Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • R1b → R-PH200

      Интересная восточная ветвь R1b возраст которой оценивается примерно в 5900 лет. Среди современных носителей — уйгуры, китайцы, арабы из Бахрейна, таджики, турки, бутанцы. Вызывает интерес палеогенетическая картина.

      ПалеоДНК образцы

      ⚱️🇨🇳 Zhagunluke 14C / 14F / 24A / 44p (тохары, 541 г. до н.э. - 61 г. н. э.)

      ⚱️🇲🇳 Hovsgol 41 / Takhiltiin 8 / Salkhityn 2 (хунну, 351 - 54 гг. до н. э.)

      ⚱️🇰🇬 Tian Shan 81 (хионит, 166 - 412 гг.)

      ⚱️🇲🇳 Bulgan 13175 (сяньби, 408 - 537 гг.)

      Тохарские образцы находятся у основания ветви, а хунну, хионитские и сяньбийские — в более поздних ответвлениях. Это позволяет предположить, что R-PH200 происходит от популяций, связанных с древними тохарами и таримскими мумиями. Впоследствии эта линия, вероятно, перешла к хунну, хионитам и сяньбийцам, а затем — к современным группам, хотя часть из них вероятно могла попасть к современным народам напрямую от тохар.

    • 11 часов назад, Rust сказал:

      Часть ушла, часть осталась на Ала-Тоо даже при джунгарском нашествии. 

      Ув. рустам байке как часть осталась когда согласно карте Рената кыргызы в ферганской долине и согласно Рычкову большая часть кыргызов в ферганской долине, а меньшая часть под джунгарами цитата:"некоторая часть состоит под Зюнгарами" осталась они согласно капитана Унковского и есть кыргызы на Ыссык Куле цитата: "К тому ж народом, имянуемым Бурутами, завладел, которые кочуют около озера, имянуемого Тускель".   л и это яркий пример враги вытесняли племен куда то.

      Значит когда найманы в 1150 году разбили кыргызов цитата: найманские кааны Наркыш-Таян и Эниат Каан 1150-г.“разбили племя кыргызов”, которое обитало в “области кыргызов”, на границе с рекой Иртыш и пустыней, сопредельной “со страной уйгуров” Турфана". р кыргызы из Алтая бежали не север или северо восток и их земли заняли найманы и наврядли найманы позволили бы кыргызам оставаться на месте. Сам Мокеев подтверждает цитата: Но, судя по другим сведениям, Рашид ад-Дина, относящимися к расселению найманов уже во время Чингиз-хана, можно полагать, что в результате упомянутого поражения кыргызские племена были вытеснены из Монгольского Алтая и Прииртышья далеко на северо-восток". ж Мокеев думает цитата: "в пределы Горного Алтая", но после того как найманы разбили кыргызов на Большом Алтае ни Рубрук, ни Джувейни, Ни Карпини не встречали кыргызов на Алтае на пути не видели не слышали что к западу от монголов обитали какие то кыргызыские племена.

      Здесь Вам правильно задавали вопрос КУДА ДЕЛИСЬ КЫРГЫЗЫ НА АЛТАЕ или так называемые алтайские кыргызы когда на Алтае из разбили найманы и которых не видели и про них не слышали  когда в Каракорум шли например европейские послы так скажем.

      Исходя их источников когда найманы разбили кыргызов кыргызы из Алтая просто бежали в минусу к енисейских кыргызам потому что в Монгольское время РУБРУК видел кыргызов ТОЛЬКО на СЕВЕРЕ от монголов цитата: "К северу(то есть монголов) также нет ни одного города, а живет народ, разводящий скот, по имени Керкисы".

      Джувейни тоже слышал про кыргызов только на севере от монголов цитата: "Местом обитания татар, их происхождения и рождения была огромная степь, ширина и длина которой таковы, что путь от одного до другого ее края занимает семь или восемь месяцев. На востоке она граничит с землями китаев, на запа де - со страной уйгуров, на севере - с землями киргизов."

      Значит никаких кыргызов к западу или не западе от монголов ни Джувейни, ни Рубрук, ни Карпини не видели так как их там и не было.

      Даже Джучи покорил кыргызов в минусе, а не где то на Алтае цитата: "Когда подоспел Джочи, лед уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошел по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад".

