Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 46 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

      Теперь и эта моя трактовка не кажется достаточно удовлетворительной, т.к. на горизонте замаячила другая, более интересная:

      1) Тутель (Тонг, Тон) - возможно Тун ябгу - каган ЗТК (618 — 630)

      В 619 году племена киби и сеяньто, возглавляемые ханами Мохэ-хан Гэлэном и Ышбаром, подчинились кагану.

      Каган был ставленником племени нушибибыл убит восставшими

      2) Чигиль - возможно имя/прозвище некого деятеля каганата. Чагал (жеребец)???

      3) Барсхан - вероятно один из пяти старейшин союза Нушиби Barsqan tun iśbara irkin, по легенде был знаменитым коневодом у уйгуров.

      4) Илак - очевидно титул некого правителя, был распространен у Караханидов https://ru.wikipedia.org/wiki/Илик-хан

      Так что версия "Чигиль-->Чагал - рыжый жеребец" всё еще актуальна, тем более что Чиков в 7 веке в ЗТК еще не было!

      По логике этой версии второй сын должен был быть не Чигиль, а Азкиль (Ezgil), т.к. было целых два старейшины Нушиби с подобным именем:

      Äskäl niźuk[d] irkin 

      Äskäl[a] čur irkin

      Но всё же в легенде стоит Чигиль! Поэтому через "соколиную" тематику возможно более предпочтительным аналогом из Нушиби будут Кушчу, которых тоже два

      Qošu[b] čur irkin

      Qošu čupan irkin

      То есть Кушчу (сокольничий) почему-то трансформировалось в Чигиль? 

    • В 02.02.2025 в 14:31, Бозбет Шыны сказал:

      Эх, всё-таки я тут безбожно просчитался. К успеху шёл, не фартануло)

      Чигиль-->Чик+эль (земля Чиков)

      Тутель-->Тут+эль (земля Тухси, по другой версии земля шелка)

      Барсхан - город на юго-восточной стороне Иссык-Куля 

      Илак -->Яйлак (Ayloq) - летнее пастибище. 

      Но Эгдиш всё равно скотина.

      Цитата из "МАХМУД КАШГАРИ: АРГУ, ХАЛАДЖ" Г. ДЁРФЕР:

      Теперь и эта моя трактовка не кажется достаточно удовлетворительной, т.к. на горизонте замаячила другая, более интересная:

      1) Тутель (Тонг, Тон) - возможно Тун ябгу - каган ЗТК (618 — 630)

      В 619 году племена киби и сеяньто, возглавляемые ханами Мохэ-хан Гэлэном и Ышбаром, подчинились кагану.

      Каган был ставленником племени нушибибыл убит восставшими

      2) Чигиль - возможно имя/прозвище некого деятеля каганата. Чагал (жеребец)???

      3) Барсхан - вероятно один из пяти старейшин союза Нушиби Barsqan tun iśbara irkin, по легенде был знаменитым коневодом у уйгуров.

      Цитата

      Барсхан  тюркское племя в составе Западно-тюркского каганата. Впервые упоминается в летописях 651 года в составе тюрков Семиречья. Племя Барсхан существовало и в эпоху Тюргешского каганата (в это время десятичная система в военно-племенной организации не подвергалась изменениям). Махмуд аль-Кашгари, по данным тюркских легенд, отмечает, что сын предка тюрков Афрасиаба Барсхан был знаменитым коневодом у уйгуров. Эти сведения указывают на то, что племя Барсхан занималось в основном кочевым скотоводством.

      4) Илак - очевидно титул некого правителя, был распространен у Караханидов https://ru.wikipedia.org/wiki/Илик-хан

      Так что версия "Чигиль-->Чагал - рыжый жеребец" всё еще актуальна, тем более что Чиков в 7 веке в ЗТК еще не было!

    • На эту связь недвусмысленно намекал Юрий Зуев [1], но в своем труде он по привычке переборщил с манихейством и "ушёл в астрал". Не пытаясь ловить его ход мыслей в стратосфере, хотел бы лишь вычленить рациональное зерно и аргументировать такой тезис:

      Племя Тухси (сары-тюргеш) связано с уйгурским кланом (телесским племенем) Эдиз если не этногенетически, то как минимум на религиозной манихейской основе.

