Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 02.02.2025 в 14:31, Бозбет Шыны сказал:

      Эх, всё-таки я тут безбожно просчитался. К успеху шёл, не фартануло)

      Чигиль-->Чик+эль (земля Чиков)

      Тутель-->Тут+эль (земля Тухси, по другой версии земля шелка)

      Барсхан - город на юго-восточной стороне Иссык-Куля 

      Илак -->Яйлак (Ayloq) - летнее пастибище. 

      Но Эгдиш всё равно скотина.

      Цитата из "МАХМУД КАШГАРИ: АРГУ, ХАЛАДЖ" Г. ДЁРФЕР:

      Теперь и эта моя трактовка не кажется достаточно удовлетворительной, т.к. на горизонте замаячила другая, более интересная:

      1) Тутель (Тонг, Тон) - возможно Тун ябгу - каган ЗТК (618 — 630)

      В 619 году племена киби и сеяньто, возглавляемые ханами Мохэ-хан Гэлэном и Ышбаром, подчинились кагану.

      Каган был ставленником племени нушибибыл убит восставшими

      2) Чигиль - возможно имя/прозвище некого деятеля каганата. Чагал (жеребец)???

      3) Барсхан - вероятно один из пяти старейшин союза Нушиби Barsqan tun iśbara irkin, по легенде был знаменитым коневодом у уйгуров.

      Цитата

      Барсхан  тюркское племя в составе Западно-тюркского каганата. Впервые упоминается в летописях 651 года в составе тюрков Семиречья. Племя Барсхан существовало и в эпоху Тюргешского каганата (в это время десятичная система в военно-племенной организации не подвергалась изменениям). Махмуд аль-Кашгари, по данным тюркских легенд, отмечает, что сын предка тюрков Афрасиаба Барсхан был знаменитым коневодом у уйгуров. Эти сведения указывают на то, что племя Барсхан занималось в основном кочевым скотоводством.

      4) Илак - очевидно титул некого правителя, был распространен у Караханидов https://ru.wikipedia.org/wiki/Илик-хан

      Так что версия "Чигиль-->Чагал - рыжый жеребец" всё еще актуальна, тем более что Чиков в 7 веке в ЗТК еще не было!

    • На эту связь недвусмысленно намекал Юрий Зуев [1], но в своем труде он по привычке переборщил с манихейством и "ушёл в астрал". Не пытаясь ловить его ход мыслей в стратосфере, хотел бы лишь вычленить рациональное зерно и аргументировать такой тезис:

      Племя Тухси (сары-тюргеш) связано с уйгурским кланом (телесским племенем) Эдиз если не этногенетически, то как минимум на религиозной манихейской основе.

      Для начала соберем в кучу все известные факты и более менее правдоподобные гипотезы:

      1) Идентичность тухскийской тамги http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/TuhsianTamga.gif на тюргешских монетах и тамги лошадей Эдизов в 8 веке отмечал сам Зуев [1]

      2) Племя Эдиз до 7 века входило в конфедерацию Теле и изначально кочевало на берегах Сыр-Дарьи и юго-западной части Восточного Туркестана, т.е. в ЗТК [2 , 3, 4]. Примерно там же локализовало их и Суй шу: "In the west of Hami (Yiwu), North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai Mountain)" 

      Суй шу (636 год):

      Цитата

      In the west of Hami (Yiwu), North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai Mountain)74, there were Qibi (契弊, CE khet-biɛi)75, Boluozhi (薄落職, CE bɑk-lɑk-tɕɨk), Yidie (乙咥, CE ʔˠit-tet)76, Supo (蘇婆, CE suo-bʷɑ), Nahe (那􁭨, CE nɑ-ɦɑt), Wuhuan (烏讙, CE ʔuo-hʷjɐn)77, Hegu (紇骨, CE ɦet-kuot), Yedie (也 咥, CE jja-tet)78, Yunihuan (於尼讙, CE ʔuo-ɳi-hʷjɐn)79and so on. These clans had powerful army of almost 20 thousands men.

      3) В 795 году в уйгурском каганате к власти приходит преставитель клана Эдиз - Кутлуг II, который восстанавливает манихейство в каганате. При нём в 803 году был захвачен Кочо [А.К. Камалов "Древние уйгуры"], при его сыне кагане улучшилась торговля с Согдианой.