      Например анонимный автор Худуд Ал Алам слышал, (может видел кыргызов) как на севере от уйгуров так и на западе от уйгуров цитата: 

      /л. 16б/ Слово об области тогузгузов и ее городах

      На востоке от нее — страна Чин, с юга — частью Тибет и частью халлухи, на запад от нее — некоторая часть хырхызов и на север — также хырхызы.

      Но зато Карпини, Рубурк к западу от монголов видели найманов на месте так называемых Алтайских кыргызов

      П. Карпини цитата: на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алтаин-нуру, в долине р.Черного Иртыша и озера Зайсан-нор».

      В. Рубрук цитата:"О земле Найманов, о смерти Кен-хана, об его жене и старшем сыне. После этого мы въехали на ту равнину, на которой был двор Кен хана( То есть Гуюк-хана, который жил по р. Имил, текущей в оз. Алакуоль.)".Эта земля прежде принадлежала Найманам, ко торые были собственно подданными Пресвитера Иоанна".

      Рашид ад-Дин 

      Цитата:«Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали в Большом Алтае.

      которые были соседями кыргызов 

      Рашид ад-Дин 

      Цитата:"Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов".

      Если по вашему мнению никуда не ушли значит кыргызы как задавали Вам вопрос ув. Алмас Аманбаев оказались в составе найманов ???

      Вы писали цитата: Енисейские в тот период замкнулись в рамках Минусинской котловины, но средневековые авторы знали только кыргызов на севере от монголов то есть енисейских.

      Ваша версия цитата: "Смешение с кимако-кыпчаками могло происходить и в монгольское время, когда кыргызы кочевали по всей Западной Монголии от Кара-Корума до Иртыша" на основе вышеперечисленных источников уже вызывает сомнение.

      Оказывается согласно Мокееву население Каркара хан цитата: "в эпоху распада государства Моголистан во второй половине XV-нач. XVI вв., когда произошла инфильтрация значительной части кыпчаков Каркары в состав родоплеменного объединения Булгачы (Ичкилик)" вошли в состав ичкиликов.

    •  
      В Санкт-Петербурге впервые показали «сокровища» скифского кургана Туннуг
       

      Золотые бусы, кинжалы, фрагменты одежды кочевников -самые ценные и уникальные находки из скифского кургана в Туве впервые представили в Санкт-Петербурге. Теперь посетители смогут рассмотреть скифское золото в мельчайших деталях.

      В Санкт-Петербурге впервые показали «сокровища» скифского кургана Туннуг

      Ценные вещи нашли в самом древнем раннескифском кургане Туннуг, который находится в тувинской «Долине Царей». Участники совместной экспедиции РГО и Института истории материальной культуры РАН вскрыли половину огромного могильника диаметром больше 100 метров - их исследования уже стали мировой сенсацией. За семь полевых сезонов на кургане удалось обнаружить более трех тысяч артефактов, но в исторической штаб-квартире РГО их представили впервые

      Для ученых большую ценность представляют предметы из бронзы - кинжалы-акинаки и элементы конской упряжи с изображением пантеры, подтверждающие, что легендарные кочевники-скифы родом из Южной Сибири. По словам руководителя экспедиции Тимура Садыкова, важна не материальная ценность золота, а сам факт его появления.

      Ученым удалось найти женскую косичку, заплетенную почти 3 тысячи лет назад и фрагменты одежды кочевников. Им пришлось работать в тяжелейших условиях, перебирать тонны глины и камней в болоте вручную.

      «Курган уникален тем, что он был спрятан в низине, в болоте, что вообще не свойственно курганам. Нам удалось найти не разграбленное захоронение. Для современной работы археологов - это уже редкость», - отметил руководитель экспедиционного направления Сергей Корлыханов.

      При исследовании могильника обнаружили и ритуальную инсталляцию скифов - более сотни взнузданных коней, некоторые - вместе с всадниками - были принесены в жертву на вершине кургана - этот кровавый ритуал описывал еще Геродот.

      Так провожали в загробную жизнь только царей, но само захоронение повелителя кочевников пока найти так и не удалось. Зато здесь обнаружили множество неожиданных артефактов, не характерных для культуры скифов той эпохи.