      Для начала соберем в кучу все известные факты и более менее правдоподобные гипотезы:

      1) Идентичность тухскийской тамги http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/TuhsianTamga.gif на тюргешских монетах и тамги лошадей Эдизов в 8 веке отмечал сам Зуев [1]

      2) Племя Эдиз до 7 века входило в конфедерацию Теле и изначально кочевало на берегах Сыр-Дарьи и юго-западной части Восточного Туркестана, т.е. в ЗТК [2 , 3, 4]. Примерно там же локализовало их и Суй шу: "In the west of Hami (Yiwu), North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai Mountain)" 

      Суй шу (636 год):

      Цитата

      In the west of Hami (Yiwu), North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai Mountain)74, there were Qibi (契弊, CE khet-biɛi)75, Boluozhi (薄落職, CE bɑk-lɑk-tɕɨk), Yidie (乙咥, CE ʔˠit-tet)76, Supo (蘇婆, CE suo-bʷɑ), Nahe (那􁭨, CE nɑ-ɦɑt), Wuhuan (烏讙, CE ʔuo-hʷjɐn)77, Hegu (紇骨, CE ɦet-kuot), Yedie (也 咥, CE jja-tet)78, Yunihuan (於尼讙, CE ʔuo-ɳi-hʷjɐn)79and so on. These clans had powerful army of almost 20 thousands men.

      3) В 795 году в уйгурском каганате к власти приходит преставитель клана Эдиз - Кутлуг II, который восстанавливает манихейство в каганате. При нём в 803 году был захвачен Кочо [А.К. Камалов "Древние уйгуры"], при его сыне кагане улучшилась торговля с Согдианой.

      Цитата

      В 789 году Дуньмага умер, и ему наследовал его сын Паньгуань. Карлуки воспользовались этой возможностью, чтобы вторгнуться на территорию уйгуров и присоединить долину Футу[18]. В 790 году уйгуры и танские войска были разбиты тибетцами в префектуре Тин (Бешбалик)[19]. Паньгуань умер, и его сын, Ачжо-хан, унаследовал его трон как Кутлуг Бильге.

      В 795 году Кутлуг Бильге умер, и династия Яглакар подошла к концу. Полководец по имени Кутлуг объявил себя новым каганом под титулом Ай Тенгриде Улуг Болмиш Алп Кутлук Кюлюг Бильге Каган («велико рожденный на лунном небе, победоносный, славный, великий и мудрый каган»)[10], основав новую династию, Эдиз. В 803 году уйгуры захватили Кочо[20]. В 808 году Кутлуг умер, и ему наследовал его сын Бо-и-хан. В том же году уйгуры захватили у тибетцев префектуру Лян[21].

      В 821 году Бо-и-хан умер, и ему наследовал его сын Чин-дэ-хан. Чин-дэ-хан считался последним великим каганом Уйгурского каганата и носил титул Гюн Тенгриде Улуг Болмиш Кючлюг Бильге Каган («велико рожденный на солнечном небе, победоносный, сильный и мудрый»). Его достижения включали улучшение торговли с регионом Согдиана, и на поле боя он отразил вторжение тибетцев в 821 году. В 822 году уйгуры послали войска на помощь Тан в подавлении мятежников. Тан отказалась от этого предложения, но была вынуждена заплатить им 70 000 кусков шелка, чтобы те вернулись домой[17]. В 823 году Тибетская империя начала войну с уйгурами[22]. В 824 году Чин-дэ-хан умер, и его сменил брат Чжаоли-хан. В 832 году он был убит. Ему наследовал сын Чин-де Кюлюг-бег-хан. В том же году Тибетская империя перестала воевать с уйгурами[22].