      Цитата

      В 789 году Дуньмага умер, и ему наследовал его сын Паньгуань. Карлуки воспользовались этой возможностью, чтобы вторгнуться на территорию уйгуров и присоединить долину Футу[18]. В 790 году уйгуры и танские войска были разбиты тибетцами в префектуре Тин (Бешбалик)[19]. Паньгуань умер, и его сын, Ачжо-хан, унаследовал его трон как Кутлуг Бильге.

      В 795 году Кутлуг Бильге умер, и династия Яглакар подошла к концу. Полководец по имени Кутлуг объявил себя новым каганом под титулом Ай Тенгриде Улуг Болмиш Алп Кутлук Кюлюг Бильге Каган («велико рожденный на лунном небе, победоносный, славный, великий и мудрый каган»)[10], основав новую династию, Эдиз. В 803 году уйгуры захватили Кочо[20]. В 808 году Кутлуг умер, и ему наследовал его сын Бо-и-хан. В том же году уйгуры захватили у тибетцев префектуру Лян[21].

      В 821 году Бо-и-хан умер, и ему наследовал его сын Чин-дэ-хан. Чин-дэ-хан считался последним великим каганом Уйгурского каганата и носил титул Гюн Тенгриде Улуг Болмиш Кючлюг Бильге Каган («велико рожденный на солнечном небе, победоносный, сильный и мудрый»). Его достижения включали улучшение торговли с регионом Согдиана, и на поле боя он отразил вторжение тибетцев в 821 году. В 822 году уйгуры послали войска на помощь Тан в подавлении мятежников. Тан отказалась от этого предложения, но была вынуждена заплатить им 70 000 кусков шелка, чтобы те вернулись домой[17]. В 823 году Тибетская империя начала войну с уйгурами[22]. В 824 году Чин-дэ-хан умер, и его сменил брат Чжаоли-хан. В 832 году он был убит. Ему наследовал сын Чин-де Кюлюг-бег-хан. В том же году Тибетская империя перестала воевать с уйгурами[22].

      4) Такео Абэ считал переселение уйгуров в Вост. Туркестан (после падения УК) закономерным и связанным с западным проектом уйгурских каганов из династии Эдизов. То есть придя к власти в 795 году Эдизы инициировали "западный проект" по экспансии УК на запад вплоть до Сыр-Дарьи. [А.К. Камалов "Древние уйгуры"]

      5) Правители идыкутства Кочо (843 –14th century) ведут свою родословную от Кутлуга II из династии Эдиз. Уйгурское манихейство практиковалось в Кочо вплоть до 11 века, но постепенно было вытеснено буддизмом [5]

      6) Эдизы в составе токуз-огузов были довольно малочисленным племенем и выставляли лишь 1700 войнов [А.К. Камалов "Древние уйгуры"]

      7) Последний тюргешский каган Ата Бойла (Ata Bojla) бежал в 760х вместе со своими людьми в Уйгурский каганат. По данным Кляшторного он был из сары-тюргешей [6]. К тому же он сверг предыдущего кагана Tengri Ermish Qaghan, который был из кара-тюргешей.

      8 ) О том, что Тухси скорее всего и есть большей частью сары-тюргеши ранее писал я [7] и некоторые историки [8, 9].

      Продолжение следует...

    • 9 часов назад, Мадьяр сказал:

      В одном интервью Радику Темиргалиеву вы говорили, что Керейты и Керейт-Кожа являются родственными и оба принадлежат к старкластеру или близкому к нему субкладу. А там N1a2)

      Там надо по подродам смотреть

    • Кажется структура власти раннего союза Огузов ("внутренние" Ич-огуз и "внешние" Даш-огуз) до реформирования её Салор Казаном (~8-9 век) была схожа с системой Уйгурского каганата: 1)каганский род 2) великие буюруки (три "внутренних" и шесть "внешних") 3) тутуки - главы девяти племен, а также карлуков и басмылов.

      Напомню, что тамгой Салыр как раз является тюркская руна Ичь "Y", т.е. "внутренний".

      Структура власти УК приведена из: Камалов А.К. "Древние уйгуры" стр. 190

  • Бутанаев В. Я. Народный календарь хакасов


    Rust

    // Рериховские чтения 1984 : Материалы конференции.- Новосибирск, 1985.- С. 326-321
    Печатается с сайта Международного координационного Совета "Наш общий дом Алтай"

    Хакасы, как и многие другие народы Сибири, в прошлом пользовались своим календарем. Еще в эпоху Кыргызского каганата восточные летописи сообщали, что с помощью "двенадцати животных считают годы" [1]. Высказывалось мнение, что изобретение двенадцатилетнего животного цикла принадлежит хакасам. "Этот круг, как собственное произведение хакасов" есть единственное наследие, которое они оставили истории; "Цикл 12 зверей, изобретенный древними хакасами, в настоящее время находится почти в повсеместном употреблений у восточных народов всей Азии", - писал в середине прошлого века К. Риттер [2] . Древний двенадцатилетний календарь по-хакасски назывался "муче". Каждый год носил имя определенного животного, находился в последовательном порядке и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности.