      Через две недели стартует восьмой полевой сезон комплексной экспедиции на кургане Туннуг, тысячелетиями хранящем множество тайн. Задача ученых - «докопаться до истины» и сделать новые открытия.

    • 2 часа назад, buba-suba сказал:

      Да, мугул - персидский вариант, могол - тюркский. От имени Могулл.

      Монгол - современный, от слова "мунгл" (благодаря Огуз-хану).  

      Могул/могол/мугул это все - персидский вариант "монгола".

      Цитата

      Согласно ряду исследователей, термин могол восходит к персидскому, индийскому[32][33], а также арабскому названию монголов, и в нём подчёркивалось монгольское происхождение династии Тимуридов[34][35][36].

      Касательно этимологии термина "монгол" существует несколько версии, но ни одна из них не связана с Огуз-ханом и фольковой этимологией РАДа:

      • Ряд исследователей (Н. Ц. Мункуев), отмечает, что этноним «монгол» впервые встречается в китайских источниках «Цзю Тан шу» («Старая история династии Тан», составлена в 945 году) в форме мэн-у ши-вэй — «монголы-шивэйцы», и в «Синь Тан шу» («Новая история [династии] Тан», составлена в 1045—1060 годах) в форме мэн-ва бу — «племя мэн-ва». В различных киданьских и китайских источниках XII века для этих племён также использовались названия мэнг-ку, мэнгули, мангуцзы, мэнгу го[13]:238.
      • Монгольский учёный Ж. Баясах предполагает, что название «монгол» появилось в результате видоизменения монгольского слова мөнгө («серебро»)[18]. О связи понятий монгол и мөнгө («серебро») говорится в китайских текстах «Хэй-да ши-люэ» 1237 года. В этих текстах говорится о том, что население Великой Монголии называло своё государство «Великой серебряной династией»[19].
      • A change from Mongkhe-tengri-gal ("Eternal Sky Fire");[17]
      • A derivation from the personal name, transcribed in Chinese-language sources as 木骨閭 Mùgǔlǘ (from Middle Chinese *muwk-kwot-ljo), of the progenitor of Rouran Khaganate.[18]
      2 часа назад, buba-suba сказал:

      Потомки Кияна - кияты, вместе с потомками Нукуза - монголы. Остатки тех самых "монголы давно разбиты". То-есть этноним "могол/мугул" и/или "мунгл" существовал еще до бегства Кияна и Нукуза на Эргунэ-кон.  

       Может существовал, а  может и нет. Где доказательства? К примеру, этноним "татар" был во времена Тюркского каганата и это подтверждают рунические надписи.

      2 часа назад, buba-suba сказал:

      Возможно Огуз-хан "мунглами" назвал только правящий род (откуда и он сам), поэтому Киян и Нукуз из правящего рода - монголы, а земля, которой правили кераиты - Могулистан, а не Монголистан.   

      Опять сказка, основанная на политизированной/исламизированной "Огуз-наме" и больше ни на чем.

      Татары под предводительством некого Сунидж-хана (Сююнч хана) в коалиции с уйгурами (по другой версии кыргызами) разгромили племя монгол, после чего остатки последних бежали в Эргунэ-Кун. Ни о каком Огуз хане речи в этой легенде нет.

      Как максимум Огуз хана можно (вполне справедливо) ассоциировать с токуз-огузами (уйгурами в широком смысле). Но это максимум!

      Угуз-хан каждый год вел войны с живущими в юрте монгольском и оставался победителем. Напоследок все их взял; некоторые из них, спасая себя бегством, подчинились хану татарскому...Угуз сделал нападение на Татар; хан их с многочисленным войском вступил в битву с ней, но Угуз одержал верх и истребил его войско...

      В продолжение семидесяти двух лет Угуз-хан вел войны с татарами, хотя Монголы и Татары были одной [17] кости. На семьдесят третьем году он всех их подчинил своей воле и сделал мусульманами...

      https://vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/text3.phtml?utm_source

    • Eще одно хорошее видео от Эльвиры Ибрагимовой

      Аул Жаскечу (Туркестанская область Казахстана)

      "

      Текст Эльвиры:

      Привет, Казахстан! Привет, друзья мои ! Не успели мы вернуться от первых соседей, как позвали в другую семью. Там праздновали покупку машины. Я никогда не думала, что буду есть ухо и глаз барана. Потом повезли на Кокпар. Женщины не допускаются даже смотреть, но я для вас смогла снять эти соревнования. Раньше это называлось- козлодрание. Вы увидите, как красиво казахи скачут на лошадях.  
      В это время Жанар апа , жена Ауельбек ага, уже замесила тесто на лепёшки, баурсаки, слоеные лепёшки. На бешбармак стали собираться соседи. Мы уже понимали друг друга. С огромным мешком гостинцев меня проводили домой. Так началось мое знакомство с казахскими семьями в аулах. В путь, друзья! 