      4) Такео Абэ считал переселение уйгуров в Вост. Туркестан (после падения УК) закономерным и связанным с западным проектом уйгурских каганов из династии Эдизов. То есть придя к власти в 795 году Эдизы инициировали "западный проект" по экспансии УК на запад вплоть до Сыр-Дарьи. [А.К. Камалов "Древние уйгуры"]

      5) Правители идыкутства Кочо (843 –14th century) ведут свою родословную от Кутлуга II из династии Эдиз. Уйгурское манихейство практиковалось в Кочо вплоть до 11 века, но постепенно было вытеснено буддизмом [5]

      6) Эдизы в составе токуз-огузов были довольно малочисленным племенем и выставляли лишь 1700 войнов [А.К. Камалов "Древние уйгуры"]

      7) Последний тюргешский каган Ата Бойла (Ata Bojla) бежал в 760х вместе со своими людьми в Уйгурский каганат. По данным Кляшторного он был из сары-тюргешей [6]. К тому же он сверг предыдущего кагана Tengri Ermish Qaghan, который был из кара-тюргешей.

      8 ) О том, что Тухси скорее всего и есть большей частью сары-тюргеши ранее писал я [7] и некоторые историки [8, 9].

      Продолжение следует...

    • 9 часов назад, Мадьяр сказал:

      В одном интервью Радику Темиргалиеву вы говорили, что Керейты и Керейт-Кожа являются родственными и оба принадлежат к старкластеру или близкому к нему субкладу. А там N1a2)

      Там надо по подродам смотреть

  • Угдыжеков С.А. Историко-этнический очерк Хакасии


    Rust

    Ранние предки человека появились на просторах Южной Сибири более 300 тыс. лет назад. Время появления "человека разумного" на территории Хакасии, датированное по верхнепалеолитической стоянке Малая Сыя, - не позднее 34 тыс. лет назад. Уже в конце каменного века (IV тыс. до х.э.) неолитические охотники и рыболовы начинают переход к производящему хозяйству в форме скотоводства. Первая раннеметаллическая культура - афанасьевская - возникла в середине III тысячелетия до н.э. Этот очаг обработки металлов - древнейший из известных во всей Северной и Восточной Азии. Конец бронзового века отмечен расцветом карасукской культуры (XIII-VIII вв. до х.э.): высокого уровня достигли горное дело и металлургия, скотоводство молочного направления.

    К VII в. до н.э. в ранний железный век в Хакасии и прилегающих лесостепных районах развивается оседлая земледельческая тагарская культура (VII - III вв. до х.э.), входившая в скифо-сибирскую культурно-историческую общность. Это была эпоха становления классовых отношений, приведшая в IV - III вв. до х.э. к возникновению первого южносибирского государства. Древнекитайские летописи называли его создателей народ "динлин", а государство "динлин-го". Южные соседи писали: "Есть царство Динлин. У людей в нем ниже колен растет шерсть, (у них) лошадиные копыта, (они) любят ходить". Легендарными кентаврами рисуются древние жители Хакасии. Однако жилища "тагарцев" - рубленые деревянные избы, специальные загоны для скота, многочисленные орудия земледелия свидетельствуют об оседлом образе жизни.

    К тагарскому времени относятся впечатляющие памятники погребальной архитектуры - "царские" захоронения в заповедной Салбыкской котловине. Наибольший курган первоначально имел в высоту до 25-30 метров, а многотонные блоки доставлялись к основанию этой земельной пирамиды за 20 и 70 км. Около 201 года до х.э. государство Динлин было разгромлено войсками гуннов. В Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов. Так впервые в письменных источниках (в произведениях Сыма Цяна) при описании хуннских завоеваний встречаются кыргызы (в традиционной русской транскрипции - гэгунь). В дальнейшем этноним встречается при упоминании событий 49 г. до н.э. (в форме гяньгунь), 553 г. (кигу), 638 г. (гегу), 648 г. (вновь гяньгунь), между 758 и 843 гг. (хягяс). Необходимо отметить, что кыргызы являются первым народом, тюркоязычность которого доподлинно известна, упомянута в сведениях китайских источников. Китайцы рисовали последующую ситуацию так: "их (гяньгуней) племена смешались с динлинами". Кыргызы стали военно-аристократической верхушкой новой этнополитической общности.

