Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      28579


  2. Bas1

    Bas1

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      3852


  3. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      11003


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 12/15/23 во всех областях

  1. Современные трансформации этнического самосознания западных монголов ТЕРЕНТЬЕВ Владислав Игоревич, научный сотрудник Кемеровского государственного университета, (УНЦ) экомузея «Городок» (Россия, г. Кемерово) . На заре преобразований в 1991 г. президент страны П. Очирбат Указом № 115 обратился к народу Монголии с призывом возрождения и использования своей родовой принадлежности. В последующем историком культуры и археологом, директором Института истории АН Монголии (1991–2001 гг.) А. Очиром в соавторстве с сотрудником Института Ж. Сэржээ были выработаны "Рекомендации по восстановлению рода (монг.овог. – В.Т.) и родословной" с составлением для каждого аймака краткого перечня родов и картографированием их распространенности по сомонам (Очир, Сэржээ 1994). Подобный справочник, к примеру, для населения Ховдского аймака перечислял указания, которых нужно придерживаться, восстанавливая свой род, если человек его забыл. Вот, например, наиболее радикальные рекомендации: "можно выбрать для себя род, который больше всего вам нравится" и "название рода можно придумать" При сочинении названия рода авторы предлагают "на основе опыта формирования рода как в Монголии, так и во всем мире руководствоваться", во-первых, "хозяйственными или другими культурными особенностями поколения"; во-вторых, "прозвищами либо титулами, которыми привычно называют ваше семейство другие"; в-третьих, "названиями родного кочевья или одного из составляющих его топонимов"; в-четвертых, "названием своего народа"; в-пятых, "именами родственников, при условии использования притяжательного аффикса -хан, -хэн" (Очир, Сэржээ 1994: 17–18).
    1 балл
  2. Юсупов Ю.М., Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М. Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований//Проблемы востоковедения. 2023. № 4. С. 22-28. https://www.academia.edu/111410149/Юсупов_Ю_М_Асылгужин_Р_Р_Сабитов_Ж_М_Башкирские_ете_ырыу_и_казахские_жетыру_данные_этногенетических_легенд_и_преданий_и_результаты_генетических_исследований_Проблемы_востоковедения_2023_4_С_22_28
    1 балл
  3. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42657875&selid=42881344 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42657875_36939523.pdf ИШТЯКИ: ПРИУРАЛЬСКО-СИБИРСКОЕ ПОГРАНИЧЬЕ В научном сборнике представлены новейшие исследования, посвященные формированию и развитию тюрко-угорской народности, известной по источникам XV–XIX вв. как «иштяки» (вместе с другими вариантами написания). Книга может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется историей и культурой народов России. Доступ к полному тексту открыт ПРЕДИСЛОВИЕ Аксанов А.В. 4 0 ТЮРКО-УГОРСКАЯ КОНТАКТНАЯ ЗОНА В ЗАПАДНОМ ПРИУРАЛЬЕ: ПРОБЛЕМА ИШТЯКОВ Миргалеев И.М. 5-13 1 Доступ к полному тексту открыт ИШТЯКИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА Аксанов А.В. 14-31 1 Доступ к полному тексту открыт «ОСТЯКИ» СРЕДНЕГО ПРИУРАЛЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – XVII В. ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Исхаков Д.