      "

       

  • Тадина Н.А. Об этногенетической основе алтайских преданий


    Rust

    Оригинальная публикация: // Урало-Алтай: через века в будущее (матер. конф.). – Горно-Алтайск, 2005. – Вып. 1. – С. 93-97.

    Этногенетические (этногенеалогические, этногонические) традиции вызывают особый интерес в исследовании проблем этнической истории. Ни один народ не мог "происходить ниоткуда" и поэтому стержневым становится вопрос о его происхождении. Алтайцы, один из тюркоязычных народов Южной Сибири, вплоть до настоящего времени сохраняют представление о принадлежности каждого из них к определенному сеоку ("сööк", дословно "кость") [2]. Представители одного сеока или родственных сеоков состоят между собой в родственных отношениях "карындаш"[3].

    При переписи 1897 г. у алтайцев было зафиксировано 36 родов, перечень которых приводится в книге С.П. Швецова[4]. В целом, это количество сохраняется и наиболее многочисленными из них являются "кыпчак, майман, тодош, иркит, тёлёс". Алтайский сеок олицетворяет собой этногенетическое родство с древнетюркскими народами – "кыпчак, теле, найман, меркит, тардуш", вошедших этническими компонентами при формировании многих тюркских народов[5]. В родовом составе как алтайцев, так и башкир основным этнокультурным компонентом выступает "кыпчакский"[6].

    Особенности процесса этногенеза можно обнаружить в преданиях, повествующих о переселении предков и возрождении их в новых условиях. К числу этногенетических преданий относится легенда о народе Ашина, зафиксированная в китайских летописях VI в. и опубликованная в исторической литературе, впоследствии ставшая элементом исторического сознания многих тюркских народов. Согласно этой легенде, предки алтайских тюрков, "жившие на краю большого болота", были истреблены соседними врагами. Уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки ноги, а самого бросили в болото. Его выкормила волчица, ставшая в последствии его женой. Мальчика враги все-таки убили, а волчица скрылась в горах, расположенных на севере, предположительно на Алтае. Там, в пещере, родила десятерых сыновей, отцом которых был спасенный ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на местных женщинах. Один из ее внуков, по имени Ашина, стал вождем своего народа и дал ему свое имя[7].

    Эта легенда введена в китайскую хронику как одна из версий тюркского этногенеза. Разумеется, понимать легенду о мальчике и волчице буквально – неправомерно. Это поэма, а не история. Важнее отдельные детали. Древняя тюркская легенда возникла на Алтае, где местное население влилось в состав народа Ашина, явившегося предком этноса "тюрк". Слово "Ашина" означает "благородный волк", а "тюрк" – "сильный, крепкий", впоследствии превратившийся из собирательного в этническое наименование[8].

    До сих пор значимость легенд о первопредках для изучения этногенетических процессов зачастую недооценивалась. Об этом еще в конце XIX в. говорилось: "У Тюркских и Финских племен, населяющих южную часть Сибири, Алтая, каждый народ в тесном смысле, каждое наречие, делится на роды, поколения – сööк (кость), которые ведут свое происхождение от какого-либо общего предка. История каждого рода хранится в преданиях, в настоящее время уже перезабытых и живущих в памяти немногих стариков"[9].