    Они сформировали институт межэтнической эксплуатации, который известен во многих государствах прошлого: чингизиды у народов Средней Азии, норманны-русы в Киевской Руси, маньчжуры в Китае XVII - XIX вв. и т.д. Эту ситуацию застали и в XVII в. русские поселенцы в Сибири, которые встретили ожесточенное сопротивление местного населения, возглавляемого беками енисейских кыргызов. Первое упоминание о кыргызах в западных источниках относится к VI в. в сообщениях византийского историка Менандра Протектора в форме Сherkis. В орхонских памятниках (начало VIII в.) неоднократно встречается в различных сочетаниях термин qїrqїz. Кыргызы являлись одним из четырех основных тюркоязычных этносоциальных объединений (наряду с собственно тюрками, огузами и кипчаками), сложившихся практически одновременно, между V-VII вв. и в течение почти тысячелетия влиявших на судьбы Центральной и Средней Азии".

    Первая половина I тыс. до х.э. - время складывания новой государственности на территории Хакасии. В исторической литературе, принадлежащей к четко очерченному ареалу влияния профессора Л.Р. Кызласова, применительно к раннесредневековому населению современной Хакасии помимо термина "кыргыз" используется термин "древние хакасы", т.к. языковые, археологические и этнографические материалы позволяют видеть в коренном этносе Республики Хакасия - хакасах, - прямого преемника традиций создателей Кыргызского государства VI - XIII вв. В трудной и суровой борьбе с агрессивными соседями кыргызы отстаивали свою независимость. Могучие каганаты (от тюркского "каган" - император, хан ханов) тюрков и уйгуров неоднократно предпринимали опустошительные походы в Хакасию, которые приносили захватчикам по их же собственным утверждениям, выбитым на каменных стелах, "горы зерна", множество лошадей и скота, оружие и ювелирные изделия, золото и рабов. В 568 году тюркский каган подарил послу византийского императора пленницу из народа "херхисов", т.е. кыргызов.

    Кыргызы искали союзников для борьбы с завоевателями. В 632 году на берега Енисея прибыл китайский посол Ван И-Хун, а в 643 году ответное посольство привезло в подарок китайскому императору "соболиные шубы и соболиные шкуры". С 648 года Китай посещали кыргызские правители и торговцы. В 711 году посольство с Енисея прибыло и в Тибет. В этот период наибольшую угрозу для раннесредневековых кыргызов представлял каганат орхонских тюрков (Орхон - река в Монголии на которой располагалась ставка тюркского кагана). Кыргызский правитель - Барс-бег, заручившись поддержкой китайцев и тюргешей (тюркоязычного народа Средней Азии), объявил себя каганом, что означало претензию на полный суверенитет Кыргызского государства. Тюрки решили разбить опасную коалицию, нанеся превентивный удар. Зимой 710 - 711 гг. они под водительством неистового Кюль-тегина и мудрого Тоньюкука предприняли военный поход через Саяны. Проводник из народа "степных азов" сознательно завел врагов в труднопроходимую заснеженную тайгу и был заколот. На десятые сутки, "пролагая дорогу через снег глубиною с копье", тюрки пробились в верховье р. Она. Неожиданно напав на войско кыргызов в долине р. Сон, тюрки одержали победу, убив Барс-кагана. Удовлетворившись захватом трофеев, они вскоре вернулись обратно, а самостоятельность государства на Енисее была вскоре восстановлена, т.к. новые посольства в Китай состоялись уже в 722 и 723 гг., возглавляемые подросшими сыновьями Барс - кагана. Необходимо отметить, что они приходились тюркским ханам "даями", т.к. женой Барса была младшая сестра Кюль-тегина и Могиляна.

    Вскоре в 40-х годах VIII в. тюрки были разбиты уйгурами, основавшими свой каганат и ставшими с 745 г. полными хозяевами Центральной Азии. Они захватили территорию Тувы, постоянно угрожая существованию Кыргызского государства, изолировали его от внешних сношений и торговли. Однако постепенно кыргызы смогли усилиться (в этот период, как показали исследования хакасского археолога Я.И. Сунчугашева, вдвое возрастает объем горнов для выплавки железной руды). В начале IX в. кыргызы настолько окрепли, что их правитель вновь объявил себя каганом. Это привело к двадцатилетней войне. Наконец, в 840 г. кыргызская армия с уйгурскими перебежчиками атаковала уйгурскую столицу - Орду-Балык.

