы могли быть сдвинуты с прежних мест их обитания, а не ассимилированы пришельцами, наконец, этносы-субстраты при определенных исторических условиях могли выступать в качестве консолидирующего ядра. Методики, использующие топонимию как источник этногенетических построений, нуждаются в серьезных уточнениях для выяснения истинного характера и типа этнических процессов, стоящих за явлением смены одного языкового слоя другим.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...