    Для ясности поставленной проблемы следует отметить, что понятие "Алтай" в традиционном представлении алтайцев не односложно. Во-первых, по данным мифологии известно, что творцом вселенной выступает "Алтай-кудай". Во-вторых, окружающая земля, где живет человек, связана с образом родины, именуемой "Алтай", например, долина по р. Песчаной называется "Беш Алтай", по р. Чарыш – "Чарас Алтай" и пр. В-третьих, исходя из пространственных ориентиров, в народе существует представление о нескольких "Алтаях", так или иначе связанных с происхождением алтайцев. Например, в ритуальных песнях воспеваются земли по р. Иртыш – "Эрчиш Алтай", по р. Волге – "Эдил-Алтай". О давности такой традиции можно судить по материалам Г.Н. Потанина: "Отец Чевалков сообщил мне, что Телеуты уверяют, будто кроме Алтая Бийского округа, есть еще другой Алтай"[10].

    По данным письменных и архивных источников известно, что в середине XVIII в., после присоединения Алтая к России, изучаемая территория в административном отношении была включена в состав Кузнецкого округа Тобольской губернии, а в 1804 г. передана вновь образованному Бийскому округу (с 1894 г. – уезда) Томской губернии и состояла из семи дючин, шести черневых, трех кумандинских, а также двух чуйских волостей, вошедших в состав России в середине XIX в.

    Население региона состояло из шести этнотерриториальных групп. Из них к южно-алтайским относятся алтай-кижи (по рр. Катунь, Чарыш, Урсул, Песчаная) и чуй-кижи (по рр. Чуя, Башкаус, Чулышман), а к северо-алтайским – jыш-кижи (нижнего течения р. Катуни), куманды-кижи (в верховьях р. Бии) и шалканду-кижи (по р. Лебедь). Относительно этнонимов известно, что алтай-кижи назывались калмыками (алтайскими, горными, бийскими), чуй-кижи – теленгитами и двоеданцами (калмыцкими, чуйскими), а группы таежного предгорья – черневыми татарами. В силу исторических причин ядром этноса становится самая многочисленная этнотерриториальная группа алтай-кижи, ставшая впоследствии этноконфессиональной общностью[11].

    Опубликованные данные о родовом составе южноалтайских групп свидетельствует об их этногенетическом родстве[12]. Общими сеоками у  алтай-кижи и теленгитов являются в основном "кыпчак, тёлёс (тöлöс), кёбёк (кöбöк), алмат, иркит". В составе каждой этнотерриториальной группы имеются специфические сеоки: у алтай-кижи – "чапты, байлагас, кёжё (кöжö), каал, богускан, модор, тонгжан"; у теленгитов – "ябак (jабак), сагал, могол". Несмотря на изученность родовой структуры, кажущиеся незначительными проблемы, как этногенетические, нуждаются в дальнейшем исследовании.

    В последней четверти XIX в. приобрела популярность целая серия преданий об алтайских сеоках. Генеалогическое родство сеоков подтверждается  сведениями, в которых обычно говорится, что их легендарные основатели были братьями или росли в одной семье, где обычно получали имена, впоследствии ставшие названиями основанных ими родов. Г.Н. Потанин записал от М.В. Чевалкова (алтайца-миссионера) предание о происхождении названия "тёлёс": "…когда наступило время делить наследство – брат, пасший верблюдов, сказал: "Брат, пасший овец, взял себе лишнего барана, поэтому лишний верблюд ("тöö") должен быть мой". Отец за эти слова дал ему имя: "Лишнего верблюда взявший, будь тööлöсом"[13].

    Сведения о происхождении сеока "кыпчак" содержат в себе народные предания, бытующие в устной форме до сегодняшних дней. В с. Усть-Кан мною было записано предание от одной из старейших представителей сеока "кыпчак" Арадан Елдошевой (1909 г.р.).: "отец решил дать имена сыновьям по названию той части конской туши, которую выберет каждый, поэтому взявшего шейную часть назвали jалчы кыпчак, заднюю – кöдöнчы кыпчак и пр."[14].

    Если в предании повествуются  о происхождении нескольких сеоков, то они являются родственными между собой. Таковыми считаются сеоки "тёлёс" и "jети-тас", "кыпчак" и "мундус", имеющие общую генеалогию. По данным С.А. Токарева прародительницей сеока jети-тас названа девушка тёлёс[15], а поэтому существует второе название, приведенное Г.Н. Потаниным: "настоящее имя тёлёсов – джиты тас, т.е. семь плешивых. Когда делили сеоки (кости), то есть когда алтайский народ делился на сеоки, семь братьев, имевших лысины на голове, не получили кости (сеока). Их и прозвали "семь плешивых"[16]. У В.И. Вербицкого зафиксировано предание о братьях, происходивших от матери из рода Кыпчак: "Она забеременела от упавшей с неба градинки и родила двух мальчиков-близнецов по имени Коткор Мундус и Чулум Мундус"[17].