    Уйгурский каган пал в бою, его войско было рассеяно. Преследуя остатки уйгуров кыргызы хакасы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В.В. Бартольд назвал "кыргызским великодержавием". Кратко рассмотрим внутреннюю жизнь самого мощного государства Центральной Азии того времени. Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения, с правящими домами Китая и других сопредельных стран. Служение "божественному государству" и правителю считалось высшей честью для военного сословия. Правитель имел титул кагана. Его жена носила титул катун. Императорская чета почиталась народом как земная "ипостась" божественной пары Тенгри ("Небо") и Умай - покровительницы рожениц и детей. Судя по сообщениям Рашид-ад-дина знатные люди пользовались титулом "иди" (господин, хозяин). В современном хакасском "з"-языке этот термин звучит как "ээзи". В государстве был единый календарь - циклическая система с периодом в 12, 60 и более лет, сохранившаяся и у современных хакасов. Интересно, что упоминание о ставшем почти общемировым календаре (гороскопы, символика и т.п.) впервые встречается как раз в китайском повествовании о кыргызах. Китайцы тогда "звериного" календаря не знали. Общегосударственная руноподобная письменность, восходящая через согдийское посредство к ближневосточным алфавитным системам (арамейская и т.д.) являлась главным культурным достижением.

    Вероятно, часть населения жила преимущественно оседло, т.к. возделывались разнообразные земледельческие культуры: пшеница, просо, ячмень, конопляное семя, плодовые деревья, овес и рожь. В основном зерно перемалывали ручными мельницами, но имеются сведения об устройстве водяной сложной мельницы. Плужное земледелие и разветвленная ирригационная сеть позволили получать в засушливом летом и морозном зимой климате хорошие урожаи. Верховная власть кагана опиралась на государственный аппарат, основывавшийся на военной силе. Мощная армия, комплектовавшаяся десятитысячными округами (туменами), в случае ведения тяжелой войны дополнялась ополчением. Закованный в панцирь кыргызский рыцарь - алып, вооруженный копьем, палашом, боевой палицей или чеканом, являлся главной ударной силой конницы. Армией управляли сангуны (генералы). Среди других титулов - бег, тархан, тутук, джарган (судья) и т.д.

    Кыргызская знать жила в укреплениях крепостного типа. Источники противоречиво отмечают, что в средневековой Хакасии были города. Однако, возможно, что это относится к другим областям расселения кыргызов. Очень широкими были торговые связи - в Хакасию приходили караваны из городов Восточного Туркестана, Афганистана, Средней Азии, Китая и Тибета.
    XIII в. стал переломным в самостоятельном развитии Саяно-Алтая. Великий Монгольский Улус во главе с Чингисханом и его потомками раздавил независимость и оригинальность культуры енисейских кыргызов. Население подвергалось физическому истреблению и принудительным депортациям со стороны юаньского Китая. Очень мало сведений известно о периоде с конца XIV в. до конца XVI в. в истории Хакасии. Это "темные века", наполненные драматическими событиями, отраженными в фольклоре.


    Профессор В.Я. Бутанаев, специально исследовавший данную тему, предложил гипотезу образования в эпоху позднего средневековья различными племенами Хакасско-Минусинской котловины (видимо, даже более обширного региона) под эгидой кыргызов, оставшихся после монгольского завоевания, единой этносоциальной общности "Хонгор" или "Хонгорай/Хоорай". Если принять, что данные исторического фольклора хакасов действительно донесли до нас этноним, а не топоним или что-то иное, то в дальнейшем поиске участвуют сведения широкого круга письменных источников XVII-XVIII вв. В.Я. Бутанаев полагает, что "хоорайскую" общность можно рассматривать как начальный этап формирования хакасского народа.