    1) куске чалы (год мыши) - хороший, теплый год

    2) нек чылы (год коровы) - холодный год

    3) тулгу чылы (год лисицы) - плохой год

    4) хозан чылы (год зайца) - холодный год

    5) килеск! чылы (год ящерица) - хороший год

    6) чылан чылы (год змеи) - теплый год

    7) чылры чылы (год лошади) - теплый год

    😎 к!з! чылы (год человека) - холодный год

    9) хой чылы (год овцы) - холодный год

    10) татах чылы (год курицы) - хороший год

    11) адай чылы (год собаки - год недостатка молочных продуктов (качинцы);
    турна чылы (год журавля) - теплый, хороший год (сагайцы)

    12) сосха чыды (год свиньи) - трудный год (качинцй);
    оск! чылы (год козы) - хороший год (сагайцы) [3]

    B настоящее время,в двенадцатилетнем животном, цикле "муче" население сохранило довольно смутные представления, т.к. в течение ХУIII-Х1Х вв. он был полностью вытеснен православный календарем.

    Год у хакасов состоял из 12 лунных месяцев. Единицей измерения месяца служило время между двумя новолуниями. Каждый месяц носил свое определенное название. Год начинался с периода весеннего равноденствия, который носил определение "чыл сырты" - хребет года, иди, говорили, "чыл килгеи" - год пришел.

    Месяц март, вернее, время от 21 февраля по 21 марта [4] в степной части Хакасии (качинцы, койбалы и часть сагаяцев) именовался "хаан" или "хоои" - т. е. месяц возвращения перелетных птиц. Подобное определение - "харга айы", месяц вороны, существовало у северных хакасов - кызыльцев. Южная группа хакасов - бельтыры называли март "артен кок" - месяц появления тощей зелени. Подтаежное население - сагайцы, шорцы и некоторая часть бельтыров именовали его "кор!к айы", месяц бурундука. Последнее название имеет полную аналогию с кетским и селькупским определениями этого месяца [5].  Апрель (время с 22 марта по 20 апреля) назывался "хосхар" и своим происхождением обязан или созвездию "эгосхар" (у качинцев - Малая Медведица, у еагайцев - Близнецы и Возничий) или общетюркскому слову "хочкар" - баран. В атом месяце происходил окот овец, делали кастрацию барашков, начиналась стрижка.

    Кызыльцы апрель называли "коок айы" - месяц кукушки. По хакасским поверьям, в этот период нельзя выходить на улицу натощак, иначе весь год будешь голодным. У бельтыров второй месяц весны был известен как "сын кок" - месяц настоящей зелени. Сагайцы, шорцы и некоторая часть бельтыров именовали апрель "хыра айы" или "абыи айн"- месяц начала пахотных работ. Май (с 21 апреля по 19 мая) в степной частя Хакасии носил название "силке". Кызыльцы определяли его во годовому сезону "к!ч!г !з!г" - месяц малой жары. Идентичьое название бытовало у алтайцев. Сагайцы,шорцы и бельтыры в связи с хозяйственной деятельностью май обозначили "пис айы" или "хандых айы" - месяц заготовки кандыка. Кандык, как и сарана, имел большое значение в питании народов Саяно-Алтая, и это получило отражение в народном календаре. Якуты, продвинувшись из Южной Сибири на Север, сохранили для начала лета реликтовое название "бэс ыйа", т.е. месяц кандыка. Однако в Якутии, где этот съедобный корень не произрастает, понятие "бэс" перенесли на сосновую заболонь, которая соответствовала по своему значению кандыку Данный факт еще раз подчеркивает этнокультурную связь якутов с Саяно-Алтайским регионом.