    Генеалогические  сведения существуют в нескольких вариантах, дополняя друг друга. В записях А.В. Адрианова сказано, что "в древности было четыре брата: Тööлöс, Оргынчи, Кöбöк и Чабак. Каждый из них стал основателем сеока, которому дал свое имя"[18]. Л.П. Потапов, освещая этнический состав алтайцев, дополняет: "Существует такого же рода предание, которое услышал и записал автор в 1927 г. на стоянке алтайца Аргымая Кульджикова у оз. Кеньга, в Онгудайском аймаке. С его слов, сеоки: Телёс, Кöбöк и Алмат между собой "тöрööндöр, т.е. "родня"[19]. Об особой роли родства "карындаш" для сеоков А.В. Адриановым отмечено: "Каждый род имеет свое название, большею частью по предку; все члены одного рода, хотя бы они не знали друг друга, считаются братьями, родными и потому не могут брать в жены из своего рода. При встрече друг с другом инородцы предлагают первый вопрос – какого сööка, кости, и если окажется – одного и того же, то они держатся как родные"[20].

    Изучая историко-этнографический материал по тёлёсским сеокам, Л.П. Потапов подчеркивает этногенетическое родство южных и северных алтайцев: "По мнению тубаларов, их сеок Ярык телёсского происхождения, он переселился сюда из бассейна р. Чулышман и разделился здесь (в Комляжской волости) на два подразделения: Сыгынчы Ярык и Кара Ярык, которые осознавали родство и не заключали браков с телёсами… Второй пример дробления алтайских телёсов представляет челканский сеок Шакшылыг. Челканцы до сих пор считают его по происхождению телёсским, пришедшим из южной части Телецкого озера… У тубаларов существует сеок Чагат также телёсского происхождения"[21].

    К выводу о кыпчакском родстве северных и южных алтайцев пришел Н.А. Сатлаев, изучив опубликованные письменные и археологические сведения на основе  данных китайских и арабских источников: "Анализ этнической истории показывает также, что современные южные и северные группы алтайцев имели общих предков в лице племенных объединений теле и тугю, уйгуров и кимаков-кыпчаков, а также племена аба и асов, входивших с одной стороны в состав древних тюрков, а с другой – в состав монгольских племен: ойратов, телеутов (телеутов) и других, на базе которых сложилось в XVII в. основное ядро северных и южных алтайцев"[22].

    Этногенетическое родство на тёлёсской и кыпчакской основе северных и южных алтайцев считается актуальной в наши дни. Северные алтайцы на полтора столетия раньше (XVII в.), чем южные алтайцы, вошли в состав Российской империи. На протяжении последних веков, оказавшись в этническом меньшинстве, тубалары, челканцы и кумандинцы подверглись активной ассимиляции, а поэтому сведения о принадлежности каждого к сеоку, следовательно, об этногенетическом родстве с южными алтайцами утратились. Единственный путь своего спасения они видят в приобретении статуса отдельного этноса.

    Результатом процесса ассимиляции стал спорным вопрос об этнической принадлежности маймаларов, расселенных по среднему течению Катуни (совр. Чемальский и Майминский р-ны). Являются ли они отдельной группой или частью тубаларов, "пограничных" между северными и южными алтайцами, не только в территориальном, но и в этнокультурном отношении? Сегодня сложно обнаружить данные о составе их сеоков, поэтому важными представляются  сообщения А.В. Анохина о родословных шаманов (алт. каам) маймаларов, проживавших в начале прошлого века в верховья рр. Анос, Эликманар, Куюм[23].

    Считается бесспорным, что сеоки являются "остатками средневековых народов.., которые в процессе исторического развития.., смешения и раздробления, со временем конституировались в Горном Алтае в сеоки по модели архаического рода с его стереотипом в виде родовой экзогамии, но патрилинейного счета родства, родовых культов и т.п. Они стали осознавать себя на этом уровне "братскими" сеоками. Разумеется, появились и легенды, объясняющие их появление на Алтае (где они считаются все-таки пришлыми) и санкционирующие их родство"[24].