    Известно, что в XVII в. Хакасия входит раздробленной на четыре княжества-улуса: Алтысарское, Езерское (Исарское), Алтырское и Тубинское. Алтысарский улус получил название от хак. "алтынзархы" - северный или нижний (по течению Енисея). В узком смысле только его население русские называли "Киргизы" или "Большие Киргизы". Улус объединял следующие аймаки: кызыл, шуй, аже, тумат и др. Исарский улус (от хак. "iссархы" - внутренний) находился в центре Хакасско-Минусинской котловины от устья р. Абакан до р. Огур. Основное население - ызыры (езерцы) и кереиты. Алтырский улус (вероятно, от хак. "алдыра" - вперед, передний, верхний). Был самым южным или верхним по течению Енисея с очень пестрым населением: сагай, бельтыр, табан, саян, иргит, чистар и др.

    Тубинский улус охватывал правобережье Енисея и объединял собственно туба и модар, которые считались с кыргызами "одни люди и род и племя", а также их кыштымов, включая удаленных друг от друга тофаларов Саян и тубаларов Северного Алтая. Объединенную территорию этих земель под управлением кыргызов в русских документах XVII в. называли "Кыргызской землицей". Представители всех четырех улусов (с решающим влиянием кыргызов) могли собираться на съезд и выбирать "лучшего князя", который выполнял внешнеполитические функции.
    Население делилось на "хасха сooк" (белая кость), к которым относились кыргызы, и на "пора сooк" (серая кость) - низшие, кыштымы. Социальная стратификация выражалась и в наличии слоя чайзанов (русск. "лучшие люди") и харачы (чернь). Чайзаны руководили чиновниками. Суд от имени бека вершили яргучи. У бека в мирное время была постоянная дружина до 40 батыров (хак. матыр). Во время войны они становились во главе отрядов, набранных из улусных людей и даже кыштымов.


    Среди народов Южной Сибири кыргызы выделялись своей воинственностью и лютым нравом. Русские отмечали, что "всегда опасно от киргизов, которых человек с 1000, только гораздо воисты". У хакасов существует выражение "хыргыстын хыргычы" - кыргызская воинственность, а средневековье называется "хыргыс чаазы" - эпоха кыргызских войн. У многих народов юга Сибири матери пугали детей: "Вот придет кыргыз, тебя поймает и съест".
    Тем не менее, кыргызы сами находились в вассальной зависимости у монгольских Алтын-ханов, а позднее - у джунгар.

    Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 г. Томского острога на земле эуштинских татар - данников кыргызских беков (хак. пиглер). Затем более ста лет шел очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Русского государства. Первые русские остроги устанавливались в подтаежной зоне - северной периферии кыргызских земель. Попытки активного вторжения, подогреваемые алчностью сибирских воевод, русских на территорию исторической Хакасии встречали довольно ожесточенное сопротивление, которое поддерживалось Джунгарским ханством. Неравенство сил, усиление русского присутствия в Южной и Западной Сибири, события начала XVIII в., связанные с уводом части хакасского населения в Джунгарию и демаркацией русско-китайской границы, приводят к оформлению присоединения Хакасии к России.

    Обычно события 1703 г. трактуют как угон населения Хакасии за Алтай поближе к ставке джунгарских ханов, возможно в сговоре с русскими властями, которые впоследствии стремились не допустить возвращения кыргызов на свои территории. Местное население, уже кыштымское по своему основному составу, разоружалось, объясачивалось и прикреплялось к административным единицам.
    В ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов: качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев (8 тыс. человек), в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев, составлявших в ХVIII в. владения "князца" Койбала) и бельтиров (4,8 тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название бельтир - "устьинцы"). Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов. Активная земледельческая колонизация хакасских территорий, сопровождавшаяся установлением имперского администрирования, на двести лет лишила хакасов самостоятельности в управлении. Однако распространение на минусинских инородцев положений реформы Сперанского 1822 г. позволило хакасам сохранить большую часть свой этнической территории, на которой они составляли к началу ХХ в. до 98% населения. Хакасская байская верхушка во взаимодействии с русскими властями сумела сохранить экономическое господство над населением, содействуя взиманию податей, исполнению судебных решений, массовой христианизацией и т.п. С появлением в середине XIX в. в Минусинске, а позже и в хакасских селениях, школ многие дети зажиточных хакасов получали возможность научиться грамоте. Немногочисленным, но очень деятельным был состав лиц, получивших высшее образование. К их числу относятся выдающийся ученый, доктор сравнительного языкознания, профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов (учитель тюрколога С.Е. Малова и башкирского просветителя-тюркиста Валидова (Валиди), лингвист М.И. Райков и этнограф С.Д. Майнагашев.