    Июнь (с 20 мая по 18 июня) назывался "чулуг или "тос айы" -месяц заготовкм бересты. Название сохранилось с тех времен, когда хакасы жили в берестяных юртах и требовалась заготовка большого количества бересты. У кызыльцев июнь считался месяцем большой жары - "улуг! з !г". В связи с летним солнцестоянием сагайцы и шорцы называл" его "улуг ай" - месяц больших дней. У бельтыров он был известен под именем "сип айы" - месяц сараны. Июль (с 19 июня по 17 июля) у хакасов был месяцем сенокоса - "от айы". Август (с 18 июля по 16 августа) именовался "оргах" - месяц жатвы. Сентябрь (с 17 августа по 15 сентября) называли "улгер"* - месяц восхождения Ориона. Кроме того, сентябрь имел название "сарыр пур" - месяц желтого листа, т.е. увядания природа. У сагайцев, шорцев и бельтыров это был "уртун айы" - месяц обмолота хлеба. Октябрь (с 16 сентября по 14 октября) называли "кичкер". Вполне возможно, что его определение связано с хакасским наименованием одного из осенних созвездий "кискер". Другое название октября "чарыс" связано с осенним равноденствием. Считалось, что в это время зима вступала в борьбу с летом, и поэтому половина месяца теплая, а половина холодная. Ноябрь (с 15 октября по 12 ноября) бал известен как "хырлас" - месяц больших холодов. Кроме того, подтаежное население именовало его "хуртуях" - месяц старухи. В этот период, как объясняют хакасы, день становился настолько короток, что пока старуха оденется, наступал вечер.

    Декабрь (с 13 ноября по 11 декабря) назывался "алай" или "улай". Подтаежное население зафиксировало зимнее солнцестояние в наименовании "к!ч!г ай" - месяц коротких дней. В этот период высота солнца в полдень достигает "длины конских пут" (к!зен тиб!). Январь (с 23 декабря по 21 января Период с 12 по 22 декабря, т.е. 11 дней, являлся временем расхождения лунного года с солнечным календарем. Для соответствия через каждые 3 года "- месяц малого бурундука (после марта), у качинцев "к!ч!г сндкер" - малый силкер (после мая), у бельтыров "ад сип айы" - месяц алой сараны (после июня) величали "курген" -месяц Плеяд. Начиная с сентября и кончая апрелем, один раз в месяц лунный диск "покрывает" Плеяды. В январе хакасы наблюдали видимое схождение Плеяд с Луной и по ним определяли будущий год. Если Луна "покрывала" Плеяды, то будет холодный год, если прошла рядом, то урожайный. В январе обычно Плеяды имели схождение с Луной на девятый день новолуния. Если Луна "соединится" с Плеядами на восьмой или десятый день новолуния, то год обещает быть плохим. Иногда по соединению Плеяд с Луной вели счет месяцам. Например, "тогьсты айы" - месяц схождения Плеяд на девятый день новолуния, т.е. январь; "чит!н!ы айы"- седьмого новолуния, т.е. февраль; "пист!ы айа" - пятого новолуния, т.е. март; "уст! айы" - третьего новолуния, т.е. апрель. (Названия месяцев по дням схождения Луны с Плеядами имеются и у киргизов [6] ). На третий день новолуния в апреле соединение Плеяд с Луной могла якобы увидеть только собака. (Интересно, что подобное представление бытовало и у якутов [7] ).  По представлениям хакасов, летом это зимнее созвездие опускалось в подземный мир Эрлик хана, где их могли созерцать только "узут" - души умерших людей. Сагайцы и шорцы январь называли "чил айы" - месяц ветров, а бельтыры "узурген айы" - месяц икрометания налима. В начале января, по народным приметам, день прибавлялся на шаг птицы, а в конце месяца на длину веревки для привязи телят (чил!м сыны). Февраль (с 22 января по 20 февраля) носил название "поз! г" месяц высокого восхождения солнца. По народным приметам солнце в этом месяце прибавлялось на "длину аркана". Кызыльцы именовали февраль "хузургул айы"- месяц орла. Сагайцы и шорцы нарекли его "азыр айы" - месяц медведя. По народному объяснению, на это время приходится половина медвежьей спячки, и он якобы переворачивался на другой бок. Возможно, в феврале выходили охотиться на спящих в берлоге медведей.

    В месяце хакасы насчитывали 29 или 30 дней. Он делился на два периода: "ай наазы"- новая луна и "ай ирг!з!" - старая луна. Канун рождения нового месяца назывался "ай аразы", т.е. междулуние. В этот промежуток времени происходило рождение нового месяца. (До сих пор момент зачатия хакасы иносказательно называют "ай аразы") По хакасским представлениям, в момент рождения месяца небо внезапно озарялось. Озарение неба мог увидеть только счастливый человек, который в такой момент должен был лечь на спину, схватить из-за правого плеча любой попавшийся с земли предмет и произнести заветное желание. Например, если сказать: "Буду крупным баем", то сильно разбогатеешь.