    В  полевых тетрадях по Шебалинскому району, с. Шыргайты есть запись от Алгычы Борбуевой, прожившей более 100 лет и помнившей предание о расселении сеоков: "Алтай заселялся соседними народами – монголами с южной стороны, тувинцами с восточной, потомки которых  представляют сеоки могол, сойон и иркит. Из ушедших с Алтая вернулись немногие – котон кыпчак из западных городов, живущие теперь по Чарас Алтаю и Беш Алтаю, и бурут, состоявших из нескольких семей, встречающиеся крайне редко"[25]. Народная память об отмеченных бурутах была сохранена в Онгудайском районе, с. Кулады, о чем свидетельствуют рассказы информатора из сеока кара майман Тааны Урчымаевой. В них речь шла о бурутах, светлых и высоких, пришедших с западной стороны от кыргызов[26]. Данные преданий подтверждаются опубликованными материалами, где сказано, что "джунгары применяли термин "бурут" для обозначения тянь-шаньских киргизов. На Алтае известны идентичные легенды о кыргызах и бурутах, а алтайский сеок бурут в русских документах за 1756 г. назван прямо "кыргызы"[27].

    Сеок как сложный этнический организм имеет несколько подразделений, особенно это характерно для многочисленных родов. Интерес представляют те предания, которые раскрывают генеалогию рода и его древние этнические компоненты. По  словам старшего информатора из сеока "кыпчак" Араjан Елдошевой, сеок "кыпчак" делится на "тумат кыпчак", встречающегося среди чуйских теленгитов, а также, "котон кыпчак" и "сураз кыпчак", распространенные среди алтай-кижи[28]. Кроме того, этнотерриториальную группу алтай-кижи  составляют сеоки "тодош" и "майман". Первый подразделяется на "кара тодош", "манjы тодош" и "кыдат тодош", второй сеок, не образующий родственной группы, подразделяется на "кара майман" и "кöгöл майман", представители которых хорошо помнят свою родословную[29].

    Этногенетические предания сохраняют сведения не только о родственных группах сеоков, но и их внутреннем делении. От самого старшего информатора из сеока "тонгжан" Алгычы Борбуевой (1891 г.р.) записано: "В давние времена сеок тонгжан был расселен по среднему течению Катуни (совр. Чемальский район). Два брата, предводители сеока, решили переселить свой народ. Одна часть ушла на запад, за реку Катунь и Иртыш, поэтому названа "суу тонгжан" ("суу" – "река", речные), а другая переселилась в горы Алтая, и стали "туу тонгжан" ("туу" – "гора", горные")"[30].

    Названия подразделений сеоков отражают упоминаемые выше периоды этнических процессов – смешения и раздробления: например, у сеока сагал – "тургун саал" ("местные")[31], у сеока мундус, по нашим материалам – "чулу мундус" ("законнорожденные") и, наоборот,  "киргин саал" ("пришлые"), "сураз кыпчак" ("не законнорожденные (из казахов)").   Названия других подразделений сеоков формируются при помощи цветовых характеристик  "кара" и "ак": "Указанное прилагательное "кара" является частью многих алтайских названий родов: "кара-алмат", кара-jагырык, кара-jарык, кара-иркит, кара-майман, кара-мундус, кара-сойон, кара-тогус, кара-тодош, кара-тумат, кара-чагат… В составе алтайских родовых названий ак употребляется крайне редко: ак кöбöк, ак тумат"[32].  Этнонимы многих родов восходят к древности. По этому поводу С.А. Токарев писал: "Самые названия алтайских, по крайней мере южноалтайских, родов показывают, что многие из них являются как бы обломками целых племен и народов, в разное время оставивших следы своего пребывания на Алтае"[33].

    Таким образом, в этногенетических преданиях, записанных исследователями в последней четверти XIX – начала XX вв. в сопоставлении со сведениями информаторов из алтайского народа в переосмысленной и, как правило, фантастической форме заключена информация о происхождении родственных сеоков от общего предка на основе реальных этногенетических процессов. Сохранившиеся предания позволяют раскрыть малоизученные аспекты этнического сознания, в той или иной степени отображающие глубины исторической памяти.

    Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (№ 02-06-80311а).