    К концу XIX в. увеличилось количество хакасов - рабочих черно-рудных и других промышленных предприятий. Вместе с русскими рабочими они участвовали в политической борьбе.
    В годы первой русской революции был создан "союз сибирских инородцев", выступивший с националистической либеральной программой в поддержку Государственной Думы. Бурные годы революции отмечены в Хакасии трагическими событиями, как и по всей России. Гражданская братоубийственная война унесла тысячи жизней жителей юга Сибири. На территории Минусинского уезда действовала армия красных партизан Кравченко и Щетинкина, выбившая белогвардейцев и интервентов. Но раскол в обществе долгие годы усугублялся жестокостью противостоящих сил: Советской власти и крестьян-повстанцев. В крови и муках возрождалось самоуправление хакасского народа. 14 ноября 1923 года Президиум ВЦИК принял постановление о выделении районов с хакасским населением в Хакасский уезд с центром в с. Усть-Абаканское, а 25 мая 1925 года Хакасский уезд был преобразован в Хакасский округ. 20 октября 1930 года Президиум ВЦИК принял решение: "Преобразовать Хакасский округ в существующих его границах в автономную Хакасскую область". Позднее "по хозяйственно-экономическим причинам" ряд северных районов Хакасии был отторгнут, хакасы из-за репрессий красных там проживали уже в абсолютном меньшинстве. После ликвидации Горно-Шорского автономного района его западная часть отошла к Хакасской автономной области.

    В годы индустриализации в Хакасии развивались добывающие отрасли промышленности, велось строительство железной дороги. Серьезные изменения произошли в облике сельского хозяйства, обернувшиеся трагедией "раскрестьянивания". Преодолевалась неграмотность, организовывалась национальная система образования. К сожалению, репрессии 20 - 30-х годов затронули и самые широкие слои населения Хакасии, и тонкий слой образованных талантливых сынов хакасского народа. На большие лишения и жертвы обрекла Хакасию Великая Отечественная война. На ее фронтах сражалось 57311 призывников (каждый пятый житель довоенной Хакасии), 18830 воинов пали на поле брани.

    В 1944 году был организован Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, ставший центром развития науки в области. В том же году было принято постановление Правительства РСФСР об открытии хакасской национальной средней школы-интерната; создан Хакасский институт усовершенствования учителей. В послевоенный период область наполнилась современными индустриальными предприятиями. Бурное развитие гигантов промышленной энергетики и цветной металлургии в 70 - 80-х годах изменило демографический состав населения. Время потребовало повышения государственно-правового статуса Хакасии. В 1990 и 1991 гг. шел процесс преобразования Хакасской автономной области в Республику Хакасия, статус которой был подтвержден Конституцией РФ, принятой в 1993 году.

    Субэтнонимы этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания, хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные изменения за 80 лет: "растворились" в составе сагайцев группа бельтиров, большая часть койбалов и шорские группы, оказавшиеся на территории Хакассии. Таким образом, если в 1897 г. сагайцы составляли 35% численности "минусинских татар" (с 1917 г. - хакасы), то в 1977 г. - 70%, качинцы - 30,2% в 1897 г. и 23% в 1977 г., кызыльцы - 20% и 5% соответственно по годам, койбалы - 2,6% и 2%, а бельтирами (12,2% в 1897г.) в 1977 г. не назывался никто. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса идет по линии ликвидации группового этнического самосознания (т.е. подразделений - качинцев, сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для всех хакасов, с другой.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...