М. 32-44 0 Доступ к полному тексту открыт ПОНЯТИЕ «ИШТЭК»/«ОСТЯК» КАК СОЦИОНИМ (УРАЛ И ЗАУРАЛЬСКИЕ УЕЗДЫ КОНЦА XVI–XVII ВВ.) Самигулов Г.Х., Маслюженко Д.Н. 45-60 0 Доступ к полному тексту открыт ИШТЯК-ТУГУМ СИБИРСКИХ ТАТАР (К ВОПРОСУ О ТЮРКО-УГОРСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ) Тычинских З.А. 61-75 1 Доступ к полному тексту открыт «ОСТЯК» ~ «ИШТЯК» ~ «ТАТАРИН»: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОМ СИНКРЕТИЗМЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Науменко О.Н., Бортникова Ю.А. 76-83 0 Доступ к полному тексту открыт ИШТЯКИ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ Иванов В.А. 84-91 1 Доступ к полному тексту открыт ИШТЯКСКАЯ ТОПОНИМИКА Курбатов В.А. 92-98 1 Доступ к полному тексту открыт ИШТЯКСКО-НОГАЙСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Трепавлов В.В. 99-113 2 Доступ к полному тексту открыт КАЗАХСКИЕ ЕСТЕКИ/ИШТЯКИ Сабитов Ж.М. 114-120 2 Доступ к полному тексту открыт ЕСТЕКИ/ИШТЯКИ КАРАКАЛПАКСТАНА Шигабтдинов Р.Н. 121-132 0 Доступ к полному тексту открыт К ВОПРОСУ О СВЯЗЯХ КЫРГЫЗОВ С ИШТЯКАМИ Акеров Т.А. 133-136 1 https://l.facebook.com/l.php?u=https%3A%2F%2Flookaside.fbsbx.com%2Ffile%2F%D0%98%D1%88%D1%82%D1%8F%D0%BA%D0%B8.pdf%3Ftoken%3DAWz8JuzlR4b3HC1h2tXRaO2vOZM0WRH_h-ZSC8UCtB1Gwru8DTKwXrLZ61SQ_UlO_lc8F3QvJFzVrxAImp1T0O8GszTPLOcG2_guXceUJp21nTTh0GHjVTUUF2msCKSAz61lCpRs_e7nRjiQU4lhvJXecqE3SbOp6Br7jPWVh8waY9AV65SULlpZEL-ySPikU8BPpia70KsZ6lmdmvH75PvsuHZJf7gelDXg-Q9RpoWMfQe3iVaLuEK_rgI4JAAyIFedYJfXTCisQvX0PR93ha_PiVJ8XQtlCY0873czwQCREH5jcYS3Drg3pXYA_UaA05cJoHGt3wPWi1wYzNf0QKu2zrDqmdeqSvrpK_RgDkp9dan5lqxbl6cHw3KIuZ6ezDmyXH-UzTZdDzX59nKCt8cgYNnXGFbc0ahHRfbwPVKxz0DguBp5kUwAS2iS9N_Asl0OwB-X3FFeunpzARIyLaqsYurfoFv2Uk9DUis7K3LsF4dkn0RTfYw8rRnvvcoX7p1OS8VP2mI5slPMYJnoa6sBHj0ta91CDwoX0g1TnbQoNIvhVK249JKDEPhpzljIbCCSRAn_zFOgId23DtFGl99CUuxrPcgX0nE_AgVLRwIFKQ&h=AT3CaY3oVIfHECOL1ZyyortsByHVqBPv9IpLk79kx6gUtn1QHx4sICYck5Vl45a6eKdA2R4VejPSnT5Wjr8y0dEwY_lsMMk0kovaEpKj_hRJplRS-OMuE-me_JW8jKajcL28b2l42t3k91aR&__tn__=H-R&c[0]=AT1Pw3gs6RJ99WYkQPlklAB-2zDspCB17D-H_4GCQnkCV5xcxDbRsPKKT_w4gUoJgQ8kgeNuGnDtNrcUinX2oSIoJg5hOtB2J4aTqRowNGJQctPK5f1IeZHBb673rh-FXTQo9WftRO8O4WGdI1A7mdrLzgXpu50D90Ct7A4c6XwOMDZ3O3wznZgPo4PeFHnnMEE8PMAimbNmeKI2E9tGszG76E3uILo
    1 балл
  4. https://www.academia.edu/43669253/История_башкирских_родов._Буляр._Том_36_С._И._Хамидуллин_Б._А._Азнабаев_И._Р._Саитбатталов_И._З._Султанмуратов_Р._Р._Шайхеев_Р._Р._Асылгужин_В._Г._Волков_А._А._Каримов_А._М._Зайнуллин._Уфа_НОЦ_История_башкирского_народа_ИИГУ_БашГУ_2020._920_с
    1 балл
  5. Возможные источники миграций В целом генофонды всех трех кланов древнебашкирского круга – бурзян, усерган и юрматы – указывают на взаимодействие кочевых групп прикаспийских и северокавказских степей с дотюркским населением Южного Урала. Высокая частота (77%) субветви R1b1’12-GG405 у бурзянцев может отражать миграцию носителей этого варианта на Южный Урал с прикаспийских территорий в течение VII–X вв. в результате расширения влияния Хазарского каганата. Возможно, с этими же процессами в раннем средневековье связана миграция носителей гаплогруппы J2, которая обнаружена в генофондах усерган и юрматы. Для кланов кыпчакского происхождения (кыпчак, тамъян и тунгаур) важно субтипирование гаплогруппы R1b1: для юго-восточных башкир оказалась характерна субветвь R1b1a2-BY17657. На филогенетической сети STR-гаплотипов этой субветви обнаруживается связь