    В первый день новолуния месяц не виден, на второй день его могли видеть только весной. Серп месяца появлялся на третий день новолуния. Однако в некоторых районах Хакасии нам приходилось слышать, что на третий день месяц виден только собаке. На третий день новолуния хакасы кланялись луне и просили благополучия "черноголовому народу и пасущемуся скоту". Беременные женщины совершали обязательное моление каждому новорожденному месяцу, а в юртах окуривали богородской травой новорожденных младенцев. На восьмой день луна видна ровно наполовину и носила определение "ухчаа к!р!с тартыбыстыр", т.е. лук с натянутой тетивой. На девятый день новолуния месяц становился выпуклым. Этот момент был благоприятным для камлания богине Умай, дающей зачатие женщинам. На 14-й день появлялась полная луна, носящая у хакасов название "ах толы" - белое полнолуние. Пятнадцатый день был последним днем новолуния и назывался "хызыд толы" - красное полнолуние. По представлению хакасов в "красное полнолуние" месяцу обрезали горло и он обагрен кровью. Начиная со следующего дня, который назывался 14 день старой луны, происходило медленное "умирание" месяца. Счет старой луны вели в обратном направлении. На восьмой день виднелась половина, луны. На второй день старой луны месяц исчезал из поля зрения. При старой луне делали поминки, камлали духам языческих культов и т.д.

    Согласно четырем фазам Луны, месяц делили на четыре недели. Воскресенье у хакасов носило название "позырах" - красный день. Понедельник именовался "пазут", т.е. первый день; вторник -"тоой кун", т.е. четный день; среда - "сарсых кун", т.е. нечетный день; четверг - "торт хондых", т.е. четвертые сутки; пятница - "пис хондых", т.е. пятые сутки и суббота - "чичме". С каждым днем недели были связаны свои приметы, поверья и запреты. День определяли по солнцу и называли "кун", т.е. буквально солнце. Часами служила хакасская юрта, двери которой были строго ориентированы на восток, а внутреннее убранство имело традиционное расположение. Когда солнце поднималось на "длину повода коня", то первый луч освещал внутренний круг дымохода. Затем солнце, поднявшись на "высоту аркана", проникало к женскому изголовью кровати, что летом соответствовало 8-9 часам утра. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку (к!ч!г лгор) и к обеду достигал второй (улуг!лгор). К четырем часам вечера луч падал на кадку с айраном. Наконец, солнце освещало кадку с бардой, которая стояла у двери, скользило по верхней части дымохода и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на "длину повода коня", и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров. Ночное время определяли по положению незаходящих созвездий Б.Медведицы( Чит!ген) и М.Медведицы (Хоскар), по зимнему Ориону (Ус муйрах, Улгер) и Плеядам (Улгер, Курген), по появлению Венеры (Солбан) и Сириуса (Кокетей).

    Итак, хакасы в результате многовекового наблюдения за небесными светилами выявили закономерности их движения, которые послужили созданию у них лунно-солнечного календаря. Названия месяцев отражали циклы годовой хозяйственной деятельности или астрономические явления. Некоторые имена месяцев самобытного календаря хакасов уже непереводимы и не находят себе параллелей среди прочих тюркоязычных народов. Другие обнаруживают сходство с времяисчислением соседних народов Южной Сибири, что свидетельствует об их древних этно-культурных связях.

    Примечания:

    1. Н.В.Кюнер. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961, с.58

    2. К.Риттер. Землеведение Азии. СПб., I860, т. З, с.552

    3. А.И.Инкижекова. Сагайский диалект хакасского языка: Автореф. канд. фил. наук. М., 1948, с.219

    4. Числа месяцев даны по рукописи Н.Ф.Катанова. Татарский язык (сагайское наречие). 4.2. Сборник примеров и словарь сагайско-русскнй. Рукопис. фонд ХакНИИЯЛИ, W 589.

    5. Е.А.Алексеенко. Кета. Историко-этнографкческие очерки. Д., 1967, с.38-39; Г.И.Пелих. Происхождение селькупов. Томск, 1972, прил.4

    6. См.: Киргизско-русский словарь. М., 1965, с.28

    7. См.: Д.С.Макаров. Народная мудрость: знания и представления. Якутск, 19в3, с. 66


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...