    [1] Сеок – генеалогическое патрилинейное подразделение, в отечественной науке обозначается словом "род".
    [2] "Карындаш" (дословно, "единоутробный") означает особый тип родства внутри сеока и между сеоками группы и способствует соблюдению экзогамии.
    [3] Швецов С.П. Горный Алтай и его население. – Барнаул, 1900. – Т. 1, вып. 1. –340 с.
    [4] Баскаков Н.А. Очерк развития и формирования алтайского языка и его диалектов // Ученые записки ГАНИИ ИЯЛ. – Горно-Алтайск, 1960. – Вып. 3.
    [5] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974. – С. 170; Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. – Л., 1969.
    [6] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, живших в Срединной Азии в древние времена. – М.-Л., 1953. – Т.1, ч. 1. – С. 220-221.
    [7] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – М., 1967; Кляшторный С.Г. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата, 1992; Кононов А.Н. Опыт анализа термина "тюрк" // – СЭ. 1947. – №1.
    [8] Адрианов А.В. Сööки и шуточные характеристики инородческих родов (сööков) // Очерки Северо-Западной Монголии. – СПб., 1883. – Вып. II, ч. II. – С. 936.
    [9] Потанин Г.Н. Материалы М.В. Чевалкова // Очерки Северо-Западной Монголии. – СПб., 1883. – С. 3.
    [10] Екеев Н.В. Этнодемографическая характеристика населения Алтая XIX – XX веков // Актуальные вопросы истории и культуры Саяно-Алтая (матер. межд. науч. конф.). – Горно-Алтайск, 1998. – С. 51-53; он же. Об алтайских этнотерриториальных группа XIX – начала XX вв. // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность (матер. межд. науч. конф.). – Горно-Алтайск, 1999. – С. 228-229; Шерстова Л.И. Конфессиональный фактор образования этнической группы алтай-кижи // Субэтносы в СССР. – Л., 1986. – С. 85.
    [11] Екеев Н.В. Об алтайских этнотерриториальных группах…; Кыдыева В.Я. О празднике алтайских сеоков // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов Южной Сибири и сопредельных территорий. – М., 1994. – С. 51-57; она же. Структура и характер расселения алтайских сеоков // Алтай и тюрко-монгольский мир (тезисы, статьи). – Горно-Алтайск, 1995. – С. 91-95.
    [12] Потанин Г.Н. Указ. раб. – С. 4.
    [13] Полевые материалы автора 2002 г.
    [14] Токарев С.А. Докапиталистические пережитки в Ойротии. – Л., 1937. – С. 16.
    [15] Потанин Г.Н. Указ. раб. – С. 9.
    [16] Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. – М., 1893. – С. 163-165.
    [17] Адрианов А.В. Указ. раб. – С. 940.
    [18] Потапов Л.П. Алтайские телёсы в этническом отношении // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. – Томск, 1987. – С. 59.
    [19] Адрианов А.В. Указ. раб. – С. 936.
    [20] Там же. – С. 59-60.
    [21] Сатлаев Н.А. Из этнической истории современных алтайцев // Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири: история и современность. – Кемерово, 1992. – С. 55.
    [22] Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. – Л., 1924. – С. 108-148.
    [23] Потапов Л.П. Алтайские тёлёсы в этническом отношении… – С. 58.
    [24] Полевые материалы автора начала 1990-х гг.
    [25] Полевые материалы автора конца 1990-х гг.
    [26] Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. – Абакан, 1998. – С. 50-51; Потапов Л.П. Этнический состав… – С. 25; Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII – середине XIX в.: проблемы политической истории и присоединения к России. – Горно-Алтайск, 1991. – С. 91-92.
    [27] Полевые материалы автора.
    [28] Кыдыева В.Я. Структура и характер расселения алтайских сеоков… – С. 93.
    [29] Полевые материалы автора.
    [30] Кыдыева В.Я. Структура и характер расселения алтайских сеоков… – С. 93.
    [31] Молчанова О.Т. Прилагательные семантических полей "черный цвет" и "белый цвет" в ономастиконе алтайцев // Советская тюркология. – Баку, 1985. – № 3. – С. 35, 40.
    [32] Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев // Сибирский этнографический сборник. – М.-Л., 1947.  – Т. 1. – С. 155, 157.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...