этих кланов башкир с алтайцами и караногайцами. Это может указывать на миграцию из лесостепной зоны Алтая на Южный Урал в составе кимако-кыпчакской миграции. На филогенетической сети STR гаплотипов другой гаплогруппы — N3a4 - выделились два основных кластера. В первом кластере (с датировкой 1300±500 лет) с гаплотипами кланов усерган, тунгаур и единичных представителей бурзян вошли и представители юго-западных башкир. Второй кластер (1100±300 лет) включил гаплотипы клана кыпчак вместе с представителями финноязычных популяций. А представители клана юрматы вошли в различные ветви сети. Это означает, что гаплогруппа N3a4 имеет разное происхождение в кланах юго-восточных башкир — ее можно соотнести с различными миграционными процессами. Отметим, что отделение всех башкирских ветвей Y-хромосомы от венгерских произошло в конце первого тысячелетия до н.э. Поэтому полученные результаты могут быть подтверждением версии о генетической связи части башкир с кочевниками Южного Зауралья и Западной Сибири раннего железного века. Этнографы выделяют два периода в истории башкир: формирование древнебашкирского этноса (IX-X вв.) и период кыпчакской миграции (XI-XV вв.). С первым периодом связывают кланы юго-восточных башкир бурзян, усерган и юрматы, со вторым — кланы кыпчак, тамъян и тунгаур. В Y-хромосомных генофондах обеих групп выделяется наиболее ранний этнический субстрат, связанный с населением финно-угорского происхождения. В то же время в генофондах древнебашкирских кланов имеется степной компонент, связанный с юго-западными территориями, что выражается в преобладании «переднеазиатских» и «западноевразийских» гаплогрупп. Другое важное различие этих двух групп связано с уровнем их генетической гетерогенности. Древнебашкирские кланы более генетически гетерогенны: каждый имеет свой собственный генетический портрет. Генофонды кланов кыпчакского круга более гомогенны: в них преобладает гаплогруппа R1a1’4 (56%). Количественная оценка показывает, что среднее генетическое расстояние между кланами кыпчакского круга в три раза меньше, чем между кланами древнебашкирского круга. Выводы Таким образом, параллельный анализ генофонда по маркерам Y-хромосомы и родовой структуры юго-восточных башкир позволил выявлять закономерности генетической истории башкир. Древнебашкирские кланы слабо взаимодействовали с генофондами кланов кыпчакского происхождения, несмотря на большой период совместного проживания на юге исторической Башкирии. Однако кланы кыпчакского круга включили в себя значительные генетические компоненты древнебашкирских кланов, то есть потестарная организация этих кланов была ориентирована на инклюзию иноэтничного компонента. На сохранение структуры популяций влияли два основных фактора: кланово-улусная система и многоукладное хозяйство, обеспечивавшие правовую и экономическую самостоятельность башкирских кланов. Основной генетический пласт юго-восточных башкир ассоциирован с финно-угорским населением Восточной Европы и Урала. Центральноазиатское (монгольское) влияние на их генофонд выражено крайне слабо. Это подтверждает тезис историографии о том, что Башкирия не входила в зону кочевания ордынского населения, будучи не привлекательной для ведения кочевого хозяйства. http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=32470&fbclid=IwAR1u2kMDGL_USDWkQKvQ3iz2rcwidFHQyRJ1khy99OS1m4r8K7X18xO2Bio
    1 балл
×
×
  • Создать...